Производственный экологический контроль: в ожидании Приказа Минприроды России. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) Положение по производственному экологическому контролю в организации

В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.

Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.

В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:

  • контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
  • контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
  • организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
  • организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.

Предприятиям данный документ необходим для:

  • систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
  • соблюдения требований природоохранного законодательства,
  • прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
  • контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
  • и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.

На основании каких документов разрабатывается программа экологического контроля?

Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). Содержание должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.

Кроме того, требования к содержанию программы четко изложены в вышеуказанном Приказе №92.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

Срок действия.

Срок действия разработанной программы не ограничен. Однако, при внесении изменений в технологический процесс, техническую оснащенность предприятия и прочих изменений, способных повлиять на изменение степени воздействия объекта на экологию – данные о них должны быть отражены в содержании программы. При этом законодательством установлены сроки для отражения нововведений, которые должны составить не более 30 дней.

  • сведения юридического характера о самом предприятии;
  • данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
  • перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
  • описание применяемых методов контроля;
  • планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.

Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.

  1. Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
    • наименование предприятия;
    • организационно-правовая форма;
    • адрес месторасположения и контактные данные;
    • категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
    • реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
    • правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
    • для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
    • наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
    • дата составления программы.
  2. Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
    • дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
    • описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
    • перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
    • сведения об установленных для предприятия нормативах - временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
    • порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
    • карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
    • перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
  3. Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
    • применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
    • сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
    • суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
    • данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
  4. Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
    • наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
    • характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
    • сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
    • копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
    • информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
    • перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
  5. Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
    • перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
    • общая численность работников предприятия;
    • информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
  6. В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
    • наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
    • номер и область аттестата аккредитации.
  7. Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
    • об охране атмосферного воздуха;
    • об охране водных объектов;
    • системе обращения с отходами;
    • об охране земель;
    • об использовании недр;
    • об охране растительного и животного мира.

В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.

Передача отчета по экологическому контролю в контролирующие организации.

Проведение на предприятии ПЭК контролируется органом экологического надзора при помощи приема соответствующего отчета о выполнении программы ПЭК. Отчет сдается ежегодно не позднее 25 марта завершившегося года.

Форма предоставления отчета может быть, как бумажной, так и электронной. В любом из перечисленных случаев она должна быть заверена подписью руководителя. Также разрешается передавать отчет и посредством почтовых отправлений с описью приложенных документов и уведомлением о вручении.

Сдается отчет в зависимости от категории объекта и уровнем его поднадзорности. Так, предприятия, относящиеся к органам Федерального эконадзора, сдают отчет в их территориальные департаменты, Регионального – в региональные департаменты.

Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета.

С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.

Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.

Экологический мониторинг - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Различают 4 вида экологического мониторинга: глобальный, государственный, региональный, локальный.

Одним из направлений экологического мониторинга является экологический контроль - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

В настоящее время порядок организации производственного экологического контроля регламентируется многочисленными разрозненными международными, федеральными, региональными нормативными документами, основной из которых Федеральный Закон РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» cт. 67. В соответствии с положениями указанного Закона:

Производственный экологический контроль – это система административных мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения промышленными предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности нормативных документов в области охраны окружающей среды.

По характеру необходимых действий, мероприятия производственного экологического контроля можно выделить в два основных этапа:

  • экологический контроль при строительстве и эксплуатации объекта;
  • программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Мероприятия экологического контроля при строительстве и эксплуатации объекта:

1. Производственный экологический контроль за использованием предприятием поверхностных водных объектов:

  • своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
  • своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
  • постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
  • ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
  • ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

2. Производственный экологический контроль за охраной поверхностных вод от загрязнения:

  • проведение своевременной государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению объемов забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • слежение за расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных стадиях технологической очистки и их соответствие установленным регламентам;
  • проведение контроля за расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и их соответствие установленным нормативам НДС ;
  • проведения контроля за расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в канализацию и их соответствие нормативам, установленным в договоре на прием сточных вод;
  • проведение контроля за расходом, составом и свойствами природных вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимаемых сточные воды и за соблюдением норм качества воды в контрольных створах;
  • проверка эффективности очистных сооружений, ведение соответствующих журналов;
  • проверка выполнения графика планового ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений;
  • проверка выполнения плана и сроков поэтапного достижения нормативов НДС или временно согласованных сбросов. Сведения по экологическому контролю за водными объектами должны быть актуализированы по состоянию на первый день месяца, следующего за отчетным годом.

3. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения:

  • ежеквартальное выполнение экологического производственного плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, или снижения выбросов при установлении ВСВ;
  • проведение еженедельного контроля за выполнением плана работ по проверке эффективности газоочистного оборудования, ведение журнала учета работы установок очистки газов;
  • проверка заполнения журналов первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха;
  • выполнение план-графика за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов;
  • осуществление контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.).

4. Мероприятия экологического контроля в сфере обращения с отходами включают:

  • текущее выполнение условий договоров со специализированными предприятиями на передачу отходов для использования, обезвреживания, размещения, а также договоров на проведение работ по мойке и дезинфекции транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов;
  • постоянный контроль за уровнем загрязнения почв и грунтовых вод в местах размещения отходов;
  • ежеквартальное выполнение производственного плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
  • определение класса опасности образовавшихся отходов (определяется экологическими нормативами);
  • заполнение паспортов опасных отходов с указанием кода отхода согласно ФККО;
  • своевременное направление материалов, обосновывающих отнесение отхода к классу опасности для окружающей природной среды .

5. Мероприятия экологического контроля за своевременным представлением государственной статистической отчетности включает следующие мероприятия:

Виды экологического контроля за своевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду включают:

  • своевременная постановка на учет плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • своевременное представление администратору платы ежеквартального расчета экологической платы за негативное воздействие на окружающую среду, своевременным получением копии платежных документов с отметкой банка, отражающих полноту и своевременность внесения платы.

6. Экологический контроль за обеспечением предприятия экологической безопасности включает:

  • Выполнение плана производственных мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ;
  • проведение обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • проведение тренировок по действию персонала на установках по очистке газа, очистных сооружениях в аварийных ситуациях;
  • ведение журнала регистрации сведений о НМУ, а также выполнение приказа о работе предприятия в период НМУ.

Программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Объектами регулярных наблюдений за характером изменения компонентов экологической системы в основном являются:

  • атмосферный воздух (более 200 экологических показателей);
  • водные объекты (более 40 экологических показателей);
  • подземные воды;
  • почвенный покров;
  • состояние растительности;
  • животный мир.

Производственный экологический мониторинг как правило включает в себя 3 этапа работ:

  • фоновые наблюдения, проводимые с целью оценки состояния природных компонентов до начала строительства;
  • лабораторные исследования по экологическим показателям в период строительства;
  • регулярные экологические наблюдения и лабораторные исследования на период эксплуатации объекта.

Перечень контролируемых экологических показателей при производственном экологическом контроле, точки отбора проб, кратность исследований определяется в каждом конкретном случае с учетом действующих нормативных документов, особенностями расположения и характером производственного процесса на объекте.

Мы проводим следующие работы:

  • экологический аудит предприятий всех отраслей деятельности, в т.ч. строительной и проектной;
  • разработка программы производственного экологического контроля за хозяйственной и иными видами деятельности предприятий;
  • проведение лабораторных наблюдений за уровнями загрязнения различных компонентов природной среды в зоне промышленных предприятий:
    • атмосферного воздуха;
    • поверхностных сточных вод;
    • шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений;
    • почвенного покрова (все виды инженерно-экологических изысканий);
  • разработка перечня мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС) и оценка их эффективности;
  • экологическая паспортизация оборудования, очистных установок;
  • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • экологическое сопровождение на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности;
  • экологическое обследование жилых и офисных помещений .

Решение задач производственного экологического контроля позволит внести весомый вклад в повышение конкурентоспособности Вашего предприятия, его имиджа и репутации, а также положительно повлиять на финансовые показатели деятельности за счет сокращения сверхнормативных платежей, исков и штрафов за загрязнение окружающей среды.

установить закладку

установить закладку

Материал актуален на 04.08.2014

Производственный экологический контроль

Внимание!

  • контроль за выполнением и соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды;
  • контроль за проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • контроль за проведением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также за соблюдением требований специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;
  • контроль за обращением с опасными веществами, отходами;
  • контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
  • контроль за уровнем готовности работников предприятия к аварийным ситуациям, наличием и техническим состоянием оборудования, обеспечивающего предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
  • контроль за получением информации для ведения хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
  • контроль за ведением хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
  • контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и уровнях загрязнения окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;
  • контроль за соблюдением хозяйствующим субъектом предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, а также лимитов размещения отходов производства;
  • контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль за обеспечением своевременной разработки (пересмотра) хозяйствующим субъектом нормативов в области охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
  • контроль за проведением локального мониторинга окружающей среды.

Требования нормативных правовых актов к осуществлению ПЭК

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

  • на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
  • сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Положение о ПЭК

Положение о ПЭК разрабатывается специалистами предприятия или на основании договора коммерческой экологической организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ , Федерального закона от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ , Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ .

Положение о ПЭК определяет порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства РФ и выполнением природоохранных мероприятий.

Положение о производственном экологическом контроле утверждается руководством предприятия по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа государственного экологического контроля.

Положение о производственном экологическом контроле содержит:

  • конкретные цели и задачи производственного экологического контроля на данном предприятии;
  • положения о взаимодействии подразделений между собой, с органами управления предприятием, с организациями государственного и общественного экологического контроля;
  • права, обязанности и ответственность руководителей соответствующих подразделений, действие или бездействие которых привели к нарушению установленных экологических норм и нормативов, получению несвоевременной или искаженной экологической информации;
  • принятые на предприятии положения и правила о стимулировании развития производственного экологического контроля и увеличение его эффективности;
  • порядок представления оперативной и регулярной информации руководству предприятия, его подразделений, государственным органам.

Приложения к Положению о производственном экологическом контроле:

  • положения о структурных подразделениях предприятия, привлекаемых организациях, участвующих в осуществлении производственного экологического контроля, их основные функции;
  • документация, устанавливающая порядок производственного экологического контроля, утверждаемая руководителем предприятия.

Порядок ПЭК

Порядок ПЭК - описание средств, методов, объема, частоты получения информации о контролируемом объекте, передачи информации для принятия управляющих решений.

Порядок осуществления контроля на предприятии определяется внутрипроизводственными программами, графиками контроля, технологическими регламентами и другой методической документацией в соответствии с объектами контроля, спецификой хозяйственной деятельности и содержанием документации, регламентирующей природопользование на предприятии, и отражается в "Положении о производственном экологическом контроле ". Порядок проведения производственного экологического контроля, в составе "Положения о производственном экологическом контроле", утверждается руководителем предприятия.

Программа (план) производственного экологического контроля

Среди всей документации ПЭК особое место занимает план-график производственного контроля, который отображает полную картину его осуществления в течение года.

В нём указываются объекты контроля на предприятии, места отбора проб, контролируемые показатели, вид контроля, периодичность его проведения.

В ряде регионов разработаны методические указания для оформления ПЭК, например:

  • Методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Пермской области, утвержденные руководителем Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору;
  • Временные методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Саратовской области, утвержденные руководителем Управления Росприроднадзора по Саратовской области.

Производственный аналитический контроль

Производственный аналитический контроль является составной частью производственного экологического контроля.

Основная задача - получение информации о качественном и количественном составе загрязняющих веществ объектах контроля.

Производственный аналитический контроль осуществляется :

  • автоматизированными системами и приборами;
  • лабораториями предприятия, объединения, ведомства;
  • сторонними аналитическими лабораториями.

Лаборатории входят в систему экологической службы предприятия.

"Положение о лаборатории" является обязательным приложением к "Положению о производственном экологическом контроле ".

В случае отсутствия на предприятии разработанного и согласованного с территориальным органом Росприроднадзора Порядка ПЭК в области обращения с отходами применяются штрафные санкции, предусмотренные ст.8.2 КоАП РФ .

Искажение, сокрытие информации в предоставленной Программе ПЭК могут быть классифицированы по ст.8.5 КоАП РФ .

Штраф!

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере - 500 - 1 000 руб.;
  • на должностных лиц - 1 000 - 2 000 руб.;
  • на юридических лиц - 10 000 - 20 000 руб.

Как мы все помним, в 2014 году с появлением 219 федерального закона поменялись требования к производственному экологическому контролю. Появилась новая редакция 67 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Старая редакция была достаточно лаконичной: Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Что с ним делать, кому нести, в каком объеме. Все на субъективное усмотрение.

Но 219-ФЗ была внесена конкретика. Единственное, что эта конкретика должна была быть дополнена приказами и постановлениями. Да, сейчас середина уже 2016 года, но наконец-то появились тексты проектов! Можно начинать складывать картину в голове и таки готовится к введению этого самого ПЭКа.

Итак, давайте разбираться со всем по порядку.

Нормативная основа

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" (статья 25)

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" (статья 26)

Проект приказа МПР Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Проект приказа МПР Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

Кто должен разрабатывать ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.

Критерии объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

Состав ПЭК

Развернутая информация о структуре программы содержится в Проекте Минприроды Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Кратенько о разделах и что в них включается.

Название раздела

Краткая характеристика раздела

Общие положения

Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

описание основных технологий и технологических процессов;

сведения об используемых установках очистки газа;

перечень стационарных источников;

перечень выбрасываемых загрязняющих веществ;

перечень и порядок выполнения мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ;

перечень используемых расчетных методик определения выбросов;

карты-схемы;

для объектов I категории перечень стационарных источников выбросов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема и массы выбросов

Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников

схема систем водопотребления и водоотведения;

сведения об очистных сооружениях;

перечень сбрасываемых загрязняющих веществ;

Сведения о сточных водах и источниках их образования

Сведения о сточных водах, принимаемых от абонентов

Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения

перечень образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности видов отходов;

перечень эксплуатируемых, в том числе рекультивированных или законсервированных, объектов размещения отходов на данном объекте;

сведения о местах (площадках) накопления отходов;

сведения о лицах, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

копию документа, подтверждающего наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности;

сведения о технических характеристиках специализированного оборудования (установок) по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления;

сведения об утвержденных нормативах образования отходов и лимитах на их размещение;

характеристика объектов размещения отходов;

мероприятия по проведению работ по рекультивации земель, занятых объектами размещения отходов, после окончания их эксплуатации.

Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений;

сведения об образовании, повышении квалификации, опыте работы, дате последней аттестации сотрудников подразделений

Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

наименование и адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестата аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

область аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров).

Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений

Производственный контроль в области:

Охраны атмосферного воздуха;

Охраны и использования водных объектов;

Обращения с отходами»;

Использования и охраны земель;

Охраны и пользования недрами;

Состоянием животного и растительного мира;

За реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок пересмотра и кооректировки ПЭК

Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду , а также в случаях

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Предприятия подлежащие федеральному надзору направляют отчет в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, предприятия подлежащие региональному надзору орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения к федеральному экологического надзору указаны в постановлении правительства № 903 от 28 августа 2015 года «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Отчет оформляется в двух экземплярах , один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении

Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, отчет представляется по каждому объекту.

Что входит в отчет

А тут мы переходим к другому проекту: Проект приказа МПР «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». Итак, что же мы включаем в этот самый ежегодный отчет:

    I. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

    Общие сведения

    Сведения о применении на объекте технологий, соответствующих наилучшим доступным технологиям

    Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

    II. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

    Перечень веществ, включенных в план-графика инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Результаты инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объекта

    Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объект

    Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов и концентрации загрязняющих веществ

    Результаты проведения проверок работы установок очистки газа

    III. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

    Сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества

    Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема сбросов и концентрации загрязняющих веществ

    Сведения о результатах ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной

    Результаты проведения проверок работы очистных сооружений

    Результаты контроля состава и свойств сточных вод, в случае если на объекте осуществляется прием сточных вод от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

    IV. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

    Сведения о результатах производственного контроля в области обращения с отходами

    Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

    V. Результаты производственного контроля в области использования и охраны земель

    Перечень загрязняющих веществ, включенных в программу наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

    Результаты контроля мероприятий, направленных на ликвидацию или локализацию загрязняющих веществ, в результате поступления которых произошло загрязнение земель при наблюдении за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду в случае возникновения аварийных ситуаций

    Результаты наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

    VI. Результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами

    Сведения о результатах ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр

    VII. Результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира

    Перечень индикаторных объектов животного и растительного мира, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации (далее – объекты животного и растительного мира), обитающих в пределах зоны воздействия объекта на окружающую среду

    Результаты контроля за численностью и местами обитания объектов животного и растительного мира

    Результаты проверки исправности технических устройств и оборудования, служащих для предотвращения гибели объектов животного мира

    Результаты оценки эффективности принятых мер по сохранению объектов животного и растительного мира

    VIII. Результаты производственного контроля за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды

    Результаты контроля выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды

Весь отчет будет представлять 25 таблиц, формы которых представлены в приказе. Там же вы найдете и методические указания по тому, как эти таблицы должны заполняться. На них стоит обратить не малое внимание при заполнении форм так как, в соответствии с пунктом 5 приложения 2 В случае обнаружения респондентом или принимающим органом ошибок в заполненной форме респондент заполняет новый бланк формы и передает его принимающему органу. Меньше опечаток – меньше бумаги. Корректор может не спасти.

Так же весь объем таблиц заполнять потребуется не всем: Заполнение таблиц отчета зависит от присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории, на котором респонденты осуществляют хозяйственную и иную деятельность. Полный комплект представляют только Респонденты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объекте I категории. Остальные респонденты представляют сокращенный вариант (подробнее в разделе 3 вышеупомянутого приказа: Требования к заполнению отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в зависимости от категории объектов хозяйственной деятельности).

Коротко о главном

Ну и краткое резюме из вышенаписанного:

Делаем программу. Делаем сами и для себя. Утверждаем, но ни с кем не согласовываем

По итогам года делам отчет по нашей программе

До 25 марта направляем отчет в уполномоченный орган в зависимости от принадлежности к региональному или федеральному надзору

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нужен для выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также ради соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Подробный перечень выполненных мероприятий и проведенных проверок на предприятии фиксируется в .

Как пример производственного экологического контроля - 2019 можно рассматривать установленную законом обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий (оказывающих, соответственно, значительное, умеренное и незначительное негативное воздействие на окружающую среду), разработать и утвердить специальную программу производственного экологического контроля.

Что включает в себя программа ПЭК

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
  • о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.

Как ее разработать

При разработке программы ПЭК необходимо учесть следующие существующие в организации объекты:

  • системы, предназначенные для очистки использованных вод и отходящих газов;
  • передвижные и стационарные источники выброса вредных веществ;
  • цеха, участки и другие источники образования промышленных отходов;
  • склады и другие места для хранения материалов, сырья и готовой продукции.

Требования к содержанию программы ПЭК и сроки представления отчетности определяются уполномоченным органом государственной власти. Для этого 16.03.2017 г. Минприроды РФ был издан приказ №92 «Об утверждении требований к содержанию экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Однако на данный момент этот приказ возвращен Минюстом РФ без государственной регистрации. Поэтому мы, к сожалению, пока не можем предложить вам свежий образец программы производственного экологического контроля - 2019. Однако вы можете скачать пример производственного экологического контроля, подготовленный по старым правилам, и в дальнейшем доработать его, исходя из новых требований.