Минимальный размер оплаты труда (мрот). Аттракцион невиданной щедрости Повышение мрот в

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.

Что это такое и для чего необходимо

Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.

Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.

Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.

Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:

  • оптимальное регулирование трудовой оплаты;
  • возможность определения размеров пособий по временному процессу нетрудоспособности;
  • расчетные действия по выплате пособий, связанных с беременностью и родами;
  • обязательное социальное страхование.

Нормативно-правовые акты и планируемые нововведения

Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .

Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.

Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.

Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.

МРОТ в России

Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.

Годовой период установления МРОТ Значение МРОТ, рублей
С 2009, с 1 января 4330
С 2011, с 1 июня 4611
С 2013, с 1 января 5205
С 2014, с 1 января 5564
С 2015, с 1 января 5965
С 2016, с 1 января 6204
С 2016, с 1 июля 7500
С 2017, с 1 июля 7800
С 2018, с 1 января 9489
С 2018, с 1 мая 11 163

Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.

Сколько составляет от прожиточного минимума

В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.

С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .

Федеральный МРОТ

Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.

Для расчета зарплаты

С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .

До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .

Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.

Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:

  • правительство, которое ответственно за экономику того или иного субъекта, в его роли может выступать населенный пункт, регион, край или область;
  • объединения, относящиеся к работодателям, это могут быть союзы ремесленников, работников промышленной сферы, предпринимателей;
  • федерации профсоюзов.

После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.

Для штрафов, налогов, пеней

Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.

Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .

Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .

Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.

Минимальный размер зарплаты в крупных регионах

Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.

85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .

Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.

примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.

Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.

Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :

  • картофель – 100,4 кг;
  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
  • овощи и бахчевые — 114,6 кг;
  • фрукты свежие — 60 кг;
  • мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
  • рыбопродукты — 18,5 кг;
  • молоко и молокопродукты — 290 кг;
  • масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
  • яйца – 210 шт;
  • прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.

Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.

Ответственность за выплаты зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .

  1. Административная – в данном случае речь идет о штрафе суммой от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц эти показатели увеличиваются и составляют от 30 000 до 50 000 руб. Возможно приостановление коммерческой работы на 3 месяца.
  2. Уголовная . Она подразумевает необходимость выплаты штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение права занимать руководящие посты на 3 года. В некоторых случаях наказание подразумевает лишение свободы.

Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это минимально возможная величина заработной платы, которую предприятие может начислять своему сотруднику. Также эта величина используется в расчетах при определении суммы для выплат пособий по безработице и временной нетрудоспособности. Работодатель не может начислить своему сотруднику заработную плату ниже минимального уровня, иначе он навлечет на себя штраф.

Текущая величина МРОТ зависит от нескольких показателей:

  • общегосударственной ценовой политики;
  • потребностей резидентов и нерезидентов, работающих на территории Российской Федерации;
  • увеличения государственных показателей эффективности производства;
  • снижения уровня безработицы;
  • текущего уровня инфляции.
С 1 июля 2017 года величина минимального размера оплаты труда будет составлять 7800 рублей для российских граждан в месяц (). Данный закон 20 декабря 2016 года подписал Владимир Путин. Ранее сообщалось, что повышение будет на 17,33% и уже в январе, но по факту это лишь 4% и июль 2017 года.

С 1 января 2017 года увеличения МРОТ не будет, он останется на прежнем уровне 7500 рублей .

С 1 июля 2016 года величина минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей для российских граждан в месяц ( , ), Госдума одобрила закон о повышении МРОТ 17 мая 2016 года, Президент РФ Владимир Путин подписал закон 2 июня 2016 года), это на 1296 рублей выше, чем предыдущий показатель.

