Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Мы готовы пройти этот путь до конца. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел – знаковая… - Виталий

Сложная политическая ситуация в Украине отражается и на жизни Церкви. Православная Церковь - самая мощная объединяющая сила славянских народов проходит серьезные испытания в стране - колыбели христианства на Руси. Государственной властью Украины Украинская Православная Церковь Московского Патриархата поставлена перед серьёзным выбором: отделиться от Московского Патриархата и стать автокефальной поместной церковью Украины или перейти на положение гонимой и преследуемой религиозной организации. Ситуация осложняется тем, что в Украине уже давно действуют ещё несколько организаций, именуемых себя православными церквями Украины и поддерживаемых властями страны. «Русский Дом» связался с одним из самых авторитетных и влиятельных иерархов УПЦ МП митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.

- Владыко, благословите! Спасибо, что согласились дать интервью.

Мы в России внимательно следим за ситуацией, которая складывается в Украинской Православной Церкви в последнее время. Расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала о положении Православия на Украине.

Я думаю, читателям хорошо известно, что УПЦ МП - самая многочисленная конфессия в Украине, количество приходов которой (11000) намного превосходит число общин так называемых «УПЦ КП» («Киевский Патриархат» - прим. ред. ) или «УАПЦ». Те, кто сегодня находятся у власти, стремятся окончательно уничтожить духовное единство братских народов - русского и украинского, единство Святой Руси. Они прекрасно понимают, что создать из Украины враждебное России государство невозможно, не разорвав связь Украинской Православной Церкви, являющейся душой народа, душой культуры и истории Украины, с Московским Патриархатом. Поэтому в последнее время особенно активизировались попытки государственного аппарата Украины вмешаться в жизнь канонической Церкви, навязать ей разрыв с Матерью - Русской Православной Церковью. Если раньше такие попытки предпринимались путём создания параллельных УПЦ раскольнических лжецерквей, то сегодня мы имеем дело с совершенно новым, невиданным по масштабу и дерзости, сценарием - навязыванием самой УПЦ т. н. «канонической автокефалии». Отделение от всей полноты РПЦ должно привести, по их планам, к разрыву тысячелетней общей церковной судьбы двух братских православных народов. Из УПЦ хотят сделать карманную, политическую Церковь, которая послушно будет проводить в жизнь русофобскую, антиправославную политическую линию тех, кто навязал ей пагубное обособление.

- Ваше мнение об этом «новом курсе» политического руководства страны.

Нынешним государственным руководством Украины поставлена задача: любой ценой добиться «автокефалии», отрыва УПЦ от Московского Патриархата уже в 2008 году. Местным администрациям дана команда продавливать курс на автокефалию УПЦ. Оказывается сильнейшее давление на священноначалие УПЦ МП, на епископат. В ход идут как щедрые посулы, так и угрозы, шантаж. Готовится расправа над наиболее активными сторонниками церковного единства, как среди духовенства, так и среди мирян. Делается всё, чтобы не допустить нормального функционирования тех общественных организаций, которые открыто противостоят угрозе нового раскола. В то же время, нам пытаются навязать «диалог» с раскольниками из т. н. «киевского патриархата», «автокефальной церкви». Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с «посланиями», в которых смеют ещё ставить условия такого «диалога» - отделение от ненавидимого ими Московского Патриархата. Это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма. И нас пытаются заставить «считаться» с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей «единой соборной поместной украинской церкви». Нас уже сейчас пытаются заставить подвергнуть ревизии всю церковную историю, тысячелетнюю традицию Русской Православной Церкви. Последний пример - то невероятное давление, которое оказывается на священноначалие УПЦ МП с целью заставить пересмотреть наложенную РПЦ анафему на клятвопреступника и изменника Мазепу. И это приурочивается к государственным торжествам по случаю 300-летия заключения новоизобретенного «украино-шведского» союза. Частью этих торжеств и является создание официального культа Мазепы.

- Как Вы прокомментируете стремление отдельных иерархов УПЦ к автокефалии?

Не могу охарактеризовать это иначе, чем сервилизм («прислужничество» - прим. ред. ). Если такое стремление у некоторых епископов УПЦ действительно имеется - то это пагубное явление, это не понимание того, что таким образом разрываются тысячелетние узы единства, разрывается сохраненная нашими предками в условиях страшных гонений единая духовная традиция. Те, кто говорят, что автокефалия приведёт к объединению с раскольниками, к уврачеванию раскола, обманывают себя и других, совершая страшную подмену. Ведь они говорят о единстве, а, на самом деле, проповедуют разрыв с Матерью-Церковью. Никакого «объединения» с «УПЦ КП» или «УАПЦ», согласно святым канонам, не может быть. Может быть лишь присоединение раскольников к канонической Церкви. И для этого не Украинской Православной Церкви следует выполнять условия схизматиков и националистических политиканов, разрывая священное богозаповеданное единство с Русской Православной Церковью, а самим раскольникам необходимо со смирением принять учение, практику и церковное устройство Матери-Церкви. В результате «автокефалии» произойдёт не уврачевание раскола на Украине, но создание нового раскола, ибо народ Божий, воспитанный на святоотеческой традиции, неповреждённой хранительницей которой является РПЦ, никогда не примет никакого отделения от неё. Все епископы и духовенство УПЦ должны помнить, что они приняли благодать хиротонии от РПЦ, что в ней они принесли архиерейскую или священническую присягу.

- Владыко, мы подошли к очень важному вопросу: почему автокефалия Украинской Православной Церкви, её отделение от Русской Православной Церкви неприемлема для народа Божия?

В Православной Церкви всё основывается не на воле политиков, не на государственной или политической целесообразности, одним словом, не на стихиях мира сего, а на основе Священного Писания и святых канонов, на учении святых отцов и их традиции. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе», - такова молитва самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. В унисон им звучат золотые слова Предстоятеля УПЦ МП Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которые я часто вспоминаю: «Разделяющий всегда теряет». Нельзя забывать и тот важнейший для нас, православных христиан, факт, что все, без исключения, святые угодники Божии и подвижники благочестия, когда-либо высказывавшиеся по «украинскому» вопросу, всегда выступали не только категорически против отделения Церкви на Украине от РПЦ, но и против самого разделения двух единокровных и единоверных народов, неразрывно связанных единой церковной и цивилизационной миссией. В этом контексте сразу можно вспомнить свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, сщмч. Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского, прп Кукшу Одесского, прп Лаврентия Черниговского, почитаемого всем православным Донбассом схиархимандрита Зосиму (Сокура), блаженной памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), выдающегося богослова и старца Русской Зарубежной Церкви архимандрита Константина (Зайцева). Единство РПЦ обильно полито кровью Новомучеников и Исповедников Российских, память которых мы недавно совершали. А ведь согласие святых - это уже явный глас Божий, часть Священного Предания. С точки зрения церковно-практической автокефалия УПЦ принесёт только беду и новые нестроения. Вместо «единой Поместной Церкви» тело Украинского Православия будет разодрано на множество мелких лоскутов, что приведёт к полной потере украинским народом православной идентичности. Большая часть приходов выразит законное желание сохранить исконное каноническое устройство и остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Вновь созданную «автокефальную» УПЦ, волю которой уже раз удалось переломить через колено, заставят пойти и на следующее требование власти - объединение с раскольниками. Такое искусственное объединение не сможет продержаться вечно и неминуемо следует ожидать распада «единой Поместной» на несколько церквей. Румынская Церковь уже заявила об открытии своих епархий на территории Украины. Её пока удаётся сдержать, благодаря мощи и весу Московского Патриархата в православном мире. Но вряд ли Румынская Церковь станет считаться с автокефальной Украинской Церковью. Таким образом на Украине возникнет ещё одна православная юрисдикция - румынская. Неизбежно подключится к ситуации и Константинополь, уже принявший в свою юрисдикцию украинских раскольников-автокефалитов в Америке (что, кстати, до сих пор не признано Московским Патриархатом). Таким образом, мы видим всю вредоносность и душепагубность отделения УПЦ от Московского Патриархата. Это отделение будет ударом по твердыне неповреждённого святоотеческого Православия, которого так ждут враги Церкви и православной цивилизации. Выступать за автокефалию УПЦ означает быть на стороне врагов и недоброжелателей Православия. Поэтому необходимо чётко заявить: единство УПЦ с Матерью - РПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений. Всякая же попытка отделения от РПЦ всегда будет богопротивным расколом.

