Хорваты и сербы: отличие, история конфликта, интересные факты и особенности характера. Сербия

Сербы: "балканские русские"

История Сербии - это история борьбы за свободу и независимость. За свою историю Белград был завоёван 40 армиями, и 38 раз отстраивался заново. Сербы никогда ни на кого не надеялись, кроме России. Не зря говорят, что русские и сербы - братья навек.

Почему "сербы"?

Однозначного мнения на тот счет, откуда произошел этноним "сербы" до сих пор нет, однако версий множество. Славист Павел Шафарик возводил слово "сербы" к праславянским формам *сьрбъ и *сърбъ, которые, в свою очередь, происходили от от индоевропейского слова со значением «сеять, родить, производить».

Макс Фасмер интерпретировал слово "сербы" как "принадлежавший к тому же роду, тому же племени". Подобное значение поддерживали также филологи Ильинский и Ковалев. По их мнению, "серб" - это "человек, член родового союза".

Также интересной, но бездоказательной является версия слависта Мощиньского, который связывал происхождение слова "серб" с индоевропейским корнем *ser-v- , имеющим значение "сторожить, охранять скот".

В 1985 году исследователь Шустер-Шевц высказал предположение, что слово "сербы" родственно русскому диалектному глаголу "сербать" (хлебать). Эта версия интересна, поскольку во всех славянских языках есть слова с корневой основой "с-р", значение которого "отделять,выделять, выдавливать".

Эта корневая основа является метатезой индоевропейского *res>*ser, что значит "резать, разрезать,отделять". В древнеславянском языке преобладающим значением корневой основы *ser стало "отделять, выделять, выдавливать". Это значение сохранилось, например, в русском главголе "черпать", который произошел от того же глагола "сербать". Такого же происхождения и слово "сера". Это не что иное как смолистые выделения дерева.

Таким образом, можно сказать, что слово "сербы", вероятнее всего, значит "выделенный, отделенный по какому-либо признаку". Если учитывать, что предками славян в европейской историографии считались венеды, то, скорее всего, сербы были названы так при отделении, выделении именно из венедов.

Есть также версия, которой придерживаются те, кто сербов недолюбливает. Харватские националисты вслед за Анте Старчевичем считают, что этноним "сербы" произошел от латинского слова servus - раб. В рамках этой версии считается, что хорваты - наследники германцев, перешедшие на славянский язык для того, чтобы лучше справляться с сербскими рабами. Как говорится, комментарии излишни.

Борьба за свободу

Сербы впервые упоминались у Геродота и Птоломея ещё во II веке нашей эры, Сербия же как территориальное образование ведет свою историю с VI века, в VIII веке уже возникли сербские протогосударственные образования. В XIII веке в Сербском государстве к власти пришла династия Неманичей, в это же время страна освободилась от власти Византии.

Сербия достигла больших высот и развилась в крупное государство, которое стало занимать почти весь юго-запад Балканского полуострова. Наибольшего рассвета Сербское государство достигло во времена правления Стефана Душана (1331-1355), однако после смерти монарха история Сербии резко изменилась. Османская империя в середине XIV века стремительно завоевывала территории. Сербский князь Лазарь Хребелянович стремился объединить сербские земли, чтобы успешнее противостоять турецкой агрессии, однако времени для этого у него не хватило.

В 1382 году Мурад взял крепость Цателицу. Сил проивостоять мощной осанской армии у сербов не было, и Лазарем было принято непросто решение о заключении перемирия на кабальных условиях. По условиям договора, он обязался давать султану 1000 своих воинов на случай войны.
Такое положение дел не устраивало ни одну, ни вторую сторону: турки стремились развить экспансию, а сербы были недовольны сомнительными условиями перемирия.

Военная агрессия турков продолжилась, и в 1386 году Мурад I взял город Ниш, после чего сербы объявили о начале народного восстания. Мощная армия Османской империи 15 июня 1389 года нанесла поражение армии сербских князей в битве на Косовом поле. Это привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году.

