Мастер-класс рука помощи или технология педагогической поддержки.

Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения. Станов­ление у ребенка опыта субъекта социальной деятельности необходимо требует осознания изменений своей личности, своих достижений. Должно возникнуть новое представление о своих возможностях, то есть новый «образ себя».

Технология социального самоопределения в полной мере реализует идею: образование - это то, что ребенок делает сам.

14.3.2. Технология педагогической поддержки

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автром яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

Поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие опознавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

Поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

Поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддер­жки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

Все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

Дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культу­рой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

Доверяй - не проверяй!

Признавай право на ошибку и не суди за нее;

Умей признать свою ошибку;

Защищай ребенка, учи его защищаться.

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вок­руг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

1. Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания инди­видуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только вос­питателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследова­ние своей личности.

2. Поисковый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Пер­вый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

3. Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

- «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение»;

- «свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки»;

- «не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализируете ближайшей проблеме, которую предсто­ит решать».

4. Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирова­ние, доверительное общение «в кругу»: активное «слушание другого», прояв­ление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.

Здесь нужна также организация социальной практики детей, «инициатив­ных событий», увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помеша­ют индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые долж­ны стать союзниками воспитателя.

5. Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это означает, что воспита­тель достиг цели.

Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 354.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М, 2002; ЗапесоцкийА. С. Образование: Философия, культурология, политика. М., 2003; Добренькое В. И., Нечаев В. Я. Общество и образова­ние. М., 2003.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 11

Каменский Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1982. С. 337.

Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000. С. 334.

Руссо Ж-Ж Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1.М., 1981. С. 94.

Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2 т. Т. 1. М., 1978. С. 335-336.

Письма Елены Рерих // Новое в мире науки и техники. Серия «Философия и жизнь». 1991. № 7. С. 45.

Маслоу А. Мотивация и личность/ Пер. с англ. СПб., 2001.

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зару­бежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981. С. 402.

Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. С. 87.

«Конвенция о правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, декларирует в Статье 1: «Ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Поскольку воспитание сосре­доточено, главным образом, в этом периоде жизни человека, то в нашем изложении понятия «воспи­танник» и «ребенок» будут употребляться как синонимы.

Бернc Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 62-63.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Кон И. С. Дружба. М„ 1980.

Педагогика. 2003. № 10. С. 10.

По преданию, это возглас Архимеда, открывшего основной закон гидростатики.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. М, 1999. С. 10-11.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1. М, 1988. С. 198.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 305.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 2003.

Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979. С. 91.

Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология форми­рования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1981. С. 4.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. Гл. 111.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. М., 1988.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С. 205.

Педагогическая психология: конспект лекций Есина Е В

2. Технология поддержки ребенка

С помощью технологий личностной ориентации происходит поиск соответствующих индивидуальным свойствам каждого ребенка методов и средств образования. Для достижения данной цели используется психодиагностика, меняются средства обучения, организация деятельности ребенка, содержание образования.

Технологии индивидуальной поддержки лучше всего разработаны в исследованиях гуманистической психологии К. Роджерса, по мнению которого педагогика, как и терапия, призвана вернуть ребенку его здоровье как физическое, так и психическое. При этом учитель должен создавать условия для индивидуального развития детей. Этому помогает демонстрация учителем своего доверия к детям во время учебного процесса. Развитию детей способствует то, что учитель уточняет, помогает сформулировать конкретные задачи и цели, которые решает ребенок, детский коллектив. В процессе учения педагог должен ориентироваться на то, что ребенок имеет свою внутреннюю учебную мотивацию. Для развития ребенка важно, чтобы он мог в любое время спросить, обратиться за помощью к учителю, который является значимым для ребенка, имеет ценность для него как средоточие опыта. При этом главным является доступность педагога по отношению к каждому ученику.

Так как в процессе учения происходит обоюдное развитие как ученика, так и учителя, то педагог должен постоянно развивать свою способность к эмоциональному ощущению настроя ученического коллектива, отдельно взятого ученика, учиться принимать чувства детей и активно взаимодействовать с ними.

Достаточно трудным, непривычным испытанием для учителя может стать достижение открытости перед детьми, умения открытого выражения своих чувств перед детьми в классе. В процессе такого взаимодействия у педагога развивается эмпатия, она дает возможность понимания чувств каждого ученика, его переживаний.

В этом процессе важным является развитие педагога в плане самопознания, реального оценивания своих возможностей. Здесь в процессе развития имеет место такой компонент, как средства поддержки детей, условно делящиеся на две группы.