- Вы упомянули Константинополь. Какова, по Вашему мнению, будет реакция и роль Вселенского Патриарха в этом процессе?

Считается, что Константинопольский Патриархат не будет вмешиваться в ситуацию, ему достаточно существующих проблем с Московским Патриархатом, а потому он не захочет создавать себе ещё одну головную боль в виде раздираемой внутренними противоречиями, непредсказуемой, подобно государству, во внешней политике автокефальной Украинской Церкви. Однако не следует забывать, что поддержка Константинопольского Патриархата уже давно включена в официальную политику Конгресса и правительства США. Поэтому, есть большая вероятность того, что Константинопольский Патриархат будет проводить не ту политику, которая выгодна ему, а ту, которая будет предписана Вашингтоном. А каково отношение США к церковному единству Украины и России, всем, я думаю, прекрасно известно со слов г-на Бжезинского и ему подобных. Поэтому в этом вопросе не следует питать иллюзий.

- Насколько вероятно в дальнейшем объединение на компромиссной основе самостоятельной национальной украинской церкви с церковью униатской?

Оно не только вероятно. Уния является логическим продолжением возможной автокефалии УПЦ. Для того столько усилий и тратится прозападными политическими силами и их спонсорами, чтобы полностью уничтожить православное самосознание украинского народа. Никогда православный народ Украины не сможет смириться с «положительным образом» НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным - Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привёл подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории - позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата. Не случайно, уже сейчас на некоторых сайтах, декларирующих свою принадлежность к УПЦ МП и пытающихся «изнутри» проводить идею автокефалии, появляются статьи, авторы которых явно симпатизируют Украинской Греко-католической церкви, называя её наиболее соответствующей реальностям современной Украины и «искренне» ищущей церковного единства. Упаси нас Господь от такого «единства».

- Ваш прогноз, как будут развиваться события дальше?

Прогнозы я давать не могу, на всё воля Божия, благая и совершенная. Могу лишь сделать вывод из того, что происходит сегодня. Курс на автокефалию, провозглашённый правителями Украины, будет набирать обороты. Мы все, православные епископы, духовенство и верующие УПЦ МП, преданные единству с РПЦ, верим, что наш мудрый Предстоятель, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, перед подвигом которого мы преклоняемся, как и во все годы возглавления им УПЦ, будет твёрдо вести церковный корабль путём единства с Матерью-Церковью. Мы готовы пройти этот путь до конца и всегда, как и наши предки, будем с РПЦ. Народ Божий никогда не отречётся от РПЦ, какие бы новые расколы не пытались спровоцировать политики. Наша цель - оправдать надежды церковного народа, консолидировать перед лицом нависшей реальной угрозы все силы Церкви и общества, нацеленные на священное единство Русского Православия.

- Какой помощи Украинская Православная Церковь ждёт от Русской Православной Церкви?

Нам известна позиция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноначалия Русской Православной Церкви, которая состоит в решительном утверждении православного единства на Украине в лоне РПЦ и неприятии никакой «автокефалии» и любых форм церковного сепаратизма. Мы очень дорожим этой позицией, как и молитвенной поддержкой Святейшего Патриарха и миллионов наших сопастырей, братьев и сестёр - верных чад РПЦ. Конечно же, очень важно информационное освящение, причём как можно более широкое и открытое, событий церковной жизни Украины, особенно происходящих попыток отторжения УПЦ от Московского Патриархата. Неоценимое значение в сложившейся ситуации будут иметь публичные заявления официальных представителей Московской Патриархии о том, что священноначалию РПЦ известно о раскольнических поползновениях и что оно не приемлет никаких попыток разрыва единства УПЦ с Матерью-Церковью. Это бы особенно укрепило и вдохновило поборников единства РПЦ на Украине, а по тем силам, которые жаждут разорвать последнюю нить, связывающую наши братские народы, нанесло бы тяжелейший удар. Больше всего они боятся чёткой и недвусмысленной реакции на свои действия со стороны Высшей Церковной Власти. Ведь тогда им невозможно уже будет прикрывать своей пропаганды и своих действий некоей тенью возможного канонического признания. Нависшая над единством нашей РПЦ угроза не терпит более никакой комплиментарности, но требует от всех нас бескомпромиссной борьбы за Истину.

Беседовал Олег Валерьевич Байда

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел - знаковая фигура в религиозной жизни страны последних десятилетий. И вполне легендарная. Уже первые шаги молодого архипастыря обрастали в церковной среде молвой доброй и уважительной. Рассказывают, что когда в 1975 году его избрали епископом и назначили на Винницкую кафедру (епархия тогда включала две области - Винницкую и Хмельницкую), он, как полагается, пошел представляться местному начальству - председателю облисполкома.

Причем в епископском облачении, что было нарушением устоявшихся норм и правил: священнослужители советских времен должны были одеваться по-гражданке, посещая госучреждения атеистического государства. Прошествовал в сопровождении иподьякона по площади, коридорам к высокому начальственному кабинету на глазах изумленного управленческого актива.

По окончании краткой беседы председатель облисполкома не преминул сделать архиерею замечание по этому поводу. «Вы же принимаете милиционеров или военнослужащих в их профессиональной одежде», - невозмутимо ответил владыка и откланялся: заходите, звоните, пишите. Конечно, если бы руководителем области был какой-нибудь идеологический работник сусловско-кравчуковского склада, поведение молодого архиерея сочли бы вызывающе-недопустимым, и судьба бы его была плачевной. Но в то время возглавлял область выдающийся хозяйственник-хлебороб Василий Кавун, успешный производственник, который к 35 годам уже был членом ЦК КПСС и Героем Соцтруда, а к 60-ти имел шесть орденов Ленина - высших наград СССР. (Ему и в независимой Украине открыт памятник - в Житомире). Он ценил энергичность, принципиальность, хозяйственную хватку - качества, которыми в полной мере обладал новоназначенный епископ. Со «спецодеждой» смирились и епископу Агафангелу, если не помогали, то, по крайней мере, позволили поднимать вконец запущенное, замшелое епархиальное хозяйство. Известно, что он привел в божеский вид тогдашний кафедральный собор на окраине Винницы, заменил полы, провел паровое отопление, создал замечательный хор, послушать который люди тянулись со всего города. Таким же образом архиерей вдохнул новую жизнь во многие вымирающие приходы двух областей. Тема взаимоотношений атеистической власти и Церкви советского периода всегда была дискуссионной. В последнее время справедливо пишут о подвиге православных священнослужителей, которые во времена гонений, тотального надзора и всевозможных притеснений не позволили загасить свечу веры во многих регионах, городах и селениях. Некоторые даже умудрялись гонителей перестраивать в церковных возродителей. Митрополит Агафангел, например, сумел убедить саму Валентину Семеновну Шевченко, члена Политбюро ЦК КПУ, Председателя Верховного Совета УССР, сподвижницу Владимира Щербицкого, заняться возрождением Браиловского монастыря на Виннитчине, и первые здания обители были возвращены Церкви при ее непосредственном участии. Впрочем, перестройка и демократизация показали реальный авторитет Православной Церкви среди населения. В 1990 году на первых свободных выборах в парламент Украины митрополит Агафангел с хорошим отрывом победил в своем округе и второго секретаря обкома КПУ, и лидера националистов Муляву, и с десяток иных общественных деятелей, и хозяйственников. Он стал первым и единственным православным епископом-депутатом высшего законодательного органа страны.

