Инструкции по технике безопасности по физике. Правила проведения инструктажа

К работе в кабинете информатики допускаются только учащиеся и преподаватели, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.

Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности, т.к. нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание и навредить вашему здоровью.

  • Оказание первой помощи пострадавшим - практическое пособие
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ"
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • ЯКласс задания "Техника безопасности и организация рабочего места"

При эксплуатации оборудования необходимо остерегаться:

Поражения электрическим током;
- механических повреждений, травм.

Требования безопасности перед началом работы:

1. Запрещено входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, с громоздкими предметами и едой
2. Запрещено входить в кабинет информатики в грязной обуви без бахил или без сменной обуви
3. Запрещается шуметь, громко разговаривать и отвлекать других учащихся
4. Запрещено бегать и прыгать, самовольно передвигаться по кабинету
5. Перед началом занятий все личные мобильные устройства учащихся (телефон, плеер и т.п.) должны быть выключены
6. Разрешается работать только на том компьютере, который выделен на занятие
7. Перед началом работы учащийся обязан осмотреть рабочее место и свой компьютер на предмет отсутствия видимых повреждений оборудования
8. Запрещается выключать или включать оборудование без разрешения преподавателя
9. Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем

Требования безопасности во время работы:

1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры
2. При возникновении неполадок: появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного её отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю
3. Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно
4. Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель
5. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку
6. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея
7. В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям преподавателя.

Запрещается:

1. Эксплуатировать неисправную технику
2. При включённом напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера
3. Работать с открытыми кожухами устройств компьютера
4. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъёмов, соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры
5. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации
6. Во время работы касаться труб, батарей
7. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры
8. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары
9. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши
10. Передвигать системный блок, дисплей или стол, на котором они стоят
11. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями
12. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера
13. Брать с собой в класс верхнюю одежду и загромождать ею кабинет
14. Быстро передвигаться по кабинету
15. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
16. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде
17. Работать при недостаточном освещении
18. Работать за дисплеем дольше положенного времени

Запрещается без разрешения преподавателя:

1. Включать и выключать компьютер, дисплей и другое оборудование
2. Использовать различные носители информации (дискеты, диски, флешки)
3. Подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к компьютеру
4. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию и другие предметы
5. Пользоваться преподавательским компьютером.

Требования безопасности по окончанию работы:

1. По окончании работы дождаться пока преподаватель подойдёт и проверит состояние оборудования, сдать работу, если она выполнялась
2. Медленно встать, собрать свои вещи и тихо выйти из класса, чтобы не мешать другим учащимся

Ответственность за нарушение правил техники безопасности:

1. При нарушении техники безопасности учащемуся будет объявлен выговор, взыскание вплоть до отстранения от работы за оборудованием.
2. При регулярных нарушениях техники безопасности учащийся будет отстранён от занятий информатики вплоть до исключения из учебного заведения (или других санкций предусмотренных учебным заведением).

Журнал инструктажа по технике безопасности кабинета физики МБОУ Мечетновской СОШ

№ инструктажа 1 2 Цель инструктажа Вводный инструктаж Класс 7 класс Вводный инструктаж 8­11 класс 2017­2018 учебный год Содержание инструктажа Кабинет физики ­ место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным со стеклянными предметами, не крутиться, чтобы не опрокинуть свои или соседские приборы. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки. Не задевайте их стульями, т.к. их легко вывести из строя и тогда некоторые лабораторные работы нельзя будет выполнить. Кабинет физики ­ место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки, не задевайте их стульями. 2

№ инструктажа 3 4 5 6 7 8 Цель инструктажа Класс Содержание инструктажа 7 КЛАСС Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 ”Определение цены деления измерительно­го прибора” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 ”Измерение размеров малых тел” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Измерение массы тела на рычажных весах” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение объема тела” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Измерение плотности твердого тела” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Градуирова­ние пружины и 7 7 7 7 7 7 При работе с о стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Для этого нужно оставаться на своем рабочем месте, не крутиться, не толкать соседей, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредото­ченными. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредото­ченными. При работе с о стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе с о стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 3

9 10 11 12 измерение сил динамометром ” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Определение выталкиваю­щей силы в жидкости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Выяснение условий плавания тела в жидкости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Выяснение условий равновесия рычага” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Определение КПД наклонной плоскости” 7 7 7 7 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: ставить гирьки на правую чашку весов, а груз ­ на левую, делать это осторожно, маленькие разновесы брать пинцетом. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 4

№ инструктажа 13 14 15 16 17 8 КЛАСС Цель инструктажа Класс Содержание инструктажа Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Определение удельной теплоемкости вещества” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Сборка элек­трической це­пи и измере­ние силы тока в ее различ­ных участках” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение напряжения на различных участках электрической цепи” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Регулирова­ние силы тока 8 8 8 8 8 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его 5

18 19 20 21 22 23 реостатом” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Измерение работы и мощности электрическо­го тока” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Измерение КПД установ­ки с электри­ческим нагре­вателем” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Сборка электромагнитна и испытание его действия” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Изучение электрическо­го двигателя постоянного тока” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 11 “Получение изображений с помощью линзы” 8 8 8 8 8 8 разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Аккуратно обращайтесь с термометром. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 6

