Как получить при фотографировании эффект боке. Факторы, влияющие на боке

Слово боке появилось относительно недавно - в конце 1990-х годов. Слово пришло из японского языка, на котором оно означает "нечеткость", "размытость". Боке - это своеобразный рисунок, который формируется из объектов, находящихся вне зоны резкости.

Человек не может своими глазами увидеть эффекта боке, так уж устроен наш глаз, что все видит резко (при нормальном зрении). Вся прелесть боке заключается в том, что при грамотном его использовании можно снимать очень необычные фотографии чуть ли не на ровном месте. Конечно, для этого крайне желательно наличие хотя бы одного "красиво размывающего" объектива.

Известно, что производители фототехники при разработке нового объектива изо всех сил стараются дать ему максимум разрешающей способности и снизить искажения, вызванные аберрациями разных видов - наносят на линзы многослойное просветление, вводят низкодисперсные и асферические элементы, совершенствуют оптическую схему и так далее... Это, впрочем, почти всегда удается - объектив каждой следующей модификации действительно дает более высокую детализацию, чем предшественник, и "прорисовывает" пропорционально растущие мегапиксели.

Но, обратите внимания - среди профессиональной оптики встречаются "нетипичные" объективы, которые намеренно смягчают картинку. Например, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus, Canon EF 50mm 1:1.2L и т.п. Если посмотреть лабораторные тесты, то разрешающая способность у них невысока (особенно по краям кадра). Зачем тогда люди платят бешеные деньги, покупая такую оптику? Они покупают боке!


Боке объектива Canon 50mm f/0.95. Автор фотографии - Moaan

Стоимость объективов, имеющих такое боке, иногда с легкостью переваливаливает за 100 тысяч рублей. Сумма, так скажем, подъемная далеко не для всех. Может есть какие-то варианты подешевле? Да, безусловно... Но впервую очередь нужно разобраться, в каких случаях боке "играет и выигрывает", а в каких "висит бесполезным балластом". Так, глядишь, и обойдемся тем, что имеем!

Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке?

Оказывается, нет! За поиском истины для начала обратимся к старой советской "мануальной" оптике, которая стоит копейки по сравнению с "настоящими" Цейссами и Лейками (зачастую, являясь их копиями). Посмотрите это фото (на нем так называемое "крученое" боке):

Как вы думаете, сколько стоит объектив, которым была сделана эта фотография? 20 тысяч? 30 тысяч? Может быть 45? Фотография сделана при помощи объектива "Гелиос" 44-го семейства, самый "крутой" из которого (44-7) можно купить в нормальном состоянии за 3000 рублей (+1000 рублей за переходник с программируемым чипом). В продаже есть и новые Гелиосы, правда, стоят они подороже.

Еще один пример фотографии, на этот раз, сделанной объективом Helios 77 M4 на Canon EOS 450D:

Фотограф - Наталья Ова

Не буду приводить большое количество примеров, вы их можете найти в группе М39-М42 Клуб. Гелиос 40 - там много замечательных фотографий, сделанных Гелиосами, Юпитерами, Индустарами, Таирами, и т.д. - советскими объективами, которые сейчас стоят весьма скромно по сравнению с оригинальной оптикой Canon, Nikon, Pentax и т.д.

Что касается оригинальной оптики - любительские недорогие фиксы в некоторых ситуациях тоже проявляют себя очень неплохо, хотя у них картинка может быть и не такой интересной. Например, эта фотография сделана любительским "полтинником" Canon EF 50mm 1:1.8 II:

Эта фотография интересна тем, что фактура боке перекликается с фактурой на переднем плане - круглые листочки, круглые "бокешки". В виду того, что на фотографии преобладают светлые тона, это добавляет ей легкости и воздушности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что более-менее приемлемое боке у "полтинника 1.8" только на открытой диафрагме, но при этом детализация в зоне резкости не высока.

Конечно, то боке, которое дает недорогая оптика может быть и не столь утонченно-изящное, как у топовых "творческих" объективов но учитывая 20-, 30-, иногда даже 100-кратную разницу в цене, недорогим объективам можно многое простить и рассматривать их как отправную точку в развитии нового виденья старых сюжетов.

Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе?

К сожалению, большинство зумов не может похвастаться хоть сколько нибудь оригинальным или, хотя бы, узнаваемым боке. Китовые объективы 18-55mm со светосилой f/5.6 на длинном конце размывают фон "для галочки", чтобы удовлетворить потребности тех, кто теоретически знает, что на портрете фон должен быть размытым. Вот максимум, что можно выжать из китового объектива:

Фотография была сделана аппаратом Canon EOS 400D с объективом 18-55 мм на длинном конце с максимально открытой диафрагмой (5.6). Дистанция фокусировки - минимально возможная - около 30 сантиметров. Рисунок боке по сравнению с теми же "Гелиосами" получился весьма унылый и безликий - сразу видно, что проектировщики объектива о боке задумывались в последнюю очередь. По пятнышкам размытия будто прошлись инструментом "размытие по Гауссу".

С китовыми объективами все понятно, но что если взять оптику посерьезнее? Ниже приведено несколько примеров фотографий, сделанных на Canon EOS 5D с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L.

Заметно, что боке уже более интересное, чем у китового объектива - вместо размытых пятнышек на заднем плане аккуратные "кругляши" (т.н. диски нерезкости). Однако, при съемке с очень близкой дистанции на длинном конце и максимально открытой диафрагме, диски нерезкости уже начинают отвлекать от перед переднего плана, а это уже не очень хорошо:

Так или иначе нужно найти некую золотую середину, при которой боке дополняет основной мотив, но не пытается его затмить. Следующая фотография сделана с фокусным расстоянием 105 мм и диафрагмой 7.1:

Вывод - интересное боке можно получить и с зум-объективом. Главное, чтобы максимальное фокусное расстояние было более-менее приличным (от 70 мм) и светосила на длинном конце была бы от 1:4 и больше. Но все равно, большинство зумов выглядит компромиссным решением по сравнению со светосильными фиксами.

Количество лепестков диафрагмы - для чего оно указывается в характеристиках объектива?

В характеристиках объектива всегда указывается такая вещь как количество лепестков диафрагмы . На что это количество влияет, знают не все. Тут принцип такой - чем больше лепестков у диафрагмы, тем ближе форма дисков нерезкости к кругу, если диафрагма прикрыта (на открытой диафрагме количество лепестков не оказывает на форму дискков никакоговлияния). Считается, что чем больше лепестков, тем более "правильное" получается размытие, так как диски нерезкости склонны принимать форму диафрагменного отверстия.

Некоторые объективы в виду своих конструктивных особенностей имеют очень необычный рисунок боке! Например, у объектива Зенитар МЕ1 диафрагма имеет форму ромба!

Соответственно, рисунок размытия у этого объектива очень своеобразный:

Еще интереснее боке у зеркально-линзовых телеобъективов, например, MC 3M-5CA 8/500 - оно уже в виде бубликов:


Как оценить боке объектива?

Возможно, после просмотра приведенных в статье фотографий, вы уже задумываетесь о покупке нового стекла, чтобы заняться подобными экспериментами. Как выбрать? Расскажу историю из своего опыта...

Когда-то давно при покупке портретного объектива , продавец продемонстрировал мне примеры портретных фотографий с настолько сильно размытым фоном, что складывалось впечатление, будто фотографировали на фоне покрывала. Что-то вроде этого:

Продавец с восхищением говорил: "Посмотрите, как он круто размывает задний план!" На самом же деле, задний план не просто размыт, он убит. Проблема здесь уже не в объективе, а в построении кадра. Если дистанция от объекта до заднего плана велика, задний план будет размыт "в ноль" и фотография легко может потерять объем - фигура портретируемого будет выглядеть будто наклеенной на задний план (хотя, некоторые это преподносят как достоинство). Лично я считаю, чтобы сохранить объем, лучше обеспечть плавный уход заднего плана в размытие. Проще всего это сделать, если между передним и задним планам будут располагаться какие-то промежуточные объекты (желательно, однотипные), которые будут размываться по-разному - чем дальше, тем сильнее. Пример фотографии, где боке является полноправной частью композиции:

Фотограф - David Hendrawan, Сanon EOS 7D + Helios 40-2 / 85mm f1.5

На этой фотографии видно, как меняется степень размытия объектов заднего плана по мере удаления от модели (да еще и тональная перспектива здесь играет не последнюю роль). Благодаря этому объем на фотографии передан "от и до". Кстати, неизвестно, что больше привлекает внимание в этой фотографии - модель или размытый фон. Если вы смотрели подборки художественных портретных фотографий, наверняка обратили внимание, что уходящие вдаль аллеи, по краям которых растут кусты и деревья - чуть ли не излюбленное место для фотографов-портретистов.

Возвращаясь к теме оценки боке (желательно, до покупки объектива), ищите в интернете примеры именно художественных фотографий - портретов, макро, просто крупных планов, сделанных именно на пестром фоне - только в таких условиях можно увидеть реальное боке объектива. И поменьше слушать продавцов! Почти всегда у них иные критерии оценки объективов, нежели у творческих личностей, вроде нас с вами:)

Ну и напоследок, еще одна тема, которая волнует многих...

Можно ли создать боке в Фотошопе?

Есть несколько программных способов смоделировать боке. Один из них - инструмент "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) в Adobe Photoshop.

Давайте попробуем сравнить результат программного и оптического размытия. В качестве объекта съемки выберем конструкцию из светодиодных гирлянд:

Сначала, давайте сделаем размытие в Фотошопе. Используем инструмент "размытие при малой глубине резкости", выбираем имитацию объектива с 8-лепестковой диафрагмой. Вот что получилось:

Мне одному кажется, что это очень похоже на боке китового объектива 18-55 мм? А вот так размыл картинку объектив Гелиос 44М (58 мм, 1:2):

Я думаю, и без объяснений видно, что второй вариант гораздо красивее и интереснее. Программное размытие получилось монотонным и скучным. Размытие оптическое имеет определенную фактуру, форму (у разных объективов она разная). Диски нерезкости имеют четкие края. Таким образом, боке, полученное при помощи подобного объектива способно превратить заурядный и банальный мотив в оригинальную художественную фотографию!


p.s. На заднем плане - такая же гирлянда, что и на переднем, но воспринимается она совсем иначе.

Сегодня делать портретные снимки с не-размытым фоном считается чуть ли не признаком дурного тона. Хотя, разве это началось только сейчас? Пару лет назад, когда Google Camera одной из первых (если не первой) получила программное размытие фона, это стало небольшим, но заметным толчком для развития технологий, поэтому вскоре с той же опцией подтянулись и другие программы-камеры. Алгоритмы обработки фото были неидеальные, а потому и результат не всегда устраивал пользователей. Так о программном размытии фона постепенно позабыли. В 2017 боке вышло на новый виток развития. Теперь аппаратный, а не программный. Сдвоенные камеры сегодня есть даже на некоторых аппаратах среднего или бюджетного ценового сегмента. Увы, качество съемки “двуглазых” середнячков оставляет желать лучшего, а флагманы далеко не всем по карману. А снимать крутые фотки все равно-то хочется! Поэтому ищем обходные пути.

Snapseed

Это мой любимец, потому с него и начнем. Хочется сразу предупредить читателей, чтобы эффектно размыть фон в Snapseed вам придется поработать, но именно это приложение дает самую широкую функциональность и здесь результат будет наилучшим. Попробуем пошагово разобрать процесс создания размытого фона на любом снимке.

  • Выбираем снимок, жмем кнопку “Изменить” (карандаш в правом нижнем углу).
  • Переходим Фильтры-Размытие.
  • Подбираем желаемую форму фильтра (прямоугольник или круг), исходя из того, что фон должен полностью (это важно) быть размытым, границы объекта съемки тоже могут слегка размыться, на последующих этапах мы это исправим.
  • Сохраняем, нажав галочку. Ленивый пользователь на этом этапе может остановиться, но мы не из таких, потому идем дальше.
  • Выбираем историю правок (средняя кнопка в правом верхнем углу).
  • Жмем “Посмотреть изменения”.
  • На этапе “Размытие” нажимаем на стрелку, а в появившемся окошке “изменить” (центральная кнопка).
  • Самый трудный и интересный этап. Создаем маску, постепенно выделяя то, что нужно размыть (или оставить четким, это уж как удобнее). При этом меняем интенсивность размытия, она указана в процентах под фото по центру.

Меняя интенсивность фильтра вы сможете добиться наиболее реалистичного результата. Например, в случае с пони, круп животного мы обрабатываем кистью на 25%, чтобы передать расстояние, такой же кистью мы пройдемся по траве возле морды, чтобы избежать резкой границы.

Point Blur(Размытые фото)

Пожалуй, самая адекватная альтернатива Snapseed. Приложение порадовало приятным современным интерфейсом и богатым набором инструментов. Здесь можно масштабировать и двигать картинку (а можно это запретить), гибко настроить размытие, его интенсивность и тип, менять толщину кисти и многое другое. К недостаткам отнесем неочевидное расположение ластика (все же, пошаговый возврат назад не всегда спасает) и невозможность снизить силу размытия там, где оно уже сделано. Для удобства пользователя в программу встроен простейший корректор основных настроек: яркости, контрастности, насыщенности и т.д. При умелом обращении этих опций будет вполне достаточно для создания достойных фотографий.

AfterFocus

Программа, заточенная именно под создание эффекта боке, довольно известная и уже не новая. Со своими задачами программа справляется неплохо, плюс имеет два режима размытия: ручной и автоматический. Второй хорошо работает только в идеальных условиях, а вот с первым, хоть и придется заморочиться - результат будет отличным. Понравилось, что есть лупа, которая позволить приблизить и тщательнее обработать часть изображения, возможность сохранять незаконченные проекты и наличие гибкой настройки интенсивности размытия. После создания боке, фотографию можно будет дополнительно обработать: добавить виньетирование, изменить яркость, контрастность или применить один из многочисленных фильтров. Не понравилось оформление приложения: оно несовременное и не всегда удобное.

DSLR Camera Effect Maker

Самое лаконичное в нашей подборке приложение. В нем, по сути, всего две опции: или размыть часть фото или оставить четкой часть фото. Эффект боке получается довольно красивый, но сделать его идеально можно только на простых формах, так как масштабирование здесь отсутствует. Можно менять толщину кисти, но этого часто бывает недостаточно. Также, можно изменять интенсивность размытия, но применяется эта настройка только ко всему снимку в целом, а не к отдельным его участкам. К слову, тестовое фото повело себя в приложении странно: перевернулось на 90゜без видимых на то причин.

Tadaa SLR

На iOS аналогичных приложений меньше, но они имеются и хорошего качества. Например, Tadaa SLR. В программе можно быстро выделить основной объект съемки, исправить огрехи при выделении, приблизить часть картинки и отменить последние изменения - это основной набор, необходимый для успешного редактирования снимков. Приложение также позволяет менять интенсивность и тип размытия, имеет набор фильтров для дополнительной постобработки, удобно в работе и приятно оформлено. Стоит отметить, что приложение платное, его стоимость составляет примерно $5.

FabFocus

Эта программа, в первую очередь, создана для редактирования портретов и снабжена встроенным алгоритмом обнаружения лиц. Приложение может работать в автоматическом режиме, самостоятельно находя основной объект и размывая фон. При желании, пользователь может вмешаться в этот процесс, выбрать форму для боке и интенсивность эффекта. В работе программа проста, особого обучения не требует. Зато требует денег, покупка FabFocus обойдется пользователю примерно в $5.

На этом все. О своих любимых редакторах фотографий вы можете рассказать в комментариях.

Добрый день, читатели моего блога! С вами на связи, Тимур Мустаев. Начался новый день, и я снова предлагаю вам пополнить знания по фотографии. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое боке в фотографии.

Этот стиль создан для творческих личностей, фотографов, которые не просто разбираются в своей фотоаппаратуре, но и готовы экспериментировать, креативить и создавать уникальные изображения. Банальными фото уже никого не удивить – они уходят в прошлое!

Поэтому мне хочется узнать, а насколько ваши фотографии необычны, насколько вы смелы в реализации своих замыслов?

Понятие “боке”

Боке означает интересное, красивое размытие кадра. Оно может быть похоже на туман, который располагается по краям фотографии или на заднем плане. Фон получается в нерезкости, при этом мы можем различить очертания цветных кругов, снежинок, звезд и других фигур на нем.

В итоге у вас и объект (человек) в центре внимания, так как ничто лишнее вокруг него взгляд зрителя не отвлекает, и изысканный фон, который, несомненно, оживляет кадр.

Боке – это достаточно простой способ сделать из простой фотографии конфетку!

Перейдем к тому, как сделать его с помощью вашей оптики.

Настройка фотоаппарата

От чего же зависит эффект боке в фотографии? Обычно фигурное боке создается специальными насадками на объектив, а для получения размытия заднего плана иногда достаточно правильно выставить значения на фотоаппарате.

Боке во многом зависит от глубины пространства, изображаемого на снимке, и степени резкости объектов (ГРИП). В свою очередь, упомянутый параметр определяется:

  1. : чем больше диафрагма открыта, тем больше процент размытости в кадре.
  2. Фокусным расстоянием: большое фокусное расстояние дает более заметное боке. Если у вас объектив с зумом, то просто прокрутите его кольцо.
  3. Расстоянием до предмета: чем ближе вы подходите, тем вероятнее появится желаемый “туман”. Только учитывайте, что для каждого объектива есть максимально близкое расстояние, с которого аппарат еще может настроить фокус.
  4. Расстояние от предмета съемки, до заднего фона. Желательно, что бы объект съемки находился как минимум в 1 метре от фона. Это позволит, наиболее красиво размыть задний фон.

Для боке важна не только настройка фотокамеры, но и изначальная светосила. У светосильных и, как правило, дорогих объективов эта способность воспринимать свет намного выше.

Привлекательным размытием могут похвастаться портретные и макро объективы. Первые сделаны специально для съемки людей и выделения их на остальном фоне, вторые – для акцента на мелких объектах и увеличения их масштаба (насекомых, цветов, механизмов и др.). В такой оптике априори есть возможность выставить максимально открытую диафрагму, что усилит впечатление от боке.

Боке из подручных материалов

Любители и профессионалы, в общем люди, “съевшие собаку” на изучении фотоискусства, не всегда тратятся на дорогие аксессуары или современные технические вещи. Многие из них создают из подручных средств нечто невероятное. Так же дело обстоит с боке, которое мы вполне можем сделать в домашних условиях. Сомневаетесь? Тогда читайте дальше и попробуйте сами.

Итак, варианты необходимых материалов:

  • Целлофановый пакет – средство для создания классической нечеткости по периметру картинки. В данной части изображение будет находиться в зоне малой видимости, что сможет скрыть все недостатки в этих местах. Вот вам и дополнительный плюс изучения возможностей боке! Для этого всего лишь нужно обмотать пакет вокруг объектива так, чтобы он чуть-чуть закрывал обзор. Закрепите целлофан можно маленькими кусочками скотча.
  • Картон (или тонкий пластик): в его центре вырезается желаемая форма. Самодельный фильтр следует хорошо закрепить на объективе.
  • Разного рода ткань, цветные платки и т.д. Их также можно использовать, разместив по краю объектива, аналогично как целлофан.

Таким образом, вам необязательно приобретать набор специальных фильтров на фотоаппарат, чтобы получить впечатляющий фоновый рисунок на снимке. Чтобы приноровиться делать его качественным, вам нужна практика, но при этом не стремитесь все и всех снимать с эффектом боке. Используйте этот прием целесообразно – только там, где он действительно украсит снимок, дополнит, а не испортит его.

Вот пишу вам статью, и вспомнил момент из своей жизни. Сижу, и меня пробирает со смеху. Купил я как то, в далеком прошлом себе объектив полтинник (50 мм. f/1.8). Поставил на самую открытую диафрагму, а именно 1.8 и стал все фотографировать подряд, смотря на дисплей фотоаппарата и восхищаясь, какие красивые получаются фотографии.

Но когда я все фотографии скинул на компьютер, то разочаровался. Часть фотографий, где я фотографировал только один предмет или одного человека, относительно получились не плохо, и боке меня впечатлило. А все остальные, например, группы людей, здания и так далее, были не в резкости. Поэтому, будьте внимательны, когда устанавливайте минимальное значение диафрагмы.

Боке в фотографии – вещь субъективная. И учитывайте возможности вашего объектива, точнее его способность делать меньшую или большую ГРИП. Оцените, насколько красиво и приятно внешне смотрится боке на вашем фотоаппарате. По некоторым отзывам, даже форма лепестков диафрагмы конкретной модели объектива может влиять на особенности итогового боке.

Если вас действительно заинтересовал этот стиль фотографирования, и вы хотите более наглядно и детально изучить его, а также разобраться в своем фотоаппарате, познать все его возможности, то рекомендую вам видеокурс – «Моя первая ЗЕРКАЛКА ». Обалденный курс, лично меня он впечатлил своей простотой и грамотностью.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей фотоаппарата зеркального CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей фотоаппарата зеркального NIKON.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Я уверен, что вы видели в сети эти завораживающие снимки с размытыми огоньками, и многие из вас интересовались, как лучше достичь мягкого эффекта боке. Если это действительно про вас, то вы пришли по адресу, т.к. в этом уроке я объясню, что такое боке и как вы можете получить его самостоятельно.

1. Узнайте, что это такое

Все чаще в последние годы термин «боке» употребляется не в своем первоначальном значении. Сегодня это слово обычно используется применительно к размытым огням и формам в изображении, в то время как на самом деле оно описывает эстетические качества зоны фотографии, находящейся вне фокуса. Поэтому можно сказать, что боке «хорошее» или «плохое» (хотя это очень субъективно), но, в сущности, термин обозначает все, что находится в той области изображения, которая выходит за границы глубины резкости.

Привлекательность боке проявляется тогда, когда верный выбор установок диафрагмы при съемке кадра приводит к получению приятного светового рисунка, формирующего мягкие узоры из кружков света, и это тот эффект, которого мы попытаемся достичь в рамках данного урока.

2. С чего начать

Для начала вам нужно обратиться к манипуляциям с некоторыми настройками камеры. Для создания «боке» вам потребуется широко раскрытая диафрагма и короткое фокусное расстояние. Лучше всего перевести камеру в режим приоритета диафрагмы, что позволит вам диктовать экспозицию изображения, основанную на выбранной ширине отверстия диафрагмы, которая должна быть большой для того, чтобы пропускать много света.

В зависимости от возможностей вашей камеры и используемого объектива, выберите низкое диафрагменное число, что-нибудь от f/1.8 до f/4, даже /f5.6 подойдет, но чем ниже, тем лучше. Эта апертура гарантирует вам хорошую малую глубину резкости.


3. Глубина резкости

Следующим шагом будет проверка глубины резкости на соответствие цели достижения эффекта размытия. Убедитесь, что оставили достаточно места между вами и источником света, и еще что выбрали на камере ручную фокусировку. Чтобы повысить вероятность создания хорошего боке, расположите объект съемки настолько близко к объективу, насколько это возможно. Если вы фокусируетесь на объекте, чрезвычайно близком к камере, это обеспечит вам отличное размытие огней на фоне.


4. Передний план и силуэты

После того как вы освоили все технические тонкости, вы можете начинать использовать боке в ежедневной фотографической работе. Попробуйте получить боке на фоне изображения, которое имеет альтернативную точку фокуса на переднем плане, например, человека или предмет натюрморта.

Опять же, попытайтесь сделать так, чтобы между вашим объектом на переднем плане и огнями на заднем было максимально возможное расстояние. Еще довольно хорошо работает размещение силуэта перед вашими огоньками, аналогично объекту на переднем плане. Четкая черная форма будет хорошо контрастировать с мягким освещением на фоне.

5. Теперь ваша очередь

Итак, теперь ваша очередь, все, что требуется - это ваша DSLR камера и набор маленьких источников света. Рождественские гирлянды (я знаю, что вы их только что убрали) работают великолепно. Уличные огни вдали также обеспечат вам тот эффект, которого вы хотите достичь.

Найдите время и место, чтобы попрактиковаться с выставлением верных настроек в камере, и когда вы почувствуете, что готовы, вы можете отправляться и начинать применять полученные навыки в вашей работе. Если вы не перестараетесь, боке может быть эффективно использовано для создания приятной мягкости и глубины в изображении без привлечения чрезмерного внимания. Это действительно может сделать ваши снимки лучше!


Слово боке вошло в широкий обиход не так уж и давно, примерно в конце 1990-х годов. Оно пришло из японского языка, где обозначает "размытость" или "нечеткость". Боке называют рисунок, который формируется на снимке из объектов, находящихся за границами зоны резкости путем размытия. Человек не способен своими глазами увидеть боке таким, какое оно получается на фотографии. Мы лишь слегка можем расфокусировать взгляд, получив нечеткое изображение, но это будет и близко не похоже на художественный эффект, получаемый благодаря объективам, способным создавать этот чудесный рисунок.

Для простого боке сгодится практически любой объектив, но действительно красивый рисунок создают не все. Производители оптики постоянно стараются уменьшить искажения, создаваемые линзами, исключить рассеивание света, добавляя просветляющее покрытие на оптические элементы и борются с аберрациями и прочими вредителями, но это всё делает рисунок боке более скудным.

На рынке можно встретить оптику не отличающуюся хорошей резкостью. Такие объективы дают мягкую картинку и замечательный рисунок боке. К примеру, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus или Canon EF 50mm 1:1.2L.

Оптика, способная создавать действительно красивый рисунок боке иногда стоит дороже самых топовых объективов. 100 тысяч рублей - это не предел. Конечно же, можно найти и более дешевые объективы подходящие на роль боке-художников. Главное разобраться, каким должно быть размытие, чтобы оно дополняло, а не портило снимок.

Стоимость оптики для боке

Красивый рисунок можно получить и на дешевой оптике. К примеру, старые советские объективы.

Очень достойный рисунок можно получить используя "Гелиос" 44-го семейства. Сколько такой раритет может стоить? Примерно 3000 рублей обойдется объектив в хорошем состоянии. Ещё 1000 рублей придется отдать за переходник. Снимки, получаемые на Helios 77 M4 могут соперничать с дорогими аналогами.

Также неплохие результаты можно получить используя любительскую недорогую оптику от современных производителей.

У многих объективов боке начинает раскрываться на диафрагме 1,8. При этом детализация зоны резко изображаемого пространства оставляет желать лучшего. Практически всегда боке недорогой оптики будет хуже, чем у топовых стёклышек, но если учесть разницу в цене в десятки раз, то на это можно закрыть глаза.

Боке на зум-объективах

Объективы с изменяемым фокусным расстоянием не способны создавать оригинальное и уникальное боке. К примеру, можно взять китовый объектив 18-55mm f/5.6 на максимальном фокусном расстоянии. Он будет размывать фон без какой-либо доли искусства и оригинальности.

Возьмем объектив 18-55 мм. Максимально увеличим фокусное расстояние и на максимум откроем диафрагму. Уменьшим дистанцию до объекта съемки на максимум (около 30 см). Рисунок боке получается унылым и невыразительным. Даже самый дешевый Гелиос сделает более интересную картинку. У более дорогой оптики творческий потенциал выше. К примеру, возьмём Canon EF 24-105mm 1:4L.

При тех же условиях съёмки рисунок начинает обретать диски нерезкости. Выглядит это более эффектно, но сами диски создают не очень приятную картинку. Они отвлекают внимание от переднего плана.

Всегда придётся искать максимально качественный результат в том, что есть в наличии. Следующий снимок демонстрирует рисунок боке полученный при съёмке на фокусном расстоянии 105 мм при диафрагме 7.1:

На что влияет количество лепестков диафрагмы?

Всегда в характеристиках оптики есть указание количества лепестков диафрагмы. Чем больше количество, тем форма кружков боке будет более приближённой к кругу. Но стоит знать, что открытая диафрагма на форму дисков не влияет.

Можно найти очень интересные объективы, такие как Зенитар МЕ1. Его диафрагма выполнена в форме ромба.

Естественно, рисунок получается оригинальный.

Зеркально-линзовые объективы, такие как MC 3M-5CA 8/500, дают боке в форме бубликов:

Оценка боке

Выбрать объектив с наилучшим боке трудно. По-хорошему, их нужно все попробовать. Тогда можно распознать "вкус" каждого и определиться с выбором. На деле нужно обращать внимание на некоторые нюансы. Например, если вам демонстрируют фотографии с размытым фоном, сделанные при помощи конкретных объективов следует задуматься о том, как они были получены и какие ошибки допустил фотограф. К примеру, если задний фон полностью размыт и нет плавного перехода от резкой части к зоне размытия - это плохо.

Боке не должно резко отделять задний план от переднего. Оно должно быть частью композиции. Лучше всего, когда за объектом съемки располагаются, уходя вдаль однотипные объекты и те, что дальше, размываются сильнее, чем те, что ближе. Это правильная демонстрация размытия

На данном снимке видно, как по мере удаления степень размытия увеличивается. Лучший способ оценить боке конкретных объективов - это найти в интернете художественные работы фотографов, сделанные именно с интересующим вас объективом. Нужно смотреть работы в разных жанрах. Тогда можно будет оценить потенциал и качество работы оптики.

Как имитировать боке в Фотошопе?

Создать боке в Photoshop можно. Для этого есть несколько инструментов. Фильтр "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) может моделировать боке в Adobe Photoshop.

Для понимания качества программного метода просто сравним работу фильтра и реального объектива.

Подопытный снимок:

Проведём размытие в Фотошопе. Выбираем фильтр "размытие при малой глубине резкости", устанавливаем 8-лепестковую диафрагму. Получаем вот это:

Гелиос 44М (58 мм, 1:2) размыл изображение иначе:

Оптическое размытие создаёт совершенно другую фактуру. Края дисков чёткие и не такие структурированные, как при программном размытии.