Как овербукинг работает в россии. Что такое овербукинг и как его избежать

Авиакомпании допускают нехватку мест, но законов в этой сфере нет.

В закладки

Авиакомпания United Airlines дважды за жёсткое 69-летнего пассажира с рейса, что не помогло избежать критики в адрес перевозчика. Вместе с тем происшествие обнажило проблему овербукинга, от последствий которого не застрахован, кажется, никто.

Принципы овербукинга

Овербукинг или перебронирование продажу большего количества билетов, чем есть кресел на рейсе. Авиакомпании внедрили такую практику в основном ради выгоды.

Перевозчик перестраховывается на случай, если пассажир, к примеру, купил билет по гибкому тарифу и незадолго до вылета отказался от него. Клиенты часто не являются на рейс и по иным, зачастую неизвестным причинам. Так что овербукинги косвенно помогают увеличить загрузку.

К тому же у авиакомпаний бывают технические сложности, что приводит к экстренной замене лайнера на менее вместительное судно. Так что некоторые пассажиры могут остаться на земле, даже если перевозчик ранее этого не допускал.

Со стороны пассажира

Авиакомпания должна узнать о нехватке мест на рейсе (если она такое практикует) задолго до вылета. В этом ей помогают специальные отделы, которые отслеживают и прогнозируют загрузку.

Пассажиру в США и Евросоюзе, оплатившему билет и не попавшему на самолёт, должны выплатить компенсацию. Она зачастую зависит от длины полёта и задержки рейса. В ЕС суммы возмещения от 250 евро. Кроме того, пассажирам должны возместить затраты на еду, напитки и в особых случаях - на номер в гостинице.

Случай United Airlines показал, что иногда пассажиры не соглашаются добровольно покинуть рейс. В таких случаях компании делают случайный выбор при помощи компьютера или смотрят, кто раньше зарегистрировался. Поэтому прибыть в аэропорт или зарегистрироваться онлайн следует заранее.

Порой пассажиров не высаживают, а просто предлагают им пересесть из одного класса в другой. Иногда это оборачивается приятной неожиданностью для пассажира, бесплатно сменившего «эконом» на «бизнес». А вот когда клиентам предлагают понижение в классе, могут возникнуть .

Закон

Практика овербукинга легальна и отрегулирована в США и Европе. Более того, пассажиры из России могут воспользоваться существующими правилами при осуществлении рейсов через иностранные аэропорты.

В России закона об овербукинге пока нет. С предложением урегулировать сферу ещё в 2015 году выступило Министерство транспорта. Документ предусматривал, что российским авиакомпаниям уже со второго квартала 2016 года разрешат продавать больше билетов, чем есть мест на рейсе. Этого не произошло, но власти всё ещё эту идею.

Основные трудности связаны с тем, как рассчитывать компенсации. Этот механизм отсутствовал в ранних версиях законопроекта.

Овербукинг в России сейчас

В то же время перебронирование в России формально не запрещено. И первым делом клиенту необходимо обратиться в авиакомпанию. Но по пассажиров, в России трудно получить возмещение за овербукинг.

Перевозчик должен в течение 30 дней. Претензии к нему, закону, можно предъявить в течение шести месяцев со дня происшествия.

А поскольку нет закона, который позволил бы клиенту решить вопрос напрямую с авиакомпанией, потерпевший, скорее всего, за компенсацией в суд. И будет вправе её получить.

Для иска в суд потребуется ряд документов. Нужны будут авиабилеты, где стоит отметка сотрудников аэропорта, счета (за еду, гостиницу и другие) после непопадания на рейс и отправленная письменная претензия в авиакомпанию. Если перевозчик уже дал ответ, то его тоже стоит приложить.

Решения проблем нехватки мест пока особо не отличаются от некоторых акций авиакомпаний. «Аэрофлот» - главный инициатор и лоббист закона об овербукинге - клиенту пересесть в бизнес-класс, получить бонусные мили или скидку на следующий перелёт.

Насколько эта проблема большая для российских пассажиров - неизвестно, поскольку такие данные российские авиакомпании не предоставляли. По американских перевозчиков, жертвой овербукинга может стать примерно каждый 10-тысячный клиент.

А вы знаете, что купленный билет на самолет или бронь в отеле вовсе не гарантирует, что вы улетите/заселитесь этим рейсом? Если такое произошло, то с вами случился овербукинг.

Давайте разберемся, что же это такое за странное слово – овербукинг? Дословно оно означает «перебронирование». Он может возникнуть, когда авиакомпания или отель продаст один и тот же билет или номер не только вам. К сожалению, такие ситуации бывают, хотя и не должны.

Почему так получается?

Отели и авиакомпании зачастую продают большее количество мест, чем есть по факту. Зачем они это делают? Авиакомпании и отели ведут статистику, где указываются отмены бронирования и опоздания, в общем, вся та информация, где клиент не пользуется предоставляемыми услугами.

Исходя из этой информации, компании стали продавать больше билетов, чем есть на самом деле, чтобы не терпеть убытки – все места будут заполнены. Таким способом авиакомпании и отели минимизируют свои риски.

Когда случается овербукинг?

Овербукинг может произойти из-за форс-мажора, вроде поломки судна или непланового заселения в отель целой делегации китайцев. У тебя уже бронь на номер есть, но твое заселение произойдет завтра, но, черт возьми, сегодня приехала целая компания, и ее нужно куда-то деть. Всех разместили, все номера заняты, в том числе и твой.

А еще отели могут специально дать возникнуть овербукингу, чтобы потом путешественников раскидать по отелям с наихудшими условиями (обещая золотые горы). А с такой ситуации получит прибыль и турагентство и отель.

Что нужно делать, чтобы овербукинг не произошел?

Чтобы не остаться за бортом нужно:

Во-первых, самостоятельно бронировать отели, самолеты.

Во-вторых, на регистрацию являться в числе первых. А лучше регистрироваться заранее он-лайн. Часто регистрацию открывают за сутки и тогда можно не только забронить себе место, но, еще и выбрать самое удобное, например, у окошка или там, где твои коленки не будут впираться в переднее кресло.

Если все-таки попали:

Вам предложат вылететь ближайшим рейсом или заселят в другой отель. Вам могут повысить класс обслуживания, количество звезд или класс номера. Вам могут бесплатно организовать завтрак или даже поселить в отель бесплатно. Так же бывают случаи, когда вы можете улететь тем же рейсом, но уже в первом классе.

Требуйте компенсацию. Ее сумма может зависеть от времени ожидания и дальности перелета. К примеру, цифры могут быть следующими: до 1500 км – 250 евро, от 1500 до 3500 км – 400 евро, от 3500 км и выше – 600 евро.

Имейте ввиду, что авиакомпании могут снизить компенсацию в размере 50% если предложат альтернативный рейс. Притом, что время прибытия не превысит двух часов для перелета до 1500 км, трех часов – от 1500 км до 3500 км и 4 часа для рейсов от 3500 км.

А вот в США если вы ждете вылет с опозданием в час, то компенсация не предусмотрена.

Что должна сделать авиакомпания на случай овербукинга?

Поставить в билет отметку об отказе в регистрации.

Предложить альтернативные варианты рейсов.

При выплате компенсации, компания должна доставить вас до места назначения и предоставить льготы (отель, питание).

Если вылет завтра, то компания должна предоставить жилье, питание и трансфер.

Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.

Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.

Зачем авиакомпании продают больше билетов, чем нужно?

Для справки:

Овербукинг или сверхбронирование — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик принимает на себя больше обязательств по предоставлению услуг, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.

Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.

Для справки:

При переизбытке пассажиров и отсутствии желающих остаться за бортом добровольно, сотрудники авиакомпании случайным образом определяют тех, кто никуда не полетит.

Но «случайный» выбор делается среди тех клиентов, которые покупают наиболее дешевые билеты, и тех, кто приобретает билеты в последнюю очередь.

Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.

Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.

История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет.

Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.

Что авиакомпания должна сделать, если на всех мест не хватает?

Для справки:

Овербукинг не означает полный отказ от перевозки. Но означает, что авиакомпания по своей инициативе изменяет с пассажиром договор, отказываясь от исполнения заключенного договора на изначально оговоренных условиях.

