Нужна ли виза в пакистан для россиян. Виза в Пакистан для россиян: самостоятельное открытие

25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора.

Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII - первой половины XVIII в. - русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия - не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.

Замысел Смольного собора во многом принадлежит императрице Елизавете Петровне. Она задумала построить грандиозный монастырь для девиц дворянского звания и сама удалиться туда в конце жизни. Благочестивая императрица, возвысившая значение Православной Церкви после ее явного унижения при Анне Иоанновне, решила всю свою жизнь посвятить Богу и после устроения государственной жизни всецело предаться молитве.

Судьба Смольного Собора символична. Он строился 87 лет, действовал 87 лет и был закрыт 87 лет. Значимо сочетание этих цифр: число 7 символизирует полноту творения, число 8 - вечность, вечный невечерний день Царства Небесного. Возникает вопрос: а почему так долго строился Смольный собор (с 1748 по 1835 г.)? Вокруг этого «долгостроя» ходили и ходят легенды: одна из них гласит, что якобы одного подрядчика стройки обманули и разорили, а потом заставили рассчитываться с казной. Он не выдержал несправедливости и якобы повесился в алтаре или при входе в храм. Начальство, ужаснувшееся подобной смерти, якобы решило не достраивать храм, и он стоял неосвященным и недостроенным много лет.

Ну, прямо перепевы гоголевского «Вия», да и только. На самом деле в этой истории нет ни грамма правды, документами она абсолютно не подтверждена. А объясняется этот долгострой очень просто: после смерти Елисаветы Петровны, лично заинтересо­ванной в этой стройке, к власти пришла Екатерина ΙΙ, которая недолюбливала свою предшественницу. Конечно, она предпринимала меры к достройке, но достаточно вялые. Достаточно сказать, что душа строительства, Растрелли, был отстранен и вместо него архитектором назначен Ю. Фельтен. Кроме того, Екатерина приняла еще одно решение, расходившееся с намерениями ее тетушки: из монастыря она сделала институт для благородных девиц, который поглощал значительное количество средств, первоначально предназначенных для строительства собора. Дошло до того, что при Павле Ι было продано 276 чугунных капителей и баз колонн, а также другие неиспользованные строительные материалы. У импе­ратора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. Только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елисавета Петровна. Но уже без 140-метровой колокольни. Жаль, это была бы великолепная доминанта города. И глубокий символ - библейского огненного столпа, ведшего евреев в землю обетованную. И Церкви как столпа и утверждения Истины.

Но и то, что удалось, является без преувеличения шедевром архитектуры. И отметим, символической мысли. Высота собора - 93.7 метра, это лишь на 7 м. ниже Исаакиевского собора. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Греческий крест с равносторонними ветвями - это одновременно и символ нашего спасения, искупительной жертвы Христовой, и в то же время - космологический символ четверочастного мира. «Четвероконечный мир освящается днесь четвероконечным крестом». Мы уже говорили о пятиглавии и его значении. Отметим, что здесь Растрелли выдержал иерархию смыслов: но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре - колокольни. Центральный купол, символизирующий Христа, по размерам значительно больше остальных, И опять-таки неслучайно, что четыре звонницы символически указывают на евангелистов-благовестников, ведь сам колокольный звон искони назывался благовест.

Отметим, что сходная конструкция характерна для другого детища Растрелли - Андреевской Церкви в Киеве. Архитектурное решение Смольного собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, не теряя при этом своей величественности, в чем-то это похоже на явление обратной перспективы.

Храм с его нарядным украшением в стиле елизаветинского барокко напоминает скорее дворец, и это связано не только с Августейшим заказом: храм должен являть образ Царства, правда, Небесного. Его внутреннее убранство поражало своей красотой и пышностью: великолепный барочный иконостас, гармонировавший с белоснежными сводами и колоннами, уникальная хрустальная балюстрада.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Красота Смольного собора запечатлелась в бессмертных стихах Анны Ахматовой:

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

И для нас это значимо, потому что мы вспоминаем столетие Первой Мировой Войны. В этом храме собирались пожертвования на раненых и беженцев, в нем служились молебны о даровании победы русскому оружию и панихиды об убиенных воинах.

