Виды правовых режимов в международном частном праве. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в мчп 5 правовые режимы в международном частном праве
Международное частное право - это комплексная правовая система, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом.
Предметом международного частного права является регулирование гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
Нормы международного частного права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или международным) элементом. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:
1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, иностранная организация или иностранное государство, которые только тогда являются субъектами международного частного права, когда вступают в частные отношения с физическим или юридическим лицом);
2) в качестве объекта, который находится за границей;
3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т. д.).
Международное частное право как отрасль права делится на три части: общую, особенную и международный гражданский процесс, то есть судебную защиту прав иностранцев.
Для международного частного права характерны следующие основные источники: международные договоры, обычаи, внутреннее законодательство, судебная и арбитражная практика.
Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими вопрос по существу.
Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного частного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны.
Принято различать следующие виды коллизионных норм:
а) национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации . Их различие проявляется в сфере как действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции;
б) коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно-императивные . Императивная норма означает недопустимость отступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразумевает автономию воли сторон при заключении международных сделок. Относительно-императивные - это нормы, отступление от которых допускается при наличии определенных, заранее зафиксированных, условий;
в) коллизионные нормы могут быть разделены на односторонние и двусторонние .Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного права, вторые сформулированы более широко и устанавливают пределы применения как отечественного, так и национального права;
г) исходя из содержания и назначения, коллизионные нормы могут быть основными (генеральными) и дополнительными (субсидиарными) .
Особенность таких норм заключается в том, что они устанавливаются пока только для отношений договорного права с учетом того, что именно в этой области возникают наиболее сложные спорные вопросы;
д) особую, и пока немногочисленную группу норм составляют те, которые содержат отсылки не к праву какой-либо страны, а к положениям соответствующего международного договора ,устанавливающего унифицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.
Существуют следующие виды коллизионных привязок :
· личный закон участников отношений;
· закон места нахождения имущества;
· закон места совершения акта (правомерного - при сделках, неправомерного - при деликтах);
· закон места осуществления деятельности;
· закон суда (арбитража), разрешающего спор;
· закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано;
· закон места заключения сделки;
· закон флага;
· закон места заключения брака и др.
В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы:
Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.
Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов.
Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.
Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.
К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.
К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.
Виды правоотношений, в которых участвуют государства:
· во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами , а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т. д.);
· во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны ;другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.
Особенности правоотношений с участием государства :
· Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица.
· К договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства.
· В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску.
· В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.
Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства. Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.
Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом.
Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.
На формирование норм международного частного права непосредственное влияние оказывают международные организации, такие как: Международная торговая палата, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливаетсятрадиционно по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (например, по конституции)
Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.
Режим наибольшего благоприятствования, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. По϶ᴛᴏму иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, например ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.
Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.
В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Ограничения, кᴏᴛᴏᴩые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с обеспечением безопасности РФ.
Ограничения, применяющиеся к некᴏᴛᴏᴩым категориям иностранцев, обычно зависят от того, будет ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.
Постоянно проживающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на ϲʙᴏбодный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, будет одновременно документом, удостоверяющим личность)
Временно проживающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, кᴏᴛᴏᴩый не имеет документа, удостоверяющего личность)
Временно пребывающие в РФ иностранцы – ϶ᴛᴏ лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.
Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).
Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.
Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.
Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.
В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.
Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).
Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).
Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.
Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан , и устанавливается, как правило, по международным договорам (например, по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и (например, по конституции).
Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву .
Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам , например соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций .
Могут быть и другие режимы, например, преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.
В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе , замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.
Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства , является одновременно документом, удостоверяющим личность).
Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).
Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.
Правовой режим – это совокупность прав и обязанностей, предоставленных гражданам и юр. лицам на основании международного договора и национального законодательства . Существует четыре вида правового режима:
1. Национальный режим
2.
3. Специальный режим (Преференциальный и негативный – по Геть-П)
иногда еще выделяют
4. Режим взаимности
5. Режим реторсий
Режимы делят на две группы
Если национальный и специальный
режимы являются по своей сути производными от правоспособности лиц государства пребывания
,
то режим наибольшего благоприятствования
и преференциальный режим
, существуют в отношении к правам и обязанностям лиц третьих государств
, предоставляемым на территории данного государства.
Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам ;
режим наибольшего благоприятствования - иностранным юридическим лицам .
Преференциальный (особо льготный режим) предоставляется физическим (жители приграничных областей ) и юридическим (наиболее крупные иностранные инвесторы ) лицам.
В уч. Гетьман-Павловой предоставление режимов приводится как специальный принципы МЧП – Принцип предоставления определенных режимов
Национальный режим означает наделение иностранных субъектов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства .
В конституциях многих государств закреплена формулировка, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим, - иностранные лица пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что собственные граждане государства пребывания
(ст. 62 Конституции РФ).
Однако общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима на практике сопровождаются многочисленными изъятиями , закрепленными в законах и подзаконных актах.
В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2 предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами . К числу таких законов относятся Федеральные законы «» и «».
Принцип национального режима применяется в том числе и к публичным правоотношениям
. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г.
N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
» в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим
. В соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов
в зависимости от страны происхождения товаров (за исключением ввозных таможенных пошлин
).
Основной режим в МЧП режим наибольшего благоприятствования
Юридическое содержание режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах и соглашениях составляе т обязательство государства предоставить договаривающейся стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен или будет предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством –
т.е. предоставление на территории данного государства равных прав всем иностранным лицам в определенной сфере деятельности на основе международного договора.
Фактически правовой статус иностранных лиц основан на принципе режима наибольшего благоприятствования .
В частности, режим наибольшего благоприятствования положен в основу взаимоотношений членов Всемирной торговой организации (ВТО ).
В зависимости от содержания международных договоров принцип может иметь разные формулировки. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ ) 1947 г. этот принцип формулируется применительно к товарам . В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС ) 1994 принцип сформулирован как в отношении оказываемых услуг , так и в отношении поставщиков этих услуг .
Специальный режим подразд-ся на преференциальный и негативный по друг-му мнению выделяются отдельно преференциальный и специальный
Негативный или Специальный режим – это режим, как правило, носит негативный характер и сводится к изъятию из правоспособности иностранцев определенных прав, связывая напрямую обладание ими с наличием гражданства данного государства, а также к возложению на иностранцев дополнительных обязанностей .
Права иностранцев ограничены прежде всего в политической сфере .
В качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государственной власти Российской Федерации, занимать определенные должности и т.д.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации
» из принципа национального режима федеральными законами могут быть установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
.
Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации.
Специальный преференциальный (или Преференциальный ) связан с предоставлением определенных привилегий и преимуществ иностранным лицам из стран определенной категории .
Предоставление преференциального режима, в отличие от режима наибольшего благоприятствования, возможно не только в международных договорах, но также и во внутреннем законодательстве
Преференциальный режим - как правилоособый льготный экономический режим, предоставляемый одним государством другому без распространения на третьи страны .
Необходимым условием функционирования преференциального режима являются изъятия из режима наибольшего благоприятствования , предусматриваемые при заключении соответствующих договоров.
Отсутствие таких изъятий означало бы, что преференциальный режим, предусмотренный в той или иной сфере, автоматически распространялся бы на все государства, для которых в той же сфере предусмотрен режим наибольшего благоприятствования, что сводило бы преференции на нет . Поэтому зачастую в международных соглашениях, устанавливающих преференциальный режим, прямо предусмотрена обязанность государств-участников в договоры с третьими странами включать условия о соответствующих изъятиях из режима наибольшего благоприятствования .
Наиболее распространенные примеры преференциального режима -
Общая система тарифных преференций в международной торговле, предоставленных развивающимся странам
, а также соглашения между приграничными государствами
и государствами, входящими в единый экономический, таможенный или иной союз государств
(напр.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой или организация Транстихоокеанское партнёрство целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Для России вопрос об использовании преференциального режима имеет важное значение применительно к участию в СНГ и иным объединениям бывших советских республик, прежде всего в связи с ратификацией Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (подписан в Москве 26 февраля 1999 г.) и Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (подписан в Астане 10 октября 2000 г.) упраздненного в 2014 году связи с созданием Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация).
Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима называют режим взаимности и режим реторсий .
Режим взаимности означает предоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве .
Основной источник взаимности - национальное законодательство .
Для МЧП наибольшее значение имеет деление взаимности на материальную и коллизионную .
Проблемы коллизионной взаимности относятся к коллизионному праву.
Коллизионная взаимность представляет собой взаимное применение права , т.е. суд одного государства применяет право другого государства только при условии, что иностранный суд ведет себя точно так же .
По общему правилу при рассмотрении частноправовых споров, связанных с иностранным правопорядком, коллизионная взаимность не должна учитываться .
Материальная взаимность делится на собственно материальную (материальную в узком смысле) и формальную взаимность.
Материальная взаимность в узком смысле означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в стране пребывания правомочий, аналогичных тем, какие предоставляются местным гражданам и юридическим лицам в стране, к которой принадлежат эти иностранные лица .
Формальная взаимность - в предоставлении иностранным лицам всех прав и правомочий, вытекающих из местного законодательства . Данное положение практически тождественно национальному режиму .
Режим реторсий
В некоторых случаях государство может устанавливать ограничения для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса РФ - Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц
Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности "
1. Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:
1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;
2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации,;
3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве;
4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.