Правила и безопасность движения автомобилей оборудованных спецсигналами. Правила движения автомобилей, оборудованных специальными звуковыми и световыми сигналами

За безопасное движение пожарного автомобиля ответственность несет водитель. Он обязан точно выполнять действующие «Правила дорожного движения». При следовании на пожар (аварию или другие оперативные работы) водитель автомобиля, имеющего специальную окраску, оборудованного специальными звуковым и световым сигналами, при условии обеспечения безопасности движения может при необходимости допускать определенные отклонения от действующих правил движения:

a) Двигаться со скоростью обеспечивающей своевременное выполнение задания, но не представляющей опасности для окружающих;

b) Продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу, и при условии, что жесты милиционера, регулирующего движение, не обязывают его остановиться;

c) Проезжать (поворачивать, останавливать автомобиль и т. п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности (за исключением проезда в направлении противоположном движению).

Запрещается пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на оперативное задание.

3.1. Водители транспортных средств оперативных и специальных служб с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика), 8-18 Правил, приложений 1 и 2 к Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен маячок красного цвета.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативных и специальных служб в случаях, установленных настоящим пунктом Правил.

3.2. При приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включен ближний свет фар.

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего, цвета водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

3.4. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета при выполнении строительных, ремонтных или уборочных работ на дороге могут отступать от требований дорожных знаков и разметки, а также пунктов 9.4-9.8 и 16.1 Правил при условии обеспечения безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их работе.

Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Специальный звуковой сигнал - Устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению.



Основное назначение специальных звуковых сигналов – заблаговременное предупреждение участников дорожного движения, пешеходов, лиц участвующих в проведении работ по тушению пожаров или аварийно-спасательных работ о приближении пожарного автомобиля и его размещении.

Звуковой сигнал пожарного автомобиля как правило выражается в виде «сирены» с различной мощностью, тембром звучания и модуляцией, либо в виде устных сообщений. Сигнал формируется и усиливается сигнальной громкоговорящей установкой (далее - СГУ).

Транспортные средства оперативных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

Правила применения специальных сигналов

На транспортных средствах пожарной охраны, имеющих специальную цветографическую окраску, при выполнении неотложного служебного задания специальный световой сигнал должен быть включен на всем пути следования автомобиля. В период с 7 до 23 часов в населенных пунктах и в любое время суток вне них одновременно со специальным световым сигналом должен быть включен специальный звуковой сигнал.

Применение специальных световых и звуковых сигналов не освобождает водителей от ответственности за совершение по их вине дорожно - транспортных происшествий .

При проезде перекрестков, при обгоне транспортных средств, в том числе с выездом на полосу встречного движения, и в других случаях одновременное включение специальных световых и звуковых сигналов производится водителями заблаговременно в зависимости от конкретной дорожной обстановки. При необходимости проезда регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель должен снизить скорость движения вплоть до остановки с целью обеспечения безопасности и убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли специальные световые и звуковые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.

При необходимости для дополнительного оповещения участников дорожного движения о проезде автотранспорта с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами следует пользоваться громкоговорящей установкой.

Требования к специальным световым сигналам

Допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства.

Допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе с излучателем звука специального звукового сигнала при условии обеспечения соответствия каждого устройства в отдельности требованиям настоящего стандарта. Такие объединенные устройства должны устанавливаться на крыше транспортного средства и приводиться в действие с помощью одного блока управления.

При установке блоков управления устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в салоне (кабине) транспортного средства должны выполняться требования по обеспечению внутренней пассивной безопасности.

Дополнительные требования к специальным световым сигналам

Специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц.

Продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала - от 0,5 до 6,0 с.

Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

  • 116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;
  • 122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство;
    Примечание - Уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной к плоскости его выходного отверстия.
Направление максимального уровня звукового давления специального звукового сигнала должно совпадать с продольной осью транспортного средства в направлении его движения вперед.

Допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn".

Добрый день, уважаемый читатель.

Эта статья является первой статьей новой рубрики " " сайта . В этой рубрике будут публиковаться статьи, содержащие спорные моменты из .

Ну а в первой статье речь пойдет о том, как по правилам дорожного движения необходимо уступить дорогу автомобилю с включенными проблесковыми маячками синего или синего и красного цветов в том случае, когда указанный автомобиль приближается сзади или с другого направления.

Понятие "Уступить дорогу"

Понятие "Уступить дорогу" дается в пункте 1.2 :

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Рассмотрим понятие поподробнее. Причем особое внимание следует обратить на те действия, которые предписываются водителю. А если говорить еще точнее - на те действия, которые запрещается выполнять водителю.

"Начинать движение" - очевидно, что это действие относится только к тому случаю, когда автомобиль неподвижен.

"Возобновлять движение" - действие похоже на предыдущее с той лишь разницей, что автомобиль непосредственно до остановки находился в движении.

"Продолжать движение" - этот запрет относится к автомобилям, которые находились в движении непосредственно перед тем, как возникла необходимость уступить дорогу. Такие автомобили должны остановиться.

"Осуществлять какой-либо маневр" - запрещается выполнять маневры, например поворот или разворот, которые вынудят других участников движения изменить направление движения или скорость.

Как уступить дорогу автомобилю со спецсигналами, приближающемуся к перекрестку с другого направления?

3.2.

В этом пункте подчеркивается обязанность водителей, во-первых, уступить дорогу, а, во-вторых, обеспечить беспрепятственный проезд.

Если автомобиль со спецсигналами приближается, например, справа к перекрестку, то никакой неоднозначности не возникает. Вам необходимо уступить дорогу (в данном случае не продолжать движение и не выполнять маневры). При этом будет обеспечен беспрепятственный проезд указанного автомобиля и все участники дорожного движения останутся довольны.

Кроме того, хочу подчеркнуть, что одна из подстав ГИБДД основывается именно на том, что неожиданно для водителя автомобиля, который въезжает на перекресток по главной дороге, по второстепенной дороге "влетает" автомобиль спецслужбы с включенными световыми и звуковыми сигналами. В этом случае не успевший отреагировать водитель, получает лишение прав. Так что будьте внимательны.

Как уступить дорогу автомобилю со спецсигналами, приближающемуся сзади?

А вот в этой конкретной ситуации неоднозначность проявляется в полной мере. Итак, требование пункта 3.2, распространяется и на описанную ситуацию:

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Возьмем, для примера, четырехполосную дорогу, по две полосы в каждом направлении. В центре дороги двойная сплошная линия разметки, автомобили в обоих направлениях едут не быстро, но и не стоят (скорость 20-30 км/ч).

Неожиданно во второй полосе появляется автомобиль ГИБДД со включенными световыми и звуковыми сигналами, которому водители должны, согласно вышеприведенному пункту 3.2, обеспечить беспрепятственный проезд.

Внимание! Водители должны обеспечить беспрепятственный проезд уступив дорогу, т.е. они должны, во-первых, остановиться, а во-вторых, не выполнять никаких маневров.

О том, чтобы перестроиться на соседнюю полосу в понятии "Уступить дорогу" никакой речи не идет. Очевидно, что если все автомобили на полосе остановятся, то беспрепятственный проезд они обеспечить не смогут. Кроме того, в этом случае автомобиль со спецсигналами будет вынужден изменить скорость и направление движения (либо остановиться, либо объезжать), поэтому даже требование "Уступить дорогу" выполнено не будет.

Безусловно, эту неоднозначность легко устранить, если ввести в правила дорожного движения пункт, описывающий действия водителя в случае приближения автомобиля спецслужб сзади.

Кроме того, хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу того, как правильно уступить дорогу в описанной ситуации. Удачи на дорогах!

Интересно. Еще одна статья на эту тему - немного другое мнение

Особой разницы не увидел (в части юридических коллизий).

Александр-38

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Из этого следует, что если мы своим действием не вынуждаем участника Дорожного Движения, имеющего преимущество,изменить направление движения или скорость, то так и уступаем ему дорогу. Читать тексты нужно шире!!!

Добрый день, помогите разобрать ситуацию: конец рабочего дня движение интенсивное средняя скорость потока 65-75 км.ч, я ехал по крайней правой полосе (всего их три) пытаяст перестроиться в средний ряд я был сосредоточен на левой стороне проезжей части, справа из дворов выезжает а\м ДПС который я увидел уже на травесе (можно сказать прям перед носом, (они утверждают что ехали с включенными маяками и спец сигналами, но включили они их прям передо мной) во избежание экстренного торможения я их успешно проехал и сразу же прижался к обочине, теперь пытаются лишить прав по ст 12.17 ч.2, хотя статья предусматривает штраф...

Данная часть предусматривает как штраф, так и лишение прав на усмотрение судьи.

Евгений-6

Вот по поводу уступить автомобилю с включеными спецсигналами. Самара. Перекресток Арцыбушевская/Красноармейская. Стою на перекрестке перед стоп-линией в правом ряду. В левом ряду 3-4 машины. За мной никого. Слышу сирена сзади. В зеркале заднего вида наблюдаю приближающуюся в правом ряду пожарную машину со всеми включеными спецсигналами. Обеспечиваю ей беспрепятственный проезд - перестраиваюсь в левый ряд (справа ограждение, потому другого варианта не видел). Естественно,что при таком перестроении я заежаю за стоп-линию,что фиксирует камера,которая для этого и висит. Итог: мне пришел штраф на 800р за стоп-линию. А пожарной машины в кадре нет, т.к она проехала уже на разрешающий сигнал светофора. Платить не тороплюсь, надеюсь доказать,что был вынужден перестроиться согласно пдд (а именно уступить, обеспечить проезд автомобилю со включенными спецсигналами)

Видимо и уступать дорогу спецслужбам нужно не нарушая ПДД.

Честно говоря, я наверно поступил похожим способом, предоставив максимальное место для проезда, но камере видеофиксации бездушный аппарат. В ее программе нет такого понятия, как уступить дорогу спецмашинам.

Совет, идите в ГИБДД и пусть просматривают все, от Вашей остановки, до проезда ТС МЧС.

По ПДД термин "уступить дорогу" подразумевает прекратить движения или не начинать, если есть такое желание, чтобы пропустить. То есть по ПДД оштрафовали правильно, но не по-людски.

На трассе, при появлении сзади спецсигнала, я в любом случае нарушу этот пункт ПДД: "продолжать движение" нельзя, но и "осуществлять какой-либо маневр, могущий вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить скорость", т.е. тормозить я тоже не могу.

Я ехал в крайней левой полосе.. Сзади подъехала милицейская машина с включенным проблесковым маячком и включенной серенной. Как только я их увидел и услышал тут же перестроился на Соседний ряд. Обогнав меня инспекторы меня остановили и оштрафовали. Законно ли это?

Удачи на дорогах!

Я ехал по трассе однорядной двухстороннего движения без сплошной полосы со скоростью 95 км/час. Сзади догнал меня мерседес с моячком желтого цвета, как его пропустить?

Руслан , пропускать автомобиль с желтыми спецсигналами Вы не обязаны. Если Вы хотите сделать это по собственной инициативе, то Вам и решать, как его пропустить.

Удачи на дорогах!

Светлана-51

Добрый день. В ноябре прошлого года въезжаю на мост с(односторонним движением) по левой полосе. С другой стороны моста прямо под запрещающий поворот ДПС машина с проблесковыми маячками,ухожу в правую сторону- уступают дорогу(гололёд на мосту) не затрудняя движения остальным автомобилистам. Проезжая мост ДПС останавливают и выписывают протокол в суд. Согласно нарушению 3.2. Я уступила дорогу не создавая аварийной ситуации на дороге- я же виновата. Как быть? Видео регистратора нет,но мост увешан камерами.

Светлана , здравствуйте.

Из Вашего описания не понятно, в чем именно заключается нарушение, из-за которого Вас вызвали в суд. Опишите ситуацию подробнее. Чем были недовольны сотрудники полиции?

Алексей1973

Здравствуйте! Такая ситуация. Я еду по двухполосной дороге (по одной полосе для движения в каждом направлении). Сзади меня догоняет автомобиль с включёнными проблесковым маячком (маячками) и звуковым спецсигналом. Пункт 3.2 ПДД обязывает меня уступить ему дорогу. Что я должен сделать? Включить правый указатель поворота и остановиться на обочине? Или я могу и дальше продолжать движение (если нет встречных машин и машина со спецсигналами может меня обогнать)? Если я обязан остановиться на обочине, но её состояние не позволяет мне это сделать, то как быть? Могут ли меня оштрафовать за это?

С уважением, Алексей.

Алексей , здравствуйте.

Удачи на дорогах!

Алексей1973

Алексей , здравствуйте.

На практике оштрафовать могут. В описанной ситуации рекомендую Вам снизить скорость и остановиться как можно правее. Если это возможно, то на обочине. Если не возможно, то у правого края проезжей части. После этого придраться к Вам не смогут. А дальше уже дело водителя автомобиля со спецсигналами решать, как Вас объезжать.

Удачи на дорогах!

