Подводные клады морей и океанов. Подводные клады

Клады морей всегда привлекали искателей, и по сей день за ними охотиться большое количество людей желающих найти сокровища затонувших в глубинах морей старинных суден. Кораблекрушения происходили во все времена. Акватория морей по близи Индонезии усеяна сотнями судов которые терпели крушение.

На этих судах переправляли золото, драгоценные камни, фарфор из Нидерландов, Китая, Португалии. Морские просторы вдоль берегов южной Америки также имеют множество точек крушения. Помимо этого, ходит огромное число легенд о сокровищах спрятанных морскими пиратами в различных местах. Все эти истории не оставляют равнодушными искателей приключений и несметного богатства, которые при помощи карт ищут сокровища на необитаемых островах, опускаются на морское дно в поисках разбитых кораблей.

О кладах не мало написано художественных книг и снято фильмов. Но разговоры о драгоценных находках ходят не зря, в действительности клады существуют. Их находят в результате долгих поисков либо же совершенно случайно. Так, прославился на весь мир кладоискатель Мэл Фишер, который за шестнадцать лет упорных поисков «выловил» из морских глубин ценных вещей на сумму около двухсот миллионов долларов США.

Кроме того, обычные граждане ремонтируя собственные дома, копая огороды или просто занимаясь обыденными делами находят порой совсем неожиданное богатство. Множество людей сделали поиск кладов своей профессией и вооружившись историческими сведениями ищут затерянные сокровища. Так француз Анри-Роже Лаудон решил, во, что бы то ни стало разыскать сокровища, спрятанные знаменитым пиратом 17 века Сюркуфом. Анри - Роже отправился на остров Барбадос, где был схвачен пират.

Долгое время искателю пришлось тщательно изучать остров и бухта на восточном побережье открыла ему остатки нескольких старинных судов. Обломки одного корабля уж очень сильно походило на корабль Сюркуфа. Однако подле них ничего не удалось найти кроме якоря судна. Заинтересовавшись им Лаудон выявил, что тот полностью отлит из золотых и серебряных сплавов и весит более 500 кг.

Не только простые искатели хотят найти желаемое, но и порой целые государства. Так весь мир помнит как в 1981 году Советский Союз заключил соглашение с английской фирмой, о подъеме с крейсера «Эдинбург», покоившегося на протяжении сорока лет на дне царства морского, затонувших ценностей.

Без помощи Советского Союза англичане не могли обойтись так как кораблекрушение произошло в советских территориальных водах. Соглашение предусматривало что все расходы по подъему и поиску золота несет английская сторона, а весь поднятый груз делиться между СССР и Великобританией как 2/3 и 1/3. Поисковые работы оказались очень длительными, но все же в начале сентября на борт судна был поднят первый золотой слиток. Этот случай стал по истине торжественным, даже пресса была уведомлена о номере слитка.

До наступления штормовой зимы на поверхность моря удалось поднять 431 слиток драгоценного металла оцененного в сорок миллионов фунтов стерлингов. Вторая экспедиция кладоискателей направилась в район затопления судна уже в 1986 году.

Усилиями этой команды было поднято 345 килограммов золотых слитков. Стоимость такого «улова составляла довольно крупную сумму в три миллиона фунтов стерлингов. Частные искатели сокровищ конечно же таких кладов пока не находили.

Несметные сокровища внезапно свалившиеся на голову соискателя всегда будут волновать воображение любого человека. Ведь во все времена существовали ценности которые удивительным образом были спрятаны либо утеряны. И до сих пор наши соотечественники выкапывают в своих огородах бутыли со старинными деньгами.

Кадры, на которых подводные археологи достают самый большой клад за всю мировую историю с затонувшего испанского галеона XVIII века "Сан-Хосе", облетели весь мир. Корабль находился на дне Карибского моря у берегов Колумбии, и его стоимость оценивается в 10 миллиардов долларов. Ничего удивительного, что сегодня сокровища стали поводом для настоящего международного скандала. Поделить их между собой не могут сразу несколько стран.

Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос написал на своей странице в социальных сетях: "Отличные новости! Мы нашли галеон". Однако такую радость считает преждевременной американская компания Sea Search Armada. Ведь именно она обнаружила корабль еще 30 лет назад, в 1981 году. Тогда фирма и правительство Колумбии заключили договор о том, что все поднятые ценности поделят поровну. Но в 2011 году власти страны передумали и заявили, что клад принадлежит исключительно Колумбии. Теперь компания требует компенсацию в несколько миллиардов долларов за нарушение договора. Свои права на сокровища заявляет и Испания. Ведь именно ей принадлежал затонувший галеон Сан-Хосе. В 1708 году он вышел из колумбийского города Картахен для того, чтобы доставить богатство из латиноамериканских колоний в европейскую метрополию королю Филиппу V. Эти деньги были необходимы испанскому правительству для ведения войны против Британии.

