Классификация пожаров. Понятие «пожарный треугольник»

Есть три условия, которые должны быть

представить для костра, чтобы начать. Эти условия

сгруппированы вместе, чтобы сформировать пожарную треугольник.

три компоненты пожарной треугольника:

■ топлива (например, дерева или бензина)

■ Кислород

■ источника воспламенения (например, искры)

После начинается пожар, поставка топлива и кислорода

должен остаться на определенных уровнях, чтобы поддерживать огонь. к

потушить пожар, необходимо удалить по крайней мере один

из этих двух ногах пожарной треугольника. Вы можете

потушить пожар, удалив источник топлива или

удаления кислорода.

При анализе пожарной безопасности, вы должны

всегда быть в курсе источников воспламенения, что

может стать причиной пожара в рабочей области. Когда мы

рассмотреть источники воспламенения, большинство из нас думают о

открытого огня, искр, печи, и спички. Однако

Есть несколько других опасных, но меньше

очевидные, источники воспламенения.

Например, часто, но часто упускается из виду

источником воспламенения является Выхлопные газы двигателя.

Система выпуска силовому оборудованию двигателя

сильно нагревается во время работы. Это тепло

остается в выхлопной системе в течение

время после того, как двигатель был выключен. Таким образом,

если двигатель еще теплый, когда вы начнете

сделать ремонт, необходимо принять дополнительные меры предосторожности

для предотвращения пожаров.

Другим вероятным источником воспламенения является сигарета

курение. Связанные с курением зажигания являются

одной из ведущих причин пожаров. Искры от закурили,

тепло из выброшенных окурков, и

открытые пламя зажигалки и спички может

все стартовые пожары в легковоспламеняющихся и горючих материалы. Таким образом, курение должно быть строго

контролируется в службе энергетического оборудования двигателя

отдел. Курящих и некурящих

области должны быть размещены с различны, легко

узнаваемые символы. Места для курения должны

оснащаться адекватных сосудов, чтобы обеспечить

для безопасной утилизации некурящих материалов.

Курение запрещено во многих департаментах обслуживания,

и курильщики необходимо перейти по назначенный,

вне помещения зону курения.

Самовозгорание является еще одним потенциальным

источником возгорания, что вы должны признать.

В результате пожара, вызванного самовозгоранию,

тепло для зажигания создается в результате химической реакции

в горючих материалов. Один из распространенных типов

происходит из самовозгорание, когда нефть или

растворителей ткани, пропитанные или бумаги, отбрасываются в

мусорный бак. Разложение масла или растворителя


часто производит достаточно тепла, чтобы зажечь

ветошь или бумага. Для предотвращения самовозгорания,

все масла или растворителей, загрязненных тряпки и

документы должны быть отброшены только в специально отведенных,

огнеупорные сосуды безопасности металла. Регулярное мусора

материал не должен быть отброшен в эти специальные

Четыре класса пожаров.

Давайте внимательнее посмотрим на различные типы

пожаров.NFPA классифицирует пожаров на четыре

(Рис. 2-1). Каждый из этих четырех классов пожарной является

определяется, и связаны с, другого типа

из источника топлива.

Класса А пожары связаны с сжигание древесины,

бумага, картон, ткань, и другие аналогичные

волокнистых материалов. Эти материалы легко воспламеняются,

быстро сжечь, и производить в больших количествах

тепло при сжигании. Некоторые примеры классов А

горючие материалы, которые обычно встречаются

на рабочих местах включают в себя:

■ Бумага бланки

■ Компания архивы или записи

■ чистящих и полирующих ткани

■ Рабочие фартуки

■ Крышки пыли

■ Рабочая область перегородки

Класса А пожары можно тушить водой,

CO2 (диоксид углерода), или сухие химические агенты.

Эти агенты потушить пожар, быстро охлаждения

сжигание материала и понижение температуры

в зону горения. символ

используется для идентификации класса А тушения оборудования

это буква "А" внутри зеленым треугольником.

Класс B пожары связаны горючие жидкости, газы,

и других химических веществ. Поскольку многие легковоспламеняющиеся

и горючие жидкости и растворители используют в

Отдел энергетического оборудования двигателя обслуживание,

особое внимание должно быть уделено работе с ними,

использовать, и хранение. Некоторые общие легковоспламеняющиеся жидкости

являются бензин, растворители, масла, смазки,

скипидарные, масляные краски и лаки. общий

горючие газы включают природный газ, пропан,

и ацетилена.

