Юридические услуги. Юридические услуги Будьте внимательнее в переходный период

В статье расскажем о том, что делать начинающему заказчику, чтобы начать закупочную деятельность, как составить положение о закупках, какие правила и сроки учесть, а также о том, как поставщику подготовиться к первой закупке.

Закупки по 223-ФЗ простым языком для новичков

Начинающим заказчикам полезно знать, кто подпадает под действие 223-ФЗ. Об этом сказано в ст. 1 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сюда относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д., автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50%. Кроме того, в числе заказчиков - дочерние общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит также руководствуются бюджетные учреждения и унитарные предприятия, но при условии, что они опубликовали в ЕИС положение о закупках. Правило действует для закупочных процедур:

  • за счет грантов и субсидий;
  • за счет собственного дохода;
  • в которых БУ выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для выполнения своих обязательств.

Кроме перечисленных юрлиц под действие 223-ФЗ подпадают федеральные унитарные предприятия, которые имеют существенное значение для обороноспособности и безопасности государства. Порядок проведения закупок заказчики устанавливают в своем положении. Закон 223-ФЗ регламентирует:

  • общие правила конкурентных закупок;
  • алгоритм проведения электронных процедур;
  • требования к закрытым закупкам;
  • требования к закупкам у едпоставщика;
  • ведение реестров договоров, недобросовестных поставщиков;
  • ведомственный контроль за деятельностью заказчиков и прочие моменты.

Документация для конкурентных закупок: что поменять в сроках, терминах и требованиях,

С чего начать

Рассмотрим план действий для начинающих заказчиков по 223-ФЗ. Необходимо последовательно пройти следующие этапы:

    1. получить электронную цифровую подпись;
    2. зарегистрироваться на официальном сайте госзакупок (ЕИС);
    3. пройти базовое обучение по ЕИС или изучить базу знаний самостоятельно;
    4. разработать и разместить положение о закупках;
    5. составить план закупок;
    6. пройти обучение закупкам по 223-ФЗ для чайников. Это можно сделать в Высшей школе госзакупок

В положении о закупках укажите:

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС,

В 223-ФЗ указаны способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Но заказчики могут использовать и другие, если включат их в положения. При этом стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения, МУПы, ГУПы, а также дочерние компании заказчиков должны применять типовые положения. Типовое положение о закупке по 223-ФЗ должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  • порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  • способы закупок и условия их применения;
  • срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Еще один момент, о котором нужно знать начинающему заказчику: перед началом закупки необходимо создать комиссию. Делать это заказчиков обязали с 2018 года. Чем занимаются члены комиссии:

  • участвуют в подготовке извещения и документации;
  • проверяют поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечают на запросы разъяснений документации;
  • привлекают экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимают решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проводят переговоры с участниками;
  • выбирают победителя;
  • принимают решения об отказе от процедуры и т.д.

Комиссия должна состоять минимум из 5 членов. Рекомендуется включать в состав специалистов, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. Создать комиссию поможет рекомендация системы Госзаказ с примерами из практики заказчиков и шаблонами документов.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Документ

Срок размещения в ЕИС

Положение

15 дней с момента утверждения

Изменения в положение

15 дней с даты утверждения

Извещение

20 дней до конца срока подачи заявок

Изменения в извещение

Закупочная документация

Одновременно с извещением

Разъяснения

3 дня с даты получения запроса

Протоколы

Договор после подписания

Изменения в договор

Отчетность

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

Что изменилось для заказчиков по 223-ФЗ в 2019 году

Читайте в статье, что нового появилось в законе о закупках отдельными юрлицами и как работать по новым правилам.

Как работать на тендерах с особыми условиями. 12 интересных способов закупок по 223-ФЗ

Существуют «классические» понятные конкурсы и аукционы, но иногда можно встретить довольно экзотические наименования, типа «комплексная закупка» или «консолидированный отбор». Но не пугайтесь. Заказчик действительно имеет право предусмотреть в положении о закупке иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки любым способом - то есть как именно он проводит ее.

Просто о сложном для начинающих поставщиков по 223-ФЗ

Что делать начинающему поставщику, чтобы начать участвовать в закупках? Как и заказчикам, рекомендуем пройти базовое обучение по закупочным процедурам 223 закона, чтобы иметь представление об их правилах, типах, о порядке подачи и критериях оценки заявок и др.

Необходимо получить электронную цифровую подпись, настроить рабочее место и приступать к поиску процедур. Большинство закупок проводятся в электронной форме. Чтобы в них участвовать, необходимо получить аккредитацию на той площадке, на которой проводится закупка. Об этом можно прочитать в извещении.

Изменениями 2019 года

Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок - это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.

В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Указывать товарный знак и страну производства в документации заказчикам запретили. Считается, что это ограничивает конкуренцию. Если указываете ТЗ, не забудьте приписать «или эквивалент». Эту фразу можно использовать в следующих случаях:

  • товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
  • закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки;
  • закупаются товары для исполнения госконтракта;
  • условие о товарном знаке предусмотрено международным договором, в рамках которого проводится закупка.

Важно, что разрабатывать документацию заказчики должны ко всем закупкам за исключением запроса котировок. По новым требованиям необходимо указывать цену договора или ее формулу, а также требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимые для участия документов.

Вложенные файлы

  • Руководство пользователя 223-ФЗ в ЕИС.pdf

31.12.2017 г. был опубликован Законопроект № 821534-6 . Часть содержащихся в нем изменений действует с момента опубликования. Что касается другой части поправок, то они вступят в силу 01.07.2018 г. У государственных заказчиков остается время на приведение положения о закупках в соответствие с оговоренными изменениями. Сделать это необходимо до 1 января 2019 г. Закупки, извещения по которым опубликованы в Единой Информационной Системе до того, как было размещено положение о закупке, где учтены изменения Закона № 223 , необходимо проводить по правилам, которые действовали на дату размещения в ЕИС извещения.