9 КЛАСС Цель инструктажа Класс Содержание инструктажа Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Исследование равноускоренного движения без начальной скорости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение ускорения свободного падения” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Изучение явления электромаг. индукции ” Правила поведения при 9 9 9 9 9 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и № инструктажа 24 25 26 27 28 7

29 выполнении лаб. раб. № 5 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотограф. ” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение деления атома урана по фотографии треков” 9 сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 10 КЛАСС № инструктажа 30 31 32 33 34 Цель инструктажа Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Измерение ускорения свободного падения” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Изучение движения тела, брошенного горизонтально” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение коэффициента трения скольжения” Правила поведения при Класс 10 10 10 10 10 Содержание инструктажа При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и 8

35 36 37 38 выполнении лаб. раб. № 5 “Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение изотермического процесса” Правила пов. при вып. лаб. раб. № 7 “Изучение капиллярных явлений, обусловл. поверхностным натяжением жидкости” Правила пов. при вып. лаб. раб. № 8 “Измерение удельной теплоемкости вещества” Правила пов. при вып. лаб. раб. № 9 “Измерение электроемкости конденсатора” сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос 10 10 10 10 При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необх. соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. 9

11 КЛАСС № инструктажа 39 40 41 42 43 Цель инструктажа Прав. пов. при выполнении лаб. раб. № 1 “Изучение эл.­ магнитной индукции” Правила пове­дения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение коэф. прелом­ления стекла” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Наблюдение интерферен­ции и дифрак­ции света” Правила по­ведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерен. l с помощью дифр. решетки” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 Класс 11 11 11 11 11 Содержание инструктажа Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. 10

44 “Наблюдение сплошного и линейчатого спектров” Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям” 11 Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что­то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. 11

Уроки физики могут сопровождаться работой по проведению различных опытов и демонстраций, при этом неаккуратность или невнимательность учащихся, а также незнание или игнорирование ими правил техники безопасности способны приводить к несчастным случаям. Во избежание этого все школьники, допускающиеся к лабораторным работам и проведению опытов, должны пройти инструктаж по технике безопасности и неукоснительно его соблюдать.

Позволяет минимизировать количество травм при работе с приборами и стеклянными сосудами. Обеспечивает организацию безопасного учебного процесса на уроках физики и выполнение его норм директор школы, заместитель по учебно-воспитательной работе, учитель физики и заведующий лабораторией. При этом преподаватель физики и заведующий лабораторией непосредственно обеспечивают: безопасное состояние приборов, инструментов, рабочих мест и оборудования, ведут паспорт учебного кабинета физики и проводят инструктаж школьников по технике безопасности и личной гигиене труда.

Техника безопасности на уроке физики – общие опасности и их устранение

Вводный инструктаж учащихся проводится при первичном посещении кабинета физики, а так же проводится инструктаж на рабочем месте, который необходимо проводить перед каждой практической или лабораторной работой. На вводном инструктаже преподаватель знакомит школьников с общими моментами существующих опасностей и технике безопасности на уроке. Инструктаж на рабочем месте ставит своей задачей познакомить учащихся с правилами организации рабочего места и проведением опытов при выполнении конкретного задания.

Каждый кабинет физики должен оснащаться школьной аптечкой, содержащей необходимые медикаменты и перевязочные материалы, полный перечень которых содержится в нормативных документах по организации безопасного учебного процесса и по технике безопасности. Также в кабинете физики должны находиться первичные средства пожаротушения. Для максимального предотвращения несчастных случаев необходимо размещать приборы на рабочем столе таким образом, чтобы исключить вероятность травм вследствие взрывов и отброса деталей приборов, инструментов или веществ. Для этого необходимо применять защитные экраны, изготовленные из органического стекла или защитные чехлы. При этом демонстратор опыта должен надевать защитные очки или маску. Запрещено использовать поврежденные емкости или оборудование. Остатки материалов, металлические опилки, осколки стекол нельзя со столов стряхивать руками, для этого надо применять совок и щетку.

Демонстрационные опыты всегда готовит и проводит преподаватель физики, строго соблюдая требования техники безопасности на уроках физики.

  • При наличии вероятности разрыва емкостей обязательно применять защитные экраны для учащихся и очки для себя, а также необходимую спецодежду и средства индивидуальной защиты.
  • Запрещено закрывать емкость с горячей жидкостью притертой пробкой до её остывания и брать горячий сосуд незащищенными руками. Отверстия пробирок всегда направлять от себя и школьников.
  • При работе со стеклянными приборами нельзя допускать резких перепадов температур и сильных механических воздействий. Необходимо применять трубки и сосуды без трещин и с оплавленными краями.
  • Наружная температура приборов и инструментов не должна быть выше 45 градусов по Цельсию, в случае превышения этого порога на видном месте должно быть сообщение «Берегись ожога».
  • Запрещено применять нафталин, бензин в спиртовках, асбестированные сетки из металла, металлические парообразователи, генератор УВЧ на октальных лампах, лабораторные бензиновые лампы, металлическую ртуть, а также безнакальные трубки и электрическое оборудование с открытыми контактами и напряжением более 42 В для переменного тока и 110 В для постоянного.
  • Во время демонстрации на уроке физики надо четко следить за надежность крепежей всего оборудования, надежностью изоляции и правильностью установленных параметров напряжения. Запрещено превышать установленные характеристики скорости вращения приборов.
  • Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами, а также правила пожарной безопасности.
  • Нельзя эксплуатировать лазер без защитного заземления и ограничителя направления луча. Также нельзя допускать попадания света то электрической дуги в глаза.
  • Не разрешено зажигать спиртовку от второй горящей спиртовки, а также при проведении опытов на уроке физики нагревать воду выше 70 градусов по Цельсию.
  • Все используемые электрические приборы должны обладать указателями напряжения, для которого они предназначены, а также их полярность
  • Кабинет физики нельзя использовать для классных сборов и занятий по другим предметам.
  • После каждого занятия и перед началом работы необходимо тщательно проветрить кабинет физики.