Пожары, связанные с легковоспламеняющимися жидкостями производства

огромные количества тепла. Вода является неэффективным

на класс B огня. Тепло от сжигания

легковоспламеняющаяся жидкость будет кипятить воду, которая применяется

в огонь, превращая воду в пар

прежде чем он может сделать много хорошего. Самое главное,

почти все горючие жидкости легче, чем

вода. Жидкости плавать на поверхности воды и

продолжать гореть. Это опасная ситуация

что может привести к легковоспламеняющаяся жидкость распространение пожара

быстро. Лучший способ тушения класса B огонь

является задушить его, удаляя его источник кислорода.

Пены, сухие химикаты, и СО2 являются лучшим пожаротушения

агенты для использования на класс B огня.

символ, используемый для идентификации класса B тушение

оборудование буква "В" внутри красного квадрата.

Если вы регулярно держать бензин (даже в малых размерах) в вашем магазине, вы должны иметь по крайней мере

один класс B огнетушитель в этом районе. вы

может задушить маленькую класса B огонь одеялом

или негорючий Контейнер также. Используйте это

Метод, только если вы можете сделать это, не рискуя

травмы. Вы должны всегда помнить

что легковоспламеняющиеся жидкие пожары имеют тенденцию к

вспыхнуть быстро.

Класс C пожары связаны живой электрооборудование,

таких как электрические коробки, панели, схемы,

техника, электроинструменты, машина электропроводка, распределительная

коробки, настенные выключатели и розетки. некоторые

форма короткого замыкания или перегруженного цепи

как правило, вызывает электрические пожары. Примерами таких

причины включают:

■ Свободные контактам

■ изношен изоляция

■ Неправильная установка

дефектного оборудования

■ Перегруженные схемы

Электрическая система перегрузок и коротких замыканий

может производить дуги, искры и тепло. Этот тип

электрическая неисправность может вызвать воспламенение горючих

материалы, такие как изоляция проводов, пластик

компоненты, и утепление стен или панелей.

Вода является хорошим проводником электричества, и если

он применяется к электрической огня, лицо, занимающее

огнетушитель может быть серьезно потрясен

или на электрическом стуле. Углекислый газ (CO2)

Наиболее широко используется для тушения агента, поскольку

это непроводящая, он проникает вокруг электрическая

оборудование хорошо, это эффективно, и это не оставляет

остаток, который должен был бы быть очищены после этого.

Сухие химикалии производят остаток, который может

повредить электрооборудование.

Галон еще один огнетушащее вещество это

в силу всех классов пожаров, особенно к классу С.

Галон хранится в виде жидкости под высоким давлением

и выпущен на огонь, так как кислород слой

(удушение) газ. Хотя галонов является эффективным,

это не легко доступны. Галон является фторуглеродный

соединение, которое классифицируется как озоноразрушающих веществ

вещество. Использование галона ограничен

Закон по экологическим соображениям. Символ, используемый

определить класса С тушения оборудования является

буква "С" в синем круге.

D пожары класса включают горючие металлы,

такие как магний, титан, цирконий, натрий,

литий и калий. Хлопья и прекрасно

Частицы этих металлов может происходить при относительно

низких температур. Металлические частицы часто

получают путем разрезания или измельчения операции.

Если резки или шлифовки делается в типичном власти

арматура двигателя ремонтная мастерская, это обычно ограничивается

в назначенный район, это лаконичную и

хорошо проветривается. Большой воздействие класса D

пожары находится в типе "бэк-оф-гараж"

Операция, где пространство ограничено и условия

может способствовать начало этого типа огня.

Соединения сухих порошков и сухой химический

огнетушители являются два основных метода

для тушения пожаров класса D. Сухой порошок

соединения являются полностью отличается от сухой

огнетушители. Порошковые соединения

Как правило, черпали непосредственно на огонь. сухой

огнетушители применять порошковый огнетушитель

взимать под давлением. Символ используется для идентификации

Класс D оборудование для пожаротушения является письмо

"D" внутри желтой звездой. Наиболее важным

Причина познакомить вас с четырех классов

пожары является сообщить вам о том, что делать, а что нет

сделать в пожарной ситуации. Ваша реакция на огонь

может означать разницу между незначительный инцидент

и крупный ущерб собственности с возможным

травмы или смерти. Знание классов пожарной является

Также важно, когда вы оценке вашей работы

площадь на очаги возгорания. Противопожарные мероприятия не только

лозунг. Большинство пожаров можно предотвратить. Осведомленность,

здравый смысл, и правильного стиля работы идут долго

путь к предотвращению пожаров.

Исходя из характера вашей рабочей среде,

два типа пожаров, скорее всего, происходят в

отдел обслуживания энергетического оборудования двигателя являются

Класса А и класса B пожары. Но не быть небрежным

о возможности класса С или класса D огня

происходит. Знают, что сделать для всех типов пожаров.

Наиболее распространенный тип огнетушителя

является ABC сухой химический огнетушитель, который

способен обрабатывать A, B, или C пожаров типа.

