Ночной бомбардировочный полк 588. «Ночные ведьмы»


В дни празднования Великой Победы нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила сформированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка.

Партийно-политическое руководство полком возглавила Мария Рунт. Некоторое время начальником штаба полка была Фортус, Мария Александровна.

Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов.


Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам

23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.


Летный состав полка. Ассиновская 1942 год.

До августа 1942 года полк сражался на реках Миус, Дон и в пригородах Ставрополя. С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа. В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.


Верные подруги Т. Макарова и В. Белик. Ассиновская 1942 год

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.


Вручение полку гвардейского знамени.10 июня 1943 года. Ивановская.

Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».


Группа лётчиц 46-го гвардейского полка. Кубань, 1943 год.

С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска. С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.


Летчицы у фронтовой землянки в Геленджике.
Сидят Вера Белик, Ира Себрова, стоит Надежда Попова.

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.


Штурманы.Сидят Р. Гашева, Н. Меклин. Стоят Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова. Осень 1942 года. Ассиновская.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели.

«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением - для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час.

На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150-200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.»- Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами».


Т. Сумарокова, Г. Беспалова, Н. Меклин, Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева.

Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты ТТ.


С.Амосова и Т.Алексеева

Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом.


Командир дивизии вручает боевой орден штурману Н. Реуцкой. 1944 год.

Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.


Технический состав полка. 1943 год

Однажды две летчицы вернулись с задания на совершенно разбитом самолете: как только их «ласточка» дотянула до аэродрома?.. Тридцать пробоин, перебиты шасси, повреждены центроплан и фюзеляж. Подруги были уверены, что дня три им придется быть безлошадными. Но каково же было их удивление, когда самолет был восстановлен за 10 часов!


Перед полетами. Метеоролог докладывает летному составу полка о погоде.Пересыпь. Весна 1944 года.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8- 9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно.


Вера Хуртина, Таня Осокина, Лена Никитина,Тоня Розова, Шура Попова, Маша Рукавицына.1944-45 год.

И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Один пленный немецкий офицер на допросе жаловался, что "руссфанер" не дают им покоя по ночам и назвал наших летчиц "ночными ведьмами", из-за которых они не могут выспаться.


На полеты. Н. Студилина, Н. Худякова, Н. Попова, Н. Меклин, Ж. Гламаздина,?, С. Акимова

Летать приходилось в основном ночью, подходили к цели с приглушенным мотором. Это были опасные полеты в ночном небе, изрезанном клинками прожекторов, прошитом трассирующими снарядами. Это были риск и отвага, преодоление собственной слабости и страха, непременная воля к победе. Каждый полет для них был по-своему труден, а потому и памятен. Но были среди них те, что помнятся особенно, такие, когда минуты стоят недель и месяцев жизни, полеты, после которых появляется первая седина.


Летчицы Тоня Розова, Соня Водяник и Лида Голубева перед боевым вылетом.

Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты и разыскала могилы всех погибших.


Слева направо сидят: летчик Аня Высоцкая, фотокор журнала "Огонек" Борис Цейтлин, штурман Ирина Каширина, командир эскадрильи Марина Чечнева; стоят: штурман и адьютант эскадрильи Мария Ольховская и штурман звена Ольга Клюева. За несколько дней до гибели Ани и Ирины. Июль 1943 г. Кубань.Ивановская.

Однако, помимо боевых, были и иные. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме после очередного вылета погибло 3 девушки: один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. Гибли экипажи и ещё до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.


Экипаж у боевого самолета

С 15 мая 1944 года входил в состав 325-й ночной бомбардировочной авиадивизии. В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать Могилёв, Червень, Минск, Белосток. С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении Августива, Варшавы, Остроленка. В ходе освобождения Крыма в мае 1944 года полк временно входил в состав 2-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии.


Небесный тихоход над поверженным Рейхстагом.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии. В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска. В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. 15 октября 1945 года полк был расформирован, а большинство лётчиц демобилизовано.


Наталья Меклин (справа, 980 боевых вылетов) и Руфина Гашева (слева, 848 боевых вылетов).
Фото сделано уже после победы.

По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Сейчас, оглядываясь назад, трудно представить, что эти юные хрупкие девушки обрушивали смертельный груз на врага, уничтожали прицельным огнем фашистов. Каждый полет был экзаменом - испытанием на летное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Они сдали его на "отлично".


«Групповой портрет лётчиц-героинь 46-го авиационного полка». 1985 Сергей Бочаров.


Великая победа над немецко-фашистскими захватчиками – подвиг, за который советскому народу благодарен весь мир. Долгих пять лет победу изо дня в день приближали все – от мала до велика. Одни на фронте, другие - в тылу, третьи – в партизанских отрядах. Сегодня мы бы хотели вспомнить о «Ночных ведьмах» , летчицах, которые на фанерных учебных самолетах взмывали в небо с наступлением темноты. На счету их полка более 23 тысяч боевых вылетов и почти 5 тысяч сброшенных бомб.




Идея формирования полностью женского летного полка долго не воспринималась всерьез, хотя в предвоенные годы профессия летчицы была популярна и многие девчонки осваивали управление самолетом. Разрешение на формирование полка дал Иосиф Сталин после того, как к нему с личной просьбой обратилась Марина Раскова, старший лейтенант госбезопасности. Полная решимости, она уверила Народного Комиссара, что женщины могут летать не хуже мужчин и справятся с любой боевой задачей.



В полку были исключительно женщины. Немцы прозвали их «ночными ведьмами» и вначале подшучивали над тем, что летают они на обычных учебных самолетах. Правда, потом стали бояться, словно огня. Ведь радары ведьм не засекали, шума моторов было практически не слышно, а бомбы девушки сбрасывали с такой ювелирной точностью, что противник был обречен.



За все годы сражений полк потерял всего 32 бойцов, потери по меркам войны мизерные. Спасал девушек высочайший профессионализм. Условия жизни и работы были тяжелейшими, но они не отчаивались и успевали даже прихорашиваться после ночных вылетов. Праздником считали дни, когда приезжала «вошебойка», специальная печь, в которой прожаривали одежду. В остальное время гимнастерки и брюки стирали бензином.



Тяжелым был и физический труд: за ночь пилоты совершали по 5-7 вылетов, а иногда и до 15-18. Выматывались так, что стоять на ногах просто не могли. Перед каждым вылетом необходимо было навесить бомбы, вес которых варьировался от 25 до 100 кг. Испытание было не из простых, требовалась серьезная физическая подготовка. Характерная деталь, многие летчицы предпочитали не брать с собой парашюты, а на этот вес загружать в самолет дополнительные боеприпасы. В тех случаях, когда самолет сбивали, шансов спастись у летчиц не было. Стоит отметить, что самолеты представляли собой легкую мишень – у девушек на борту было единственное оружие – пистолет ТТ.



Каждая летчица в полку была героиней. Случались и такие истории, в которые было непросто поверить. На грани человеческих возможностей летала Галина Докутович. В первые дни на фронте девушка получила серьезнейшую травму позвоночника. Во время одного из привалов, посадив самолет, она ждала, пока над ним колдовал механик, и прилегла в траву. По несчастью она уснула, и на нее наехал бензовоз. Подруга, которая была с Галиной, успела отскочить в последний момент, а вот Докутович попала в госпиталь. После выписки ей положена была полугодовая реабилитация, но вместо этого девушка вернулась в расположение и… стала летать. Каждую ночь Докутович поднималась в небо вопреки боли, и один из ее вылетов стал роковым. Девушка выполнила задание, но стала мишенью фрицев. На тот момент у нее было 120 боевых вылетов.



В память о тех, кто воевал за мирное небо, мы собрали . Низкий поклон героям!
По материалам сайта mikle1.livejournal.com

Немцы называли их «ночными ведьмами», а маршал Рокоссовский — легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав. Тихоходные ночные бомбардировщики ПО-2 «ночных ведьм» бомбили немцев, невзирая на погодные условия и все средства ПВО, а за штурвалом неизменно находилась женщина. О самых результативных асах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка — в материале «Защищать Россию».

Ирина Себрова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко. Они служили в легендарном женском авиаполку Марины Расковой (46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк), и их фронтовые биографии во многом похожи. Каждая из них была увлечена авиацией и с первых дней Великой Отечественной стремилась на фронт, у каждой были три года войны и путь от Кавказа до Германии. Даже звания Героев Советского Союза летчицы получили в один день — 23 февраля 1945 года.

Но вместе с тем, подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц около 1000 вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2 , которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина Себрова, 1004 боевых вылета

«Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. И у девушки были аргументы — уже тогда, в октябре 1941-го, Себрова была опытной летчицей: окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

Боевым крещением для бомбардировщиц стали бои в районе Донбасса в мае 42-го. На легких бомбардировщиках ПО-2 , невзирая на погоду, они совершали по несколько боевых вылетов за ночь. Так проходили фронтовые будни Ирины, так набирался опыт.

«Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе, дисциплинирована», — говорилось в характеристике Себровой.

Вскоре стало понятно, что для девушки нет невыполнимых задач: сплошной туман, дождь, отсутствие видимости, горы, вражеские прожекторы и зенитки — любые сложности были ей нипочем.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Орден Ленина и золотую Звезду Героя летчица получила 23 февраля 1945 года за 792 боевых вылета. До конца войны и блестящего результата в 1000 самолетовылетов (1000-1008 — количество разнится в зависимости от источника; 1000 указано в представлении к ордену Красного Знамени от 15.06.1945) оставалось меньше трех месяцев…

Наталья Меклин (Кравцова), 980 боевых вылетов

Наталья росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

Является смелым бесстрашным летчиком. Все свои силы, все свое боевое мастерство отдает выполнению боевых заданий, — говорится в представлении к главной награде страны. — Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава.

После войны Наталья Кравцова (фамилия мужа) писала повести и рассказы о Великой Отечественной. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Евгения Жигуленко, 968 боевых вылетов

«Немцы называли нас „ночными ведьмами“, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.

Ей был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк.

Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку.

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

«…Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — шутила Жигуленко.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

Июнь 1942 года был тяжёлым для Красной Армии. Немецкие войска развивали наступление на южном крыле советско - германского фронта. В это время командование 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии вводило в бой 588-й ночной лёгкобомбардировочный авиаполк. Полк начал боевую работу, нанося удары по немецким рубежам на юге Донбасса в районе реки Миус. Здесь разгорелось ожесточённое сражение за подступы к Кубани и Северному Кавказу.

Первыми вылетели на боевое задание 3 экипажа - командира полка Е. Д. Бершанской со штурманом полка Софьей Бурзаевой и командиров эскадрилий Серафимы Амосовой со штурманом Ларисой Розановой и Любови Ольховской со штурманом Верой Тарасовой. Их провожал весь полк. Это было 8 июня 1942 года. На головы врагов упали первые бомбы с надписью "За Родину!" Лётчицы, маневрируя в ночном небе, прорвали завесу зенитного огня и выполнили задание. Однако разрывом вражеского снаряда экипаж Л. Ольховской и В. Тарасовой был тяжело ранен, пытался дотянуть до своего аэродрома, но вынужден был сделать посадку. Жители нашли их мёртвыми. На место погибших командиром эскадрильи назначили отличную лётчицу Дину Никулину и штурманом - бывшую студентку механико - математического факультета Московского университета Женю Рудневу. Накануне первого боевого вылета многие девушки, в том числе Дина Никулина и Женя Руднева, подали заявления с просьбой о приёме в ряды Коммунистической партии.

На следующую ночь в воздух поднялся весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт на врага посвящался памяти погибших боевых подруг.

