Новые правила обоснования закупок. Обоснование плана закупок и плана графика Что написать в обосновании закупки

Правила, по которым заказчик подтверждает потребности, установлены правительством. Специально разработаны две табличные формы с несколькими наименованиями столбцов в зависимости от предназначения плана (Постановление Правительства №555). Первые три столбца в формах повторяются. Обоснование в плане закупок Сведения об обосновании закупки в плане закупок предоставляются в виде отдельного документа. В таблице пояснений заказчик связывает объект (объекты) заказа с целями по ст. 13 44-ФЗ или с требованиями по ст. 19 44-ФЗ. Обоснование соответствия объекта в плане закупок в графе 6 заказчик связывает с конкретным мероприятием государственной (муниципальной) программы или международным договором. Приведем пример обоснования закупок при формировании плана закупок.

Обоснование плана закупок и плана графика

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример - размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.


В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара. В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.
Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее: Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме.

Как подготовить обоснование плана закупок и плана-графика

Пример обоснования для плана-графика (аукцион ГСМ).docПример обоснования для плана-графика (аукцион проектно-сметный метод).docПример обоснования для плана-графика (аукцион проектно-сметный метод).docПример обоснования для плана-графика (ЕП-100).docПример обоснования для плана-графика (ЕП-100).docПример обоснования для плана-графика (ЕП свет).docПример обоснования для плана-графика (ЕП свет).docПример обоснования для плана-графика (запрос котировок).docПример обоснования для плана-графика (запрос котировок).docПример обоснования для плана закупок 100.docxПример обоснования для плана закупок 100.docxПример обоснования для плана закупок МБУ.pdfПример обоснования для плана закупок МБУ.pdfПример обоснования для плана закупок ФГБОУ.pdfПример обоснования для плана закупок ФГБОУ.pdfПример обоснования плана закупок.docxПример обоснования плана закупок.docxСкачать можно без регистраций.

Составляем обоснование соответствия объекта закупки

Источниками для формирования описания могут быть:

  1. Ранее исполненные контракты.
  2. Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
  3. Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
  4. Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
  5. Другие источники.

Обоснование закупок: правила обоснования, сроки + образцы форм

Внимание

Этап планирования для заказчика - это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст.


18 44-

Инфо

ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:

  • ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
  • ПГ - ст. 21 44-ФЗ.

Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015. Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать.


Как - покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы. Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так: Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.
Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст.

Примеры обоснования для планов закупок

РФ, муниципальной программы (столбец 5) - «Мероприятие 1.2.1 «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и содержания детей в МБОУ «Школа-интернат»;

  • обоснование соответствия объекта и (или) объектов заказа мероприятию государственной (муниципальной) программы (столбец 6) - «Обеспечение деятельности учреждения общего образования в части выполнения организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня».

Обоснование в графике При формировании плана графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) и способ определения процедуры.

Примеры обоснования закупок по 44-фз и для чего это нужно

Российской Федерации, а для муниципальных Заказчиков - местной администрацией. 5. Оценка обоснованности осуществления закупок Согласно ч.4.

ст.18 44- ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. По результатам аудита и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в п.3 ч.1 ст.99 44-ФЗ (Примечание: это органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований 44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пример обоснования закупки

Пояснению НМЦК следует уделить особенное внимание. Согласно п.1 ст. 22 44-ФЗ, нужно не только указать начальную цену контракта, но и привести обоснование метода определения НМЦК в плане графике. Последствия за неправильно составленный комментарий к НМЦК могут быть достаточно серьезными.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) за необоснованную цену установлено наказание в размере от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП). А если заказчик нарушит порядок или форму пояснения НМЦК, ему грозит штраф в размере 10 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Подробнее читайте в статье о штрафах. Вместе с тем, утверждённые формы таблиц с пояснениями носят в некотором смысле обобщённый вид.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

Что такое объект закупки и как его описать Объект закупки - в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки - это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.

Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика по 44-фз

  • Приобретение МТР или услуг предназначенных для ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи.
  • Закупка объектов культурного наследия.
  • Поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе.
  • Приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов.
  • Поставка электронных или печатных изданий.
  • Заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей.
  • Услуги по управлению многоквартирным домом.
  • Ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.
  • Более полный список таких ситуаций можно найти в 93 статье 44-ФЗ.

Все госзаказы по 44-ФЗ осуществляются на бюджетные деньги. Чтобы контролировать эффективность расходов, от заказчиков требуют обосновывать их необходимость. Разберемся на примерах, что собой представляет обоснование соответствия объекта закупки 2019, что писать в нем и как его оформлять.

Нормативная база

Согласно ст. 18 закона 44-ФЗ , порядок и форму обоснования устанавливает правительство. Заинтересованные лица могут найти соответствующие регламенты и формы в постановлении исполнительного органа от 05.06.2015 N 555 .

Законодательство требует обосновывать заказ дважды — при составлении плана и при утверждении плана-графика. Поскольку объект закупки — это по 44-фз любые товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения муниципальных, региональных или государственных нужд, «подтверждать» необходимо соответствие каждой покупки. Если меняется план и план-график, соответствующие изменения вносятся и в отчеты с обоснованиями.

За нарушение этих правил предусмотрен штраф для должностных лиц заказчика в размере 10 000 рублей, в соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ . Кроме того, контролирующие органы могут признать контракт необоснованным и отказать в его заключении.

Обоснование в плане закупок

При утверждении плана к нему прилагается следующая форма:

В такой таблице заказчик по порядку заполняет все колонки, указывая:

  • идентификационный код и сам предмет закупки;
  • наименование государственной или муниципальной программы и конкретного мероприятия из нее, для реализации которого необходимо заключить контракт;
  • соответствие закупки целям, перечисленным в ст. 13 закона 44-ФЗ;
  • ссылки на нормативные документы, устанавливающие особые требования к приобретаемым товарам, работам или услугам, либо указание на их отсутствие.

От заказчика не требуется полное описание объекта закупки по 44-фз. Пример — размещенный в ЕИС план, в котором МДОУ Детский сад комбинированного типа «Лада» из Московской области объясняет необходимость приобретения хозяйственных товаров.

В разделе «Общие сведения позиции» размещена информация об идентификационном коде закупки и наименовании товара.

В разделе «Цель и обоснование» указано, для чего администрация детсада приобретает хозтовары.

Если эту информацию перевести в табличный вид по форме, утвержденной правительством, получится следующее:

Формулировать соответствие заказа целям можно в свободной форме. Если между товаром и покупателем есть очевидная связь, например, детсад заказывает мебель для дошкольников, то достаточно указать в графе 6 отчета, что контракт необходим для реализации детсадом полномочий по уходу за детьми. Когда такая прямая связь отсутствует, например, детский сад собирается приобрести услуги автослесаря, в соответствующей колонке надо письменно объяснить, для чего нужны такие услуги. Например, можно написать, что услуги автослесаря необходимы для ремонта автобусов, используемых для перевозки детей.

Разъяснения в плане-графике

При утверждении плана-графика потребуется заполнить иную форму. Она также утверждена постановлением правительства № 555 и выглядит вот так:

В ней 10 столбцов, первые три из которых заполняются по аналогии с прошлой формой. Помимо этого, заказчику необходимо указать:

  • начальную цену контракта и ее обоснование;
  • метод определения и обоснования цены;
  • способ определения поставщика и причины для этого;
  • основания для выдвижения дополнительных требований к участникам.

В качестве примера рассмотрим одну из позиций в плане-графике столичной школы, намеренной приобрести стройматериалы.


Если всю информацию из ЕИС перевести в табличную форму, отчет заказчика будет выглядеть так:


Если обоснование начальной цены одним из установленных методов занимает много места, а в плане-графике много позиций, чиновники предлагают описывать расчеты в приложениях, а в колонке 3 давать только ссылки на них.

Кроме того, если заказчик заключает договоры с единственным поставщиком в соответствии с п.4, 5, 26, 33 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, он обязан обосновывать еще и годовой объем таких закупок, а также указывать существующие ограничения по нему.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 (далее - Постановление N 555).