Размеры минимальной заработной платы по регионам

С изменениями и дополнениями от 01.07.2016

Регион Российской Федерации Размер МРОТ в 2016 году
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8694
Брянская область 6500
Владимирская область 6204
7000
Воронежская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
8787 (для организаций внебюджетной сферы)
Ивановская область 8645
Калужская область
Костромская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Курская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Липецкая область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
(для организаций внебюджетной сферы)
Московская область 12500
Орловская область 9778
Рязанская область 6350 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Смоленская область 6200
Тамбовская область 6240 (для организаций бюджетной сферы)
7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Тверская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7280 (для организаций внебюджетной сферы)
Тульская область 11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы)
13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы)
Ярославская область 6000 (для организаций бюджетной сферы)
8021 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Москва 17300
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Коми 6500
Архангельская область 7500
Вологодская область 7500
Калининградская область 10000
Ленинградская область 7800
Мурманская область 13650
Новгородская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Псковская область 7500
г.Санкт-Петербург 11700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 7500
Республика Калмыкия 7500
Краснодарский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Астраханская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7350 (для организаций внебюджетной сферы)
Волгоградская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 7500
Республика Ингушетия 7500
Кабардино-Балкарская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Карачаево-Черкесская Республика 7500
Республика Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8900 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Марий Эл 9251
Республика Мордовия 7500
Республика Татарстан 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7309 (для организаций внебюджетной сферы)
Удмуртская Республика 7500
Чувашская Республика 7500 (для организаций бюджетной сферы)
6988 (для организаций внебюджетной сферы)
Пермский край
Кировская область 7500
Нижегородская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9000 (для организаций внебюджетной сферы)
Оренбургская область 7500
Пензенская область 7500
Самарская область 7500
Саратовская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7900 (для организаций внебюджетной сферы)
Ульяновская область 6500 (для организаций бюджетной сферы)
10000 (для организаций внебюджетной сферы)
Уральский федеральный округ
Курганская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
7620 (для организаций внебюджетной сферы)
Свердловская область 8862
Тюменская область 7700 (для организаций бюджетной сферы)
9300 (для организаций внебюджетной сферы)
Челябинская область 6100(для организаций бюджетной сферы)
8300 (для организаций внебюджетной сферы)
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра МРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате
Ямало-Ненецкий авт.округ 12431
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8751 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Бурятия 7500
Республика Тыва 7500 (для организаций бюджетной сферы)
не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Хакасия 7500
Алтайский край 7500 (для организаций бюджетной сферы)
9400 (для организаций внебюджетной сферы)
Забайкальский край 6044 (для организаций бюджетной сферы)
8095 (для организаций внебюджетной сферы)
Красноярский край 6204 (для организаций бюджетной сферы)
9544 (для организаций внебюджетной сферы)
Районы Крайнего Севера Красноярского края 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район)
19009 (Эвенкийский муниципальный район)
15313 (Туруханский район)
15200 (г.Енисейск)
Иркутская область 7774 (для организаций бюджетной сферы)
9717 (для организаций внебюджетной сферы)
Кемеровская область 13617
Новосибирская область 9030 (для организаций бюджетной сферы)
9390 (для организаций внебюджетной сферы)
Омская область 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7135 (для организаций внебюджетной сферы)
Томская область 7500 (для организаций бюджетной сферы)
8581 (для организаций внебюджетной сферы)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 15390
Камчатский край 16910-19510
Приморский край 7500
Хабаровский край 11414-15510
Амурская область 7500
Магаданская область 18750 (для организаций бюджетной сферы)
20250 (для организаций внебюджетной сферы)
Сахалинская область 16838
Еврейская авт.область 7500
Чукотский авт.округ 6204
Крым
Республика Крым 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7042 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Севастополь 6204 (для организаций бюджетной сферы)
7343 (для организаций внебюджетной сферы)

Архив:

