Что такое специальный субъект в административном праве. Специальный субъект административного права

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

Члены административных коллективов;

Субъекты административной опеки;

Субъекты разрешительной системы;

Жители территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов административного надзора и др.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

Лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

Жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.



Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

Обращение граждан и их виды

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение - обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление - обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба - устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

Действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

В судебном порядке;

В порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Тема: Административное принуждение

Методы административного воздействия и их характеристика

Метод управленческой деятельности - совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека.

Для методов управления характерны следующие особенности:

Реализуются в процессе деятельности государственного характера;

Формируются по воле государства;

Используются основными субъектами управления - органами исполнительной власти (должностными лицами);

Выражают присущие исполнительным органам (должностным лицам) государственно-властные полномочия.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

Под субъектами права, как правило, понимают участников общественных отношений, которых юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Соответственно субъектами административного права являются участники отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Все субъекты административного права, в зависимости от того, чью волю и чьи интересы они выражают, от чьего имени выступают, делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица, государственные служащие. Более детальная классификация дает основания отдельно сказать о субъектах специальных административно-правовых статусов (членов административных коллективов, субъектов административной опеки, жителей территорий с особыми режимами, субъектов разрешительной системы).

К коллективным субъектам относятся; организации (предприятия, органы государственной власти, учреждения), трудовые коллективы, структурные подразделения организаций, сложные организации (железная дорога).

Коллективные субъекты - это организованные, обособленные самоуправляющиеся группы, имеют права вступать в отношения с другими субъектами как единое целое. Административная правоспособность и дееспособность этих субъектов наступает с момента регистрации и прекращается с их ликвидацией.

Важное место среди индивидуальных субъектов административного права принадлежит гражданам, их административно-правовому статусу. Административно-правовой статус граждан является составной частью их общего правового статуса и содержит следующие элементы:

Административную правоспособность и дееспособность (правосубъектность)

Права и обязанности в сфере государственного управления;

Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Административная дееспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с восемнадцати лет, а в отдельных случаях - с шестнадцати.

Конкретный объем прав и обязанностей зависит от ряда факторов; возраста, образования, состояния здоровья, пола. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность, лишение права на управление транспортными средствами. Лица, имеющие судимость или не имеют специального образования, теряют возможность занимать определенные должности в государственном аппарате.

Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) является его права и обязанности.

Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционным, является производным от него, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами; на равный доступ к государственной службе; на обжалование в судебном порядке актов (действий) государственных органов (должностных лиц).

Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органов публичной власти). Иные права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в таких правах, что является частью административно-правового статуса граждан: право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, получения информации о состоянии здоровья.

Права граждан в сфере государственного управления на:

Приобретение оружия;

Регистрацию брака, предпринимательской деятельности;

Обращение в органы исполнительной власти и местного самоуправления;

Управление транспортными средствами;

Регистрацию средств массовой информации;

Выражение убеждений и распространения информации и тому подобное.

Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются различных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например: правила дорожного движения и пользования общественным транспортом; прохождения в установленных случаях обязательного медицинского осмотра и лечения; регистрацию транспортного средства и получение разрешения на занятие определенными видами деятельности.

Нужно различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.п.. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обусловливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно - правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учеников (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризированных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, находящиеся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев)

Субъектов административной опеки: сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, многодетные семьи; безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали в результате пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;

Субъектов территорий с особыми режимами: а) лица, проживающие в приграничной территории; б) жители горных территорий; в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;

Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение органов внутренних дел и тому подобное.

Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан); право на жалобу (административную и судебную). Он закреплен Законом "Об обращениях граждан", а также Кодексом административного судопроизводства.

Субъектами административного права являются также иностранные граждане и лица без гражданства. их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 5 марта 1994 В целом, объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности; не могут создавать политические партии. На них возложены дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, сообщать органы внутренних дел о перемещении по территории государства и тому подобное. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

Основной акцент в обновлении содержания административно правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления различных административных процедур и процессуальных действий.

Среди коллективных субъектов административного права важное место занимают органы исполнительной власти, которые образуют самостоятельную сложную систему. Объединяющими факторами этой системы является содержание деятельности, методы и организационные обязанности ее структурных единиц. В систему органов исполнительной власти входят: Кабинет Министров Украины (высший орган исполнительной власти), Совет министров Автономной Республики Крым, министерства, государственные комитеты (центральные органы исполнительной власти), областные и районные государственные администрации, территориальные органы центральных органов исполнительной власти (местные органы) . В эту систему в определенном смысле можно отнести исполнительные органы местного самоуправления, когда речь идет о выполнении ими делегированных полномочий.