Постановлением N 555 утверждены Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок (далее - Форма обоснования планов закупок) и Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок (далее - Форма обоснования планов - графиков закупок).

Согласно Постановлению N 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации. В графе 7 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.

Заполнение указанных выше граф форм обоснования планов и планов - графиков закупок осуществляется заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом полагаем, что в случае, если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации напрямую следует из названия такой государственной (муниципальной) программы, такого международного договора, таких функций и полномочий, в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

Вместе с тем не всегда можно отследить прямую связь между объектом закупки и соответствующим мероприятием государственной (муниципальной) программы, международным договором, функциями и полномочиями. В данном случае в графе 6 Формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия государственной (муниципальной) программы, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения Формы обоснования планов - графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика (исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ отмечаем, что в указанном случае в соответствии с пунктом 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 555, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования планов - графиков закупок.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок в целях обоснования годового объема указанных закупок указывается информация о его соответствии ограничениям годового объема закупок, установленным соответствующими положениями Закона N 44-ФЗ.

При обосновании закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, в случае заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий, в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указывается информация об утвержденном плане командировок (указываются мероприятия, на посещение которых были получены приглашения), согласно которому выделяется соответствующие денежные средства.

В случае обоснования закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 33 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами), в графе 8 Формы обоснования планов - графиков закупок указываются запланированные образовательные и экскурсионные мероприятия и объем услуг (в часах), оказываемых в рамках соответствующих мероприятий.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Разъяснения касаются заполнения формы обоснования планов закупок и формы обоснования планов-графиков закупок.

В графе 6 формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору. В графе 7 формы обоснования планов-графиков закупок отражается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указанные выше графы заполняются заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе.

При этом если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору напрямую следует из названия такой программы, договора, функций и полномочий, в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

В противном случае в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения формы обоснования планов-графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разъяснено, что обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8.

Также разъяснено, как заполняется графа 8 формы обоснования планов-графиков закупок в следующих случаях. Речь идет о заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение, о заключении контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут с 01.01.2016 при планировании своих закупок осуществлять их обоснование (ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)). Новый нормативный правовой акт – Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 – устанавливает порядок обоснования закупок товаров, работ и услуг (ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования. В данной консультации автор рассматривает правила обоснования закупок с учетом этого нового документа.

Обоснование закупки осуществляется бюджетным учреждением в двух случаях : при формировании плана закупок и при формировании плана-графика закупок (далее – план-график). Обратим внимание, что с 01.01.2016 учреждения будут обязаны создать оба этих документа – пока осуществляется только формирование плана-графика.

План закупок будет формироваться на очередной финансовый год и плановый период срока действия бюджета, план-график – только на очередной финансовый год. Например, с учетом того, что бюджеты трехлетние, в 2016 году учреждениям понадобится сформировать план закупок на 2017 год (очередной финансовый год) и 2018 – 2019 года (плановый период), а план-график – на 2017 год. При этом указанные документы необходимо будет делать с учетом уже принятых, но еще не вступивших в силу нормативных правовых актов – они вступают в силу также с 01.01.2016. Сейчас планы-графики формируются с учетом такого нормативного правового документа, как Приказ Минэкономразвития РФ № 182, Казначейства РФ № 7н от 31.03.2015 , устанавливающий особенности размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru планов-графиков размещения заказов на 2015 – 2016 годы.

Сроки формирования плана закупок и плана-графика

Что нужно обосновывать в плане закупок?

При формировании плана закупок обоснованию будет подлежать объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели закупки. В табличной форме самого плана содержится колонка «Цель осуществления закупки» – в ней должно указываться то или иное мероприятие государственной или муниципальной программы, в рамках которого бюджетное учреждение делает закупку, и ожидаемый результат реализации данного мероприятия. Кроме того, в качестве приложения к плану закупок должен выступать отдельный документ – обоснование в отношении каждого объекта или объектов закупок.

Какую информацию указывать в обосновании объекта закупки?

