Санпин в учреждениях дополнительного образования. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)

Регистрационный N 33660

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 "(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (приложение).

2. Считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27 (зарегистрированы в Минюсте России 27.05.2003, регистрационный номер 4594).

А. Попова

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -организации дополнительного образования).

1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на организации дополнительного образования, осуществляющие образовательную деятельность и реализующие дополнительные общеобразовательные программы различной направленности - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов организаций дополнительного образования.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для детей в организациях дополнительного образования, направленные на сохранение и укрепление их здоровья.

1.4. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.5. Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электромагнитных полей и излучений в здании и на территории организации дополнительного образования не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

При размещении организации дополнительного образования в помещениях, встроенных в жилые и общественные здания или пристроенных к ним, проводятся шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие в помещениях основного здания нормативные уровни шума.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора 1 .

1.7. Функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

1.8. Работники организации дополнительного образования должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке 2 .

Работники организации дополнительного образования проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года.

Работники организации дополнительного образования должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок 3 .

1.9. Каждый работник организации дополнительного образования должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

II. Требования к размещению организации дополнительного образования и ее территории

2.1. Участок, отводимый для размещения здания организации дополнительного образования, должен находиться за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

2.2. Через территорию организации дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения.

2.3. Территорию организации дополнительного образования рекомендуется ограждать забором и/или полосой зеленых насаждений.

Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях деревья высаживаются не ближе 15 м от здания, кустарники - не ближе 5 м.

2.4. На территории оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации дополнительного образования контейнерных площадках жилой застройки.

2.5. Территория организации дополнительного образования должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности на территории во время пребывания детей должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.

2.6. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых зданий организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

2.7. При устройстве на территории организации дополнительного образования открытых беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч и в другие спортивные игры) предусматриваются мероприятия по предупреждению затопления их дождевыми водами.

2.8. Покрытие площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

III. Требования к зданию организации дополнительного образования

3.1. Вновь строящиеся объекты организаций дополнительного образования рекомендуется располагать в отдельно стоящем здании.

Здания организаций дополнительного образования могут быть пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам, зданиям административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий).

Размещение организаций дополнительного образования во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) допускается при наличии отдельного входа.

Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания.

3.2 Входы в здания организации дополнительного образования оборудуются тамбурами или воздушно-тепловыми завесами.

3.3. Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования предусматриваются мероприятия для создания доступной (безбарьерной) среды.

3.4. Набор помещений здания организации дополнительного образования определяется направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

Рекомендуемые состав и площади помещений, в которых организуются занятия различной направленности (технической, художественной, естественно-научной, физкультурно-спортивной), реализующие дополнительные общеобразовательные программы, принимаются в соответствии с Приложением N 1 (таблицы 1, 2 и 3).

Помещения для теоретических занятий различной направленности предусматриваются из расчета не менее 2,0 м 2 на одного учащегося.

3.5. Помещения в здании организации дополнительного образования для занятий рекомендуется размещать с учетом их функционального назначения:

Мастерские скульптуры, керамики - на первых этажах здания с выходом на участок;

Гардеробы, помещения для спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий - на первых этажах здания;

Химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи - на последних этажах здания.

При наличии медицинского кабинета он размещается на первом этаже здания.

3.6. Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.7. При проектировании зданий организаций дополнительного образования высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена. Воздухообмен в основных помещениях организаций дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

3.8. Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.

3.9. При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания раздельно для мальчиков и девочек. Каждый занимающийся в зале обеспечивается шкафчиком или вешалкой для одежды.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций дополнительного образования при спортивных и хореографических залах оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая кабина на 10 человек.

3.10. На каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков.

Для персонала выделяется отдельный туалет.

В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом.

Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук.

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

3.11. Во вновь строящихся зданиях на каждом этаже выделяются помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды.

В ранее построенных зданиях предусматривается отдельное место (или помещение) для хранения уборочного инвентаря, которое оборудуется шкафом.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

В неканализованных районах здания организаций дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов).

4.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

4.3. При отсутствии в здании организации дополнительного образования горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств.

4.4. Помещения для переодевания и умывальные при спортивных и хореографических залах, помещения для занятий технической и естественно-научной направленности, изобразительным искусством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, туалеты обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусматривается подводка горячей и холодной воды со смесителями к душевым установкам.

V. Требования к естественному и искусственному освещению

5.1. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях организации дополнительного образования должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые, туалеты при спортивном зале; умывальные; туалеты для персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

5.2. В помещениях организации дополнительного образования обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

5.3. Светопроемы помещений для занятий должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.

5.4. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность предусматривается левосторонней, в слесарных мастерских - правосторонней.

5.5. В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта рекомендуются светлые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый. В помещениях для занятий живописью рекомендуется применять отделочные материалы и краски светло-серого или светло-голубого цвета.