День за днём (точнее, ночь от ночи) наращивали удары по немецко - фашистским захватчикам лётчицы 588-го полка. С наступлением темноты и до рассвета летели бомбы на головы врагов. До лета 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 20 килограммов бомб. Маленький У-2 наводил ужас на врага, и уже в 1942 году за каждый сбитый "кукурузник" немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом.

За время войны численность личного состава полка возросла со 112 до 190 человек, а количество боевых машин - от 20 до 45 самолётов. Полк закончил боевой путь, имея 36 боевых самолётов. В ходе сражений совершенствовалась боевая выучка и лётное мастерство девушек.

Каждую ночь они делали по нескольку вылетов на бомбардировку врага, доводя боевую нагрузку до максимального предела. При прорыве обороны противника на реке Нарев под Варшавой в одну ночь полк совершил 324 боевых вылета. Ночные полёты и постоянная опасность требовали большого напряжения физических и моральных сил. Но никто и ничем не запятнал чести своего полка.

588-й полк начал боевой путь в Сальских степях и закончил его на территории фашистской Германии. Отважные лётчицы разрушали переправы и оборонительные сооружения врага, уничтожали технику и живую силу противника. Полк участвовал в наступательных операциях в районе Моздока, на реке Терек и на Кубани, содействовал освобождению Севастополя, Могилёва, Белостока, Варшавы, Гдыни, Гданьска (Данцига), помогал наземным частям в прорыве обороны противника на Одере. За успешные боевые действия в прорыве сильной оборонительной полосы "Голубая линия" на Таманском полуострове полк получил почётное наименование "Таманский".

За образцовое выполнение боевых заданий командования по обороне Северного Кавказа полк был удостоен высшей воинской чести: в феврале 1943 года он был преобразован в 46-й Гвардейский НБАП. За освобождение Крыма и Керченского полуострова и проявленные при этом мужество и геройство он был награждён орденом Красного Знамени, а за освобождение Польши и разгром врага в Восточной Пруссии - орденом Суворова 3-й степени. В феврале 1945 года ЦК ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию полка Почётной грамотой.

В ходе войны 46-й Гвардейский Таманский ночной лёгкобомбардировочный авиаполк был преобразован из 2-эскадрильного в полк 3-эскадрильного, а затем и 4-эскадрильного состава. Данная перестройка, которая способствовала усилению ударов по врагу, вызвала потребность в пополнении новыми кадрами лётчиков, техников и вооруженцев. Эта задача была успешно решена. В ходе войны полк получил в качестве пополнения 95 человек. Из них и главным образом из числа лиц прежнего состава непосредственно в боевой обстановке собственными силами было обучено 36 лётчиков, 35 штурманов и 8 авиамехаников. Кроме того, специалисты этого профиля прибыли в полк и в составе указанного пополнения. Ряд штурманов был переучен на лётчиков, а механики и вооруженцы освоили специальность штурманов.

Каждый боевой вылет был испытанием воли, мужества, преданности нашей Родине. На пути ко многим целям тихоходный и лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось подлинное искусство, мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание.

Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир авиазвена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова. В числе погибших Герои Советского Союза Е. И. Носаль, О. А. Санфирова, В. Л. Белик, Е. М. Руднева.

За время войны полк нанёс громадный урон живой силе и технике врага. Отважные лётчицы произвели 23 672 боевых вылета ночью и сбросили на головы врагов 2 902 980 кг бомбового груза, 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко не полным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 очагов пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка находились в боевых полётах 28 676 часов, иными словами, 1191 полные сутки без перерыва. Это был большой вклад советских патриоток в дело разгрома врага.