Обоснование в отношении объекта (объектов) закупки представляет собой табличную форму, в которую по каждой закупке вносятся следующие данные:

Идентификационный код. Порядок формирования этого кода, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, будет установлен Минэкономразвития по согласованию с Минфином. На момент подготовки данной консультации (июнь 2015 года) этот порядок установлен не был.

Наименование объекта закупки. Оно практически соответствует тому, что в существующих планах-графиках называется «наименование предмета контракта» – например, легковой автомобиль.

Наименование государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), если закупка планируется в рамках указанной программы.

В настоящий момент в соответствии с бюджетным законодательством, которое предусматривает самое широкое применение программно-целевого метода управления и бюджетирования, деятельность государственных и муниципальных учреждений, как правило, осуществляется в рамках государственных и муниципальных программ. В рамках этих программ формируются и бюджетные расходы на деятельность учреждений (ч. 4 ст. 21, ст. 179 БК РФ ). Например, в Московской области деятельность областных госучреждений среднего профессионального образования осуществляется в рамках региональной Государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы (подпрограмма «Профессиональное образование» ).

Наименование мероприятия государственной программы, программы субъекта РФ, муниципальной программы (в том числе целевой или ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования), наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа и (или) наименование международного договора РФ.

В качестве целей закупок федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает не только реализацию государственных или муниципальных программ, но также выполнение международных обязательств РФ, функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными и территориальными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, муниципальных органов, за исключением выполняемых в рамках государственных и муниципальных программ. Однако, как говорилось, выше деятельность бюджетных учреждений, как правило, осуществляется именно в рамках программ. Поэтому, например, в отношении закупки легкового автомобиля для нужд бюджетного учреждения среднего профессионального образования надо указать мероприятие соответствующей программы, для выполнения которого необходима такая закупка и средства на которую предусматриваются в объеме финансирования этого мероприятия. Если брать для примера вышеупомянутую государственную программу Московской области «Образование Подмосковья» на 2014 – 2018 годы, то мероприятием данной программы, к которому можно было бы «привязать» покупку легкового автомобиля бюджетным учреждением среднего профессионального образования, могло бы быть «улучшение материально-технической базы государственных учреждений профессионального образования» (если закупка планировалась бы за счет бюджетных средств, передаваемых учреждению в виде субсидии на цели, не связанные с выполнением госзадания) либо «осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг в образовательных организациях профессионального образования» (если закупка за счет внебюджетных средств учреждения, получаемых им за оказание платных образовательных услуг). Хотя отметим, что последний случай маловероятен, поскольку, скорее всего, закупки за счет внебюджетных средств бюджетное учреждение будет осуществлять в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , где обоснования закупок не требуется.

Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору РФ. В данном пункте необходимо указать, каким образом осуществление закупки соответствует указанному выше мероприятию государственной или муниципальной программы. Например, в случае покупки легкового автомобиля в рамках мероприятия по укреплению материально-технической базы госучреждений можно вполне формально и лаконично указать, что приобретение нового авто будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждения.

Полное наименование, дата принятия и номер утвержденных нормативных правовых (правовых) актов , устанавливающих требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в том числе подведомственных указанным органам казенных учреждений, или указание на отсутствие такого акта для соответствующего объекта (объектов) закупки.

Какие ценовые ограничения учитывать?

Обоснование закупок связано с понятием «нормирование в сфере закупок», введенным федеральным законодательством о контрактной системе и призванным обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. До 01.01.2016 государственные и муниципальные органы на основании правил нормирования, которые также должны быть ими установлены, утверждают требования к закупаемым подведомственными данным органам бюджетными учреждениями отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены). Например, в отношении закупаемых бюджетными учреждениями легковых автомобилей может быть установлена предельная цена авто. К примеру, на федеральном уровне такие ограничения уже определены – если планируется закупка автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа с персональным закреплением, то стоить такой автомобиль может не дороже 2,5 млн руб., если для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения этого органа – не дороже 1,5 млн руб. Поэтому если планируется закупка ТРУ, по которым будет установлено такое нормирование, в данной позиции необходимо указать реквизиты соответствующего нормативного правового акта.

Что нужно обосновывать в плане-графике?

При формировании другого документа – плана-графика – обоснованию подлежат:

– начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) или цена контракта в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ЕП);
– способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки, если способом закупки является конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

Данные обоснования должны содержаться в отдельном приложении к плану-графику по каждому объекту закупки. Это приложение составляется по табличной форме, в которую по каждой закупке помимо ее идентификационного кода и наименования объекта (здесь повторяется содержание формы обоснования плана закупки – см. выше) вносятся следующие данные:

1. НМЦК, цена контракта, заключаемого с ЕП.

Если речь идет, например, о покупке легкового автомобиля, то указывается конкретная начальная (максимальная) цена его покупки.

2. Наименование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП, могут применяться: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

3. Обоснование невозможности применения для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе , а также обоснование метода определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП, не предусмотренного ч. 1 ст. 22 закона.

Если при планировании закупки заказчик не смог применить ни один из вышеперечисленных методов определения НМЦК или цены контракта с ЕП – федеральное законодательство о контрактной системе это допускает – то в данной позиции необходимо обосновать эту невозможность, а также метод, который был применен вместо вышеперечисленных. Если был применен какой-либо из вышеуказанных методов, данная позиция не заполняется.

4. Обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с ЕП. Здесь необходимо описать конкретную процедуру применения того или иного метода для определения НМЦК или цены контракта, заключаемого с ЕП. Например, если при закупке легкового автомобиля используется метод сопоставимых рыночных цен, то нужно привести собранные данные от различных поставщиков и расчет итогового результата. Если закупка осуществляется у ЕП в установленных случаях, когда обоснование цены контракта не требуется (например, при закупке ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.), эта позиция не заполняется.

5. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Указывается один из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который предусматривается федеральным законодательством о контрактной системе и который бюджетное учреждение в рамках этого законодательства выбирает для осуществления закупки.

6. Обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор того или иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках федеральной контрактной системы осуществляется бюджетным учреждением с учетом многочисленных различных факторов, однако, не углубляясь сейчас в эту масштабную тему, можно порекомендовать учреждениям при заполнении данной позиции использовать достаточно формальные формулировки – например «применение запроса котировок для осуществления данной закупки допускается действующим законодательством».

7. Обоснование дополнительных требований к участникам закупки (при наличии таких требований). Федеральное законодательство о контрактной системе предусматривает, что при использовании отдельных способов закупки, в том числе конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, бюджетное учреждение должно использовать дополнительные требования к участникам закупки в случаях, установленных Правительством РФ. Например, при закупке через конкурс с ограниченным участием услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, если НМЦК (цена лота) превышает 500 тыс. руб., бюджетное учреждение должно применить к участникам закупки такое требование, как «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе».

Поскольку установление данных дополнительных требований в тех или иных случаях обязательно, при заполнении этой позиции рекомендуется просто указывать то или иное дополнительное требование с пометкой «(является обязательным в соответствии с действующим законодательством)».

В отношении закупок через запрос предложений лекарственных препаратов , которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, дополнительным обосновывающим документом является решение врачебной комиссии. Данное решение также должно стать приложением к плану закупок или плану-графику.

В отношении отдельных видов закупок обоснованию подлежит не каждый заключаемый контракт, а общий годовой объем закупок одной строкой. К этим видам закупок относятся следующие закупки у ЕП:

– закупка ТРУ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
– закупка ТРУ государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);
– заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

В случае внесения изменений в план закупок или план-график изменения должны одновременно вноситься и в соответствующие формы обоснований закупок.

Особенности обоснования в плане закупок и в плане-графике

Контроль обоснованности закупок

Следует помнить, что оценка обоснованности закупок будет проводиться в ходе их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. При этом по результатам аудита и контроля конкретная закупка может быть признана необоснованной – тогда органы контроля будут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях, в порядке, установленном КоАП РФ.

