Как быстро запомнить движения регулировщика. Регулировщик дорожного движения: правила, сигналы, пояснения с примерами

Жесты регулировщика считаются начинающими автолюбителями одним из самых сложных пунктов нормативов дорожного движения. При подготовке и сдаче экзаменов им не уделяется много внимания – будущие водители думают, что это им не понадобится. Нередко и сами сотрудники ГИБДД вместо специальных жестов используют более понятные окружающим взмахи руками и указания жезлом. Но на дороге нужно быть готовым к любой ситуации, в том числе и к тому, что вместо светофора движением на перекрестке будет управлять человек из Дорожно-патрульной службы. Какие сигналы подает регулировщик?

Всего существует три сигнала регулировщика, регламентированных пунктом 6.10 ПДД:

  • Рука с жезлом поднята вверх;
  • Обе руки вытянуты влево и вправо или опущены;
  • Правая рука вытянута вперед.

Многие задают вопрос «Какое значение имеет сигнал свистком подаваемый регулировщиком? «. Ответ — Сигнал свистком подается регулировщиком для привлечения внимания участников движения .

Рассмотрим по отдельности что обозначает сигнал регулировщика для пешеходов и водителей с пояснениями.

Сигнал регулировщик — поднял руку вверх

В этом случае запрещено движение всех – и транспорта, и людей, вне зависимости от направления. Для предупреждения водителей сотрудник ГИБДД должен подать сигнал свистком. Не останавливаться при поднятой руке можно только в двух случаях – если ваш автомобиль уже находится на перекрестке и если для остановки придется экстренно тормозить, создавая аварийную ситуацию. По своему значению сигнал приравнивается к желтому сигналу светофора для всех участников движения.


Жест регулировщика — опустил руки или вытянул их в стороны

Правила гласят, что в таком случае спереди и сзади от сотрудника ГИБДД «красный свет» — движение автомобилей, мотоциклов, рельсового транспорта и пешеходов запрещено. С левой и правой стороны транспорту разрешено двигаться, не пересекая условную «линию» рук – то есть только вперед и вправо. Пешеходы пересекают направление, движение по которому в данный момент запрещено.


Сигнал регулировщика — вытянул правую руку вперед

При таком жесте регулировщика весь колесный транспорт по левую сторону от него получает возможность двигаться вперед, влево и вправо. Трамваи же – только налево. Со стороны груди все виды транспорта могут ехать только направо. Машины и трамваи со спины и правого бока сотрудника ГИБДД должны стоять – для них работает «красный свет». Пешеходы могут пересекать дорогу по «зебре» только за его спиной.


Прочие сигналы и жесты регулировщика

Согласно пункту 6.10 ПДД сотрудник ДПС может подавать иные знаки с помощью рук, жезла, свистка и громкоговорителя, но при условии, что они понятны для водителей.

На практике регулировщик зачастую работает именно так, а не прибегает к стандартным жестам. Это обусловлено тем, что большинство водителей либо не помнят их, либо плохо понимают и путаются. А это чревато возникновением опасных ситуаций, потому сотрудник ГИБДД и прибегает к удобному и понятному и для себя, и для окружающих способу регулировать движение на перекрестке.

Приоритет регулировщика в ПДД и ответственность за нарушения

Пункт 6.15 гласит, что для водителей приоритетными являются сигналы регулировщика, даже в том случае, если они противоречат предписания дорожной разметки, знакам и даже сигналам светофора. Указания сотрудника ГИБДД обязательны к исполнению для всей участников дорожного движения, даже для автомобилей со специальными сигналами (сиреной и проблесковым маячком).

Невыполнение его предписаний и проезд, несмотря на запрещающий сигнал, является нарушением закона. Наказание определяется в соответствии со статьей 12.12 Кодекса об административных правонарушениях.

Сумма штрафа может составлять от 800-1000 рублей за первое правонарушение и до 5 тысяч рублей и 6 месяцев без водительских прав при повторных случаях .

Видео урок: как легко и просто запомнить значение сигналов регулировщика.

Бывают ситуации, когда на перекрестках необходимо вмешательство регулировщика. Свою работу он начинает с поднятой правой руки и свистка. Звуковое сопровождение необходимо для обращения внимания водителей на то, что теперь перекресток регулируется человеком, а не светофорами, и тем более, знаками приоритета. Поднятая вверх рука регулировщика говорит о том, что все транспортные средства должны остановиться, кроме тех, которые находятся на перекрестке - им разрешается завершить маневр, освободив перекресток для движения других транспортных средств.

По ПДД регулировщик подает только три сигнала:

  1. Вытянутая правая рука вперед.
  2. Рука с жезлом поднята вверх.
  3. Обе руки вытянуты вправо и влево или же опущены.

Сигнал свистком

Регулировщик дорожного движения периодически подает сигнал свистком. Он необходим для того чтобы привлечь внимание водителей. Такой сигнал говорит «водители, внимание, сейчас всем смотреть на меня». Затем он подает определенный сигнал, и транспортные средства начинают движение.

Поднятая вверх рука

Когда регулировщик дорожного движения поднимает вверх руку, то в этот момент все участники дорожного движения должны стоять. Если же в этот момент кто-то находится на перекрестке, то регулировщик выждет, когда они завершат маневр. Проехать на сигнал поднятой руки могут и те, кому остановки необходимо резко затормозить. Обычно во время поднятой вверх руки также идет звуковое оповещение свистком.

Когда у регулировщика дорожного движения рука поднята вверх, стоять должны все: безрельсовые транспортные средства, трамваи, пешеходы, велосипедисты. И только после смены положения, можно продолжать движение.

Руки в стороны или опущены по швам

По ПДД регулировщик, у которого опущены руки по швам или же разведены в стороны, показывает одни и те же сигналы. По правилам, в этом случае участники движения, находящиеся спереди и сзади, не могут продолжать движение - они стоят. А вот с правой и левой стороны от регулировщика движение продолжается. При таком сигнале, можно двигать так, чтобы не пересекалась линия рук, т.е. прямо и направо/налево (в зависимости от того, каким боком стоит сотрудник ГИБДД: правым плечом - едем направо или прямо, левым - налево или прямо). В этот момент пешеходы проходят там, где транспорту, т.е. спереди и сзади от регулировщика. Трамваи могут двигаться только по рукам, как бы въезжая в один рукав, и выезжая из другого (прямо).

Правая рука вперед

При этом сигнале регулировщика дорожного движения, весь транспорт, находящийся справа от регулировщика, должен стоять на месте. Такой сигнал напоминает шлагбаум, проезд при нем запрещен. Те участники дорожного движения, кому палка смотрит в лицо, можно проезжать только направо.

Все трамваи, машины, находящиеся со спины от регулировщика, должны стоять - на спину ехать нельзя, а вот переходить улицу пешеходам можно, причем, только за спиной регулировщика.

Самое выгодное положение получается у водителей, которые находятся слева от него и стоят от левого плеча, а палка смотрит влево. При таком положении, водители могут двигаться в любом направлении. Но если у проезжей части две и больше полос одностороннего движения, то двигаться можно только в тех направлениях, куда позволяет полоса: с крайней правой - только направо и прямо, с крайней левой - прямо, налево и в обратном направлении, с центральной - только прямо.

Трамвай может двигаться только по руке и телу. Например, регулировщик повернут к трамваю левым боком, правая рука смотрит вперед. Все участники движения безрельсовых транспортных средств, находящиеся со спины, стоят. Также стоят те, кому жезлом создали «шлагбаум», т.е. участники движения, находящиеся по правое плечо. Машины с левого плеча могут ехать в любом направлении, а вот трамвай только буквой «Г», т.е. по груди и дальше по направлению жезла. В данном случае он повернет в ту сторону, в которую указывает жезл, налево. То же самое касается правой стороны. Если трамвай будет находиться по правое плечо, то трамвай сможет поехать горизонтально по груди и дальше в то направление, куда указывает жезл. В других направлениях трамваю ехать нельзя.

Чтобы проще запомнить знаки, придумали забавный стих.

Другие сигналы

Регулировщик на дороге чаще всего использует не только классические сигналы, но и дополнительные знаки. Он может подавать иные знаки участникам движения с помощью громкоговорителя, свистка, рук, жезла, но только так, чтобы водитель понял, что нужно сделать.

На практике регулировщики обычно используют основные три сигнала, дополняя их другими знаками. Это обусловлено тем, что большинство водителей просто не помнит правил и не знает, что именно показывает сотрудник ГИБДД. Для напоминания, можно посмотреть видео:

Регулировщик в приоритете

Недостаточно знать значение сигналов регулировщика, также участники движения должны знать, что он считается самым главным на дороге. Так, если сигналом светофора, то после выхода регулировщика, он становится главным и нужно ориентироваться на сигналы, которые он показывает. То же самое касается некоторых дорожных знаков - они отменяются. К ним относятся знаки приоритета.

По правилам, сигналы регулировщика должны выполняться всеми участниками движения, даже автомобилями со специальными сигналами - сиреной и Невыполнение предписаний, проезд на запрещающие сигналы - нарушение закона. По закону, в соответствии со статьей 12.12 КоАП, за первое нарушение штраф от 800 до 1000 рублей. Повторное нарушение влечет за собой штраф до 5 тысяч рублей и лишение прав на срок до 6 месяцев.

