Классный час: "Правила поведения на железной дороге". Безопасность на железной дороге Классный час безопасность на жд

Железнодорожный транспорт - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Техническое совершенствование и стремительное развитие железных дорог позволило значительно повысить скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог скорость поездов достигает 140 км/ч, что сокращает время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов. При огромных объёмах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железные дороги являются зоной повышенной опасности.

Знание и соблюдение правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта, умение правильно действовать и ориентироваться в дорожной обстановке позволят сохранить жизнь и избежать травмирования.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения в 4–11-х классах тематического занятия (классного часа) «Правила безопасного поведения на железной дороге».

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Данный классный час направлен на формирование безопасного поведения детей на железной дороге с целью минимизации риска травмирования детей на железнодорожном транспорте. Информационно-разъяснительную работу необходимо активизировать в преддверии каникул, особенно летних.

Цель: пропаганда правил безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и предупреждение детского травматизма.

Задачи:

– формирование у обучающихся знаний правил поведения на объектах железнодорожного транспорта;

– воспитание культуры поведения пешеходов, желания и стремления изучать и выполнять правила поведения на объектах железнодорожного транспорта;

– развитие интереса, зрительной памяти, внимания, культуры общения.

Методы:

словесные: рассказ, беседа, обсуждение;

наглядные: демонстрация презентации, видеофрагментов; раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран, проектор, ноутбук, видеофрагменты, раздаточный материал.

Классный руководитель предлагает обучающимся ответить на вопросы:

  • Почему железную дорогу называют зоной повышенной опасности?
  • Какие правила надо соблюдать, чтобы уберечь себя от несчастных случаев на железной дороге?

Учитель обращает внимание на то, что основной причиной травмирования несовершеннолетних является грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта (см. Приложение – дополнительный материал для классного руководителя).

Задание:

Рассмотрите фотографии и назовите зоны повышенной опасности на объектах железнодорожного транспорта.

Прокомментируйте, почему эти зоны можно считать опасными.

К опасным зонам можно отнести: вокзалы, посадочные платформы, вагоны, в которых пассажиры совершают поездки, железнодорожные пути, переезды.

Учитель рассказывает о местах травмирования людей на объектах железнодорожного транспорта.

Задание:

Объясните, почему перечисленные факторы считаются опасными.

Классный руководитель проводит обсуждение предложенного задания.

Задание:

Рассмотрите представленные изображения и, пользуясь текстовым материалом, сформулируйте правила безопасности пешехода на железной дороге.

Классный руководитель обращает внимание обучающихся на то, что:

– переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах;

– при отсутствии мостов и тоннелей, переходить надо по переходам, которые оборудованы настилами;

– при приближении поезда следует остановиться, пропустить его;

– нельзя подлезать под вагоны стоящего поезда;

– нельзя разговаривать по телефону или прослушивать музыкальные записи в наушниках при переходе железной дороги (см. Приложение – дополнительный материал для обучающихся).

Классный руководитель предлагает обучающимся решить задачу, текст которой представлен на слайде.

Вопрос:

  • Какой вывод вы можете сделать из полученных результатов?

Никогда не переходите железную дорогу, если приближается поезд. Поторопившись, вы можете споткнуться, поскользнуться на рельсах.

Тормозной путь поезда варьирует от 700 до 1000 метров. Даже мгновенная реакция машиниста не сможет моментально остановить поезд. Поезд, идущий со скоростью 100–120 км/ч, за одну секунду преодолевает 30 метров.

Вопрос:

  • Какие правила нахождения на платформе необходимо соблюдать, чтобы избежать травмирования при движении электропоездов?

Для справки:

Нельзя заходить за жёлтую линию безопасности, идущую вдоль всей платформы. Были случаи, когда пассажиры были задеты и травмированы подвижным составом.

При нахождении на пассажирской платформе, расположенной на участке движения скоростных поездов, услышав объявление о следовании скоростного поезда, необходимо отойти от края платформы на безопасное расстояние (не менее 2 метров) за линию безопасности.

Вопрос:

  • Можно ли считать безопасными неподвижные вагоны?

Классный руководитель организует обсуждение предложенного вопроса с классом.

Вопрос:

  • Почему нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно, чтобы сократить время?

Классный руководитель организует обсуждение с классом предложенного вопроса.

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека может затянуть под поезд.

Задание:

Рассмотрите знаки и подберите к ним соответствующие значения.

Задание выполняется с использованием интерактивной доски или с раздаточным материалом.

Данный слайд позволит проверить правильность выполнения предыдущего задания.

