Покаяние раскольникова. Сочинение: "Бунт и покаяние Родиона Раскольникова" по роману Ф.М

Методическая разработка

урока литературы в 10 классе

«Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова»

(урок сопряжения искусств)

На данном уроке будем использовать иллюстрации Ильи Глазунова к роману «Преступление и наказание».

Задачи: создать такие условия, чтобы учащиеся увидели взаимовлияние и взаимопроникновение разных видов искусств, смогли почувствовать их воздействие на себе, увидеть сходство чувств представителей этих искусств.

Цели урока :1) с помощью работ И.С.Глазунова и текста романа Ф.М. Достоевского подвести учащихся к выводу, что « история Раскольникова - это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке»; об избранных, которым все дозволено.» ( Лев Кулиджанов)

2)используя сравнение работ И.С.Глазунова с текстом писателя, помочь учащимся глубже понять характер, жизнь героев, их ведущие цели. (Даже если читательское восприятие не совпадёт с интерпретацией иллюстратора, то в споре с художником дети обратят внимание на детали произведения, подмеченные художником, и, возможно, это поможет понять идейно-композиционную роль этих деталей.)

Эпиграф к уроку:

« История Раскольникова -

это история заблудшей души.

Это развеянный миф о

«сверхчеловеке»; об избранных,

которым все дозволено.»

( Лев Кулиджанов, режиссёр)

Ход урока:

1.Учитель : Сегодня урок мне бы хотелось начать со стихотворения

Н. Заболоцкого «Портрет»


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Это стихотворение поэт посвятил творчеству великого русского живописца Фёдора Рокотова.

- Вы что-нибудь помните о самой Рокотовой из истории ? (Скорее всего ничего не помнят.)

- Но что расскажет нам её портрет? (Дети обратят внимание на детали портрета, которые подчёркивает в своём стихотворении Н.Заболоцкий)

- В чём видит главную задачу живописца Н. Заболоцкий?

(«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно».)

Учитель: Сегодня на уроке мы подводим итог нашим размышлениям об образе Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М.Достоевского. Тема урока «Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова». (слайд1)

«Так какое же отношение имеет стихотворение Н.Заболоцкого к сегодняшнему уроку?- спросите вы. Представьте себе, самое прямое. Сегодня мы с вами обратимся за помощью к художнику, который проиллюстрировал роман Ф.М. Достоевского. Это наш современный художник - Илья Сергеевич Глазунов (слайд 2). Иллюстрировать произведения Ф.М.Достоевского- задача не из лёгких. Но её удалось решить художнику Илье Сергеевичу Глазунову, возможно, потому, что Достоевский – его любимый писатель. На протяжении более 30 лет Глазунов убедительно раскрывает мысли-образы великого романиста, его дух и философию во всей их противоречивости и сложности.

2. Работа с эпиграфом. (Слайд 3) Целеполагание.

3.Работа с портретами Родиона Раскольникова. Родион Раскольников – изображается трижды: 1) на фоне городской улицы, "среди людей"; 2) перед совершением преступления; 3) после преступления.

(Слайд 4)

- Как рисует Ф.М.Достоевский героя в начале романа? ( "Кстати, он был замечательно хорош собой".)

- Удалось ли художнику передать это? (В иллюстрации Глазунова эти слова о внешней красоте Раскольникова получают конкретное воплощение. Всмотритесь: большие глаза, прямой нос, красиво очерченные губы. Перед нами – типичный герой-романтик, мечтатель.)

- На страницах романа Достоевский уделяет достаточное внимание тому, во что одет Раскольников: костюм героя характеризует его социальное положение. Глазунов не прорисовывает одежду Раскольникова с такой же тщательностью, с какой рисует лицо. Как вы думаете, почему? (Он, как и Достоевский, стремится показать прежде всего внутренний мир, душу героя. Однако художник ограничен в средствах изображения рамками картины, и он акцентирует внимание зрителя на лице героя. Именно лицо: выражение глаз, губ – является центром портрета, именно оно "говорит" о внутреннем состоянии героя.)

- Как художник смог передать переживания Раскольникова, его глубокую задумчивость? (По выражению лица этого человека мы видим, как тяжело ему сосредоточиться на одной из своих мыслей, которые "порой мешаются". Раскольников изображен на одной из улиц Петербурга, еще "среди людей", но уже оторван от них, не замечает окружающего, хотя пока и не осознает трагичность ситуации, которую он сам себе "готовит".)

Слайд 5.

- На втором портрете Раскольников непосредственно перед совершением задуманного им убийства старухи-процентщицы. За спиной у него знаменитые тринадцать ступеней, ведущие в его каморку. Что изменилось во внешнем облике героя? (Внешний облик Раскольникова значительно отличается от того, который мы видели на первой иллюстрации. На нас смотрит все тот же молодой человек с умными глазами, но в его взгляде уже чувствуется нечто звериное. Это лицо мы уже не можем назвать красивым.)

Слайд 6.