Правила техники безопасности на уроках физики для учащихся

Общие требования техники безопасности на уроке физики

  • К обучению на уроке допускаются школьники, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на уроках физики.
  • Допущенные лица должны неукоснительно соблюдать правила внутреннего распорядка, технику безопасности и держать в чистоте рабочее место.
  • При нахождении в кабинете физики надо соблюдать правила пожарной безопасности и правила обращения с электроприборами.
  • Во время демонстрации и проведения опытов на уроке для защиты учащихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться диэлектрические перчатки, хлопчатобумажный халат, диэлектрический коврик или защитные очки. Ручки электроприборов должны быть изолированы, а сами приборы должны оснащаться указателем напряжения.
  • При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования или инструментов надо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю.

Требования техники безопасности перед занятием

  • Перед началом работы учащимся надо надеть необходимую спецодежду, а при работе с электроприборами дополнительно защититься диэлектрическими перчатками и стать на диэлектрический коврик.
  • Учащиеся должны тщательно изучить описание работы и уяснить ход ее выполнения, а также пройти инструктаж по безопасности на рабочем месте.
  • Необходимо подготовить рабочее место, проверить исправность оборудования и подготовить его к работе, а также удостовериться в наличии заземления электрооборудования и наличия указателей напряжения.

Требования техники безопасности на уроке физики во время занятия

  • Пребывание школьников в кабинете физике или лаборантской может осуществляться только с разрешения преподавателя.
  • Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя физики.
  • Ученикам запрещено брать на себя обязанности лаборанта или преподавателя.
  • Запрещено использовать поврежденные приборы и посуду или же такие, которые не соответствуют требованиям правил безопасности на уроке физики. Также запрещено применять самодельные приборы и оборудование с открытыми токоведущими элементами.
  • При проведении опытов учащимся запрещено использовать приборы с надписью на них «Только для проведения опытов учителем».
  • Если при работе в соответствии с указателем напряжения на прибор будет подано переменного тока свыше 42 В и постоянного свыше 110 В, то необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю.
  • Нельзя оставлять без присмотра функционирующие электронагревательные приборы, также запрещается использовать приборы с открытой спиралью.
  • Категорически запрещается применять бензин как топливо в спиртовке.
  • При любой аварийной ситуации либо ухудшении самочувствия немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.

Действия по технике безопасности преподавателя в случае аварийной ситуации на уроках физики

  • При коротком замыкании в оборудовании или возгорании электроприбора, а также при нагревании, искрении, резких нештатных звуках немедленно обесточить сеть электропитания, обеспечить безопасность школьников и персонала и сообщить администрации учебного учреждения.
  • При возникновении очага пожара, обеспечить эвакуацию учащихся, обесточить оборудовании и применить первичные средства пожаротушения. Затем сообщить о случившемся администрации учебного учреждения.
  • При получении травмы или резком ухудшении состояния школьника прекратить работу и оказать первую помощь, сообщить администрации и школьной медсестре или врачу либо вызвать неотложную медицинскую помощь.
  • В случае разбития лабораторной посуды запрещено собирать содержимое и осколки руками. Для этого необходимо применять специальную щетку и совок.

Требования техники безопасности на уроке физики после занятия

  • Отключить все электрические приборы на своем рабочем месте от электропитания.
  • Привести в порядок рабочее место, убрать инструменты и оборудование в лабораторные шкафы.
  • Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.
  • Тщательно вымыть руки с мылом, особенно уделяя внимание местам под ногтями, поскольку вредные вещества, попавшие туда, могут попасть в организм во время приема пищи.

Журнал инструктажа

по технике безопасности

и

охране труда

в кабинете физики

Учитель: Амирова Наталья Григорьевна

Кабинет № 107

    Техника безопасности в кабинете физики:

    • Проведение инструктажа по правилам ОТ

      Извлечение из Правил безопасности труда для кабинетов (лабораторий) физики

      Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов

      Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ и работ практикума

      Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики

    Инструкция по охране труда при работе в кабинете физики:

4. Инструк ция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике:

    Общие требования безопасности

    Требования безопасности перед началом работ

    Требования безопасности во время работы

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    Требования безопасности по окончании работы

    Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике:

    Общие требования безопасности

    Требования безопасности перед началом работ

    Требования безопасности во время работы

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    Требования безопасности по окончании работы

    Оформление уголка по технике безопасности для учащихся:

    • Должностная инструкция по охране труда преподавателя или заведующего кабинетом физики

      Типовая инструкция по пожарной безопасности в кабинетах школы

      Типовая инструкция по правилам безопасности труда для учащихся

      Типовая инструкция по плану пожаротушения в кабинете физики

      Типовая инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ

      Типовая инструкция по охране труда при работе в кабинете физики:

      • Техника безопасности при работе со стеклом;

        Техника безопасности при работе с острыми предметами;

Требования к помещениям кабинета физики

(выдержки)

1. Кабинет (лаборатория) оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.

