Когда изобрели шариковую. Кто и когда изобрел шариковую ручку: от первого изобретателя до современного вида

Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…

Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, — шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С — подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках — чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.



Ласло Биро

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 – 1985)

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии – автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште – больше провинциального тепла. В Вене – опера, в Будапеште – оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские – пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З

Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости – прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, — они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.

Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.

Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.

Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.

Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.

Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена — тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 – 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война — после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня — 29 центов вместо 10 долларов. При этом задача была непроста — помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.

Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом — это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент. Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.

Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, — Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.

Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.

Знаменитая Bic Crystal до сих пор остается самой популярной среди ручек -в день выпускается по 14 миллионов штук (а подделки под нее никто посчитать не в состоянии). Ее корпус специально сделан прозрачным, как бы говоря: «главное — содержание, оболочка — ничто». Однако и перьевые ручки до сих пор находят своего покупателя — люди, которым важно не содержание, а образ, или просто богатые люди. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, но снова приобретались… Ведь без них, как без рук!

Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области – ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.

Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.
источники
http://shkolazhizni.ru
http://znayuvse.ru
http://www.info-islam.ru
http://www.vse-znaykin.ru

А я бы вам еще напомнил

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Шариковая ручка, на первый взгляд представляет собой обычный и достаточно простой предмет, которому, в наше время уже никто не придает значения и просто пользуется шариковыми ручками различного цвета, дизайна и формы.

Но знаете ли вы, что до начала 1888 года никто даже не догадывался, что на смену перьевым ручкам придут – шариковые ручки и завоюют своим удобством и простотой использования весь земной шар.

Однажды в американском штате Массачусетсе, изобретатель, запатентовал первую в мире шариковую ручку, произошло это событие 30 октября 1888 года.

Конструкция шариковой ручки.

Конструкция шариковой ручки Джона Лауда, очень сильно напоминает современные шариковые дезодоранты. Толстый стержень шариковой ручки пропускал чернила к вращающемуся шарику, тем самым, оставляя следы на бумаге. Для шариковой ручки использовались специальные чернила, они были более вязкие, чем те, что подходили перьевым ручкам. Такая особенность первых шариковых ручек, заинтересовала многих предприимчивых граждан, и вскоре уникальное изобретение со стремительной скоростью распространилось в Америке, постепенно покоряя все больше поклонников удобных шариковых ручек.

Конкуренция на рынке авторучек.

В течении последующих 30-ти лет, появилась масса желающих запатентовать собственные разновидности шариковых ручек, но только Джону Д.Лауду, удалось сохранить секрет своего универсального и популярного изобретения, и его последователи не получали желаемой прибыли, ведь их шариковые ручки были недостаточно хороши, часто протекали, портились, а сам шарик, выполняющий основную функцию вращения, попросту выпадал из нее после нескольких раз использования. В следствии чего, Джон Д.Лауд смог стать первопроходцем в создании шариковой ручки, а конкуренты его не беспокоили, благодаря некоторым секретам известным только ему одному.

Недостатки автоматической шариковой ручки.

Но изобретение мистера Д.Лауда, как это не плачевно, все-таки, имело свои недостатки. К примеру, шариковая ручка начинала протекать в жаркую погоду, из-за того, что чернила, немного подтаивали и становились жидкими, а зимой шариковые ручки совсем отказывались писать, ведь чернила в них просто замерзали.

На сегодняшний день, шариковые ручки, являются необходимостью повседневной жизни, и только благодаря талантливому изобретателю Джону Д. Лауду и его последователям, каждый школьник может смело пользоваться усовершенствованной шариковой ручкой, которая не протекает и не ломается.

Современную шариковую ручку впервые изобрел журналист Ласло Биро. Открытие произошло в далёком 1931 году. Однако сразу зарегистрировать свой патент Биро не смог и ждал вплоть до 1938 года.

Кто на самом деле придумал шариковую ручку

Ласло хоть и придумал шариковую ручку, но считать его единоличным изобретателем было бы не честно. Дело в том, что конструкцию вращающегося шарика, переносившего чернила на лист бумаги, придумал Джон Лауд из США еще в XIXстолетии. Лауду удалось получить густые чернила. Они не вытекали, а оставляли на бумаге ровный след. Лауд получил патент на свое изобретение в 1888 году. Он почти на 50 лет опередил Биро.

Тогда зачем нужно было заново придумывать шариковую ручку спустя без малого полвека? Лауд и его последователи столкнулись с одной проблемой. Чернила меняли свои свойства при малых температурных колебаниях. Жидкость либо густела, либо растекалась. Ручка размазывала чернила или вообще не писала. Использовать изобретение можно было только при температуре около 20 градусов.


Изобретательные братья Биро

Ласло занялся усовершенствованием шариковой ручки со своим братом. Дьёрд (Георг) имел химическое образование. Он вместе с Ласло наконец-то то создал нормальные чернила. Жидкость не вытекала и не густела. Браться Биро уехали в Аргентину и продвигали здесь своё изобретение. В 1943 году Дьёрд и Ласло открыли здесь фабрику по производству шариковых ручек.


Однако братьям вскоре пришлось столкнуться с ещё одним испытанием. Для того, чтобы ручка с новыми чернилами писала, ее нужно было всегда держать только вертикально. Производств остановили, а фабрику пришлось закрыть. Братья Биро более тщательно пересмотрели своё изобретение и разработали капиллярную систему для подачи чернил. Быстро запатентовав новую ручку, Ласло и Дьёрд продали своё изобретение компании Eversharp.

Находчивый француз Бич

Однако избавиться от всех недостатков шариковой конструкции всё равно не получилось. За доработку патента взялся французский предприниматель Марсель Бич. В середине ХХ века он выкупил патент Биро. Бич доработал ручку. Сделал шарик поменьше. Теперь ручка оставляла тонкие следы на бумаге. Чернила почти не вытекали.

Уже в 1952 году Марселю Бич удалось создать идеальную шариковую ручку. В новом изобретении практически не было недостатков. Бич запатентовал ручку. Марсель слегка поменял свою фамилию и продвигал патент на американском рынке под названием «BiC ».


Мы до сих пор используем ту самую шариковую ручку даже не задумываясь, каким непростым был путь к её открытию. Ведь еще совсем недавно люди писали пером и чернилами, и даже не мечтали о таком уникальном изобретении.

В нашем интернет-магазине, вы найдете самый полный асортимент и сможете купить шариковую ручку для любых целей.

Что мы с Вами делали сегодня, если бы однажды кому-нибудь в голову не пришла идея изобретения шариковой ручки? Не задумывались? Нет, Вы только представьте себе, что до сих пор на наших столах стояли бы баночки с чернилами, которые периодически неизбежно разливалась на какой-нибудь важный документ.

Все-таки нам следовало сказать спасибо тем людям, которых подобная неудовлетворенность толкнула-таки на это неоспоримо полезное в наши дни изобретение. Ну, а началось все, конечно же, не с пера, а с гораздо более примитивных предметов.

Около 4000 лет до нашей эры человек впервые начал использовать для письма смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка либо кость. Они по сути дела и стали первыми пишущими инструментами. Около 1300 до нашей эры римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время было дано название пишущему инструменту – стилус. Стилус изготавливался из металла. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами, инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.

Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков, пока англосаксы не изобрели пергамент. В период с 600 до 1800 гг. нашей эры удешевление и распространение пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Эта потребность и стимулировала приспособление для письма птичьего пера, обмакиваемого в тушь. Кстати, английское слово «pen» (ручка) произошло от латинского «penna» (перо птицы).
Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым подтачивали перья. Нож назвали перочинным.
К концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья.

В 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению. Ватерман оставил работу и образовал компанию «Ideal Pen», чем положил начало продажам перьевых чернильных ручек.
Так продолжалось бы бесконечно, если бы в 1943 году в дело не вмешался Ласло Биро. По роду своей работы (а он был журналист) он часто бывал в типографии и, видя газетный лист, практически сухой сразу после выхода из ротационной машины, однажды задумался: а почему нельзя наполнить резервуар «вечного пера» какими-то специальными чернилами, сохнущими столь же быстро, как типографская краска? Тогда иметь дело с авторучкой было бы гораздо приятнее.
Журналист быстро понял, что такие чернила должны быть как можно более густыми.

Но тогда они забьют систему капилляров обычной авторучки. Значит, для них придется придумать какой-то другой пишущий узел. Посоветовавшись со своим братом, дипломированным химиком, Биро заменил перо свободно вращающимся шариком. Первый опытный образец шариковой ручки был создан в 1938 году.

Перед второй мировой войной ситуация в Венгрии стала опасной для либерального журналиста, каким был Биро. Ему пришлось эмигрировать сначала в Париж, где он получил патент на свое изобретение, затем в Испанию и, наконец, в 1940 году - в Аргентину. Здесь он нашел финансиста, согласившегося вложить средства в оригинальную идею, усовершенствовал конструкцию и разработал машины для производства шариковых стержней. Первые изделия небольшой фабрики, построенной Биро, поступили в продажу в Аргентине в 1943 году и стоили значительно дороже хорошей чернильной авторучки.

Одними из первых их покупателей были летчики, убедившиеся, что в отличие от обычного «вечного пера», шариковая ручка не течет при подъеме на высоту, где уменьшено атмосферное давление. Сведения об «авиационной авторучке» дошли до министерства обороны США, и оно поручило лучшим фабрикантам авторучек ознакомиться с новинкой и наладить ее выпуск для американских военных летчиков.

В 1944 году Биро защитил свое изобретение патентом США и продал лицензии двум крупным американским фирмам. Но не успели те «раскачаться», как предприимчивый бизнесмен М. Рейнолдс, случайно купивший шариковую ручку где-то в Южной Америке, без всякой лицензии начал выпускать такие ручки, внеся в конструкцию некоторые изменения.

Чтобы избежать судебного преследования, он ссылался на забытый американский патент, взятый в 1888 году неким Дж. Лаудом на маркер для тюков и ящиков. В системе Лауда, напоминавшей продающиеся сейчас шариковые пластмассовые флаконы с дезодорантом, подпружиненный шарик диаметром 1-2 сантиметра на баллоне с краской служил для нанесения номеров и меток на поверхность мешковины, картона или досок.
Рейнолдс сумел убедить суд, что его ручки - уменьшенная копия изобретения Лауда, а система Биро тут ни при чем.
Когда после массивной рекламной кампании 19 октября 1945 года первая партия ручек Рейнолдса поступила в крупный универмаг в Нью-Йорке, для поддержания порядка в очереди пришлось вызвать 50 полицейских. Десять тысяч ручек были распроданы за несколько часов. Сам же Биро в 1947 году удалился от дел и посвятил себя живописи.
Вначале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развилась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней. И к 1953 году французский предприниматель Марсель Бич (которому как-то была посвящена рубрика «Великие предприниматели» в нашем журнале) вложил деньги в разработку дешевых шариковых ручек и изобрел первые одноразовые их образцы. Стоимость изготовления упала настолько, что шариковые ручки стали общедоступны.
Таким вот образом шариковые ручки распространились по всему миру, а однажды попали на наши с Вами столы и стали для нас незаменимыми помощниками.

"История вещей" - Шариковая ручка

Было время, когда шариковой ручкой запрещали писать в школе, так как считали, что она портит почерк. Но прошло совсем немного времени и это гениальное изобретение заставило полностью исчезнуть чернильные ручки вместе с промокашками, кляксами в тетрадках и пятнами на одежде.

Шариковая ручка - ручка, использующая для письма стержень (трубочку, заполненную пастообразными чернилами) с шариковым пишущим узлом на конце трубки. Канал, по которому проходят чернила, на конце перекрыт маленьким металлическим шариком, который при письме катится по поверхности бумаги, с тыльной стороны смачиваясь чернилами. Небольшой зазор между шариком и стенками позволяет ему вращаться и при качении оставлять на бумаге след. Это самые дешёвые, самые простые и поэтому самые распространённые ручки. Чернильная паста, использующаяся в шариковых авторучках, отличается от чернил для письма перьевыми ручками. Она создана на масляной основе и более густая, что препятствует её вытеканию из стержня.

Ниже экскурс в историю изобретения и видео, как делают шариковые ручки.

Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…

Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, - шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С - подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках - чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.


Ласло Биро

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 – 1985)

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии – автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште – больше провинциального тепла. В Вене – опера, в Будапеште – оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские – пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З

Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости – прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, - они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.

Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.

Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.

Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.

Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.

Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена - тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 – 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война - после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня - 29 центов вместо 10 долларов. При этом задача была непроста - помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.

Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом - это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент. Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.

Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, - Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.

Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.

Знаменитая Bic Crystal до сих пор остается самой популярной среди ручек -в день выпускается по 14 миллионов штук (а подделки под нее никто посчитать не в состоянии). Ее корпус специально сделан прозрачным, как бы говоря: «главное - содержание, оболочка - ничто». Однако и перьевые ручки до сих пор находят своего покупателя - люди, которым важно не содержание, а образ, или просто богатые люди. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, но снова приобретались… Ведь без них, как без рук!

Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области – ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.

Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.