Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений Юридические факты как основания прекращения экологических правоотношений

Основанием возникновения правового отношения в теории права признаются юридические факты - подтвержденные действия и события, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения.

Для возникновения экологических правоотношений, как правило, требуется наличие фактического состава - совокупности юридических фактов, которые влекут наступление юридически значимых последствий. Так, для того чтобы возникло право пользования природными ресурсами, требуется решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование как волеизъявление государства-собственника. Например, в соответствии со ст. 22 ВК основаниями возникновения права водопользования являются решения Президента Республики Беларусь о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование (выдаваемые территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь), решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов (их частей) в обособленное водопользование. Важной составляющей в возникновении права пользования природными ресурсами является отвод участка (отвод земельного участка, геологический отвод, горный отвод). Отвод земельного участка согласно ст. 1 Кодекса о земле - это предусмотренные законодательством землеустроительные мероприятия, включаю- щие процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок.

В определенных в законодательстве случаях для возникновения отношений по охране окружающей среды необходимо наличие лицензии. В соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» лицензирование в области охраны окружающей среды осуществляется специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, например, деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду, включающая в качестве работ и услуг обращение с озоноразрушающими веществами, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание и захоронение отходов (кроме радиоактивных отходов). Лицензии на право осуществления данного вида деятельности выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Исходя из комплексного характера эколого-правового регулирования, отношения в области окружающей среды могут возникать как в публично-правовом, так и в частноправовом порядке. Публичную природу имеют отношения экологического контроля, применения мер ответственности за нарушение экологического законодательства, управления в области охраны окружающей среды. В договорном, или частноправовом, порядке возникают отношения как в области использования природных ресурсов (право частной собственности на землю, аренда природных ресурсов, концессионные отношения), так и выполнения природоохранных мер, например, проведение экологического аудита, экологическое страхование, предоставление специализированной экологической информации и др.

Принципиально новым основанием возникновения экологических отношений является комплексное природоохранное разрешение. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг. (Постановление Совета Министров от 25 июля 2009 г. № 980).

Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой отдельные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 утвержден перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, к таковым отнесены, например, объекты по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, птицы; объекты по добыче полезных ископаемых; объекты по производству пищевых продуктов; объекты по производству целлюлозы, бумаги, картона; объекты химического производства и др.

Основываясь на анализе положений экологического законодательства, к наиболее общим основаниям прекращения экологических отношений следует отнести:

Добровольный отказ либо минование надобности;

Истечение срока, на который был предоставлен природный ресурс;

Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

Использование природного ресурса не по целевому назначению;

Нерациональное использование природного ресурса;

Систематическое невнесение платы за природопользование;

Неиспользование природного ресурса в течение определенного в законодательстве периода времени;

Изъятие природных ресурсов для государственных и общественных нужд.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите основные группы общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

2. Какова роль государства - Республики Беларусь - как субъекта экологических отношений?

3. Определите признаки объектов экологических правоотношений.

4. Что представляет собой комплексное природоохранное разрешение как основание возникновения экологических правоотношений?

5. Каковы особенности окружающей среды как объекта правоотношений?

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., от 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982- XII: в ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп. : Законы от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 31 дек. 2005 г. № 80-З, от 29 июня

2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 6 мая 2010 г. № 127-З, от 31 дек. 2010 г. № 228-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 6. 2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 118. 2/1309; № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395; № 170. 2/1464; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 15. 2/1666; № 120. 2/1679; 2011. № 5. 2/1780; № 59. 2/1811; 2012. № 5. 2/1883.

Кодекс Республики Беларусь о земле: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 6 нояб. 2008 г. № 447-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 29 дек. 2009 г. № 73-З, от 6 мая 2010 г. № 120-З, от 15 окт. 2010 г. № 176- З, от 7 янв. 2011 г. № 232-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 187. 2/1522; 2009. № 275. 2/1544; 2010. № 6. 2/1648; № 14. 2/1625; № 120. 2/1672; № 261. 2/1728; 2011. № 6. 2/1784.

Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г. № 406-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 184. 2/1503; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 82. 2/1845; 2012. № 5. 2/1883.

Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 1998 г. (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 29 дек. 2007 г. № 324-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 янв. 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 266-З, от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 122. 2/1259;

2007. № 2/1335; 2008. № 17. 2/1421; № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 17. 2/1661; 2011. № 60. 2/1818; № 82. 2/1845.

Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 27 февр. 2004 г. № 271-З, от 4 авг. 2004 г. № 310-З, от 9 июля 2005 г. № 42-З, от 11 дек. 2005 г. № 66-З, от 29 июня 2006 г. № 135-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 24 дек. 2007 г. № 299-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 70. 2/195; 2004. № 39. 2/1020; № 123. 2/1059; 2005. № 121. 2/1139; № 196. 2/1163; 2006. № 106. 2/1229; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 147. 2/1335;

2008. № 3. 2/1396; № 275. 2/1541; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г. (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З, от 20 окт. 2006 г. № 169-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 28 дек. 2009 г. № 96-З, от 17 мая 2011 г. № 260-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 73. 2/954; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139; 2006. № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; № 179. 2/1266; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 6. 2/1648; 2011. № 59. 2/1811.

Об охране атмосферного воздуха: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2008 г., № 2-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 14 июля 2011 г. № 293-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 4. 2/1554; 2011. № 82. 2/1845.

Об охране озонового слоя: Закон Респ. Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 15 нояб. 2004 г. № 335-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 13 июня 2007 г. № 238-З, от 8 июля 2008 г. № 373-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 31 дек. 2009 г. № 114-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 107. 2/805; 2004. № 180. 2/1084; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 147. 2/1335; 2008. № 172. 2/1470; № 275. 2/1541; 2010. № 15. 2/1666; 2012. № 5. 2/1883.

О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257-З (с изм. и доп. : Закон Респ. Беларусь от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 2 июля 2009 г. № 32-З, от 4 января 2010 г. № 109-З, от 17 мая 2011 г. № 261-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. № 172. 2/1354; 2008. № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584;

2010. № 17. 2/1661; 2011. № 59. 2/1812.

Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г, № 3335-XII: в ред. Закона от 23 мая 2000 г. № 396-З (с изм. и доп. : Законы Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 7 мая 2007 г. № 212-З, от 8 июля 2008 г. № 375-З, от 10 нояб. 2008 г. № 444-З, от 15 июля 2010 г. № 169-З, от 30 дек. 2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. № 52. 2/171; 2006. № 107. 2/1235; 2007. № 118. 2/1309; 2008. № 172. 2/1472; № 275. 2/1541; 2010. № 184. 2/1721; 2012. № 5. 2/1883.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З (в ред. Законов Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З, от 22 дек. 2011 г. № 328-З) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сент. 2010 г., № 450 (с изм. и доп. : Указы Президента Респ. Беларусь от 6 июня 2011 г. № 228, от 30 авг. 2011 г. № 383, от 30 дек. 2011 г. № 621) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 212. 1/11914; 2011. № 65. 1/12582; № 99. 1/12797; 2012. № 8. 1/13223.

О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2011 г. № 528 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.

2011. № 130. 1/13083.

Об утверждении национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25 июля 2009 г. № 980 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 184. 5/30225.

Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 12 дек. 2011 г. № 1677 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. № 141. 5/34930.

О сотрудничестве Республики Беларусь с международными организациями: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 окт. 2002 г. № 1504 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: договор, 27 янв. 1967 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.



Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.



Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.



Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т. д.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями.

В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Предыдущая

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

4. Экологические права граждан Республики Беларусь.

Понятие и содержание экологических прав граждан.

В статье 46 Конституции закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.

Нам предстоит разобраться, что следует понимать под правом на благоприятную окружающую среду. Для этого, очевидно, следует обратиться к истокам. Впервые это право как правовая норма было закреплено в международных документах. Принцип 1 Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. устанавливает, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввела это право на уровне принципа: при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, предприятия обязаны руководствоваться принципом обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. В специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования и охраны природных ресурсов, качество которых более других отражается на здоровье человека это право также закреплено. Например, в ст. 13 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа.

Экологическое законодательство, в частности ст.5 Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» Республики Беларусь определяет параметры понятия «благоприятная окружающая среда». Оно складывается из понятий:

Среда обитания человека, т.е. природные элементы – атмосферный воздух, водоемы, почва, растительный мир, радиационная безопасность;

Социальная среда, т.е. условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучение, воспитание, которые при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.

Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды, но оно должно стреміться к этому.

Создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;

Право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека;

Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства;

Право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.

Специальными нормативно-правовыми актами в сфере природопользования установлены права граждан по использованию природных ресурсов и объектов. Например, граждане Республики Беларусь имеют право отдыхать на природе, осуществлять сбор грибов и ягод в лесах.

Кроме прав у граждан есть обязанности в области охраны окружающей среды. Статья 55 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что беречь и охранять природу – это долг каждого. В соответствии со ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды» физические и юридические лица обязаны:

Соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране

окружающей среды;

Беречь и охранять природу и рационально использовать природные ресурсы;;

Соблюдать требования природоохранного законодательства;

Повышать экологическую культуру.

Выполнять требования в области обращения с отходами;

Выполнять требования пожарной безопасности;

Соблюдать правила охоты и рыболовства;

Выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

Выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

Возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Специальными актами законодательства на всех природопользователей, например, землепользователей, водопользователей, лесопользователей, недропользователей возлагаются специфические обязанности, а именно: эффективно использовать предоставленный в пользование природный объект или ресурс, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, лесов, вод, водоохранных полос.

Правовым последствие несоблюдения обязанностей в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является не только применение мер юридической ответственности, но прекращение права пользования соответствующим природным объектом или ресурсом.