В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, универсальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям выполняет работы по ремонту оборудования, готовит опыты.

2. Расстановка мебели в кабинете (лаборатории) должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния до классной доски до первого и последнего ряда столов

В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до первого ряда столов – не менее 0,5 м, от внутренней стены до третьего ряда столов – не менее 0,5 м, от задней стены (шкафов) до столов – не менее 0,65 м, от классной доски до первых столов – не менее 2,5 м, между рядами двухместных столов – не менее 0,6 м;

Рабочие места за первыми и вторыми столами в любом ряду кабинета отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м).

Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в ряду у окна за первыми столами, где освещенность создается естественным светом. При хорошей коррекции зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.

В целях профилактики против искривления позвоночника и развития косоглазия следует каждую четверть проводить перемещение учащихся, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, не нарушая при этом соответствия номеров мебели росту школьников.

3. Кабинет (лаборатория) физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной защиты и инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.

4. Согласно СниП-П-4-79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования» солнечный свет должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

5. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителями кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопата, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5,ОУ-8) или порошковый (ОП-1 «Спутник», ОП-5 «Турист») огнетушитель.

7. Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком. Жидкие химические реактивы и растворы хранятся в тонкостенных, твердые – в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд должен иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению.

8. Пребывание учащихся в помещениях кабинета (лаборатории) физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя физики.

9. Кабинет физики не должны использовать в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборам.

Техника безопасности в кабинете физики

Проведение инструктажа по правилам охраны труда

Для усвоения учащимися правильных и безопасных приемов работы учителя обязаны проводить инструктаж по соблюдению требований по технике безопасности и гигиены труда.

Инструктаж проводится со всеми учащимися

    при первом посещении кабинета (вводный инструктаж)

    перед выполнением каждой лабораторной и практической работы (на рабочем месте).

На вводном инструктаже учитель в форме беседы знакомит учащихся с правилами работы в кабинете физики, обращает их внимание на опасные моменты, с которыми можно столкнуться во время работы, и сообщает о соответствующих мерах предосторожности.

Инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить учащихся с требованием правильной организации и содержания рабочего места при выполнении конкретной работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Он должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы. В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать действия учащихся.

Извлечения из Правил безопасности труда

для кабинетов (лабораторий) физики

В соответствии с положением об организации работы по охране труда в системе Министерства общего и профессионального образования РФ директор школы, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий кабинетом (учитель физики) и руководители кружков обязаны создавать здоровые и безопасные условия для проведения занятий в кабинете физики. Они несут личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил безопасности труда.

Заведующий кабинетом (лабораторией) физики, учителя физики принимают необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий; обеспечивают выполнение действующих правил и инструкций по безопасности и гигиене труда; обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов; немедленно извещают руководителей учреждения о каждом несчастном случае; несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими обязанностей, возложенных настоящими правилами.

Меры безопасности при подготовке

и выполнении демонстрационных опытов

1. Демонстрационные опыты готовит учитель физики, соблюдая при этом требования правил безопасности труда.

2. При работе со стеклянными приборами необходимо:

    применять стеклянные трубки с оплавленными краями;

    правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, концы трубок смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином;

    использовать стеклянную посуду без трещин;

    соблюдать осторожность при вставлении пробок в стеклянные трубки и обратном процессе;

    отверстия от пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся.

3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха на демонстрационном столе, со стороны учащихся устанавливают защитный экран, а учитель пользуется защитными очками. В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла убирать руками. Для этого используются щетки и совок. Так же убирают железные опилки, используемые для наблюдения магнитных спектров.

Запрещается закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до тех пор, пока она не остынет,

4. Температура наружных элементов конструкций изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации не должна быть выше 45 С. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45 С на видном месте этого изделия должна быть сделана предупреждающая надпись «Берегись ожога!».

6. Запрещается применение: парообразователей металлических, ламп лабораторных бензиновых, прибора для определения линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром).

8. Нельзя допускать пределы допустимых скоростей вращения на центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске, обозначенные в технических описаниях. Во время демонстрации необходимо следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования отлетевшими деталями, необходимо устанавливать защитный экран.

9. Запрещается применение пылесоса и других воздуходувов при постановки демонстрационных опытов с прибором по механике на воздушной подушке, если уровень фонового шума превышает установленный ГОСТом 12.1.003-76.5.2.10. При постановке всех видов физического эксперимента запрещается применение:

Металлической ртути;

Генератора УВЧ на открытых лампах;

Индукционных катушек ИВ-50, ИВ-100 и прибора для демонстрации электроискровой обработки металлов, так как это приборы создают сильные радиопомехи;

Электрического учебного оборудования с открытыми контактами на напряжения выше 42В переменного тока и 110В постоянного.

10. До включения электро-, радиоприборов в сеть необходимо убедиться в соответствии положения переключателя сетевого напряжения его номинальному значению, а также в исправности предохранителей.

11. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединяются проводниками с надежной изоляцией, снабженными одно-, двуполюсными вилками. Присоединять вилки (щуп) к схеме нужно одной рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и других электропроводящих предметов. Особую осторожность следует соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы.

12. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в цепях учебных установок производится только после их выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

13. При необходимости настройки или регулировки радиоустройства (подстройка контуров, регулировка подстрочных конденсаторов или резисторов и т.д.) во включенном состоянии пользуются инструментом с надежной изоляцией.

14. При налаживании и эксплуатации осциллографов и телевизоров необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее расплавленного припоя, так как это может вызвать взрыв трубки.

15. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, так как в этом случае электрические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда и взрываются.

16. При перегреве трансформатора, появления запаха гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство следует немедленно выключить.

17. Нельзя оставлять включенные электро-, радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.

18. При эксплуатации источников высоких напряжений (электрофорная машина, преобразователи типа «Разряд») необходимо соблюдать следующие предосторожности:

Не прикасаться к деталям и проводникам руками или токопроводящими предметами (материалами);

Высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового разрядника следует перемещать с помощью изолирующей ручки (можно использовать чистую сухую стеклянную трубку);

После выключения нужно разрядить конденсаторы путем соединения электродов разрядника или гибким проводником в хлорвиниловой изоляции.

19. Категорически запрещается использование в школах безнакальных трубок: рентгеновской, для отклонения катодных лучей, вакуумной со звездой, вакуумной с мельничкой.

20. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.

21. Не разрешается эксплуатация лазера без защитного заземления прибора и ограничения экраном распространения луча вдоль демонстрационного стола. Запрещаются перемещение лазера по оптической скамье во включенном состоянии и все виды регулировок при снятой верхней части корпуса.

Меры безопасности при постановке и проведении

лабораторных работ и работ практикумов

1. Все положения по защите от механических, тепловых и других травмирующих факторов, изложенные в разделе «Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов», распространяются на постановку и проведение лабораторных работ и работ практикума.

2. При выполнении работ на установлении теплового баланса воду следует нагревать не выше 60-70 С.

4. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.

5. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале.

6. При постановке лабораторных и практических работ запрещается применять учащимися приборов с надписями на их панелях (корпусе) «Только для проведения опытов учителем».

7.Учебные приборы и изделия, предназначенные для практических работ учащихся, по способу защиты человека от поражения электрическим током должны иметь двойную или усиленную изоляцию или присоединяться непосредственно к источникам питания с напряжением не выше 42В.

Перечень перевязочных средств и медикаментов

для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики

    Индивидуальные перевязочные антисептические средства – 3 шт.,

пакеты без бинтов(3 шт.), с бинтами (3 шт.).

2. Бинты (3 шт.)

3. Вата (2 пакета).

4. Жгут (1 шт.).

5. Настойка йода – 1 флакон (10 ампул).

6. Нашатырный спирт – 1 флакон (10 ампул).

7. Сода питьевая – 1 пачка.

8. 2-4%-ный раствор борной кислоты – 1 флакон (200мл).

9. Раствор бриллиантового зеленого спиртовой 1% – 1 флакон (10 мл).

10. Перекись водорода – 1 флакон.

«Утверждено»

«Утверждаю»

(Ф. И. О.) _______________

«____»________________200 г.

«____»________________200 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете физики

ИОТ – 006 – 06

1. Общие требования безопасности.

    1. К работе в кабинете физики допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

      Лица, допущенные к работе в кабинете физики, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

      При работе в кабинете физики возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

    поражение электрическим током при работе с электроустановкаами;

    1. При работе в кабинете физики должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

      Кабинет физики должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

      При работе в кабинете физики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

      О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

      В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользоваться средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

      Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работ.

2.1. Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.

2.3. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

3.2. Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета физики разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) физики.

3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.

3.4. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя (преподавателя) физики или лаборанта.

3.5. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям

безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

    1. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.

      Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.

      Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

      Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на панелях (корпусах) «Только для проведения опыта учителем».

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появления искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

4.3. В случае, если разбилась лаборантская посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источников питания.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом и проветрить кабинет.

«Согласовано»

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________200 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________200 г.

«____»________________200 г.

ИНСТРУКЦИЯ

демонстрационных опытов по физике

ИОТ – 007 – 06

1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

1.3. При проведении демонстрационных опытов используется специальная одежда: халат х/б и средства индивидуальной защиты: диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.

1.4. Перед проведением демонстрационных опытов убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения: огнетушитель пенный, огнетушитель углекислотный или порошковый, ящик с песком и накидка из огнезащитной ткани.

1.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему. сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

1.6. После проведения демонстрационных опытов тщательно вымыть руки с мылом.

2.1. Надеть спецодежду, при работе на электроустановках подготовить средства индивидуальной защиты.

2.2. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы. проверить их исправность.

2.3. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.

3.1. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

3.2. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

3.3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны учащихся устанавливается защитный экран из оргстекла, а учитель должен надеть защитные очки.

3.4. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.5. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования учащихся на демонстрационном столе устанавливается защитный экран из оргстекла.

3.6. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.7. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

3.8. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключения в схемах при включенном питании.

3.9. Не допускать прямого попадания в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.

3.10. Не оставлять без присмотра включенные в сеть электрические устройства и приборы.

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующий кабинетом (Ф.И.О.)___________

«Согласовано»

Заместитель руководителя учреждения

по учебной работе (Ф.И.О.)______________________

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г.