Рассказ классного руководителя о действии электрического тока контактной сети на организм человека.

Можно заранее отдельным ученикам дать задание подготовить сообщения по данному вопросу.

Особенности поражения электрическим током.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что запрещается делать, чтобы избежать поражения электрическим током на объектах железнодорожного транспорта.

Следует обратить особое внимание на распространение таких движений, как «зацепинг» и «руфрайдинг».

Молодые люди, в том числе и несовершеннолетние, ездят на крышах электропоездов, межвагонных сцепках, записывая себя на видеокамеры, и выкладывают отснятые сюжеты на своих страницах в соцсетях. Они подвергают свою жизнь смертельной опасности дважды (падение с подвижного состава, получение электротравмы от поражения электротоком контактной сети).

Задание:

Назовите основные правила безопасности пассажиров и объясните их.

Для проверки правильности ответов учеников классный руководитель показывает данный слайд.

Классный руководитель предлагает обучающимся разделиться на 3 группы.

Работа в группах рассчитана на 15 минут.

На слайдах с 17-го по 19-й предложены задания для групп.

Отчёт групп о выполненных заданиях.

Классный руководитель предлагает обучающимся сделать вывод по итогам занятия.

Нет ничего важнее человеческой жизни. Соблюдение правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта позволит вам сохранить жизнь.

Страничка безопасности

«Поведение на железной дороге»

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека. Железная дорога для всех, а для детей особенно - зона повышенной опасности. Но, как ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь. Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Несчастные случаи на железных дорогах наносят обществу огромный ущерб, в первую очередь - это невосполнимость человеческих потерь. Каждый человек должен не только сам неукоснительно соблюдать правила поведения на железной дороге, прислушиваться к сигналам, но и предостерегать других, прежде всего детей.

Уважаемые взрослые! Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей. Помните, это опасно для их жизни! Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт - зона повышенной опасности и пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности. Переходите железнодорожные нуги только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, настилами, убедившись в отсутствии движущегося поезда или маневрового локомотива. Помните, что опасно для жизни - оставлять детей без присмотра и позволять им играть вблизи железной дороги.

Родителям

Уважаемые родители!

Напоминаем основные правила поведения на железной дороге:

  • На железной дороге запрещено оставлять детей без присмотра – это может привести к трагическим последствиям. Всегда помните, что, находясь на железнодорожных объектах, детей необходимо держать за руку или на руках.
  • Железная дорога не место для игр, а зона повышенной опасности! Берегите вашу жизнь и жизнь ваших детей!
  • Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечет за собой уголовную и административную ответственность (за нарушения правил безопасности детьми ответственность несут родители).
  • Наложение на рельсы посторонних предметов, закидывание поездов камнями и другие противоправные действия могут повлечь за собой гибель людей.
  • повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • повреждать железнодорожный подвижной состав;
  • класть на железнодорожные пути посторонние предметы;
  • бросать предметы в движущийся подвижной состав


В помощь классному руководителю!

  • Информация для проведения классного часа, беседы, инструктажа по правилам безопасного поведения на железной дороге

Правила поведения детей на железной дороге

Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27000 вольт.

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы.

Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы.

Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда.

Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное.

Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда!

Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.

Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!

Запомните:

Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.

Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!

Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.

Не выходите из вагона до полной остановки поезда.

Не играйте на платформах и путях!

Не высовывайтесь из окон на ходу.

Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.

Не ходите по путям.

На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.

Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!

Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.

Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Молоковская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«Правила безопасного поведения на железной дороге»

Смирнова Любовь Леонидовна

учитель ОБЖ

первой квалификационной категории

Правила безопасного поведения на железной дороге

Вид к/ч: беседа-диспут

Цель мероприятия: проверить и закрепить знания по правилам поведения на объектах железнодорожного транспорта.

Задачи:

    Рассмотреть причины детского травматизма на железнодорожном транспорте;

    Обсудить и закрепить правила поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры;

    Воспитывать у обучающихся культуру поведения на железной дороге.

Оборудование: набор иллюстраций о железной дороге, плакаты с опасными ситуациями на железной дороге, компьютер, проектор

Видео 1. https // yandex . ru / video / search ? filmld – Правила поведения на железных дорогах

2. https // yandex . ru / video / search ? filmld – Причины травматизма на железной дороге

Презентация

Учитель: Беседу свою хочу начать с загадки

Эта лестница лежит,

А паровоз по ней бежит.

(железная дорога)

Дети: Железная дорога, рельсы.

Учитель: Совершенно верно, железная дорога. Сегодня поговорим о правильном поведении на железной дороге.

Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день.