Но, слава Богу, что в эпоху опустошений и разрушений есть строители и созидатели. Среди них, безусловно, а, быть может, прежде всего, - митрополит Агафангел. За последние четверть века он открыл в Винницкой области 139 приходов, в Хмельницкой - 250, в Одесской - 361. Кроме того, им учреждены полтора десятка новых монастырей и возрождены старые. Чего стоит хотя бы одесский Успенский патриарший монастырь - жемчужина в жемчужине, обитель удивительной красоты и величия. Главный труд последнего десятилетия - восстановление с нуля кафедрального Спасо-Преображенского собора Одессы. Этот самый крупный в Украине и третий по величине во всей Русской Православной Церкви храм возрожден в его первозданной красоте, причем не за бюджетное финансирование, а за счет пожертвований и благотворителей, привлеченных митрополитом Агафангелом. Сотни храмов и монастырей были построены или возрождены ежедневными трудами и попечительством замечательного архиерея. Почему у одних все рушится и растаскивается, а у других созидается и спорится? Может, потому что у этих, других, все ими созданное принадлежит и остается стране, народу, человеку?

Уже построенного митрополитом Агафангелом хватило бы на десяток иных успешных жизней, но он до сих пор не расстается со своими бесконечными стройками. Раз в год бываю в Одессе и всегда, когда навещаю владыку, непременно попадаю на дела строительные. В прошлом году застал митрополита на совещании с архитектором по установке купола на какой-то сельский храм, в нынешнем - на разгрузке канализационных труб и обсуждении, как их укладывать и сваривать. «Видели нашу красавицу-колокольню? А здесь мы возведем монастырский гостиничный корпус. Такой же красивый», - митрополит гордится тем, что он воздвиг ранее и строит в данный момент. Сегодня в епархии возводится 59 новых храмов.

Существует точка зрения, что православные храмы должны быть небольшими, уютными, чтобы прихожане знали и видели друг друга и ощущали себя общиной, братством. Что время больших соборов, которые были центрами городов и селений, должно уйти в прошлое. Но есть и иная, древняя убежденность, которая заключается в том, что в Церкви все должно быть возвышенно-прекрасным: и храм, и убранство, и служба, и хор, и проповедь. Чтобы после богослужения прихожане, как наши летописные пращуры в Софии Константинопольской, от переполнявшего их восторга не могли понять, где они находятся - на земле ли, на небе? Митрополит Агафангел, безусловно, сторонник этой старорежимной традиции.

За годы архипастырства им открыто 750 приходов, это - 800 храмов (включая часовни), Домов Божиих, а еще монастыри, скиты. На выжженных атеизмом Подолии и Одесчине вновь «Премудрость созда Себе Дом», и делалось это руками и сердцем митрополита-возродителя.

Все люди, как известно, родом из детства, которое многое определяет в последующей жизни человека. Митрополит Агафангел родом из военного сиротства, безотцовщины. Отец митрополита, Михаил Петрович Саввин, пал смертью храбрых в 1941-ом, погиб и старший брат, подорвавшись на мине. Вдова солдата Марфа Федоровна одна оберегала и поднимала четырех детей. Нищета, голод, холод, эвакуация в Сибирь и возвращение на родное крестьянское пепелище в Курской области. Люди, пережившие самую страшную трагедию человечества - фашистское нашествие, дети погибших героев, спасших родину и мир, еще недавно составляли огромную часть населения страны. Они познали тяжкий труд, лишения и создавали некую нравственную общественную атмосферу простоты, открытости, братской взаимопомощи и участия. Вместе с тем это были очень самоотверженные, дисциплинированные труженики, причем безмездные. Труд считался чем-то естественным и самоценным, даже когда за него ничего не платят. Позором была не бедность, а леность.

Когда при Горбачеве разрешили ремонтировать, восстанавливать и даже строить храмы, никто не выделял под это финансирования, не было строительных структур. Все делалось хозспособом, «народной стройкой», своими силами. Винницкие священники до сих пор с уважением рассказывают об «агафангеловой разнарядке», когда священнослужители, их матушки и родственники со всей епархии по графику, «вахтовым методом», разнорабочими ездили восстанавливать тот или иной церковный объект. А прорабом был сам митрополит. Так поднималась из руин страна после фашистского разорения, так же возрождалась и православие после гонений. Кстати, в Киеве первый за время советской власти храм - Входа Господня в Иерусалим (чернобыльскую церковь в Дарнице) - строили также методом «народной стройки».

Митрополит Агафангел из категории «детей войны», но не стоит забывать, что это также и дети Победы, люди жизнеутверждающего начала, гордости за свою страну, за подвиг погибших отцов, победивших чуму человечества. Поэтому неудивительно, что он является одним из самых ярких и последовательных антифашистов в Украине, свято чтущий память, наследие Великой Победы и отвергающий любые попытки реабилитации нацистов и их пособников - бандеровцев и униатов. Если в городе-герое его позиция пользуется поддержкой, то, скажем, для националистов Галиции, где не только устанавливают памятники бандеровцам, но и улицы называют в честь эсэсовцев, митрополит Агафангел был и остается одной из главных мишеней для нападок и инсинуаций. Это касается и деятелей вымершего ныне РУХа, и молодой коричневой поросли, пролезшей в Раду.

Как известно, Украина в рамках всемерно-истерического обоснования независимости (чего от нее, кстати, никто не требовал и не требует) уже два десятилетия проводит государственную политику дегероизации своего советского и общероссийского прошлого. Дескать, наш многострадальный народ никогда не создавал ни великую Российскую империю, ни советскую сверхдержаву, не был их едва ли не самой «продвинутой» частью, а веками влачился сохою по черноземам, претерпевая многовековые оккупацию, эксплуатацию, имперские войны, русификацию, голодоморы, геноциды и чернобыли. Вранье на вранье, но на фоне этих неустанно пропагандируемых ужасов нынешние тотальное разграбление, деградация и вымирание народа представляются лишь временными «трудностями становления» независимого государства. Этим обосновывают и новый «цивилизационный» евровыбор.

Развенчание подвига советского солдата, фальсификация событий Великой Отечественной войны - обычная практика наших национально-государственных идеологов. Непонятно, для чего это стране-победительнице? Вон братьев-поляков послушаешь, ушам своим не веришь: без их беспримерного мужества и героизма разгром фашизма был просто невозможен! Хотя и Польшу освобождали, и Берлин брали не польские фронты, а украинские. У нас уже не Отечественная война, а мировая, где два тирана - Сталин и Гитлер - устроили передел мира. Украинцы воевали по обе стороны: в Красной Армии по неволе, в немецкую же шли по зову патриотического сердца - карателями, полицаями и эсэсовцами. Тысячи сожженных сел, сотни тысяч вывезенных в Германию, зачистки антифашистского сопротивления - подпольщиков и партизан, массовые убийства евреев, обслуживание концлагерей, теракты против воинов- освободителей - так эти патриоты «строили» независимое украинское государство. Нас даже убеждают, что и фашистами-то они никогда не были.

В 2006 году Стивен Спилберг (режиссер с одесскими корнями) и Виктор Пинчук презентовали в Киеве фильм Сергея Буковского о катастрофе евреев в Украине во время фашисткой оккупации. Это простые, бесхитростные свидетельства выживших жертв холокоста, данных на телекамеру, без обобщений и комментариев. Вот один эпизод: полицаи везут в кузове полуторки по Киеву евреев. Среди них женщина с грудным ребенком. Малыш напуган и громко плачет, что очень раздражает водителя-полицая. Он останавливает машину на перекрестке Красноармейской и Саксаганского, лезет в кузов, вырывает ребенка у женщины, держа его за ноги, с размаху бьет о телеграфный стол. Мозги вылетают, плач обрывается. Полицай забрасывает бездыханное тельце обезумевшей матери в кузов, садится за руль и продолжает путь. Что, какие-то немцы заставили урода учинить это зверство? Их и близко не было. И таких свидетельств тысячи: зверствовали без всякого принуждения. Человеконенавистничество не закреплено за каким-то одним народом, это идеология, способная разъесть любой этнос.