Применение Закона № 223: новые особенности

1. Положения закона будут распространяться на государственные закупки для коммерческого использования. Это значит, что точка зрения, высказанная ранее Минэкономразвития РФ, получила законодательное подтверждение. Причем будет исключена возможность ее другого толкования.

2. Перечень отношений, на которые действие Закона № 223 не распространяется, расширится. В частности, в этот список войдут закупки, проводимые у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым Кодексом России взаимозависимы с заказчиком. Перечень таких компаний необходимо будет не только отразить в положении о закупке, но и представить обоснование причин включения в это положение каждой компании.

3. В типовом положении нужно будет приводить дату, до наступления которой указанные предприятия и учреждения обязаны привести своё положение о закупках в полное соответствие с типовым. Утвержденное положение надо будет размещать в ЕИС. Изменения такого положения будут размещаться в этой системе аналогичным образом.

4. Законодательно закрепят типовое положение о закупках. Принимать этот документ и устанавливать круг заказчиков, которые обязаны его применять в ходе утверждения либо изменения своих положений о закупках, вправе орган власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя автономного либо бюджетного учреждения. Это право также есть у организации или органа власти, которые выполняют функции собственника унитарного предприятия.

Закупочный процесс: изменения

1. Положение о закупке будет предусматривать неконкурентные и конкурентные методы закупок. Проводить конкурентные закупки нужно будет в электронной форме (при условии, что заказчик не оговорил в положении о закупке иное). Конкурентные госзакупки, в которых имеют право принимать участие исключительно субъекты СМП, будут проводиться лишь в электронной форме.

2. Проведение конкурентных закупок можно будет осуществлять в виде аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок. Заказчики получат право предусматривать другие конкурентные способы, но только при их соответствии нормам Закона № 223.

3. Предусмотрят порядок проведения конкурентных закупок. К примеру, участники получат право направлять запросы о необходимости разъяснения положений документации о закупке. В течение трех дней (рабочих) от даты поступления запроса государственный заказчик обязан будет на него ответить и разместить ответ в ЕИС. Заказчик вправе отменить конкурентную закупку, если срок подачи заявок не окончен. По истечении срока и до того, как будет заключен договор, отмена конкурентной закупки возможна лишь при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.

4. Порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме, а также особенности их проведения среди субъектов СМП, установят отдельно. Проводиться они будут на ЭТП.

5. Положение о закупке должно будет содержать способы осуществления неконкурентных закупок, порядок, а также перечень случаев, когда государственные закупки могут проводиться у единственного поставщика.

6.Закрепят правила описания предметов закупки. Так, документация должна будет содержать их качественные, технические и функциональные характеристики. Если при описании предмета закупки используют товарный знак, его указание необходимо сопровождать словосочетанием «или эквивалент». Это правило можно не соблюдать в ряде случаев, к примеру, при проведении закупок запасных частей к оборудованию.

Как изменятся нормы Закона № 223 об обжаловании

С начала 2018 года стало можно обжаловать действия или бездействие не только заказчиков, но и операторов ЭТП, а также закупочной комиссии. Расширился перечень случаев, при возникновении которых возможно обращение с жалобой в антимонопольный орган. В этот перечень добавлены новые пункты:

  • проведение заказчиком закупок с нарушением положения о закупке или (и) норм Закона № 223;
  • нарушение оператором ЭТП Закона № 223 при проведении закупки (вступает в силу с 01.07.2018 г.).

2. Появилась норма, на основании которой при совершении обжалуемого действия либо бездействия после окончания установленного срока подачи заявок, их может обжаловать лишь подавший заявку участник закупки.

3. Установлено правило о том, что при рассмотрении жалобы антимонопольный орган будет ограничен лишь доводами, которые составляют предмет обжалования.

Другие положения законопроекта

1. В документации и извещении вместо информации о начальной цене договора может быть установлена цена единицы товара (услуги, работы), максимальная цена договора или формула определения цены контракта, а также её максимальное значение.

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Планирование Заказчики смогут публиковать изменения в плане-графике за один день до закупки. Госкорпорации и значимые учреждения будут нормировать закупки
Способы закупки С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, запрос котировок, запрос предложений. С 1 января 2019 года электронные закупки — обязанность. Электронные площадки смогут взимать плату с заказчиков и участников. Внесли правки во все конкурентные закупки и в правила закупок у едпоставщика
Проведение закупки Участников обяжут декларировать, что нет законодательных ограничений для их участия в закупке. Требовать обеспечить заявку заказчики смогут только при НМЦК выше 1 млн руб.
Контракт В контракты будут включать новое обязательное условие — вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей. При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок. Информацию в реестр контрактов необходимо направить в течение пяти рабочих дней, а не трех
Контроль и обжалование Контролеры не будут сравнивать сведения в документации и протоколе. Расширили список процедур, которые вправе обжаловать заказчик


Планирование

Изменили сроки, в которые необходимо вносить изменения в план-график. С 1 июля 2018 года для некоторых случаев действует сокращенный срок. Правила нормирования будут использовать две госкорпорации.

Сократили срок для плана - гарфика

По общему правилу заказчик вносит изменения в план-график и только спустя 10 календарных дней вправе размещать извещение о закупке в ЕИС или направлять приглашение на закрытую закупку. Для правила ввели исключения - срок сократили до одного календарного дня для закупок:

Наименование закупки Норма 44-ФЗ
Повторный конкурс или новая закупка, когда конкурс не состоялся Часть 2 статьи 55
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда повторный конкурс не состоялся Часть 4 статьи 55
Новая закупка или повторный конкурс, когда двухэтапный конкурс не состоялся Части 5, 6 статьи 55
Запрос предложений в электронной форме или новая процедура, когда не состоялся электронный конкурс. При этом сроки подачи заявок на электронный конкурс уже продлевали Часть 4 статьи 55.1
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда электронный аукцион не состоялся Часть 4 статьи 71
Повторная закупка, когда заказчик продлил срок подачи заявок на запрос котировок, но заявок не поступило Часть 4 статьи 79
Новая закупка, когда электронный запрос котировок не состоялся. При этом сроки подачи заявок на электронный запрос котировок уже продлевали Часть 2 статьи 82.6
Повторный запрос предложений, когда на первую закупку не поступило заявок Часть 19 статьи 83
Новая закупка, когда электронный запрос предложений не состоялся Часть 27 статьи 83.1
Закупка у единственного поставщика Часть 1 статьи 93

Извещение должно быть опубликовано, не ранее размещения внесенных изменений плана-гарфика в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи. (часть 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ)


Правила нормирования стали применяться на Госкорпорации

Правила нормирования, которые установило Правительство, будут применять госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Наиболее значимые учреждения определяют по Бюджетному кодексу.

Росатом и Роскосмос будут утверждать требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельные цены продукции и нормативные затраты на обеспечение функций. Речь о закупках самих госкорпораций и подведомственных им организаций (части 4.1, 7 в статью 19 Закона № 44-ФЗ).

Извещение

Дополнили перечень информации обязательной для указания в извещении о проведении закупки

Статьей 42 Закона № 44-ФЗ установлено, какую информацию нужно включать в извещение о закупке.


Способы закупки

Появились новые электронные процедуры

Заказчики обязаны проводить на электронных площадках все конкурентные закупки. Предусмотрен переходный период - с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года.

С 1 июля 2018 года заказчики, вправе применять новые электронные формы процедур, а с 1 января 2019 года - обязаны закупать продукцию только электронными процедурами. Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме нельзя с 1 января 2019 года.
Закупать в бумажной форме можно только в исключительных случаях:

  1. закупки заказчиками за рубежом;
  2. запросы котировок для скорой медпомощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;
  3. предварительный отбор участников закупки или запрос котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  4. закрытые способы закупки;
  5. закупки у едпоставщика;
  6. закупки согласно решениям Правительства.

Новые правила для электронных процедур.

  1. Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство.
  2. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках.
  3. Пока площадки не отобрали, электронные закупки будут проводить на работающих сейчас площадках.
  4. Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки.
  5. Из Закона № 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.
  6. Одно из обязательных требований электронной закупки - стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись. Получить подпись можно в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах. До конца 2018 года квалифицированную электронную подпись выдает Казначейство.
  7. Операторы электронных площадок смогут брать деньги за то, что проводят электронный аукцион. Раньше плата была под запретом. Также запрещалось брать деньги с участников электронного аукциона за аккредитацию и за участие в закупке. Порядок и размеры платы Правительство вправе установить с 1 июля 2018 года.


Основные изменения в открытом конкурсе.

Убрали из статьи 48 Закона № 44-ФЗ фразу, что заказчик проводит открытый конкурс во всех случаях, кроме исключений.

Конкурсная заявка:

  1. В заявке все участники указывают почтовый адрес, а не только юрлица, как было ранее.
  2. В заявке участник представляет документы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму. Если участник не представит документы, заявку приравнивают к предложению с иностранным товаром, работами или услугами иностранных лиц.
  3. Страну происхождения товара участник указывает, только когда заказчик установил в извещении и документации условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров.
  4. Каждый том заявки должен содержать опись.


Рассмотрение заявки:


Заявку нужно отклонить, если участник не представит обеспечение заявки или если отказ предусмотрен НПА в рамках нацрежима. Допустим, заказчик не приложил к заявке документы, которые подтверждают преимущества для организаций УИС или инвалидов. Тогда отклонять заявку нельзя.

Протоколы.

Убрали требование, что к протоколу рассмотрения и оценки заявок единственной заявки заказчик обязан приложить предложение участника по объекту закупки, цену единицы, наименование страны происхождения товара.

Основные изменения в электронном аукционе

С 1 июля 2018 года утрачивают силу нормы Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют документооборот и порядок заключения контракта при электронном аукционе. Это связано с тем, что теперь в законе появилась статья по электронным закупкам (ст. 24.1, 60 и 70 Закона № 44-ФЗ).

Аукционная заявка.

Изменили порядок подачи заявки на аукцион.
В первой части заявки участник представляет согласие поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на условиях документации. Добавили, что согласие подают через электронную площадку. В случае если, закупаете товары или работы и услуги, для которых участник использует товар. Тогда в первой части участник прописывает:
  • страну происхождения товара, только если заказчик установил нацрежим;
  • конкретные показатели товара и товарный знак при наличии. Информацию включают в заявку, если в документации нет товарного знака или если участник предлагает товар с товарным знаком, отличным от товарного знака из документации.
Во второй части:
  • Почтовый адрес указывают все участники, а не только юрлица, как было раньше.
  • Если во второй части участник не представит документы по нацрежиму, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.
Добавили еще одно основание, когда оператор вернет заявку - если сведения об участнике есть в реестре недобросовествных поставщиков. Условие - заказчик ограничил в документации о закупке участников из РНП.

У заявки теперь не порядковый номер, а идентификационный. Такой номер присваивает заявке и сообщает участнику оператор электронной площадки. Идентификационный номер указывают в протоколах.

Рассмотрение заявки.

Изменили срок, в который заказчик рассматривает первые части заявок. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.


Протоколы.

Протокол о рассмотрении первых частей теперь включат дополнительное условие - наличие среди предложений участников иностранных товаров, работ или услуг иностранных лиц. Эти сведения в протоколе пишут при закупках с установленым нацрежимом.

Шаг аукциона.

Шаг не может составлять меньше 100 руб. Величина снижения НМЦК - от 0,5 процента до 5 процентов.