Пункт 6.10 действующих Правил регламентирует всего три основных сигнала регулировщика:

  • жезл в поднятой вверх руке;
  • руки вытянуты в стороны или опущены по швам;
  • правая рука с жезлом вытянута вперед под прямым углом.

Иногда сотрудник ГИБДД может подавать звуковой сигнал в свисток – этим он привлекает внимание участников дорожного движения к смене команды. Прочие жесты и команды строго запрещены, инспектор имеет право только на эти знаки, понятные каждому водителю.


Правая рука вытянута вверх

Это означает, что двигаться запрещается всем участникам дорожного движения: и пешеходам, и автомобилям, и рельсовому транспорту по всем направлениям. Именно с этим жестом инспектор подает сигнал свистком – предупреждает об изменении дорожной ситуации. Не остановиться на поднятую вверх руку может только авто, уже совершающее маневр на перекрестке.

Еще одно исключение – это необходимость резко тормозить, и создание аварийной обстановки. Если проводить аналогию со светофором, то это желтый свет.


Руки разведены

Такой жест означает, что автомобилям и пешеходам, которые «смотрят» в грудь или в спину регулировщика, двигаться запрещено, для них «горит» красный свет. Те, кто находятся по левую и правую сторону, движутся только вперед и направо – так, чтобы условная линия, проведенная руками, не пересекалась.


Показывает вперед

В таком случае весь транспорт на колесах, который находится слева от сотрудника ГИБДД, может двигаться по всем направлениям: прямо, налево, направо. Если присутствуют трамваи, они едут исключительно налево. Все участники со спины или со стороны груди стоят неподвижно.

Правила для пешеходов

Поднятая вверх рука означает, что все пешеходы на проезжей части должны закончить движение и освободить дорогу. Это предупреждающий знак, за которым последует смена команды.

Если регулировщик стоит с опущенными руками, пешие участники дорожного движения могут двигаться вдоль его груди или спины. Идти «в спину» или «на грудь» запрещается. Вытянутая вперед правая рука свидетельствует, что переходить дорогу можно только тем, кто находится за спиной у сотрудника. Прочие участники ждут смены сигнала.

Приоритет регулировщика

Действующие правила гласят, что команды, которые подает регулировщик, являются приоритетными для всех. При этом указания дорожной разметки или сигналы светофора не принимаются во внимание. Указания сотрудника инспекции обязательно выполняются даже водителями специальных транспортных средств.

Более подробную информацию о вы сможете прочитать в очень интересной и содержательной статье нашего автора.

Невыполнение или нарушение данных правил регламентируется Кодексом административных нарушений. Так за проезд на запрещающую команду инспектора или игнорирование его требований нарушитель карается штрафом от 800 до 5 тысяч рублей. За повторное нарушение предусмотрено лишение водительских прав сроком на 6 месяцев.

Для некоторых водителей, особенно для проживающих в небольших городах, увидеть регулировщика — диковинка. А потому встреча с ним может вызвать смятение: как расшифровать его сигналы? Но в действительности в этом нет ничего сложного. Прочитав статью, вы научитесь «читать» жесты инспектора и беспрепятственно проедете перекресток.

Самое главное правило: при работе регулировщика дорожные знаки и сигналы светофора теряют свою силу. Запомните, что регулировщик — главное действующее лицо на перекрестке.

Количество сигналов у автоинспектора по пальцам пересчитать. Используя ассоциативные связи, запомнить их можно в короткий срок. Итак, возможные сигналы представлены на рисунках:

  • поднятая вверх правая рука;
  • разведенные в стороны или опущенные руки;
  • вытянутая вперед правая рука.

    Сигналов, подаваемых этими жестами, не так много, чтобы в них запутаться.

    1. Поднятая вверх палка

    При поднятой руке инспектора движение автотранспорта и пешеходов запрещено в любых направлениях. При этом не важно, какой частью тела повернут к вам регулировщик. Такой сигнал предназначен для расчистки перекрестка с целью пропустить специальный транспорт — скорую помощь или пожарную машину, например.

    1. Инспектор стоит лицом или спиной к вам

    Как говорят водители, на грудь и спину инспектора ехать запрещено. Этот сигнал идентичен первому — поднятому вверх жезлу. Есть, правда, одно отличие. Когда руки инспектора подняты и разведены в стороны, запрещено движение тех автомобилей, которые «смотрят» на спину и грудь. Движение «из рукава в рукав» разрешено с обеих сторон.

    1. Поднята правая рука и инспектор стоит правым боком

  1. Идентично предыдущему правилу. На языке светофора этот сигнал регулировщика означает «красный». Все участники движения, оказавшиеся по правую руку инспектора, должны немедленно остановиться и ждать других сигналов.

    1. Регулировщик указывает на поток жезлом

    Наблюдаем за сигналами регулировщика. Если он повернулся к вам лицом, а жест направил «острием» на вас, вам разрешено поворачивать направо. Движение в других направлениях строго запрещено. Ехать на грудь инспектора запрещено, а для поворота налево жезл выполняет роль ограничителя.

    1. Инспектор стоит левым боком и указывает жезлом налево

    Если инспектор стоит к вам левым боком, то проезд разрешен во всех направлениях. В этом правиле есть одно исключение. Движение трамваев происходит «по руке» регулировщика, то есть только налево.

    Некоторые ошибочно полагают, что сигналы регулировщика касаются только автомобилей. Однако и пешеходы, и велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, так что эти нехитрые правила касаются и их.

    Впрочем, некоторые инспекторы сами идут на уступки, понимая, что не каждый может на месте быстро сориентироваться в ситуации на дороге. Сигналы упрощаются. Регулировщик может разными недвусмысленными движениями показывать разрешенное направление движения. Как правило, движение потока осуществляется по кругу. Инспектор жезлом показывает в сторону автомобилей, которым следует приготовиться к движению, а затем показывает доступные для проезда пути.

  2. Если вы планируете сменить автомобиль, но еще не определились с моделью, рекомендуем почитать статьи, размещенные в нашем блоге . Для вас мы приготовили обзоры и сравнения, которые помогут сделать правильный выбор. А чтобы не купить авто в лизинге, угоне или со штрафами, перед покупкой

На современных городских дорогах редко встретишь инспектора ГАИ. В основном регулировка движения производится сигналами светофора. Именно поэтому пункт 7 правил дорожного движения довольно быстро забывается и при встрече с инспектором многих водителей охватывает легкая паника, чреватая неприятными последствиями в виде ДТП. В этой статье будут представлены сигналы регулировщика в картинках с пояснениями.

При переезде перекрестка, который регулируется инспектором, следует обращать внимание на положение корпуса, рук и дополнительные жесты жезлом, запрещающие или разрешающие движение в определенном направлении. Знаки регулировщиком могут подаваться как классическим полосатым жезлом или диском со светоотражателем, так и просто руками. В качестве дополнительного привлечения внимания используется звуковой сигнал свистком.

Важно!

Запрещающие жесты

Существует соответствие сигналов светофора жестам, которые подает регулировщик, пдд в картинках и с пояснениями будут указаны наиболее распространенные.

Если регулировщик обращен к водителю лицом или спиной, а руки его опущены, разведены в стороны или правая рука с жезлом поднята перед грудью, а левая опущена вниз, то движение по перекрестку в любую сторону запрещено.

Запрещающий движение сигнал регулировщика с комментарием, в картинке положение означающее красный сигнал светофора

Регулировщик расположен к автомобилю боком, правым боком. Движение запрещено, несмотря на возможные указания жезлом.

Запрещающий сигнал регулировщика, в картинке инспектор развернут к водителю правой стороной

Полностью запрещено движение со стороны спины, несмотря на позицию жезла вперед по ходу движения автомобиля.

Запрет движения, соответствует красному сигналу светофора в ПДД, регулировщик в картинке повернут к водителю спиной

Интересно! Водителям будет полезно изречение, помогающее запомнить основные запрещающие положения «Грудь и спина – это стена».

Движение запрещено независимо от жестов регулировщика

Предупреждающие жесты

Главный предупреждающий сигнал по тому, как стоит регулировщик, в картинках с комментариями видно, что положение корпуса может быть любым, как спиной или лицом к участнику движения, так и боком. В данном случае главным является движение жезла, он поднят над головой, вторая рука опущена. Сигнал означает, что сейчас поступит другая команда изменяющая направление движения на перекрестке. В этом случае все водители, которые уже начали движение и выехали на перекресток, должны завершить маневр, а остальные, не зависимо от расположения относительно регулировщика, должны остановиться.

Предупреждающий сигнал регулировщика с пояснениями, в картинке три разных положения корпуса, соответствует желтому сигналу светофора

Разрешающие жесты

Разрешающие жесты регулировщика в картинках с пояснениями:

  1. Инспектор стоит левой или правой стороной к водителю, руки либо опущены вниз, либо правая прижата к груди, а левая опущена. Допускается движение в сторону спины.

Разрешающие жесты регулировщика, с пояснениями в картинках ограничение движения только вперед и вправо

  1. Регулировщик развернут к водителю левым боком с вытянутой вперед правой рукой с жезлом. Такой сигнал разрешает движение в любом направлении.