В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений. Но в 1922 г. храм был закрыт и превращен в склад. Началось варварское разрушение его интерьера. Справедливости ради скажем: не сразу. Так, иконостас был демонтирован только в 1972 году. От него в храме осталась только одна икона Пресвятой Богородицы XVIII в. Варварски была уничтожена уникальная хрустальная балюстрада. Согласно легенде, часть ее была использована при орнаментации колонн на станции метро Автово.

В 1989–1990 гг. ряд храмов возвратили городу (в т.ч. Казанский собор, церковь Владимирской иконы Божией Матери). Однако судьба Смольного Воскресенского собора была более сложной и тяжелой. Ни последний секретарь Ленинградского обкома КПСС Борис Гидаспов, ни первый демократический мэр Петербурга Анатолий Собчак и не подумали о том, чтобы вернуть Смольный Собор Русской Православной Церкви. Перевесили другие соображения, в том числе финансовые: ведь концертный зал и площадка для репетиций в центре города дают весьма неплохой доход. Печально, что погоня за сиюминутной выгодой отбивает у людей и чувство исторической памяти, и элементарной справедливости, и страха Божия, и совести человеческой. Ведь написано: «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Иными словами, храм должен быть храмом. А он в советское время был складом, выставочным залом и даже... противоатомным бункером. Под ним в конце сороковых годов было устроено бомбоубежище на случай атомной войны для работников правительства. Конечно, храмы Божии и монастыри послужили Отечеству в «холодной войне» по защите России от ядерной угрозы: достаточно упомянуть Саровский монастырь - ядерный центр Арзамаса-16. Но вряд ли кто-то будет спорить, что это подобающее и должное использование храма.

И однако, за последние годы были предприняты некоторые шаги по восстановлению храма именно как храма. Были отреставрированы кресты на куполах. К сожалению, 16 июля 2001 года во время урагана главный крест рухнул. И подлинным чудом явилось его восстановление. Над Смольным собором Санкт-Петербурга 12 апреля 2004 года был установлен крест. На мероприятии присутствовали представители городской администрации во главе с Валентиной Матвиенко. Сложные погодные условия затрудняли установку креста. Вылет вертолета с площадки у Петропавловской крепости был разрешен на два часа позже установленного времени. Крест пронесли над градом святого Петра. Через полчаса монтажникам и летчикам под руководством Вадима Базыкина удалось совершить установку креста на почти стометровой высоте главного купола. Высота данного креста - 6 метров, вес - около 600 килограммов. Реставраторы фактически воссоздали его заново.

Также произошло возобновление богослужений, ставшее возможным благодаря энергичной деятельности протоиерея Петра Мухина. 24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 г. Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский собор подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановили запрестольный образ Богородицы - копию картины А. Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном (Екатерининском) приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6–7 января 2011 г. в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

С 2012 года в Смольном соборе регулярно проводятся праздничные богослужения для студентов. Одно из наиболее запоминающихся - праздник св. Татианы 25 января 2013 года, на котором присутствовало около 1000 студентов. Тогда богослужение возглавил епископ Гатчинский Амвросий. На службе студентам было роздано 1000 экземпляров Нового Завета и 1000 книг «Непознанный мир веры».

Пасхальную вечерню в Смольном соборе 2014 года впервые совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вместе с десятками священнослужителей ВУЗовского благочиния и тысячами верующих, в том числе с сотнями детей, которые тепло приветствовали Владыку и получили от него поздравительные подарки.

В этом году на праздник святой Татьяны 25 января владыка Варсонофий совершит Божественную литургию и поздравит сотни студентов города. Почетными грамотами и знаками будут награждены подвижники православной просветительской деятельности. Студенты получат в подарок православные книги.

С февраля 2013 года по согласованию с администрацией ежедневно совершаются богослужения в южном Екатерининском пределе Смольного собора. К сожалению, не у всех это находит понимание. Некоторые старые сотрудники ропщут: «Подумайте только: в соборе церковь устроили!» Так уж они привыкли к его недолжному использованию. Что поделаешь!

Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. К нам тянутся прихожане, прежде всего молодежь. Возрожденный Смольный собор мыслится как главный ВУЗовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни нашей молодежи, ее возрождения. И возрождения России.

Смольный собор Северной столицы России впечатляет пышностью убранства и масштабностью. Это поистине уникальный памятник древнерусской и европейской архитектуры, который по историческим преданиям хотела сделать своей обителью дочь Петра I, Елизавета.