Тема: Противопожарная безопасность судна.

Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.

Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

План

Введение.

Теория горения

1.2.Виды горения.

1.3. Условия возникновения пожара.

1.3. Треугольник горения ("пожарный треугольник".

1.4. Распространение пожара.

1.5. Опасность пожара.

1.6. Конструктивная противопожарная защита судна.

1.7. Условия ликвидации пожара.

Горючие вещества и их свойства.

Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения.

3.1. Нарушение установленного режима курения.

3.2. Самовозгорание.

3.3. Неисправность электрических цепей и оборудования.

3.4. Разряды атмосферного и статического электричества.

3.5. Заряды статического электричества.

3.6. Воспламенение горючих гидкостей и газов.

3.7. Нарушение правил производства работ с применением открытого огня.

3.8. Нарушение противопожарного режима в машинном помещении.

Классы пожаров.

Огнетушащие средства.

5.1. Водотушение.

5.2. Паротушение.

5.3.Пенотушение.

5.4. Газотушение.

5.5. Огнетушащие порошки.

5.6. Песок и опилки. Кошма.

Способы тушения пожаров.

Пожарное оборудование и системы.

7.1. Переносные пенные огнетушители и правила их применения.

7.2. Переносные СО 2 огнетушители и правила их применения.

Переносные порошкове огнетушители и правила их применения.

Пожарные рукава, стволы и насадки.

Защита органов дыхания пожарного.

Организация тушения пожаров на судах.

Противопожарная безопасность судна

Введение. Пожар – внезапное и грозное происшествие на судне, зачастую перерастающее в трагедию. Он всегда возникает неожиданно и по самой невероятной причине.Пожары на судах - относительно редкое явление (около 5-6% от всех аварий),однако это бедствие с обычно тяжелыми последствиями. Из опыта установлено, что критический срок борьбы с огнем на судне составляет 15 минут. Если в течение этого времени пожар не удалось локализовать и взять под контроль - судно гибнет. Особенно опасны пожары в машинных помещениях, где находится много горючих материалов. Огонь в МО выводит из строя основные системы энергообеспечения, судно теряет возможность движения, нередко повреждения получают и средства пожаротушения.



Основным поражающим фактором для людей при пожарах является не тепловое излучение, а удушье, вызванное образованием густого дыма при горении различных материалов. Морская история знает немало пожаров на судах.

Трагедия, случившаяся в Хобокене, в пригороде Нью-Йорка в начале прошлого века, когда пламенем пожара были практически полностью уничтожены 4 крупных современных океанских судна – пассажирский лайнер «Кайзер Вильгельм», судно «Бремен» водоизмещением 10000 т, «Майн» (6400 т) и «Зель» (5267 т), потрясла весь мир. И только гибель «Титаника» через 12 лет, а затем 1-я Мировая война затмили последствия трагедии Хабокена. Пожар в Хабокене начался с возгорания одной кипы хлопка и, если бы не благодушное поведение портовых рабочих, тушивших пожар с помощью нескольких ручных огнетушителей, а энергичное и своевременное применение подавляющих средств пожаротушения, пожар мог быть сразу локализован. А причины разыгравшейся трагедии в Хабокене, унесшей жизни 326 человек, до сих пор не выяснены.

Для успешного тушения пожа­ров необходимо быстро, практически мгновенно ре­шить вопрос о применении наиболее эффективного огнетушащего средства. Допущенные ошибки в выборе огнетушащих средств, приводят к потере времени, счет которого ведется на минуты, и разрастанию пожа­ра. Совсем недавний пример – гибель в 2006 г в Красном море парома «САЛАМ-98». В результате несвоевременно принятых экипажем судна мер, возникшее возгорание своевременно не было локализовано. В итоге, во время разыгравшейся трагедии погибли более 1000 человек пассажиров и членов команды и само судно.

Теория горения

1.1. Виды горения. Горением называется физико-хими­ческий процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучением света. Сущность горения заключается в быстропротекающем процессе окисления химических элементов горючего вещества с кислородом воздуха.

Любое вещество является сложным соединением, молекулы которого могут состоять из множества свя­занных друг с другом химических элементов. Химичес­кий элемент в свою очередь состоит из однотипных ато­мов. Каждому элементу в химии присвоен определен­ный буквенный символ. К основным химическим элементам, участвующим в процессе горения, относятся кислород О, углерод С, водород Н.

Во время реакции горения происходит соединение атомов различных элементов с образованием новых ве­ществ. Основными продуктами горения являются:

Окись углерода СО - бесцветный газ без запаха, обладающий высокой токсичностью, содержание кото­рого в воздухе более 1% опасно для жизни человека (рис. 1., а);

Углекислый газ СО 2 относится к инертным газам, но при содержании в воздухе 8-10% человек теряет созна­ние и может погибнуть от удушья (рис. 1.,6);

пары воды Н 2 О, придающие дымовым газам белую окраску (рис. 1., в);

Сажа и пепел, придающие дымовым газам черную окраску.

Рис. 1. Элементы реакции го­рения : а - окись углерода; 6 - углекис­лый газ; в -пары воды.

В зависимости от скорости реакции окисления раз­личают:

тление - медленное горение , вызванное недостатком кислорода в воздухе (менее 10%) или особыми свойства­ми горючего вещества. При тлении световое и тепловое излучение незначительны;

горение - сопровождается ярко выраженным пла­менем и значительным тепловым и световым излуче­ниями; по цвету пламени можно определить температу­ру в зоне горения (Табл. 1.); при пламенном горении вещества содержание кислорода в воздухе должно быть не ниже 16-18%;

Таблица 1. Цвет пламени в зависимости от температу­ры

взрыв - мгновенная реакция окисления с выделени­ем огромного количества теплоты и света; образующие­ся при этом газы, быстро расширяясь, создают сферичес­кую ударную волну, движущуюся с большой скоростью.

В процессе горения в качестве окислителя может быть не только кислород, но и другие элементы. Напри­мер, медь горит в парах серы, железные опилки - в хлоре, карбиды щелочных металлов - в двуокиси угле­рода и т.д.

Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода СО, углекислого газа СО 2 , паров воды Н 2 О, сажи и пепла.

1 .2. Условия возникновения пожара. Каждое вещество может существовать в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом и жидком состояниях молекулы вещества тесно связаны друг с другом, и молекулам кислорода практически невозмож­но вступить с ними в реакцию. В газообразном (парооб­разном) состоянии молекулы вещества движутся на большом расстоянии друг от друга и могут быть легко окружены молекулами кислорода, что создает условия для горения.

Горение является началом пожара. При этом проис­ходит окисление миллионов молекул паров, которые распадаются на атомы и в соединении с кислородом образуют новые молекулы. Во время распада одних и образования других молекул происходит выделение тепловой и световой энергии. Часть выделившейся теп­лоты возвращается к очагу пожара, что способствует более интенсивному парообразованию, активизации го­рения и, следовательно, выделению еще большего коли­чества теплоты.

Происходит своеобразная цепная реакция, приводя­щая к разрастанию пламени и развитию очага пожара (рис.2.).

Цепная реакция пожара происходит при одновре­менном действии трех факторов: наличии горючего ве­щества, которое будет испаряться и гореть; достаточ­ном количестве кислорода для окисления элементов ве­щества; источнике теплоты, повышающем температуру до границы воспламенения. При отсутствии одного из факторов пожар не может начаться. Если во время по­жара удается один из факторов исключить, - пожар прекращается.

Рис.2. Цепная реакция горения: 1 - горючее вещество; 2 - кислород; 3 - пары; 4, 5 - молекулы в процессе горения

Пожар возникает только при одновремен­ном действии трех факторов: наличии горюче­го вещества, достаточном количестве кисло­рода, высокой температуре.

1.3. Треугольник горения ("пожарный треугольник" Для процесса горения необходимы соответствующие условия: горючее вещество, что способно самостоятельно гореть после удаления источника воспламенения. Воздух (кислород), а такжеисточник воспламенения, что должен иметь определеннуютемпературу и достаточный запас теплоты. Если одно из этих условий отсутствует, процесса горения не будет. Так называемыйпожарный треугольник (кислород воздуха, теплота, горючее вещество) могутдать простейшее представление о трех факторах пожара, необходимых для существования пожара. Символический пожарный треугольник, представленный на (рис. 3.), наглядно иллюстрирует это положение и дает представление о важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

Если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

Если одну из сторон треугольника исключить, пожар потухнет.

Однако пожарный треугольник – простейшее представление о трех факторах, необходимых для существования пожара, – не достаточным образом поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию , что возникает между горючим веществом, кислородом и теплом в результате цепной реакции. Пожарный тетраэдр (рис.4.) – более наглядно иллюстрирует процесс горения (тетраэдр – это многоугольник с четырьмя треугольными гранями). Он позволяет более полно понять процесс горения, в связи с тем, что в нем есть место для цепной реакции и каждая грань соприкасается с тремя остальными.

Основная разница междупожарнымтреугольником и пожарным тетраэдром состоит в том, что тетраэдр показывает, каким образом за счет цепной реакции поддерживается пламенное горение – грань цепной реакции удерживает остальные три грани от падения.

Этот важный фактор используется во многих современных огнетушителях, автоматических системах тушения пожаров и предотвращении взрывов – огнетушащие вещества воздействуют на цепную реакцию и прерывают процесс ее развития. Пожарный тетраэдр дает наглядное представление о том, каким образом можно потушить пожар. Если удалить горючее вещество, или кислород, или источник теплоты, пожар прекратится.

Если цепная реакция будет прервана, тогда в результате постепенного уменьшения образования паров и выделения теплоты пожар также будет потушен. Вместе с тем, при тлении или возможного вторичного воспламенения необходимо обеспечивать дальнейшее охлаждение.

1.4. Распространение пожара . Если пожар не удается локализовать в ранней стадии, то интенсивность его распространения нарастает, чему способствуют следую­щие факторы.

Теплопроводность (рис. 5, а): большинство судо­вых конструкций выполнено из металла, обладающего высокой теплопроводностью, что способствует переда­че большого количества теплоты и распространению пожара с одной палубы на другую, из одного отсека в другой. Под воздействием теплоты от пожара начинает желтеть, а затем вспучиваться краска на переборках, повышается температура в соседнем с пожаром отсеке и при наличии в нем горючих веществ возникает допол­нительный очаг пожара.

Рис.5. Распространение пожара: а - теплопроводностью; б - лучистым теплообменом; в - конвективным теп­лообменом; 1 - кислород; 2 - теплота

Лучистый теплообмен (рис.5.,б): высокая темпера­тура в очаге пожара способствует образованию лучевых потоков теплоты, распространяющихся прямолинейно во все стороны. Встречающиеся на пути теплового по­тока судовые конструкции частично поглощают тепло­ту потока, что приводит к повышению их температуры. Вследствие лучистого теплообмена могут воспламе­ниться горючие материалы. Особенно интенсивно он действует внутри судовых помещений. Кроме распро­странения пожара лучистый теплообмен создает зна­чительные трудности при операции по ликвидации пожара и требует применения специальных защитных средств для людей.

Конвективный теплообмен (рис.5.,в): при распро­странении горячего воздуха и нагретых газов по судо­вым помещениям переносится значительное количество теплоты от очага пожара. Нагретые газы и воздух под­нимаются, их место занимает холодный воздух - со­здается естественный конвективный теплообмен, кото­рый может стать причиной возникновения дополни­тельных очагов пожара.

Распространению пожара способствуют следующие факторы: теплопроводность ме­таллических конструкций судна; лучистый теплообмен, вызванный высокой температу­рой; конвективный теплообмен, возникающий при движении потоков нагретых газов и воздуха.

1.5. Опасность пожара. Во время пожара создается серьезная опасность для здоровья и жизни людей. К опасным факторам пожара относятся, следующие.

Пламя: при непосредственном воздействии на людей может вызвать местные и общие ожоги и поражение дыхательных путей. При тушении пожара без специаль­ных защитных средств следует находиться на безопас­ном расстоянии от очага загорания.

Теплота: для человека опасна температура выше 50 °С. В районе пожара на открытом пространстве тем­пература поднимается до 90 °С, а в закрытых помеще­ниях - 400 °С. Непосредственное воздействие потоков теплоты может привести к обезвоживанию организма, ожогам, поражению дыхательных путей. Под воздейст­вием высокой температуры у человека могут начаться сильное сердцебиение и нервное возбуждение с пораже­нием нервных центров.

Газы: химический состав газов, образующихся при пожаре, зависит от горючего вещества. Во всех газах содержится двуокись углерода СО 2 (углекислый газ) и окись углерода СО. Наиболее опасна для человека окись углерода. Два-три вдоха воздуха, содержащего 1,3% СО, приводят к потере сознания, а несколько минут дыхания - к гибели человека. Избыточное со­держание двуокиси углерода в воздухе уменьшает по­ступление кислорода в легкие, что отрицательно сказы­вается на жизнедеятельности человека (Табл.2.).

Таблица 2. Состояние человека в зависимости от % содержания кислорода в воздухе

При воздействии высоких температур на синтети­ческие материалы, происходит выделение газов насыщенных высокотоксичны­ми веществами, содержание которых в воздухе даже в незначительной концентрации представляет серьезную угрозу жизни человека.

Дым: частицы несгоревшего углерода и других ве­ществ, находящиеся в воздухе во взвешенном состоя­нии, образуют дым, который раздражает глаза, носо­глотку и легкие. Дым перемешан с газами, и в нем со­держатся все токсичные вещества, присущие газам.

Взрыв: пожар может сопровождаться взрывами. При определенной концентрации паров горючих ве­ществ в воздухе, изменяющейся под действием теплоты, создается взрывоопасная смесь. Причиной взрыва могут стать избыточный поток теплоты, разряды стати­ческого электричества или детонирующие удары, а также чрезмерное повышение давления в сосудах, нахо­дящихся под давлением. Взрывоопасная смесь может образоваться при содержании в воздухе паров нефте­продуктов и других легковоспламеняющихся жидкос­тей, угольной пыли, пыли от сухих продуктов. Последствиями взрыва могут быть серьезные разрушения ме­таллических конструкций судна и гибель людей.

Пожар представляет серьезную опасность для судна, здоровья и жизни людей. Основными факторами опасности явля­ются: пламя, теплота, газы и дым. Особенно серьезную опасность представляет вероят­ность взрыва.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ОДЕССКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОТЧЕТ

ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 2

по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТь ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему « Противопожарная безопасность судна »

Работу выполнил:

курсант __ курса ____группы

специальность «____________»

_________________________

Проверил:

Ассистент

Кафедры БЖ

___________________________

Тема: Противопожарная безопасность судна.

Цель работы: Изучить основы противопожарной безопасности на судне и приобрести практические навыки по тушению пожаров в условиях судна.

Задание: Изучить изложенный в методическом пособии материал и подготовить, используя так же рекомендованную литературу и лекционный материал письменный отчет по выполнению лабораторной работы.

План

1. Теория горения.Виды горения.

2. Условия возникновения пожара. Треугольник горения ("пожарный треугольник").

3. Горючие вещества и их свойства.

4. Конструктивная противопожарная защита судна.

5. Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения.

6. Классы пожаров.

7. Огнетушащие средства.

8. Способы тушения пожаров.

9. Пожарное оборудование и системы.

10. Снаряжение пожарного.

Ответить письменно на вопросы:

Теория горения.

Горение – это __

Горение сопровождается тепловым и све­товым излучением и образованием окиси угле­рода СО, углекислого газа СО 2 , паров воды Н 2 О, сажи и пепла.

Рис. 1. Элементы реакции го­рения :

а - __________________

б - __________________

в - __________________

Взрыв - ____________

____________________

__________________________________________

Условия возникновения пожара.

Горение является началом пожара. При этом проис­ходит окисление миллионов молекул паров, которые _______

____________________

Происходит своеобразная цепная реакция, приводя­щая к разрастанию пламени и развитию очага пожара (рис.2.).

Рис.2. Цепная реакция горения:

1 - ___________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4, 5 - ___________________

Треугольник горения ("пожарный треугольник"). Для процесса горения необходимы соответствующие условия: ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рис. 3. Пожарный треугольник

1 - _________________________

2 - _________________________

3 - _________________________

Если одно из этих условий отсутствует, то ___________________________________________

_________ _________

3. Горючие вещества, их свойства. Все горючие ве­щества можно разделить на несколько основных групп по характерным для них свойствам.

Древесина и древесные материалы ______________________________________________

_______________________________________

Текстильные и волокнистые материалы имеют температуру воспламене­ния _____________ °С. ____________________________________________________________

Шерсть тлеет, обугливается и __________________________________________________

____________________

Шелк - наиболее опасное в пожарном отношении волокно, _________________________________

______________________________________________________________

Пластмассы и резина ________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость ис­парения____________________________

______________________________________________________________

Краски и лаки состоят из компонентов, обладающих хорошей горючестью. Особенно активен растворитель, имеющий температуру вспышки _______ °С.

Конструктивная противопожарная зашита судна

Требования к конструктивной пожарной защите судна регламентирует Конвенция _________________ и правила ________________________________ ;

Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:

а)______________________________

b)______________________________

c) _____________

f)______________

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

класс «А» , образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании ________________________испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на _________°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на ___________ 0 С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

Класс «А -60» __________мин;

Класс «А-30» __________мин;

Класс «А-15» __________мин.

Класс «А-0» __________0 мин.

класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца _________________________испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на ____________°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на _______ 0 С по сравнению с первоначальной температурой поистечении указанного ниже времени:

Клас «В-30» ________мин.

Клас «В-15» ________ мин.

Класс «В-0» ________ мин.

класс «С» перекрытия,_______________________________________________________________

____________________

Двери в противопожарных переборках должны быть _____________________________типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до _____________ 0 С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу ___________________.

«Пожарная безопасность» - Жевать - не жую, А всё поедаю. Огонь – враг. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает. Красненький петушок по улице бежит. Обрушение конструкций. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Опасные спутники огня. Причины пожара. Немного истории.

«Правила при пожаре» - Правила безопасности и поведения при пожаре. Ни в коем случае не пользоваться лифтом. Средства пожаротушения - приспособления для тушения пожара различными способами. Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. Огонь - друг и враг человека. В ряде случаев возникает паника.

«Пожар в квартире» - Пожарный кран с пожарным рукавом. Ящик с песком и ведро для воды. Почему во время пожара нельзя открывать окна? Перчатки. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник. Что делать если загорелась ваша квартира? В помещении, где взорвался кинескоп, находиться нельзя. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам?

«Ожог на коже» - Наиболее частая причина солнечных ожогов - ажиотаж первого дня. В месте удара может быть покраснение и потеря чувствительности. Симптомы и течение. Пламя. Ожоги прикрывают повязкой. Химические ожоги бывают кислотными и щелочными. Инфекция. Радиационные ожоги. Ожоги III степени - страдают все слои кожи.

«Шаровая молния» - Молнии были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране. Линейные молнии. Диаметр канала линейной молнии составляет от 10 до 45 см. Шаровые молнии. Гром и молния. Загадки природы. Жемчужные молнии. Имеется множество свидетельств наблюдения шаровой молнии в солнечную погоду. Преимущественно разряд жемчужной молнии следует по пути линейной.

«Удар молнии» - Может ли молния сбить нас с пути? Сухие деревья от удара молнии загораются. Считается, что говорить по радиотелефону или по мобильному безопасней. Молния всегда будила фантазию человека и стремление познавать мир. На реликтовых деревьях-долгожителях много шрамов от молний. Поражение молнией возможно как на улице, так и дома.

Всего в теме 11 презентаций

Воробьева Анастасия, Павлюк Любовь

Анализ количества пожаров, возникающих в Банском районе за последние 5 лет, говорит о том, что с каждым годом количество пожаров резко возросло.

Пожары наносят огромный материальный ущерб. Только в 2012 году материальный ущерб от пожаров в Баганском районе составил более 8 миллионов рублей.

Создавая проект мы решили рассмотреть вопросы при каких условиях возникает процесс горения.

1.2.Цель: выяснить условия, необходимые для протекания процесса горении.

1.3.Задачи:

  • Определить, что такое горение;
  • Выяснить условия, которые необходимы для процесса горения;
  • Провести опыты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Владимировская основная общеобразовательная школа

Тема: «Треугольник огня»

Руководитель: Панина Татьяна Ивановна

Владимировка 2013г

1.Введение………………………………………………………………….3

1.2.Цель…………………………………………………………………….4

1.3.Задачи…………………………………………………………………..4

2.Что такое огонь?........................................................................................4

2.1. Горючее вещество (топливо)…………………………………………4

2.2. Окислитель…………………………………………………………….5

2.3. Температура возгорания (тепло)…………………………….……….5

3. Треугольник огня………………………………………………………..6

3.1.Опыт №1………………………………………………………………..6

3.2. Опыт №2……………………………………………………………….7

3.3. Опыт №3……………………………………………………………….7

4. Вывод………………………………………………………………….…8

5. Заключение………………………………………………………….…...8

Список литературы……………………………………………………..….9

1.Введение

Анализ количества пожаров, возникающих в Банском районе за последние 5 лет, говорит о том, что с каждым годом количество пожаров резко возросло.

Пожары наносят огромный материальный ущерб. Только в 2012 году материальный ущерб от пожаров в Баганском районе составил более 8 миллионов рублей.

Создавая проект мы решили рассмотреть вопросы при каких условиях возникает процесс горения.

1.2.Цель: выяснить условия, необходимые для протекания процесса горении.

1.3.Задачи:

  • Определить, что такое горение;
  • Выяснить условия, которые необходимы для процесса горения;
  • Провести опыты.

2.Что такое огонь?

Огонь - явление горенья; высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом; соединенье тепла и света, при сгорании тела… Неправда ли красивое определение дает толковый словарь Даля?

Сущность горения была открыта в 1756 году великим русским ученым М.В. Ломоносовым.. своими опытами он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Поэтому, для того чтобы огонь возник необходимо три составляющие: источник тепла, горючие вещества и окислитель (кислород воздуха). Источник тепла – это все что можно зажечь, это бытовые электрические приборы или открытое пламя, горючие вещества все, что может гореть:

2.1. Горючее вещество (топливо)
Горючие вещества (материалы) – вещества (материалы), способные к взаимодействию с окислителем (кислородом воздуха) в режиме горения. По горючести вещества (материалы) подразделяют на три группы:

  • негорючие вещества и материалы не способные к самостоятельному горению на воздухе;
  • трудногорючие вещества и материалы – способные гореть на воздухе при воздействии дополнительной энергии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления;
  • горючие вещества и материалы – способные самостоятельно гореть после воспламенения или самовоспламенения самовозгорания.

Горючие вещества (материалы) – понятие условное, так как в режимах, отличных от стандартной методики, негорючие и трудногорючие вещества и материалы нередко становятся горючими.
Среди горючих веществ имеются вещества (материалы) в различных агрегатном состоянии: газы, пары, жидкости, твёрдые вещества (материалы), аэрозоли. Практически все органические химические вещества относятся к горючим веществам. Среди неорганических химических веществ также имеются горючие вещества (водород, аммиак, гидриды, сульфиды, азиды, фосфиды, аммиакаты различных элементов).
Горючие вещества (материалы) характеризуются показателями пожарной опасности. Введением в состав этих веществ (материалов) различных добавок (промоторов, антипиренов, ингибиторов) можно изменять в ту или иную сторону показатели их пожарной опасности.
2.2. Окислитель
Окислитель является второй стороной треугольника горения. Обычно в качестве окислителя при горении выступает кислород воздуха, однако могут быть и другие окислители - окислы азота и т.п.
Критическим показателем для кислорода воздуха как окислителя, является его концентрация в воздушной среде закрытого судового помещения в объемных пределах выше 12-14%. Ниже этой концентрации горение абсолютного большинства горючих веществ не происходит. Однако некоторые горючие вещества способны гореть и при более низких концентрациях кислорода в окружающей газовоздушной среде.
2.3. Температура возгорания (тепло)
Есть много понятий, применяемых к температурам, при которых возможно возгорание. Главнейшие из них:
Температура вспышки - наименьшая температура, при которой вещество выделяет достаточно горючих для воспламенения паров, при воздействии открытым пламенем, но горение не продолжается.
Температура воспламенения - наименьшая температура, при которой вещество дает достаточно горючих испарений для возгорания и продолжения горения при приложении открытого пламени.
Примечание. Можно заметить, что разница между температурой вспышки и температурой горения в том, что в первом случае происходит мгновенная вспышка, а во втором температура должна быть достаточно высока, чтобы производить достаточно горючих паров для горения, независимо от источника возгорания.

Сегодня общепринятым считается следующее определение – огонь – это совокупность раскаленных газов или плазмы, выделяющихся в результате различных обстоятельств. К этим обстоятельствам может относиться: различные химические реакции, нагревание горючего материала до определенной точки, контакт тока высокого напряжения с горючими материалами и т.д. Объяснение огня с химической точки зрения выглядит следующим образом – огонь – это область пространства, в которой реагирующие между собой вещества и продукты их взаимодействия находятся в газообразном состоянии.

С физической точки зрения огонь объясняют так – это светящаяся горячая зона взаимодействия паров, газов или продуктов термического разложения горючего вещества с кислородом. Горючее вещество может быть твердым, жидким и газообразным. А тот самый цвет, благодаря которому родилась поговорка «на огонь человек может смотреть вечно», появляется из-за наличия различных примесей. Добиться бесцветного пламени, которое можно будет вычислить визуально только по колебаниям воздуха, можно только в специальных условиях, поэтому бытовой огонь всегда «цветной». Температура огня может быть различна. Она зависит от источника горения и от продуктов, участвующих в реакции горения.

3. Треугольник огня

3.1.Опыт №1

Оборудование: восковые свечи, банки разного объема.

Ход работы:

  • Зажигаем свечи.
  • Накрываем свечи банками.
  • Через некоторое время свеча, накрытая литровой банкой огонь слабеет и она затухает; затем проходит еще время и свеча затухает, накрытая трехлитровой банкой.

Вывод: да действительно процесс горения не возможен без окислителя, которым в данном случае является кислород.

3.2. Опыт №2

Оборудование: коробок со спичками

Ход работы:

  • Зажигаем спичку.
  • Спичка сгорает и потухает
  • У нас имеется окислитель и источник воспламенения, но нет горючего вещества.

Вывод : процесс горения невозможен без горючего вещества.

3.3. Опыт №3

Оборудование: костер; камень, железо, ткань, книга, часть плитки потолочной.

Ход работы:

  • Поочередно ложем в костер различные предметы и наблюдаем.
  • Плитка потолочная быстро плавится и сгорает.
  • Ткань плавится и сгорает.
  • Книга загорается и горит.
  • Камень не горит, а только нагревается.
  • Железо не горит, а только нагревается.

Вывод: Есть камень и железо не горит, а ткань, плитка потолочная, книга горят. Камень и железо – негорючие вещества, а значит процесс горения невозможен.

4. Вывод

Для того чтоб протекал процесс горения необходимы три условия: наличие горючего вещества, наличие окислителя, наличия источника воспламенения. Исключив хотя – бы одно из условий процесс горения невозможен. На основе этих особенностей и строится процесс тушения пожаров. Чаще всего исключается окислитель:

  • Если на сковороде загорелся жир, достаточно закрыть сковороду крышкой.
  • Загорелся телевизор, накрыть плотной тканью.

5. Заключение