Очередные досрочные и повторные выборы. Муниципальное избирательное право

Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица ().

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению числа прямых выборов: сокращена только что восстановленная выборность губернаторов, глав местного самоуправления нередко выбирают депутаты, а не граждане, и даже советы депутатов в некоторых муниципальных районах заменены конференциями поселенческих депутатов. В настоящей статье рассматриваются лишь прямые выборы должностных лиц и депутатов избирателями.

Уровень выборов [  ]

В зависимости от уровня выбираемого органа выделяют выборы:

  • федеральные - выборы президента Российской Федерации и депутатов Государственной думы Российской Федерации;
  • региональные - выборы губернаторов и депутатов законодательных собраний регионов (на более аккуратном юридическом языке это называется выборами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации);
  • муниципальные (местные) - выборы глав и депутатов представительных органов местного самоуправления; поскольку местное самоуправление в Российской Федерации является, как правило, двухуровневым , то и муниципальные выборы проводятся отдельно для каждого их этих уровней (выборы на уровне муниципального района и выборы на уровне городского или сельского поселения).

Таким образом, гражданин Российской Федерации стандартно участвует в выборах четырех единоличных и четырех представительных органов. Формально закон о местном самоуправлении позволяет муниципальным образованиям создавать дополнительные органы, также избираемые прямым волеизъявлением граждан, но практические прецеденты такого рода неизвестны.

Избирательные системы [  ]

При выборах представительных органов в Российской Федерации используются две избирательные системы (системы представительства): пропорциональная и мажоритарная . С 2013 года пропорциональная система выборов в чистом виде не применяется, вместо нее повсеместно введена смешанная система, когда часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть - по мажоритарной. При выборах единоличных органов применяется лишь мажоритарная система.

Пропорциональная избирательная система [  ]

При пропорциональной избирательной системе (ее также называют выборами по партийным спискам) избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвинутыми различными избирательными объединениями (партиями). Мандаты распределяются между списками пропорционально числу поданных за список голосов. Важнейшими характеристиками пропорциональной системы являются:

  • избирательный барьер (порог) - минимальная доля голосов, которую должен получить список, чтобы участвовать в распределении мандатов; этот барьер предназначен для снижения фрагментации избираемого органа;
  • метод распределения мандатов, приходящихся на дробные доли математической пропорции;
  • правила формирования территориальных групп и распределения мандатов между ними (при наличии таких норм полученные списком мандаты сначала заполняются кандидатами из общей части списка, а затем распределяются между кандидатами из территориальных групп на основании числа голосов, полученных списком на той или иной территории).

Мажоритарная избирательная система [  ]

Мажоритарные избирательные системы разделяются на мажоритарные системы абсолютного большинства , когда победителю необходимо набрать более 50% голосов избирателей, и мажоритарные системы относительного большинства , когда победителем признается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другими кандидатами. Мажоритарная система абсолютного большинства всегда предполагает возможность повторного голосования (второго тура выборов), поскольку ни один кандидат может не собрать более половины голосов в первом туре. Второй тур, как правило, проводится с двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре; при этом во втором туре практически всегда применяется система относительного большинства (из-за недействительных бюллетеней оба кандидата все равно могут набрать менее 50%).

В России система абсолютного большинства используется на выборах президента и губернаторов; относительно редко, лишь в некоторых регионах, она применяется для выборов глав муниципальных образований и практически не применяется на выборах депутатов любого уровня. Низкая распространенность системы абсолютного большинства связана, с одной стороны, с более высокой стоимостью процедуры из-за возможного проведения второго тура и, с другой стороны, с более высокими рисками такой системы для административных кандидатов (размытые между несколькими кандидатами в первом туре голоса избирателей-противников действующей администрации объединяются вокруг одного кандидата во втором туре).

При мажоритарной системе относительного большинства возможна ситуация, когда несколько кандидатов получают равное число голосов избирателей. Региональные законы по-разному разрешают такую ситуацию. Чаще всего либо проводится жеребьевка, либо победителем признается кандидат, первым представивший документы для выдвижения/регистрации в качестве кандидата. Однако, например, в Калужской области в таких случаях предусмотрено проведение повторного голосования с участием кандидатов, получивших равное число голосов избирателей.

