Места массового пребывания людей. Выбор систем пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей С массовым пребыванием людей кроме

ППБ 01-03
п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культо-вые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проекти-рования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
СП 5.13130.2009
3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоян-ным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.

СНиП 2.04.05-91*
Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеат-ров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 * помещения площадью 50 * и более.

Проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений пред-лагалось ввести:
Приложение 5
Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием лю-дей.
1. Помещения
-Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
-закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства при-нимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площа-дью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
-залы дискотек, танцполы клубов;
-обеденные залы на 100 посадочных мест и более.
2. Здания и сооружения:
-здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
-здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
-школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
-пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспорт-ных узлах;
-станции метрополитена;
-здания культовых учреждений;
-здания выставочных комплексов и художественных галерей;
-здания музеев федерального подчинения;
-гостиницы на 50 мест и более;
-стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
-амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более;
-банные комплексы на 50 чел. и более;
-фитнес-центры на 100 чел. и более.

Материал из Пожарная безопасность: термины и определении

43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Источник: ППБ 01-03

Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 m 2 помещения площадью 50 m 2 и более. Источник: СНиП 2.04.05-91*

3.71 Помещение с массовым пребыванием людей Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м. Источник: СП 5.13130.2009

Помещение с массовым пребыванием людей Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.) Источник: СП 118.13330.2012 Приложение Б. Термины и определения

Мнения и Дополнение

в 2007 году был разработан проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений предлагалось ввести:

Приложение 5

Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием людей.

1. Помещения

  • Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
  • закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства принимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площадью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
  • залы дискотек, танцполы клубов.
  • обеденные залы на 100 посадочных мест и более

2. Здания и сооружения

  • здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
  • здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
  • школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
  • пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспортных узлах;
  • станции метрополитена
  • здания культовых учреждений;
  • здания выставочных комплексов и художественных галерей;
  • здания музеев федерального подчинения;
  • гостиницы на 50 мест и более;
  • стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
  • амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более
  • банные комплексы на 50 чел. и более;
  • фитнес-центры на 100 чел. и более.

Но потом кто-то решил, что так будет слишком легко применять требования пожарной безопасности, пусть лучше проектировщики (инспектора ГПН) сами принимают решение где массовое где не массовое, с них в случае чего и спросим чем и как они руководствовались.

«Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» в «зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах» необходимо применять кабельные изделия в исполнении нг(A)-HF.

Поэтому, при выборе типа исполнения кабелей для электропроводок в здании, сооружении или отдельном помещении (так же и во многих других случаях) необходимо проверить, не имеет ли строящееся (реконструируемое) здание признаки массового пребывания людей.

К сожалению, в различных нормативно-технических документах (НТД) используются различные, противоречащие друг другу определения зданий и помещений с массовым пребыванием людей. Например, в действующих в настоящее время НТД (январь 2017 года) имеем:

Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (действует с 01.09.2014г.), пункт Б.20 в Приложении Б:

Б.20 : Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.).

Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (действует с 01.05.2009г.):

3.71 помещение с массовым пребыванием людей : Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м 2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м 2 .

Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ":
5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей , руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

То есть в Постановлении Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 имеется более «жесткое» требование, чем в приведенных выше сводах правил. В соответствие с этим документом при наличии на объекте 50 и более человек все здание отнесено к зданию с массовым пребыванием людей, не зависимо от его площади.

В предыдущих Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС №313 от 18 июня 2003 года, (утратили силу 22.07.2012 на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306)

во втором абзаце пункта 16 было записано:

«На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников».

Это требование не было учтено при разработке многих нормативных документов, что привело к путанице в классификации зданий.

В некоторых городах действуют свои правила классификации зданий и сооружений.

Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 6 мая 2008 года N 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы» (с изменениями на 25 августа 2009 года), которое действовало с 06.05.2008 по 24.03.2016

в пункте 3 Приложения к Постановлению было записано:

«Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек».

При столь широком диапазоне требований к классификации зданий сложно выбрать такие технические решения, которые устроили бы всех участников строительства и реконструкции зданий.

Но, что бы исключить замечания к проекту электроустановки здания следует выбирать наиболее «жесткие» требования и относить к зданиям с массовым пребыванием людей такие здания, в которых может находиться 50 и более человек. При этом в пояснительной записке к проекту следует ссылаться на Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ", что бы исключить непонимание со стороны заказчиков и инстанций, согласующих проект электроустановки.