С этого времени практически 400 лет Сербия находилась под властью Османской империи. Однако на всем протяжении османского владычества в Сербии не прекращалось освободительное движение. То и дело вспыхивали восстания, которые курировались Печским патриархатом, которому удалось наладить связи с Испанией, Венгрией и Испанией. Наибольшего успеха достигли восстания в XIX веке (первое и второе сербские восстания). Однако только в 1878 году Сербия получила долгожданную независимость.

Братья навек

Сами сербы признают, что нигде так не любят русских, как в Сербии. История взаимоотношений наших народов имеет глубокие корни и начинается как минимум со времени крещения Руси. До сих пор именно православие является одной из "духовных скреп", соединяющих русских и сербов.

Во время монголо-татарского ига сербы поддерживали монастырь Святого Пантелеймона на Афоне, со времен Ивана III шла активная поддержка сербских монастырей. В 1550 году Иван Грозный после общения с сербскими иерархами направил письмо турецкому султану Сулейману II, призывая его чтить святыни Хиландара и других сербских монастырей.

Через шесть лет русский царь даже подарил монахам Хиландарского монастыря помещение для монастырского подворья в центре Москвы, которое сразу стало сербским дипломатическим центром, в котором собирались средства для отправки в Сербию. В годы правления Бориса Годунова сербским мигрантам уже оказывалась серьезная поддержка со стороны России.

Особое развитие русско-сербские отношения получили при Петре Первом. В годы правления императора шел прием сербов в русскую армию, устанавливались тесные связи в культурной среде. Отдельно нужно сказать о Савве Владиславличе-Рагузинском, русском дипломате сербского происхождения. Именно он подписал Кяхтинский договор, служил послом России в Константинополе и Риме, а также перевел книгу Мавро Орбини "Славянское царство".

В 1723 году Пётр Первый разрешил Ивану Албанезу, черногорцу по происхождению, создать поселение в районе города Сумы, куда переехало больше сотни сербских семей. Отсюда взяли свое начало два сербских территориальных образования, существовавших в Российской империи - Славяносербия и Новая Сербия.

Ледяная Голгофа

В Первую мировую войну (которая фактически началась в Сербии) Николай II встал на сторону братского государства. Не имея возможности помочь сербской армии русскими войсками, российский император организовал доставку в Сербию боеприпасов, военного снаряжения и провианта. Также в Сербию было отправлено несколько санитарных отрядов. В самом начале войны сербское войско смогло выдержать несколько лобовых наступлений австрийской армии, и дважды очищало свою территорию от захватчиков.

Однако в октябре 1915 года удар в спину сербам нанесла Болгария. Сербия оказалась в тяжелейшем положении. 9 октября пал Белград, уже на следующий день болгары соединились с австрийцами в Нише.

Зимние бои с превосходящими вражескими силами не сулили ничего хорошего, поэтому для того, чтобы избежать плена, сербские военные приняли решение об отступлении 300-тысячной армии на юг, к Адриатическому морю. Однако для того, чтобы там оказаться сербам нужно было пройти через албанские горы. Вместе с солдатами и простыми людьми, которые были вынуждены покидать свои земли, чтобы не попасть под призыв (новобранцев отправляли на Галицкий фронт, где нужно было воевать с русскими) в горы ушел и престарелый сербский король Петар.

Это отступление сербов вошло в историю под названием "ледяной Голгофы". Каждый третий погиб. Позже сербы стали говорить: "Нас спрашивают, почему мы называем детей несвяточными именами? У нас на Ледяной Голгофе замерз каждый третий мальчик, поэтому с тех пор у нас все имена святые".

Четники

Сербам свойственна высокая степень народной самоорганизации, особенно на основе национально-освободительного движения. Особого упоминания заслуживает такой феномен в истории Сербии как "четничество".

Его создание можно отнести к 1903 году, когда в Белграде был создан так называемый Сербский комитет, который, помимо внешней деятельности, занимался созданием вооруженных четницких формирований для дальнейшей борьбы с турецкой властью на Балканах.

Отряды созывались по мере необходимости и принимали участие как в обеих Балканских, так и в Первой Мировой войнах. В межвоенный период, после обретения Сербией независимости, четничество "воспитывало" молодежь - оно представляло собой ветеранские организации, которые вели идеологическую пропаганду, а также занималось поддержкой инвалидов боевых действий и семей погибших.

Негативная окраска термина "четник" уходит своими корнями к событиям Второй Мировой войны. На территории Югославии она переросла во внутреннее вооруженное противостояние. Часть югославской армии во главе с полковником Драголюбом Михаиловичом (ветераном Балканской и Первой мировой) отказались признать капитуляцию Королевства Югославии.

Сам Михаилович не опирался непосредственно на предыдущие четницкие организации, считая себя все еще составной частью Армии Королевства, и называл подконтрольные ему силы Югославской Армией в Отечестве. Четниками их прозвал уже народ. Национально настроенные монархисты первоначально пытались бороться со странами Оси совместно с партизанами Иосифа Броза-Тито, но, спустя несколько месяцев, союз между националистами и коммунистами распался.

Отдельные группировки четников стали открыто сотрудничать с оккупационными властями против красных партизан. Михаилович до последнего лавировал между неприятием коммунистической идеологии (невзирая на уважительное отношение к вооруженным силам Советского Союза), и нежеланием сотрудничать с оккупационной властью.

В конце концов, находящийся уже в звании генерала Михаилович, был снят эмигрантским правительством со всех командующих постов. Невзирая на это, он продолжал вооруженную борьбу вплоть до марта 1946 года, когда его отряд был разгромлен силами Броза-Тито уже после занятия Югославии Красной Армией. Драголюб Михаилович был казнен после суда, не учитывавшего показания спасенных четниками пилотов американских ВВС (всего которых было около 500 человек), 15 июля 1946 года.

Факты

Сербия является родиной многих римских императоров. Город Сремска Митровица, в античные времена назывался Сирмий и был частью Римской империи. Этот город считается родиной шестнадцати римских императоров. В Сербии также родился Константин Великий.

В Сербии оливье называют русским салатом, сладкий квас - русским квасом, русским же называют почему-то черный сладкий хлеб, который может быть с мармеладом.

Сербия - настоящая "малиновая страна". Здесь выращивается треть всей малины мира.

(581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии , Румынии , Австрии , Венгрии , а также в США , Канаде , Аргентине , Австралии .

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во второй половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII - первой половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т. д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в первой половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т. д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни сербов во второй половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т. п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т. д.

У сербов не было такого периода в их истории, когда бы они жили на какой-либо из своих обширных территорий одни - без других. Представители иных народов во все века жили по соседству, в приграничных областях, или же непосредственно среди сербов. С ними сербы имели самые различные связи и отношения: одних принимали и ассимилировали, а с другими ассимилировались сами, увеличивая их общности.

Уже с самого начала отчетливо определились две составляющие: переселившиеся славяне и автохтонные жители - старожилы, которых славяне застали на своих новых землях. Ни те, ни другие не представляли собой однородных групп. Среди славян было много племен, и сербы являлись лишь одним из них; заселявшее какие-либо земли племя встречалось на этих территориях с частями других племен. Как уже было показано, территория племени сербов прямо не соответствует территории образовавшегося позднее Сербского государства. Такие политические союзы, как княжества неретлян, захумлян и травунян, образовавшиеся на пространстве карстовых полей (области за побережьем Адриатики), имели сербскую этническую основу; впоследствии в этих княжествах сформировались особые этнические группы, долго сохранявшие свою самобытность. Эта самобытность обнаруживается в сербском королевском титуле первой половины XIII в. - «король земель сербских и поморских».

Среди балканских старожилов также было множество этнических групп. Города и острова, где вместе с местным населением сохранялись государственные учреждения, властные структуры и армия, поначалу принадлежали Римской империи. В эпоху переселения славян Восточная Римская империя переживала времена настолько серьезных перемен, что среди населения Балканского полуострова доминирующим стал греческий субстрат, и принявшая ранее христианство империя становится греческой - пришедшие на ее территорию сербы будут воспринимать ее как греческую в течение многих последующих столетий.


Помимо остатков Римской империи на Балканском полуострове сохраняются и многочисленные анклавы провинциального населения, с которыми государственный центр давно потерял связь. Поскольку в предыдущие века эти различные между собой племена жили в Римской империи, все они были в большей или меньшей степени романизированы.
В городах на Адриатическом побережье и на островах долго жили романы, чье наречие, отличное от итальянских диалектов, сохранялось до XIX в. В континентальных частях полуострова славяне столкнулись с влахами, также в значительной степени романизированными. Одна их часть слилась с населением княжеств на восточном берегу Дуная, где позднее возникнет румынский народ; другая - веками жила под именем «влахи» в Восточной Сербии и под именем «аромуны» (цинцары) в Македонии, в то время как основная часть тогдашних влахов в течение веков постепенно растворялась в славянском или греческом окружении. В горной части современной Северной Албании до сих пор живут слегка романизированные албанцы, которых в сербских рукописях называют «арбанасы». В этом этнониме сохранилось древнее имя народа, который в последующие века называл себя shipetaг.

В отличие от Италии и западных римских провинций остается неизвестным, чтобы на Балканском полуострове старожилы и переселенцы жили вместе в одном городе или на какой-нибудь одной небольшой территории. Поздние источники (X -XIII вв.) говорят о вражде между славянами и влахами. Видимо, только принятие христианства, создание сильных государств, постоянная торговля и экономическое сотрудничество создали условия для установления более прочных связей и последующего смешения славян с влахами.

Исторические исследования о происхождении наций, населяющих Балканский полуостров, начали появляться только в XVIII и XIX вв. Тогда они касались лишь тех народов, которые уже сложились; те же этнические группы, которые в ту эпоху еще не сложились в отдельный народ с особой культурой и литературой, остались не замеченными историками. Историческую роль влахов как самой распространенной и самой многочисленной группы автохтонных жителей Балкан открыли лишь исследования XX в. Вокруг них возникли споры в историографии. Под «влахами» имелись в виду скотоводы, участвовавшие в переселениях сербов в XV-XVI вв., бесспорно, имевшие славянские имена, говорившие на славянском языке, приверженцы православной веры. Между тем многие зарубежные ученые отрицали, что влахи были сербами. Сербская же сторона доказывала, что название «влах» означало статус, а не этнос, что влахи как этнический фактор вообще не существовали в столь позднее время (XV- XVI вв.).

Тем не менее особое название «влахи» сохранялось, пока пред-ставители этой группы занимались особым видом деятельности, вели другой образ жизни и имели особые формы общественной организации. Когда эти отличия потеряли значение, исчезло и название «влахи». Процесс славянизации влахов длился веками. Уже в XII в. существовали этнические группы влахов со славянскими названиями вождей (челник, воевода, судья). В следующем столетии уже встречаются славянские названия общин влахов - катунов, что свидетельствует об определенной степени славянизации. От столетия к столетию все больше влахов перестают быть изолированными, смешиваются со славянским окружением и растворяются в нем.

Когда Сербское государство было «царством сербов и греков», ему принадлежала самая большая территория за всю его историю. Выражение «царь греков», вошедшее в титул сербского правителя на том основании, что Сербия владела греческими территориями, должно было, помимо прочего, оправдывать имперские претензии Сербии. Однако другими в тот период были для сербов далеко не только греки: об этнической пестроте сербского средневекового государства свидетельствуют тексты указов и законов. В одной из грамот 1300 г. говорится о потенциальных посетителях рынка в Скопле: «...и грек, и болгарин, и серб, и латин, и арбанас, и влах должны платить законную пошлину». Под названием «латин» подразумевались купцы-католики из Италии и приморских городов, а также переселенцы из континентальной части Сербии, осевшие в приморских городах и принявшие католичество. С середины XIII в. в Сербии появляются саксонцы - германские рудокопы, а с конца XIV в. - турки, сначала как путешественники и торговые люди. Когда турки станут хозяевами на сербской земле, их число будет очень велико.

У Сербии того времени не было цели унифицировать, объединять различные части общества. Наоборот, она уважала права отдельных этнических групп точно так же, как и права отдельных сословий. Власть осуществляла подобную политику, чтобы удержать в обществе равновесие, стремясь наладить отношения и найти механизмы решения споров между представителями разных этнических групп, имевших каждая свои особые права.

Развитие сербского народа было прервано турецким завоеванием (1459). Сербия как самостоятельная держава перестала существовать, ее правящий класс был искоренен, а государственные учреждения уничтожены. После многочисленных переселений сербы оказались разбросанными на огромной территории - вплоть до словенских земель, Центральной Венгрии и Трансильвании. На каждой из этих территорий они жили в меньшинстве, их анклавы не были связаны между собой. До 1557 г. - времени возрождения Печской патриархии - у сербов не было ни внутренних связей, ни внешних границ. Лишь под властью патриархов они стали религиозным объединением, которое связывала церковная иерархия.





На сербскую землю пришли завоеватели - турки из Малой Азии, а с ними и принявшие ислам их подданные из ранее завоеванных областей Европы. В сербских городах поселяются армянские, греческие, еврейские и аромунские (цинцарские) купцы, и повсюду на территории страны обосновываются группы цыган, которые, до сих пор никем не принятые и не признанные, остаются на обочине общества.
Религиозные различия, значимые для подданных и в более ранние периоды, выдвигались теперь- в османской системе привилегий и обязанностей - на первый план. Хотя исламизация насильно не проводилась, принятие веры хозяев страны давало новообращенному многие преимущества в общественной жизни, поэтому в ислам переходили постоянно. В отдельные периоды (XVI -XVIII вв.) в некоторых регионах (Босния, Албания) этот процесс протекал особенно интенсивно.




Балканских христиан, принимавших ислам и перенимавших соответствующие обычаи и образ жизни, остальные христиане переставали считать своими соплеменниками, на них смотрели как на турок. С другой стороны, такой значимый церковный центр, как Печская патриархия, был мощным фактором, влиявшим на исчезновение различий в рамках христианского сообщества, на слияние малых этнических групп с основной массой христиан. Так, среди сербов растворились не только этнические группы поздно славянизированных влахов, но и небольшие греческие сообщества, а ассимиляция цинцар (аромун) продолжилась до Новейшего времени.
Война конца XVII в. (1683- 1699) ознаменовала собой великий перелом, поскольку часть сербов вновь оказывается под христианской властью. Они начинают развиваться в условиях, значительно отличающихся от условий, в которых жили сербы, оставшиеся под властью турок. Такая раздельная жизнь длилась больше двух столетий и впоследствии стала препятствием к национальному объединению. Религиозный критерий снова вступил в силу: сербам, находившимся под властью Габсбургов, обещали, что монархи будут уважать веру и церковную жизнь своих новых подданных. Сербское общество, все более динамичное в своем развитии, продолжало оставаться по сути церковным, сакрализованным. Это обстоятельство станет позже препятствием для принятия новых идей о нации как об общности людей, говорящих на одном языке, и помешает широким интеграционным процессам. Под властью Австро-Венгрии сербы перегруппировываются также и территориально - они уходят из периферийных областей и концентрируются в области Военной границы и на территориях вдоль границы с Османской империей (с 1804 г.; с 1815 г. это уже граница с Сербией). Такому передвижению непосредственно способствует колонизация, интенсивно проводимая правительством Габсбургов во второй половине XVIII в. У сербов появляются новые соседи в лице немцев, румын, венгров, словаков, русинов.




Великим переломом в истории сербского народа стало создание государства: сначала автономного княжества (1815), затем независимого княжества (1878) и, наконец, королевства (1882). Возрожденное Сербское государство постепенно перенимает созданное в XVIII в. сербами в Венгрии культурное наследие, развивает его и становится центром сербского объединения. Наблюдая за политическими событиями в тогдашней Европе (объединение Германии, Италии) и участвуя в некоторых из них (волнения 1848 г. в монархии Габсбургов), сербы приходили к выводу, что их дело правое и что борьба за освобождение и объединение частично порабощенного и разделенного народа необходима и оправдана.
Борьба сербов за освобождение еще со времен Первого сербского восстания (1804-1813) воспринималась в Европе как революционное движение, которое нарушало отношения между государствами; не важно, были ли эти государства связаны формальными обязательствами, как в Священном союзе, или же они были действительно заинтересованы в сохранении европейского равновесия. Поначалу сербы воевали в основном с Османской империей, но со времени оккупации Боснии и Герцеговины (1878) Австро-Венгрия также становится неприятелем Сербии. Тогда же от турецкого владычества пытались освободиться и другие народы: греки, болгары, с некоторым опозданием и албанцы. Однако каждый из этих народов определял границы своего государства, в котором должен был начаться процесс национальной интеграции, исходя из своих «исторических прав», так что конфликты между ними становились неизбежными.









Ценой огромных жертв в двух Балканских войнах (1912-1913) и в Первой мировой войне (1914-1918) сербы наконец преодолели свою веками длившуюся разобщенность и разделенность границами, они оказались практически все в одном государстве- в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929), а затем в Королевстве Югославия (1929-1941). Начиная с этого периода времени становится очевидным, что единое государство унаследовало от предшествовавших эпох не только национально-культурное достояние, но и тяжелые проблемы. Становится ясно, что препятствием к интеграции являются не столько сами преодоленные границы, сколько различия, возникшие в результате существования этих границ и неодинаковых условий развития народа, жившего по разные их стороны. В ходе политической и партийной борьбы наряду с антагонизмом между нациями (словенцы, хорваты, сербы) обнаруживались и конфликты внутри отдельных наций, вызванные региональными различиями: среди сербов такие трения происходили между так называемыми «сербиянцами» и «пречанами», то есть жителями Сербии и сербами - бывшими подданными Австро-Венгрии. Трения возникли и среди черногорцев: между теми, кто был недоволен принципами объединения, с одной стороны, и всеми остальными - с другой. Жители территорий, присоединенных к Сербии в 1913 г., официально считались сербами, жителями Южной Сербии, но это не соответствовало фактическому положению дел, поскольку значительная часть населения Южной Сербии считала себя либо болгарами, либо македонцами.
Нелегко было изменить и другой аспект исторического наследия - распространение сербов по территории нового государства и смешанность их с представителями других народов. В государстве, образованном в 1918 г., относительная однородность сербского населения была достигнута- путем использования средств, которые тогда были обычными в европейских национальных государствах, - лишь на давно освобожденных территориях Сербии и Черногории (включая области, приобретенные в 1878 г.). В национально неоднородной Воеводине сербы не составляли даже половины населения. В Хорватии они компактно проживали только на территории бывшей Военной границы, оставаясь во всех хорватских городах в меньшинстве. Территорию исторической Боснии и Герцеговины сербы делили с мусульманами и хорватами, а в Косово и в так называемой Старой Сербии за это время ощутимо возросла численность албанцев.
Отсутствие единства во взгляде на то, каковы критерии отличия сербов от других народов, также одна из проблем исторического наследия. В то время как Сербская православная церковь доказывала, что сербами можно считать только приверженцев православия, светские политики, политические движения и партии боролись за то, чтобы включить в их число и «сербов-католиков», и мусульман - как «сербов-магометан». Большая часть католиков и мусульман так и не интегрировалась в сербскую нацию. Мало того, последующие исторические события, особенно после 1944 г., показали, что немалое число сербов могли быть и атеистами.
Если взглянуть на события 1918 г. с позиций сегодняшнего дня, то становится очевидным, что сербы, оказавшись вместе в одном государстве, тем не менее не были в достаточной степени консолидированы как нация. Тогдашняя политическая и культурная элита не осознавала, насколько необходимо продолжать интеграционные процессы среди самих сербов. Вместо этого была выбрана ориентация на интеграцию сербов, хорватов и словенцев, на создание единой южнославянской нации. В то время, как у других югославянских народов этот проект поддерживало меньшинство интеллектуалов, среди сербов создание единой нации являлось высшей целью государственной политики, чему сопротивлялось лишь меньшинство интеллектуалов. Но «южнославянского синтеза» не получилось, противоречия между нациями усилились, а среди сербов вновь произошло разделение на сторонников югославизма и на охранителей сербских традиций.

Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.

Где живут

Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:

  • Босния и Герцеговина
  • Черногория
  • Хорватия
  • Македония
  • Словения
  • Румыния
  • Венгрия

Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины - в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.

Язык

Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.

Численность

Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии - 700 000, в Австрии - 300 000, в Швейцарии и США - 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.

Религия

До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.

Внешность

Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей - темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.

Жизнь

Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.

Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.


Сербская свадьба

Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.

Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.

Одежда

Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:

  1. Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
  2. Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
  3. Укороченная куртка или длинный кафтан.
  4. Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
  5. Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк - кушак.
  6. Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
  7. Опанки - кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
  8. Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.

Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.

Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин - опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.


Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.

Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука - спереди и сзади.

На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:

  • цветы
  • ожерелья
  • монисто
  • браслеты
  • небольшие вязаные сумочки


Жилище

Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:

  • деревянный сруб;
  • дом из камня;
  • каркасный домик.

Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.

Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее - черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.


Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.

Традиции

Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:

  1. Божич
  2. Крестная слава
  3. Видовдан
  4. Джурджевдан
  5. Васкрес

Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя - защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.


Божич - любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог - коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).

Васкрес, или Великден - аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.

Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.

Видовдан - день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.

Обряды

Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.

Полазник - это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.

Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу - имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.


Празднование додолы

Запис - обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.

Еда

Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.

В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами - штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:

  1. Плескавица - своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
  2. Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
  3. Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
  4. Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
  5. Мешано месо - традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
  6. Джувеч - тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.

Мешано месо

Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской - в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.

Характер

Сербы - дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.

Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.

Никакой этнической принадлежности к СЛАВЯНАМ они НЕ ИМЕЮТ....
Вот ТАКИЕ же личности бегают у нас, на Кауказе...
И фенотип такой же и менталитет СХОЖИЙ.....
Я вот не ПОНИМАЮ, как НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ может считать родственными себе такие народы как Болгар и Сербов??!!!
Ну ладно еще Хорваты и Словены - они и правда от СЛАВЯН практически не отличаются - поставь рядом Чеха и Хорвата - сразу и не сказать кто есть кто - чехи часто даже темнее цветом волос....
Но ЭТИ то...
Поставь рядом ТУРКА, болгарина и серба - не различишь.....
Я ЗНАЮ, откуда такая страстная "Любовь" к сербским ГРЯЗНОКРОВКАМ - это от того что они ВЕРУЮТ в тот же вариант распятого еврея, что и мудаки в СРАНОЙ РАШКЕ,.
Именно по этому ПОПЫ привязывали эту ЧУЖУЮ СРАНЬ к русским в России...
Именно по этому РУССКИЕ бегали СОТНЯМИ ТЫСЯЧ умирать за этих козлов, если не МИЛЛИОНАМИ...
Именно по этому истерично визжа Российская Ымперия ПЕРВАЯ наскочила на БРАТСКУЮ Германию в ПМВ......
Правда, Германия то выжила, а вот Российская Ымперия СДОХЛА, но пусть скажет за это спасибо сербским *** "братушкам"...
Кстати называемые почему то "братушками" сраные БОЛГАРЫ В ОБЕ мировые войны спокойно СТРЕЛЯЛИ в русских......
И воевали вовсе не на стороне русских...
"Братушки" ***е....

Разумеется, и среди сербов МОЖНО найти что то приличное... Далеко не все там турки... но БОЛЬШАЯ часть просто БРОСАЕТСЯ в глаза. Я объездил почти ВСЕ Балканы - не был только в республике Македония, а так - Сербия, Хорватия, Черногория, Босния, Словения, греческая Македония, европейская Турция (был и в азиатской Турции) -и я ЗНАЮ, о чем пишу..... В Хорватии я объездил ВСЕ далматинское побережье и чем БЛИЖЕ к северу - тем более приятные лица.... И чем ближе к Черногории, тем все хуже... Дубровник ен считаем, там больше итальянского населения на самом деле.... В Албанию заезжать не стал, но АЛБАНЦЕВ видел во множестве... ХУЖЕ чечен, выводы делайте......
И по НРАВАМ..... Самые Е*НУТЫЕ - это СЕРБЫ... Даже ребята босняки - хоть и муслики - и то НОРМАЛЬНЕЕ.,.. Серобы - ну просто ОТМОРОЖЕННЫЕ...... После Сербов по отморожденнсти идут Черногорцы. Они правда сами не кидаются, в отличие то сербов, но если их не дай бог зацепить...... Я еще раз говорю - Босняки - КУДА миролюбивеее..... Самые приятные Хорваты и Словены. Никакой агрессии, очень симпатичные, честные, аккуратные, вежливые. Не было случая чтобы меня обсчитали, нахамили, напакостили.... В Сербии - на каждом углу..... В Черногории - гораздо меньше.... Но их менталитет...так то они приезжих САМИ не задирают.... Как правило - не обсчитывают.....