Избирательные округа [  ]

Важной характеристикой мажоритарной системы при выборах коллегиальных органов является нарезка избирательных округов - т. е. территорий, в пределах которых избиратели выбирают из одного и того же набора кандидатов. В зависимости от числа мандатов, которые распределяются в округе, округа разделяются на одномандатные и многомандатные . В рамках одних и тех же выборов в разных округах могут избирать разное число депутатов (для соблюдения принципов равного представительства число избирателей в округе должно быть пропорционально числу мандатов). запрещает создавать более чем 5-мандатные округа, допуская исключения лишь для сельских поселений (а также для других местных выборов, если весь округ полностью находится в пределах одного избирательного участка).

Следует отметить, что число голосов , которым располагает избиратель в многомандатном округе, не обязательно равно числу мандатов, разыгрываемых в этом многомандатном округе. Для обеспечения равенства избирательных прав граждан устанавливает, что число голосов у избирателя должно быть равно числу мандатов, разыгрываемых в самом малом из округов, либо равно единице.

При использовании пропорциональной избирательной системы законодатель использует термин «единый избирательный округ », который относится ко всей территории, на которой проводятся выборы. Отметим, что этот термин обычно не применяется при выборах единоличных органов (губернаторов и глав МСУ местное самоуправление ).

Голосование против всех кандидатов [  ]

Подробнее см. отдельную статью Против всех

Голосование против всех кандидатов (списков) может быть реализовано при любой избирательной системе. Однако в российском законодательстве эта возможность была упразднена в 2006 году и лишь в 2015 году восстановлена в крайне ограниченном формате (на муниципальных выборах и лишь в 8 субъектах Российской Федерации). Практические способы протестного голосования, в том числе и при отсутствии графы «Против всех кандидатов (списков кандидатов)» в бюллетене, рассмотрены в отдельной статье .

Виды выборов [  ]

«Обычные» выборы глав и представительных органов носят название основные выборы . Если выборы проводятся до истечения установленного законом (уставом муниципального образования) срока полномочий органа (при досрочном прекращении полномочий по любым причинам), то эти основные выборы будут являться досрочными . При проведении досрочных выборов сроки избирательных действий могут сокращаться . Следует отличать досрочные выборы от досрочного голосования - организуемого в некоторых случаях голосования избирателей до общего дня голосования.

При выбытии отдельных депутатов представительного органа для замещения вакансий проводятся дополнительные выборы .

И основные, и дополнительные выборы не могут проводиться, если число зарегистрированных кандидатов не превышает числа разыгрываемых мандатов . В этом случае не позднее чем через три месяца проводятся отложенные выборы - точнее, отложенный день голосования, так как избирательная кампания основных или дополнительных выборов просто продлевается для дополнительного выдвижения кандидатов ().

Если голосование было проведено, но не дало результата (выборы были признаны , либо избранный кандидат не сложил с себя полномочия, не совместимые с мандатом), то проводятся повторные выборы (при этом, подобно досрочным выборам, могут устанавливаться сокращенные сроки избирательных действий).

Сроки выборов [  ]

Очередные выборы [  ]

Все очередные выборы, кроме президентских, в настоящее время проводятся в единый день голосования (сейчас это второе воскресенье сентября, а в год выборов Государственной думы - третье воскресенье сентября). Исключением могут являться первые выборы представительного органа нового муниципального образования.

Общие правила проведения досрочных выборов [  ]

При досрочном прекращении полномочий сроки проведения выборов более сложные.

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4−6 настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

8. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Досрочные выборы губернаторов [  ]

Выборы губернатора проводятся исключительно в единый день голосования (в год выборов Государственной думы - в день выборов Государственной думы). Если вакансия открылась позднее, чем это допустимо для назначения выборов на ближайший день голосования, то выборы проводятся на следующий год (таким образом, при открытии вакансии в июне выборы губернатора состоятся лишь в сентябре следующего года). Отметим, что буквальное прочтение закона позволяет сокращать (не более чем на 1/3) сроки совершения всех избирательных действий независимо от продолжительности интервала между отставкой губернатора и датой выборов.

Досрочные выборы глав муниципальных образований [  ]

Выборы глав муниципальных образований проводятся в течение 6 месяцев со дня открытия вакансии. По решению назначающего выборы органа сроки действий при подготовке к выборам могут быть сокращены, но не более чем на 1/3.

Статья 71. Повторные, дополнительные и досрочные выборы

5. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, орган, уполномоченный на то настоящим Кодексом, назначает повторные выборы.