В Великой Отечественной войне был разгромлен не только немецкий фашизм, но и украинский, румынский, итальянский - какой угодно.

Почему православному митрополиту Агафангелу хватает мужества четверть века противостоять возрождающимся в Украине коричневым, а, скажем, лидерам нашей оппозиции, которые и кровно, и родственно связаны с евреями, этого мужества не хватает? Неужели политическая конъюнктура важнее даже исторической памяти?

Митрополит Агафангел в своем антифашизме непреклонен и последователен, и это достойная позиция христианского лидера.

Биографы утверждают, что в избрании митрополитом Агафангелом пути церковного служения главную роль сыграла его мать Марфа Федоровна. Она даже построила сельский православный храм, где ее сын приобщался к вере и Церкви Христовой. Надо отметить, что во времена хрущевских гонений, когда борьба с Церковью являлась государственной политикой, а лидер страны обещал показать народу «последнего попа», сам выбор стези духовной был сродни подвигу. Он обрекал человека на изгойство, унижения, мытарства и лишения, которых вдова, ее дети и без того хлебнули немало. Очевидно, вера сына и матери была столь сильна, что их не смутили испытания. В 1958 году будущий митрополит поступил в Киевскую духовную семинарию, которую через два года власти упразднили, а студентов перевели в семинарию Одесскую. Через год в Одессе у семинарии отобрали ее историческое здание, и она спешно переселилась в тесноту Успенского монастыря на окраину города. Власть в полной мере демонстрировала церковникам, что их перспективы в Стране Советов более чем безрадостные.

Тем не менее в 1962 году Алексей Саввин заканчивает обучение в Одессе и поступает в Московскую духовную академию, где четыре года изучает богословие, работает над кандидатской по ветхозаветной проблематике, которую успешно защищает. За год до окончания Академии он принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг с именем «Агафангел», навсегда связав свою жизнь с церковным служением.

Будущий архипастырь был блестящим учеником, стал крупным богословом, перспективным организатором образовательного процесса и в 1967 году в 28 лет был назначен ректором Одесской духовной семинарии, единственного церковного учебного заведения в Украине, из стен которого вышло большинство архиереев и священников советского периода. Тогда же начинается и международная деятельность: участие в богословских собеседованиях, выступления на религиозных, общественных, миротворческих форумах в Европе и США, где он даже стал «почетным гражданином» двух городов.

Митрополит Агафангел - замечательный проповедник, хранитель затухающей ныне традиции христианского красноречия. Когда два десятилетия назад я впервые услышал его выступление на большой аудитории, то был немало удивлен: оратор, без бумажки, целый час и очень вдохновенно выступал по какой-то сложной (как для меня) богословской проблематике.

«Не удивляйтесь, - растолковывал мне знакомый архиерей, - это византийская традиция, где ценилось умение проповедника часами держать аудиторию словом. Знание получали на слух, а не глазами, как сегодня. «Слово о законе и благодати» произносилось, а не зачитывалось. К тому же митрополит Агафангел не только проповедник, но и наставник проповедников, которых много в зале. Он должен демонстрировать «широкое дыхание»: уверенное и свободное владение темой, голосом, красотами ораторского слова.

Удел наставников, преподавателей, а тем более руководителей учебных заведений - самим всегда являть образцы того, чему обучаешь. Думается, митрополит Агафангел вполне справляется с этим правилом. До архиерейства он восемь лет был ректором Одесской духовной семинарии, через 20 лет, возвратившись в Одессу, снова на пять лет ее возглавил, а затем передал руководство ученикам. За время ахипастырства он рукоположил сотни священников для храмов Украины, некоторые его воспитанники избрали архиерейскую стезю, среди них есть уже и митрополиты, возглавляющие крупнейшие епархии УПЦ. Но архипастырь не оставляет трудов учительства. Недавно в свет вышел трехтомник его богословских трудов и проповедей. Он «honoris causa» Киевской духовной академии и вузов Одессы.

Однако свой ректорский путь в 1967 году владыка начал опять же со стройки - с укрепления материальной базы ОДС, последнего бастиона богословской мысли в Украине и единственной кузницы православных кадров. Перестроил существующие помещения, открыл церковно-археологический музей, через два года был построен новый двухэтажный корпус, в котором разместились классные аудитории, библиотека и читальный зал. А когда в 1977 году построили общежитие, появилась возможность вдвое увеличить количество семинаристов. Несколько лет назад настояниями митрополит Агафангела историческое здание семинарии в центре города возвращено епархии. Более того, митрополит стал открывать православные храмы не только в больницах, местах лишения свободы, воинских частях, в правоохранительных и прочих учреждениях, но и в вузах. Освященный в 2006 году Татианский храм при Одесской юридической академии - первый, и, безусловно, самый красивый студенческий храм в Украине.

Известно, что Одесса не первый город в Украине, но и не второй. В Российской империи он был четвертым по населению - после Питера, Москвы и Варшавы и стремился соперничать с Северной Пальмирой - Петербургом, называя себя Пальмирой Южной. Город с огромными историческими, культурными, научными традициями, экономическим потенциалом, хотя ему всего двести лет. Удивительный во многих отношениях: один его градоначальник - герцог де Ришелье - стал премьер-министром Франции, о знаменитой лестнице писали десятки литераторов (среди них - Марк Твен и Жюль Верн), одесситы высчитали, что чуть ли не четыре десятка нобелевских лауреатов имеют одесские корни, а количество, связанных с Одессой знаменитостей вообще не поддается никакому учету. Богатейший город-порт, бюджет которого превышал бюджеты иных европейских государств. Пишут, что он даже ссужал Петербургу средства на строительство казенных зданий. Городу с такой историей тесно в провинциальных рамках и советского, и нынешнего времени.

Вместе с тем город был основан указом императрицы Екатерины Великой российскими военными, героями войн и сражений: фельдмаршалом Потемкиным, адмиралом де Рибасом, генералами Зубовым, де Воланом. Герцог де Ришелье тоже был генералом царской армии. Это город традиционной ратной славы, что в полной мере проявилось в годы Великой Отечественной войны. В то время, когда многие города сдавались врагу без боя, одесситы с поразительным бесстрашием и самопожертвование, в осаде, 73 дня защищали свой город, не слались и после захвата. Десятки тысяч одесситов были казнены оккупантами. 1 мая 1945 года Одесса была названа среди первых четырех город-героев, жители которых проявили массовый героизм в борьбе с захватчиками.

В советское время Одесса пережила много трагедий: гражданскую войну, исход интеллигенции, красный террор, воинствующие безбожие, обернувшееся массовым разрушением православных храмов и исторических памятников. Но и в это время она дала целую плеяду блестящих литераторов, музыкантов, певцов, которые составляют гордость отечественной культуры. Они также попадали под репрессии, притеснения, но парадокс заключается в том, что они были такими же атеистами, как и преследовавшая их власть: не видели никакой ценности в дореволюционной истории и культуре, а тем более - в Православной Церкви.

К концу 1980-х сами одесситы уже не помнили, что у истоков их города был не только «веселый Дюк», но и православный митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони), который освятил его основание (ему приписывают закладку первых четырех храмов, включая Спасо-Преображенский собор, и первого монастыря), а сама Одесса была крупнейший православным христианским центром.