Следует учитывать, что в Постановления Правительства очень часто вносятся изменения. Поэтому необходимо всегда использовать последнюю редакцию постановлений, сверяя тексты, в информационных системах Консультант плюс, КОДЕКС, ТЕХЭКСПЕРТ и других.

Из стандарта было бы рационально убрать термин «с массовым пребыванием людей» и вместо него ввести количественные критерии, например, для применения кабелей в исполнении нг(A)-HF:

Отдельные помещения в общественных, административных и производственных зданиях (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы, кассовые залы, залы ожидания и др.), в которых могут находиться 50 и более человек, если на каждого человека приходится менее 1 м 2 площади помещения;

Производственные, общественные и административные здания (включая офисные), в которых может находиться 100 и более человек;

Общественные здания и здания-комплексы высотой более 55 метров;

Жилые здания высотой более 75 метров.

Примечание. Высоту зданий определять в соответствие с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009.

В этом случае удалось бы избежать ошибок, вызванных неоднозначной трактовкой термина «с массовым пребыванием людей».

К (Все статьи сайта)

Об особенностях выбора и организации системы пожаротушения на различных объектах с массовым пребыванием людей рассказывают эксперты компаний: СКБ "Тензор", МГП "Спецавтоматика", ИЦПР "ЭФЭР" и ПО "Спецавтоматика"

В чем особенность мест с массовым пребыванием людей как объектов, подлежащих оснащению системами пожаротушения?
Какими нормативными документами следует пользоваться, выбирая установки пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей? Какие типы объектов накладывают особые ограничения на применение установок пожаротушения?
Какие системы пожаротушения будут наиболее оптимальными для мест с массовым пребыванием людей - магазинов, ресторанов, банков, гостиниц?
Какими требованиями следует руководствоваться, выбирая системы пожаротушения для социальных учреждений - больниц, школ, детских садов?
Какие особенности культурных объектов - музеев, галерей, библиотек - стоит учитывать, выбирая систему пожаротушения?

Ю.И.Горбань, генеральный директор
ЗАО "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР"

Объекты с массовым пребыванием людей

К объектам с массовым пребыванием людей относятся объекты, на которых возможно одновременное пребывание 50 человек и более, а к помещениям с массовым пребыванием людей - помещения площадью 50 кв. м и более с плотностью постоянно или временно находящихся в них людей более 1 человека на 1 кв. м. Высота помещений в зданиях с массовым пребыванием людей варьирует от 3 м и более.

Наибольшее внимание для обеспечения защиты объектов с массовым пребыванием людей следует уделять возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможности спасения людей. А следовательно, развитию систем раннего сообщения о пожаре и автоматического пожаротушения, оптимизации размещения пожарных частей или их отдельных постов и оптимизации движения пожарных автомобилей к месту пожара.

Пожарные нормы

Применение систем пожаротушения для защиты объектов (продукции) различного назначения в России в первую очередь регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федеральным законом Российской Федерации от 12.07.2012 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которым были ужесточены требования к обеспечению пожарной безопасности социально значимых объектов.

На основе ФЗ-123 разработаны различные общепринятые к проектированию нормативные документы (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

На объектах с массовым пребыванием людей, как правило, применяются водяные установки пожаротушения: спринклерные, дренчерные, установки пожаротушения тонкораспыленной водой (АУП-ТРВ) и роботизированные пожарные комплексы (РПК).

Cогласно своду правил СП5.13130-2009, приложение А, необходимость в автоматической установке пожаротушения определяется в зависимости от назначения помещения и площади.

В своде правил приведены также ограничения в использовании установок пожаротушения. Например, спринклерные установки следует проектировать для помещений высотой не более 20 м, за исключением установок, предназначенных для защиты конструктивных элементов покрытий зданий и сооружений (п. 5.22).

Область применения автоматических установок пожаротушения значительно увеличилась благодаря роботизированным пожарным комплексам (АУП РПК), обеспечивающим широкие технические возможности, позволяющие применять их в тех зданиях, где традиционные спринклерные и дренчерные АУП малоэффективны или неприемлемы. К таким зданиям относятся высокопролетные спортивные и выставочные комплексы.

Выставочные и спортивные комплексы, концертные залы, торговые комплексы

Для защиты объектов и мест с массовым пребыванием людей, характеризующихся большими площадями и высотой, таких как выставочные и спортивные комплексы, крупные концертные залы, торговые комплексы, рекомендуется применение автоматических установок пожаротушения на базе РПК. Использование традиционных спринклерных и дренчерных установок пожаротушения для защиты такого рода объектов малоэффективно или совсем неприемлемо.

Говоря о технических показателях систем, следует отметить значительные возможности РПК по защите больших площадей высокопролетных сооружений. С одной точки можно защищать площади от 5 до 15 тыс. кв. м при расходах от 20 до 60 л/с соответственно. Водоснабжение пожарных роботов осуществляется только по магистральной сети - без паутины распределительных сетей, характерных для спринклерных и дренчерных систем. Адресная доставка воды и пены происходит по воздуху по всей защищаемой зоне непосредственно на очаг загорания, а не на расчетную площадь, определенную проектом раз и навсегда. При этом соблюдается требуемая интенсивность орошения - за счет дозированной подачи. Точность подачи ОТВ гарантируется введением обратной связи по положению струи, которая осуществляется путем цифровой обработки видеосигнала при видеоконтроле. Такие технические возможности роботизированных систем позволяют гибко реагировать на различные сценарии развития пожара.

Открытая установка пожарных роботов не всегда эстетически обоснована, кроме того, ввиду свободного доступа их можно вывести из строя. В таких случаях РПК комплектуются пожарными роботами типа IN BOX для установки в нише. Такое решение позволяет применять ствольную технику на объектах, к дизайну которых предъявляются повышенные требования. Особенностью ПР в исполнении "в нише" является то, что они имеют дополнительную степень подвижности. В режиме "Тревога" роботы выдвигаются из ниши, выходят на боевую позицию, осуществляют мониторинг, находят очаг загорания, производят автоматическое пожаротушение. В дежурном режиме пожарные роботы переходят в нишу, закрывая за собой проем.

Такие системы должны найти широкое применение для противопожарной защиты спортивно-массовых и зрелищных комплексов и других мест массового пребывания людей.

Странный вопрос, здание общественное, а нём может быть, а может и не быть помещение с массовым пребыванием людей, т.е. свыше 50 чел.


Вопрос может быть и странный, но к сожалению в ГОСТ Р 53315-2009 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) есть очень важное и дорогостоящее в реализации требование, которое отнесено именно к "зданиям с массовым пребыванием людей ".

Прямого определения, что же это за зверь такой - здание с массовым пребыванием людей - ни в данном ГОСТе, ни в других НТД естественно нет, понимай как хочешь.
Косвенные упоминания-пояснения обнаружены в следующих документах: ППБ 01-03, Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы", Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ.

Цитата: ППБ 01-03

16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.


Цитата: Правительство Москвы

Перечень
критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

..............................
3. Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек

Цитата: Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ

Комментарий к статье 84, частям 1, 5, 6, 8
Одним из вопросов, возникающих при проектировании системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), является определение размеров зон пожарного оповещения, времени начала оповещения в зонах оповещения, а также очередности оповещения. В нормах все эти параметры предлагается определять «исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре», и за непонимания такой трактовки норм проектировщики стремятся к созданию большого количества зон оповещения (столько, сколько позволяет оборудование), что усложняет работу диспетчера при полуавтоматическом управлении системой.
Части здания, в которых находятся люди, не способные к самостоятельной эвакуации, рекомендуется выделять в отдельные зоны оповещения из-за особенностей текста оповещения. Другой причиной деления здания на зоны пожарного оповещения является ограниченная пропускная способность эвакуационных путей и выходов. При одновременном движении большого количества людей в направлении выходов образуются людские потоки, с увеличением плотности потоков скорость их уменьшается, образуются «пробки», в результате время эвакуации увеличивается, и люди не успевают покинуть здание до начала воздействия на них опасных факторов пожара опасных факторов пожара (ОФП). Для того, что бы избежать таких явлений, здания с массовым пребыванием людей (1000 человек и более) оборудуются системами 4 и 5 типов, для создания которых необходимо разделение здания на зоны пожарного оповещения и установления специальной очередности оповещения.


Т.е. строго говоря, Правительство Москвы в постановлении N375-ПП дало прямое определение. Однако какую силу имеет данное постановление в сравнении с НТД, выпускаемыми Федеральными Ведомствами? Какую силу оно имеет за пределами Москвы? Вопросы риторические.

Короче наши законотворцы как всегда на высоте