Таблица МРОТ для оплаты труда по годам

Срок, с которого установлен МРОТ Сумма МРОТ, руб./мес. Нормативный акт, установивший МРОТ
с 1 января 2018 Проект Закона
с 1 июля 2017 7800 ст.1 Закона №460-ФЗ от 19.12.2016
с 1 июля 2016 7500 ст.1 Закона №164-ФЗ от 02.06.2016
с 1 января 2016 6204 ст.1 Закона №376-ФЗ от 14.12.2015
с 1 января 2015 5965 ст.1 Закона №408-ФЗ от 01.12.2014
с 1 января 2014 5554 ст.1 Закона №336-ФЗ от 02.12.2013
с 1 января 2013 5205 ст.1 Закона №232-ФЗ от 03.12.2012
с 1 июня 2011 4611 ст.1 Закона №106-ФЗ от 01.06.2011
с 1 января 2009 4330 ст.1 Закона №91-ФЗ от 24.08.208
с 1 сентября 2007 2300 ст.1 Закона №54-ФЗ от 20.04.2007
с 1 января 2006 1100
с 1 сентября 2005 800 ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 января 2005 720 ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 октября 2003 600 ст.1 Закона №127-ФЗ от 01.10.2003
с 1 мая 2002 450 ст.1 Закона №42-ФЗ от 29.04.2002
с 1 июля 2001 300
с 1 января 2001 200 ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000
с 1 июля 2000 132 ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000

МРОТ для налогов, штрафов и пеней

Может ли оклад или зарплата быть меньше МРОТ

Действительно, стоит различать оклад работника и заработную плату, это, как правило, могут быть разные суммы. Согласно ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата включает в себя:
  • Должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
  • Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера.
  • Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Таким образом, поскольку заработная плата может включать в себя несколько групп выплат, должностной оклад может быть установлен работодателем ниже значения МРОТ, но лишь при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат общая сумма заработной платы будет не ниже минимального размера оплаты труда. Если работник получает лишь один оклад, то в этом случае его величина также не может быть ниже значения МРОТ.

Также следует сказать, что выплачиваемая заработная плата работнику может быть ниже начисленной. Например, если работник отработал неполный месяц или не выполнил свои трудовые обязанности. В этом случае выплаченная зарплата за месяц может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Регионы России вправе отказаться от федеральной минималки и установить свой МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Большинство регионов сделали это в мае-июне.

МРОТ с 1 июля 2016 года в России по регионам

Региональный МРОТ устанавливается трехсторонним соглашением, который должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта, объединения профсоюзов и работодателей.

Компании должны ориентироваться на этот размер. Устанавливать оклад работникам ниже этого уровня запрещено. И помните, что рассчитывать пособия сотрудникам надо по-новому.

МРОТ с 1 июля 2016 года в России по регионам. Таблица

Правительство приняло решение повысить с июля МРОТ сразу на 21% - до 7500 рублей, заявил Медведев.

"Как председатель партии и председатель правительства, хочу вас проинформировать: мной принято…

Округ Регион Размер МРОТ в 2016 году (руб.)
Центральный
федеральный
округ
Для работников компаний и ИП Для работников бюджетной сферы
Белгородская область 8694
Брянская область 7500
Владимирская область 7500
Воронежская область 6204
Ивановская область 8645
Калужская область на уровне областного прожиточного минимума для трудоспособного населения
Костромская, Курская области

на уровне областного прожиточного минимума для трудоспособного населения

7500
Липецкая область не ниже 1,2 областного прожиточного минимума для трудоспособного населения за 4 квартал предыдущего года 6000
Московская область 12 500
Орловская область 9778
Рязанская область 7500 6350
Смоленская область 6400
Тамбовская область 7500 6240
Тверская область 7280 7500
Тульская область

С 01.08.2016:

С 01.08.2016:

Ярославская область

8021 (для малых и средних компаний)

6300
г. Москва 17 300
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия

на уровне прожиточного минимума

7213 - для северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша

5796 - для остальных районов

Коми 6500
Архангельская,
Вологодская, Псковская области
7500
Калининградская область 10 000
Ленинградская область
Мурманская область 13 650
Новгородская область

на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения

6204
Санкт-Петербург 11 700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 руб.
Краснодарский край

на уровне краевого прожиточного минимума для трудоспособного населения

7500
Астраханская область 7500
Волгоградская область

не ниже 1,2 прожиточного минимума для трудоспособного населения

7500
Ростовская область 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500
Кабардино-Балкария

на уровне прожиточного минимума за 4 квартал истекшего года для трудоспособного населения

7500
Карачаево-Черкессия 7500
Северная Осетия - Алания 7500
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский Башкортостан 7500
Марий Эл 9251
Мордовия, Удмуртия 8625
Татарстан 6204
Чувашия 7500
Пермский край на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения
Нижегородская область 7500

Оренбургская,
Пензенская, Кировская
Самарская области

7500
Саратовская область 7500
Ульяновская область 6500
Уральский федеральный округ Курганская область 7500
Свердловская область 8862 (с 01.10.2016)
Тюменская область 7700
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате
Челябинская область 6350
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431
Сибирский федеральный округ Алтай

7438 - для работников компаний и ИП сельского хозяйства

7500
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500
Алтайский край 9400 7500
Забайкальский край 8095 6044
Красноярский край 9544 6204
Районы Крайнего Севера Красноярского края

16 130 - г. Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

14 269 - Северо-Енисейский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

15 313 - Туруханский район

15 200 - г. Енисейск

Иркутская область

12 652 - для районов Крайнего Севера

9 717 - для других местностей

7500 - для работников организаций сельского хозяйства

10 122 руб. - для районов Крайнего Севера

7 774 - для других местностей

Кемеровская область 13 617
Новосибирская область

6600 - для работников организаций сельского хозяйства

9030
Омская область 7135 7500
Томская область

8925 - г. Томск

7500
Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) 15 390
Камчатский край 18 230 15 800
Приморский край 7500
Хабаровский край

11 414 - для юга края

12 408 - для районов Крайнего Севера

14 269 - для Аяно-Майского района

15 510 - для Охотского района

Амурская область 7500
Магаданская область 20 250 18 750
Сахалинская область 16 838
Еврейская область 7500
Чукотский авт. округ 6204
Крым Крым 7042

Госдумой принят законопроект об индексации действующего МРОТ на 4 процента. С 2016 года МРОТ в России будет составлять 6 675 руб. в месяц – это выше нынешнего на 11.9%.

 

МРОТ - это величина, утверждающая Госдумой и позволяющая регулировать оплату труда, определять размеры выплат по временной нетрудоспособности и других социальных гарантий. Для предпринимателей минимальный размер оплаты труда имеет большое значение, т.к. с его учетом рассчитываются взносы в ПФР и выплачивается зарплата сотрудникам. До 01.09.2007 года под этим понятием подразумевался только размер оклада, но сейчас в него входят также премии и другие компенсации, т.е. конечная сумма зарплаты не может быть ниже установленного минимума. Исключение составляют лишь те случаи, когда работник не выполнил месячную трудовую норму: например, находился на больничном или в отпуске, отработал неполный месяц и был уволен по инициативе работодателя или по собственному желанию.

Как и в прошлые годы, МРОТ в 2016 году в России может корректироваться на уровне субъектов, однако он не должен быть ниже показателя, установленного ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который вступает в силу с 1 января 2016 года.

Данный законопроект был разработан в следующих целях:

Ранее МРОТ был увеличен с 1 января 2015 года на 411 руб. и на данный момент составляет 5 965 руб.

Согласно прогнозам, в 2016 году размер зарплаты станет больше у 900 000 официально трудоустроенных работников, в 2017 году - у 1 300 000, а в 2018 году - у 1 900 000 сотрудников соответственно.

Кто финансирует МРОТ:

  • Работники Федеральных органов получают зарплату из Федерального бюджета.
  • Сотрудники организаций субъектов - из областной казны.
  • Трудящиеся на муниципальных предприятиях - из местного бюджета.
  • Работающие у ИП или ООО - из средств организации или работодателя.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, величина МРОТ может изменяться в большую сторону от установленной Федеральным законом с учетом социально-экономической ситуации и прожиточного минимума в регионе и определяется следующим образом:

  • Трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений разрабатывает проект регионального соглашения.
  • Когда данное соглашение уже заключено, администрация субъекта предлагает действующим на его территории работодателям присоединиться к нему. Если же в течение 30 календарных дней они не предоставляют обоснованный отказ к присоединению в письменной форме, то региональное соглашение автоматически распространяется и на них со дня официальной публикации.

Если работодатель отказывается присоединиться к региональному соглашению в письменной форме, то сотрудники исполнительной власти субъекта или муниципалитета могут вызвать его вместе с представителями Профсоюза, к которому присоединена его организация. На этом собрании проводятся консультации с участием трехсторонней комиссии, а затем копии письменных отказов направляются в Федеральную трудовую инспекцию.

МРОТ в 2016 году по субъектам Российской Федерации

Размер МРОТ по отношению к прожиточному минимуму трудоспособного населения планируется приравнять к 56,8-59,3%. Узнать МРОТ на 2016 год по регионам можно в таблице:

Таблица 1: МРОТ в 2016 году по регионам

Область, Республика, край

МРОТ (в рублях)

Свердловская

Республика Адыгея

Алтайский край

Астраханская

Белгородская

Брянская

Владимирская

Волгоградская

Воронежская

Еврейская автономная

Ивановская

Забайкальский край

Иркутская

Республика Калмыкия

Калужская

Камчатский край

Кировская

Республика Коми

Костромская

Республика Крым

Кемеровская

Краснодарский край

Красноярский край

6 675 для работников бюджетной сферы и 10 124 - внебюджетной

Курганская

6 675 - для бюджетных организаций, 7 893 - для внебюджетных

6 675 - для бюджетников, на уровне прожиточного минимума - для сотрудников внебюджетных компаний

Липецкая

6 675 - бюджетные организации, и 1,2 прожиточного минимума - внебюджетные

Магаданская

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Мурманская

Ненецкий АО

Нижегородская

6 675 - для бюджетных работников, прожиточный минимум - внебюджетные компании

Новгородская

6 675 - бюджетники, прожиточный минимум - внебюджетная сфера

Новосибирская

9 748 и 6 675 - сельхоз. организации

Орловская

Оренбургская

Пензенская

Пермский край

6 675 - бюджетные и уровень прож. минимума - внебюджетные организации

Приморский край

Псковская

Ростовская

Рязанская

Самарская

Санкт-Петербург

Сахалинская

Свердловская

Смоленская

Ставропольский край

Тамбовская

6 675 - бюджетники, прож. минимум - другие организации

Республика Татарстан

Тверская

Тамбовская

Республика Тыва

Тульская

Тюменская

Республика Удмуртия

Хабаровский край

Ярославская

Ответственность за выплату зарплаты ниже МРОТ

Существует несколько видов ответственности работодателя за нарушение действующего законодательства в данном случае: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Какие санкции могут быть применены в отношении руководителя:

  • Штраф от 2 000 до 5 000 руб., на организацию - от 50 000 до 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
  • Штраф от 3 000 до 5 000 руб., если были нарушены нормы коллективного договора (ст. 5.31 КоАП РФ).
  • За выплату зарплаты ниже МРОТ в течение более чем трех месяцев - штраф до 120 000 руб. или лишение права занимать определенные должности на срок до 1 года, или принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до 1 года (ст. 145.1 УК РФ).

При нарушении Трудового законодательства руководством компании сотрудники имеют право обратиться в трудовую инспекцию с соответствующим заявлением.

Из этого видео можно более подробно узнать, что такое МРОТ, динамику его изменений в последние годы и как это отражается на выплатах предпринимателей:

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.