Возвращение великого города, атеистического, космополитичного, к своим христианским и историческим истокам - нелегкий труд, который взвалил на свои плечи митрополит Агафангел. И сопротивление этому оказывалось даже со стороны центральной власти. Сколько воплей было в Киеве по поводу восстановления в Одессе памятника основателям города, который освятил Агафангел? Ющенко неиствовал, Гурвиц его успокаивал. А почему, собственно, одесситы, как и жители других регионов, должны жить не своей замечательной историей, а разрешенной хоружевским бухгалтером и составленной каким-нибудь тернопольским недотепой? Галычане даже десант боевиков собирали, чтобы проучить одесситов. Но получили отпор.

Митрополит начал с возрождения исторических храмов города. Спасо-Преображенский собор - вершина этих усилий, теперь каждый одессит, как и многомиллионная армия гостей жемчужины у моря, знают, «откуда есть пошла» Одесса и каким возвышенно-прекрасным был замысел о ней отцов-основателей. Не менее важным стало составление истории христианского подвижничества и мученичества в Одессе. Трудами митрополита были собраны материалы, документы, свидетельства, и решениями Священного Синода УПЦ были причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк), праведный Феодосий Балтский. В 2006 году состоялось первое празднование в честь собора Одесских святых.

По благословению митрополита Агафангела настоятельница Архангело-Михайловского монастыря игумения Серафима (Шевчик) построила музей христианской Одессы. Трехэтажное здание с обширной композицией с уникальными архивными материалами, свидетельствами о всех периодах православия в родном городе. Это единственный в Украине музей такого рода.

Одно из главных управленческих качеств митрополита Агафангела - это умение сотрудничать с элитами - властными, производственными, интеллектуальными. За годы независимости много сменилось губернаторов, мэров, начальников всех уровней, но неизменным оставалось их уважительное отношение к митрополиту. Они видят в нем успешного созидателя, патриота города, приходят посоветоваться по много вопросам его жизнедеятельности. Он удостоен званий «Почетного гражданина» Одессы и Одесской области. Сотрудничество Церкви и элит приносит благодатные плоды. Одесса по качеству жизни уже лидирует в стране, обогнав и Киев, и Донецк, и Харьков. Сегодня она стремится стать культурной столицей Украины, и это, безусловно, ей под силу.

О роли митрополита Агафангела в освобождении Православной Церкви от пут тоталитарного прошлого и в сохранении церковного единства написано много статей. Под его руководством весной 1992 года прошло собрание мирян и духовенства в Житомире, где было озвучено требование к смене церковного руководства, дискредитировавшего себя. Митрополит был одним из организаторов знаменитого Харьковского Архиерейского Собора, участников которого Святейший Патриарх Кирилл назвал «архипастырями-исповедниками», «святителями, отстоявшими единство Святой Матери Церкви».

Трагедия Православной Церкви в Украине, как известно, заключалась в том, что с обретением независимости к власти пришли не демократы, а вчерашние гэкачеписты, партноменклатура во главе с Леонидом Кравчуком, который в ЦК КПУ курировал агитацию, пропаганду и атеистическую работу - закрывал храмы (в среднем, по его же отчетам, по полторы сотни в год), преследовал священнослужителей и верующих. Словом, организовывал и направлял предначертанное партией естественно-историческое «отмирание» религии в атеистическом государстве. Поэтому в независимой Украине, в отличие от других постсоветских стран, не были упразднены структуры атеистического ГУЛАГа - Совет по делам религий, надзорные подразделения в КГБ (СБУ), да и законодательство оставалось ленинским: Церкви даже не возвратили статус юридического лица, сохраняя ее советское бесправие.

Сам же экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко) попал под разоблачения демократической прессы. Он был уличен в том, что являлся сотрудником КГБ по кличке «Товарищ Антонов», получившим за чекистские труды орден Трудового Красного Знамени; в аморальном для монаха образе жизни (имел жену и детей); в сращивании с преступной партноменклатурой. По заявлению Владимира Романюка в Киевский отдел УБОП, в конце 1980-х, через контролируемые Филаретом (Денисенко) церковные счета КГБ переводило за рубеж деньги партии в размере 4 млрд. руб. В 1991 году уже Кравчук перечислял Филарету деньги запрещенной Компартии, а Филарет в свою очередь создавал его избирательный фонд, перечисляя туда церковные средства. Это был, действительно, преступный альянс прогнившей партноменклатуры и разложившейся церковной верхушки в Украине.

Шквал общественного негодования накрыл Церковь, кто только ни клеймил ее за сращивание с тоталитаризмом. Даже лидеры национал-демократов во главе с Вячеславом Черноволом выступили с обращением, в котором требовали смещение Филарета, поскольку он стоит «на пути духовного возрождения Украины». Его отставки требовали в самой Церкви, в приходах, монастырях, епархиях его перестали поминать за богослужениями, тысячи обращений шли к Патриарху. Но вместо того, чтобы покаяться, уйти в отставку, не дискредитировать Церковь, Филарет зубами держался за власть, церковные деньги, еще и шантажировал кравчуковскую власть: если допустите, что меня «уйдут», я многое что могу рассказать. Самыми глупыми были его публичные разборки с тещей и детьми, которые папочку и мамочку изобличали во всех подробностях их совместной жизни, что только подливало масла в огонь.

Под флагом борьбы с филаретовщиной униатские власти Галиции начали настоящий погром православных общин: храмы захватывали с ОМОНом, с применением «черемухи», насилием и обращали в унию. Я тогда спрашивал у Филарета, как он может защитить несчастных - ведь идет форменное массовое избиение православных. Он лишь разводил руками: вот опять письмо Леониду Макаровичу написал. Будто и впрямь кто-то Кравчука в Галиции слушал! Впрочем, приходы и сами бежали подальше от филаретовского позора и самодурства и в унию, и в расколы. Помню, встретил галицкого священника, перешедшего в унию, он говорил: вы не представляете, я теперь могу спокойно служить, а то каждый день из-за Филарета только и отбивался от обвинений в связях с КГБ и партией, отвечал за Филаретовых детей и Евгению Петровну, которых и в глаза никогда не видел!

Оздоровить церковное руководство, вернуть Церкви доверие общества, преодолеть внутрицерковные шатания - такая задача стояла перед митрополитом Никодимом, митрополитом Агафангелом и другими архиереями-исповедниками. «Если бы мы промолчали, возопили бы камни», - говорил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Несмотря на шантаж и угрозы президента Кравчука и всей «вертикали власти», они провели Харьковский Архиерейский Собор, ставшим судьбоносным в истории Православной Церкви в Украине. Православные епископы отвергли не только ультимативное требование Кравчука «не трогать Филарета», но и, по сути, похоронили 70-летнюю атеистическую систему репрессий, диктата и произвола власти по отношению к Церкви. Это был первый и главный шаг в построении свободной Церкви в свободной державе, в освобождении ее от пут тоталитаризма. Филарет был снят с должности, за многочисленные церковные преступления расстрижен в монах; новым Предстоятелем Украинской Православной Церкви, Митрополитом Киевским и всея Украины был избран Блаженнейший Митрополит Владимир.

Перипетии Харьковского Собора подробно описаны в мемуарах митрополита Харьковского Никодима, в воспоминаниях других его участников. Выбор был не простой, дискуссии были основательными: владыки понимали, что противопоставляют себя и Церковь государственной репрессивной машине, которая еще недавно перемалывала судьбы миллионов и не успела заржаветь за годы перестройки. Все участники отмечают четкую и последовательную позицию митрополита Агафангела, его умение убеждать колеблющихся.

Не последнюю роль играла и депутатская неприкосновенность митрополита. Ведь Филарет всячески пытался не допустить проведения Собора, угрожал физической расправой даже митрополиту Никодиму, старейшему иерарху, который рукополагал в епископы самого Филарета: «вас побьют камнями». Если бы он осмелился так шантажировать митрополита Агафангела, на него бы завели уголовное дело: угроза государственному деятелю. Если бы филаретовские боевики, промышлявшие разбоями, попытались физически воздействовать на митрополита или на собрание, в котором он принимал участие, хулиганством бы не отделались. Верховная Рада при всей хронической склочности свято хранила свою главную корпоративную ценность - депутатскую неприкосновенность, была единодушна и безжалостна к ее нарушителям, кто бы они ни были - бандиты, чиновники или сами правоохранители. Народные избранники понимали, что стоит допустить правонарушения в отношении одного парламентария, завтра они коснуться другого или всех. Митрополит Агафангел был своеобразной защитой от государственного и бандитско-филаретовского беспредела. Он лично встречал в Киеве Блаженнейшего Митрополита Владимира, которого власть пыталась снять с поезда и не пустить в столицу, не отходил от него ни на шаг. Это сдерживало провокаторов. Поэтому Филарет с особой ненавистью относился (и относится) к митрополиту Агафангелу, понимая, что тот ему не по зубам.

Беспредел же не заставил себя ждать. Леонид Кравчук демократом стал уже после своего президентства. До этого он был банальным партийным бонзой, давителем, легко попирающим и законы, и Конституцию. Ведь закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в апреле 1992 года и подписанный самим Кравчуком, гарантировал права отделенной от государства Церкви. И президент не имел никакого права, как в советские времена, навязывать свою волю Церкви. По словам его тогдашних помощников, Кравчук был просто взбешен Харьковским Собором: он всю сознательную жизнь в ЦК давил этих попов, а здесь его, целого президента державы, они ослушались! Он пообещал создать Филарету новую «церковь» и загнать в нее, уже единую и неделимую, всех архиереев, епархии, приходы, которые изрядно «разболтались» за время горбачевской перестройки и всякий страх перед властью потеряли. Начались шельмование Блаженнейшего Митрополита Владимира и УПЦ в СМИ, захваты и погромы храмов, епархиальных управлений боевиками. В Киеве были захвачены резиденция киевских митрополитов на Пушкинской, Владимирский собор, осуществлен штурм Лавры. Одним из первых было разгромлено епархиальное управление в Виннице. Тяжелее всего пришлось Ровенщине и Волыни, родине Кравчука, где боевики Корчинского, Поровского, Червония бесчинствовали дольше всего. Но народ, глотнувший свободу, грудью защищал и свои храмы, и священнослужителей. Пожалуй, никогда верующие не любили так священноначалия, они понимали, что владык шельмуют и преследуют незаконно, за Церковь и веру Христову, и сплачивались вокруг них.

Массовые погромы выдохлись через полтора года, и уже Филарет обвинял Кравчука и силовиков в предательстве: обещали загнать под его воронье крыло и УПЦ, и УАПЦ, а не загнали ни тех, ни других.

Конечно, давление на Православную Церковь, вмешательство в ее внутренние дела продолжались и при Кучме, и при Ющенко, но уже не «по беспределу», «через колено», как при Кравчуке. Церковь выстояла, благодаря стойкости Блаженнейшего Митрополита Владимира, его ближайших соратников, отцов Харьковского Собора, и мужеству архиереев 1990-х. Они были и возродителями Православной Церкви в Украине а (ежегодно УПЦ увеличивалась на 400 приходов), и ее защитниками. В этой замечательной плеяде митрополит Агафангел, безусловно, занимает одно из главных мест.

Информационный отдел Одесской епархии 2013 www.eparhia.od.ua

(Саввин Алексей Михайлович; род. 2.09.1938, с. Бурдино Тербунского р-на Липецкой обл.), митр. Одесский и Измаильский. Из крестьянской семьи. В 1956 г. окончил среднюю школу. С 1958 г. учился в Киевской ДС, после ее закрытия, с 1960 по 1962 г.,- в Одесской ДС, в 1962-1966 гг.- в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия за соч. «Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии». 2 апр. 1965 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем А. и поступил в число братии лавры. 18 апр. 1965 г. архиеп. Минским и Белорусским Сергием (Петровым) рукоположен во иеродиакона, 22 апр. того же года - во иеромонаха. С 15 июня 1966 г. старший помощник инспектора Одесской ДС, преподаватель литургики, основного и сравнительного богословия, Свящ. Писания НЗ, а также делопроизводитель Одесского епархиального управления. С 29 мая 1967 по нояб. 1975 г. ректор Одесской ДС. Принимал активное участие в миротворческих и экуменических мероприятиях, в т. ч. в Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1969), в богословских собеседованиях с представителями Евангелической Церкви Германии (1979). 7 апр. 1967 г. возведен в сан игумена, 1 июня того же года - в сан архимандрита. С 10 янв. 1968 г. член епархиального совета Одесской епархии. В 1971 г., будучи членом Поместного Собора РПЦ от Одесской епархии, принимал участие в избрании митр. Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси. 11 нояб. 1975 г. Свящ. Синод РПЦ определил А. быть еп. Винницким и Брацлавским, 16 нояб. состоялась архиерейская хиротония. С нояб. 1975 по 20 февр. 1990 г. А. временно управлял Хмельницкой епархией. 7 сент. 1981 г. возведен в сан архиепископа, 10 марта 1989 г.- в сан митрополита. На Винницкой и Хмельницкой кафедрах активно занимался общественной деятельностью, являясь членом правления и президиума Украинского республиканского фонда мира, Винницкого областного комитета защиты мира, членом правления и президиума Украинского фонда культуры. 4 марта 1990 г. был избран народным депутатом Украины. Принимая участие в работе Верховной рады Украины, А. выступал против националистического курса «Руха», за что подвергался нападкам со стороны представителей националистических кругов. В 1991 г. А. встал в оппозицию сепаратистскому курсу митр. Киевского Филарета (Денисенко) , это закончилось конфликтом, в результате к-рого 7 авг. 1991 г. А. был переведен на Ивано-Франковскую и Коломыйскую кафедру, к тому времени уже практически уничтоженную греко-католиками и автокефалистами. Отказавшись принять это назначение и не видя возможности противодействовать губительной для Церкви политике митр. Филарета, А. подал на его имя прошение об увольнении за штат. 7 сент. 1991 г. был отправлен на покой. После Архиерейского Собора РПЦ 31 марта - 5 апр. 1992 г., в апр. этого же года, А. был возвращен на Винницкую и Брацлавскую кафедру. Решением Свящ. Синода от 26 июня 1992 г. переведен на Одесскую и Измаильскую кафедру, возглавив одну из крупнейших епархий УПЦ, стал постоянным членом Свящ. Синода УПЦ. В 1993 г. вновь назначен ректором Одесской ДС, а 27 авг. 1995 г.- председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде УПЦ. На Архиерейском Соборе РПЦ в февр. 1997 г. А. был в числе архиереев, высказавшихся против дальнейшего участия РПЦ в экуменическом движении. По представлению А. Свящ. Синодом УПЦ совершены местные канонизации подвижников благочестия, чье служение связано с Одессой, в т. ч. свт. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Херсонского, прп. Кукши (Величко) Одесского, св. прав. Ионы Одесского, Атаманского , сщмч. Анатолия (Грисюка), митр. Одесского, прп. Гавриила Афонского . По благословению А. в Одесской епархии открыто неск. новых мон-рей. Награжден орденами РПЦ и др. поместных Церквей.

Соч.: Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1966; Святая мученица Фотина // ЖМП. 1966. № 4. С. 62-64; Духовность Православия в выдающихся его представителях // БТ. 1973. Сб. 10. С. 120-128; О познании Бога // ЖМП. 1973. № 6. С. 29; Епископ Порфирий (Успенский) // Там же. 1975. № 5. С. 76-78; № 6. С. 68-72; Митрополит Иоанн, бывший Пражский и всей Чехословакии: (Некролог) // Там же. 1976. № 9. С. 39-42.

В. И. Петрушко

Высокопреосвященнейший АГАФАНГЕЛ (Саввин) - митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, доктор богословия «HONORIS CAUSA» и Почетный член Киевской духовной академии, доктор философии и Почетный профессор Ужгородской богословской академии им. святых Кирилла и Мефодия, Почетный Доктор «HONORIS CAUSA» Одесской Национальной юридической академии, Почетный доктор «HONORIS CAUSA» Одесского государственного медицинского университета, Почетный профессор Южноукраинского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Почетный член Ученого совета Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.

В миру - Алексей Михайлович Саввин.
Родился 2 сентября 1938 г. в с. Бурдино Тербунского района Липецкой области (Россия) в многодетной крестьянской семье. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году его отец - Михаил Петрович Саввин - пал смертью храбрых при высадке десанта на Керченском полуострове. В том же году, подорвавшись на мине, погиб старший брат Николай.
С 1942 по 1947 годы проживал с семьей в эвакуации в Новосибирской области в г. Ояш. По возвращении в родное разрушенное село поступил в школу, которую окончил в 1956 году.

В 1958-1960 гг. учился в Киевской духовной семинарии, в 1960-1962 гг. - в Одесской духовной семинарии.
В 1962-1966 гг. учился в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за сочинение "Идея искупления у древних языческих народов и в ветхозаветной религии".
В 1965 г. поступил в число братии Свято-Троице-Сергиевой лавры. 2 апреля 1965 г. принял монашеский постриг с именем АГАФАНГЕЛ.
18 апреля 1965 г. архиепископом Минским и Белорусским Сергием (Петровым, † 1990) в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Минска рукоположен в иеродиакона, 22 апреля 1965 г. - в иеромонаха.
С 1966 г. - старший помощник инспектора и преподаватель Одесской духовной семинарии. Одновременно делопроизводитель Одесского епархиального управления.
7 апреля 1967 г. возведен в сан игумена.
С 29 мая 1967 г. по ноябрь 1975 г. - ректор Одесской духовной семинарии.
В 1974 г. - Святейшим Патриархом Пименом награжден правом ношения второго креста с украшениями.
В 1975 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом был награжден правом служения с жезлом.
1 июня 1967 г. возведен в сан архимандрита.
С января 1968 г. - член епархиального совета Одесской епархии.

Активно участвовал во многих международных форумах: в июле 1969 г. - член делегации Русской Православной Церкви на конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. В сентябре 1969 г. участвовал в четырех собеседованиях богословов РПЦ и Евангелической Церкви в Германии (ФРГ). В 1987 и в 1989 гг. - член делегации в международных "Круизах мира по Днепру". В 1988 г. -член делегации в "Круизе мира" по реке Миссисипи (США). В 1992 г. - член международной встречи "Люди и религия", имевшей место в Лювене, Бельгия, под девизом "Европа и религия". В 1997 году митрополит Агафангел принял участие в работе симпозиума по проблемам экологии, который состоялся в Одессе под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Вселенского Патриарха Варфоломея и Католикоса Грузии Илии II.
В 1971 г. был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. Член Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990, 1991, 1992, 1994, 1996, 2000, 2004, 2008 гг.
11 ноября 1975 г. на заседании Священного Синода РПЦ получил определение быть епископом Винницким и Брацлавским, управляющим Хмельницкой епархией. Хиротонисан 16 ноября 1975 г.
С 1975 г. по 1990 г. - управляющий Хмельницкой епархией. С 1975 г. по 1992 г. - управляющий Винницкой и Брацлавской епархией.
7 сентября 1981 г. возведен в сан архиепископа.
10 марта 1989 г. возведен в сан митрополита.
С миссией мира во главе делегаций религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе делегации Советского комитета защиты мира и Украинского фонда культуры трижды посетил США, Италию, Бельгию, дважды - ФРГ, Францию, Болгарию, Швейцарию. Во главе паломнической делегации посетил Святую Гору Афон, трижды Иерусалим, Кипр.
Народный депутат Украины 1-го созыва (1990-1994 гг.). С 2006 года по настоящее время - депутат Одесского областного Совета. Член Правления и Президиума Украинского республиканского фонда мира, член Винницкого областного комитета защиты мира, член Правления и Президиума Украинского республиканского фонда культуры, член Президиума Одесского областного совета мира, член Ассоциации народных депутатов Украины.
7 августа 1991 года переведен на Ивано-Франковскую кафедру, но отказался ехать в результате беззаконных действий тогдашнего Предстоятеля УПЦ Филарета (Денисенко).
7 сентября 1991 года, согласно прошению, уволен на покой.
В апреле 1992 года восстановлен на Винницкой кафедре.
В 1992 году под председательством митрополита Агафангела состоялось совещание архиереев, духовенства, монашествующих и мирян Украинской Православной церкви, осудившее антиправославные, раскольнические замыслы и деяния тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко).
В мае 1992 года митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел принял самое активное участие в заседаниях Харьковского Архиерейского Собора УПЦ, на котором твердо настоял на отстранении митрополита Филарета (Денисенко) от должности Предстоятеля УПЦ и запрещении его в священнослужении за грубое нарушение канонов Церкви.


С 20 июня 1992 г. - митрополит Одесский и Измаильский, Постоянный член Священного Синода УПЦ.
С 1993 по 1998 гг. - ректор Одесской духовной семинарии.
С 27 августа 1995 г по 8 мая 2008 г. Председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ.
27 декабря 1999 г. Ученым советом Киевской духовной академии митрополиту Агафангелу присвоена степень Доктор богословия «HONORIS CAUSA».
26 ноября 2001 года Ученым советом Киевской духовной академии избран Почетным членом Киевской духовной академии (диплом №1).
2 сентября 2003 г Ученым советом Одесской национальной юридической академии митрополиту Агафангелу присвоено ученое звание Почетного доктора «HONORIS CAUSA».
9 июня 2005 года Советом Одесской духовной семинарии избран Почетным членом Одесской духовной семинарии.
22 февраля 2007 г. митрополит Агафангел избран Почетным доктором «HONORIS CAUSA» Одесского государственного медицинского университета.
29 ноября 2007 года Ученым советом Ужгородской богословской академии им. святых Кирилла и Мефодия митрополиту Агафангелу присвоена ученая степень доктора философии
2 сентября 2008 года митрополиту Агафангелу присвоено ученое звание почетного профессора Южноукраинского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
2 сентября 2008 года митрополиту Агафангелу присвоено ученое звание почетного профессора Ужгородской богословской академии им. св. равноапп. Кирилла и Мефодия.
2 сентября 2008 года митрополит Агафангел избран Почетным членом Ученого совета Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.
За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре открыты: Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский, Свято-Константино-Еленинский, Свято-Николаевский, Свято-Покровский мужские монастыри, а также Свято-Архангело-Михайловский, Спасо-Преображенский и Свято-Воскресенский женские монастыри.
В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые храмовые сооружения. Одесской митрополии возвращено трехэтажное здание Свято-Андреевского Афонского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах. Построены Спасо-Преображенский Одесский кафедральный собор, собор в честь иконы Божией матери "Живоносный Источник", и колокольня с надвратным храмом в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. Произведен капитальный ремонт Свято-Успенского Одесского кафедрального собора.
В 1995-1997 гг. по представлению митрополита Агафангела решением Священного Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий. Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк), праведный Феодосий Балтский. В 2006 году, в третью неделю по Пятидесятнице, в Одесской епархии состоялось первое празднование в честь собора Одесских святых, установленное по представлению митрополита Агафангела определением Священного Синода УПЦ.
Митрополит Агафангел - Почетный гражданин гг. Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США. В июне 2004 года на сессии Одесского городского совета избран Почетным гражданином г. Одессы.
В составе делегации Русской Православной Церкви с 2001 г., по благословению Предстоятеля Украинской Православной, Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, в составе делегации РПЦ митрополит Агафангел представляет Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений в Украине.
Митрополит Агафангел - участник двух международных церковных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова, проходивших в 1997 и 1998 гг. в Симферополе и Почаевской лавре. Под патронатом митрополита Агафангела с 20 по 23 января 1999 г. в Одессе проходила международная конференция Фонда единства православных народов: "Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики государственных институтов власти. В 2008 г. - церковная научно-практическая конференция «Православное духовное образование: история и перспективы».

Большое внимание митрополит Агафангел уделяет подготовке кадров священнослужителей для Украинской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения.
Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской митрополии. Одесская духовная семинария, монастыри и приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство митрополии, насельники монастырей и преподаватели семинарии присутствуют при принятии присяг в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы.
По благословению митрополита Агафангела в Одесской митрополии возрождается миссионерская деятельность. В теле - и радиоэфире еженедельно звучит пастырское слово. Во всех храмах и монастырях действуют воскресные школы для взрослых и детей.
В 2007 году по благословению митрополита Агафангела вновь стала печататься ежемесячная газета Одесской епархии "Одесские епархиальные ведомости", основоположником которой был святитель Иннокентий (Борисов).
Печатные труды митрополита Агафангела: праздничные пасхальные и рождественские послания, обращения, приветствия, доклады, слова, речи, проповеди, рефераты и др. составляют три тома, некоторые статьи из которых помещены на страницах "Журнала Московской Патриархии", в "Богословских трудах", "Православном Вестнике", других периодических изданиях РПЦ и УПЦ.
В 2005 году митрополит Агафангел стал лауреатом конкурса Союза писателей России в разделе "Политическая публицистика" с вручением ему премии.
Решением экспертного Совета Русского биографического института митрополит Агафангел удостоен Всероссийской премии - Человек года - 2008 за подвижническую, просветительскую деятельность
Имя митрополита Агафангела внесено в информационный биографический справочник: "Украина: 10 лет независимости. 500 влиятельных личностей".

Награды митрополита Агафангела:

церковные:


1968 год - орден Русской Православной Церкви святого равноапостольного великого князя Владимира III степени,
1969 год - орден РПЦ святого равноапостольного великого князя Владимира II степени,
1969 год - орден святого апостола и евангелиста Марка Александрийской Православной Церкви II степени,
1969 год - медаль Антиохийской Православной Церкви,
1981 год - орден св. равноапостольной Нины Грузинской Православной Церкви II степени,
1981 год - орден святого апостола и евангелиста Марка Александрийской Православной Церкви I степени,
1981 год - орден Святого Креста Иерусалимской Православной Церкви,
1985 год - орден РПЦ преп. Сергия Радонежского II степени,
1985 год - медаль святых Кирилла и Мефодия Греческой Православной Церкви,
1988 год - орден РПЦ святого равноапостольного великого князя Владимира I степени,
1998 год - орден святого князя Даниила Московского II степени,
1998 год - право на ношение второй Панагии
1999 год - серебряный орден Украинской Православной Церкви святого князя Владимира II степени с присвоением титула «Кавалер ордена святого князя Владимира»,
2000 год - орден РПЦ святителя Иннокентия Московского II степени,
2000 год - юбилейный орден УПЦ "Рождество Христово - 2000" I степени,
2000 год - орден Украинской Православной Церкви «Рождество Христово» I степени,
2001 год - орден УПЦ преподобного Нестора Летописца II степени,
2002 год - орден УПЦ «За патриотизм» II степени,
2002 год - юбилейная медаль УПЦ «Харьковский Собор - 10 лет» I степени,
2003 год - орден УПЦ преподобного Нестора Летописца I степени,
2003 год - орден Стефана Великого Молдавской Митрополии РПЦ II степени,
2005 год - орден УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских II степени,
2005 год - орден РПЦ преподобного Серафима Саровского II степени,
2006 год - орден УПЦ святого апостола Иоанна Богослова I степени,
2007 год - высшая награда Александрийской Церкви - орден преподобного Саввы Освященного,
2007 год - Грамота Священного Синода УПЦ в память празднования 15-летия Архиерейского Харьковского собора,
2008 год - орден РПЦ святителя Алексия, митрополита Московского II степени,
2008 год - юбилейная медаль Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в честь 1020-летия Крещения Руси,
2008 год - юбилейный орден УПЦ «1020-летие Крещения Руси»,
2008 год - орден УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени.

светские:



1983 год - Почетная медаль и знак Украинского республиканского отделения Комитета защиты мира,
1986 год - Почетная грамота и медаль «Борцу за мир» Комитета защиты мира СССР,
1986 год - Почетная грамота и знак Президиума правления Винницкой областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры,
1986 год - Почетная грамота и знак Украинского республиканского отделения Комитета защиты мира,
1988 год - медаль мира ООН,
1988 год - Почетная грамота и знак Украинского республиканского отделения Комитета защиты мира,
1988 год - Почетная грамота и медаль Президиума Верховного Совета УССР,
1988 год - Почетная грамота Хмельницкого областного правления Украинского республиканского отделения Комитета защиты мира,
1989 год - Почетная грамота Президиума Верховного Совета Грузинской ССР,
1990 год - Почетная грамота и золотой знак отличия Одесской областной государственной администрации,
1990 год - Памятная медаль Президиума Верховного Совета Армянской ССР,
1990 год - Почетная грамота Украинского республиканского отделения Советского детского фонда,
1991 год - Почетная грамота Украинского республиканского отделения Комитета защиты мира,
1998 год - Почетная грамота и медаль Кабинета Министров Украины,
1988 год - знак отличия Президента Украины - орден "За заслуги" II степени,
1999 год - орденский знак «Слава на верность Отчизне» III степени,
2000 год - орден Почета Приднестровской Молдавской Республики,
2001 год - серебряная медаль "10 лет независимости Украины" II степени,
2001 год - орден "Казацкая слава" I степени Запорожского казачества
2003 год - орден "Чернобыльский крест" (награда Всеукраинской общественной организации "Союз чернобыльцев Украины»),
2003 год - знак отличия Президента Украины - орден "За заслуги" I степени,
2003 год - орден Дружбы Российской Федерации,
2003 год - орден Международной академии рейтинга «Святого апостола Андрея Первозванного»,
2003 год - орден святого Георгия Победоносца (награда Российской Палаты личности при Президенте РФ) I степени,
2003 год - орден Суворова Приднестровской Молдавской Республики,
2003 год - знак отличия Министра Внутренних дел Украины,
2003 год - орден Г. Маразли III степени (награда Одесского городского головы),
2003 год - Почетный знак Запорожского казачества,
2003 год - Почетный знак Дворянского собрания юга Украины,
2004 год - Почетный знак к 60-летию освобождения Одессы,
2005 год - орден Г. Маразли II степени,
2005 год - Почетный знак Одесской национальной юридической академии,
2005 год - Почетный знак «За безупречную службу»,
2005 год - Почетный знак Одесского института сухопутных войск,
2006 год - юбилейная медаль «15 лет Вооруженных Сил Украины»,
2006 год - Почетная грамота Белгород-Днестровской государственной администрации и районного Совета,
2006 год - Почетный знак «За содействие органам внутренних дел»,
2006 год - Почетный знак Южного регионального управления Государственной налоговой службы Украины,
2007 год - орден Покрова Запорожского казачества,
2007 год - Почетный знак «За милосердие»,
2007 год - юбилейная медаль «15 лет Пограничным войскам Украины»,
2008 год - орден Почета Российской Федерации,
2008 год - высшая награда Приднестровской Молдавской республики "Орден Республики",
2008 год - Почетный знак Одесского областного Совета,
2008 год - Почетная грамота Одесского национального университета им. И.И.Мечникова,
2008 год - Почетная грамота Одесской национальной юридической академии,
2008 год - орден Украинского Совета мира I степени.