- На третьей иллюстрации Раскольников предстанет перед нами, лежа на софе в своей каморке после убийства старухи-процентщицы. Прочтите, как об этом пишет Ф.М. Достоевский. ("Войдя к себе, он бросился на диван, так, как был, в забытьи... Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться... (ч.1, гл. 7) Так пролежал он очень долго...")

- Похож ли на себя прежнего Раскольников? Кого он больше напоминает? Есть ли выразительные детали на портрете, что стало с мимикой героя? (Здесь Раскольников и вовсе не похож на себя. В его облике не осталось ничего человеческого, скорее он похож на привидение. Такое восприятие обусловлено тем, что Глазунов легкими штрихами намечает фигуру Раскольникова, ничего не уточняя, не детализируя. Здесь мы не найдем тех выразительных глаз, которые видели на первой и даже на второй иллюстрациях. Нет здесь и о многом "говорящих" губ. Мимика вообще отсутствует.)

- Что стало с душой героя? (Можно даже сказать, что душа покинула тело Раскольникова. Эта иллюстрация помогает нам понять внутреннее состояние героя после убийства.)

- Где изображён герой на иллюстрации? Что вы помните об этом месте, как его рисует писатель? (Раскольников изображен в своей комнате. Каморка – последний штрих к его портрету. Здесь нет места человеку со здоровым сознанием. Тесная, узкая каморка Раскольникова Достоевским поочередно сравнивается со шкафом, комодом, морской каютой и сундуком, а Пульхерией Александровной, матерью Раскольникова, – даже с гробом. Эта желтая каморка не просто является свидетелем "ужасных, диких и фантастических вопросов", которые зрели и накапливались в больном мозгу Раскольникова и которые он сам с собой, лежа здесь на диване, не раз "передумал, перешептал и переспорил". Ненавистная ему конура усиливала в нем мрачное ощущение мучительного, бесконечного отчуждения и отъединения.)

Вывод: Мы видим, что герой наказан за своё преступление одиночеством, отчуждением от мира, душевными муками. Возможно ли его воссоединение с семьёй, раскаяние, возрождение души?

Обратимся ещё раз к первому портрету. С.Белов в комментарии к роману пишет: "Только тогда, когда узнаем, что Раскольников задумал убийство, мы поймем, что он не случайно был замечательно хорош собою. Мечтатель, романтик – и вынашивает грязную мысль об убийстве и грабеже. Преступление героя, отвратительное и низкое, резко контрастирует с его благородной внешностью, и в этом, может быть, тоже залог его воскресения».

Учитель: Глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить другой героине романа – Сонечке Мармеладовой. Именно эта девушка поможет герою стать на путь раскаяния. И.Глазунов иллюстрирует одну из важных сцен в романе- чтение Соней Раскольникову (по его просьбе) евангельской притчи о воскрешении Лазаря.

Слайд7.

- Чем отличается комната Сони от комнаты Раскольникова? (Комната Сони такая же бедная, как и каморка Раскольникова. Но одна отличительная деталь – на стене икона. Она сразу же характеризует Соню как девушку религиозную.)

- Что выделяется на картине? Почему Раскольников сидит к зрителю спиной? (Размещая героев в пространстве картины, художник удачно использует эффект горящей свечи. Свет от неё падает и на крышку стола, и на лицо Раскольникова,но он сидит к зрителю спиной. Зато лицо Сони освещено не только внешним светом, исходящим от свечи, но и внутренним, душевным: её убеждённостью, её верой в Бога, её горячим желанием спасти преступившего.)

- Почему так поступает художник? (Соня чуть ли не единственная светлая героиня среди главных персонажей романа. Поэтому нам кажется неслучайным то, что Глазунов изображает её именно так.)

Вывод: С композиционной точки зрения этот момент важен, потому что это- первый шаг Раскольникова к признанию своей вины, а значит, и к раскаянию.

Слайд 8.

Учитель: Последняя иллюстрация соотносится с тем фрагментом из эпилога романа, который условно можно озаглавить словами автора «Бесконечное счастье»

- Что предшествовало тому, что изображено на картине? (Отбывающий ссылку Раскольников и последовавшая за ним Соня несколько дней не виделись: девушка болела. И вот их первая встреча. Она происходит на берегу реки (здесь, в сарае, была устроена обжигательная печь для алебастра, где вместе с другими каторжанами должен был работать и Раскольников.)

- Прочтём, как описывает Ф.М.Достоевский эту сцену.

« Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не смягчился. <…> приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.

Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. <…> Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...

Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

- Что хотел нам донести писатель? (Мысли и чувства героев.)

- А что делает главным на своей картине И. Глазунов? (Он ставит во главу угла изображение природы.)