История постройки храма

Смольный храм органично вписался в окрестности левобережья реки Невы. В древние времена там варили смолу для кораблей. Строительные работы начались в 1748 году. Для возведения храма пригласили известного архитектора Бартоломео Растрелли. Высота здания достигает 93, 7 метра. Храм рассчитан на шесть тысяч человек.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

По задумке Растрелли, рядом должны были построить колокольню из пяти ярусов. Проект предполагал, что её высота составит 140 метров. Но идея автора так и не была реализована. Архитектор умер, а преемники его дела решили, что шпиль колокольни не впишется в общую картину местности и отказались от этой затеи.

Другие православные храмы Санкт-Петербурга:

Работа по возведению сооружения продолжалась 87 лет. Отделка помещения изнутри завершилась только к 1835 году. Изначально собор назывался Воскресенским Новодевичьим. Со временем, для удобства, его стали именовать Смольным. В 1748 году Смольный освящали как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. На торжестве присутствовала сама императрица.

Впоследствии в 1765 году на базе монастыря начало работать учебное заведение по воспитанию благородных девиц.

Почти на протяжении века в храме совершались богослужения. Когда наступили революционные годы, храм был закрыт, а все ценности из него изъяли. Обращения православных прихожан с просьбами вернуть храм большевики оставили без внимания. Лишь в 2009 году здесь провели первую церковную службу после советской эпохи. В 2013 году для храма привезли огромный 10-тонный колокол, изготовленный в городе Воронеже.

Важно! Под протекторат Русской православной церкви Смольный собор торжественно передали в 2013 году в день памяти святой мученицы Татианы.

Современное состояние

С 2010 года службы в храме проходят ежедневно. Из Екатерининского придела вынесли сиденья, чтобы там могли стоять 500 прихожан. Это произошло 7 апреля 2010 года. в тот день в стенах собора отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Интерьер Смольного собора

От Казанского кафедрального собора города в Смольный собор передали, в качестве подарка, старинный престол для богослужений. Отреставрирован запрестольный образ Божией Матери. В южном приделе собора совершаются службы каждое воскресенье.

Как памятник архитектурного искусства, храм известен далеко за пределами Родины и имеет мировое значение. Смольный собор - это отделение музея-памятника государственного уровня . В этом месте проходят прекрасные концертные программы, выставляются талантливые художники, отдельно стоит упомянуть о научных и историко-художественных музейных выставках.

Описание

С высоты птичьего полёта монастырь напоминает греческий крест. В центре находится храм, а с четырёх сторон его окружают церкви. Постройка выдержана в стиле елизаветинского барокко. Храм имеет очень праздничный вид. В отделке использованы элементы лепнины, которые и придают храму особое великолепие. Здание выкрашено в небесный голубой цвет, а купола - светло-серого цвета.

Купольная часть по православной традиции пятиглавая. Так пожелала сделать в своё время Елизавета. Особенность заключается в том, что только центральный купол относится к самому храму. Остальные купола - это колокольни.

Главный купол по форме напоминает шлем. Колокольни увенчаны меньшими куполами луковичной формы.

Находясь в окружении учебных корпусов смольного института, храм в своей нижней части, а именно с фасада, больше схож с дворцом, чем с храмом. Здесь во всём присутствует роскошь и изящество. При этом здание собора выглядит очень величественно.

В храме особенно почитается день Воскресения Господа Иисуса Христа. Каждый год Пасха празднуется в разные дни. Поэтому определённой даты престольного праздника собора нет.

Как добраться

Собор Воскресения Христова находится в городе Санкт-Петербурге по адресу: Центральный район, пл. Растрелли, 3/1.

Добраться все желающие могут двумя маршрутами:

  1. На остановке метро «Чернышевская» совершить пересадку на троллейбус № 1. Также в этом направлении следуют маршрутные такси № 22 и № 46.
  2. Со станции метро «Площадь Восстания» пересесть на троллейбус № 5 или 7. Туда же едет маршрутка № 22.

Пеший поход в храм займёт немного - максимум полчаса от станций метро, указанных выше. Зато доставит истинное удовольствие иногородним гостям Питера, которые смогут осмотреть по пути местные достопримечательности.

Мой рассказ пойдёт о величественном и вместе с тем необычайно изящном храме, который располагается на левобережье Невы, на Смольной набережной. Полное его название - Смольный Воскресения Христова собор. У меня лично связаны с ним многие торжественные события жизни: мной здесь был получен почётный знак св. мч. Татианы и несколько наград за победы в образовательных конкурсах.

До 2015 года храм был знаком петербуржцам как место для проведения концертов классической музыки.

Но в настоящее время он обрел своё первоначальное истинное назначение, вернув себе статус православного храма. Особенно красив он в зимнее время, когда на фоне заснеженных улиц блестят его купола над стройными бело-лазурными стенами.


О добрых традициях собора непременно упомяну позже, а пока предлагаю познакомиться с историей появления в Северной столице этого удивительного архитектурного шедевра.

Фрагменты истории

Для начала отвечу на вопрос: откуда же появилось такое название «Смольный»? Оказывается, ранее в этом месте при основании самого Санкт-Петербурга находился так называемый «смоляной двор». Здесь варили смолы для Адмиралтейских верфей.


Своим же появлением собор, в первую очередь обязан императрице Елизавете Петровне. Дочь I подумывала в конце своего жизненного пути удалиться в монастырь.


Вот она и дала указ возвести обитель для девушек из высшего сословия, намереваясь стать их игуменией. Место выбрала она не просто так. Дело в том, что при Анне Иоановне тут располагался Смольный дворец (происхождение названия нам уже понятно). В нём-то и провела свои юные годы Елизавета (в силу чего этот дворец также называли Девичьим). Таким образом, в Петербурге, где пока присутствовали лишь мужские обители, стал зарождаться первый женский монастырь. Разработка проекта была возложена на Бартоломео Франческо Растрелли.


Гениальный архитектор представил его в виде комплекса, состоящего из собора и окружавших его двухэтажных корпусов для жилья и бытовых нужд насельниц.


Новаторская идея зодчего состояла в том, что обычные для монастырей стены он решает видоизменить до изящной ограды с лепниной и вазонами. Задумывал он построить тут и выдающуюся звонницу, высотой аж целых 140 метров (она бы стала выше Петропавловской). Но впоследствии сам же отказался от этого замысла.

Начало создания монастырского комплекса

В конце октября 1748 г. происходит помпезная закладка первой женской обители в Петербурге.


Бывает, что благие дела ступорятся. Не обошлось без подобных каверз и здесь. Растрелли и бригадир строительства Мордвинов почему-то не нашли общего языка. Последний, видимо, не обладал достаточной мудростью и вовсю навязывал своё самоуправство. Да и сама Елизавета внезапно через год повелевает внести в проект архитектурного комплекса будущей обители изменения. Она решает вернуть на берега Невы строительство храмов по старым православным канонам. Собор должен был стать пятикупольным, подобно Успенскому в Московском Кремле.


Создается макет монастырского ансамбля, который в мае 1751 года перевозят к месту строения обители и устанавливают в специальную «модельную светлицу». Сегодня эта модель монастыря с колокольней хранится в музее Академии художеств.


Строительство было крупномасштабным. Сюда стянули массы рабочих сил и направили обильное финансирование. Растрелли вводит в проект собственный барочный стиль. Если в Европе в основном облагораживался лишь внешний фасад строений, то Смольный собор был прекрасен со всех сторон. Колокольню в то время подумывают увеличить вообще до 167 метров (она бы стала высочайшим зданием в Европе), а центральный колокол для её звонницы Елизавета захотела видеть грандиознее Царь-колокола Первопрестольной.


Но человеческие желания не всегда воплощаются в реальность. Начинается война с Пруссией, урезавшая финансирования проекта монастыря. Вместе с тем и дерзновение императрицы к постригу угасло. В 1761 году она умирает, не дожив до освящения Собора.

Строительство при Екатерине II

Новая властительница Екатерина II сменила архитектора Растрелли на Фельтена, автора Эрмитажа.


Этот мастер за десять лет, начиная с 1765 года, достраивает корпуса и переходит к интерьерам всё ещё недоделанного храма, но всё вновь приостанавливается из-за нехватки средств (или нежелания Екатерины их отпускать). Кстати, в то время в монастыре уже проживало 20 монахинь. Новая императрица создает Воспитательное учреждение для девочек из благородных семей.