5.6. В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами:

В учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

В мастерских по обработке металла, дерева - 300- 500 лк;

В швейных мастерских - 400 - 600 лк;

В изостудии, мастерских живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

В концертных залах - не менее 300 лк;

В помещении для музыкальных занятий - не менее 300 лк;

В спортивных залах (на полу) - не менее 200 лк;

В рекреациях - не менее 150 лк;

В помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

Для искусственного освещения предусматривается использование ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

5.7. Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

5.8. В помещениях для технического творчества при выполнении напряженной зрительной работы рекомендуется применять комбинированное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

5.9. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VI. Требования к отоплению, вентиляции и воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания организаций дополнительного образования оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений организаций дополнительного образования.

6.2. В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам:

В учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественно-научной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории - 20-22 С;

В вестибюле, гардеробе - 18-22 С;

В помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17-20 С;

В медицинских кабинетах, раздевальных при спортивных залах и залах хореографии - 20 - 22 С;

В душевых - 24 - 26 С.

Для контроля температурного режима помещения для занятий оснащаются бытовыми термометрами.

6.3. В помещениях организации дополнительного образования относительная влажность должна составлять 40- 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

6.4. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

6.5. Воздухообмен в основных помещениях организации дополнительного образования принимается в соответствии с Приложением N 2.

6.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

6.7. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.

Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола.

6.8. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания, с учетом поступления воздуха через верхнюю часть окна.

VII. Требования к помещениям для занятий различной направленности и их оборудованию

7.1. Мебель (учебные столы и стулья) должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями, офисной мебели. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения, игрушки и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

7.2. При мастерских масляной живописи, прикладного искусства и композиции рекомендуется оборудование кладовой.

При мастерских скульптуры и керамики выделяются изолированные помещения для обжига, оборудованные местной механической вытяжной вентиляцией, и кладовые для хранения глины и гипса.

7.3. В помещениях для занятий на музыкальных инструментах и вокалом выполняются шумоизолирующие мероприятия с использованием шумопоглощающих отделочных материалов, безопасных для здоровья детей.

7.4. Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

7.5. Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

Для размещения станочного оборудования (токарного, фрезерного, сверлильного) в технических лабораториях предусматривается не менее 4 м 2 на каждую единицу оборудования.

7.6. Все оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, а также столы и верстаки, за которыми проводится электропайка, дополнительно к общей системе вентиляции обеспечивается местной системой вытяжной вентиляции. Использование кислот в качестве флюса не допускается. Не допускается использовать свинецсодержащие припои.

7.7. Токарные станки устанавливаются параллельно окнам или под углом 20-30 , фрезерные - параллельно окнам.

7.8. Условия проведения занятий техническим творчеством должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

7.9. Состав помещений для спортивных занятий определяется направленностью дополнительной общеобразовательной программы по видам спорта.

Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной при спортивном зале.

7.10. Используемые спортивные маты, ковер, дадянги и другие инвентарь и оборудование должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции.

7.11. Средства, используемые для припудривания рук, хранятся в ящиках с плотно закрывающимися крышками.

7.12. Условия для занятий в бассейне обеспечиваются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

VIII. Требования к организации образовательного процесса

8.1. Организациями дополнительного образования, осуществляющими образовательную деятельность, организуется образовательный процесс в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой.

8.2. Занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в организациях дополнительного образования приведены в Приложении N 3.

8.3. Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов.

8.4. В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий организуется не менее 30-минутный перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений.

8.6. Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по видам искусств и по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не должен превышать 14 часов в неделю.

Объем максимальной аудиторной нагрузки для обучающихся в детских школах искусств по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю.

8.7. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

8.8. Продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут.

8.9. Занятия, направленность которых предусматривает трудовую деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

8.10. Зачисление детей для обучения по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

IX. Требования к организации питания и питьевому режиму

9.1. При организации питания детей в организации дополнительного образования руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

9.2. В организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3-х часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.

Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.

X. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

10.1. Территория организации дополнительного образования должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится ежедневно. Твердые бытовые отходы и другой мусор убираются в мусоросборники. Очистка мусоросборников проводится специализированными организациями.

Не допускается сжигание мусора на территории организации дополнительного образования и в непосредственной близости от нее.

10.2. Все помещения по окончанию занятий ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств. При наличии двух смен влажная уборка всех помещений проводится и между сменами.

Спортивный инвентарь и кожаные маты ежедневно протираются влажной ветошью. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса.

Матерчатые чехлы спортивных матов подвергаются стирке не реже одного раза в неделю и по мере их загрязнения.

10.3. В местах общего пользования (вестибюле, рекреации, гардеробных, душевых) влажная уборка проводится после каждой смены учебных занятий с использованием моющих средств, в санитарных узлах и душевых - с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью).

Чистка светильников общего освещения проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год; своевременно осуществляется замена неисправных источников света.

Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищаются от пыли.

Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Во время генеральных уборок в спортивных залах ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса.

10.4. Для уборки помещений используются разрешенные к применению для общественных помещений дезинфицирующие и моющие средства. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя в местах недоступных для детей.

Допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств в промаркированных емкостях.

10.5. Уборочный инвентарь маркируется, в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ, и хранится в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.

Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) маркируется красным цветом, используется строго по назначению и хранится отдельно от другого уборочного инвентаря. Использованные квачи и уборочный инвентарь обезвреживаются дезинфицирующими средствами, в соответствии с инструкцией по их применению.

10.6. При эксплуатации бассейна в организациях дополнительного образования должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества.

10.7. Не допускается проведение ремонтных работ в присутствии детей.

10.8. В помещениях организации дополнительного образования не должно быть насекомых и грызунов. При обнаружении насекомых и грызунов в течение суток организуются и проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации в соответствии с требованиями к проведению дезинфекционных и дератизационных мероприятий.

XI. Требования к соблюдению санитарных правил

11.1. Руководитель организации дополнительного образования является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

Наличие в организации дополнительного образования настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников организации дополнительного образования;

Выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации дополнительного образования;

Необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие медицинских книжек на каждого работника организации дополнительного образования и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований, профессиональной гигиенической подготовки;

Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 13, ст. 1484).

2 Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными Приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный N 28970).

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный N 32115).

Требования, установленные СанПиН для дополнительного образования детей, распространяются на все учебные заведения, независимо от того, государственные они или частные. Им обязаны следовать все организации и учреждения, предоставляющие внешкольное образование: центры, кружки, студии, дома детского творчества и т. д.

Поэтому скачать СанПиН о дополнительном образовании последнего образца и ознакомиться с ним рекомендуется всем владельцам учреждений.

Нормы СанПиН, касающиеся помещений

Один из главных вопросов, которые регулирует СанПиН - качество помещений, где обучаются дети. Роспотребнадзор ввел сразу несколько запретов и рекомендаций:

  • Запрет на размещение ДОД в непригодных для нормального обучения условиях: в подвальных помещениях, зданиях без центрального отопления, вентиляции и окон.
  • Обязательное наличие умывальника с теплой водой, для спортивных или танцевальных кружков или секций - полноценной душевой кабины. На десять человек должен быть хотя бы один источник воды.
  • Запрет на расположение зданий ДОД возле автомагистралей или железнодорожных путей, рядом со свалками, территориями заброшенных строений и прочими, теоретически опасными для обучаемых, местами.
  • Использование в оформлении правильных цветов. Холодные тона в отделке помещений рекомендуется применять только в том случае, когда их окна ориентированы на юг. Если окна выходят на север, надо отдавать предпочтение желтоватым теплым оттенкам.
  • Запрет на использование одной для обеих полов раздевалки. Теперь девочки и мальчики должны иметь разные помещения для переодевания перед репетициями или занятиями спортом.
  • Помещение должно быть подключено к холодной и горячей системе водоснабжения и оборудовано канализацией.

Актуальными остаются и старые нормы СанПиН для учреждений дополнительного образования: помещение, где проводится обучение детей, запрещено размещать рядом с объектами промышленности, стройками и т. д. Для безопасности территория учреждения должна быть ограждена забором. Доступ света в помещение не следует перекрывать слишком высокой изгородью или зелеными насаждениями.

Медицинский кабинет всегда должен располагаться на нижнем этаже учреждения, а помещения для детей дошкольного или младшего школьного возраста - на первом и втором.

Нормы образовательного процесса

Требования СанПиН в дополнительном образовании затрагивают и сам процесс обучения:

  • Занятия должны проводиться в дневное время суток (начинаясь при этом не ранее 8 утра и заканчиваясь не позже 8 вечера). Для лиц старше 16 лет допускается возможность обучения до 21.00.
  • Обучение может проводиться в индивидуальном и групповом формате.
  • Длительность внешкольных занятий в учебные дни - три академических часа, в выходные и на время каникул - четыре.
  • Спустя 30-45 минут работы с теорией должны проводиться десятиминутные перерывы.

Согласно нормам СанПиН для дополнительного образования от 2015 года владельцы организаций имеют право самостоятельно устанавливать продолжительность занятий и перерывов между ними, определять объемы аудиторной нагрузки и количество академических часов. Это хорошая новость для руководителей кружков по искусству и спортивных секций, поскольку 45 минут для одного занятия порой бывает недостаточно.

Какие требования предъявляют работникам ДОД

Так как работники учреждений дополнительного образования имеют дело с детьми, требования к ним достаточно строгие:

  • Наличие медкнижки со всеми результатами лабораторных исследований, отметками о достаточной санитарно-гигиенической подготовке и заключением врача о допуске к работе.
  • Обязательное прохождение медицинских осмотров в установленном порядке.
  • Наличие соответствующих прививок.
  • Гигиеническая подготовка при поступлении на работу и в дальнейшем минимум раз в два года.

Нормы СанПиН для дополнительного образования, согласно которым ранее требовалось наличие в учреждении медицинского сотрудника, были откорректированы. Теперь присутствие в штате человека с медобразованием необязательно. Для спортивных секций это, скорее, минус, поскольку вопросом с регулярными медицинскими осмотрами в организациях без медиков теперь нужно будет заниматься отдельно.