5.1. Если основные выборы в Законодательное Собрание области, представительный орган муниципального образования либо основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления проводились во второе воскресенье марта и по их результатам Законодательное Собрание области или представительный орган муниципального образования не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо местного самоуправления не было избрано, повторные выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором проводились соответственно основные выборы в указанный орган, основные выборы выборного должностного лица местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах. Если основные выборы были назначены в связи с досрочным прекращением полномочий указанного органа, либо депутатов указанного органа, либо выборного должностного лица местного самоуправления, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления основания для проведения повторных выборов. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье марта либо во второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

6. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных и участковых избирательных комиссий не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.

7. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то настоящим Кодексом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 11 настоящего Кодекса) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Законодательное Собрание Владимирской области, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

8. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.

Понятие выборов

Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).

По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.

Избирательное законодательство РФ

В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.

Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.

Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.

Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.

Прямые и косвенные выборы

В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.

Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.

Альтернативные и безальтернативные выборы

Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.

Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.

Мажоритарная избирательная система

В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).

Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.

Виды мажоритарной системы

Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.

Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.

Пропорциональная избирательная система

Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.

В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.

Открытые и закрытые партийные списки

У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.

Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).

Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.

Смешанные выборы

Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.

Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.

Преимущества и недостатки смешанного принципа

Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.

Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.

Рассмотрим понятие, цель, социальную роль, принципы и виды выборов .

Понятие выборов

Выборы - это совместное независимое волеизъявление граждан в форме голосования за избрание определенного кандидата на должность в публичных органах власти. Вместе с тем они представляют собой способ формирования органов власти государства.

Цель выборов

Целью выборов является создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Публичная власть должна создаваться и действовать согласно этой волей. Путем выборов в различные органы власти происходит её легитимация.

Практика выборности должностных лиц обладает многотысячелетней историей , однако в заметных масштабах они стали использоваться лишь после буржуазных революций XVIII века. Одной из целей последних являлось ликвидация преград для капиталистического развития.

Социальная роль выборов

На современном этапе социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

Институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

Демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

В юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

Легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

Формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

Принципы выборов

В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам : свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «голосование должно быть личным, равным, свободным и тайным. Его реализация является гражданским долгом».

Виды выборов

Существуют различные подходы к классификации и выделению видов выборов.

В зависимости от полноты охвата они бывают двух видов : всеобщие и частичные. При проведении всеобщих выборов в них принимают участие все избиратели страны (например, выборы президента и депутатов парламента). Частичные выборы организуются с целью пополнить состав представительного органа по причине досрочного выбытия отдельных депутатов.

В зависимости от территориальных масштабов выделяют три вида выборов : национальные, региональные и местные. Национальные выборы проводятся на территории всего государства, региональные - организуются лишь на территории соответствующего субъекта, местные - проходят на территории отдельных муниципальных образований.

В зависимости от количества мандатов, которые замещаются в избирательных округах, они бывают двух видов: униноминальные (от каждого округа избирается только одно лицо) и полиноминальные (от округа избирается сразу несколько лиц).

В зависимости от количества туров голосования выделяют следующие виды: выборы, которые проходят в один, два или несколько туров. Если результат выборов устанавливают после однократного голосования избирателей, то значит, что они проводятся в один тур, а если для этого может понадобиться два голосования , то они проходят в два тура. В практике встречаются и многотуровые выборы .

В зависимости от плановости выделяют следующие виды : очередные, внеочередные, повторные. Очередные выборы проходят после истечения установленного законодательством срока полномочий представительного или исполнительного органа. Внеочередные выборы проводятся по причине досрочного прекращения полномочий различных органов власти и их должностных лиц (досрочный роспуск парламента, отставка или импичмент президента, отставка исполнительного органа и т.д.). Повторные выборы организуются в ситуациях, когда они были признаны несостоявшимися либо недействительными согласно решению избирательной комиссии или суда.

В зависимости от непосредственности выборов выделяют следующие виды: прямые и непрямые. При прямых выборах избрание того или иного кандидата или их группы совершают сами граждане. Они проходят почти во всех государствах при избрании депутатов нижней палаты парламента и органов местного самоуправления. Во многих странах напрямую избираются президенты (Россия, Франция, Австрия, Болгария).

При проведении непрямых выборов избиратели как бы делегируют свой голос представителям, которых они избирают. Выделяют две разновидности непрямых выборов : косвенные и многостепенные. При проведении косвенных выборов выборщики голосуют за выдвигаемого кандидата (например, выборы Президента США). При проведении многостепенных выборов избиратели выбирают определенный представительный орган, функцией которого является избрание данного органа либо должностного лица. Они бывают двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т.п. Таким образом, непосредственно избиратели производят выбор лишь органов первой ступени.

В юриспруденции понятие «избирательное право » используется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые связаны с выборами органов государства и местного самоуправления. Подобные нормы бывают материальными, т.е. закрепляющими принципы выборов, и процессуальными, т.е. закрепляющими процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права выступают конституция, законы и положения о выборах разнообразных органов власти.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в разные государственные и местные органы власти. Оно бывает двух видов: активным (избирать) и пассивным (быть избранным).

  • Назад
  • Вперёд

Понятие и виды выборов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и виды выборов
Рубрика (тематическая категория) Политика

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата͵ благодаря чему формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют два и более кандидата или несколько партий.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в жизни государства, определяющих перспективу его развития на определœенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию, ᴛ.ᴇ. народную поддержку и признание. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние какой-либо партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов отражают настроение избирателœей, тенденцию развития страны. Важным следствием является и отбор политических лидеров – граждане вольны заменить тех, кто не оправдал их доверия, на более достойных. Так что регулярно проводящиеся выборы держат политических руководителœей в форме, в напряжении: через несколько лет им так или иначе придется отчитываться перед избирателями.

Виды выборов. Классификаций выборов довольно много.

1) Самая простейшая – в зависимости от территории их проведения. По этому критерию различают общенациональные выборы , которые проводятся в масштабах страны, региональные выборы , проводимые в рамках крупных территориальных единиц, и местные выборы , охватывающие административно-территориальную единицу или город (ᴛ.ᴇ. объединяют граждан, живущих на определœенных небольших территориях, у которых есть свои местные органы).

2) Учитывая зависимость оттого, кого выбирают , выборы делятся на парламентские, президентские, муниципальные, выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделœены широкими полномочиями.

3) Учитывая зависимость отспособа волеизъявления граждан (избирателœей) выборы делятся на прямые и непрямые . Прямые выборы - ϶ᴛᴏ непосредственное избрание конкретного человека на определœенный пост. Прямые выборы отличаются тем, что между избирателœем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателœем и партией), нет никаких промежуточных ступеней. Непрямые выборы – такой вид выборов, при которых воля избирателœей опосредуется волей группы выборщиков либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы всœегда имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые. При косвенных выборах посредством волеизъявления избирателœей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые затем от имени избирателœей непосредственно избирают конкретное должностное лицо. В многоступенчатых выборах в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, к примеру, многоступенчатыми выборами (коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента) избирается президент Италии. В Китайской Народной Республике собрания народных представителœей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское собрание народных представителœей – китайский парламент – избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителœей. Люди, избранные в один орган, избирают затем своих представителœей в другой орган.

4) Выборы также делятся по времени проведения на очередные и внеочередные . Очередные выборы проводятся после истечения определœенного срока полномочий данного органа, ᴛ.ᴇ. срока, установленного в законе. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. В случае если это касается должностного лица, то причина одна – вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи со смертью, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента.

5) Выборы бывают еще дополнительными , которые проводятся исходя из того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. Необходимость их проведения возникает тогда, когда кто-то из членов парламента выбывает из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся в тех округах, где произошло выбытие депутата.

6) Частичные выборы в отличие от дополнительных – выборы регулярные, обязательные и предусмотренные законодательством. Такие выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа. Частичные выборы, к примеру, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенаторы США избираются на шесть лет, но не одновременно – каждые два года переизбирается треть Сената.

Помимо приведенной классификации выборов в некоторых странах встречается своя специфическая терминология. К примеру, в США применяется термин ʼʼпромежуточные выборы ʼʼ – выборы, которые проводятся в тот год, когда не избирается президент.

В американской терминологии есть и такое понятие, как ʼʼпервичные выборы ʼʼ (праймериз). Это выборы, в результате которых проводится отбор кандидатов от какой-либо партии. Из нескольких кандидатов – республиканцев и демократов – избирается по одному. Это партийные выборы. Результатом этих выборов является отбор кандидата на должность президента͵ который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партии.

Существует такое понятие, как ʼʼобязательные выборыʼʼ(обязательное голосование). Обязательность обеспечивается путем наложения санкции в том случае, в случае если избиратель не принял участия в голосовании. В Италии предусмотрена такая мера воздействия, как общественное порицание: списки лиц, не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. Все эти более или менее строгие меры воздействия применяются для борьбы с таким распространенным явлением, как абсентеизм (от англ, absent – отсутствовать) – добровольное неучастие граждан в выборах.

Понятие и виды выборов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и виды выборов" 2017, 2018.