Какие опасности могут поджидать человека вблизи железной дороги?

(выслушать варианты ответов детей).

Учитель: Опасность на железной дороге может подстерегать повсюду. Основными причинами несчастных случаев с детьми на объектах железнодорожного транспорта это:

Беспечное отношение взрослых к детям, отсутствие контроля со стороны родителей;

Хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах;

Хулиганство, игры на железнодорожных путях;

Травмирование железнодорожным составом и поражения током контактной сети;

Незнание правил и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей;

- нежелание пользоваться переходными мостами, настилами, тоннелями;

Детские шалости с залезанием на вагон.

ПОМНИТЕ , что железная дорога – зона повышенной опасности и требует повышенного внимания и строгого соблюдения правил безопасности!

На большинстве участков железных дорог скорость поездов достигает до 140 км/час. Некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, кататься на велосипедах, санках, роликах, скейтах, устраивая подвижные игры на территории железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но и окружающих людей.

Нахождение на железнодорожных путях, переход их в неустановленных местах, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего необходимо строго соблюдать установленные на железных дорогах правила безопасного поведения.

Некоторые факты

Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 120-140 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

Напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе, чем на 5 метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колёса.

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Запрещается:

    Ходить по железнодорожным путям.

    Переходить через железнодорожные пути в местах, необорудованных пешеходными настилами.

    Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.

    На станциях и перегонах подлезать под вагоны, перелезать через автосцепки.

    Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.

    Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.

    Переходить через пути сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.

    Использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути.

Правила поведения детей на железной дороге

ЗАПОМНИТЕ:

Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.

Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!

Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.

Не выходите из вагона до полной остановки поезда.

Не играйте на платформах и путях!

Не высовывайтесь из окон на ходу.

Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.

Не ходите на путях.

На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.

Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!

Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.

Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога – не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах – ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающий опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя.

Подводим итог. Наш классный час закончился. Всем хочу пожелать здоровья, и чтобы вы всегда соблюдали правила безопасного поведения на железной дороге, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности.

МБОУ «с. Безымянное»

Классный час

Тема: «Опасные и безопасные ситуации»

Подготовила и провела

классный руководитель

Шерро Оксана Владимировна.

2016-2017 уч. год

Классный час

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

«Правила соблюдать – беду миновать!

Цель : осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.

Основные задачи:

1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;

2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);

3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;

4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи;

5. Закрепление умений работать с информацией;

6. Развитие коммуникативных навыков.
Организационный этап.
1. Дети читают загадку и отгадывают её:
«Мчится, мчится железный конек!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок;
Мчится, мчится железный конек,
Подхватил, посадил да и мчит…»
- Как вы догадались? (объяснения детей)

Вспомните и назовите детские песенки, мультфильмы, связанные с железной дорогой. (звучит песня В. Я. Шаинского «Голубой вагон»)

Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)
Самоопределение к деятельности.

1. Рассказ учителя.

Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.

- Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.

- Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

- В 2012 году исполнилось 175 лет Российской железной дороге. За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.

Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.

Учащимся предлагается определить цель занятия.
- Железная дорога является зоной повышенной опасности.
- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.
«Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно».

Основной этап.
1. Коллективная работа. «О поездах»
- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)
- Что общего есть у поездов?

Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)
- На железной дороге работают люди разных профессий.
- Догадайтесь, кто так говорит о себе?
Выступают ученики (в спецодежде):

«Мы, усталость позабыв,
Не спуская с рельс внимания,
Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания».

(Машинист и помощник машиниста - локомотивная бригада)
Ученик 2.

«Я – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречаю я вас на перроне
И с вами поеду в вагоне». (проводник)

Ученик 3.
« Я - пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю». (дежурный по станции)

Ученик 4.
«Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!» (дежурный по переезду)
Ученик 5
«Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды». (Монтеры пути)

2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».

Отгадайте:
«Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?» (дети называют: электричка)

Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)
3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».

Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (– подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)

Ученик 1. «Игры на дороге»
«На дороге две дворняжки

Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой»!

Ученик 2. «Высовывание в окно»
«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -
Высунул голову Ослик в окошко.
- Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, - сказал проводник, -
Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
Ученик 3. « Переход дороги в неустановленном месте »

«Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы - по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
Нет, друзья, - ответил Дрозд, -
Безопасно - через мост!»

Ученик 4. «Подлезание под вагоны»
- Я в обход, - сказал Зайчишка, -
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда -
Неминуема беда».«Хождение по путям»

Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)
4. Рассказы старшеклассников « О железнодорожном переезде»
- Где же разрешено переходить железную дорогу? (предположения детей)
- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)
- Послушайте сообщения.

Рассказ о регулируемом переезде.
- «Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)
- Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.
- Дорожный знак «^ Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».
- Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы учащ

Рассказ о нерегулируемом переезде.

- «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.

Внутри треугольника изображен паровоз - этот знак обозначает нерегулируемый «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у детей). Ответы.
Представление проектов.
- На территории железной дороги размещено много предостерегающих плакатов с надписями. (Дети читают надписи на плакатах)
- Вы работали над проектом «Как предостеречь пассажиров от опасности?»

Группы представляют «продукты» решения проектной задачи.
Физкультминутка.

Ролевая игра «На переезде»

Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация» (задания записаны на листках)

(учащимся в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы)

Ситуация 1.

«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?
Ситуация 2.

«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»

Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Ситуация 3.

«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»

Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

Рефлексия.

1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»

(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)

Примерная памятка:
- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;
- Не подлезайте под вагоны!
- Не устраивайте подвижных игр на платформе!
- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

2. Рекомендации. Игра «Детская железная дорога» - хорошее средство для повторения правил безопасного поведения на железной дороге.
X. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
Итог занятия.

- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное.Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!

Творческое задание на дом.

Классный час на тему

«Правила поведения на железной дороге»

Цель: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных переездов.

Ход классного часа

Классный руководитель

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиро

Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.

- Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

Нет ничего важнее человеческой жизни. Будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете

Знаешь ли ты, что:

Поезда бывают разные: пассажирские, товарные, ближнего и дальнего следования.

Поезда состоят из локомотива (тепловоза или электровоза) и вагонов.

Поездом управляет машинист. Он руководствуется специальным светофором. Железнодорожный переезд

Если перед настилом переезда есть шлагбаум и светофор (и может быть еще дежурный по переезду), это регулируемый переезд. Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

Такой светофор может быть установлен на переезде без шлагбаума. Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым.

В таком случае надо переходить железнодорожный переезд, руководствуясь следующими правилами:

Товарный поезд

1. Подойти к настилу на железнодорожных путях, сосредоточиться и сказать себе мысленно: «Будь осторожен».

2. Посмотреть во все стороны и прислушаться - не слышен ли звук приближающегося поезда, посмотреть назад - нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути. Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд. Запрещается выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

НА ЭЛЕКТРИЧКЕ Электричка движется с большой скоростью и имеет больше вагонов, чем трамвай. А значит, быстро остановить её трудно. Тормозной путь электрички намного длиннее, чем у трамвая. Перебегать железнодорожные пути, когда по ним едет электричка, очень опасно и недопустимо! Останавливаются электрички у специальных посадочных площадок - платформ. Они довольно высоко подняты над землёй. Вести себя на платформе надо очень осторожно. Запрещается стоять на самом краю платформы и садиться на её ограждения. Не следует подходить к краю платформы, чтобы посмотреть, не идёт ли электричка. Тебя могут нечаянно толкнуть, и ты упадёшь на рельсы. Не стоит бегать и играть на платформе. Ты можешь случайно толкнуть других людей. Могут толкнуть тебя. Последствия бывают очень тяжёлыми. Электрички подходят к платформе на большой скорости, а те, которые не останавливаются у данной платформы, проезжают мимо неё очень быстро. Если вести себя неосторожно, электричка заденет или собьёт тебя. Осторожным надо быть при посадке в вагон электрички и при выходе из него. Ведь между платформой и вагоном есть пространство. Во время толчеи можно оступиться и случайно упасть в это пространство. А ещё закрывающиеся автоматически двери могут плотно зажать твою ногу или руку, а электричка может в этот момент поехать и потащить тебя за собой. В вагоне электрички надо вести себя так же, как и в любом другом виде общественного транспорта. Выходи из электрички спокойно, без суеты и постоянно помни очень важное правило: Переходить железнодорожные пути можно только по надземному или подземному переходу. Нельзя стоять возле путей или идти вдоль железнодорожного полотна. Поезд идет с такой скоростью, что поток воздуха может втянуть пешехода под вагон. При движении поезда летят камни, которые могут ударить пешехода.

Запомним правила перехода через железную дорогу:

1. Посмотреть налево, направо, если нет приближающегося поезда, можно переходить

2. Если только что проехал поезд, посмотреть, не идет ли встречный поезд, его можно не заметить, из-за шума уходящего поезда.

3. Не переходить под вагонами, поезд. Может тронуться в любой момент.

4. Не отставать от родителей.

5. Переходить железнодорожные пути по специально проложенным дорожкам.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

2. Где можно переходить железнодорожные пути?

3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?