Дополнительные вопросы, поднятые в нормативном документе

Важным моментом является работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Учреждения ДО обязаны уделять им отдельное внимание, соблюдая при этом нормы СанПиН. Дополнительное образование по законодательству должно быть одинаково доступным и качественным для всех.

Также нормы СанПиН по дополнительному образованию 2015 года не обошли стороной и вопрос с организацией питания. Согласно предыдущим законам помещение, в котором происходят внешкольные занятия, не было предназначено для размещения там буфетов. Сейчас ситуация поменялась. Роспотребнадзор разрешает организациям устанавливать у себя на территории пункты по выдаче готовой продукции или буфеты. При этом, конечно же, необходимо соблюдать все правила безопасности, связанные с детским питанием.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41
"Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

2. Считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27 (зарегистрированы в Минюсте России 27.05.2003, регистрационный номер 4594).

А. Попова

Регистрационный N 33660

Разработаны СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Речь идет об организациях, реализующих дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

В самостоятельные разделы также помещены требования к помещениям для занятий различной направленности и их оборудованию, к организации образовательного процесса, к питанию и питьевому режиму, к санитарному состоянию.

Так, территорию организации рекомендуется ограждать забором и/или полосой зеленых насаждений. Помещения для занятий детей дошкольного (до 7 лет) и младшего школьного возраста (до 11 лет) размещаются не выше третьего этажа здания. Медкабинет следует располагать на первом этаже. Питьевая вода должна отвечать соответствующим требованиям.

Занятия начинаются не ранее 8.00 и заканчиваются не позднее 20.00. Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00.

За соблюдение санитарных правил отвечает руководитель организации.

СанПиН 2.4.4.1251-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)" признаны утратившими силу.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"


Регистрационный N 33660


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; 12.12.2011, № 50, ст. 7359; 11.06.2012, № 24, ст. 3069; 25.06.2012, № 26, ст. 3446), Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 № 211 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 25.03.2013, № 12, ст. 1245) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.<…> «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям дополнительного образования детей» (приложение).

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.4.<…> считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 № 27 (зарегистрированы в Минюсте России 27.05.2003, регистрационный номер 4594);

Г.Г. Онищенко

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации

от «__» ____ 2013г. № ____

Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям дополнительного образования

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.4. <…>

_______________________________________________________________

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования, дошкольным, общеобразовательным, профессиональным образовательным организациям, организациям высшего и дополнительного профессионального образования, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей до 18 лет независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее – организации).

1.2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией организаций, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей до 18 лет.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые организации.

Ранее построенные здания организаций, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.3. Организации должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил и нормативов.

1.4. Зачисление детей в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические, цирковые и иные профильные объединения, связанные с физической нагрузкой осуществляют на основе медицинского заключения о состоянии здоровья учащегося.

1.5. Наполняемость групп в организациях дополнительного образования определяется в соответствии с Приложением 1, за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в организациях спортивной направленности представлен в Приложении 2.

1.6. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

1.7. Уровни шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, ЭМП и излучений в зданиях организаций не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

1.9. Функционирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разрешается при наличии заключения о соответствии настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.10. Персонал организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке, должен быть привит в соответствии с национальным календарем профилактических прививок

Кратность прохождения профессиональной гигиенической подготовки составляет 1 раз в 2 года.

1.11. Каждый работник организации имеет личную медицинскую книжку, с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

II . Требования к земельному участку

2.1. Участок, отводимый для размещения здания организации должен находиться за пределами промышленных объектов и производств, санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Через территории организаций дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения.

2.2. Отдельно стоящие здания организаций размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве зданий организаций площадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Территорию организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.

2.4. На территории организации не высаживаются колючие кустарники, а также зеленые насаждения, дающие ядовитые плоды.

2.5. При наличии участка выделяют функциональные зоны. Количество функциональных зон и их размеры определяют в зависимости от направленности реализуемых дополнительных общеобразовательных программ.

На территории выделяют хозяйственную зону, на которой размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Для сбора твердых бытовых отходов на территории хозяйственной зоны устанавливаются контейнеры, с плотно закрывающимися крышками. Их располагают на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м со всех сторон. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, мест отдыха, игровых и физкультурных площадок, сооружений водоснабжения должно быть не менее 25 м. Площадку оборудуют с трех сторон ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.

2.6. Въезды и входы на территорию учреждения, проезды, дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора должны иметь ровное твердое покрытие.

2.7. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле не менее 10 лк.

III. Требования к зданию

3.1. Организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами. Входы в здания оборудуют тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха в соответствии со строительными нормами и правилами.

3.2. Вновь строящиеся отдельно стоящие здания организаций могут быть смешанной этажности, но не более четырех этажей.

3.3. Помещения, предназначенные для занятий детей, размещаются в наземных этажах зданий. Набор помещений зависит от образовательных программ, реализуемых в данной организации.