Первая группа – общей педагогической поддержки всей группы учеников – представляет собой отношение к ученикам, которое должно быть приветливым и внимательным, доверие, привлечение учеников к планированию уроков, использование игр, драмы, привлечение к созданию творческих работ, создание ситуаций взаимного обучения, общение в форме диалога, позитивная оценка достижений ребенка.

Во второй группе содержатся средства индивидуальной личностной поддержки, диагностирующие индивидуальное развитие ребенка, степень его обученности, выявление его личных проблем. К таким средствам относится определение количества необходимой поддержки каждого ребенка, основанное на его понимании, знании его физических и психических способностей и особенностей. Особое значение здесь имеет принятие характера ребенка, особенностей его речи, поведения, индивидуального темпа учебной деятельности. Большое значение при этом имеет создание ситуаций успеха, которые поднимают самооценку детей, способствуя их самореализации, оценивание вклада каждого ребенка в решение общих для детского коллектива проблем.

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

ГРУППА ПОДДЕРЖКИ Интересная концепция - использование специалистов «группы поддержки» (элемент творческой культуры «Дюпон»). О ней было сказано в одной из предыдущих глав. Такие специалисты - это не столько наставники творчества, сколько «управляющие процессом». Их

Из книги Как прекратить грузить свой мозг и начать жить автора Леушкин Дмитрий

Отсутствие эмоциональной поддержки Убеждения этого кластера сводятся к тому, что люди, представляющие какую-то ценность в вашей жизни, не смогут предоставить вам эмоциональную поддержку, потому что они нестабильны, могут умереть или просто уйти от вас, оставить или

Из книги Стань гением! [Секреты супермышления] автора Мюллер Станислав

Технология 16 Сверхобучаемость и гармоничное развитие ребенка Наверное, почти каждый родитель задавался вопросом, с какого возраста следует заниматься развитием тех или иных способностей его ребенка и как лучше это делать.Нам очень повезло, когда некоторые из молодых

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Кто нуждается в группах поддержки? Наверное, проще было бы задать вопрос - а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать - замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора Калинаускас Игорь Николаевич

Как создать группу поддержки? Очень важно (и многолетняя практика подтверждает этот принцип), чтобы группу поддержки возглавил не священник, не психолог и не какой–либо другой специалист. Если группу будет вести священник, то ее собрания, скорее всего, станут в итоге

Из книги Классификация мужчин по видам и отрядам: Полная периодическая система мужских достоинств и недостатков автора Копланд Дэвид

«Группы поддержки» В процессе решения задач, связанных с осознанным выстраиванием отношений с людьми и конструированием ситуаций для удовлетворения своих потребностей, часто оказывается необходимым, не полагаясь на собственные силы, создать «группу поддержки».Для

Из книги Начни. Врежь страху по лицу, перестань быть «нормальным» и займись чем-то стоящим автора Эйкафф Джон

СОЗДАНИЕ ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ Другим важным недостатком для большинства женщин, отправляющихся на поиски мужчин, является то, что они пускаются в это путешествие в одиночку. Их затруднения, печали и другие эмоциональные проблемы создают барьер между ними и другими людьми и

Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

Круги поддержки Не становитесь хамом. Не начинайте лениться. Не считайте себя избранным.На словах это легче, чем на деле. Как избежать на удивление многочисленных ловушек, ожидающих вас в стране Уборки урожая? Не идите туда в одиночку. Выделите время на то, чтобы

Из книги Великолепный лайф-коучинг автора Лайоннет Анни

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Команда поддержки Вы можете удостовериться в правильности сделанного вами выбора, попросив помощи и поддержки у людей, которых вы уважаете и которыми восхищаетесь. Их одобрение поможет вам сделать следующий шаг. Поделитесь своими надеждами и мечтами с теми, кому вы

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Слова поддержки Отношения могут быть прекрасными и в то же время сложными или запутанными, особенно, когда любимый человек переживает большие перемены. Нет способа сделать все идеально – проще сойти с ума, пытаясь сделать все правильно.Возможно, разочарование, грусть

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Создайте группу поддержки Если вы хотите, чтобы человек сделал для вас нечто существенное, требующее времени, денежных вложений, серьезных усилий или каких-то жертв с его стороны, он, вероятно, обратится к кому-нибудь за советом или спросит других, что они думают об этом.

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

Шаг 23 Организуйте систему поддержки Расскажите всем, что хотите сделать, и кто-нибудь захочет помочь вам в этом. Уильям Клемент Стоун Порой партнеры по успеху полны желания помочь, но не имеют такой возможности. Допустим, вы мечтаете написать книгу. Всецело одобряя ваш

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Упражнение № 6. Сеть поддержки Наличие людей, которые могли бы оказать поддержку и проявить внимание и заботу, очень важно в разных жизненных ситуациях, особенно в ситуации травматического стресса. Присутствие таких людей рядом может успокаивать, вселять надежду и веру.

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

Установить взаимоотношения поддержки Разумеется, не все наши потребности можно удовлетворить во взаимоотношениях с одним человеком, как бы мы ни старались. Мой коллега Билл Джордж много говорит о значении группы поддержки. Такая группа состоит из нескольких человек,

Из книги автора

День 35. Важность поддержки 1. Утренние страницы.2. Вы продолжаете исследовать, насколько удовлетворяются сейчас ваши потребности.Обратитесь к четвертой главе курса и письменно ответьте на вопросы:– Как сегодня удовлетворяется ваша потребность в поддержке?– Как

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен при­знать за ребенком право на построение собственного, индивидуального со­циального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором яв­ляется замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

…Педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте. Содержательно технология педагогической поддержки направ­лена на:

Поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-
сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально по­
добранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим
здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек,
разрушающих здоровье;

Поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;

Поддержку ребенка в области общения: создание условий для гумани­стического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе пове­дения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;

Поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодей-ствие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.

Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.

…Технология педагогической поддержки радикально меняет саму органи­зацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а «от ребенка», причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизнен­ных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддер­жки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изме­нении;

Все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

Дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

Доверяй - не проверяй!

Признавай право на ошибку и не суди за нее;

Умей признать свою ошибку;

Защищай ребенка, учи его защищаться.

В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный руководитель (его иногда именуют на английский манер - «тьютор», но это по­нятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания инди­видуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только вос­питателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.

Поисковый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Пер­вый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.

Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

- «ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение»;

- «свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки»;

- «не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того,каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать».

Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирова­ние, доверительное общение «в кругу»: активное «слушание другого», прояв­ление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.

Здесь нужна также организация социальной практики детей, «инициатив­ных событий», увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помеша­ют индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые долж­ны стать союзниками воспитателя.

Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) «с вопросом ребенка к самому себе». Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы «про себя», это означает, что воспита­тель достиг цели.

…Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осу­ществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система «семи шагов» и работает на всех технологических этапах:

- «шаг первый»: ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;

- «шаг второй»: в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;

- «шаг третий»: в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;

- «шаг четвертый»: ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;

- «шаг пятый»: ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько
путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;

- «шаг шестой»: разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект
своей деятельности;

- «шаг седьмой»: во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

…Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодей­ствию людей в реальной социальной практике.

(Цитаты из работы: Голованова Н.Ф. Технология педагогической поддержки. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. - СПб.,2005 С.311-314).

Приложение 26

Деловая игра «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ»

Цель игры: Формирование умений:

· анализировать представленный материал, включающий индивидуальные данные на трудного ребенка;

· умения правильно технологически и содержательно наполнять этапы профилактической деятельности с трудными школьниками;

· умения корректировать

· использовать в составлении проектов и программ психолого-педагогическую литературу;

· использовать результаты анализа и данных психолого-педагогических источников для составления и защиты индивидуальных проектов;

· сотрудничать с коллегами по игре и принимать коллективные педагогические решения.

Для проведения игры группа разбивается на подгруппы. Каждая подгруппа получает задание и пакет документов. В качестве вспомогательных материалов могут выступать психолого-педагогические источники, которые студенты подготовили в ходе самостоятельного изучения темы. Игра выключает 5 этапов:

1 этап . Разъяснение педагогических задач игры и правил ее проведения. На этом этапе ставится цель проведения игры и дается характеристика материалов, которые получает каждая группа. В пакет материалов входит в «Банк данных», который включает следующие документы:

· макет характеристики на трудного ребенка:

· этапы профилактической деятельности с трудновоспитуемыми школьниками;

· примерная индивидуальная воспитательная программа корректировки «западающих» качеств

· примеры созидающих приемов;

· типы поведения трудных детей.

2 этап . Это этап анализа представленных педагогом и самостоятельно подготовленных студентами материалов.

3 этап . Защита подготовленных проектов профилактической работы с трудным школьником. От группы выступает один студент, наделенный полномочиями от группы представлять проект. Остальные участники могут уточнять и добавлять.

4 этап . На этом этапе проводится дискуссия по оценке представленных проектов. Студенты заранее получают критерии оценивания проектов профилактической работы с трудными детьми. Они могут включать следующие параметры:

· характеристика на трудного ученика составлена с учетом его индивидуальных особенностей:

· защита проекта профилактической работы с трудным школьником отражает требования, предъявляемые к защите подобных проектов, а именно:

проект логичен; в ходе его подготовки были использованы не только материалы, представленные педагогом, но и самостоятельно подготовленные материалы; этапы профилактической работы содержательно отражают цели профилактической работы и соответствуют задачам работы с конкретным школьником;

· индивидуальная программа по коррекции качеств трудного школьника включает конкретные мероприятия по коррекции имеющихся недостатков.

5 этап . Этот этап посвящен подведению итогов. В ходе подведения итогов необходимо остановиться на реализации цели профилактической работы в ходе игры. Сформулировать общие требования к индивидуальной работе с трудными детьми. Сфокусировать внимание на умениях, полученных студентами в ходе игры (к примеру, таких умений, как: умение оценивать представленный педагогический материал; умение правильно отбирать необходимые элементы для индивидуальной работы с учениками; умения проектировать педагогическую деятельность с трудными детьми; умение правильно представлять и защищать те положения проекта, которые студент выносит на защиту и пр.).

Задания к проведению игры.

1. Используя банк данных, составьте характеристику на трудного ребенка. Типаж может быть как реальный (к примеру, вы познакомились с таким ребенком в ходе практики), так и составленным по психолого-педагогическим материалам, с которыми студенты ознакомились в ходе подготовки к игре.

2. Разработайте проект профилактической работы с трудным ребенком.

3. Составьте индивидуальную программу коррекции «западающего» качества школьника.

4. Выберите от группы одного выступающего, который защитит коллективный проект.

5.Примите участие в дискуссии по результатам представленных проектов.

Банк данных.

Консультация для педагогов

Поддержка ребенка в процессе индивидуального общения

Подготовила: Асеева О.Н.

Воспитатель

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).
Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде"86. Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.
Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:
- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;
- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:
- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
- доверяй - не проверяй!
- признавай право на ошибку и не суди за нее;
- умей признать свою ошибку;
- защищай ребенка, учи его защищаться.
Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).
Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

Главный залог успеха любого педагога в воспитании детей это стиль общения с детьми, который может в корне отличаться от привычного всем и свойственного репродуктивному пути обучения и воспитания, - сводящему к элементарной трансляции знаний, норм, способов мышления.

Чтобы понять, в каком направлении происходит изменение стиля общения, обратимся к концепции межличностных отношений американского психолога Эрика Берна. По его мнению, в личности каждого человека есть то, что называется «Я». Это «Я» состоит из трех компонентов: «Дитя», «Родитель», «Взрослый». Поведение, интонации, стиль общения зависят от того, в каком состоянии «Я» находятся общающиеся личности.

Ребенок обычно находится в состоянии «Дитя», характеризующемся следующим типом поведения: наивность, уход от проблем, шалость и баловство, игры, любознательность, капризность или покорность, беспомощность и т.п. в ходе воспитания растет, укрепляется, доминирует компонент «Взрослый» – здравый смысл, умение что-то решать, делать по деловому, объективно, внимательно прислушиваясь к собеседнику, высказывание своей точки зрения (по моему мнению, я думаю, с моей точки зрения).

Педагоги нередко утрируют в себе компонент «Родитель», составляющими которого являются поучение, наставление, инструктирование, требование, похвала и порицание, запрет, указание или забота, сочувствие, совет, помощь, покровительство.

Общение детей и педагогов в детском саду обычно принимает форму «Родитель – Дитя». Когда эта связь становиться доминируещей, дети начинают отличаться инфантильностью. Они теряються в новых, нестандартных ситуациях, не верят в свои силы, не пытаються найти путь разрешения возникших проблем. Психологи считают, что разноуровневые связи типа «Родитель – Дитя» всегда менее прочные, они легко рассогласовываются, приводят к конфликтам.

Самая надежная и естественная связь – «Взрослый – Взрослый». Она является воплощением демократического стиля общения, так важного для полноценного развития ребенка, развития его творческих способностей. Ребенок и педагог общаются как равные. Ребенку, привыкшему постоянно находится в состоянии «Дитя», бывает трудно войти в состояние «Взрослый», поэтому может наблюдаться рассогласованность связей. Например, педагог обращается к ребенку как ко «Взрослому», а он, смутившись, отвечает как «Дитя» («не знаю», «не помню» и т.п.) или начинает шалить (особенно если с ним постоянно общались с пизиции «Родитель- Дитя»).

Обрести в общении состояние «Взрослого» ребенку помогает вспомогательный персонаж занятия или игры (маленький- Фантик, Лунтик, Незнайка), а младшему можно передать свой опыт и от того чувствовать свою значительность. Это укрепляет в ребенке позицию «Взрослого», и он постепенно привыкает думать, рассуждать, находить решение проблем вместе с педагогом на равных. Это способствует формированию независимости мышления, умению открыто высказывать

Смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение, способности видеть недостатки в собственных суждениях и оценках, принимать критику без обид. Педагогу важно отказаться от привычки «говорить детям», надо научиться разговаривать с ними.

Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в сознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации.

Именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Иногда для решения проблем им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструторов и т.п. дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.

Значимой для дошкольников является и потребность общения со взрослым . Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Процесс общения должен сопровождатся только положительными эмоциями: радостью нового знания, радостью открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой. При этом отрицательные эмоции недопустимы: замечания, скука, зависть по поводу успехов другого. Отрицательные оценки заприщают, поэтому используют только доброжелательность и поддержка.

Психологи отмечают, что у детей ярко выражена потребность в неоднократном проживании ситуации. При чем повороты сюжетных линий дети часто придумывают самостоятельно, важно только вовремя подхватить идею, помочь ее реализации. В этом случае очень важна педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать иной поворот событий.

В ходе занятий, бесед возникает множество незапланированных ситуаций, выходящих за рамки ранее продуманного хода. «Рамками» служат только цели занятий, а способы и логика рассуждения регулируется педагогом, не нарушая логику рассуждения детей.

Главная задача воспитателя – развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но критическое отношение к сверстникам. И только, если сами дети не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспитатель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество. Поймите, что в данной ситуаци ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы также поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со стороны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, могут стать нормой поведения.


МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки

Доклад

«Технология

педагогической

поддержки»

Подготовила: учитель Бумагина М.Г.

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…»
Я.Коменский.

О дним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.

Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов - социализации и индивидуализации .

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного ), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ:

    отсутствие интереса к учебе;

    нарушение целенаправленной деятельности;

    низкая работоспособность;

    повышенная утомляемость;

    неусидчивость;

    неустойчивость внимания;

    трудности запоминания материала;

    игнорирование инструкции учите

Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ:

    неуверенность в своих силах;

    подавленность;

    вялость;

    повышенная возбудимость;

    порывистость.

    импульсивность

Личностные качества педагога:

    максимальная гибкость;

    способность к сопереживанию;

    эмоциональная уравновешенность;

    сочуствие к ребенку;

    доброжелательность;

    уверенность в себе.

Необходимость создания ситуации успеха

    повышает мотивацию к учению;

    удовлетворение от учебной деятельности;

    корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка);

    развивает инициативность;

    поддерживает благоприятный психологический климат.

Цель и принципы воспитания . О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели - цель как идеал и реальная цель .

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, - по его мнению, - невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов . Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

    Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

    Самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка.

    Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

    Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

    Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

    Дети - носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание - Диалог культур.

    Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

    Доверяя - не проверяй!

    Признавай право на ошибку и не суди за нее.

    Умей признать свою ошибку.

    Защищая ребенка, учи его защищаться.

Приемы технологии педагогической поддержки:

«Эмоциональное поглаживание»

    Молодец!

    Умница!

    Как вы меня порадовали!

    Я горжусь вами!

«Снятие страха»

    «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»;

    «Это совсем не трудно…»

    «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»

«Аванс»

    «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….»

«Инициатива активности»

    «Нам это надо, потому что…»

    «Для тебя это очень важно, потому что…»

«Скрытая инструкция»

    « ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»

    «обычно удобнее приступить с этого…»

    «здесь, вероятно, главное это…»

«Персональная исключительность»

    «именно ты и смог бы…»

    «именно на тебя я и надеялась…»

    «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….»

«Умышленная ошибка»

    «я ошиблась, помоги мне…»

«Минутка психологической разгрузки»

    Шутки, загадки на отвлеченные темы

Механизм воспитания . Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии . «Воспитание, - по глубокому убеждению Олега Семеновича, - без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей - умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации .

После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога , выполняемых ими на следующих пяти этапах :

- I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

- II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

- III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

- IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

- V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию.

Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.

Многие из нас работают именно по этим направлениям.

I. Сигнальный

1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:

Неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);

Обращение родителей к педагогу или администрации

тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

Попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы

3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения

4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

II. Контактно-созидательный

1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению

2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров

3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником

III. Диагностический

1. Организация доверительной беседы с учащимися

2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка

3. Определение причин возникновения проблемы

IV. Проектный

1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы

2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы

V. Деятельностный

1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы

2. Педагогическая поддержка усилий ребенка

VI. Результативно-аналитический

    Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах

Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы

самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.