Для их проживания она как раз и выбирает Смольный монастырь (отсюда и пошло потом название «смолянки»). Присматривать за ученицами в числе других было поручено и монахиням.

Упразднение монастыря

В 1797 году монастырь был вовсе упразднён велением Павла I.


Таким образом, в Петербурге долгое время не было ни одной женской обители. Кстати, именно Воскресенский Смольный девичий монастырь станет предшественником великолепной Новодевичьей обители, о которой можно прочесть в моей статье Для девочек-воспитанниц строится здание Смольного института, а бывшие кельи монахинь отдали под Вдовий дом.


Окончание строительства собора

Достроен великолепный храм был лишь решением следующего Государя Николая I.


Эта задача была поручена архитектору В. П. Стасову, победившему в конкурсе, объявленном по распоряжению императора Николая I. Я хочу отметить, что Василий Петрович уже к тому времени снискал себе славу известного петербургского зодчего. Он создал Московские и Нарвские триумфальные ворота, Измайловский и Преображенский соборы, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле и многие другие известные сооружения в городе и его пригородах.

Стараниями мастера были реставрированы интерьеры, построен дополнительный ряд служебных корпусов, создан проект рисунка ограды. И наконец, 20 июля (2 августа по новому стилю) в 1835 году Смольный собор освящается как Собор всех образовательных учреждений в память матери Николая I, императрицы Марии Феодоровны, оказывавшей попечительство юношеству.


В память о данном событии появилась медаль, на которой с одной её стороны изображен Иисус Христос, благословляющий детей.


На обороте медали был отчеканен собор, строившийся дольше всех сооружений Петербурга - целых 87 лет! Эта медаль была помещена в дарохранительницу собора. (Сразу хочу пояснить, что дарохранительницей называется особый сосуд в форме храма или часовни, находящийся в алтаре. Внутрь помещают святые Дары, которыми священники причащают болящих и немощных людей на дому.)


Вмещал Смольный собор более 6 000 человек. А колокольню его так и не построили.

Все последующее время, вплоть до революционной бури 1917 года, в Смольном соборе совершались богослужения. Нашла старое фото собора, думаю, и вам будет интересно посмотреть, как он выглядел в 1858 году:


Особо торжественным здесь был День памяти Св. равноапостольной Марии Магдалины (4 августа), когда на службу прибывала царская семья.


Сюда приглашались наставницы и ученицы женских образовательных учреждений Санкт-Петербурга (в том числе и первого высшего учебного заведения для девушек - Воспитательного общества благородных девиц).


Последним настоятелем собора стал протоиерей Андрей Юрашкевич.

Советские власти закрыли собор в 1923 году, а все храмовые ценности изъяли. В нём расположился склад. Лишь в 1972 году убрали иконостас, который каким-то чудом сохранялся до этих лет. Утварь отдали музеям.


В 1974 году здесь открывается филиал музейного комплекса, посвященного истории Ленинграда. А в 1990 году размещается концертно-выставочный комплекс.

Собор в наши дни

Насколько долог был период его возведения, настолько же сложной оказалась и дорога к обретению им своего истинного предназначения. Сегодня этот замечательный собор Воскресения Христова является действующим православным храмом.


24 мая в 2009 году, в день учителей Кирилла и Мефодия, ректор Духовной Академии Петербурга епископ Гатчинский Амвросий отслужил здесь первый после духовного забвения молебен.

В 2010 году под сводами Смольного собора вновь зазвучала литургия.


И вот снова удивительные совпадения истории! Строили собор 87 лет. И после революции 1917 года, ровно 87 лет спустя из правого Екатерининского придела храма наконец-то удалили концертные кресла. Теперь более тысячи верующих могли присутствовать здесь на службе. И это событие было настоящим торжеством. В день Благовещения, 7 апреля, торжественное праздничное Богослужение возглавил сам Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Котляров).

Из Казанского кафедрального собора сюда в подарок был передан старинный престол. Была создана копия запрестольного образа Пресвятой Богородицы письма А. Венецианова (подлинник находится в Государственном Русском музее).


Теперь воскресные службы в этом пределе стали регулярными. В том же году в память 175-летнего юбилея храма монетный двор Петербурга выпустил специальную медаль.

В 2011 году здесь совершено первое Рождественское богослужение.


В 2013 году сюда доставили и осветили изготовленный в Воронеже колокол весом в 10 тонн.

25 января в 2015 году Смольный собор полностью передан в ведение Русской православной церкви. Да, именно 25 января собор вновь обретает свое настоящее назначение. И произошло это в знаменитый среди студентов праздник - День святой Татианы.


Наверное, сложилось так не случайно. Дело в том, что собор исторически стал храмом учебных заведений Северной столицы. Не удивительно, что его приоритетное направление - духовно-нравственное воспитание и просвещение молодёжи.


С 1997 г. в Санкт-Петербурге по инициативе вузов и университетов Санкт-Петербурга, его высшей Духовной школы - Академии, различных общественных организаций и Комитета по молодёжной политике начал проводится удивительный Татьянинский творческий конкурс. В нём на протяжении 20 лет принимают участие и сами студенты, и их наставники.


Сегодня конкурс возглавляет ассоциация «Покров», в которую входят 25 вузов Северной столицы, её Межвузовский студенческий городок и Тверской государственный университет. Эта ассоциация словно имеет два «крыла» - духовное и светское. 25 января, после торжественной литургии, по традиции в Смольном соборе происходит награждение победителей конкурса.


Учащиеся, особо проявившие себя в служении обществу и просветительской работе, получают Почётные знаки св. Татианы.


Кстати, почётными крестами св. Татианы в 2012 году были награждены мэр Санкт-Петербурга Г. Полтавченко и митрополит Санкт-петербургский и Ладожский (Котляров). И мне было особенно радостно в тот же день тоже получить из рук владыки Амвросия почётный знак этой Святой. После торжеств по поводу награждения у собора начинаются настоящие зимние студенческие гулянья. В это время можно свободно пообщаться с высокими гостями праздника.


Во дворе у собора располагается бесплатная походная кухня: вы сможете отведать вкусную выпечку, горячий чаёк. Молодежь (да и не только) участвует в концертных мероприятиях, играх и забавах. Завершает праздник по обыкновению настоящий бал, проводимый уже в одном из ВУЗов Санкт-Петербурга.


Ежегодно 27 января в день снятия 900-дневной блокады Ленинграда в Воскресенском Смольном соборе совет студентов «Покрова», начиная с 2015 года, принимает участие в панихиде по погибшим в то трагическое время.

Ребята вместе с преподавателями сами совершают 900 ударов в колокол Смольного собора. Кстати, в нижней части колокольного сарафана отлиты названия ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга.


Таким образом, эта зарождающаяся традиция напоминает нам о преемственности поколений, о необходимости сохранения памяти о героическом прошлом нашей страны и города, и ещё о том, что Смольный собор - главный студенческий храм Северной столицы.

Социальное служение

Хотя вновь начал свою духовную миссию собор лишь в 2015 году, здесь уже во всю ведётся разнообразная социальная робота. Мне самой было очень интересно узнать, что помимо взаимодействия со студенчеством города, здесь образована также детская воскресная школа. Кроме неё при храме существует Школа смолянок для девочек от 4 до 12 лет. Занятия и экскурсии строятся с целью ознакомления девочек с историей Института благородных девиц и его добрыми традициями.


Здесь обучают правилам хорошо тона и изящных манер, рукоделию, развивают креативность.


Занятиями, проводимыми в Смольном соборе и других музеях Санкт-Петербурга, руководит настоящая классная дама да ещё в сопровождении разных педагогов. И выпускные балы здесь словно в старину тоже устраиваются.


А раз без кавалеров на балах не обойтись, то при Смольном соборе создан и самый настоящий Пажеский корпус. Здесь занимаются мальчики 5–11 лет.


Уклон сделан на патриотическое воспитание, изучение истории, выработку лидерских качеств, изучение геральдики, кодекса офицерской чести, правил науки фехтования и верховой езды.


По-моему замечательно, что уже с детства мальчиков учат по-рыцарски относится также к прекрасным дамам. Ребята знакомятся с историей Пажеского Его Императорского Величества. На 1 курсе им даже выдается своя военная форма.


А рукопашному бую, танцам, фехтованию и езде верхом тут также обучают. Занятия ведет корпусной воспитатель, экскурсоводы, тренеры, педагоги и психологи.


Балы проходят 2 раза в год и отличаются торжественностью. И как не восхититься, когда перед залом в Астории вас встретит настоящий гусарский оркестр!