3.4. При поэтажном размещении помещений для занятий необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях или на участке) размещают на первых этажах с выходом на участок;

На первых этажах располагаются гардеробы, помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, залы для проведения зрелищных мероприятий, медицинский кабинет, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий размещаются химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, мастерские живописи (при организации верхнего освещения).

3.5. Состав и площади помещений организации рекомендуется принимать в соответствии с Приложениями 3 и 4.

3.6. Площади и оборудование помещений для занятий с использованием персональных компьютеров должны соответствовать гигиеническим требованиям к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.7. Высота помещений для занятий дополнительным образованием должна обеспечивать нормируемый воздухообмен (Приложение 5).

3.8. Поверхности стен, полов и потолков должны быть гладкими без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.9. Используемые отделочные и строительные материалы должны быть безвредными для здоровья детей.

3.10. На каждом этаже здания размещают раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для персонала выделяют отдельный санузел.

В ранее построенных зданиях допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.

3.11. Во вновь строящихся зданиях на каждом этаже выделяются помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном-сливом с подводкой к нему холодной и горячей воды.

3.12. При размещении организаций для занятий детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями обеспечиваются: отдельный вход, гардероб (место), санузлы, а также предусматривается наличие помещений, с мебелью и оборудованием в соответствии с ростом и возрастом детей.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания организаций оборудуют централизованными системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

4.2. В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, организацию необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах здания организаций дополнительного образования оборудуют внутренней канализацией при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов (или биотуалетов).

4.3. Помещения для занятий изобразительным искусством, скульптурой, техническим творчеством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения (при наличии), комнаты технического персонала, санитарные узлы обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. Мастерские рисования и лепки оборудуются двумя умывальниками.

4.4. При спортивных и хореографических залах оборудуются помещения для переодевания (раздельно для мальчиков и девочек), а также санузлы и умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях оборудуются душевые из расчета не менее 1 душевая сетка на 10 человек.

V. Требования к естественному и искусственному освещению

5.1. Основные помещения должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, санузлы при спортивном зале; санузлы персонала; гардеробные, костюмерные, кладовые и складские помещения; радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

5.2. В мастерских живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса - не менее 3,8 %; для II светоклиматического пояса - не менее 3,0 %; для III светоклиматического пояса - не менее 2,5 % .

5.3. Светопроемы помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

5.4. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

5.5. В помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, рекомендуется применять отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность, неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные стороны горизонта, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др. Для исключения цветоискажения рекомендуется окрашивать стены в помещениях для занятий живописью в нейтральные серые, голубые цвета.

5.6. Для отделки помещений используют отделочные материалы и краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0,8 , стен и оборудования - не менее 0,7 , пола - не менее 0,4.

5.7. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - не ближе 5 м.

5.8. На рабочих местах детей должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений - не менее:

· в учебных помещениях для теоретических занятий - 300 лк;

На поверхности доски 500 лк

· в мастерских по обработке металла - 600 лк;

· в мастерских по обработке дерева - 300 лк;

· в швейных мастерских - 600 лк;

· в изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 лк;

· в концертных залах - 300 лк;

· в спортивных залах - 200 лк (на полу);

·в рекреациях - 150 лк;

· в помещениях для занятий юных натуралистов - 300 лк.

5.9. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

5.10. Электролампы оборудуются закрытыми светильниками. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе детей.

5.11. Неисправные перегоревшие люминесцентные лампы собирают в герметичный контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. В основных помещениях организаций температура воздуха в зависимости от климатических условий должна соответствовать следующим параметрам:

В учебных помещениях и кабинетах, в помещениях для музыкальных занятий, пением, актовом зале, лекционной аудитории, вестибюле, гардеробе – 18-24°С;

В спортивном зале и помещениях физкультурно-спортивного назначения, хореографических залах, мастерских по обработке дерева, металла, помещениях технического моделирования – 17-20°С;

В медицинских кабинетах, раздевальных – 20-22°С;

В душевых - 25°С.

6.2. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60 - 30 % , скорость движения воздуха - 0,2 - 0 ,3 м/с; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45 - 30 % , скорость движения воздуха - не более 0 ,2 м/с.

6.2. Для поддержания оптимального температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами. отопительные приборы должны иметь съемные защитные экраны. ДСП для защитных ограждений не используется. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.3. Воздухообмен в основных помещениях должен соответствовать приложению 1.

6.4. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

6.5. Все помещения должны ежедневно неоднократно проветриваться. Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.

Проветривание проводят через фрамуги и форточки в отсутствие детей. В помещениях спален в холодное время года проветривание проводят перед сном. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии детей.

Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна быть не менее 1/50 площади пола.

6.6. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

VII. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности

7.1. Мебель, спортивное и игровое оборудование, инструменты и инвентарь должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Технические средства обучения и материалы, используемые для детского и технического творчества, должны быть безопасными для здоровья детей.

7.2. Требования к условиям занятий художественным творчеством:

7.2.1. Площадь мастерских масляной живописи определяют из расчета не менее 4,8 м 2 на 1 ребенка, для акварельной живописи и рисунка - из расчета не менее 4,0 м 2 на 1 ребенка. К мастерским живописи и рисунка должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м 2 .

7.2.2. Площадь мастерских скульптуры и керамики определяют из расчета не менее 3,6м 2 на 1 ребенка; мастерских прикладного искусства и композиции - из расчета не менее 4,5м 2 на 1 ребенка. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное помещение для обжига, оборудованное местной механической вытяжной вентиляцией, две кладовые для хранения глины и гипса. При мастерских прикладного искусства и композиции должна быть кладовая площадью не менее 9м 2 .

7.2.3 Площадь кабинета истории искусств определяют из расчета не менее 2,0м 2 на 1 ребенка. Площадь помещения для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18м 2 .

7.3. Требования к условиям музыкальных занятий.

7.3.1. Площадь помещений для индивидуальных занятий определяют из расчета не менее 12 м 2 ; для занятий хора и оркестра - не менее 2,0 м 2 на 1 ребенка; помещений для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 детей) не менее 36 м 2 .

7.3.2. Площадь помещения для хранения музыкальных инструментов составляет не менее 10 м 2 .

7.3.3. В помещениях для занятий на музыкальных инструментах и вокалом должны быть выполнены шумоизолирующие мероприятия с использованием шумопоглощающих отделочных материалов, безопасных для здоровья детей..

7.4 . Требования к условиям занятий хореографией.

7.4.1. Для занятий хореографией оборудуют зал площадью из расчета не менее 3м 2 на одного ребенка.

7.4.2. Для теоретических занятий выделяют помещения площадью из расчета не менее 2,0м 2 на ребенка. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18м 2 .

7.5. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, театральных постановок, спектаклей кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуют:

Концертный зал площадью из расчета не менее о,65м 2 на 1 посадочное место;

Две костюмерные для мальчиков и девочек (площадью не менее 10м 2) в удобной связи со сценой.

7.6. Требования к условиям занятий техническим творчеством.

7.6.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством должны соответствовать нормам, указанным в Приложении 2.

7.6.2. Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуют ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуют столярными и слесарными верстаками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.

7.6.3. Все оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции. Столы и верстаки, за которыми проводится электропайка, должны иметь местную вытяжную вентиляцию с механическим побуждением. Использование кислот в качестве флюса не допускается. Не допускается использовать свинецсодержащие припои.

7.6.4. Токарные станки должны устанавливают параллельно окнам или под углом 20-30°, фрезерные – параллельно окнам.

7.6.5. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей и санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

7.6.6. Условия проведения занятий техническим творчеством должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

7.7. Требования к условиям занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.должны соответствовать Приложению 3. За животными обеспечивается ветеринарный надзор. Запрещается использовать опасных и ядовитых животных, птиц и насекомых.

7.8. Требования к условиям проведения спортивных занятий.

7.8.1. Состав спортивных площадок и помещений для спортивных занятий определяется направленностью образовательной программы, спортивным профилем организации дополнительного образования.

7.8.2. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м 2 на одного ребенка. Рекомендуемая наполняемость спортивно-оздоровительных групп не более 15 человек.

7.8.3. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Спортивный инвентарь хранится в помещении снарядной.

7.8.4.Используемые спортивные маты должны быть покрыты материалами, легко поддающимися очистке от пыли, влажной уборке и дезинфекции.

7.8.5. Средства, используемые для припудривания рук, должны храниться в ящиках с плотно закрывающимися крышками.

7.8.6. При устройстве на территории организации открытых беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч и т.п.) для предупреждения затопления их дождевыми водами обеспечивается дренаж.

7.8.7. Спортивные и физкультурные площадки оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эксплуатации мест занятий физической культурой и спортом. Искусственные покрытия должны быть безопасными для здоровья детей.

7.8.8. Условия для занятий водными видами спорта и плаванием обеспечиваются в соответствии с гигиеническими требованиями к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

VIII. Требования к организации занятий детей

8.1. Занятия в организациях начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 час.

8.2. Перерыв между занятиями по основным образовательным программам и программам дополнительного образования для детей составляет не менее часа.

В организациях дополнительного образования при наличии двух смен занятий перерыв между сменами составляет не менее одного часа для уборки и проветривания помещений.

8.3. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в организациях дополнительного образования в учебные дни - не более 2 академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 4 академических часов в день. После 30 - 45 мин занятий рекомендуется устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин.

8.4. Продолжительность занятий и длительность отдельных видов деятельности приведены в Приложении 4 .

8 .5. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Рекомендуемая кратность посещения занятий одного профиля - не более двух раз в неделю.

8.6. организуют в соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

8.7. Безопасная непрерывная длительность применения интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, а для детей старше 9 лет – не более 30 минут. Для профилактики зрительного утомления у детей работу с интерактивной доской следует чередовать с другими видами деятельности и физкультминутками. Если доска не используется, следует ее выключать, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения детей.

8.8. Организация трудовой деятельности детей проводится в соответствии с требованиями, предъявляемым к условиям труда подростков.

8.9. Все работы в мастерских дети выполняют в специальной защитной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

8.11. Спортивные нагрузки на занятиях и соревнованиях, должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

8.12. К участию в соревнованиях и туристских походах дети допускаются с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

IX . Требования к организации питания

9.1. При организации питания в организации дополнительного образования для детей руководствуются санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального

9.2. Для детей, посещающих организации дополнительного образования, обеспечивается питьевой режим в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

X. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

10.1. В организациях должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

Территория должна содержаться в чистоте. На территории следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников проводят при их заполнении на 2 / 3 объема. После опорожнения мусоросборники дезинфицируют.

10.2. Во всех помещениях необходимо проводить ежедневную влажную уборку с применением моющих средств. При 2-х сменной организации занятий уборку необходимо проводить дважды: между сменами и в конце занятий.

Один раз в месяц проводят генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не реже 2 раз в год.

Места общего пользования (вестибюль, рекреации, гардеробные, душевые и т.п.) необходимо убирать после каждой смены с использованием моющих средств, а санузлы - с применением моющих и дезинфицирующих средств.

10.3. В санузлах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах моют теплой водой с мылом моющими средствами. Раковины и унитазы очищают квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи хранятся в специальных емкостях с дезинфектантами. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Санузлы обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом электросушителем (или бумажными полотенцами (салфетками) для рук.

10.4. Уборочный инвентарь для помещений маркируется по назначению и храниться в специальном шкафу или отведенном месте.

Уборочный инвентарь для санитарных узлов с сигнальной маркировкой, используется по назначению и хранится отдельно.

10.5. Для проведения уборки и дезинфекции используются моющие и дезинфицирующие средства, в соответствии с инструкцией по применению.

10.6. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя и в местах, недоступных для детей.

10.7. Обработка и дезинфекция спортивного инвентаря проводится следующим образом:

спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесосов; не реже 3 раз в месяц проводят влажную уборку;

ренировочные мешки, чучела и переносной спортивный инвентарь ежедневно протирают влажной ветошью, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

спортивные маты не реже 1 раза в неделю очищают от пыли с помощью пылесосов или выколачивают на открытом воздухе.

Матерчатые чехлы спортивных матов (исключая кожные), не реже 1 раза в неделю и по мере их загрязнения подвергают стирке; кожаные маты ежедневно протирают влажной ветошью.

10.8. При наличии бассейнов их содержание должно соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации плавательных бассейнов и качеству воды.

10.9. В помещениях уголков живой природы ответственным лицом (лицами) из числа персонала организации ежедневно проводится влажная уборка, чистка клеток, кормушек и замена подстилок, мытье поилок и смена вода.

XI . Требования к соблюдению санитарных правил

11.1. Руководитель организации является ответственным лицом за полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает:

Наличие в организации настоящих санитарных правил и норм, и доведение их содержания до сотрудников;

Выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками;

Необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

Своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;

Условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

Эффективную работу санитарно-технического, технологического и другого оборудования учреждения;

Проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

11.2. Руководитель организации дополнительного образования организует производственный контроль в соответствии с действующим санитарным законодательством.

11.3. За нарушение санитарного законодательства руководитель организации дополнительного образования несет ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение 1

Профили и объединения

Наполняемость групп

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий*

оптимальная

допустимая

Занятия с использованием компьютерной техники

2 по 45 мин

литературно-творческие

театральные

2 по 45 мин

2 по 45 мин

оркестровые

музыкальные

бального танца

2 по 45 мин

хореография

изобразительное искусство

2 - 3 - 4 по 45 мин

кинолюбителей

2 по 45 мин

шахматный клуб

2 по 45 мин

2 по 45 мин

группы начальной подготовки

радиоспорта

2 по 45 мин

занятия картингом

Приложение 1

Состав и площади помещений для занятий детей

техническим творчеством

Помещения

Площадь, м 2 не менее

на 1 ребенка

лаборантской

I . Группа помещений для детей младшего школьного возраста

Для технического моделирования с лаборантской

Для работы с природными материалами

II . Группа помещений мастерских

Мастерские по обработке древесины и металла

III. Группа помещений для конструирования

Лаборатория радиоконструирования с лаборантской

Для радиостанции

VI . Группа помещений научных обществ

Лаборатория физико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий

Лаборатория химико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий

Лаборатория астрономии с лаборантской и обсерваторией

V . Группа помещений для технических видов спорта

Лаборатория авиационного и ракетного моделирования с лаборантской

Лаборатория автомоделирования с лаборантской

Лаборатория судомоделирования с лаборантской

Помещение кинофотостудии с лаборантской

Приложение 2

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в объединения физкультурно-спортивной направленности

Вид спорта

Возраст, лет

Вид спорта

Гимнастика (дев.)

Гимнастика художеств.

Фигурное катание

Горнолыжный

Баскетбол

Бадминтон

Спортивное ориентирование

Спортивный туризм

Воднолыжный

Гимнастик а (мальчики)

Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)

Прыжки в воду

Синхронное плавание

Прыжки на лыжах

Фристайл

Парусный спорт

Настольный теннис

Плавание

Водное поло

Волейбол

Акробатик а

Прыжки на батуте

Конькобежный

Рок-н-рол

Легкая атлетика

Спортивные танцы

Лыжные гонки

Аэробика

Шорт-трек

Хоккей с мячом, шайбой

Велоспорт

Конный спорт

Современное пятиборье

Санный спорт

Стрельба пулевая

Фехтование

Борьба вольная

Борьба греко-римская

Гребля академическая

Гребля на байдарках и каноэ

Тяжелая атлетика (юноши)

Таэквандо

Альпинизм

Буерный спорт

Гребной слалом

Натурбан

Полиатлон

Триатлон

Армреслинг

Атлетизм

Каратэ-до

Кекусенкай

Скалолазание

Стрельба из арбалета

Кикбоксинг

Контактное каратэ

Пауэрлифтинг

Стрельба из лука

Стендовая и практическая стрельба

Приложение 3

Состав и площади основных помещений для объединений естественнонаучной направленности

Помещения

Площади (не менее м 2)

на 1 ребенка

лаборантская

Лаборатория ботаники и растениеводства с лаборантской

Лаборатория зоологии и животноводства с лаборантской

Лаборатория экспериментальной биологии с лаборантской

Лаборатория агроэкологии и зоотехники с учебно-опытным участком и мини-фермой

0,02 га(УОУ*)

25,0 га (мини-ферма)

Лаборатория охраны и наблюдения природы с лаборантской

Лаборатория юных любителей природы с уголком живой природы

*УОУ – учебно-опытные участки

Приложение 4

Воздухообмен в основных помещениях организаций дополнительного образования и возможные варианты принятых в них систем вентиляции

Помещения

Количество необходимого воздуха на 1 учащегося, м 3 /ч,

Возможные принятые системы вентиляции

Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками (без выделения вредных химических агентов, пыли)

1. Естественный организованный приток по специальным каналам. Естественная канальная вытяжка.

2 . Общеобменная механическая вентиляция.

3 . Приточная вентиляция в системе воздушного отопления. Вытяжка – естественная через рекреации

Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками и с выделением пыли или вредных химических веществ (мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием, кружки технического моделирования, кинофотолаборатория

По расчету местная вытяжка от источников загрязнения

1. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам. Местная вытяжная вентиляция со встроенными отсосами, вытяжными шкафами и зонтами.

2. Общеобменная механическая вентиляция в сочетании с местной вытяжной вентиляцией. При любом варианте вытяжка должна превышать приток

Актовый зал-лекционная аудитория, помещения для кружков хора, музыкальных, и др.

1. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам.

2. Общеобменная механическая вентиляция

Помещения для занятий с повышенной двигательной активностью (залы спортивные, для занятий бальными танцами, хореографией; бассейны)

1. Общеобменная механическая вентиляция.

2. Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам

Библиотеки (читальные залы, абонемент)

1. Общеобменная вентиляция.

2. Механический приток. Вытяжка - естественная, канальная

Другие помещения (не перечисленные выше)

Система вентиляции принимается в соответствии с технологическими требованиями

Приложение 5

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля

Профили и объединения

Наполняемость групп

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий*

оптимальная

допустимая

Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнический и др.)

2 по 45 мин, с 10 -минутным перерывом

Занятия с использованием компьютерной техники

2 по 30 мин учащихся 1 - 5 классов (7 - 10 лет);

2 по 45 мин - с 6 класса и старше (11 - 16 лет)

Художественные объединения детей:

2 по 45 мин

литературно-творческие

театральные

2 по 45 мин

2 по 45 мин

оркестровые

репетиция - около 3 ,5 ч, внутренний перерыв - 20 - 25 мин

музыкальные

30 мин (индивидуальные занятия), 2 - 3 по 45 мин (групповые)

бального танца

2 по 45 мин

хореография

2 по 30 мин - младшие школьники, 2 по 45 мин - другие группы

изобразительное искусство

2 - 3 - 4 по 45 мин

кинолюбителей

2 по 45 мин

шахматный клуб

2 по 45 мин

Занятия в кружках юных туристов и краеведов

1 - 2 похода или занятия на местности в месяц

3 по 45 мин, занятия на местности - до 4 ч

Занятия эколого-биологической направленности

2 , из них одно проводится по подг руп.

2 по 45 мин

Занятия физкультурно-спортивного профиля:

45 мин - для учащихся 8 - 13 лет, 2 по 45 мин × 2 - для учащихся 14 - 17 лет

группы начальной подготовки

радиоспорта

2 по 45 мин

занятия картингом

прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.)

в зависимости от характера занятий, теоретические - 2 по 45 мин

**) в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

***) младшая группа первого года обучения.