Разрешение на аэрофотосъемку. Получение разрешения на проведение полетов над населенным пунктом с целью съемки с воздуха

Лицензия на квадрокоптер – один из основных документов, который должен иметь абсолютно каждый владелец беспилотного летательного устройства. Как и в большинстве случаев, сталкиваясь с законом и правовыми актами, человек не понимает, какое наказание может последовать за нарушение, да и в каких случаях это самое нарушение наступает.

Нужна ли лицензия на мини-квадрокоптеры, да и легитимно ли это увлечение радиотехникой – попробуем разобраться.

Начнем с сути – увлечение это является запрещённым. По своей сути квадрокоптеры являются не игрушками, каковыми их принято считать, а дронами-беспилотниками. А полёты таких устройств без наличия надлежащей документации в Российской Федерации запрещены. Хоть и изначально законодательство распространялось только на беспилотные аппараты, которые запускались военными организациями, отсутствие особенного закона для дронов вынуждает физическим лицам подчиняться именно ему. Основу правовой базы составляет постановление правительства РФ №138 от 11.03.10. Согласно его второму параграфу, беспилотник – это любой аппарат, управление которым производит оператор с земли или оно налажено автоматически. Сложности добавляет и то, что беспилотник – это воздушное судно, а значит, на него налагаются обязательства, предписанные и в Воздушном кодексе РФ. Обращаемся к Воздушному кодексу: в нём абсолютно конкретно сказано, что воздушное пространство Российской Федерации — это всё пространство над землями, принадлежащими РФ. Определение дано максимально четкое, так что лазейку для радиолюбителей не найти. То есть запускать дрон где-то за пределами своего дома — хначит просто нарушать закон.


Итак, мы определились с тем, что для управления абсолютно всеми дронами-беспилотниками вне зависимости от их размеров и функционала требуется лицензия. Значит необходимо разбираться, какие документы нужны для того, чтобы её получить. За источник опять-таки мы будем брать основной документ – Воздушный кодекс. Итак, он гласит, что для получения разрешения на управление беспилотным летательным аппаратом необходим следующий пакет документов:

  • Удостоверение летной годности
  • Свидетельство о допуске к управлению воздушным средством
  • Разрешение на использование воздушного пространства

И это минимум! Если вы вдруг решили совершать полёты в Москве или Санкт-Петербурге, будьте готовы получать разрешение на полёт в запретной зоне и доказывать, что каналы управления квадрокоптером защищены. Не об этом задумываешься, покупая ребенку в подарок квадрокоптер, верно?


Как в случае и с остальными законами, использование беспилотного летательного устройства без лицензии карается наказанием. Итак, если вы частное лицо, – вам придется заплатить от 2 до 5 тысяч рублей, если должностное – от 30 до 50, а если вы — юридическое лицо, лучше и не смотрите даже в сторону квадрокоптеров, иначе вас ждет штраф в 250 тысяч рублей минимум. Делаем выводы – получить разрешение на управление беспилотником в РФ обычному человеку просто невозможно. Особенно смешным это становится от того, что на легкомоторные самолёты, поднимающиеся не выше 300 метров, разрешение не нужно вообще. Не думаю, что каждый, кто прочел эту статью, спрячет свой коптер в дальний угол кладовки. Именно поэтому вот еще одна выдержка из закона: если риск причинить вред минимален или вовсе невозможен, управление дроном не признается административным нарушением.

Все владельцы БВС массой от 250 г до 30 кг обязаны перед первым полетом поставить свой аппарат на учет. В результате процедуры владелец получает свидетельство о постановке на учет и учетный номер, который должен нанести на корпус БВС. Д анные о БВС и его владельце вносятся в государственную базу БВС. В настоящее время поставить БВС на учет невозможно, так как порядок процедуры не разработан.

Все владельцы БВС массой более 30 кг обязаны зарегистрировать свой аппарат перед первым полетом. В результате процедуры владелец получает свидетельство о регистрации и регистрационный номер, который должен нанести на корпус БВС. Зарегистрировать БВС можно в Росавиации, где данные о беспилотнике и его владельце вносятся в государственный реестр ВС.