В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке» . Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.

Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом. К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране. На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.

Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.

  • Поправки в соответствующих законах пока не приняты.
  • На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации. Технические сбои подведены под форс-мажор, а в этом случае авиакомпания никому ничего не должна. Сложность заключается в том, что пассажир может и не подозревать, что является жертвой маркетинга. Его могут попросту не пустить в самолет, уверяя, что, якобы, произошел технический сбой и система «не видит» факта покупки билета.
  • Теоретически, если пассажира снимают с рейса российской авиакомпании, ему положены все те компенсации, которые он бы получил в случае задержки или отмены данного рейса.

Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль.

Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.

И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.

Какие законы на вашей стороне?

Обязательства авиакомпании в случае задержки или отмены рейса

Если вы стали жертвой овербукинга

Что решит суд?

В России обсуждается возможность принятия закона об овербукинге. Если точнее, вероятно, в ближайшем будущем овербукинг будет разделен на добровольный и вынужденный. В настоящее время такая перспектива представляет собой только предложением Минтранса. Однако, если законопроект найдет поддержку, то он будет отражен в Федеральных авиационных правилах.

Что же такое овербукинг?

Для тех, кто хотя бы немного знаком с английским, понятно, что буквально, это сверх-бронирование. То есть, этот термин обозначает ситуацию, когда на одно место продано два или более авиабилетов. Но пугаться не нужно, давайте разберемся во всем более тщательно.

Авиакомпании располагают точной статистикой отказов от перелета по каждому рейсу и направлению. На основании этих данных можно сделать выводы, когда пассажир рискует оказаться на борту лишним, а когда овербукинг вполне допустим. Если сотрудники авиакомпании достаточно профессиональны и опытны, чтобы грамотно управлять рисками, то вынужденные отказы будут сведены к минимуму - один на 10 000 рейсов. Но указанная статистика не включает в себя добровольные отказы, то есть, согласие пассажира подождать следующий авиарейс. А в качестве компенсации за ожидание получить приятный бонус, например, повышение класса обслуживания. Такая практика нашла широкое применение за рубежом, на тех маршрутах, где самолеты отправляются каждые два-три часа.

Минтранс предлагает узаконить овербукинг в России, поскольку до сих пор он не регулируется, но, фактически, существует. То есть, сейчас пассажиры, оказавшиеся «лишними» законодательно никак не защищены. Но при этом, они, разумеется, вправе требовать компенсацию, в том числе, в судебном порядке.

Что касается условий добровольного отказа, Минтранс считает, что размер компенсации должен быть не меньше стоимости самого авиабилета. При этом, авиакомпания не избавляется от других обязательств перед пассажиром, актуальных при отмене или задержке рейса. То есть, компания также будет обязана предоставить питание, трансфер, жилье и т.д.

Кроме того, некоторые категории пассажиров вошли в список, к которым не применим овербукинг. Это беременные женщины, инвалиды и пассажиры с детьми. А также пассажиры, совершающие перелет стыковочным рейсам. Ни тех, ни других авиакомпания не будет иметь права ссадить с рейса с предложением подождать следующего.

На самом деле, права пассажиров прописаны Минтрансом довольно слабо. Есть много моментов, которые придется дорабатывать или менять. Но, пожалуй, законодательно закрепленные нормы все же хоть как-то урегулируют ситуацию. Поскольку, и сейчас российские авиакомпании вполне успешно продают лишние авиабилеты, мотивируя в случае чего сложившуюся ситуацию техническим сбоем. За рубежом, например, многие авиакомпании перед рейсом честно объявляют, что билетов продано больше, чем мест и спрашивают, кто согласен подождать следующего вылета.

Так что, в каких-то случаях, если вы не особенно торопитесь, овербукинг может стать приятным дополнением путешествия, если будет закреплен законодательно. Авиакомпания компенсирует задержку, предоставит отель и питание. Вам останется только погулять по городу, осмотреть достопримечательности, если повезет и будет достаточно времени для следующего рейса. Чтобы, напротив, исключить риск попадания в овербукинг, старайтесь всегда регистрироваться онлайн. Либо, если нет такой возможности, приезжать на регистрацию в числе первых пассажиров.

