Внутренние воды международное право. Внутренние морские воды: определение понятия

Понятие международного морского права.

Современное международное морское право – это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространства Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном.

Основным объектом международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права – государств и их объединений – международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере действия морского права.

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей, населяющих ее народов.

Нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций – защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

Внутренние морские воды являются частью территории соответствующего государства, на которую распространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод.

Морской порт является государственным транспортным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных порту территории и акватории, а также перевозки грузов и пассажиров на принадлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Различают порты открытые и закрытые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открыты, относится к исключительной компетенции государства. Для посещения открытых портов не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации. В закрытые порты заход иностранных судов подвергается особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бедствие, может осуществить заход в любой порт прибрежного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов является очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря, точки портовых сооружений. К территории порта относятся отведенные порту земли, а также намытые, насыпанные или созданные иными технологическими способами за счет территории порта площади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морского порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование.



Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установленные прибрежным государством, в отношении иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности плавания, охраны окружающей среды.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее правило о том, сто поскольку внутренние морские воды являются частью государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых судов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства.

Гражданская юрисдикция над иностранными торговыми судами заключается в том, что судебными властями прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинением ущерба, спасанием. Реализация гражданской юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест такого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Решение о задержании или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства

Административная юрисдикция базируется на нормах административного права, устанавливающих режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме.

В законодательстве большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком, заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить запрос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей, и получить на это соответствующее разрешение. В запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы , берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В состав внутренних вод также входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства, то они относятся к государственной территории. Если же они окружены территорией нескольких государств, между этими государствами практикуется заключение соглашений о режиме вод, принадлежащих каждому из них.

Такие же правила относятся к так называемым внутренним (замкнутым) морям, окруженным со вех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждой из них распространяются только на ее территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим открытого моря. Такое имеет место в Черном море.

Мы уже начали говорить о различных типах морских пространств, сегодня речь пойдет о внутренних морских водах. Они входят в состав внутренних вод государства, являются частью его территории, как и суша, особенно важно помнить, что они подчиняются его законам.

Понятие внутренних морских вод

Общее определение термина «внутренние морские воды» звучит следующим образом: это водное пространство, расположенное между исходными линиями и берегом государства и являющегося его частью.

Исходные линии, от которых отсчитываются морские пространства, бывают двух видов:

  • нормальные – совпадающие с линией наибольшего отлива, зафиксированной на официально опубликованных картах прибрежного государства. Эти линии используются в случаях, когда речь идет об обычном пологом береге;
  • прямые – их проводят путем соединения выступающих в море точек побережья, если оно неровное, извилистое, имеет много заливов и т.д.

В состав внутренних морских вод входят:

1.Воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки постоянных сооружений порта: причалов, гидротехнических сооружений и т.д.

К таким водам относится, прежде всего, акватория морского порта, т.е. то морское пространство, которое отделяют от других частей моря условные прямые линии, соединяющие самые дальние точки причалов или других сооружений, но только при условии, что они являются статически постоянными. Например, буй или временный рейд — таковыми не являются.

2.Воды заливов, бухт и лиманов, берега которых полностью принадлежат прибрежному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.

Углубление не признается заливом, если его площадь меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено большее водное пространство.

3.Исторические воды – заливы, бухты, лиманы с неограниченной шириной входа.

Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: во-первых, если над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени, и никто не может доказать обратного; во-вторых, если эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, если имеет место молчаливое признание большинства государств.

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутренним водам была подтверждена еще в 1901 г. в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г. в постановлении Совета Министров СССР5 , в котором указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве возможны над ними — только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт «Находка» и выхода из него.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной. Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль. Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря. Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

4.Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий.

Если побережье является сильно изрезанным или извилистым, для отсчета морских пространств, как мы говорили выше, применяются прямые исходные линии. Все морское пространство, которое отсекается данными линиями и остается между ними и полосой берега, будет относиться к этой категории.

Правовой режим внутренних морских вод

Так как внутренние морские воды являются частью территории государства, то они находятся под полным его суверенитетом. Соответственно, на них распространяется административная, гражданская и уголовная юрисдикция страны, которой они принадлежат. Это же касается и любого судна, которое находится во внутренних морских водах или в порту этого государства. Исключение составляют только военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях: даже во внутренних водах другого государства их они остаются частью территории страны, под флагом которой ходит судно.

Как правило, прибрежные государства стараются не осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных морских судов. Тем не менее — этого невозможно избежать в случае, если:

  • преступление затрагивает безопасность прибрежного государства или его граждан;
  • преступление связано с незаконным оборотом наркотиков;
  • сам капитан судна или консул государства флага обратились за помощью к властям прибрежного государства.

Во время пребывания в иностранных портах все судна обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе, по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т.п. Следует отметить, что правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах. Такого рода корреспондирующий характер прав и обязанностей иностранного судна и прибрежного государства заключается в том, что судно и экипаж (во время его пребывания в порту) имеют право на защиту со стороны законов прибрежного государства и обязаны соблюдать эти законы.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Обычно он получает подробное отражение в специальных сводах правил, которые называются Обязательными постановлениями по порту.

На определение правового статуса внутренних морских вод наряду с законодательством прибрежного государства существенное влияние оказывают и международные договоры. К числу наиболее важных из них можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г. с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами каждое государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов. Государство гарантирует свободных заход в объявленные открытыми порты всем иностранным торговым суднам — независимо от их флага. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение.

Должностным лицом, которое регулирует заход и выход судов в морской порт и отвечает за безопасность мореплавания в порту, является капитан морского порта. А перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в специальном документе – в Извещениях мореплавателям.

Они издаются в виде отдельных выпусков, вся информация и навигационные карты регулярно обновляются, исправляются и дополняются. В Извещениях обязательно сообщается обо всех нововведениях в режиме плавания и о переизданиях карт.

Вынужденный заход во внутренние морские воды

Иногда на море происходят чрезвычайные ситуации, из-за которых иностранному судну необходимо срочно зайти в морской порт или на территорию внутренних морских вод государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такое право и содержит перечень обстоятельств, которые его реализуют. К ним относятся:

  • авария, стихийное бедствие или сильный шторм;
  • ледовые условия или ледоход;
  • доставка спасенных людей;
  • необходимость оказания медицинской помощи экипажу или пассажирам;
  • буксировка поврежденного иностранные судна и т.д.

В этих случаях капитаны судов должны незамедлительно сообщить капитану порта и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям. По прекращении действия чрезвычайных обстоятельств — иностранные суда и военные корабли и яхты должны покинуть морской порт.

73. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВНУТРЕННИХ ВОД И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ

Международное морское право – совокупность общепризнанных и специальных норм и принципов, регулирующих правовое положение морских пространств и разнообразную деятельность субъектов морского права.

Наиболее важными принципами этой отрасли международного права являются принципы нерушимости границ, суверенитета территорий, неприменения силы или угрозы силой, принцип равенства участников международных морских отношений.

К специальным принципам относятся: свобода открытого моря, защита и охрана морской среды, ответственность государств за действия в Мировом океане, иммунитет иностранных военных кораблей от местной юрисдикции и т. д.

Таким образом, международное морское право регламентирует деятельность человека в водных пространствах, включающую в себя определение правового режима различного рода территорий, установление статуса экипажа, включая пассажиров судна, порядка освоения природных ресурсов мирового океана.

Внутренние воды – морские пространства, являющиеся частью территории соответствующего прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Во внутренние воды включаются:

1) воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;

2) акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

3) водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

4) морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морские мили. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и обязаны соблюдать его законы. Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все свои права, которые вытекают из его суверенитета.

Территориальное море – это пояс морского пространства шириной до 12 миль, расположенный вдоль берега, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся непосредственно под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется также на воздушное пространство, находящееся непосредственно над территориальным морем, а также на его дно и недра.

Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море.

Есть три способа отсчета территориальных вод:

1) от внутренних морских вод;

2) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

3) если береговая линия очень извилиста или изрезана, а также если вблизи имеется цепь островов, то применяется метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов.

Объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько усечен по сравнению с правами прибрежного государства во внутренних водах. Это усечение создает право мирного прохода невоенных государств через территориальное море.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 14. Международное морское право Если бы арктическая зона прилежала к какому-либо государству, то она бы регулировалась как прилежащая зона. Прилежащая зона – полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет

автора Глебов Игорь Николаевич

XIV МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных

Из книги Международное право автора Вирко Н А

36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

39. Международное морское право Международное морское право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.Разграничение морских

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

44. Правовой режим открытого моря Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

78. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И НЕБЕСНЫХ ТЕЛ Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Организационно-правовой статус внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации Основу организационно-правового статуса внутренних войск МВД РФ составляет Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Из книги автора

5.3 Государственно-правовой режим Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они

Из книги автора

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

Из книги автора

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

Из книги автора

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

Из книги автора

88. Международное право. Соотношение правовой системы РФ и международного права Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения.Субъекты международного права – это государства, объект регулирования –

Внутренние воды являются частью территории соответствующе­го государства. Во внутренние воды входят:

Водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;

Акватории портов, очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

Воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, при­нятых для отсчета территориальных вод;

Морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мор­ских миль (1852, 44,5 км). В случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория, расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды », перечень которых устанавливается правительством соответствующе­го государства. К историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая считаются внутренними вода­ми прибрежного государства, например: залив Петра Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международ­ного права относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассмат­риваются наиболее выдающиеся в море постоянные портовые со­оружения. Прибрежное государство оп­ределяет порядок доступа в свои порты иностранных судов, уста­навливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для посещения от­крытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход допускается лишь с разрешения прибрежного государ­ства.

Иностранные не военные суда могут заходить во внутренние воды с разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы. Прибрежное государство может устанавливать в отно­шении иностранных судов национальный режим (такой же, какой предоставляется своим судам); режим наибольшего благоприятст­вования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства); специальный режим (например, для судов с ядерными силовыми установками и т.п.).

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права, вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства. На деяния, совер­шенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, рас­пространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не установлено международным договором - например, соглашения­ми о торговом судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибреж­ного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с согласия прибрежного государ­ства.

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутрен­ними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территори­ального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориаль­ных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территори­альных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на вод­ное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне. Террито­риальное море является частью территории соответствующего госу­дарства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через терри­ториальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод :

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного госу­дарства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каж­дая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Любая деятельность физических и юриди­ческих лиц в иностранных территориальных водах может произво­диться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территори­альное море с целью :

Пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

Пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения.

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства».

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и без­опасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, террито­риальной целостности или политической независимости прибрежно­го государства;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любую рыболовную деятельность и др.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разреши­тельный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг.

Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дикцию в целях обеспечения своих таможенных, санитарных, имми­грационных и иных правил . По Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. ширина прилежащей зоны не может пре­вышать 12 миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г., прилежа­щая зона распространяется на расстояние до 24 миль.

Цель установления прилежащей зоны - предотвращение воз­можного нарушение законов и правил прибрежного государства в пределах его территориальных вод и наказание за нарушение этих законов и правил, совершенное в пределах его территории. В послед­нем случае может осуществляться преследование по горячим следам.

В соответствии с ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. к внутренним водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 г. № 155- ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды являются составной частью территории РФ, и к ним относятся воды:

  • – портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • – заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
  • – заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям" .

Внутренние морские воды являются частью государственной территории и находятся под полным суверенитетом прибрежного государства точно так же, как и сухопутная территория. Правовой режим внутренних морских вод регулируется национальным законодательством прибрежного государства, которое может разрешать или запрещать заход иностранных судов в свои внутренние воды, а также применять санкции к нарушителям национального законодательства.

По общей практике прибрежные государства объявляют свои порты открытыми для захода иностранных судов . Государства могут на основе взаимности предоставлять друг другу во внутренних морских водах и портах режим наибольшего благоприятствования , так называемый национальный режим или режим наиболее благоприятствуемой нации . Под этими режимами понимается приравнивание иностранных невоенных судов к национальным судам прибрежного государства и предоставление иностранным невоенным судам, грузам, их пассажирам таких льгот, которые уже предоставлены любому третьему государству. Аналогично, в отношении иностранных государств, в которых имеются специальные ограничения для судов Российской Федерации, могут применяться соответствующие ответные санкции.

Иностранные морские суда, находясь во внутренних морских водах прибрежного государства, обязаны соблюдать местные законы и правила. В своих внутренних водах прибрежные государства осуществляют административную, уголовную и гражданскую юрисдикцию над всеми судами, а также над всеми физическими лицами, так же как и на сухопутной территории. В международном праве по этому поводу не предусмотрено каких-либо ограничений, кроме тех, которые вытекают из принципа иммунитета военных кораблей и государственных судов, используемых для некоммерческой правительственной службы. Если член экипажа иностранного судна совершает преступное уголовное деяние, то он несет ответственность наравне с гражданами прибрежного государства, однако если такое деяние не затрагивает интересы прибрежного государства, а относится только к иностранному судну или его экипажу и в отсутствии особых обстоятельств, то юрисдикция прибрежного государства не применяется. Также любое процессуальное действие властей прибрежного государства на борту иностранного судна должно быть предварительно согласовано с консульскими властями страны, под флагом которой находится судно. По общей практике прибрежное государство не вмешивается в трудовые и гражданско-правовые споры между лицами, входящими в состав экипажа.

Должностным лицом, который отвечает за безопасность мореплавания в порту, за заход и выход судов, является капитан морского порта. Особенностью правового режима морского порта является право вынужденного захода судов в силу чрезвычайных обстоятельств, но капитан порта может отказать в таком праве, если есть вероятность нанесения серьезного ущерба окружающей среде, населению близлежащих районов. После того как будут исчерпаны обстоятельства, которые вынудили судно осуществить вынужденный заход в порт, оно обязано его покинуть. Выход иностранного судна из морского порта осуществляется только после получения разрешения от капитана порта после согласования с таможенными и пограничными органами прибрежного государства.

В 1965 г. была принята Международная конвенция по облегчению морского судоходства, которая получила всеобщее признание и на основе которой было заключено большое количество двусторонних соглашений по вопросам торгового судоходства для облегчения положения судов в портах, унификации административных требований по заходу, нахождению судов в порту по единому международному стандарту, что показало, что в интересах международного сотрудничества в области морского судоходства необходимо соблюдать разумное сочетание национального и международно-правового регулирования правового режима внутренних морских вод.

Разрешая заход иностранных судов во внутренние морские воды, государство не имеет права требовать и взимать за это какие-либо сборы или плату, но может взимать их за оказываемые услуги или, например, за пользование искусственными сооружениями, такими как каналы, причалы, маяки и т.д. В морском порту могут устанавливаться портовые сборы: корабельный, канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический.

  • Например, к историческим морям Российской Федерации относятся Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Чукотское; к историческим заливам Российской Федерации относят залив Петра Великого. В качестве примеров зарубежных исторических заливов можно привести Гудзонов (Канада), Монтерей (США), Бристольский (Великобритания).
  • Для научно-исследовательских судов, судов с ядерными энергетическими установками, а также для торговых судов, которые не осуществляют в порту погрузку или выгрузку груза, посадку или высадку пассажиров, законодательством некоторых стран предусмотрено требование заранее получать разрешение на заход или предварительно уведомлять о заходе через дипломатические каналы.