«____»________________20 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении

лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

ИОТ – 008 – 06

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. Опасные производственные факторы:

Термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

Порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

Поражение электрическим током при работе на электроустановках;

Возникновение пожара при не аккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

1.4. После проведения лабораторной работы и лабораторного практикума тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить рабочее место к работе, убрать посторонние предметы.

Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение.

2.3. Проверить целостность приборов из стекла и лабораторной посуды.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой. не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем. не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его накрывая специальным колпачком.

3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели, отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей.

3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60...70 С. не брать их незащищенными руками.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их,

3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.

3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов, источник тока подключать в последнюю очередь. Собранную эл. схему включать под напряжение только после проверки ее учителем или лаборантом.

3.8. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи, к корпусам стационарного электрооборудования. к зажимам конденсаторов. не производить переключений в цепях до отключения источника тока.

Наличие напряжения в цепи проверять только приборами.

3.9. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

3.10. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислотным огнетушителем или песком.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании удалить учащихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать осколки руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.

5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю приборы. оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

Заведующий кабинетом (Ф.И.О.)___________

«Согласовано»

Заместитель руководителя учреждения

по учебной работе (Ф.И.О.)______________________

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________20 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г.

«____»________________20 г.

Типовая инструкция по охране труда при работе в кабинете физика

    Термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

    Порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

    Возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

    Не допускать резких изменений температуры и механических ударов;

    Нельзя брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________20 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г.

«____»________________20 г.

Должностная инструкция по охране труда

преподавателя или заведующего кабинетом физики

    В своей работе руководствуются Правилами по технике безопасности для кабинетов физики общеобразовательных школ.

    Создают здоровье и безопасные условия для проведения занятий в кабинете физики.

    Несут личную ответственность за нарушение норм гигиены и правил техники безопасности учащимися.

    Изучают с учащимися правила по технике безопасности, строго соблюдают их в учебно-воспитательном процессе.

    Проводят инструктаж по технике безопасности с учащимися на уроках, согласно учебному плану с обязательной регистрации в классном журнале, при проведении внеклассных мероприятий – в специальном журнале учебного заведения.

    Проводят занятия и лабораторные работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами по технике безопасности и санитарным нормам.

    Обеспечивают безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов.

    Не допускают применение приборов и устройств, не соответствующих требованиям безопасности труда.

    Не допускают применение самодельных электрифицированных приборов и устройств.

    Не допускают подачу на рабочие столы учащихся напряжения выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

    Металлические корпуса электрифицированного демонстрационного оборудования с напряжением питания выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока заземляют для включения их в сеть.

    Разрабатывают и вывешивают на обозрение учащихся после утверждения руководством и профкомом учреждения инструкции по технике безопасности.

    Немедленно сообщают руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае, принимают меры по оказанию первой до врачебной помощи пострадавшим.

    Добиваются обеспечения кабинета первичными средствами пожаротушения и организовывают эвакуацию учащихся при пожаре.

«Согласовано»

Заместитель руководителя учреждения

По учебной работе Ф. И. О. _______________

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________20 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г

«____»________________20 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для учащихся в кабинете физики

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжениям элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

Зав. кабинетом физики ______________________

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________20 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г.

«____»________________20 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по пожарной безопасности в кабинетах школы

    Территория учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

    Эвакуационные проходы, тамбуры и лестницы не должны загромождаться каким-либо оборудованием и предметами.

    В период пребывания людей в здании учреждения двери эвакуационных выходов запираются только изнутри с помощью легкооткрывающихся запоров.

    Двери (люки) чердачных и технических помещений должны быть постоянно закрыты на замок.

    Пожарные краны должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в опломбированные шкафы.

    Внутренние пожарные краны ежегодно должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном сосоянии.

    Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

    По окончании занятий работники учреждения должны тщательно осмотреть закрепленные за ними помещения и закрыть их, обесточить электросеть.

    Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключается до приведения их в пожаробезопасное состояние.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    Разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения.

    Курить в помещениях учреждения.

    Производить сушку белья, устраивать склады, архивы и т.д. в чердачных помещениях.

    Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.

    Хранить в здании учреждения горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.

    Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.

    Забивать гвоздями двери эвакуационных выходов.

    Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

    Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители.

    Проводить огневые, электросварочные и другие виды пожароопасных работ в здании учреждения при наличии в помещениях людей.

Заведующий кабинетом Ф. И. О. _________________

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________20 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г.

«____»________________20 г.

Типовая инструкция

по плану пожаротушения в кабинете физики

    Общие правила:

Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с сухим песком и совком, накидкой из огнезащитной ткани.

Каждый учащийся при работе в кабинете физики должен соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

    В помещении кабинета ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    • Курить;

      Проводить работы при неисправной вентиляции;

      Загромождать, захламлять проходы и подходы к средствам пожаротушения;

      Мыть полы и столы органическими растворами (бензин, керосин);

      Сушить какие-либо предметы на отопительных приборах;

      Убирать случайно пролитые огнеопасные жидкости при зажженных горелках, и включенных электроприборах;

      Оставлять на рабочем месте промасленные или пропитанные растворителем тряпки, вату, бумагу;

      Хранить реактивы в емкостях без наименований;

      Уходить с рабочего места и оставлять зажженные горелки и другие нагревательные приборы без присмотра.

