Порфирий Петрович (Преступление и наказание). Сочинение на тему: Порфирий Петрович

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив. Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово. Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести . Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья. Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:

Первая встреча - квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча - в конторе

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя "мучить". Раскольников требует допрашивать его "по форме", а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление "кающегося" Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча - в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении. Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу - к явке с повинной (что тот и сделал).

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского - одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы - все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца - Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет.

Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему?

В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. “Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, - восторженно говорят о нем.

Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий - человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, - глаза. У Порфирия они “с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо “цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика “царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя - Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания.

Лесть, изворотливость - это тоже неотъемлемые черты характера героя. Порфирий почти никогда не говорит то, что думает, ему чужда искренность, поскольку она обезоружила бы этого сильного человека. Переходя на “уважительные тона”, напускную формальность, фальшиво улыбаясь, наполняя свою речь циничными и подчас саркастическим шутками, Порфирий Петрович психологически пытается загнать человека в ловушку, из которой нет выхода.

О Порфирии Разумихин говорит так: “Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы “надувать”, “дурачить”, иначе - увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: “Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича.

Однако у каждого читателя романа, думаю, обязательно возникает вопрос: “Кто такой Порфирий Петрович? Он - спаситель или “камень преткновения” на пути духовного возрождения Раскольникова? Он беспощадный злодей или добродетельный праведник?”. Невозможно однозначно ответить, и, кстати, это вполне согласуется с мировоззрением Достоевского, который считал, что безмерен человек, он одновременно открыт и в бездну греха и в молитвенный экстаз.

Какое же зло вершится руками следователя? Чтобы выяснить это, надо определить, что вкладывается нами в понятие слова “преступление”. Глоссарии юридических терминов утверждают: “Преступление - антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказуемо в соответствии с законом”. Однако очевидно, что совершить преступление - это не только преступить норму права. В ряду обстоятельств преступлением можно считать пренебрежение какими-нибудь морально-этическими предписаниями, отклонение от нравственных, касающихся совести и чести норм. Именно такое гуманистически интерпретированное понятие слова “преступление” помогает “отыскать улики” против следователя в романе.

“- А вы курите? Есть у вас? Вот-с папиросочка-с. Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя тут же за перегородкой…казенная-с…это славная вещь - а? Как вы думаете?
- Да, славная вещь, - ответил Раскольников…
- Славная вещь, славная вещь… - повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”.

Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже - та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: “Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: “ Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”.

Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. “Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. “Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите - с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из “необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону “сюрпризик” - исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели - одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?!

В романе Достоевского, по мысли Миджиферджяна, проглядывается основная тема: “Воскрешение Лазаря - воскрешение Раскольникова”. Именно такой путь избрал для своего героя писатель. Не зря в роман включено евангельское повествование, ведь Достоевскому библейский текст помогал обозначить ведущую тему произведения. Известен тот факт, что когда стоял вопрос в редакции: нужно ли включать столь обширную библейскую цитату в роман, Достоевский просил в письме Любимова в 1856 году: “А теперь до вас великая просьба моя: ради Христа - оставьте все остальное так, как есть теперь…Чтению Евангелия придан другой колорит…”

Мертвый Лазарь-Раскольников должен по замыслу писателя обязательно воскреснуть. Нравственное же возрождение, согласно христианскому вероучению, которого придерживался сам Достоевский, достигается лишь через покаяние и исповедь. Но кто же тот священник-душеспаситель, что должен будет исповедать Раскольникова? Порфирий Петрович?

Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней - человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: “Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, - а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь - прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать.

Митрополит Антоний Суражский, размышляя о роли священника на исповеди, приводит как-то слова одного батюшки: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой… Мы с этим человеком едины.…Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, я его душу связываю со своей душой и каюсь в грехах, которые он исповедует”. Какой трогательный пример любви к ближнему! Но в романе Достоевского видим ли мы в следователе человека, сходящего до “глубин мрака души” Раскольникова? Ответ однозначен: нет. Между Порфирием и Родионом чётко обозначена дистанция, потому что нет этого духовного сближения, нет чувства сострадания, нет ощущения братства и любви.

Священник своим долгом считает сказать что-нибудь кающемуся человеку в качестве одобрения и благословения. Иногда это может быть просто молитвенная поддержка. То наставление, которое произносит Порфирий Петрович Раскольникову ужасно в христианском понимании: “На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица, щекотливая она, а важная: то есть на всякий случай, если бы на случай… пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов дело покончить иначе, фантастическим таким способом - ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку”.

Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве - страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль.

В переводе с греческого “Порфирий” значит “багряный, “пурпурный”. Порфира, багряница - так называлась красивая и очень дорогая ткань в античные времена, в неё облачались императоры, консулы, видные чиновники, знать. Порфирию, "багряному" “царственному”, должны быть присущи такие качества, как благородство, солидность и статность. Так, собственно, и есть: герой высококультурный, образованный, интеллигентный человек, имеющий доверие и уважение в обществе. Если обратиться к тексту Священного Писания, то можно найти поразительное сходство христовой притчи о богаче и Лазаре и картиной взаимоотношений Порфирия Петровича с Раскольниковым. Притча начинается словами: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его (Лук 16: 19-21)". Лазарь в притче, конечно, не тот, что воскрешается Сыном Божиим. У них общие имена, однако, описываемый Лазарь, находясь в своей нищете, болезнях и голоде, так напоминает нам Раскольникова, что мы смело можем называть его тоже прототипом героя романа Достоевского. Очевидна и другая вещь: богач из притчи, "порфироносец" - аллегорический образ Порфирия Петровича. Судьбы героев притчи известны: Лазарь получает спасение, исцеление, освобождение, богач - вечное забвение. Подобное происходит и в романе: Раскольников нравственно воскресает, а следователя Порфирия Петровича мы теряем и в произведении, и в истории, и в людской памяти.

Любое преступление имеет последствия. Преступление Порфирия Петровича против Раскольникова приносит Родиону внутреннюю боль и страдание. Но все логические уловки и издевки не смогли совершить самого главного, они не совершили "чуда", не привели героя Достоевского к покаянию. Не из-за Порфирия Раскольников кается. Он идет признаваться в содеянном ради любящей его и глубоко сострадающей Сони. А в образе и поступках Порфирия Достоевский акцентирует преступную и мертвенную идею каменного, порфироносного Петербурга: идею власти юридического закона над человеческой душой.

Михальчук Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Литература:

Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”.
Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”.
Муравьёв. “Раскольников и другие”.
Библия. Новый завет.
Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”.

Сочинение на тему: Порфирий Петрович. Произведение: Преступление и наказание


Порфирий Петрович – пристав следственных дел, правовед. «Лет 35-ти… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать». Порфирий Петрович расследует убийство, совершенное Раскольниковым. Между этими героями происходит своеобразный поединок. Порфирий Петрович не только стремиться уличить Раскольникова в преступлении. Ему, как тонкому и умному психологу, интересна личность героя, его «идеи». Порфирий Петрович не имеет доказательств против Раскольникова. Допрашивая его, он жестко и целенаправленно подводит героя к признанию. И почти добивается своего, но в последний момент убийство на себя берет красильщик Миколка. Раскольникова отпускают. Но вскоре Порфирий Петрович снова приходит к нему и прямо обвиняет в убийстве процентщицы. Следователь предлагает Раскольникову самому признаться во всем ради облегчения наказания. Это подтверждает, что несмотря ни на что, Порфирий Петрович уважает Раскольникова как сильную личность, способную «заглянуть за край».

ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ - центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий П.П. обратил внимание на анонимную газетную статью «О преступлении», в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком «высшего разряда» людей «низшего разряда», и через редактора узнал фамилию автора - Раскольников. Основу коллизии между П.П. и Раскольниковым составляет спор о сущности преступления, во время которого убийца излагает свои мысли о «праве на преступление» для «необыкновенных» людей. Обнажая метафизические корни нигилизма Раскольникова, дуалистическое мировоззрение и неверие в Бога, не имеющий улик П.П. все же дает понять преступнику, что тот разоблачен. Постепенно проницательный следователь доводит подозреваемого до нервного срыва и фактического признания. Однако неожиданное для всех появление маляра Миколки, взявшего на себя вину по исконной народной потребности «пострадать» ради искупления греха несоответствия идеалу, каковым является Христос, спутывает ближайшие планы П.П. Несмотря на факт признания Миколки, П.П. уверен, что «тут дело фантастическое, мрачное, современное, . Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце…». П.П. чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни.

Следователь Порфирий Петрович из романа "Преступление и наказание" - умный и тонкий психолог. Необычная форма ведения допроса (постоянное подслушивание) сбивает с толку Раскольникова и убеждает, что убийца именно он.