Этап планирования для заказчика — это сложная и скрупулезная процедура. Организация должна не только разработать план госзакупок и сформировать на его основе план-график, но и обосновать каждый внесенный в плановые документы заказ (ст. 18 44-ФЗ). Действующее законодательство предусматривает в обязательном порядке аргументировать закупочную деятельность:

  • ПЗ регламентируется ст. 17 44-ФЗ;
  • ПГ — ст. 21 44-ФЗ.

Вид бланка документа и порядок подготовки пояснительной формы к ПЗ и ПГ закреплены Постановлением Правительства № 555 от 05.06.2015.

Если в течение отчетного периода в плановые регистры вносятся изменения, то их также необходимо формально обосновывать. Как — покажем на примере обоснования плана-графика закупок и плана.

ОЗ необходимо подготовить в сроки, которые устанавливает ПП РФ для организаций-заказчиков на федеральном уровне, уполномоченные органы исполнительной власти — для учреждений на уровне субъекта РФ и местные администрации — для муниципальных организаций.

Как обосновать план закупок

После того, как ПЗ будет сформирован, необходимо подготовить обоснование соответствия объекта в плане закупок. При этом аргументировать необходимо каждый объект (предмет) заказа, который организация-заказчик включила в плановый регистр. В качестве подтверждения эффективности и целесообразности совершаемой процедуры необходимо расписать цель проведения торгов и указать наименование мероприятия госпрограммы, на основании которого и производится заказ. В форме необходимо указать определенные функции, полномочия, а также реквизиты нормативного акта (ст. 19 44-ФЗ), регламентирующие конкретную процедуру.

Целесообразность заказа, цель его осуществления описываются в соответствии со ст. 13 44-ФЗ:

  • реализация мероприятий, установленных городскими и муниципальными программами;
  • исполнение международных обязательств, осуществление программ межгосударственного уровня, не входящих в государственные, муниципальные программы;
  • реализация прочих функций и полномочий.

Форма обоснования плана закупок

Пример обоснования плана закупок на 2019 год

Пример обоснования закупок при формировании плана закупок в ЕИС: пошаговая инструкция

1. Необходимо зайти в ЛК во вкладку «Реестр ПЗ», выбрать формируемый план и на панели вкладок зайти в диалоговое окно «Цели и обоснование закупок».

2. В открывшемся окне заполнить все строки в соответствии с имеющимися НПА и заранее составленным документом. Если нормативно-правовой акт в учреждении отсутствует, то это необходимо отразить в нужной строке. Если же нормативная документация есть, то нажмите на «Поиск в ЕИС», откроется гиперссылка и появится диалоговое окно «Поиск правил нормирования».

3. В «Поиске правил» вбиваются все надлежащие параметры и запускается непосредственный поиск в ЕИС. Выбирается искомый нормативный акт подтверждением действия. В том случае, если правила нормирования не были найдены, устанавливается соответствующая отметка в ячейке «Не найдены в ЕИС».

4. При ручном вводе правил нормирования необходимо заполнить все нужные строки и кликнуть на кнопку «Добавить».

5. Как только все требуемые строки будут сформированы, необходимо нажать гиперссылку «Завершить». Система автоматически переведет пользователя на вкладку «Позиции ПЗ». Вновь созданная позиция будет отображена в таблице ПЗ.

6. Необходимо создать нужное количество позиций ПЗ, нажать «Далее» и заполнить каждую строку аналогичным способом.

Как обосновать план-график

При формировании плана-графика обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 44-ФЗ):

  • выбранный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя (гл. 3 44-ФЗ);
  • НМЦК — необходимо подготовить обоснование метода определения НМЦК в плане-графике и четкий, корректный расчет начальной (максимальной) цены контракта (ст. 22 44-ФЗ);
  • дополнительные требования, предъявляемые участникам закупочных процедур.

Сформировав ПГ, организация-заказчик обязана подготовить документ по установленной форме. В приложение к плану-графику включается следующая информация:

  • наименование предмета заказа и его последовательное описание;
  • начальная (максимальная) цена определенного контракта;
  • метод определения и аргументирования НМЦК;
  • подтверждение невозможности применения способов из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ;
  • дополнительные требования к участникам;
  • способ определения исполнителя контракта.

Форма документа для план-графика