UPD от 14.01.2016 . Закон об овербукинге будет принят не ранее 2017 года. К такому выводу пришли в результате очередного обсуждения законопроекта в Министерстве Транспорта.

Авиабилеты из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Найти билет

Адлер

Барселона

Бангкок

Дубай

Пхукет

Стамбул

Париж

Отправиться в заграничный отпуск мы можем позволить себе далеко не всегда, как бы нам этого ни хотелось. Тем не менее могут появиться которые так и не позволят ему состояться. Как себя вести в ситуации, когда рейс отменен, еще понятно. А вот как поступить, если возник овербукинг? Что это за слово и каков его смысл, понимают не все.

Определение

Слово «овербукинг» происходит от английского overbooking и буквально означает «перебронировка, перепродажа». Система продажи услуг или товаров, а также инструмент эффективного управления доходами предприятия и есть овербукинг. Что это за система? Смысл ее заключается в том, что продавец либо поставщик берет под свою ответственность больше обязательств, касающихся предоставления товаров или услуг, чем он может на себя взять в действительности. Дело в том, что по статистике выполнены будут не все обязательства, а только их большая часть. Так, например, авиакомпании рассчитывают на то, что часть пассажиров, купивших билеты, откажется от перевозки.

История возникновения системы овербукинга

Изначально стали применять систему «овербукинг» авиакомпании из Соединенных Штатов.

Смысл такой маркетинговой политики заключался в том, что пассажирам разрешалось отказаться от приобретенных авиабилетов и получить за них уплаченную сумму без штрафных санкций даже в ситуациях, когда они опаздывали на рейс или непосредственно перед вылетом. Однако некоторым авиакомпаниям данная система была невыгодна, поскольку самолеты улетали пустыми из-за отказавшихся пассажиров.

После такого печального опыта на замену этой системе пришел овербукинг. Количество проданных авиабилетов превышало количество кресел в салоне самолета. Делалось это из расчета, что не все пассажиры явятся на регистрацию.

Нередко возникали ситуации, когда все пассажиры, купившие билеты, приходили своевременно на стойки регистрации. При таком стечении обстоятельств представители компаний предлагали пассажирам отказаться добровольно от полета. Взамен им предлагался целый ряд услуг абсолютно бесплатно - проживание в отеле до следующего авиарейса, повышение класса обслуживания, а также ваучер на питание. Стоимость таких услуг для авиакомпаний была гораздо меньше потерь, которые она бы понесла при отказе того же пассажира от полета. Как правило, «добровольцев» находится достаточно.

Какой бывает овербукинг?

Существует всего четыре разновидности овербукинга:

  • Плановый - контроль на посадке проходят не все пассажиры, поэтому билетов продается больше, чем имеется кресел на воздушном судне.
  • Ситуативный - возникает в случае замены воздушного судна на меньшее по вместимости по техническим причинам.
  • В одном классе обслуживания - количество проданных авиабилетов по одному классу превышает количество мест в нем, хотя заполненность воздушного судна сохраняется.
  • Золотой - есть пассажиры, к примеру, часто летающие или VIP, которым авиакомпания не может отказать в перевозке даже в ущерб другим коммерческим пассажирам.

Действия авиакомпании в случае овербукинга

Нужно знать, говоря о маркетинговой политике «овербукинг», что это не только перепродажа авиабилетов. Он включает в себя и определенные мероприятия, проводимые сотрудниками авиакомпании.

Если в процессе регистрации выясняется, что возникла такая ситуация, в работу включаются представители компании, которые начинают мероприятия по поиску пассажиров, согласных лететь другим рейсом. Осуществляется данный поиск путем опроса пассажиров либо посредством общего объявления в регистрационном зале. Добровольцы находятся быстро, поскольку вознаграждение составляет довольно приличную сумму.

Также может возникнуть ситуация, когда пассажиров вынужденно повышают из экономического в бизнес-класс. Но такие случаи редки.