А вот кстати "ЛЮБОВЬ" сраных "братушек" к России.... настоящая, а не ту, которую они декларируют перед видеокамерами СМИ......
Если кто БЫВАЛ в Сербии (а я бывал) то ЧАСТО с этим сталкивались...
Что то я не встречал такого у Хорватов, Черногорцев и даже Босняков - хотя те мусульмане....

А НА*УЙ вы нам СЕРБСКИЕ уроды, нужны??!!!
Всю ЖИЗНЬ Русские поддерживали Сраную Сербию, НИЧЕГО, вообще НИЧЕГО не получая от МЕРЗАВЦЕВ взамен...
Всю жизнь русские СВОИМИ жизнями ОСВОБОЖДАЛИ Сербию, то от турок, то от немцев, но ХОТЬ ОДИН СЕРБ защитил Россию?!!
Так что пусть идут "братушки" - НА*УЙ.....
Из всех славян бывшей югославии ХУЖЕ всех я отношусь к СЕРБАМ - ленивые, трусливые, подлые, насквозь ПРАВОСЛАВНЫЕ бл*ди, совершенно ГРЯЗНЫЕ в расовом отношении, в отличие от тех же Хорватов и Словен....
Поставь рядом Серба и Турка - разница только в обрезании.....
Насмотревшись на тех и тех, скажу что ТУРКИ приятнее - у них ЗА*БОВ меньше....Ах, Косово отобрали у этих сербов...
Ну, так это ПРОБЛЕМА сербов, НЕ РУССКИХ...
Меньше ВЫ*ЫВАТЬСЯ нужно было...
Кстати ВМЕСТО решения проблемы Косово, сербы решали проблему Босснии, Хорватии, Дубровника... По*** им было на албанцев в Косово...... Пока те сидели тихо и не отделялись... Ну по типу Чечении... Ах, они сербов тихо резали....Вот только СЕРБАМ на это было ПО*УЙ...Орать сербы начали, когда Косово захотело ОТДЕЛИТЬСЯ.....
Ну а теперь НОРМАЛЬНЫМ РУССКИМ - ПО*УЙ на сербов.....
У нас СВОИХ проблем море....

Думаете это хорватские Усташи?
КАК БЫ НЕ ТАК!
Им ЛЮБЯТ СОВКОВЫЕ твари приписывать ТАКИЕ фото, но НИКОГДА Усташи ТАК не делали...
Это - СЕРБСКИЕ Четники...
Режут, насилуют и СНИМАЮТ на фото...
Кстати судя по лицам, убивают ХОРВАТОВ или словен, лица СЛАВЯНСКИЕ.....
Вот они - СЕРБЫ выродки во всей красе....

Вот кстати и ХОРВАТСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ - Усташ снялся с головой СЕРБА Четника, командира выродков, уничтожавшего хорватские деревни....
Но это - всего лишь просто отрубленная голова...на фото - СЛАВЯНИН, а голова - типичного турка...... Ах простите... СЕРБА,то есть НЕОБРЕЗАННОГО ТУРКА....

Сербы Четники убили хорвата - ОТРЕЗАЛИ голову....
В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи....
Казнь осуществлялась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами.
А потом СЕРБЫ жалуются - их дескать НЕ ЛЮБЯТ....
А вот Чечен...
НАЙДИ 10 отличий между Сербом выродком и чеченом....
Ну что РУССКИЙ *** - все еще считаешь сербов "братушками"?....

Хорваты Усташи - БЕЛЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ СЛАВЯНСКО- Нордические лица....