Разрешение на использование воздушного пространства обязательно для БВС, так как для их полетов установлен разрешительный порядок ИВП (Федеральные правила использования воздушного пространства, утвержденные Постановлением Правительства пункт 116 б) ФАП 138.

Получение разрешения на ИВП для БВС обязательно для полетов во всех классах воздушного пространства. Получение разрешения на ИВП в классах С и G означает установление местного режима* в районе полета вашего БВС. Разрешение получается в Зональном центре ЕС ОрВД. Карта зональных центров

1 шаг. Минимум за пять дней подать в ЗЦ ЕС ОрВД Представление на установление «местного режима» (МР). Через день после подачи заявки рекомендуем сходить или позвонить в ЗЦ ЕС ОрВД для подтверждения получения (требуется предварительное согласование с диспетчерами аэропортов и закрытых зон в случае, если полеты будут происходить вблизи этих зон). В результате вам сообщат номер установленного местного режима.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России?

Квадрокоптеры являются видами летательных аппаратов с четырьмя пропеллерами, которые с земли управляются ПДУ (пультом дистанционного управления). У некоторых моделей есть миниатюрная видеокамера и гироскоп.

Гироскоп является датчиком, благодаря которому аппарат не боится ветров во время полёта. Даже при сильных боковых ветрах аппарат может сохранять неподвижность в воздухе. В более дешёвых моделях такой датчик отсутствует. В таком случае владельцу надо будет корректировать полёт, используя пульт дистанционного управления.

Выбор правильной модели для последующего применения, конечно, важен. Однако не менее приоритетный вопрос – это законность применения квадрокоптера в России. Что вам известно о разрешении на использование квадрокоптера в 2020 году?

Запрещает ли закон использовать эту технику?

В декабре 2015 года в Федеральный закон № 60 были внедрены некоторые изменения. Вступили в силу они 30 марта 2016 года.

В соответствии с законом все квадрокоптеры, чья взлётная масса превышает 250 граммов, регистрируются и сертифицируются. В государственный орган предоставляется план полёта и получается отметка об его согласовании.

На основании полученной документации внешнему пилоту надо предоставить официальное разрешение на полёт коптера. Высота полёта не должна быть больше пятидесяти метров. На такой высоте игрушечный квадрокоптер не может помешать воздушному судну.

В соответствии с законом даже для запуска дрона во дворе нужно получить разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер был запущен в Москве, то нужно иметь разрешение, которое выдаётся органами исполнительной власти города Москвы.

Какие были внесены изменения в законодательство?

Закон о квадрокоптерах был создан на основе «Воздушного кодекса РФ» № 60. Федеральный Закон был принят 19 марта 1997 года. Последний раз в него были внесены изменения 5 июля 2017 года. Их подписал президент Российской Федерации.

Законодательные акты говорят о том, что беспилотное воздушное судно должно быть зарегистрировано, если его взлётная масса составляет более тридцати килограммов.

Квадрокоптеры, у которых взлётная масса от 0,25 до 30 килограммов, регистрируются упрощённо в порядке, установленном федеральным законом.

Регистрация квадрокоптеров в России

Закон касается всех видов гражданских беспилотных летательных аппаратов (игрушечных вертолётов, дронов, самолётов на дистанционном управлении). Модели, вес которых превышает 0,25 кг, составляют примерно семьдесят процентов техники беспилотных аппаратов, продающихся в России. Как уже было сказано ранее, регистрация дронов проводится в госучреждениях.

В законе описана процедура регистрации коптера. Она напоминает постановку на учёт транспортных средств. Всем квадрокоптерам присваивают индивидуальный номер и соответствующую радиометку. Радиометка является зашифрованными данными о владельце, а также информацией о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учёта гражданских беспилотных воздушных судов, ввезённых в РФ или произведённых в РФ» описывает, каким должен быть порядок регистрации такой техники. На его основе регистрируют БЛА (беспилотные летательные аппараты).

В законе говорится о том, что беспилотники, взлётная масса которых варьируется от 250 грамм до 30 килограмм, произведённые в России или за рубежом, регистрируются в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

Соответственно Федеральному закону № 60 Министерством транспорта РФ устанавливается размер и порядок оплаты.