Практика перепродажи авиабилетов существует давно. Основанием для нее послужили статистические данные, которые собирались в течение многих лет по неявившимся на рейс пассажирам. Процент перепродажи определяется индивидуально для каждой авиакомпании. Например, у европейских перевозчиков, таких как LuftHansa, EasyJet, он составляет примерно 5%. У российских перевозчиков он гораздо больше. Овербукинг «Аэрофлот» - около 10-15%.

Процентное соотношение пассажиров, не явившихся на посадку, - внутреннее дело авиаперевозчика. А вот регулирование маркетинговой политики - это компетенция законодательной власти.

В странах Европы и Северной Америки существуют законы, которые регламентируют права и обязанности как пассажиров, так и авиакомпаний. Овербукинг авиабилетов в России долгое время не имеет законодательной базы. Официально он не был запрещен, но использовался негласно, что создавало определенные риски. Авиакомпаниям это грозило судебными разбирательствами, в то время как пассажирам оставалось надеяться только на благоприятное стечение обстоятельств.

В июне текущего года министерство транспорта завершило разработку законопроекта, регламентирующего овербукинг авиабилетов. Закон, согласно предварительной информации, вступит в силу в следующем году.

Овербукинг в период кризиса

Именно в самый тяжелый для страны кризисный период авиаперевозчики, прежде всего это «Аэрофлот», вспомнили о том, что овербукинг никак не регулируется законодательно. Чем же объясняется такой повышенный интерес?

У авиакомпаний, особенно региональных, сейчас нет уверенности в завтрашнем дне. Снижение пассажиропотока - последствие экономического кризиса.

Овербукинг - это один из наиболее эффективных и экономически выгодных способов повышения заполняемости воздушных судов, улучшающих финансовое положение перевозчика. Если он будет легализован, увеличится выручка.

Аргументы против овербукинга

Противниками легализации овербукинга выступают организации, защищающие права пассажиров. Они утверждают, что такая политика перепродажи негативно сказывается на имидже авиакомпании и дополнительно перегружает персонал.

Противники овербукинга также заверяют, что авиаперевозчики завышают статистические данные по неявившимся пассажирам.

Большинство российских внутренних авиарейсов осуществляются не каждый день, а некоторые вообще раз в неделю. Поэтому пассажиры в ожидании следующего самолета могут провести несколько дней, а если у них имеются далее по маршруту стыковки, то, вероятнее всего, они их пропустят.

Зарубежный опыт

Каким же образом работает за рубежом овербукинг? Что это за система в иностранных авиакомпаниях? Когда на регистрацию приходит пассажиров больше, чем заявлено кресел в самолете для них, персонал авиакомпании обязан найти тех, кто готов полететь другим рейсом. Им предлагают ряд бонусов в виде полета в бизнес-классе, скидок на билеты, дополнительные мили на карточку часто летающего пассажира, приглашения в зал повышенной комфортности, гостиницу на время ожидания.

Если пассажиров, которые готовы отказаться от рейса, не находится, перевозчик расторгает договор с одним из пассажиров. Но ему возвращается полная стоимость авиабилета и выплачивается компенсация. По статистике, такие случаи возникают с одним из 10 000 пассажиров.

Овербукинг может быть как запланированным, так и внеплановым. Как можно избежать неприятной ситуации?

  1. Приезжайте в аэропорт своевременно - места в салоне заканчиваются ближе к концу регистрации.
  2. Отдайте предпочтение регистрации онлайн (багаж можно будет сдать в аэропорту на специальных стойках).
  3. Направление не должно быть самым востребованным.
  4. Избегайте ранних авиарейсов.

Немногие российские авиапассажиры знакомы с понятием «овербукинг авиабилетов». Что это такое? Так называют перепродажу билетов на рейс, то есть фактически желающих полететь оказывается больше, чем кресел в салоне воздушного судна. Такая реализации авиабилетов была заимствована у западных перевозчиков. За рубежом овербукинг легализован, в то время как в России этот процесс еще не имеет законодательной базы. Если вы стали жертвой такого стечение обстоятельств, не отчаивайтесь и сохраняйте спокойствие. При такой ситуации вы получаете дополнительные преимущества, поскольку авиаперевозчик обеспечит максимально комфортные условия ожидания и предоставит неплохую компенсацию в виде перелета в первом классе обслуживания.