Виктория1994

Здравствуйте, сегодня возникла ситуация: еду по двухполосной дороге, прижалась максимально вправо (нужно было повернуть), сзади подъехала скорая (благо, без сирены), затем бибикнула мне, (места было предостаточно, чтобы проехать), что я должна была сделать в такой ситуации? Р.S. Я - начинающий водитель, прошу совета, права получила только дня 4 назад, в такой ситуации оказалась первые.

Антон , если водитель легкового автомобиля стоял на попутной полосе движения, то нарушения в его действиях не было. Если бы он выехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, то он получил бы соответствующий штраф.

В подобных ситуациях скорая обычно объезжает автомобили по встречной полосе движения.

Удачи на дорогах!

Вчера произршло дтп с машиной ППС УАЗ. Я совершал поворот направо с крайней правой полосы трехполосного движения и повернув, начал перестроение в левый ряд дороги, по которой ехал и в этот момент мне слева влетает полицейский УАЗ. Он совершал поворот направо со 2 полосы 3-полосного движения (что запрещено правилами на данном перекрестке) и как он утверждает с включенными проблесковыми маяками,но без сирены, которых я не видел, т.к. перед поворотом посмотрел в боковое зеркало с дополнительным зеркалом мертвой зоны налево. В итоге приехали местные ДПС. Погода была плохая, видимость ужасная. Дождь и грязь. Вопрос: обязан ли в такую погоду а/м ППС, нарушая ПДД и совершая поворот с неположенного ряда включать обязательно звуковую сирену или независимо от ужасных погодных условий для его приоритета на дороге они могут проезжать где угодно и как заходят? И для этого им достаточно просто включить световые сигналы, которых вообще не видно в данных погодных условиях. Понятно, виновным сделали меня. У ППС зарапина на бампере, а у меня замена и покраска 2-х элементов(это еще без анализа внутренних повреждений), т.к. кто их на месте сможет провести.

Без звуковой сирены, с одними лишь мигалками, машины с этими мигалками никакого преимущества не имеют. Но мигалки тут не причем. ДТП произошло из-за того, что вы начали перестраиваться в соседнюю полосу, где уже ехала другая машина. И по ПДД вы должны пропустить ее, а потом только перестраиваться.

И вообще, дурная эта затея менять полосу во время поворота. Начали поворачивать на правой, на правой и окажитесь после перекрестка. Начали поворачивать на второй полосе, на второй полосе и окажитесь после поворота!

Татьяна-131

Добрый день. Я ехала по дороге с 4 полосами по правой полосе. Левая полоса была свободна, сзади подъехал кортеж, нужно ли мне съезжать на обочину, если они могут проехать по левой полосе. Дело в том, что после снегопада правую полосу раскатали, а левая не особо раскатана была и они ехали тоже по правой полосе, а мне чтоб посторониться нужно было съехать в сугробы. Должна ли я была уступить дорогу кортежу во главе с автомобилем гибдд, да еще без сирены, только с проблесковыми маячками?

Татьяна , здравствуйте.

Если на автомобиле не был включен звуковой сигнал, то уступать дорогу колонне Вы не обязаны.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов (кроме сигналов регулировщика) и — настоящих Правил, приложений и к настоящим Правилам дорожного движения при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.

Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2 , 2.4—2.6 , 3.11—3.14 , 3.17.2 , 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4—9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства.

Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.

Утверждение о том, что акустическая установка "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории специальных сигналов неверно. В отношении соответствия "vip-сигнала" ГОСТу Р50574.

С 1 января 2004 года действует новый ГОСТ Р50574-2002 "Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы, устанавливаемые на автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб", требования которого являются обязательными.

Стандарт ГОСТа устанавливает общие технические требования к специальным звуковым сигналам и распространяется на транспортные средства министерств, ведомств и организаций, на которые при отсутствии цветографических схем могут устанавливаться специальные световые и звуковые сигналы. Перечень таких организаций утвержден Правительством РФ и согласно ему не допускается использование цветографических схем, специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах, не относящихся к оперативным службам.

Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.

В стандарте дано такое определение специального звукового сигнала: устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве звукового сигнала, отличаясь от него спектральным составом издаваемых звуков, и устанавливается в/на транспортное средство дополнительно по специальному разрешению; при этом допускается установка излучателей звука специальных звуковых сигналов в подкапотном пространстве передней части транспортного средства, а уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

116 дБ(А) - при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;

122 дБ(А) - при установке излучателя звука в подкапотное пространство, причем, уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной плоскости его выходного отверстия.