Типовая инструкция по плану пожаротушения в кабинете физики

    Сообщение о пожаре:

    • Вызвать пожарную команду по телефону 01

      Оповестить администрацию школы о пожаре

      Отключить электроэнергию, выключить вентиляцию

      Привести в готовность первичные средства пожаротушения

    Эвакуация учащихся из загоревшегося помещения:

    • Успокоить учащихся и предотвратить панику

      Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в помещение, где нет огня

    Проверка полноты эвакуации:

    • Проверить учащихся класса по численности и по списку

4. Организация тушения пожара первичными средствами:

    Организовать оцепление горящих помещений.

    Тушение пожара с помощью подручных средств

    Выделение посыльных для встречи пожарной команды и указания кратчайших и удобных подходов к очагу пожара

5. Участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды:

    Указать представителям пожарной охраны кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания

    Указать пожарным помещения, где могут находиться люди

Зв. кабинетом Ф. И. О. Коновалова И.В.

«Утверждено»

«Утверждаю»

Постановлением профсоюзного комитета

Руководитель образовательного учреждения

Протокол №___от_____________20 г.

(Ф. И. О.) _______________

(Ф. И. О.) _______________________

«____»________________20 г.

«____»________________20 г.

Типовая инструкция по охране труда при работе в кабинете физики

При работе в кабинете физики возможно воздействие на учеников следующих опасных и вредных производственных факторов:

    Термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

    Порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

    Поражение электрическим током при работе с электрическими установками;

    Возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Техника безопасности при работе со стеклом

При работе со стеклянными приборами ученики должны быть очень аккуратны

    При получении стеклянной посуды проверить ее целостность, если посуда повреждена, то ее нужно заменить;

    Нельзя ставить стеклянную посуду на край стола или вблизи с нагревательными приборами;

    Не допускать резких изменений температуры и механических ударов;

    Нельзя наливать в непрогретый сосуд горячую воду, а также в горячий сосуд – холодную воду;

    Отверстия от пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учеников класса;

    В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла убирать руками. Для этого используются щетки и совок;

    Нельзя брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.

Техника безопасности при работе с острыми предметами

При работе с острыми предметами ученики должны быть очень аккуратны

    Колющие, режущие, острые предметы при невнимательной работе могут причинить травму вам или вашему соседу;

    Не направляйте приборы острой частью по направлению соседа по парте;

    Будьте осторожны и внимательны с инструментом.

Оказание первой помощи при поражении электрическим током

    При поражении электрическим током необходимо быстро освободить пострадавшего от действия тока;

    Отключить ток от прибора, к которому прикасается пострадавший;

    Для освобождения пострадавшего от электрических проводов, находящихся под напряжением, надо пользоваться резиновыми перчатками, сухим головным убором, сухой деревянной палкой;

    После освобождения пострадавшего от действия тока, необходимо его уложить на неохлажденную подстилку, расстегнуть пуговицы, обеспечив таким образом свободное дыхание;

    Немедленно вызвать скорую помощь

    Грамотно применить приемы искусственного дыхания;

    При малых травмах, не вызывающих тяжелых последствий, пострадавший сам может оказать себе первую помощь (аптечка находится у учителя или лаборанта).

Они обязаны соблюдать определённые правила, чтобы во время бурной игры не повредить друг другу; на трудовом обучении им угрожают ножницы, иголки, станки, молотки и прочие инструменты; в случае с химией опасность исходит от реактивов, разбавленных, конечно, но в случае попадания их на кожу, приятного будет мало; даже на уроках биологии существуют строгие указания насчёт использования скальпелей и микроскопов. Все эти предписания ставят своей задачей заботу о жизни и здоровье учеников. Но всё же в вышеприведённом списке не хватает одного предмета. О том, что существует техника безопасности в кабинете физики, знают многие - всё же опыты с грузиками, электрическими цепями, калориметрами и прочими физическими приборами - отнюдь не безопасное занятие. Каковы же правила поведения в кабинете, где происходят удивительнейшие эксперименты?

Правила проведения инструктажа

Перед тем как перейти к конкретным правилам, хочется отметить то, что каждый ученик в начале и середине учебного года обязан проходить в кабинете физики. Да, большинство педагогов считают это напрасной тратой времени: перед каждым лабораторным занятием они всё равно повторяют все правила, но вместе с тем на первом, вводном занятии, можно ввести какие-то общие ограничения поведения, вроде запрета на бурные игры в кабинете, где находится оборудование, или запретить использовать приборы без контроля учителя. А далее уже для каждого раздела материала давать новые и новые правила, исходя из используемых в процессе обучения предметов: понятно ведь, что то, что говорится насчёт электричества будет совсем неактуально в вопросах оптики.

После прохождения инструктажа ученики получают журнал по технике безопасности в кабинете физики, где ставят свою подпись, подтверждая ею, что они ознакомлены со всеми указаниями.

Общие правила

В кабинете физики в обязательном порядке должны быть представлены либо в распечатанном виде, либо в виде красочных информационных стендов - любой ученик должен иметь возможность ознакомиться с ними в любое желаемое время. Также хотелось бы отметить обязательное нахождение в учебном классе аптечки (ситуации бывают разные, так что вполне может возникнуть необходимость оказания педагогом первой помощи) и огнетушителя (лучше порошкового, который не спровоцирует дальнейшее короткое замыкание при работе с электроприборами). Да, в большинстве случаев ни один из этих предметов не используется, но готовым лучше быть ко всему. Обязательным правилом являются собранные в хвост волосы у девочек - они могут не только мешать при работе, но и стать причиной серьёзных травм из-за попадания в движущиеся части машин, возгорания и прочих чрезвычайных ситуаций.

Работа с лабораторной посудой

Итак, перейдём к конкретным указаниям. Начнём с работы с лабораторной посудой - пробирками, мензурками и различными колбами. Техника безопасности в кабинете физики обязывает использовать только такие ёмкости, края в которых оплавлены, диаметр трубок, с помощью которых эти между собой, должен быть подобран с учётом горлышек мензурок. Кроме того, перед началом работы нужно убедиться, что представленная посуда не имеет трещин и сколов (обычно это делает лаборант, но лишний раз удостовериться никогда не помешает).

При нагревании обязательно нужно использовать штативы или держатели, чтобы избежать ожогов, ни в коем случае нельзя направлять пробирку на себя, кроме того, необходимо следить за тем, чтобы не произошёл резкий перепад температур (заполненную колбу сразу же поместить над горелкой, не прогрев её предварительно) - это может привести к разрыву сосуда. Нельзя касаться уже нагретых сосудов или сосудов с горячей жидкостью - ожоги ведь никто не отменял. Если во время опыта всё же произошла неприятность, и некая ёмкость разбилась, стекло собирается веником и совком, не нужно лезть в осколки руками.

Использование спиртовки

Тут же стоит отметить правила работы со спиртовкой - нельзя зажигать одну спиртовку от другой, тушить её нужно только колпачком, ни в коем случае не задуванием, и, естественно, следует избегать воспламенения одежды и волос.

При работе со спиртовкой, как уже говорилось выше, нужно использовать специальные держатели и штативы.

Работа с электроприборами

Следующий раздел, изучение которого может быть сопряжено с травмами - электричество. Стоит отметить, что техника безопасности в кабинете физики предусматривает больше всего предписаний именно для него. Самое главное правило - ни в коем случае не начинать работу без преподавателя, все манипуляции должны проводиться под контролем специалиста. При проведении эксперимента нужно учитывать допустимые скорости вращения и мощности приборов - в противном случае возможно травмирование при разрушении оборудования. Не нужно наклоняться к вращающимся и движущимся частям машин, чтобы исключить возможность попадания внутрь них волос или элементов одежды.

Электрические цепи

Для проведения лабораторных занятий по изучению электрических цепей нужно использовать проводники с надёжной изоляцией. Лучше избегать пересечений проводов - в случае аварийной ситуации на поиск необходимого проводника может уйти драгоценное время. Источник тока подсоединяется к системе в последнюю очередь. Даже если напряжение не включено, нельзя касаться оголённых проводов. При проведении любых манипуляций с цепью (добавлении звеньев или изменении порядка подключения) ученик обязан выключить её. Ток в цепи пускается только после проверки правильности всех соединений преподавателем. в кабинете физики также запрещает оставлять электрическую цепь в включённом состоянии без присмотра.

Для того чтобы убедиться, есть ли ток в цепи, следует использовать измерительные приборы, касаться самой цепи запрещается в любом случае. В случае аварийной ситуации: неисправности работы приборов, перенагревании, появлении запаха гари или плавления пластмассы, следует сразу же отключить источник тока и сообщить о ситуации преподавателю.

Опыты с электролитами

Техника безопасности в кабинете физики в школе предусматривает и опыты по работе с электролитами. До преступления к эксперименту медные стержни очищаются от различных загрязнений и плёнок оксидов. Новый раствор электролита должен заливаться за сутки до самого эксперимента.

Конические пробки электродов должны находиться в растворе, только после этого все контакты замыкаются проводом. При попадании электролита на остальное оборудование, мебель необходимо смыть его водой, если же раствор оказался на коже - промыть тёплой водой с мылом.

Учебные экскурсии

При изучении одного из увлекательнейших предметов, стоит помнить, что техника безопасности в кабинете физики не заканчивается, - следует соблюдать определённые правила поведения и при экскурсиях, которые могут организовывать для учеников преподаватели. Учителя должны позаботиться о том, чтобы место проведения этой экскурсии было полностью безопасным для учеников, все детали посещения должны быть согласованы с администрацией предприятия, предоставляющего возможность увидеть применение уже известных по лабораторным занятиям знаний на практике.

Перед началом ученики знакомятся с правилами поведения, при необходимости надевают средства защиты и оставляют в оговоренном месте устройства, которые по каким-то причинам запрещены в месте проведения экскурсии (например, мобильные телефоны). Естественно, запрещены любые манипуляции с демонстрируемыми во время экскурсии объектами без разрешения преподавателя и экскурсовода, на которых лежит вся ответственность за жизнь и здоровье детей. Все объекты, представляющие опасность (ремонтируемые установки, настраиваемое оборудование) должны быть огорожены и снабжены предупреждающими знаками. Когда экскурсия окончена, преподаватель проверяет наличие учеников по списку.

Заключение

Техника безопасности в кабинете физики для учащихся - это отнюдь не бессмысленные предписания. Следование правилам обеспечивает безопасность учеников при проведении экспериментов и гарантирует успешность опыта. Некоторые лабораторные проводит преподаватель в демонстрационном режиме, но и в этом случае как сам преподаватель, так и ученики обязаны придерживаться этих предписаний. Техника безопасности в кабинете физики - это обязательное условие успешного проведения лабораторных занятий.