Однако судно до места назначения не дошло, так как было атаковано английскими кораблями под командованием сэра Чарльза Уэйджера.

"Картахена была одним из самых важных колониальных портов. Она объединяла все города южной и центральной Америки. Для англичан было важно ее захватить. Ведь в таком случае они смогли бы контролировать весь Новый Свет" , - сказал антрополог Карлос дель Карло.

Это сражение вошло в историю как атака Уэйджера, или Битва при Бару. Четыре британских корабля напали на 14 торговых судов Испании, легковооруженное парусное судно и три галеона. Англичане знали, что надо атаковать самые крупные суда, потому что там находится больше всего золота.

"Есть "серебряный", есть "золотой", это был "бриллиантовый" флот. Причем "бриллиантовый", потому что на нем находились в основном драгоценные камни. Запасы драгоценных камней и металлов на этом судне оценивались по нынешним временам в три миллиарда долларов, чтобы понять. Это очень огромная сумма. Одиннадцать миллионов, собственно говоря, теми деньгами"

Битва между британским кораблем "Экспедишн" и испанским галеоном "Сан-Хосе" продолжалась полтора часа. Однако вскоре прогремел взрыв, и "Сан-Хосе" затонул вместе с экипажем в 600 человек и всеми сокровищами. И хотя британцы в этом морском сражении одержали победу, они остались ни с чем. С остальных кораблей им удалось добыть только несколько сундуков с испанскими песо и 14 кусков серебра. Некоторые эксперты предполагают, что испанцы специально подорвали свой корабль, чтобы сокровища не достались врагам.

"Я думаю, это равновероятная версия, и доказать ее сейчас не представляется возможным. Потому что велика была вероятность попадания английского снаряда в пороховой погреб: такие вещи происходили довольно часто в морских боях. И, с другой стороны, если испанцы почувствовали, что они обречены, что корабль будет захвачен, у них не оставалось другого выхода, как затопить его и не отдать это золото своим злейшим врагам" , - сказал член Московского клуба кладоискателей Николай Черкашин.

С тех пор затонувший испанский галеон "Сан-Хосе" мечтали найти кладоискатели со всего мира. Они называли его не иначе как "чаша Грааля" всех затонувших в этих местах кораблей. По подсчетам подводных археологов, в коралловых рифах Колумбии и у берегов Вест-Индии покоится более 1000 испанских галеонов и торговых судов. Это настоящая Мекка для кладоискателей.

"Достаточно взглянуть на карту затопленных кораблей - мы увидим, что и в районе островов Карибского моря, архипелагов Карибского моря, в районе той же Аргентины и Мексики немало значков, которые означают потопленные корабли. Как правило, они все шли с грузом в Испанию, с драгоценным грузом. Поэтому "Сан-Хосе", возможно, это первая ласточка" , - сказал Николай Черкашин.

Но не только Колумбия может похвастаться богатствами, которые таятся под водой. К побережью Флориды уже несколько столетий стекаются кладоискатели со всего мира. Они называют его "побережьем сокровищ". Там затонуло множество кораблей испанского императорского флота.

Корабли, наполненные богатствами из американских колоний, играли важную роль в испанской экономике XVII-XVIII веков. Метрополия нуждалась в этих деньгах как никогда. Страна переживала трудные времена. Из-за тридцатилетней англо-испанской войны казна стремительно пустела, народ беднел, а инфляция составляла 300 %.

"Ну, сколько бы золота ни было, его всегда не хватает. Тем не менее главным поставщиком серебра и золота в Европе и главным распорядителем этих богатств была Испания, потому что она 300 с лишним лет выкачивала в прямом смысле этого слова серебро, золото, драгоценные металлы, камни из стран Южной Америки и из своих колоний и благодаря этому достигла и своего могущества, и величия", - сказал Николай Черкашин.

Убедиться в том, что испанские галеоны были наполнены сокровищами, на собственном опыте смог предприниматель Джозеф Робинсон. Несколько лет назад его имя не сходило с экранов, потому что он во время своего глубоководного исследования под названием "Одиссея" сделал сенсационное открытие. На глубине почти в 400 метров неподалеку от острова Тортуга в Карибском море он обнаружил испанский галеон, которому 400 лет. Среди обломков судна Робинсон нашел старинные золотые слитки. Кроме того, им было поднято серебро, жемчуг и множество других удивительных артефактов того времени. Более того, Джозеф Робинсон создал одноименный сайт "Одиссея". На нем кладоискатель разместил фотографии и описание 17 тысяч различных предметов, которые были подняты с затонувших испанских кораблей у берегов острова Тортуга за последние 20 лет. Это глиняные кувшины, расписная посуда, монеты.

Некоторые историки называют берега Флориды не "побережьем сокровищ", а треугольником смерти, по аналогии с Бермудским. По загадочным обстоятельствам, именно здесь, на протяжении нескольких столетий тонули корабли испанского флота. Например, в 1715 году здесь ушли на дно сразу 11 кораблей двух испанских флотов: Казначейского, или по-другому Золотого, и флота Новой Испании - Серебряного.

Суда были нагружены золотом из рудников в Перу и Колумбии, а также изумрудами со знаменитых колумбийских копий. Кроме того, корабли везли золото и серебро из шахт Мексики, шелк и изделия из слоновой кости кубинских торговцев. Причем исследователи говорят, что сокровищ в трюмах было в два раза больше обычного. Дело в том, что правивший в те времена король Испании Филипп V был влюблен в герцогиню Пармскую. Для того чтобы сыграть пышную свадьбу, достойную монарха, правителю требовались немалые средства. Кроме того, на эти корабли были погружены сундуки с драгоценностями и украшениями для возлюбленной Филиппа. Корабли попали в шторм и пошли ко дну. Тогда поднять удалось лишь 30 процентов всех сокровищ. Остальная часть так и осталась лежать в морском грунте. С тех пор кладоискатели вновь и вновь погружаются в местные воды, надеясь найти этот удивительный клад.

"Я полагаю, что поднята очень небольшая часть, потому что вот только-только начался настоящий технический поиск. Подводная поисковая техника за последние 20-30 лет совершила резкий скачок вперед. Появились всевозможные сканеры, появились всевозможные гидроакустические аппараты, которые помогают находить затонувшие объекты, даже если они занесены песком, даже если они визуально с помощью телевизионных камер не просматриваются. Поэтому XXI век нам обещает не одно открытие подобного рода" , - сказал Николай Черкашин.

Недавно американскому кладоискателю Бренту Брисбену с командой судна "Ля Капитана" улыбнулась удача. У берегов Флориды командой было обнаружено 350 золотых монет, отчеканенных специально для короля Филиппа V. Их общая стоимость - 4,5 миллиона долларов. Несколько лет назад клад нашли еще одни дайверы - американская семья Сэнфорд Рик и Лиза Шмитт. Это были украшения и монеты XVIII века на сумму в 300 тысяч долларов, а в 2002 году они подняли со дна в том же месте серебряное блюдо стоимостью 25 тысяч долларов.

"Об этом можно только мечтать! Найти королевские монеты, найти вещи той эпохи! Многие пытаются сделать это на протяжении 40-50 лет. И их попытки остаются безрезультатными" , - рассказал кладоискатель Сэндфорд Рик.

Однако исследователи говорят, что сегодня поднята лишь половина сокровищ, которые находятся под водой. На оставшихся так и не найденными шести испанских галеонах "золотого" и "серебряного" флотов остались ценности на сумму в 250 миллионов долларов.

"Их постоянно ищут, потому что информация становится все более открытой. Есть еще такой момент, что не только серебро и золото представляют ценность. Как, допустим, нашли "Сан-Хосе"? Его опознали по бронзовым пушкам, на которых выгравированы дельфины. Стоимость этих пушек, она равняется палладию, даже не золоту. То есть если взять историческую ценность. Потому что это пушки с этого корабля" , - говорит океанолог Леонид Гаврилов.

Многие суда не доплывали до Европы не только из-за бурь, опасность для капитанов торговых экспедиций представляли и вражеские английские корабли. Причем для того, чтобы уничтожить судно неприятеля, британцам не обязательно было даже стрелять. Не так давно у берегов Флориды был обнаружен галеон "Сан-Мишель Архангел". На его борту удалось найти монеты, украшения и поделки из слоновой кости. В 1659 году корабль вышел из Перу, груженный золотом и серебром, и направился в Испанию. По пути "Сан-Мишель Архангел" зашел ненадолго в Гавану, где его подстерегали вражеские суда Англии. Тогда шла англо-испанская война. Для того чтобы миновать опасность, галеону пришлось выходить в открытое море под покровом ночи в непогоду. Попав в бурю, "Сан-Мишель Архангел" затонул.