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:

Гвардии старший лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Литвинова (Розанова) Лариса Николаевна - 793 боевых вылета. Награждена 23.02.1948 года.
- Гвардии старший лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно 24.05.1943 года.
- Гвардии старший лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 739 боевых вылетов. Награждена 18.08.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии капитан Попова Анастасия Васильевна - 852 боевых вылета. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно 26.10.1944 года.
- Гвардии старший лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна - 630 боевых вылетов. Награждена посмертно 23.02.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна - 1004 боевых вылета. Награждена 23.02.1945 года.
- Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов. Награждена 26.10.1944 года.
- Гвардии старший лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна - 782 боевых вылета. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии старший лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18.08.1945 года.
- Гвардии старший лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.
- Гвардии капитан Чечнёва Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15.05.1946 года.

В 1994 - 1995 годах звание Героя России получили ещё 2 бывшых штурмана полка:

Гвардии старший лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов. Награждена 31.12.1994 года.
- Гвардии старший лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов. Награждена 11.10.1995 года.

Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:

Гвардии старший лейтенант Доспанова Хиуаз Каировна - более 300 боевых вылетов. Награждена 7.12.2004 года.

* * *

НАШ ЛЮБИМЫЙ КОМАНДИР

"Сегодня, в Международный женский день, мы подводим некоторые предварительные итоги и нашей работы, работы лётчиков. Почти все мы с первых дней Отечественной войны находимся на фронте и уничтожаем немецких захватчиков с воздуха.

20 000 боевых вылетов совершили мы, девушки, 25 000 часов находились в воздухе и оттуда сбрасывали смертоносный груз на головы врага.

Большой путь прошёл наш 46-й Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский полк. Многие из нас участвовали в обороне Северного Кавказа. Мы громили врага на Кубани, в Тамани, на Керченском и Крымском полуостровах, в Белоруссии, дрались за освобождение Польши, а сейчас наносим удар за ударом по гитлеровцам в Восточной Померании.

За образцовое выполнение заданий командования полк награждён орденом Красного Знамени. Около 200 человек из полка награждены орденами и медалями, в том числе двумя орденами - 60 человек, тремя - 30 человек, а 10 человек - четырежды орденоносцы. Недавно 13 лётчикам полка присвоено высокое звание Героя Советского Союза, 4-м из них - посмертно.

Е. Д. Бершанская.

Наш полк неоднократно назывался в приказах Верховного Главнокомандующего. Ещё только позавчера в приказе было отмечено, что в боях отличились лётчики Подполковника Е. Д. Бершанской.

Евдокия Давыдовна Бершанская - командир полка. Ей во многом мы обязаны своими успехами. С первых дней Отечественной войны она умело командует нашим ночным бомбардировочным авиационным полком. Евдокия Бершанская в 1932 году окончила авиационную школу лётчиков, в 1933 она уже лётчик - инструктор училища, затем командир звена, командир отряда. И так, шаг за шагом, дошла до командира полка.

Мы любим своего командира. Мы ей верим. Она сама показывает пример героизма и отваги. Лётное дело она любит, налетала около 3000 часов. Лично произвела 20 боевых вылетов. И в каждом таком вылете уничтожала немало врагов. Как командир, она уделяет большое внимание подготовке лётно - штурманского состава и самолётовождению в ночных условиях.

Наш полк сформирован из девушек - добровольцев, которые раньше никогда не служили в рядах Красной Армии. И вот здесь, в боевых условиях, на поле боя, Евдокия Давыдовна Бершанская, как командир полка, сумела сплотить дружный коллектив, который пользуется доброй славой среди полков нашей авиационной дивизии.

Мы дали торжественную клятву ещё крепче бить врага. Своё слово держим. Не щадя жизней, мы наносим ему удар за ударом.

Гитлеровцы презрительно называли наш самолёт "Русс - фанер". Но на своих спинах и головах они почувствовали силу нашего великолепного самолёта. Скоро "Русс - фанер" появится и над Берлином. Уже осталось недолго ждать".


Это письмо Героев Советского Союза Гвардии майора Евдокии Никулиной и Гвардии старшего лейтенанта Руфины Гашевой опубликовано в газете "Правда" от 8 марта 1945 года.

(Из cборника "Знамёна Победы", том 1, Издательство "Правда", Москва, 1975 год.)