Первый раз Раскольников зашел к Порфирию Петровичу со смехом. "Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке..."

Раскольников уверен, что следователь знает о нем все. Тот его не разубеждает. Они спорят о сущности и причинах преступлений, следователь упоминает статью Раскольникова на эту тему.

Вторая встреча происходит по инициативе самого Раскольникова, хотя, "всего ужасней было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно, и даже боялся своей ненавистью как-нибудь обнаружить себя". В беседе Порфирий Петрович намекает Раскольникову, что он подозреваемый. "Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!"

Следователь сбрасывает маску только в последний момент, когда приходит к Раскольникову на квартиру. Он симпатизирует Родиону, желает ему добра, но он же и провокатор, который должен вытянуть признания у подозреваемого. Следователь сострадает Раскольникову, по-своему любит его, и тот никак не может уловить, когда Порфирий Петрович серьезен, а когда валяет дурака. Он говорит страшные вещи, подает страшные намеки, но делает их в форме шутки, и это еще больше, чем намеки, задевает Родиона. Порфирий Петрович призван принизить идею в глазах Раскольникова, прозаически развенчать ее. Смех следователя превращает гиганта Раскольникова в комика. Против этого принижения Родион восстает и на этом и попадается.

Порфирий - это загадка для героя, магнит, к которому он тянется и от которого отталкивается. Следователь воле Раскольникова противопоставляет свою волю. Лицо Порфирия Петровича и его "хи-хи", смешанные с состраданием, нетерпимы для "наполеончика" из Столярного переулка. И лишь когда он приходит к Раскольникову на квартиру, то не смеется, не подхихикивает - и этим снимает маску и добивает Раскольникова.

Измотанный страхом разоблачения, Раскольников "почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел". Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти смешит его: "Наполеон, пирамиды, Ватерлоо и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, - ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: "полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к "старушонке"? Эх, дрянь!.."

Главный герой "Преступления и наказания" постепенно понимает, что он отнюдь не Наполеон и что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной "гаденькой старушонки". Раскольников чувствует, что его преступление - в отличие от кровавых деяний Наполеона - стыдное, неэстетичное, и пытается определить, где же он сделал ошибку. "Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто. - Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается".


Поделиться в социальных сетях!

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца - Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет.

Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему.

В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. “Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, – восторженно говорят о нем.

Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий – человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, - глаза. У Порфирия они “с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо “цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика “царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя – Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания.

Лесть, изворотливость – это тоже неотъемлемые черты характера героя. Порфирий почти никогда не говорит то, что думает, ему чужда искренность, поскольку она обезоружила бы этого сильного человека. Переходя на “уважительные тона”, напускную формальность, фальшиво улыбаясь, наполняя свою речь циничными и подчас саркастическим шутками, Порфирий Петрович психологически пытается загнать человека в ловушку, из которой нет выхода.

О Порфирии Разумихин говорит так: “Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы “надувать”, “дурачить”, иначе - увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: “Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича.

Однако у каждого читателя романа, думаю, обязательно возникает вопрос: “Кто такой Порфирий Петрович? Он – спаситель или “камень преткновения” на пути духовного возрождения Раскольникова? Он беспощадный злодей или добродетельный праведник?”. Невозможно однозначно ответить, и, кстати, это вполне согласуется с мировоззрением Достоевского, который считал, что безмерен человек, он одновременно открыт и в бездну греха и в молитвенный экстаз.

Какое же зло вершится руками следователя? Чтобы выяснить это, надо определить, что вкладывается нами в понятие слова “преступление”. Глоссарии юридических терминов утверждают: “Преступление – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказуемо в соответствии с законом”. Однако очевидно, что совершить преступление – это не только преступить норму права. В ряду обстоятельств преступлением можно считать пренебрежение какими-нибудь морально-этическими предписаниями, отклонение от нравственных, касающихся совести и чести норм. Именно такое гуманистически интерпретированное понятие слова “преступление” помогает “отыскать улики” против следователя в романе.

“- А вы курите? Есть у вас? Вот-с папиросочка-с. Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя тут же за перегородкой…казенная-с…это славная вещь – а? Как вы думаете?
- Да, славная вещь, – ответил Раскольников…
- Славная вещь, славная вещь… – повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”.

Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: “Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: “ Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”.

Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. “Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. “Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из “необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону “сюрпризик” - исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели – одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?!

В романе Достоевского, по мысли Миджиферджяна, проглядывается основная тема: “Воскрешение Лазаря – воскрешение Раскольникова”. Именно такой путь избрал для своего героя писатель. Не зря в роман включено евангельское повествование, ведь Достоевскому библейский текст помогал обозначить ведущую тему произведения. Известен тот факт, что когда стоял вопрос в редакции: нужно ли включать столь обширную библейскую цитату в роман, Достоевский просил в письме Любимова в 1856 году: “А теперь до вас великая просьба моя: ради Христа – оставьте все остальное так, как есть теперь…Чтению Евангелия придан другой колорит…”

Мертвый Лазарь-Раскольников должен по замыслу писателя обязательно воскреснуть. Нравственное же возрождение, согласно христианскому вероучению, которого придерживался сам Достоевский, достигается лишь через покаяние и исповедь. Но кто же тот священник-душеспаситель, что должен будет исповедать Раскольникова? Порфирий Петрович?

Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней – человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: “Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, - а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь – прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать.

Митрополит Антоний Суражский, размышляя о роли священника на исповеди, приводит как-то слова одного батюшки: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой… Мы с этим человеком едины.…Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, я его душу связываю со своей душой и каюсь в грехах, которые он исповедует”. Какой трогательный пример любви к ближнему! Но в романе Достоевского видим ли мы в следователе человека, сходящего до “глубин мрака души” Раскольникова? Ответ однозначен: нет. Между Порфирием и Родионом чётко обозначена дистанция, потому что нет этого духовного сближения, нет чувства сострадания, нет ощущения братства и любви.

Священник своим долгом считает сказать что-нибудь кающемуся человеку в качестве одобрения и благословения. Иногда это может быть просто молитвенная поддержка. То наставление, которое произносит Порфирий Петрович Раскольникову ужасно в христианском понимании: “На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица, щекотливая она, а важная: то есть на всякий случай, если бы на случай… пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов дело покончить иначе, фантастическим таким способом – ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку”.

Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве – страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль.

В переводе с греческого “Порфирий” значит “багряный, “пурпурный”. Порфира, багряница – так называлась красивая и очень дорогая ткань в античные времена, в неё облачались императоры, консулы, видные чиновники, знать. Порфирию, "багряному" “царственному”, должны быть присущи такие качества, как благородство, солидность и статность. Так, собственно, и есть: герой высококультурный, образованный, интеллигентный человек, имеющий доверие и уважение в обществе. Если обратиться к тексту Священного Писания, то можно найти поразительное сходство христовой притчи о богаче и Лазаре и картиной взаимоотношений Порфирия Петровича с Раскольниковым. Притча начинается словами: "Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его (Лук 16: 19-21)". Лазарь в притче, конечно, не тот, что воскрешается Сыном Божиим. У них общие имена, однако, описываемый Лазарь, находясь в своей нищете, болезнях и голоде, так напоминает нам Раскольникова, что мы смело можем называть его тоже прототипом героя романа Достоевского. Очевидна и другая вещь: богач из притчи, "порфироносец" – аллегорический образ Порфирия Петровича. Судьбы героев притчи известны: Лазарь получает спасение, исцеление, освобождение, богач – вечное забвение. Подобное происходит и в романе: Раскольников нравственно воскресает, а следователя Порфирия Петровича мы теряем и в произведении, и в истории, и в людской памяти.

Любое преступление имеет последствия. Преступление Порфирия Петровича против Раскольникова приносит Родиону внутреннюю боль и страдание. Но все логические уловки и издевки не смогли совершить самого главного, они не совершили "чуда", не привели героя Достоевского к покаянию. Не из-за Порфирия Раскольников кается. Он идет признаваться в содеянном ради любящей его и глубоко сострадающей Сони. А в образе и поступках Порфирия Достоевский акцентирует преступную и мертвенную идею каменного, порфироносного Петербурга: идею власти юридического закона над человеческой душой.

Литература:

  1. Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”.
  2. Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”.
  3. Муравьёв. “Раскольников и другие”.
  4. Библия. Новый завет.
  5. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”.

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.


Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.


Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.


Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации


Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.


Андрей Панин в сериале "Преступление и наказание"

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .

Цитаты

«Вы и убили-с», - приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

«Смерть - это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть - это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»