Основные изменения в запросе котировок

Котировочная заявка
  • В котировочной заявке участник указывает:
  • почтовый адрес
  • предложение о цене контракта, а также необходимо прописать предложение о цене каждого наименования товара
  • декларация о соответсвии требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
  • если в закупки установлен национальный режим, участник предоставляет документы о соответсвии товара. Если такие докмуенты не предоставлены, то заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

Протокол
Результаты рассмотрения и оценки заявок комиссия заказчика оформляет протоколом. В протокол теперь необходимо включать наименования и характеристики товара, который поставляют участники.

Основные изменения в запросе предложений

С 1 июля 2018 года нельзя проводить запрос предложений, когда не состоялся повторный электронный аукцион. Запрос предложений заказчик вправе провести, только если не состоялся повторный конкурс (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов.

Присутствовать на вскрытии конвертов вправе не только участники, но и ихпредставители.

При вскрытие конвертов, комиссия объявляет:

  • место,
  • дату и время вскрытия,
  • название или Ф. И. О.,
  • почтовый адрес участника.
Комиссия озвучивает, есть ли сведения и документы, которые предусмотрены документацией, условия исполнения контракта. Перечисленную информацию комиссия вносит в протокол.

Рассмотрение заявок.

Дополнили причины, когда комиссия должна отклонить заявку участника:
  • заявка не отвечает извещению;
  • участник представил недостоверную информацию;
  • в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по национальному режиму.


Окончательные предложения.

Добавили правило, что окончательное предложение участника запроса предложений не может ухудшать условия из заявки. Если участник нарушит это правило, окончательное предложение заказчик отклоняет. В этом случае окончательным считают предложение из заявки.

Основные изменения в закрытых закупках

С 1 июля 2018 года закрытые процедуры вправе проводить:
  1. федеральные органы исполнительной власти с функциями по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности страны;
  2. государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, которые подведомственны заказчикам из пункта 1.
Перечень органов, учреждений и предприятий утверждает Правительство.

Основные изменения в закупках у единсвенного поставщика

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, когда:
  • не состоялся запрос котировок на закупку товаров, работ, услуг для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недостаточно продукции, которую купили запросом котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС. Недостающий объем заказчик вправе купить у едпоставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. Единственного участника таких закупок приравнивают к победителю закупки (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Разрешили не размещать в ЕИС извещения о закупках у единственного поставщика федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции в области обороны, государственным управлениям в области обеспечения безопасности России, подведомственным им государственным учреждениям и унитарным предприятиям. Перечень органов, учреждений и предприятий определит Правительство.

Проведение закупки

К участникам закупки заказчики будут предъявлять еще одно требование. Размер обеспечения заявки будет зависеть от НМЦК, а требовать обеспечение можно при закупке до 5 млн руб.

Новые требования к участникам закупки

В единые требования к участникам закупки добавили пункт. Каждый поставщик, исполнитель или подрядчик должен потвердить, что законодательство не ограничивает его участвовать в закупке. Участник декларирует статус и подтверждает, что отвечает требованию, на электронной площадке. Заказчик устанавливает требование в извещении и документации.

Извещение дополнили перечень информации обязательно для указания

В статье 42 Закона № 44-ФЗ прописано, какую информацию нужно включать в извещение о закупке. Список информации дополнили. В извещении нужно писать в том числе:
  • конкретную часть статьи 15 Закона № 44-ФЗ - когда проводите закупку по частям 4-6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Если закупаете по частям 5 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, к извещению приложите копии договоров или соглашений, о которых говорится в этих частях;
  • преимущества для предприятий УИС и организаций инвалидов (ч. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
  • запреты, ограничения и условия допуска;
  • информацию о закупке по государственному оборонному заказу.

Обеспечение заявок Обеспечение заявки не устанавливаеться:

  • заказчик не вправе требовать обеспечить заявку, когда проводит конкурс или аукцион с НМЦК до 1 млн руб.
  • казенные учреждения в счаи если являються участниками закупки освобождаються от обеспечения заявки.
Размеры обеспечения при НМЦК выше 1 млн руб. Постановление Правительства от 12.04.2018 № 439

Для СМП и СОНО прекращает действовать особый режим с обеспечением. В редакции Закона № 44-ФЗ до 1 июля максимальный размер обеспечения для таких участников - не более 2 процентов НМЦК (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Случаи когда необходимо выделять лоты в закупке

Заказчик вправе разбить закупку на лоты, но это запрещено, когда проводите запрос котировок, запрос предложений, а также электронные закупки - закрытые или открытые. Делить на лоты можно только бумажные конкурсы и закрытый аукцион.

Когда выделяете лоты, для каждого лота отдельно указываеться:

  • объект закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • размер обеспечения заявки, когда установили требование;
  • сроки и другие условия поставки продукции.


Информация которую небходимо включить в контракт

Дополнили обязательные сведения, которые необходимо включать в контракт с 1 июля 2018 года. Скорректировали правила отчетности по контрактам.

Контракт Участник подает заявку на конкретный лот. Стороны заключают отдельный контракт по каждому лоту.
Правительство вправе определить требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Внесение сведений в реестр недобрасовестных поставщиков

Изменили правила, по которым направляют сведения в реестр недобросовестных поставщиков. Если от сделки уклонится единственный участник несостоявшейся конкурентной закупки, направьте сведения в РНП в течение трех рабочих дней. Срок отсчитывайте с деты, когда признали участника уклонившимся.
  • В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.
  • Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта.


Увеличили срок размещения информации в реестр контрактов

На два рабочих дня увеличен срок размещения информации о контракте в реестр контрактов. С 1 июля 2018 года заказчики вправе направлять такие сведения в реестр в течение пяти рабочих дней, а не трех, как ранее.

Правила изменения и расторжения контракта

Отменили требование публиковать в ЕИС информацию об изменении или расторжении контракта на следующий день после того, как контракт изменили или расторгли. Изменения или расторжения контракта вносятся в течение 5 рабочих дней. Также этот срок установлен для внесения сведений о контракте в реестр контрактов

Отчетность по контракту

Изменили порядок, в котором готовят отчет об этапах исполнении контракта.
1. Контракт заключили на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия.
2. Цена контракта превышает 1 млрд руб.
В остальных случаях отчитываться об этапах с 1 июля 2018 года не нужно.

Контроль и обжалование

Из Закона № 44-ФЗ исключили часть сведений, которые проверяют контролеры. Расширили перечень процедур, которые вправе обжаловать участник закупки.

Казначейство, органы финконтроля регионов и муниципалитетов, органы управления государственными внебюджетными фондами не станут сверять сведения в протоколах закупки и документации о закупке с 1 июля 2018 года.

Порядок обжалования с 01 июля 2018 года

Изменили правила, по которым можно обжаловать действия заказчика. Жалобу в бумажных процедурах, в том числе в запросе котировок, участник вправе подать в любое время с даты, когда заказчик опубликовал извещение или направил приглашения на закрытую закупку. Ранее срок отсчитывали с даты публикации в ЕИС плана закупок и обжаловали только положения документации.
Расширили перечень электронных процедур, в том числе закрытых, по которым участник вправе обжаловать действия заказчика. Добавили:
  • открытый и закрытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме, в том числе закрытый;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме, в том числе закрытый;
  • закрытый аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.


Изменения в 44-ФЗ с 2019 года


Новый термины

В Закон № 44-ФЗ ввели новые определения: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки. Термины определяют требования к организационно-правовой форме оператора, доле иностранного участия, информационной защищенности функционирования программно-аппаратных средств.
Понятие ставки рефинансирования заменили на ключевую ставку ЦБ. Неквалифицированную подпись заменили квалифицированной.
  • С 1 января 2019 года заказчики обязаны закупать продукцию только электронными процедурами
  • Участники должны будут регистрироваться в ЕИС.
  • В единой информационной системе и на электронной площадке заработает государственная информационная система.


Участники должны регистрироваться в Единой информационной системе

Участники закупки должны зарегистрироваться в ЕИС. Затем в течение одного дня информация об участниках попадает на все электронные площадки, которые отобрали для закупок по Закону № 44-ФЗ. Участника регистрируют в ЕИС и аккредитуют на площадке на три года. Перерегистрироваться можно будет не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока регистрации. За четыре месяца система уведомит поставщика о том, что срок истекает. За три месяца до окончания срока регистрации участник, который не прошел перерегистрацию, не сможет подавать заявки.
Участники, которые зарегистрируются в ЕИС, попадут в реестр поставщиков. Вести реестр будут в ЕИС с 1 января 2019 года.

Сроки аккредитации на ЭП

С 1 июля 2018 по 1 января 2019 Порядок аккредитации участников на электронной площадке прежний
С 1 января 2019 Старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестанет действовать. Утратит силу статья 61 Закона № 44-ФЗ
С 1 января 2019 по 31 декабря 2019 Участники, которые аккредитованы на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию в ЕИС
С 1 января 2019 Участник сможет пройти аккредитацию на электронной площадке только после регистрации в ЕИС
С 1 января 2020 Прекратят действовать реестры участников электронного аукциона, которые ведут электронные площадки


Новая информационная система

В ЕИС и на электронных площадках заработает новая государственная информационная система. Система нужна, чтобы мониторить и фиксировать действия и бездействие участников и заказчиков. Задача системы, в том числе, отслеживать работоспособность ЕИС и электронной площадки. В режиме реального времени система будет фиксировать действия, бездействие участников и заказчиков в ЕИС и на электронной площадке, вести видеофиксацию.
Кто будет отвечать за работу новой системы, определит Правительство. Система начнет работать с 1 октября 2019 года.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля

Таблица с кратким описанием изменений в ФЗ 223 с 01 июля 2018 года
Что изменили Краткое описание изменений
Способы закупок Расширили перечень конкурентных закупок: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Определили, какая закупка конкурентная. Регламентировали электронные закупки, которые будут проходить на электронных площадках. К неконкурентным отнесли закупки у едпоставщика и любые другие закупки, которые заказчик напишет в положении о закупке
Выбор поставщика Заказчики будут проводить закупки по новым правилам. Так, в описании предмета закупки нельзя указывать товарные знаки. В исключительных случаях написать товарный знак можно, но с фразой «или эквивалент». Требовать обеспечить заявку можно только при начальной (максимальной) цене договора от 5 млн руб. Размер обеспечения - до 5 процентов НМЦД. Изменили сроки, в которые необходимо публиковать извещения и заключать договоры
Правила закупки у МСП Закупки у МСП заказчики будут проводить только в электронной форме на электронных площадках, которые утвердит Правительство. Сроки для публикации извещения сокращены в сравнении с закупками на общих основаниях
Работа по Закону № 44-ФЗ Заказчики будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ, если не выполнят обязанность закупки у МСП, не разместят годовой отчет о закупках у МСП или опубликуют недостоверный отчет. При этом часть положений Закона № 44-ФЗ заказчики применять не будут
Правила работы операторов ЭП Оператором электронной площадки может быть только юрлицо. При закупках среди МСП закупки будут проводить только на ЭП из перечня Правительства
Отчетность при закупках Заказчики отдельно будут отчитываться о договорах с едпоставщиками по результатам конкурентных закупок, которые не состоялись. Не нужно будет публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса
Судебное обжалование Участники смогут обжаловать любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные власти и организации, созданные органами власти регионов, вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг
Закупки по инвестпроектам Правила закупок по инвестпроектам будут действовать, если стоимость такого проекта от 500 млн руб. Правила не применяют госкорпорации, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов, и «дочки» перечисленных организаций
Закупки с утвержденной НМЦД Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства

Основную часть поправок в Закон № 223-ФЗ внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Полный обзор изменений читайте далее в рекомендации.

Способы закупок

Два главных изменения - расширили перечень конкурентных закупок и установили правила закупок в электронной форме. Читайте о новшествах подробнее.

ДОБАВИЛИ КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ

К конкурсу и аукциону добавили запрос предложений и запрос котировок . Эти способы конкурентных закупок называют торгами. Все конкурентные способы заказчик вправе провести на электронной площадке, а также в закрытой форме. Перечень не исчерпывающий - заказчик имеет право написать в положении о закупке другие способы в дополнение к четырем, установленным Законом № 223-ФЗ.
Закупка конкурентная, если заказчик одновременно соблюдает три условия:
  1. Публикует сведения о закупке в ЕИС или отправляет приглашения потенциальным участникам.
  2. Обеспечивает конкуренцию за право заключить договор по итогам закупки.
  3. Описывает предмет закупки с учетом требований, которые перечислены ниже.
Способы неконкурентных закупок заказчики выбирают самостоятельно, в том числе закупку у едпоставщика.

ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК

Чтобы провести конкурентную закупку, заказчик публикует в ЕИС извещение и документацию. При запросе котировок документацию публиковать не нужно. Требования к заявкам участников заказчик прописывает в документации, а при запросе котировок - в извещении.
Претенденты вправе подавать только одну заявку, а при многолотовой закупке - одну заявку на каждый лот. До того как заказчик завершит принимать заявки, участник вправе изменить или отозвать заявку.
Любой участник вправе попросить разъяснить извещение и документацию. Опубликовать ответ в ЕИС необходимо в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Заказчик вправе не отвечать на запросы, которые поступили позднее чем за три рабочих дня до завершения срока подачи заявок. Менять разъяснениями суть документации нельзя.
Заказчик вправе отменить закупку до того, как завершит принимать заявки. Решение об отмене необходимо опубликовать в ЕИС.
Для выбора поставщика, заказчик создает закупочную комиссию. Протоколы закупки необходимо хранить не менее трех лет.

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПКЕ У ЕДПОСТАВЩИКА

Заказчики будут публиковать сведения о закупке у едпоставщика в ЕИС, только если предусмотрят такую обязанность в положении о закупке. Также в положении необходимо написать порядок такой закупки и полный перечень случаев, когда заказчик вправе заключить контракт с едпоставщиком. Проводить закупки у едпоставщика и другие неконкурентные процедуры поможет рекомендация.

ОПИСАЛИ ПОРЯДОК ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

При электронной закупке весь документооборот будет проходить на электронных площадках. Через ЭП участники будут подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации, а заказчики - публиковать разъяснения в ЕИС, получать доступ к заявкам, формировать проекты протоколов. Работу электронной площадки обеспечит оператор. Документы заказчик, участник и оператор электронной площадки подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Чтобы участвовать в закупке, участник будет аккредитовываться на ЭП.
Чтобы изменить или отозвать заявку, участник направляет уведомление оператору электронной площадки. Сделать это можно не позже даты, в которую завершается прием заявок. Подробнее об электронных закупках смотрите в рекомендации.

РЕГЛАМЕНТИРОВАЛИ ЗАКРЫТЫЕ ЗАКУПКИ

Заказчики вправе провести любую конкурентную закупку закрытым способом. Закрытую форму выбирают, если сведения о закупке составляют гостайну либо информацию не публикуют в ЕИС по решению Правительства или координационного органа Правительства по закупкам в рамках инвестпроектов.
Сведения о закрытой закупке не публикуют в ЕИС. Заказчик направляет приглашения участвовать в закупке не менее чем двум возможным участникам. Заявку участник подает в запечатанном конверте. Как проводить закрытые закупки в электронной форме, определит Правительство.

Выбор поставщика

Описывать предмет закупки заказчики будут обязаны по правилам. Сроки для публикации извещения привязали к способам закупки. Что еще изменилось, читайте далее.

УТВЕРДИЛИ ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ

Описывать объект закупки заказчики будут по правилам, которые сходны с положениями Закона № 44-ФЗ. Необходимо написать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, работы или услуги.
Нельзя будет указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные названия, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страну происхождения товара. Исключение - нет другого способа точно описать товар. При этом необходимо использовать фразу «или эквивалент». Не нужно указывать на эквивалентность в случаях, когда заказчик покупает:
  • товары и необходимо обеспечить совместимость с товаром, который уже есть у заказчика;
  • запчасти на машины и оборудование, которыми заказчик уже располагает;
  • товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ;
  • товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.


ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ УКАЗЫВАЮТ НМЦД

Начальную (максимальную) цену договора в извещении и документации заказчики будут указывать одним из трех способов:
  1. начальная (максимальная) цена договора (НМЦД);
  2. формула цены и максимальное значение цены договора;
  3. цена единицы товара, работы или услуги и максимальное значение цены договора.


УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЯВОК

Если заказчик требует обеспечить заявку, то условия необходимо написать в извещении и документации. Как обеспечить заявку, заказчик пропишет в положении о закупке. Это могут быть денежный залог, банковская гарантия и другие способы по Гражданскому кодексу. Участник сам выбирает способ из тех, которые установил заказчик.
Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
Установить обеспечение заказчик вправе, если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не должен превышать 5 процентов НМЦД.
Заказчик не вернет обеспечение, если победитель закупки не заключит договор или не предоставит обеспечение договора (если оно предусмотрено извещением).

ИЗМЕНИЛИ СВЕДЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИИ И ДОКУМЕНТАЦИИ

К сведениям, которые заказчик будет обязан указать в извещении с 1 июля 2018 года, добавили:
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке;
  • срок и порядок подачи заявок на закупку;
  • порядок, в котором заказчик подводит итоги закупки (этапов закупки);
  • описание объекта закупки согласно правилам, которые описаны выше.
Изменили содержание документации. Заказчики дополнительно будут указывать:
  • требования к участникам и субподрядчикам при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства и продукции, которая связана с использованием атомной энергии;
  • описание предмета закупки согласно правилам, которые описаны выше.
Кроме того, в извещение и документацию необходимо включить правила расчета НМЦД. Читайте подробнее, что написать в извещении и в документации.
Изменят порядок, в котором вносят поправки в извещение и документацию. Если заказчик меняет извещение и документацию, необходимо, чтобы после публикации поправок осталось не менее половины срока подачи заявок согласно положению о закупке. Допустим, опубликовали извещение об аукционе 2 июля. Заявки принимаете 15 календарных дней, то есть до 18 июля. 16 числа изменили документацию. Продлить срок необходимо не менее чем на 8 календарных дней, то есть до 26 июля.

ИЗМЕНИЛИ СРОКИ ПУБЛИКАЦИИ ИЗВЕЩЕНИЙ

Сроки, в которые заказчики будут публиковать извещение в ЕИС, зависят от способа закупки. Отсчитывать срок необходимо с даты публикации извещения до даты, когда завершите принимать заявки, а при запросе предложений - когда проведете запрос. Сроки для закупок у МСП и для закупок на общих основаниях отличаются.
Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Сейчас заказчик должен дать участникам не менее 20 календарных дней, чтобы подать заявки. Правило действует только для конкурса и аукциона. Сроки для конкурентных закупок, которые не являются торгами, заказчик устанавливает в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОТОКОЛОВ

Заказчики будут составлять два вида протоколов: по каждому этапу закупки и по результатам выбора поставщика (итоговый протокол).
Сведения, которые необходимо включить в протоколы, смотрите в таблице.
Протокол этапа закупки Итоговый протокол
Дата подписания протокола.

Результаты рассмотрения заявок (если на этапе заказчик рассматривает заявки).
Результаты оценки заявок с итоговым решением комиссии о том, отвечают ли заявки требованиям документации.

Дата подписания протокола.
Количество заявок, дата и время регистрации каждой заявки.
Наименование или Ф. И. О. участника, с которым заказчик заключит договор.
Номера заявок в порядке уменьшения выгодности предложений участников.
Результаты рассмотрения заявок.
Результаты оценки заявок.
Причины, по которым закупка не состоялась (при необходимости).
Другие сведения согласно положению о закупке


ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Стороны будут заключать договор не раньше чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик опубликовал в ЕИС итоговый протокол. Другой срок действует, если участник обжаловал закупку в ФАС или если заказчику необходимо одобрение органа управления. В этом случае договор стороны подписывают не позднее чем через пять рабочих дней с даты, когда заказчик получил одобрение или антимонопольный орган вынес решение.
По итогам конкурентной закупки заказчик сможет заключить договоры с несколькими участниками в случаях, которые предусмотрел в положении о закупке. Например, договор с несколькими подрядчиками на научно-исследовательские работы.

Правила закупки у МСП

Закупки среди малого и среднего бизнеса заказчики будут проводить только в электронной форме. При закупке у МСП заказчик вправе провести конкурс по этапам, на которых:
  • обсудит с участниками характеристики продукции, чтобы уточнить их;
  • обсудит предложения участников, чтобы уточнить характеристики продукции;
  • рассмотрит и оценит заявки;
  • проведет квалификационный отбор;
  • сопоставит дополнительные ценовые предложения участников.
Если заказчик включает этапы, то обязан соблюдать последовательность, которая описана выше. Сроки для каждого этапа необходимо описать в документации. Каждый этап в закупку можно включить только один раз.
В аукцион и в запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора, сроки которого необходимо написать в документации. При запросе котировок квалификационный отбор заказчики проводить не будут.
Участник вправе предоставить обеспечение заявки в форме денежного залога или банковской гарантии. Другие формы обеспечения при закупке среди МСП не предусмотрены. При этом деньги претендент вносит не на счет заказчика, а на специальный счет, который открывает в банке из перечня Минфина.
Заявки на конкурс, аукцион и запрос предложений будут состоять из двух частей и ценового предложения. В первой части МСП описывает продукцию. Во второй - указывает сведения о себе, описывает потребительские свойства продукции, приводит другие условия исполнения договора.
Договор заказчик и субъект МСП будут заключать на электронной площадке. Победитель вправе направить заказчику протокол разногласий - также через электронную площадку. Подробнее об электронных закупках у МСП читайте в рекомендации.

Порядок работы по 44-ФЗ

Заказчики, которые не выполнили обязательства по закупкам у МСП, работают по Закону № 44-ФЗ. Нарушители с 1 июля будут применять не все положения Закона № 44-ФЗ, а только:
  • обосновывать цену контракта;
  • выбирать способ закупки;
  • закупать товары, работы и услуги у СМП и СОНО;
  • предъявлять требования к участникам;
  • оценивать заявки;
  • создавать закупочную комиссию;
  • выбирать поставщика;
  • направлять в ФАС сведения об участниках для включения в реестр недобросовестных поставщиков;
  • заключать контракты с едпоставщиками по правилам части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик работает по Закону № 44-ФЗ, если не выполнил обязанность закупать у МСП продукцию в объеме, который определило Правительство, не опубликовал отчет о закупках у МСП в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет. Аналогичные правила работы по Закону № 44-ФЗ с 31 декабря 2017 года действуют для заказчиков, которые не утвердили и не опубликовали в ЕИС положение о закупке.

Требования к операторам электронной площадки

Работу электронной площадки обеспечит оператор. Оператором ЭП может быть только юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества. В уставном капитале юрлица доля иностранных граждан или лиц без гражданства, иностранных юрлиц должна составлять не более чем 25 процентов. Оператор должен владеть электронной площадкой, в том числе необходимым для работы ЭП оборудованием и программами.
Оператор электронной площадки обеспечивает секретность документов, которые получает от участника и передает заказчику. Запрещены переговоры заказчика с оператором электронной площадки, но только если такие переговоры создают преимущества для кого-либо из участников или разглашается конфиденциальная информация.
Требованиям к операторам площадок при закупках среди МСП другие. Такие площадки будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом дополнительных требований, которые установит Правительство. Сейчас функционирует шесть площадок, однако точный перечень определит Правительство.

Отчетность при закупках

С 1 июля 2018 года не нужно публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса. В ЕИС заказчики размещают сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки.

Порядок судебного обжалования

Участник вправе обжаловать в суде любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные органы власти и созданные ими организации смогут подать жалобу, только если заказчик:
  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел закупочной документацией;
  • не утвердил и не опубликовал в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС годовой отчет о закупках у МСП или разместил недостоверные сведения.
Корпорация МСП, региональные власти и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг. Сейчас действует только одно ограничение - обжаловать можно действия заказчика в отношении субъекта МСП.
Введут новое основание для жалобы в ФАС - нарушение Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки. Обратиться в антимонопольный орган по этому основанию вправе только участник закупки.

Закупки по инвестпроектам

Новые правила закупки при инвестпроектах действуют при одновременном соблюдении двух условий:
  1. Заказчик реализует инвестпроект с государственной поддержкой, при этом проект включен перечень инвестиционных проектов.
  2. Стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 500 млн руб.
Правило не будет действовать на следующих заказчиков:
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
Правительство наделят правом обязывать юрлица публиковать перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения. При этом продукцию из перечня заказчик вправе купить только после того, как предоставит сведения в координационный орган Правительства.
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

Закупки с утвержденной НМЦД

Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства. Закупать по согласованию с координационным органом также необходимо работы, услуги и аренду, если контрагент будет использовать товары из перечня.
Правила действовуют для следующих заказчиков:
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов принадлежит перечисленным юрлицам.

На данный момент, существуют два Федеральных закона о закупках. Это Федеральный закон 44 и Федеральный закон 223. Отличительной чертой ФЗ-223 является влияние только на одну из сторон сделки - на заказчика. Согласно этому закону, заказчик должен разработать, в соответствии с законодательными нормами, а затем утвердить положение о закупках.

Федеральный закон 223 был принят 18 июля в 2011 году. Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регулирует процесс и порядок закупок между юридическими лицами. Данный закон распространяется только на юридических лиц на территории РФ.

К этому списку относятся:

  • государственные компании и организации;
  • представители естественных монополий;
  • юридические автономные учреждения;
  • электросетевые компании, организации, занимающиеся газоснабжением, тепло и водоснабжением, а также другие коммерческие организации;
  • автономные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Основные положения 223 Федерального закона включают:

  • оформленный план, размещенный на портале госзакупок;
  • документация, относящаяся к приобретению товаров, должна быть доступна в ЕИС;
  • в случае электронного аукциона на закупку, заказчик должен выбирать поставщика, основываясь только на положениях о приобретении. Данные положения составляются, базируясь на 223-ФЗ.

Если заказчик столкнулся с недобросовестным поставщиком, который не выполнил требования о поставке товаров, то его можно занести в реестр. Ресстр недостойных поставщиков также основывается на 223 Федеральном законе.

Последние изменения 223-ФЗ «О закупках»

Изменения последней редакции 223-ФЗ «О закупках», коснулись порядка формирования отчетов. Также появилась СМП - программа партнерства при закупках. Нормирование приобретаемых товаров для заказчиков производится теперь самими заказчиками. Отдельным юридическим лицам разрешается самостоятельно выбирать электронную площадку для сделок.

В новой редакции, изменениям подверглись следующие статьи:

Статья 1.

Данная статья описывает цели регулирования 223 ФЗ, а также отношения им регулируемые. Изменения коснулись пятого пункта, из которого убрали местоимение «ими», относящееся к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Также, пункт 5 часть вторая первой статьи, был дополнен подпунктом об отсутствии привлечения средств бюджетной системы РФ, для государственных и мунипальных унитарных аптечных организаций.

Статья 2.

В этой статье описывается правовая основа приобретения товаров, а также, кем утверждается положение о закупке. Это могут быть органы высшего управления государственной корпорации, руководители унитарного предприятия, совет директоров, наблюдательный совет.

Статья 3.

Статья 3 223-ФЗ указывает принципы, которыми должен руководствоваться заказчик при скупке товаров.

В этот перечень входит:

  • информационная открытость;
  • равноправие между участниками сделки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и т. д.

Также, в статье уточняется, что сделку можно обжаловать в антимонопольном органе. Сделать это может любая сторона сделки.

Статья 4.

В статье описывается информация, которая должна содержаться в документации при оформлении купленных товаров.

К примеру, в извещении о закупке, согласно закону, должны быть указаны:

  • способ приобретения товаров или услуг;
  • идентификационные и контактные данные заказчика;
  • предмет сделки;
  • место и дата сделки и т. д.

Также, в документации о закупке должны быть сведения, базирующиеся на положении о закупке:

  • требования заказчика к качеству предмета закупки. Соблюдение его размера, упаковки, функциональных характеристик;
  • требования к содержанию и оформлению заявки о скупке;
  • порядок формирования цены договора;
  • форма и сроки оплаты товара и т. д.

Статья 5.

В пятой статьей 223 Федерального закона описывается реестр недобросовестных поставщиков. Согласно закону, статья указывает, что ведение данного реестра контролируется федеральным органом исполнительной власти. В реестр попадают поставщики, которые уклонились от заключения договора, или те, с кем договор был расторгнут в судебном порядке, из-за нарушения условий. Перечень сведений, включаемый в реестр, устанавливается Правительством РФ. Сведения хранятся в реестре два года с момента внесения, они должны быть доступны для ознакомления, без взимания платы.