Также допускается подача одним звуковым сигнальным устройством нескольких специальных звуковых сигналов, отличающихся основными частотами, формой и продолжительностью изменения основных частот. Возможно применение специального звукового сигнала типа "кратковременная сирена" или "Air Horn".
Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России.

Отсюда вывод: Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука. Спецсигналом согласно этому ГОСТу считается сигнал, меняющий свою тональность с некоторой частотой огибающей - частотой девиации, а звуковой сигнал акустической установки "vip-сигнал" производства ПК "Элина" - однотональный и не меняет свою частоту как сигнал сирены.

Согласно ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН №28) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации" звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Акустическая установка "vip-сигнал" обеспечивает подачу однотонального звукового сигнала, максимальный уровень звукового давления которого 116 дБ (при этом установка громкоговорителя производится под капотом). Уровень 116 дБ говорит лишь о громкости звука, ведь автомобильный клаксон должен иметь достаточную громкость. "vip-сигнал" имеет сертификат N POCC RU.ME87H00008, который говорит о его соответствии именно указанному ГОСТу, а этот ГОСТ применяют к звуковым сигнальным приборам, работающим на постоянном или переменном токе или сжатом воздухе, которые предназначены для установки на автотранспортных средствах, а также к звуковой сигнализации автотранспортных средств.

Таким образом, "vip-сигнал" по своим параметрам относится к категории автомобильных клаксонов. В паспорте акустической установки "vip-сигнал" ГО03.000РЭ указаны упомянутые характеристики, позволяющие идентифицировать "vip-сигнал" как соответствующий ГОСТу Р 41.28-99.

Также в отношении спецсигналов издан целый ряд нормативных актов, а именно: Постановление Правительства РФ от 04.01.2000 г. №2, которым утвержден перечень оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средства, а также при отсутствии таких схем, и перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов.

В соответствии с этим постановлением Приказом МВД от 10.03.2000г. №258 "О мерах по упорядочению установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков" утверждены Инструкция о порядке выдачи разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства, в которой, в частности, продекларирована необходимость обеспечить контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также демонтаж специальных сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел, использующих их без соответствующего разрешения на их установку, и необходимость осуществить проведение мероприятий по выявлению транспортных средств, на которых установлены специальные сигналы без соответствующих разрешений.

Постановление Правительства РФ от 23 января 2002 г. №35 "Об особых государственных регистрационных и специальных сигналах, используемых на транспортных средствах" обязало МВД РФ обеспечивать выдачу разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства; контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах, а также проведение соответствующих профилактических мероприятий.

Во всех этих нормативных актах дано такое определение специальных сигналов: проблесковые маячки синего или синего и красного цветов, специальные звуковые сигналы. Так как ни в одном нормативном документе не приведены конкретные параметры спецсигнала, обращаться нужно все к тому же ГОСТу Р50574-2002, а мы уже убедились, что "vip-сигнал", согласно этому ГОСТу не является спецсигналом.

В отношении ответственности:

П.2 ст. 12.4 Административного Кодекса предусматривает ответственность за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, использование при движении таких устройств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией указанных устройств или без таковой.

Т.к. "vip-сигнал" не является специальным сигналом, его установка не требует специального разрешения, то наложение административной ответственности за его использование является неправомерным, и в случае изъятия такого сигнала сотрудниками ГИБДД вы имеете право отстаивать свои права в административном или судебном порядке.

Статья 12.20. КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090): п. 19.10. Звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Статья 12.5. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере одной второй МРОТ.

Статьей 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Согласно "Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", утвержденному все тем же Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090:

П. 7.18. устанавливает, что запрещена эксплуатация транспортного средства, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Правила дорожного движения (Постановление Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090) предусматривает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, которые утвержденны Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. Согласно п. 3 этих Положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Пункт 11. запрещает эксплуатацию автомобилей, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, а также транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения специальными звуковыми сигналами, а выдачей разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Сведения об оборудовании транспортных средств специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.

Статья 15.4. Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 года №196-ФЗ устанавливает, что после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации. Т.о. для строгого выполнения закона после установки "vip-сигнала" на автомобиль необходимо зарегистрировать это в ГИБДД.

Однако соответствие транспортного средства предъявляемым к ним требованиям определяется в процессе прохождения технического осмотра. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ" устанавливает, что именно при государственном техническом осмотре осуществляется проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меры наказания при ущемлении незаконными действиями прав гражданина на автомобиль и при управлении автомобилем:

Статья 12.35. За применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 12.36. За воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств, а именно применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных настоящим Кодексом, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения.