Не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях. Отрицательная частица "не" и "ни": правила, примеры

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

Цели урока:

  • знать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни- .
  • уметь использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие не- и ни- и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы
  • развивать речьпри составлении связного рассказа на лингвистическую тему.
  • повторитьправописание отрицательных местоимений, знаки препинания при деепричастном обороте,
  • создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умения работать во времени.

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор с презентацией учебного материала), таблица “Не и ни в наречиях”, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Постановка целей. Тема нашего урока “Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий”. Сегодня на уроке мы будем работать над формированием навыка написания букв е и и в приставках не и ни в отрицательных наречиях. <Приложение 3 >

Слайд № 2

2. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Проверка домашней работы.

Уплотнённый опрос.

1. Один ученик выполняет задание на доске.

2. Рассказ ученика на лингвистическую тему “Слитное и раздельное написание не в наречиях”.

3. На компьютере ученик выполняет задание по теме “Слитное и раздельное написание не в наречиях”. <Приложение 1 >

Слайд № 3

Дополнительные вопросы отвечающему:

  1. Что называется наречием?
  2. Назовите смысловые группы наречий?
  3. Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

3. Синтаксический разбор предложения.

Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой след на мокрой траве.

Частичный фонетический разбор: назвать последнюю букву и последний звук деепричастия оставляя.

Наречие неторопливо разобрать по составу.

Вопросы ученице: к какой смысловой группе относится наречие?

Назови текстообразующую роль наречий. (Наречие как одно из средств связи предложения)

4. Редактирование текста.

Слайд № 4

Учитель: Замените в тексте повторы наречиями, местоимениями и синонимами, определив, что они соединяют.

Маресьев очутился на вырубке. На вырубке на миг потерял сознание. Вдруг в кустах треснула ветка. Из кустов донесся какой-то шорох, Маресьеву почудилось, что в кустах люди.

Заменяющие слова: здесь, он, оттуда, летчик, там. Учитель: Вспомните условия слитного и раздельного написания не с наречием на -о и -е .

Один ученик отвечает правило.

Слайд № 5

5. Образование наречий с приставкой не-.

Учитель: От данных слов образуйте наречия с не .

Учитель называет слово, записывать нужно только полученное наречие, объясняя написание.

Решительно, совсем хорошо, обдуманно, уверенно, глубоко – мелко.

(Пишу нерешительно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением без уверенности. Пишу не хорошо раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение)

Учитель: Чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой)

Приведите примеры наречий, в которых не является частью корня. (Небрежно, нелепо)

6. Объяснение новой темы.

1. Актуализация знаний: правописание отрицательных местоимений и наречий.

Слайд № 6

Беседа об образовании отрицательных местоимений.

Физкультминутка для глаз.

2. Анализ языковых явлений [Отвопросительных наречий (где, куда, откуда и др.) с помощью приставок не- и ни- образуются отрицательные наречия, например: где - нЕгде и нигдЕ. В этих наречиях приставка не - ударная (нЕоткуда), а ни безударная (нИоткуда)

Слайд № 7

7. Тренировочные задания.

1. Выборочная работа.

Слайд № 7

Выписать в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.

1. Нигде не видно жилья. 2. Ничем не измерить простора полей. 3. Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4. Никак не удавалось преодолеть эту вершину

Проверка работы.

Вывод. Что общего в написании ни и не в отрицательных местоимениях и наречиях?

8. Проверочная работа.

9. Работа по группам:

Группа 1. Тест “Наречие”.

Слайды № 9–12

Группа 2. Индивидуальные карточки <Приложение 2 >

Подведение итогово написании букв е и и в отрицательных наречиях.

10. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

11. Выставление и комментирование оценок.

12. Объяснение домашнего задания.

1 группа – упражнение 229, §37.

2 группа – упражнение 231.

НЕ И НИ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ

не- и ни- . Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.

Отрицательные местоимения изменяются по падежам. Местоимения не́кого, не́чего не имеют именительного падежа.

1 . Запишите по образцу ничей - чей, как образованы данные слова.

Составьте 2-3 предложения с любыми из этих слов.

Некого, никакой, никто, нечего, ничто, ничей.

2 . Как вы понимаете смысл стихотворения, которое называется «Ничего»? Как произносится это слово?

Ничего

- Что купили?
- Ничего!
- Что сварили?
- Ничего!
- Что жуёте?
- Ничего?
- Как живёте?
- Ничего!

- Непонятно,
Для чего
Нужно столько
Ничего!
- Если много Ничего,
То не жалко Ничего!

чего́ [во]
ничего́ [во]
никого́ [во]
не́кого [в] о
не́чего [в] о

В отрицательных местоимениях приставка ни- безударная. В ней пишется буква и .

Н ик ого́.

45.

3 . Не или ни ? Спишите. Обозначьте условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Укажите падежи отрицательных местоимений.

1. Н..чего тому страши(т, ть)ся, кто н..чего (не)бои(т, ть)ся. 2. Хоть в ш..лк одень (не)ряху, а всё гл..деть не на что. 3. Если за день н..чему (не)научился, зря прожил день. 4. За напрасный труд н..кто спасибо (не)скажет. 4 5. Н..чьими похвалами (не)в..зносись.

(Пословицы.)

Если при сказуемом есть частица не , то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

4 . Вставьте отрицательные местоимения для усиления отрицания. Подчеркните дополнения. Обозначьте их падеж.

Образец:

    Валек - - (не)ответил.

    Маруся - - (не)узн..вала.

    Отец - - ещё (не)знал.

    И ты до сих пор - - ещё (не)ра..болтал, куда ходишь?

(По В. Короленко.)

5 . Спишите, обозначая условия выбора не и ни в отрицательных местоимениях.

1. Рядился-рядился, а н.. к чему н.. пр..годился. 2. Друг - це(н, нн)ый клад, (не)другу (ни)кто (не)рад. 3. Обид..ть-то каждый мож..т, а пож..леть-то н..кому. 4. Любят того, кто н.. обид..т н..кого.

(Пословицы.)

Рассмотрите примеры. В каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельные написания?

И.- ничто
Р.- ничего, ни от чего
Д.- ничему, ни к чему
В.- ничто, ни на что, ни за что
Т.- ничем, ни с чем, ни перед чем
П.- ни о чём, ни на чём

Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно.

Н и у к ого. Н е с к ем.

46.

6 . Запишите отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не и ни в отрицательных местоимениях (см. образец в рамке). Составьте с полученными словами словосочетания или предложения.

Некем (с). Ничто (во). Некого (у). Ничего (для). Никого (от). Ничем (перед).

7 . Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с которыми они связаны, в две колонки: в первую - слитные написания, во вторую - раздельные написания. В выписанных словосочетаниях обозначьте главное слово.

1. (Н..)чем (н..)чего (не)сдела..шь. 2. Кто оторвался от друзей и товарищей, тому (не) (на)кого рассчитывать в беде. 3. Глуп 3 совсем, кто (н..)знается (н..) (с)кем. 4. Скучен 3 день до вечера, коли делать (н..)чего. 5. (Н..) (в)чём так свободно (не)проявля..тся народный характер, как в песн.. и в пляск.. . 6. Родную мать (н..)кем (не)замен..шь. 7. (Не) (с)кого спрашивать, когда сам виноват.

8 . Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + отрицательное местоимение с предлогом». Обозначьте падеж местоимений. Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 112).

(Не) разоч..ровался - -. (Не)прик..сался - -. (Не)разб..рается - -. (Не)ра..спрашивает - -. (Не)ра..считывает - -. (Не) уча(?)ствуете - -. (Не)пр..выкнет - -.

9 . Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни.

1. (Ни)кому (не)об..ять (не)об..ятного. 2. Кто пр..вык бранит(?)ся, тому н.. с кем н.. ужит(?)ся. 3. Кто поз(?)но приход..т, тот (ни)чего (не)наход..т.

(Пословицы.)

10 . Слитно или раздельно? Не или ни? Спишите, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написания не и ни в отрицательных местоимениях».

    (Н..)спеши хватать руками (н..)чего, что лежит в тарелке.

    (Н..)толкай (н..)кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.

    (Н..) с кем громко (н..)разговаривай, (н..)старайся (н..)кого перекричать.

6. В отрицательных местоимениях и наречиях пишется под ударением приставка не (не кого,не когда ), без ударения – приставка ни (ни кого, ни когда ).

*7. Сочетания не кто иной (другой ), как и не что иное (другое ), как выражают противопоставление; в них не является отрицательной частицей и пишется раздельно (Разрешение может дать не кто иной ,как руководитель учреждения ).

*Раздельно пишутся данные сочетания, если противопоставление выражено предшествующим союзом а (Разрешение может дать руководитель учреждения, а не кто другой ).

*Местоименные сочетания никто иной (другой ) и ничто иное (другое ) связаны не с противопоставлением, а с усилением и, как правило, употребляются в отрицательных предложениях (Никто иной не мог бы дать разрешение ).

*В предложениях без отрицания эта конструкция носит присоединительный характер, усиливая сказанное в первой части предложения (Разрешение может дать только руководитель учреждения, и ни кто иной ).

8. Различаются сочетания ни один (никто) – не один (много); ни разу (никогда) – не раз (часто): ни один из нас не струсил в минуту опасности – не один из нас готов на это; ни разу с ним не встречался – не раз с ним встречался. Сочетание с частицей ни всегда употребляется в связке с отрицательным сказуемым.

9. В независимых восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словами только, уж ) пишется отрицательная частица не , а в придаточных предложениях (с уступительным оттенком значения) для усиления утвердительного смысла – частица ни (Куда только он не обращался! – обращался во многие места и Куда только он ни обращался, везде встречал равнодушное отношение ).

10. Следует различать в придаточных предложениях сочетания кто бы ни, что бы ни, где бы ни ни , примыкающая к относительному слову, и сочетания кто бы не, что бы не, где бы не и т. п., в составе которых имеется частица не , относящаяся к сказуемому (Он всем оказывал помощь советом, кто бы к нему ни обращался. В нашей округе, пожалуй, нет никого, кто бы к нему не обращался за советом ).



Частица НИ

11. Одиночная или повторяющаяся ни входит в состав устойчивых оборотов (во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, откуда ни возьмись, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять, ни много ни мало, ни больше ни меньше и др.).

*12. Следует различать приставку НИ в отрицательных местоимениях и наречиях (никто, нигде и т. д.) и частицу ни с относительными местоименными словами (ни кто, ни где и т. д.) в придаточных предложениях: Я не знаю, ни кто вы, ни кто он (Тург.). Повторяющаяся частица ни имеет значение соединительного союза.

*13. В восклицательных предложениях с утвердительным смыслом возможно употребление частицы ни в сочетаниях со значением «все равно кто (что, какойи т. д.)»: – Кто вам это сказал? – А кто бы ни сказал!

¨ Приведите примеры правил из данного параграфа, которые основываются на различных принципах орфографии.

Задание 138. Спишите, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. Он часто совершал (не)лепости. 2. (Не)каждый умеет петь. (Не)каждому дано яблоком падать к чужим ногам (Ес.). 3. Я (не)еду из Лондона. (Не)куда и (не)зачем (Герц.). 4. И для кого я припасала? Ночей (не)досыпала, куска (не)доедала (С.-Щ.). 5. Он (не)договорил своей речи и махнул рукой (Т.). 6. Отцы нас сосватали, мы очень полюбились друг другу и вступили в брак (не)мешкая (Т.).

Задание 139. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Он критиковал начальство (не)взирая на лица. Взирать было всё-таки страшновато (И. и П.). 2. (Не)просохшую одежду спешно пялит на себя (Твард.). 3. (Не)смотря мне в глаза он о чём-то продолжал говорить. 4. Происходивший у неё разговор с матерью был далеко (не)приятного свойства (Пис.). 5. Я понял что разговор у них был (не)официальный (Твард.). 6. Ни на какую ногу описываемый (не)хромал и росту был (не)маленького (не)громадного а просто высокого (Булг.). 7. Чувствую я себя весьма (не)дурно.

Задание 140.

1. Ист…(н,нн)ая любовь к своей стране (не)мысл…ма без любви к своему языку (Пауст.). 2. Один из п…щерных м…настырей произвёл на нас (не)забыва…мое впеч…тление (Pоз.). 3. Далеко прот…нувшись от (не)высокого, но обрывистого берега в спокойно дремл…щую реч…нку, проп…давшую (в)дали, золотит(?)ся песча(н,нн)ая отм…ль (Сер.). 4. С хриплыми и далеко (не)стройными криками бойцы бросились (в)рукопашную (Закр.). 5. Только ноч(?)ю гитлеровцы нащупали почти (не)защищё(н,нн)ое место и, прорвав об…рону, (в)ра(с,сс)ыпную бросились по теснин… (Закр.). 6. Воздух (не)подвижен и чист (Сер.). 7. В отдалени… стояла бездельн…чающая публ…ка, (не)доумё(н,нн)о смотрела на эти пр…готовления, а потом каждый разносил в корне (не)верные слухи (Фурм). 8. Он ш…л к плетню, тоже (не)оборач…ваясь, злобно, (не)покорным зверем, уходящ…м от добычи (Гонч.).

Задание 141. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. Откуда(то) донос…т(?)ся отрыв…стый тревожный крик (не)уснувш…й птицы (Ч.). 2. Лёгкая пыль лежала на дороге ещё (не)тронутая со вчерашнего дня (н…)колесом (н…)ногою (Т.). 3. Воздух был (не)подвижен и полон какой(то) чуткой криста(л,лл)ической ясности (не)наруша…мой теперь (н…)одним звуком (Кор). 4. Только (не)сжата полоска одна (Н.). 5. На другой день повезли его в Кистенёвку почти уже ему (не)пр…над-л…жавшую (П.). 6. Я знал его наизусть и (не)смотря на это каждый день находил в нём новые (не)замече(н,нн)ые красоты (П.). 7. Черты лица его были (не)лише(н,нн)ы пр…ятности (Г.). 8. Яркое красное пятно (в)потёмках к…залось страшным но Пашка обезум…вший от страха (не)знавший куда бежать повернул к нему (Ч.). 9. Дениска пр…слуш…вавшийся к их разговору и (н…)чего (не)понявший встр…хнул головой (Ч.). 10. Отправ…вшись совсем (не)и(с,сс)лед…ва(н,нн)ой дорогой отряд чуть было (не)попал в беду. 11. Из-за спешки было принято крайне (не)обдума(н,нн)ое решение. 12. (В)далеке слыш…т(?)ся гром (не)раскат…вающийся а глухо рокочущий. 13. На столе увидели мы (не)разброса(н,нн)ые а а(к,кк)уратно сложе(н,нн)ые книги.

Задание 142. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. (Не)узнав соседа, дома (не)покупай. 2. Лучше (не)(до)сказать, чем пересказать. 3. Считай врагов (не)убитых, а (не)(до)битых. 4. (Не)залам…вай рябину (не)вызревшу, (не)бери девку (не)вызнавши. 5. Глухой (не)(до)слыш…т, так пр…врёт. 6. Плохой товар с рук (не)идёт. 7. (Не)пригож лицом, да хорош умом. 8. То (не)беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора(то) (не)идёт. 9. Друг – це(н,нн)ый кла…, (не)другу (н…)кто (не)рад. 10. Отступление – ещё (не)пор…жение. 11. Отча…(н,нн)ый скач…к всегда (не)удачлив. 12. Одна пчела (не)много мёду нат…ска…т. 13. Белый свет (не)углом сведён. 14. Вранью да (не)былицам – короткий срок. 15. Вешний лёд обманчив, новый друг (не)надёжен. 16. На чужих руках мозолей (не)видно. 17. Ученье – крас…та, а (не)ученье – сл…пота. 18. (Не)учёная голова что ф…нарь без огня. 19. (Не)тот гра(м,мм)отен, кто читать умеет, а тот, кто слуша…т да разуме…т. 20. Говорить – (не)работать, торопит(?)ся (не)надо (Посл.).

¨ Устно объясните, как Вы понимаете значение пословиц.

Задание 143.

1. Мы приняли в дар бл…стательный и (не)слыха(н,нн)о богатый язык наших кла(с,сс)иков и наш св…ще(н,нн)ый долг …беречь это дост…яние (Пауст.). 2. Ра(с,сс)казать красоту этого (много)дневного снежного царства (не)возможно (Пауст.). 3. (Не)раз мы видели оставле(н,нн)ые тюки товаров (не)извес(?)но кому пр…надлежащие (н…)кем (не)охраня…мые (Сеp.). 4. Было (не)понятно как в густом лесу двигаясь почти (на)ощупь люди найдут своё место в горах и пр…готовят(?)ся к бою (Закр.). 5. К счастью до ближайш…й охотнич(?)ей избушк… осталось (по)видимому совсем (не)далеко (Сер.). 6. (Не)теряя (н…)минуты и в душе радуясь мы без устали рубили хвою (Сер.). 7. Сумерки сгущались медле(н,нн)о почти (не)заметно для глаза (Эрт.). 8. (Не)торопясь идя по шо(с,сс)е Сергей (не)отступно гл..дел на этот волшебный пожар (Эрт.).

Задание 144. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

1. Но (н…)кто (н…)видел, как на в…ршинах криста(л,лл)ических скал распол…жились наблюдатели, буквально (н…)сводящие глаз с врага (Закр.). 2. Иным птицам пр...дётся сделать чуть(ли) (н…)тысяч…километровый перелёт. Чего только (н…)испыт…вает (в)течени… такого полёта маленькое существо весом около двадцати – двадцати пяти граммов! (Н…)безопас(?)ным для птиц бывает (н…)что иное, как пр...брежный маяк. Но опытный вожак, взяв (за)ранее другое напр…вление, всегда предотвр…тит почти (н…)избежное (н…)счастье (Эрт.). 3. Вокруг тихо. (Н…)молний, (н…)ветра (Леск.). 4. Было совершенно темно, но как (н…)стра(н,нн)о, от прож…рливых к…маров и мошек спасения (н…)было так(же), как и днём (Сер.). 5. (Н…)стыдно (н…)знать – стыдно (н…)учит(?)ся (Посл.).

Задание 145. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Сколько (н...)езжу я по нашим степям как (н...)темны бывают иногда безлу(н,нн)ые ночи мне (н...)разу еще (н...)случалось …бит(?)ся с дорог… и испытать пол…жение заблудившегося человека но за(то) однажды я испытал другое (н...)счастье меня застиг в степи буран и я познакомился со всеми его ужасами.

Нет (н...)чего ужаснее этого ст…пного страшилища от которого (н...)всякий может уйти (н...)вредимым так как он душ…т всё что ему (н...)попадёт(?)ся. Сер(?)це пада…т у самого (н...)робкого человека пр…выкшего ко всяким (н...)взгодам кровь (н...)вольно останавлива…т(?)ся в жилах и (н...)мороз а страх вызыва…т такое сост…яние потому что стужа во время буранов (н...)когда (н...)бывает очень вел…ка.

В самом деле как (н...)смел путник но страшно ему станов…т(?)ся когда начина…т (н...)истовствовать ра(с,сс)ви-р…певший (н...)удержимый ветер когда снег сл…пит глаза когда всё кругом на (н...)об(?)ятном простор… оден…тся белым мраком сквозь который (н...)чего (н...)видно и когда нет дороги (н...)вперёд (н...)назад потому что всё занесе(н,нн)о снежной порошей. А кругом (н...)души (н...)звука человеческого голоса.

Задание 146. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. (С)виду он полный потому что у него нет (н...)горя (н...)забот (н...)волнений. (Гонч.). 2. Покорно как ребенок слез он с коня и остановился (н...)жив (н...)мёртв перед Тарасом (Г.). 3. (На)верху за потолком кто(то) (н...)то стонет (н...)то смеётся (Ч.). 4. Варя была (н...)то (н...)сё (н...)хороша собой (н...)дурна (Тург.).

Задание 147. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

Им всегда (н...)когда, (н...)куда пойти, (н...)зачем беспокоиться, (н...)куда не выходить, (н...)где остановиться, (н...)где не задерживаться, (н...)как не мог прийти, (н...)сколько не обидеться, (н...)о чём не спорить, (н...)чуть не огорчиться, (н...) (от)куда ждать помощи, (н...)(от)куда не ждать вестей, (н...)чему не радоваться.

Задание 148. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. (Н...)раз от скуки свои мечты мне пов…рял. 2. Чего(бы) он (н...)дал чтоб нравит(?)ся им. 3. Клим о(т,тт)олкнул мысли продума(н,нн)ые (н...)один десяток раз. 4. Это был очень высокий забор и такой плотный что (н...)одной щ…лочки (н...)сквозило в нём и (н...)как нельзя было погл…деть на этот двор. 5. Такого запаха (н...)было (н...)где (н...)в одном доме. 6. Команда разошлась (н...)доум…вающая и поражё(н,нн)ая. 7. Пахло гарью (н...)затухающего (н...)(в)далеке пожара. 8. Уже (н...)стало видно (н...)земли (н...)деревьев (н...)неба. 9. Дня три я (н...)сходил на берег (н...)здоровилось и (н...)вл…кло туда (н...)ве…ло свежестью и пр…вольем. 10. За фр…нцузом вышла (н...)молодая (н...)высокая очень (н...)красивая француженка одетая ещё из…ска(н,нн)ее.

Задание 149 . Замените выделенные конструкции словами с НЕ или НИ. Запишите получившийся текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и объясняя орфограммы.

Старушка (н...)когда (н...)была в городе, (н...)ездила на поезде, хотя много раз бывала на станции. Её уверяли, что в городе совсем (н...)страшно, что там у неё много друзей, которые встретят её. Большинство людей уговаривали её, но она всё (н...)решалась. Часто она приходила к станции и изучала расписание поездов, но всё ещё сомневалась в обязательности этой поездки.

Задание 150 . Строки сказки С. Я. Маршака «Волга и Вауза» переставлены. Найдите источник и правильно их расположите. Запишите получившийся текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Меж болот из малого колодца

(Н...)широк, (н...)звонок, (н...)глубок,

Хоть местами речку эту (в)брод

Ручеёк, (н...)умолкая, льётся.

Перейдёшь его через дощечку,

И цыпленок летом перейдёт.

(Н...)приметен чистый ручеёк,

А глядишь – ручей разлился в речку,

2. Волга – рекам родины царица.

На волнах качаются суда,

Вьётся Волга, а её сестра

(Н...)одна (н...)может с ней сравниться.

Носят много дорогого груза.

(На)прямик течет, крута, быстра.

Высятся над Волгой города,

А у Волги есть сестра – Вауза.

Задание 151. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы.

1. В пустыне всё (н…)привычно и (н…)понятно. Прол…вные дожди которые высыхают (н…)долетая до земли. Хорошей погодой называют (н…)солнечную и сухую а пасмурную и д…ждливую. Зонт защища…т здесь (н…)от дождя а от солнца (Сладк.). 2. Но похудел я (н…)только из-за тоски по дому. К тому(же) я постоя(н,нн)о (н…)(до)едал. Осенью пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в заготзерно стоявшее (н…)(по)далеку от райцентра еду мне посылали довольно часто. Но вся беда в том что мне её (н…)хватало. (Н…)чего там (н…)было кроме хлеба и к…ртошки. (Расп.). 3. Мы часто говорим «времена Чехова» или «времена Толстого». Но воздух этого (н…)давнего времен… его окраска его х…рактер сл…гавшиеся из (н…)и…числимых черт всё это почти потер…(н,нн)о для нас. Новое пок…ление уже (н…)может ощутить чеховское время как (н…)что соверше(н,нн)о конкретное. (Н…)что конечно (н…)может дать такого точного ощущения прошлого как встреча с живым его св…детелем каким был Владимир Алексеевич Гиляровский человек (н…)укр…тимой энергии и (н…)укр…тимой доброты. Это был весёлый и (н…)ут…мимый труже(н,нн)ик. (Н…)было должно быть (н…)одного явления которое (н…)казалось(бы) ему смертельно любопытным (Пауст.). 4. В конце концов Машка даже и (н…)друг ему Васе а просто старая дряхлая черепаха и ему вовсе (н…)хоч…тся думать о ней. И всё(таки) дума…тся ему (н…)о том какой вот он молодец что сумел раздобыть двух весёлых малышей с к…торыми так интересно будет завтра играть а всё о той(же) (н…)кудышной Машке. Дума…тся тревожно (н…)хорошо (Наг.). 5. Часы пробили (н…)то десять (н…)то оди(н,нн)адцать.

Задание 152. Прочитайте текст. Какие образные языковые средства и с какой целью употребляет автор? Устно вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы. Подготовьтесь писать этот диктант в аудитории.

Ос…нь в этом году 1 в (П,п)одмосковь... пр…шла совсем (не)жда(н,нн)о. Ещ… в разгар… были многие п…левые работы как в одну из тёмных бе…лу(н,нн)ых н…чей (не)прош…(н,нн)ым гостем явился весьма крепкий мороз…ц и снеж...к.

(На)бегу ост…н…вились (не)большие (стекля(н,нн)о)прозрачные реч...нки сов…рше(н,нн)о (не)замут-нё(н,нн)ые (не)пр…ютными х…лодными ветрами. (Кое)где в молод...ньком лед…(н,нн)ом зерк…льц... в уд…влё(н,нн)ом (не)(до)умени... прогляд…вали ((не)жда(н,нн)о)(не)гада(н,нн)о закр…плё(н,нн)ые в лёд зелё(н,нн)ые л…сточки.

И пр…рода нач…ла быстро перестра...ват(?)ся подчиняясь (не)жела(н,нн)ой (н…)кем (не)зва(н,нн)ой ра(н,нн)ей ос…ни. Быстро погружался в пре…стоящую зимн…ю спячку сад т…ропясь …бросить с себя (свеже)заморож…(н,нн)ую листву. На лугах где так и осталась (не)кош…(н,нн)ой трава под ногами особе(н,нн)о соч(?)но хрустело. (Из)под белого снежного покрывала на се…(н,нн)ых полях (кое)где выгляд...вали (зелен…ва-то)глянц...вые пятн...шки (не)давно посе…(н,нн)ых озимых. (Хож…(н,нн)ые)перехож…(н,нн)ые тр…пинки уходящие (в)даль леса спрятались ср...внявшись со (свеже)скош...(н,нн)ыми полями и скрылись под снежным покровом.

Но особе(н,нн)ая прелесть для мес(?)ных реб…тишек таилась в (мало)хож…(н,нн)ых и почти (не)езж…(н,нн)ых дорогах и доро…ках. Они за одну ночь покрылись твёрдым настом по которому осчастливле(н,нн)ые ра(н,нн)ими заморо…ками дети уже неслись под горку на (не)кова(н,нн)ых деревя(н,нн)ых санях. Обдавая друг друга ф…нтаном (мелко)дроблё(н,нн)ого льда смеш…(н,нн)ого с затв…рдевшими комочками земли они (с)нов… и (с)нов… взб…рались на естестве(н,нн)ую ледя(н,нн)ую горку. Плохо пр…ходилось тем кто оказ…вался выш…бле(н,нн)ым из санок вместо мягкого пушистого снега они падали на ими(же) раз(?)езж…(н,нн)ый лома(н,нн)ый лед. Лица многих детей были исцарапа(н,нн)ы но почти (н…)одно из них (не)было заплака(н,нн)о. Уж очень заманч...вым было (не)ожида(н,нн)ое катанье на санках после ср…внительно (не)давнего купанья в (не)большом прудишк... или в мес(?)ных реч…нках .

Слова для справок

Задание 20

А : анастезия, аналогичный, аудиенция, специалист.

Д : декольте, дуэт, донна, диета.

Задание 30

Коммюнике, апелляция, гротеск, бюллетень, коллектив, договор, оппонирование, аппликация, беллетристика.

Задание 54

Бульон, ателье, инъекция, пасьянс, больничный, фальшь, валерьяна.


Тесты по орфографии

Вариант №1

Тест по орфографии №1

Задание №1

Буква А пишется:

£ покл…няться учителям

£ молодой р…сток

£ ср…внять счёт

£ непром...каемый плащ

Задание №2

Ряд, в котором пишется одна и та же буква:

£ р...стовщик, пром...кательная бумага, р...весник

£ распол...жение, к...саться, выг...реть

£ заск...чить, к...снуться, предл...гать

£ соб...раться, соч...тание, заст...лить (постель)

£ р...стовщик, выск...чка, пл...вец

£ г...реть, изл...гать, ур...внение

Задание №3

Буква Е пишется:

£ приор...тет

£ реп...тиция

£ м...ровоззрение

£ п...ссимист

£ подл...нный

£ д...скуссия

Задание №4

Ряд, во всех словах которого представлена орфограмма «Непроизносимая согласная в корне слова»:

£ сердце, гигантский, вестник

£ симметрия, местный, футбол

£ агентство, окрестность, пастбище

£ здравствовать, свадьба, вперемежку

£ терраса, свистнуть, косьба

£ рессора, яростный, явственный

Задание №5

Двойная согласная в корне не пишется:

£ нове…а

£ га…ерея

£ сте…аж

Задание №6

Буква И пишется:

£ пред…стория

£ сверх…нтеллигентный

£ роз…грыш

£ без…сходный

Задание №7

Приставка ПРЕ- пишется:

£ пр…глушить мотор

£ пр…рвать договор

£ пр…фронтовой рубеж

£ пр…карманить деньги

Задание №8

Ряд, во всех словах которого пишется одна и та же буква:

£ пр...земленный, пр...вышать, пр...ём

£ и..бежать, прои...вести, ра...граничение

£ чре...мерный, и...подтишка, не...говорчивый

£ не...правданный, п...становка, под...зрение

£ без...сходный, под...грать, по...грать

£ пр...градить, пр...ехать, пр...следовать

Задание №9

Буква Ё пишется:

£ парч...вое платье

£ короткая юбч...нка

£ жалкая душ...нка

£ переш...л границу

Задание №10

Буква Ы пишется:

£ ц…кличный ритм

£ ц…ганский барон

£ новый ц…ркуль

£ ц…рковая программа

£ маленький ц…плёнок

£ дословная ц…тата

Задание №11

Буква Е пишется:

£ колокольч…к

£ карманч…к

£ ножич…к

£ графинч…к

Задание №12

Буква И пишется:

£ сирен…вый

£ красав…ца

£ дружоч…к

£ кусоч…к

£ дожд…к

£ письм…цо

Задание№13

Буква И пишется:

£ чита…мый

£ вид…мый

£ увлека…мый

£ оберега…мый

£ завис…мый

£ сдвига…мый

Задание №14

Пишется Н:

£ соломе…ая шляпка

£ ржа…ой хлеб

£ умстве...ый труд

£ тыкве…ые семечки

Задание №15

Пишется НН:

£ вылепле…ый детьми снеговик

£ вяза…ая кофта

£ кова…ый сундук

£ назва…ый брат

£ нежда…ый гость

£ порва…ый рюкзак

Задание №16

Пишется НН:

£ оловя...ый солдатик

£ коше...ая трава

£ песча...ый бархан

£ документы разорва...ы

£ пережаре...ое мясо

£ нетопле...ый дом

Задание №17

Пишется слитно:

£ (не)лепо выглядеть

£ встречать (не)дружелюбно, а холодно

£ (не)озарённая солнцем долина

£ вовсе (не)интересная книга

Задание №18

Пишется слитно:

£ Среди ещё (не)одетых деревьев черёмуха была зелёная.

£ При проверке они (не)дополучили необходимых документов.

£ Задача далеко (не)проста.

£ Он шёл по дороге, (не)смотря под ноги.

£ Ответ был (не)обоснованным.

Задание №19

Буква Е пишется:

£ Если за день н…чему не научился, зря прожил день.

£ Любят того, кто не обидит н…кого.

£ Воробьи н…сколько не боялись наступления холодов.

£ Ждать помощи было н…откуда.

£ Эта вещь н…кому не нужна.

£ Н…чего и говорить, как Петя обрадовался приглашению покупаться.

Задание №20

Пишется НИ:

£ Путнику для дружеского общения с местными жителями (н...) нужны никакие особенные премудрости.

£ Не было (н...) малейшей возможности перебраться на тот берег.

£ Город наш вовсе (н...) отличался архитектурными достопримечательностями.

£ (Н...) эффектная внешность и (н...) поставленный голос делает актера актёром.

£ Катя (н...) сомневаясь ответила на вопрос экзаменатора.

£ Свечение моря вызвано (н...) мистическими, (н...) таинственными, а вполне объяснимыми биологическими причинами.

Задание №21

Буква Е пишется:

£ вследстви… плохой погоды

£ в продолжени… повести

£ узнать впоследстви…

£ в течени… дня

Задание №22

Ряд, все слова которого пишутся через дефис:

£ (еле)еле, (кое)где, одеться (по)зимнему

£ (по)местному времени, (пол)Москвы, (кое)как

£ (по)товарищески, (сине)зеленые, как(нибудь)

£ (юго)запад, (бледно)розовый, (как)будто

£ (давным)давно, (по)тихоньку, (как)либо

£ (крепко)накрепко, (дальне)восточный, (по)лучше

Задание №23

Буква Ь не пишется:

£ шест…сот

£ пят…десят

£ девят…сот

£ сем…надцать

Задание №24

Ряд, во всех словах которого пишется Ь:

£ об...ект, об...яснение, без...обидный

£ восем...десят человек, щедрый богач...

£ найдите и отмет...те, в...ется знамя

£ без...ядерный, под...езд, контр...аргумент

£ б...ющийся, пред...утренний, неот...емлемый

£ син…ор, сем…я, вороб…и

Задание №25

Буква И пишется:

£ учиться в академи…

£ располагаться в галере…

£ написать Наталь…

£ учиться в лице…

£ по берёзовой алле…

£ при определённом усили…

Следует различать отрицательные наречия с отрицательными и неопределёнными местоимениями (некоторые из них по форме похожи друг на друга):

85. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н...) (за) (что) благодарить, (н...) (за) (что) (н...) благодарил, (н...) кий, (н...) когда, (н...) кого просить, (н...) кого (н...) видел, (н...) куда, (н...) где, (н...) (на) (что) купить, (н...) (на) (что) (н...) обращать внимания, (н...) откуда, (н"...) чем заняться, (н...) когда, (н...) куда, (н...) (к) чему,

(н...) откуда, (н...) почём, (н...) (при) (чём), (н...) сколько (н...) устал.

Отрицательные наречия

Вот особенная встреча –

Учимся писать наречия.

И, конечно, без сомнения,

Повторим местоимения

Нéкто в двери постучал,



Но никто не отвечал.

Заперта чужая дверь,

Нéкуда идти теперь.

Нету дела никому,

Где заночевать ему.

Никого нигде не видно.

Грустно, страшно и обидно,

Когда нé с кем пообщаться…

Всё теперь понятно, братцы?

В наречиях, местоимениях

НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

Н…когда в стране Наречий
Жил очень странный гражданин.
Н.. с кем и н…когда он не дружил
И дружбою н…чуть не дорожил.
Н… с кем принципиально не общался,
Н…где и н…кому не улыбался,
Но как-то раз, весной, попав в беду,
Сказал он вслух в полубреду:
«Без дружбы не прожить совсем н…как,
И дружба…Дружба не пустяк!»

Слитное и раздельное правописание наречий

Правописание наречий - один из труднейших разделов орфографии. Это объясняется тем, что наречия образованы от различных частей речи разными способами. Наибольшие трудности вызывает правописание наречий, образованных от сущ. с предлогами.

Процесс образования наречий из предложно-падежных форм - живой процесс. В ряде случаев процесс перехода предложно-падежных форм в наречие закончился, а в других нет.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
1. Слова, образованные соединением приставок с наречиями: запросто, навсегда, послезавтра. 1. Наречные сочетания сущ. с предлогом, если сущ.сохранило хотя бы некоторые падежные формы (за границу, за границей ) или используется в переносном значении (поставить в тупик ).
2. Слова, образованные соединением на-и в-с собирательными числительными: надвое, вдвоем. Но:по двое, по трое 2. Сочетания предлогов в, нас сущ., на -ах, -ях:на днях, на радостях, в сердцах.
3. Слова, образованные от местоимений и полных прилагательных (которые не начинаются с гласной) с предлогами: впрочем, вничью. 3.Сочетания предлога вс сущ. и прилагательными, начинающимися с гласной: в одиночку, в упор, в открытую.
4. Слова, образованные соединением предлогов с сущ., если между ними нельзя вставить определение: вброд, вдоль, вновь, исподтишка. 4. Предлоги: без до на под си др. на скаку (на полном скаку) (между предлогом и сущ. можно вставить определение).
5. Слова, образованные от кратких прилагательных с предлогами: досуха , набело , попросту , смолоду.
6. Слова, образованные соединением приставки по-со сравнительной степенью кратких прилагательных: почище, поярче.

Дефис между частями слова в наречиях (правило см. на стр. 39)

Е – О после шипящих на конце наречий (см. на стр. 46)

ОТЛИЧИЕ НАРЕЧИЙ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Наречия с приставками надо отличать от похожих существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

СЛИТНО - НАРЕЧИЕ РАЗДЕЛЬНО – ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
1. Наречия отвечают на вопросы где? как? когда?, относятся к глаголу: нырнул вглубь 1. Сущ. отвечает на вопрос косвенного падежа, имеет (может иметь) при себе пояснительное слово: нырнул в глубь озера (сущ., т. к. есть поясняющее слово)
2. Наречие: одеться по-зимнему (как?) 2. Прилагательное: по зимнему небу плыли облака. (по небу какому? зимнему )
3. Наречие отвечает на вопросы почему? когда? и др., выступает в роли союза, относится к глаголу, можно заменить только наречием (потому что, оттого, потом): Сначала читал, затем решал задачу. Сначала читал, потом решал задачу. 3.Местоимение можно заменить прилагательным или его убрать: За тем лесом находится озеро. За(хвойным) лесом. За лесом.

86. Раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

(По) моему, (по) медвежьи, (по) многу, (по) напрасну, (по) нарошку, (по) наслышке, (по) настоящему, (по) началу, (по) нашему, (по) неволе, (по) немногу, (по) низу, (по) нынешнему, (по) осеннему, (по) очередно, (по) полудни, (по) прежнему, (по) пустому, (по) пусту, (по) ребячьи, (по) свойски, (по) середине, (по) справедливому, (по) старинному, (по) старому, (по) скольку, (по) человечески.

(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троём,

(в) четверо, (в) четвером, (в) четвёртых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое,

(на) четверо, (по) одиночке, (по) шестеро, (на) двое.

87. Выпишите наречия, которые пишутся через дефис.

(По)январски морозно, (по)боевому настроен, (по)хорошему, (по)деловому поступил, (по)деловому вопросу пришёл, (по)вашему сказал, (по)вашему мнению вышло, (по)лисьи хитер, (по)всюду, (по)болгарски говорил, точь(в)точь по учебнику, едва(едва) ответил, крепко(накрепко) завязал, полным(полно) грибов, по(видимому), (бок)о(бок) жить, (след)в(след) ступать, крест(накрест), волей(неволей), чин(чином), свинья(свиньей), нежданно(негаданно), стоймя(стоит), (по)парно, (по)немногу, (кое)как, любо(дорого), (во)век, (на)веки, (по)латыни, мало(мальски), наконец(таки).

88 . Раскройте скобки.

1. Ребятишки быстро побежали (на)встречу.

2. В этот вечер (на)встречу с ним собрались многие.

3. (В)дали нарастал рёв паровоза.

4. (В)дали коридора кто-то промелькнул.

5. Почти (тот)час выскочила собака.

6. Мы запомним тот день и (тот)час.

7. Я смотрел (в)даль.

8. Он смотрел (в)даль морскую.

9. Приходите (во)время.

10. (Во)время отдыха мы купались.

11. (Из)дали видно башню.

12. (Из)дали моря тянуло свежестью.

13. (В)начале лета шли дожди.

14. (В)начале долго шли дожди.

15. Мы продвинулись (в)глубь, разрушая тыловые коммуникации противника.

16. Мы направились (в)глубь джунглей.

17. Они старались шагать след (в)след.

18. Он звал их за собою (в)след.

19. (По)пустому дому гулял ветер.

20. Не тратьте слов (по)пусту.

СУФФИКСЫ О – А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

Из- издавна

До- -А (как из окна) дотемна

С- снова

В- влево

На- -О (как в окно) направо

За- затемно

89. Вставьте пропущенную букву о или а.

1. Крышу нужно перекрыть занов... .

2. Издавн... так повелось.

3. Девушка искос... следила за ним.

4. Телеграмму получили затемн... .

5. Дотемн... загорелое лицо было привлекательно.

6. Лошадь изредк... вздрагивала.

7. Издалек... долетал шум прибоя.

8. Если стать лицом на север, то направ... будет восток, а налев... - запад.

9. Глина затвердела накрепк... .