Эксперты уверены, что затонувшие галеоны еще многие десятилетия будут манить в эти края кладоискателей со всего мира, ведь повезти может любому, а испанские сокровища ждут своих новых владельцев.

Настоящий клад на дне Таллиннского залива обнаружил водолаз-любитель: 8 веков в воде покоился сундук с сокровищами - монетами, старинными весами и купеческим товаром. По словам нумизматов, ценными сами монеты назвать нельзя, зато историческая ценность скарба неоценима. Такую редкость в Северной Европе до сих пор никто не находил, передает «Актуальная камера».

Несколько столетий средневековый сундук с сокровищами пролежал среди камней и ила до тех пор, пока его впервые увидели аквалангисты.

Операция по поднятию легкой не была: ящик с трудом поддался силе четырех человек.

Он покоился здесь с 13 века, и теперь оказался в руках у ученых. Содержимое сундука они называют небывалой находкой. Самое ценное в нем - более 200 монет.

«Эти монеты помогли датировать все содержимое этого чемодана, но у меня, например, волосы дыбом встали вот от этих кожаных ножен, одни из них почти полностью сохранились», - сказала хранитель археологической коллекции Исторического музея Криста Сарв.

Эти ножны пополнили музейный фонд. Таких в Эстонии найдено чуть больше десятка. С каждым фрагментом ученые обращаются крайне бережно. Экспонаты только что прошли процедуру консервации - непривычная воздушная среда может сгубить недавних морских обитателей.

Ценность найденных ножен - в двустороннем орнаменте. Такие ножны в средние века просто рабочие себе позволить не могли.

Поразили музейщиков и средневековые весы, и полный комплект гирь - единственный, сохранившийся до наших дней. Они служили для определения веса серебра и пряностей, а значит, хозяин затонувшего чемодана вполне мог быть купцом.

«Владелец этого ящика, скорее всего, - обычный купец. То, что в чемодане изначально был отдельный ящик для монет, в очередной раз наводит на мысль о том, что мы имеем дело с профессионалом, хранившим деньги отдельно. Сундук служил ему чемоданом, с которым он путешествовал», - предположила Криста Сарв.

Путь средневекового купца лежал между Таллинном и шведским городом Висби - об этом свидетельствуют два вида монет.

Теперь они будут частью экспозиции, посвященной необычной находке. Любители археологии смогут увидеть ее уже в течение года.

Британские сокровища со дна Атлантики

Самый ценный и самый глубоководный в истории клад серебра обнаружен в трюмах британского торгового судна "Герсоппа". Судно погибло от прямого попадания немецкой торпеды в годы Второй мировой войны в Северной Атлантике.

240 тонн серебра в трюмах судна оцениваются в 150 миллионов фунтов. Таких огромных по стоимости грузов серебра в истории всемирной охоты за подводными сокровищами еще никогда не было. О том, что где-то недалеко от ирландского побережья лежит судно, затопленное немцами, было известно давно, однако только этим летом американская компания Odyssey Marine Exploration, специализирующаяся на поисках и исследовании затонувших кораблей, определила точное место. Накануне компания объявила, что установила: "Герсоппа" лежит на морском дне в 300 милях западнее побережья Ирландии, глубина там достигает 4 тысяч 700 метров.

Зимой 1941 года судно "Герсоппа", принадлежавшее британско-индийской судоходной компании и зафрахтованное министерством военных перевозок, направлялось из Калькутты в Ливерпуль. На борту - груз чая, чугуна и, что самое главное, серебра: монеты и слитки, принадлежащие британскому правительству, а также слитки частных фирм. Сохранность этой части груза также обеспечивало правительство.

От побережья Африки корабль шел в составе конвоя из 8 судов под охраной. При подходе к Британским островам случился шторм, на "Герсоппе" стало заканчиваться топливо. И капитан принял решение отделиться от конвоя и укрыться в ирландской гавани Галуэй. Это решение стоило жизни почти всей команде из 85 моряков. 17 февраля 1941 года "Герсоппу" заметила немецкая подлодка U-101, и всего через 20 минут после прямого попадания торпеды британское торговое судно пошло ко дну. Часть моряков укрылись в спасательных шлюпках, однако все лодки, кроме одной, отнесло в открытый океан. Трое членов команды с последней шлюпки две недели гребли в поисках земли, доплыли до юго-западного побережья Англии, но в условиях сильного февральского ветра и ледяной воды высадиться на берег удалось только одному члену команды - второму офицеру Ричарду Айерсу. Его спасли служащие маяка городка Лизард, что в графстве Корнуолл. Впоследствии за героизм, проявленный при попытке спасти товарищей по команде, моряк был награжден Орденом Британской Империи. Ричард Айерс прожил долгую жизнь и скончался в 1992 году.

Мечта достать сундуки с сокровищами с "Герсоппы" начала воплощаться в жизнь в январе 2010 года, когда британская правительство объявило о результатах тендера. Поиск и подъем серебра поручили американской компании Odyssey Marine Exploration. Стороны подписали договор, по которому в случае обнаружения корабля 80 процентов ценного груза отойдет частной фирме. Общая стоимость 200 тонн серебра на "Герсоппе" оценивается в 150 миллионов фунтов, или 230 миллионов долларов. Как показали подводные съемки, сделанные американцами, ящики с серебряными слитками лежат в трюме, но его люки открыты. Значит, серебро можно достать с помощью подводного робота. В компании заявляют, что работы по подъему ценного груза с "Герсоппы" начнутся весной 2012 года, когда в этой части Атлантики установится благоприятная для работ погода. Обнаружить останки членов команды погибшего судна не представляется возможным, сообщили в компании.

Фирма Odyssey Marine Exploration имеет богатый и порой скандальный опыт обнаружения и подъема сокровищ с затонувших кораблей. В 2008 году суд в США вынес решение, по которому Odyssey Marine Exploration должна была вернуть Испании многомиллионный груз золотых и серебряных монет, поднятый с борта затонувшего в 1804 году фрегата. Компания утверждает, что правительство Соединенного Королевства в отчаянной попытке найти новые источники пополнения бюджета просит частные фирмы, в том числе Odyssey Marine Exploration, искать другие затонувшие британские корабли. Американские исследователи заняты поиском двух британских линейных кораблей: "Сассекс", затонувшего в 1694 году у побережья Гибралтара с грузом 40 тонн золота на борту, и "Виктори" - предшественника флагмана адмирала Горацио Нельсона.

Ученые нашли в Мертвом море жизнь

Исследователи из Ben-Gurion University of the Negev (Израиль) совместно со специалистами из Института морской микробиологии имени Макса Планка смогли провести первую в истории подводную экспедицию по Мертвому морю.

Данный водоем является самым соленым в мире, и дайвинг здесь сопряжен с опасностями, вследствие чего эксперты до сих пор не рисковали погружаться.

Стоит отметить, что мертвое море быстро мельчает, примерно на один метр в год. Это обуславливается тем, что его главный источник, река Иордан, растаскивается иорданцами, палестинцами и израильтянами. Недавно эксперты выяснили, что море подпитывается еще и от подводных источников. На глубине до тридцати метров специалисты обнаружили комплексы ключей, которые занимают несколько сотен метров в длину. Диаметр их кратеров достигает пятнадцати метров, а глубина около двадцати метров.

Данные образования имеют довольно крутые тонкослоистые стенки, в которых чередуются слои отложений и минералов.

Помимо этого, были получены новейшие свидетельства о том, что Мертвое море является не самым удачным названием. Около источников было обнаружено широкое разнообразие жизни. Никакой рыбы там, конечно же, нет, однако морское дно покрыто различными микроорганизмами. Одни из них были обнаружены впервые, а другие ранее никогда не находили в такой соленой среде.

Сгущалась ночь. Новость достигла дворца, когда в его покоях уже зажигали свечи, и полетела из залы в залу. Вскоре гости, собравшиеся на шумный праздник, уже передавали ее друг другу “на ушко”: предусмотрительно поднятый веер и склоненная к нему треуголка выделяли из толпы посвященных. “Вы слышали, монсеньор? Говорят, что... Мне только что сообщили по секрету... Это невероятнее, чем увидеть наяву вечный двигатель, фантастичнее, чем открытие философского камня! Сказочное сокровище! Ожившее Эльдорадо. И где? Здесь, рядом с нами, только руку протянуть. Да-да, три тысячи четыреста тонн золота! Увы, оно глубоко под водой...”

При этих словах каждый — одни с радостью, другие с грустью — невольно сравнивал в уме услышанную цифру с размером собственного состояния, каждый в мечтах видел себя могущественным обладателем несметного сокровища и каждый прикидывал, а как бы попытаться сокровищем завладеть... Тем временем груды золота, надежно запертые в металлических сундуках и кожаных мешках с печатями и гербами их католических величеств Фердинанда, Изабеллы и их преемников, спали вековым сном на дне залива Виго в ожидании дня, когда чья-нибудь смелая рука вырвет их из мертвой тишины.

24 октября 1702 года английская пушка палила весь день, закрыв проход 23 французским кораблям. Вечером адмирал Мануэль де Веласко стоял на капитанском мостике флагманского галеона “Иисус-Мария-Иосиф” и следил в подзорную трубу за быстрым приближением англо-голландской эскадры. До них оставалось не более двух миль, и расстояние это быстро сокращалось. Испанскому адмиралу предстояло сделать трудный выбор: либо позволить англичанам завладеть сокровищами, либо отдать приказ о затоплении. Выбрать первое казалось немыслимым. Неужели к горечи поражения добавится сознание того, что врагу досталось такое сказочное богатство?! Не лучшим виделся и второй выход — он означал, что 3400 тонн драгоценного металла будут потеряны навсегда.

Времени на раздумья уже не оставалось. В последний раз взглянув в подзорную трубу, адмирал Мануэль де Веласко обернулся к стоявшему рядом офицеру и коротко отдал приказ. Озарив небо прощальной вспышкой, за неровный край гор закатилось солнце. Красавцы галеоны один за другим медленно опускались в воду, унося в вечный сумрак морских глубин груды золота, которое люди так часто принимают за второе солнце.
()

Почти 400 лет назад у берегов Филиппин в одном из морских сражений затонул испанский галеон. Недавно удалось обнаружить обломки судна и кое-что из его груза. Археологи-подводники даже не подозревали, что ценные предметы кухонной утвари времен династии Мин, множество глиняных кувшинов и треснутые шпангоуты выведут на след ужасной трагедии, унесшей в морскую пучину 350 жизней.

Френк Годдио

Обнаружить судно, затонувшее столетия назад, - такое дано не каждому исследователю. Подобная находка для археолога-подводника - истинная награда за многолетние поиски и труды. Это как сундук с сокровищами, только роль последних выполняют новые познания в области экономики, техники и культуры времен давно минувших. Для Фрэнка Годдио, подводного археолога со стажем, не первый раз имеющего дело с погибшими кораблями, галеон "Сан-Диего" - опыт совершенно особый. Его открытие "выдало на гора" не только пушки, кувшины, гвозди, - в общем, не одну лишь мертвую материю. Одновременно оно пролило свет на события, послужившие ярчайшим примером человеческой ничтожности, вполне достойным быть вписанным в энциклопедию глупости, если таковая имеется.

По свидетельству Фрэнка Годдио, его знакомство с галеоном "Сан-Диего", исчезнувшим в филиппинских водах еще 14 декабря 1600 года, началось задолго до обнаружения судна - тогда, когда он начал рыться в архивах, скрупулезно изучая пожелтевшие фолианты со свидетельствами немногих уцелевших в этой трагедии.

Поначалу история галеона не обещала ничего загадочного. До нас дошли точные сведения о дне и часе его гибели. Известны сегодня и количество экипажа, и число орудий, и тип груза - даже место катастрофы: в шести милях от острова Лусон. Так, во всяком случае, значится в объемистом протоколе, пылящемся вот уже почти 400 лет в испанских архивах; его составил свидетель катастрофы, адмирал Антонио де Морга.

А теперь лучше дать слово Фрэнку Годдио: "Чем глубже я уходил в детали, тем сильнее путался. Существовали ведь свидетельства и других выживших. А те придерживались своих версий, существенно расходившихся с показаниями де Морги. Взять хотя бы записки капитана нидерландского галеона "Маврикий", едва не затонувшего рядом с "Сан-Диего". Именно из них я узнал, что на "Сан-Диего" разыгралась подлинная драма, истоками которой послужили мелочность, некомпетентность и тщеславие, погубившие 350 человек".

Так что же случилось? Фрэнк Годдио потратил много времени на сопоставление фактов и материалов, после чего сделал собственное, обоснованное заключение. Теперь и мы имеем возможность проследить за его выводами, пережив заново события, происшедшие четыре столетия назад.
()

  • В наши дни начинающему кладоискателю частенько норовят подсунуть самую что ни есть настоящую карту, на которой крестиком помечено место клада, зарытого давным-давно каким-нибудь знаменитым пиратом. Случается, что не всякий опытный специалист может с первого взгляда отличить ее от настоящей, настолько искусно изготовлена фальшивка. А уж если речь идет о знаменитом Генри Моргане, то тут точно надо держать ухо востро. Почему? Да потому что до недавнего времени не было обнаружено ни одного сколько-нибудь крупного клада, зарытого знаменитым буканьером, хотя легенды о его скрытых богатствах не дают спокойно спать искателям сокровищ вот уже третье столетие. Однако в последние годы ситуация стала меняться.

    Сегодня дебри и прибрежные районы Панамы — Мекка для предприимчивого кладоискателя. Здесь открывают залежи драгоценных камней, в сухих руслах рек обнаруживают золотые жилы. Тут археологи во время раскопок наталкиваются на древнюю глиняную посуду и бесценные золотые украшения. В древности Панаму не раз посещали ацтеки, майя и тольтеки, создававшие из драгоценных камней, золота и серебра великолепные произведения искусства. Многие из этих изделий захоронены в тайниках едва ли не по всей территории Панамы. Немало здесь и пиратских кладов, которые все еще ждут своего открытия.

    Если верить сообщениям местной прессы, два бывших американских солдата, служивших когда-то в зоне Панамского канала, сумели обеспечить себе безбедную старость. В 1997 году они вернулись в Панаму и в пещере у реки Чагрес, что приблизительно в 40 километрах севернее города Форт-Клейтон, обнаружили большой клад, зарытый в XVII веке, возможно, самим Генри Морганом. Парадоксально, но обнаружить клад им помогла старая пиратская карта, купленная у какого-то рыночного торговца, который и сам-то, похоже, не знал, что она подлинная.

    Кроме золотых дублонов, отчеканенных в Лиме (Перу), тайник оказался полон золотых и серебряных украшений, различных по весу и величине Поскольку пиратская добыча была найдена в зоне, находящейся под юрисдикцией США, сокровище передали американскому правительству, а нашедшие получили свою положенную долю, оказавшуюся немалой.
    ()

Подводное клад о искательство (дайвинг) - занятие перспективное. Если поднять со дна океанов все затонувшие суда, то цепочка их смогла бы дважды опоясать земной шар по экватору. В канун 1974 года в книгах Регистра судоходства Ллойда числилось около 60000 погибших торговых и рыболовных судов всех флагов мира вместимостью не менее 100 регистровых тонн водоизмещения каждое. Общий тоннаж этой армады достигает 300 миллионов тонн. А возраст компании Ллойда не так велик по сравнению с историей мореплавания.

Сколько есть на свете корабельных кладбищ? Кое-что поддается подсчету и уже подсчитано, созданы даже карты и атласы мест гибели кораблей. Некоторые местности имеют очень широкую и недобрую славу: район мыса Гатгерас, воды, омывающие Багамские и Бермудские острова, бухта Вито в Испании и залив Зейдер-Зе в Голландии - все эти и многие другие территории океанского дна могут быть с полным основанием названы кладбищами судов, а стало быть, подводными клондайками или эльдорадо.

Отчего гибли морские суда? Не только от штормов и ураганов, волн, коварных подводных камней и мелей: во времена развитого безопасного кораблевождения бичом становятся ошибки мореходов, в результате которых стальные корпуса кораблей начинают рубить друг друга. Больше всего столкновений судов зафиксировано при плавании в проливах, узкостях, на подходах к портам. Множество преступного люда в старину вертелось возле входа в гавани, представляя еще одну серьезную опасность для кораблевождения: злодеи устанавливали фальшивые лики, сбивающие мореплавателей с истинного пути и за-апивающие корабли на подводные камни и скалы. Гак и «упрятывались» клады в прибрежных водах. Но морские сокровища нелегко достать из трюмов затонувших кораблей.

История, к сожалению, знает больше неудачных попыток подъема золота и драгоценностей, чем удачных. Сше один вид подводных поисков, относящийся скорее к археологическим раскопкам, чем к кладоискательству,- исследование старинных поселений, ушедших под воду. Таких мест на планете немало. Часто причиной затопления поселения была сейсмическая активность места, выбранного для стороительства.

Рукотворные водоемы также заливали обжитые места, а и нормы, гуляющие по водохранилищам и ничуть не уступающие настоящим морским, вымывали со дна клады, бывшие некогда подземными. Конечно, подъем затонувших кораблей сулит гораздо более крупную удачу, чем подводные поиски затонувшего города. Но доступность и небольшие глубины позволяют не только аквалангисту, но и ныряльщику с маской и ластами попы тать счастье в поиске древних ценностей - тем более, если ныряльщик оснащен металлоискателем, предназначенным для подводных поисков.

Теперь давайте поговорим о тайнах небольших пресноводных водоемов, где на рельеф дна не оказывают влияние жестокие штормы, приливы и отливы, проще сказать о реках, озерах и прудах, всех тех водных хранилищах, которым также доверяли свои богатства люди с давних времен.