Регистрацию прекращают в таких случаях:

1) при вывозе квадрокоптера за границу;

2) при снятии его с эксплуатации;

3) в случае списания;

4) при переходе права собственности;

5) если имеются нарушения, касающиеся государственной регистрации.

Перечень необходимой документации, после предоставления которой можно получить разрешение на полёт дрона:

· удостоверение дрона на пригодность к полётам;

· разрешение на использование воздушного пространства;

· документ, подтверждающий, что пилот может управлять квадрокоптером.

Регистрация стоит 200-300 рублей (зависимо от региона РФ).

Кстати, нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Действительно, для проведения съёмки с высоты тоже нужно специальное разрешение.

В Федеральном законе № 60 указано следующее: если при проверке контролирующими органами юридического или физического лица у него не будет необходимой документации, то придётся платить штраф. Для физических и юридических лиц он составляет 5 000 рублей и 20 000 рублей соответственно.

Главные правила полёта квадрокоптера по Федеральному закону

1. Полёты над теми территориями, где большое скопление людей, нежелательны. Из-за неправильной работы дрона или неверного управления может быть причинён вред здоровью третьим лицам.

2. Нельзя запускать квадрокоптер в зонах секретных объектов, возле полигонов и военных баз.

3. Не надо повышать высоту больше чем на 150 метров. На определённых дронах устанавливается специальное программное обеспечение, которое запрещает поднятие летального аппарата выше допустимых значений в определённых местах.

Перед запуском дрона в определённой местности стоит узнать у органов местного управления о необходимости получения лицензии на полет квадрокоптера.
07.03.2020

13 февраля 2017

Получить разрешение на полеты в городской черте сложно, но вполне реально. Процесс согласования займет в среднем 2 недели, но в результате вы сможете запускать дрон и осуществлять съемку без проблем с правоохранительными органами.

  1. Подайте документы в городской департамент транспорта. В запросе нужно указать временные рамки, когда дрон будет запускаться в воздух, маршрут полета и его цель. Заявление подается на специальном пронумерованном бланке, заверяется печатью и передается в канцелярию исполнительного комитета. Обычно его рассмотрение занимает от 3 до 5 дней.
  2. Одновременно с этим необходимо отправить запрос в канцелярию местного органа федеральной службы безопасности. Чаще всего разрешение можно получить уже через 10-14 дней, хотя по действующему законодательству этот процесс может растянуться на месяц.
  3. После получения разрешительных документов от упомянутых организаций в главный центр организации полетов нужно отправить «Представление на установку временного режима». Это делается по факсу за 5 суток до запуска. Согласование займет еще пару дней.

Если в городе есть аэропорт, перед подачей «Представления» нужно согласовать запуск с его начальником службы движения (или диспетчерами): предоставить копию полученных разрешений на взлет от исполнительного комитета и федеральной службы безопасности.

В «Представлении» нужно указать:

  • название организации (имя - для физического лица);
  • даты совершения вылетов;
  • местность;
  • высоту полета;
  • ФИО и должность работника аэропорта, согласовавшего полет;
  • цель полетов.

При описании маршрута полета вписываются не конкретные точки, а радиус, который не должен превышать 10 км.

В «Представление» можно вписать 3 главных дня полетов и 3 запасных.

  1. За день до предполагаемого полета нужно отправить план полета в ЕС ОрВД. Обязательно позвоните туда по телефону, чтобы убедиться, что план полета одобрен.
  2. За два часа до запуска свяжитесь с районным центром ОрВД для запроса разрешения на воздух. По завершении полетов сообщите об этом в РЦ ЕС ОрВД.

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 05.10.2018 № 39683 и сообщает

при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Кроме того, основываясь на положениях Федеральных авиационных правил « », утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, проведение фото и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна относится к авиационным работам. При этом физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям , установленным Федеральными авиационными правилами « », утвержденными приказом Минтранса России от 22.12.2009 № 249.

И.о. директора .
Б.Ю. Алякритский