Президент Украины как субъект административного права. Формально Президент Украины не входит в систему исполнительной власти, однако наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной деятельности. Его взаимоотношения с этой ветвью власти определяются ст. 106,112, 113, 114,115,116, 118 Конституции Украины. Правовой статус Президента Украины определяется также Законом Украины "О Президенте Украины" 1991

В соответствии со ст. 106 Конституции Украины, Президент является главой государства и выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека. Президент вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой Премьер-министра Украины, также вносит в Верховную Раду представление о назначении Министра обороны, Министра иностранных дел и председателя Службы безопасности. Президент полномочия приостанавливать действие актов Кабинета Министров по мотивам несоответствия их Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности, отменять акты Совета министров АРК.

Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны, которая является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины и имеет право вето (не под писания закона и возвращения его на повторное рассмотрение Верховной Рады). Реализуя свои полномочия, Президент Украины издает указы и распоряжения. При Президенте Украины создается вспомогательный орган - Секретариат Президента.

Кабинет Министров (правительство) Украины. Согласно Конституции, Кабинет Министров является высшим органом в системе исполнительной власти, возглавляющий всю ее систему. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры и министры. Правовой статус правительства определяется Конституцией Украины. Согласно ст. 116 Конституции, Кабинет Министров направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти.

Деятельность Кабинета Министров обеспечивает Секретариат - постоянно действующий орган, основной задачей которого является организационное, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности правительства. Возглавляет Секретариат министр Кабинета Министров. В своей деятельности он взаимодействует с Секретариатом Президента, Секретариатом Верховной Рады, другими государственными органами.

Для более эффективной организации работы Кабинета Министров, координации работы центральных органов исполнительной власти в формировании и реализации государственной политики создано пять комитетов: Правительственный комитет по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности; Правительственный комитет по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций; Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции; Правительственный комитет социального, научно-технического и гуманитарного развития; Правительственный комитет по реформированию аграрного сектора.

В своих полномочий Кабинет Министров издает постановления и распоряжения.

Центральные органы исполнительной власти. К ним относятся министерства, государственные комитеты и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Они непосредственно подчинены Кабинета Министров Украины.

Министерство занимает ведущее место среди центральных органов исполнительной власти. Руководители министерств - министры - входят в состав Кабинета Министров. Они участвуют в формировании государственной политики, а также в реализации во всех сферах общественной жизни. Правовой статус министерства определяется Общим положением о министерстве, другом центральном органе исполнительной власти 1996 и положениями об отдельных министерства.

На министра как политического деятеля возлагается политическое руководство в определенном секторе государственного управления. Обеспечение деятельности министерства возлагается на заместителя министра.

В министерствах образуются коллегии в составе министр, заместителей министра, других руководителей министерства. Это совещательный орган, который обсуждает важнейшие вопросы, относящиеся к компетенции министерства. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

Государственный комитет - центральный орган исполнительной власти, который осуществляет координационно-функциональную управленческую деятельность межотраслевого характера. Деятельность государственного комитета направляет и координирует Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров или министров. Государственный комитет возглавляет председатель, который имеет несколько заместителей, а центральный аппарат делится на главные управления, отделы, департаменты, сектора. В составе этого аппарата образуется коллегия как совещательно-консультативный орган, в который входят председатель, заместители, руководители структурных подразделений.

Компетенция государственного комитета несколько уже, чем компетенция министерства и, как правило, отражена в его названии (например, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики).

Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Создаются для реализации определенных Конституцией и законодательством особых задач и полномочий выполнения других управленческих функций специального характера. По ним может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации и ликвидации, подконтрольности и подотчетности, решение кадровых вопросов. К этим органам относятся: Антимонопольный комитет, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Главное управление государственной службы, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества и тому подобное.

Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым. Согласно ст. 134 Конституции Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. В пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, она решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

Для содействия в выполнении полномочий, возложенных на Президента Украины, в АРК создан Представительство Президента Украины (Закон Украины в 2000 г.). Органом исполнительной власти является Совет министров Автономной Республики Крым, которая формируется Верховной Радой АРК. Кандидатура на должность Председателя Совета министров согласовывается с Президентом Украины по представлению Председателя Верховной Рады АРК. Совет Министров АРК подчиняется Кабинету Министров Украины, министерства АРК - соответствующим министерствам Украины. Особенностью этого подчинения является то, что АРК свои полномочия, определенные Конституцией Украины, а также собственной Конституции, которую, согласно ст. 135, принимает Верховная Рада АРК, а утверждает Верховная Рада Украины.

В АРК также министерства, республиканские комитеты, главные управления, а на местах - районные государственные администрации.

Местные органы исполнительной власти. В местные органы исполнительной власти относятся местные государственные администрации на уровне областей, районов областей, районов Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Они размещены в областях и районных центрах, в городах Киеве и Севастополе, их деятельность регламентируется Законом Украины "О местных государственных администрациях" (1999 г..) И Законом Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" (1999 г.). Местные государственные администрации призваны обеспечивать комплексное развитие территории и защищать права и законные интересы граждан.

Возглавляет государственную администрацию председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров. Администрации ответственны перед Президентом и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В части делегированных полномочий подотчетны и подконтрольны соответствующим советам.

К ведению местных государственных администраций относится решение следующих основных вопросов:

Обеспечение в пределах своей компетенции законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

Социально-экономического развития соответствующих территорий;

Выполнение соответствующих бюджетов.

В этом материале рассматриваются в качестве субъектов административных правонарушений только физические лица. О юридических лицах - позже.

В административном правонарушении выделяются 3 группы субъектов :

2. специальные

3. особые

Общими субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 18 лет. Субъектом является лицо, действием которого совершено противоправное и виновное деяние, возраст, когда он важен, устанавливается на момент совершения. В длящемся правонарушении - на момент его обнаружения. Для материальных составов - на момент наступления последствий.

Невменяемость образуют: медицинский - хроническое/временное психическое расстройство и т.д. и юридический, который включает в себя отсутствие интеллектуального и волевого моментов.

Презумпция вменяемости.

Специальный субъект: конструкция призвана дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказание. Закрепление в диспозиции специальных признаков, которыми должен обладать субъект, чтобы быть привлеченным к ответственности означает, что лицо, которое данными признаками не обладает, субъектами данного правонарушения являться не будет. Пример: неисполнение обязанности по применения контрольно-кассовой машины (14.5 КоАП) если кассир поставила за кассу свою дочь. Дочь - не субъект. Предприятие может привлечь к отв-ти кассира за отсутствие. А по 14.5 дочь привлечь нельзя.

Специальные признаки могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции статьи:

1. лица, выполняющие профессиональные функции. Продавцы, лица, контролирующие состояние водителей перед выпуском на маршрут, арбитражные управляющие и т.д.

2. лица, которым предоставлено специальное право, разрешение или лицензия. Водители, лица, которые получили лицензию на владение оружием. Совершить АПН может только то лицо, у которого есть спец.право.

3. лица, обладающие специальным статусом: беженцы, переселенцы.

4. должностные лица. Понятие должностного лица - в примечание к ст. 2.4 КоАП. =>

Представители власти, которые обладают исполнительно-распорядительными полномочиями в отношении организационно не подчиненных к ним лиц.

Лица, выполняющие орг-распорядит. или админ.-хоз.функции в предприятии или учреждении.

Организационно-распорядительные - управление людьми и коллективом.

Административно-хозяйственные - по распоряжению имуществом, в т.ч. финансовыми ср-вами. Должностное лицо несет ответственность строго в пределах должностной инструкции. Т.е. всегда можно привлечь директора, если в долж.инструкциях других работников нет соотв. обязанностей.

ИП. В КоАП ИП несут отв-ть как физ.лица.

5. юридические лица. Если прямо в статье не указан конкретный субъект, то отв-ть может нести любой субъект, и физ. и юр.лицо. Если правонарушение м.б. совершено юр.лицом.

Допускается одновременное привлечение к отв-ти юр.лица и должностного лица. Объективная сторона у каждого будет своя. При неиспользовании ККТ: у физ.лица - не применило, у должностного лица - не проконтролировало, у юр.лица - не предприняло мер для выполнения обязанностей работника.

Если совершение АПН должностным лицом явл-ся следствием решения коллегиального органа юр.лица (Совет Директоров сказал), то при установлении вины д.л.надо установить, предпринимались ли им действия, чтобы обратить внимание коллегиального органа на последствия исполнения его указаний. Если его вины нет - м.б. привлечено к отв-ть только юр.лицо, а д.л. не привлекается.

Привлечение к уголовной отв-ти должностного или физического лица (если наступили предусмотренные УК последствия), есть возможность привлечь к административной отв-ти юр.лица.

1. возраст - с 16 до 18. Дела в отношении несовершеннолетних подведомственны КПДН Несовершеннолетнему не м.б. назначено наказание в виде административного ареста. Порядок исполнения штрафа - если нет своих доходов, то взыскивается с родителей или законных представителей.

2. физические недостатки. Инвалидам 1-2 группы не м.б. назначен административный арест, не м.б. лишен правом управления ТС, если оно явл-ся единственным ср-вом передвижения.

3. наличие у женщин детей в возрасте до 14 лет не м.б. назначен административный арест.

4. беременность женщин - нельзя назначить административный арест.

5. наличие статуса депутата, судьи, прокурора, военнослужащего. Отв-ть несут в соотв. с дисциплинарными уставами и кодексами.

6. коренные малочисленные народы севера. Не м.б. применено наказание в виде возмездного изъятия или конфискации орудия правонарушения, если охота или рыболовство явл-ся осн.видом деятельности.

В паспорте у коренных малоч.народов указывается место жительства - ямальская тундра. хД

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

Члены административных коллективов;

Субъекты административной опеки;

Субъекты разрешительной системы;

Жители территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов административного надзора и др.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

Лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

Жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.

Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.



Обращение граждан и их виды

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение - обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление - обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба - устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.



Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

Действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

В судебном порядке;

В порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Тема: Административное принуждение