Дисквалификация административное. Дисквалификация – вид административного наказания

1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия "дисквалификация". Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.

Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.

2. На наш взгляд, в данном случае имеются в виду лица, занимающие должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (подробнее см. примечание ст. 2.4 КоАП РФ).

3. Вместе с тем, как и ранее, дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к физическим лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) и к другим должностным лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К иным случаям относится осуществление перечисленных выше функций индивидуальным предпринимателем (например, выполняющим одновременно функции директора предприятия) и лицом, занимающимся частной практикой, например, арбитражным управляющим.

В связи с этим следует обратить внимание на санкции некоторых статей гл. 7, 13, 14, 15, 19 КоАП РФ в виде дисквалификации, которые согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ могут быть применены к таким должностным лицам, как члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий и другим перечисленным в указанном примечании лицам.

4. Дисквалификация во многом схожа с санкцией, предусмотренной УК РФ (ст. 47), в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, в отличие от упомянутого уголовного наказания, которое применяется в качестве дополнительного и распространяется на любую сферу деятельности лица, дисквалификация является основным административным наказанием и может быть применена лишь к тем лицам, которые упомянуты в ст. 2.4 Кодекса, и только в тех случаях, когда она предусмотрена в качестве санкции в конкретной статье КоАП РФ.

5. Ведение перечня дисквалифицированных лиц и выдача соответствующей информации возложены на МВД России (см. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 483, а также утвержденное Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 Наставление по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкцию о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. 12 янв.)).

6. КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

За отдельные нарушения предписаний законодательства может устанавливаться наказание в виде дисквалификации. Данный вид наказания имеет своей целью отстранение от замещаемой должности в органах государственного управления и управления коммерческой организации.

В отличие от лишения специального права, где гражданин лишается специального статуса, при дисквалификации гражданин лишается возможности занимать ту или иную должность на определенный срок.

Говоря о дисквалификации, можно сказать, что гражданин лишается на определенное время административной дееспособности, то есть способности реализовывать права и обязанности в сфере управления. При этом управление может ограничиваться в государственных, муниципальных или частных интересах.

В этой статье:

Понятие и особенности дисквалификации

Под дисквалификацией принято понимать лишение права занимать должности в сфере государственного управления или управления юридическим лицом.

Сферой государственного управления, подразумевается сфера государственной службы, а именно должности федеральные и региональные; сфера муниципальной службы; сфера предпринимательской деятельности; и сфера проведения спортивных мероприятий.

Особенностью дисквалификации является то, что она применяется только к физическим лицам. Физические лица, в свою очередь, занимают определенные государственные и негосударственные должности в сфере управления или осуществления административно-распорядительных функций.

В качестве примера, можно привести следующие случаи: дисквалификация за нарушение правил охраны труда; дисквалификация для должностных лиц, имеющих доступ к кредитной истории гражданин, в случае ее разглашения; дисквалификация для органов управления образовательного учреждения, при нарушении права гражданина на образование.

Порядок применения дисквалификации

Дисквалификация может устанавливаться только судом. Право на возбуждение производства относится к компетенции отдельных должностных лиц, например, Рособрнадзора, а применение дисквалификации относится к компетенции судьи.

Срок применения данного административного наказания варьируется от шести месяцев и максимально может быть установлен на три года.

В течение всего срока действия ограничения, гражданин не имеет право занимать должность на государственной службе, муниципальной службе, в органах коммерческого управления организацией, быть членом совета директоров, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать услуги в многофункциональных центрах и т.д.

Исполнение постановления о наложении дисквалификации

Началом действия дисквалификации, принято считать момент вступления постановления судьи о наложении дисквалификации. В отношении дисквалифицированных лиц, заводится специальный реестр, по которому производится отслеживание исполнение допуска к той или иной должности.

Данный реестр ведется уполномоченным органом Правительства России. Реестр включает в себя сведения о гражданине, его занимаемой должности, места нахождения его организации, сроки лишения этой должности. Сведения реестра являются открытыми и любые заинтересованные лица могут через средства интернет посмотреть список дисквалифицированных лиц.

По истечении срока установленного для дисквалификации, гражданин может вернуться на замещаемую ранее должность, если его руководитель позволит заново заключить служебный контракт о прохождении государственной или муниципальной службы.

Основанием для прекращения действия дисквалификации, является издание судьей акта об отмене дисквалификации или истечении действия ее срока.

Одним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).
Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Таблица 1. Административные правонарушения, влекущие дисквалификацию.

Правонарушение

Срок дисквали-фикации

п. 2 ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должност-ным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию -за аналогичное административное правонарушение от 1 года до 3 лет
ст. 5.53 Незаконные действия по получению или распространению информации, составляющей кредитную историю, если такие -действия не содержат уголовно наказуемого деяния до 3 лет
п. 1
ст. 14.12
Фиктивное банкротство, если такое действие не содержит -уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев до 3 лет
п. 2
ст. 14.12
Преднамеренное банкротство, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний от 1 года до 3 лет
п. 1
ст. 14.13
Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, если эти дейст-вия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев
до 3 лет
п. 2
ст. 14.13
Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев
до 3 лет
п. 3
ст. 14.13
Неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния от 6 месяцев
до 3 лет
п. 4
ст. 14.13
Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний от 6 месяцев
до 2 лет
п. 5
ст. 14.13
Неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче заявления о признании, соответственно, юридического лица или предпринимателя банкротом в арбитражный суд от 6 месяцев
до 2 лет
п. 4
ст. 14.25
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния до 3 лет
ст. 14.29 Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния до 3 лет
ст. 14.32 Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или -осуществление ограничивающих конкуренцию действий до 3 лет
ст. 14.33 Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации до 3 лет
ст. 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении -нарушений законодательства до 3 лет
Судебно-арбитражная практика

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения -законодательст-ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

Пример 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Пример 2.

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее - Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации -о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется -бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 - далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.
Пример 3.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, -возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Справка

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).

Дисквалификация - это один из видов наказания, который входит в систему мер, предусмотренных нормами административного права. При каких условиях применяется данный вид наказания, к каким лицам и на какие сроки? Об этом поговорим далее в статье более подробно.

Общее понятие

Дисквалификация - вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.

Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.

Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация - это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.

Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.

Юридические особенности

Дисквалификация может быть применена исключительно к физическому лицу, которое виновно в совершении определенного правонарушения в своей сфере. Причем данное лицо, в соответствии с нормами законодательства, должно быть наделено полномочиями, перечисленными в толковании основного понятия дисквалификации.

Еще одна ее особенность заключается в том, что она может быть применена только в качестве основного вида административного наказания.

Кем устанавливается

Дисквалификация - это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.

Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства. Это означает, что если в статье 5.27 КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок - такое решение будет считаться противозаконным.

Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации

При вынесении своего решения о дисквалификации должностного лица судья может обратить внимание на некоторые обстоятельства, наличие которых способно значительно смягчить вину человека. Примером тому может стать факт раскаяния должностного лица в том, что оно совершило административное правонарушение. Кроме этого, причиной для смягчения наказания или его полной отмены может стать устранение виновным лицом всех негативных последствий, которые повлекло за собой его деяние.

Если виновный возмещает в добровольном порядке весь причиненный ущерб пострадавшим лицам или предприятию, суд также может принять решение об отмене дисквалификации. Предупреждение в этом случае может стать более лояльной ее заменой. В ситуации же, если совершенное деяние повторится, судья имеет полное право вынести решение о применении упомянутого вида наказания, причем в самой суровой форме.

В процессе проведения судебного рассмотрения судья имеет право счесть и другие обстоятельства смягчающими, однако в законодательстве указано, что все они должны иметь четкое обоснование.

Обстоятельства, отягчающие наказание

Как уже говорилось, наказание в виде дисквалификации может быть назначено лицу, которое совершает правонарушение повторно. В данном случае к виновному суд имеет право применить самую суровую меру. Следует при этом отметить, что срок действия административной меры не должен превышать того, который указывается как максимальный в статье КоАП о дисквалификации.

Отягчающим обстоятельством в суде может быть и то, осужденный продолжает совершать противоправные действия, несмотря на ряд предупреждений и приказы о прекращении незаконной деятельности. Как отягчающее обстоятельство также отмечается совершение деяния во время особо опасной ситуации. Примерами таковой могут послужить стихийные бедствия, катастрофы и т. п.

Максимальный срок дисквалификации также назначается и в том случае, если административное правонарушение, за которое возможна данная форма наказания, было совершено группой лиц, причем по предварительному сговору.

Сроки

Такое наказание, как дисквалификация, может быть установлено на определенный срок. Все возможные минимальные и максимальные периоды указываются в законодательстве. Наибольшим сроком действия такого типа меры пресечения является три года, а наименьшим - 6 месяцев, именно такие данные представлены в статье КоАП РФ.

В процессе избрания меры пресечения особенно важна причина дисквалификации, которую судья (или коллегия судей) должен оценить, исходя из объективных соображений и отношения виновного лица к совершению им правонарушения.

За что может быть назначена дисквалификация

Описываемая мера наказания может быть назначена только за отдельный ряд правонарушений. Исчерпывающий список таковых приводится в законодательстве РФ. Примером же их являются следующие:

Дисквалификация руководителя, кроме того, может быть совершена в том случае, если должностное лицо осуществляет преднамеренное банкротство или какие-либо неправомерные действия в законной процедуре. Как показывает практика, нередко руководители предприятий наказываются дисквалификацией в случае несоблюдения норм и мер, предписанных законодательством о труде и о его охране. В особенности суровой такая мера пресечения будет в том случае, если виновное лицо ранее уже было подвергнуто наказанию за такой поступок - суд, как правило, считает такое обстоятельство отягчающим.

Дисквалификация должностного лица может быть произведена и в том случае, если оно занимается нецелевым использованием бюджетных средств или нарушает условия предоставления субсидий и бюджетных инвестиций.

Большое внимание законодательство обращает на соблюдение должностными лицами предприятий и организаций сроков погашения долгов. При условии нарушения таковых ответственное лицо также может быть дисквалифицировано.

Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.

После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.

В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.

Порядок применения меры

Дисквалификация - это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения. В течение всего периода, на который назначена дисквалификация, данное лицо не имеет права занимать руководящие должности в других организациях, а также быть членом совета директоров в компаниях.

КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.

Административное приостановление деятельности

Приостановление деятельности является подвидом дисквалификации. Эта мера применяется исключительно в адрес лиц-предпринимателей, функционирование которых носит недобросовестный характер.

В случае обнаружения фактов недобросовестности, государство в лице судьи имеет право приостановить деятельность юридического лица на срок до 90 дней для того, чтобы разобраться по существу ситуации, а также предоставить виновному лицу возможность устранить ее негативные последствия. В том случае, если все условия будут соблюдены до истечения установленных 90 дней, то деятельность предпринимателя может быть восстановлена досрочно.

Судебная практика

Следует отметить, что на деле реализация права дисквалификации встречается относительно нечасто. В судебной практике очень редко выносятся приговоры с таким видом меры наказания. Как отмечают многие практикующие судьи, данная особенность связана с тем, что российское законодательство в этой области не очень хорошо развито. Кроме этого, в научной литературе отсутствуют сведения относительно названной проблемы - научные сотрудники-специалисты в области юриспруденции, к сожалению, не стремятся изучать данную тему.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Данное административное наказание назначается судьей (ч. 1 ст. 3.11 КоАП).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть применена только в качестве основного административного наказания.

Административное наказание в виде дисквалификации влечет за собой временное ограничение гражданской и административной правоспособности.

Лицо, к которому применено это наказание, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в коммерческой организации в том объеме и с теми полномочиями, которыми оно обладало до назначения наказания, что означает прежде всего ограничение имущественных прав нарушителя. Вместе с тем дисквалифицируемое лицо утрачивает исполнительно-распорядительные полномочия руководителя коммерческой организации как в отношении подчиненных лиц, так и применительно к лицам, не находящимся в служебной зависимости.

Таким образом, вследствие применения дисквалификации и лишения специального права временно ограничиваются цивилистические полномочия.

Рассматриваемые административные наказания предусматривают различные предпосылки их применения.

Дисквалификация назначается физическому лицу, допустившему нарушение своих должностных обязанностей, также и в случаях единовременного нарушения независимо от его общественно опасных последствий. В отличие от этого административного наказания, лишение специального права применяется только к лицам, систематически нарушающим порядок пользования предоставленным ему специальным правом либо допустившим его грубое нарушение, т.е. в данном случае необходимо установить причинение имущественного ущерба или морального вреда.

Таким образом, административные наказания в виде лишения специального права и дисквалификации различаются в зависимости от статуса нарушителя - должностного лица, при этом дисквалификация может быть применена как к публично-правовым субъектам - государственным и муниципальным служащим, так и к субъектам частного права - должностным лицам органов корпоративного управления и индивидуальным предпринимателям.

Применение дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается легитимное, установленное законом ограничение конституционного права.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих или некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Дисквалификация может быть применена также к арбитражному управляющему - лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с п. 2 ст. 20 указанного Закона дисквалифицированное лицо не может быть назначено арбитражным управляющим. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Особенности производства по делам об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ч. 1-5 ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ч. 2 ст. 14.31, ч. 1-3 ст. 14.32, ч. 2 ст. 14.33 КоАП, административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. Судьям арбитражных судов подведомственны также и другие административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, совершенные частноправовыми субъектами, в том числе и индивидуальными предпринимателями. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1-2.3, 2.6-3 ст. 19.5 КоАП, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда. Судьи районных судов рассматривают также и другие административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, совершенные публично-правовыми субъектами - государственными и муниципальными служащими (абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 19.5 КоАП, подведомственны судьям в случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ср. с ч. 1, 2 ст. 23.1 КоАП). В случаях, когда административное расследование по делам об указанных правонарушениях не проводится, а также при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 14.25 КоАП (нарушение законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательства), дисквалификация назначается мировым судьей.

Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный срок дисквалификации, установленный ч. 2 ст. 3.11 КоАП, наиболее продолжителен (ср. с ч. 2 ст. 3.8 КоАП).