Преимущества использования воды в качестве камеры хранения очевидны: не надо тратить время на выкапывание ямы. Приметил место, откуда сам достать сможешь, размахнулся да и забросил незаметно и быстро. Случайных ныряльщиков не так много, разве что бреднем кто зацепит. Основным принципом выбора места является наличие вер, не изменяемых с течением времени примег, ведь кто хоть однажды нырял под воду, прекрасно знает, кактяжело что-либо отыскать на дне без надежного ориентира. Отдельно стоящие скалы, крупные валуны, омуты, сваи, мостки - места весьма привлекательные для тех, кто прячет клад под водой.

Оборудование для извлечения предметов из воды. Большой помехой при поиске клада будет для вас ил, особенно, если прибор укажет вам место со слаботочной водой, где ил накапливается в больших количествах. Чтобы не потерять место обнаружения клада при поднятии иловой мути запаситесь белыми флажками, которые надо сразу же воткнуть в грунт рядом с обнаруженным предметом. Копать донный грунт рукой нельзя: можно пораниться. Нож тоже жалко портить: он малоэффективен, да и потерять его в мутной воде будет обидно. Поэтому, на мой взгляд, лучшим инструментом для подводных раскопок послужит вам огородная вилка (она используется для окучивания или рыхления) с изогнутыми частыми зубьями, только рукоять сделайте полегче, чтобы она могла всплывать со дна, как поплавок. Щуп понадобится обязательно.

На небольших глубинах при сборе со дна мелких предметов можно использовать якорь-авоську (металлическое ведерко с камнем). Удерживаясь за ручку ведерка, вы сэкономите много энергии и воздуха в легких в борьбе с течением и собственным непроизвольным всплыванием, а в само ведро удобно складывать собираемые на дне предметы. Если вы охотитесь за крупным кладом, затопленным в воде, то вам надо заранее продумать способ его извлечения из воды. Допустим, искомый предмет найден, но он засыпан илом и песком. Конечно, самый радикальный метод - отсосать иловые наслоения эжектором, но такое приспособление стоит больших денег.

Можно попытаться прокопать под извлекаемым предметом лаз и зацепить, или, как это еще называется, застропить его. Поиск затонувших судов можно проводить не только по известным заранее координатам, которые не всегда будут верны из-за дрейфа ушедшего под воду судна под влиянием морских течений и волн, но и «наугад». Как мы уже с вами выяснили, трагедии на море чаще всего происходили вблизи оживленных торговых путей и в районах гаваней. Хорошенько изучив подробные карты побережья и прилегающих к ним морских вод, можно отметить предполагаемые участки, где вероятны места гибели кораблей.

Затем нужно проанализировать движение прибрежных течений, тем самым еще больше сузив зону поиска. После этого можно приступить к практическим работам, одним из видов которых может быть поиск при помощи эхолота - фирменного или самодельного.

Если речь идет о любительском поиске затонувших кораблей с использованием минимума снаряжения, то может быть предложена следующая простейшая схема подводных поисковых работ. - После обнаружения неопознанного объекта эхолотом шлюпка ставится на якорь. - За борт спускается ныряльщик с прикрепленным на поясе ходовым концом с метками через 1 м. - Пловец удаляется от шлюпки на полную длину веревки, держа ее в руке, и начинает круговое плавание и осмотр дна. - Его напарник в лодке после каждого полного круга, сделанного ныряльщиком, убирает на две метровые метки ходовой конец. - Ныряльщик при обнаружении всех подводных объектов, в которых можно заподозрить обломки корабля, занесенные илом, сбрасывает на дно подводные буйки. - Когда пловец таким образом приблизится по спирали к лодке, можно начинать изучение всех помеченных объектов. Самое простое и самое доступное подводное снаряжение - комплект № 1, т. е. маска с трубкой и ласты. К ним может плюсоваться гидрокостюм, что в северных широтах будет нелишним. Чтобы погрузиться в гидрокостюме, ныряльщику потребуются хорошо сбалансированные грузы. На одной руке хорошо иметь компас, а на другой - глубиномер, хотя он более нужен для аквалангистов или для отличных ныряльщиков, которые ныряют глубоко и надолго.

Итак, если вы собираетесь искать клады под водой, нужно, прежде всего, хорошо освоить подводное плавание; для этого мало теоретических знаний, нужна практика - особенно, если речь идет о подводных работах с использованием автономной дыхательной аппаратуры. Не верьте тем, кто говорит, что работать под водой с аквалангом - предельно просто. Подводное плавание - занятие опасное. Договоримся с вами, уважаемый читатель: собрались заниматься подводным плаванием всерьез - привлекайте к работе специалистов, без них работать с аквалангом нельзя.