- Как написаны фигуры героев? Как вы думаете почему? (Фигуры героев здесь не прописаны чётко. Переданы лишь их позы: Соня сидит на берегу реки, а перед нею, «преклонив колени», - Раскольников. Главное в картине – природа, а в ней – столько символов свободы, счастья, новой жизни. Весна. Утро. Раздолье реки. Необозримые степи. И небо. Бездонное светлое небо. Караваны птиц…Летят…, торопятсяк родным гнездовьям…)

- Могут ли наши герои вернуться на родину? (Наверное, могут. Ведь Раскольникову через восемь лет будет только тридцать два, и всё ещё впереди…)

- Можем ли мы сказать, что в конце концов Родион Раскольников искренне раскается в содеянном?

- Помогли ли вам картины Ильи Глазунова понять, что Ф.М.Достоевский написал « историю заблудшей души» и развеял миф о «сверхчеловеке»; об избранных, которым все дозволено»?

Учитель: Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Константина Бальмонта

Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, -
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.

- В чём видит предназначение художника поэт?

- Можем ли мы отнести эти строки к творчеству Ильи Сергеевича Глазунова?

Вывод: Настоящее искусство пробуждает нашу душу, наши мысли. И неважно, когда создавалось само произведение: сейчас или сто лет назад. Поэтому не случайно художник 21 века обращается к творчеству писателя 19 века.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

(Микеланджело)
Домашнее задание: 1. Каким вы видите в иллюстрациях Глазунова город? 2. Почему И.Глазунов счёл необходимым в иллюстрациях к роману представить портрет Свидригайлова? Каким изображает его художник? Почему? (на выбор)

Использованные материалы:

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. Элективные курсы. – М.: Дрофа, 2005

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании" Проблема преступления

Рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В "Неточке Незвановой" сказано: "Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство". В романе "Идиот" Ф.М. Достоевский утверждает: "Сказано "не убий!", так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя". Но роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман "Преступление и наказание".

В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: "Пишу роман о современном преступлении". Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его "среда заела". Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования "сверхлюдей", то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, "дрожащей твари", о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей "Не убий!" По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. "Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?" - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека" и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным "теорией", Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он "вынужден" убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех "теорий", которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

Раскаяние и искупление. До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступле­ния Родиона Раскольникова - главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в пер­вом своем романе «Бедные люди» затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей», «унижен­ных и оскорбленных», была продолжена автором в «Преступлении и наказании» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступ­лении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различны­ми популярными в то время социальными теориями. В «Неточке Незва­новой» сказано: «Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось по­рочное чувство». В романе «Идиот» Ф. М. Достоевский утверждает: «Сказано «не убий!», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя». Но роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Эго роман «Преступление и наказание».

В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: «Пишу роман о современном преступлении». Действительно, преступление для писа­теля становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нрав­ственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирую­щие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского «Что делать?»). В сложив­шийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспрос­ветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его «среда заела». Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катери­ну Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глуб­же. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования «сверхлюдей», то есть таких людей, которым доз­волено больше, чем обыкновенному человеку, «дрожащей твари», о ко­торой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя че­ловеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей «Не убий!» По мнению Достоевского, вершить людские судьбы спосо­бен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыбле­мы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих запо­ведей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все луч­шие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих лю­дей этой эпохи. «Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое пред­ставление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?» - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые по­рождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к поте­ре нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Расколь­ников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевско­го, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные авто­ром образы проникнуты духом протеста против социальной несправед­ливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с пре­ступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения челове­ка. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу «ма­ленького человека» и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников - убийца, мы все же не пе­рестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридичес­кое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенно­сти своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Рас­кольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправ­данным «теорией», Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Поче­му? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, че­ловеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он «вы­нужден» убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормаль­ной жизни? .Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех «теорий», которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.

Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить хочу", — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: "Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство "по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека".

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит "раз навсегда".

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе "Бедные люди" затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей", "униженных и оскорбленных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании" Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В "Неточке Незвановой" сказано: "Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство". В романе "Идиот" Ф.М. Достоевский утверждает: "Сказано "не убий!", так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя". Но роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман "Преступление и наказание".

В письме М.Н. Каткову Ф.М. Достоевский сообщал: "Пишу роман о современном преступлении". Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?"). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.

Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. Толкая своего героя на убийство, Ф.М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его "среда заела". Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования "сверхлюдей", то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, "дрожащей твари", о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

Раскольников нарушил одну из важнейших христианских заповедей "Не убий!" По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. "Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?" - спрашивает Россию Достоевский, и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.

К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.

Достоевский осветил больные сторон современного ему общества и нарисовал живые картины русский действительности. Созданные автором образы проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека" и открыл в нем залежи духовной щедрости.

Отчетливо понимая, что Раскольников – убийца, мы все же не перестаем ему сочувствовать. Понимаем, что наказание неизбежно, так что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянной нравственной неудовлетворенности своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и осознает нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным "теорией", Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он "вынужден" убить беременную Лизавету.

Читателя мучает вопрос: может ли преступник вернуться к нормальной жизни? Может, утверждает Достоевский, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех "теорий", которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова.