Секретные правила автостопа. Зачем ездить автостопом? Советы для путешествующих автостопом

Автостоп – это состояние души любого путешественника. Перед тобой открывается масса возможностей побывать в самых отдаленных уголках мира, познакомиться с интересными людьми, лучше узнать себя и своих попутчиков. Автостоп непредсказуем, несколько рискован, но он как ничто другое помогает вырваться из рутины повседневности и начать путешествовать при ограниченном бюджете. Это самый интересный вид путешествий.

Я путешествовала автостопом в Европе, Центральной и Южной Америке. Сегодня расскажу, как путешествовать автостопом безопасно и интересно.

1. Составьте маршрут поездки

Как только вы решили путешествовать автостопом, для начала нужно определиться, куда поехать. Автостопщик со стажем всегда в первую очередь определяется с маршрутом. Лучше всего заранее наметить маршрут, приобрести карту автомобильных дорог, внимательно изучить населенные пункты, которые будут попадаться на пути. В конечном итоге все это будет иметь существенное значение.

Личный опыт: Мои путешествия зачастую носят стихийный характер: планы могут поменяться в последнюю минуту. Узнав о каком-нибудь «секретном» недоступном для многих путешественников месте, могу легко сойти с назначенного маршрута. Но к автостопу это мало относится: остаться ночевать на трассе – не лучшее, что может произойти, особенно когда нет палатки. Поэтому все передвижения я рассчитываю так, чтобы приехать в новое место к вечеру.

2. Девушкам лучше ехать в паре с представителем мужского пола

Есть три вещи, которые я обязательно делаю в компании с кем-то:

Хожу в горы;
- занимаюсь серфингом;
- езжу автостопом.


Личный опыт: Из-за неприятных историй путешествия автостопом одной или с подругой я старалась передвигаться так только в крайнем случае, пока не встретила попутчика в Южной Америке. Вместе мы проехали автостопом весь Эквадор, увидели удивительно красивые места, которые большинство путешественников пропускают.

3. Выглядите прилично

Первое впечатление всегда важно. И от того как вы выглядите и позиционируйте себя зависит остановится водитель или нет. Ведь водителю зачастую тяжело понять, что на обочине голосуют путешественники, а не бомжи-скитальцы 🙂 особенно в ночное время.

Думаю, не нужно говорить, что девушкам стоит одеваться прилично, чтобы не вызвать никому не нужные ассоциации. Если вы голосуете в ночное время, позаботьтесь о том, чтобы на одежде были светоотражающие элементы.

Личный опыт: За длительное время путешествий я встретила много бэкпэкеров. Я люблю раста-стайл, путешественников с дредами, гитарой, песнями в духе Боба Марли. Но порой весь романтизм улетучивается, когда чувствуешь, что кому-то не помешало принять душ:). К нашим путешественникам это не относится. Все, кого я встречала, выглядят очень опрятно.

4. Правильно выбирайте местность

Опытные автостопщики начинают путешествие за городской чертой. В границах города вы сможете поймать только такси. Постарайтесь выбирать места для голосования там, где водителю будет легче остановиться и быстро обсудить с вами детали маршрута.

Помните, что в Европе запрещено останавливать машины на автобане. А автобаны там везде. В Италии запрещен автостоп, там вас еще и оштрафуют. В такой ситуации лучше всего отойти от поста ГАИ. Не стоит стоять на склонах и под холмами, голосовать возле знака «Остановка запрещена» или стопить на объездной дороге. Лучше всего остановится в нескольких метрах после заправки или придорожного кафе.

Личный опыт: На юге Бельгии я была волонтером в лагере для беженцев от Красного Креста. Лагерь был изолирован, поэтому до ближайшего города нас либо довозили на служебной машине либо надо было стопить. Доехать из центра проблем не было, трасса проходила в нескольких метрах. А чтобы вернуться, мы выходили за черту города, останавливались у развилки и… сразу кто-нибудь останавливался.

5. Сразу договоритесь, что проезд будет бесплатным

Важно еще до того, как сесть в машину, договориться, что вы не будите платить за поездку. Главный аргумент – нет денег. Нет и не будет. Можно сказать, что студенты, надо срочно добраться до города.

Личный опыт: У меня спросили про оплату всего лишь один раз, когда надо было преодолеть небольшое расстояние из маленькой деревушки до Гидроэлектрика, откуда следовало ночное «покорение» Мачу-Пикчу. Скорее наоборот, мне возвращали деньги за проезд. Как было в Гватемале. Мне надо было доехать от границы до ближайшего города. Водитель шаттла не только довез, но помог найти дешевый хостел и даже вернул деньги за проезд, когда узнал, что я еду волонтером в местную больницу в Антигуа. Было очень неожиданно и приятно.

6. Поддерживайте беседу

Самый главный стереотип, для тех, кто думает путешествовать автостопом, что это халява. Так вот: халявы не будет. Водитель, который подбирает автостопщика, тоже рассчитывает получить свою плату: только в виде интересного общения или чтобы развеять скуку, не дремать за рулем, а иногда и просто выговориться.


Личный опыт: Для меня автостоп еще и прекрасная возможность потренировать иностранные языки. Когда я начинала путешествовать по Латинской Америке, мой словарный запас на испанском был небольшим. Но каждый раз, когда приходилось рассказывать о себе, стране, путешествиях, учебе, работе, я учила все новые и новые слова, подмечала особенности испанского в разных странах – как для лингвиста – бесценный опыт!

7. Табу

Умение общаться, слушать и не вступать в спор с водителем важно для каждого автостопщика. Здесь, как и везде: надо понимать, что не на все темы можно говорить. Особенно это касается, когда вы автостопите в других странах. Обходите стороной темы, касающиеся политики, религии, денег. Часто водители имеют достаточно резкую точку зрению. Что ж, придется на некоторое время стать аналитиком, слушать с вниманием и пониманием.

8. Если у водителя возникла непредвиденная ситуация, помогите

В дороге все случается: ломаются машины, кому-то может понадобится медицинская помощь, заканчивается бензин… Если произошла непредвиденная ситуация, то не стоит бросать водителя и искать новую попутку. Лучшее, что можно сделать, предложить помощь и помочь.

Личный опыт: В Коста-Рике, возвращаясь из парка кетцалей, меня и моего знакомого до Сан-Хосе согласился подвезти дальнобольщик. Всю дорогу был туман, потом пошел сильный дождь. Из-за ливня сломалась машина друга водителя и надо было перетащить часть груза в нашу машину. Так под дождем мы дружно перегружали ананасы. Зато водитель был благодарен.

9 Доверяйте интуиции

Путешествие автостопом не бывает простым, не всегда встречаются порядочные люди, поэтому не стоит пренебрегать общепринятыми правилами безопасности. Умейте доверять своей интуиции. Уж лучше простоять лишних полчаса в ожидании машины, чем попасть в неприятную ситуацию.

Личный опыт: Далеко не все понимают суть автостопа. Водитель в Гватемале на мой вопрос, автостопят ли в стране, резко сказал, что для девушек это небезопасно. Водители либо потребуют денег, либо будут рассчитывать «на интерес». И это касается не только стран Латинской Америки. Для себя я четко решила: не автостопить одной и даже в компании с другой девушкой. Если меня что-то настораживает, я всегда могу придумать причину и отказаться от поездки.

10. Будьте позитивны

Иногда придется довольно долго простоять на трассе в ожидании машины. Будьте позитивны, оптимистичны и обязательно вам встретится хороший водитель и попутчики.


Личный опыт: Возвращаясь с осмотра панамского канала в город, я попала под дождь. Тропические ливни на экваторе могут идти несколько часов, не оставляя ни одного сухого места. Я шла с другом по дороге. Мокрые, нам хотелось быстрее добраться до хостела. Как остановилась машина, и нас предложили довезти до самого города. Через полчаса мы уже были у входа в метро.

Ездить автостопом здорово и интересно. Водители подберут вас, только если сами захотят, так что в этом, если, конечно, не наглеть, нет ничего от побирательства. Вы можете путешествовать по миру и встречать массу хороших и интересных людей. К тому же навыки автостопа могут пригодиться вам, если, допустим, в чужом городе вас ограбят или вы потеряете деньги. В таком случае вы легко доберётесь до дома на попутках. Так что если повстречаете на вокзале человека, просящего денег на билет, посоветуйте ему автостоп. Разумеется, в чужой стране, оказавшись в такой ситуации, лучше обратиться в полицию или посольство и вам купят билет, который вы оплатите, когда попадёте домой.

Как стать автостопщиком?

Вас должен укусить другой автостопщик. В этом действительно есть доля правды, так как обычно люди приобщаются к автостопу, пообщавшись с теми, кто уже путешествовал таким образом. Начать вам поможет данная статья, либо вы можете найти множество книг на эту тематику. Например, книги Антона Кротова.
Ну а лучше познавать всё на практике, так что собирайте рюкзак и отправляйтесь за город. Рюкзак, кстати, играет в автостопе немаловажную роль. Он не должен быть слишком большим и тяжелым, в нём должно содержаться только действительно необходимое. Выйдя на трассу, подыщите подходящее место на обочине и поднимите руку. Не забывайте смотреть водителям в лицо. Иногда они корчат смешные рожицы или пытаются что-то вам сказать с помощью странных жестов.

Кто такие автостопщики. Разве не бродяги?

Существуют несколько видов автостопщиков:

Бродяги и побирушки. У них нет денег, они не хотят работать и просят водителей их покормить, обогреть и приютить, тем самым создавая плохую репутацию другим автостопщикам.

Типичные автостопщики. Люди с ограниченными финансовыми возможностями, которые постигли данный метод бесплатного передвижения. Имеют гибкий график работы. Хотят путешествовать. Обычно обладают знаниями и жизненным опытом, которыми с удовольствием делятся с водителями.

Нетипичные автостопщики. Скрытые миллионеры или мудрецы, которые таким образом постигают мир и развиваются.

Где лучше стопить?

Подключите логику. Если бы Вы были водителем, где бы подобрали попутчика? Начинать лучше за пределами города. Не стойте перед поворотами или, запрещающими остановку, знаками, а также там, где есть сильный спуск или подъём. Хорошо ловить попутки сразу за заправкой.

Это так просто путешествовать бесплатно? А если денег станут требовать?

Если станут требовать деньги - это полностью Ваша вина. Лучше заплатить хотя бы часть, если Вас уже подвезли. Перед тем как сесть в машину, обязательно дайте понять, что не предполагаете платить. Я делаю так:

1. Поднимаю руку.
2. Если едет пассажирский автобус или такси, жестами даю понять, чтобы они ехали дальше.
3. Если такси или автобус всё таки останавливается, говорю следующее: «Здравствуйте, я путешествую на попутках. К сожалению, у меня нет денег на транспорт.» (могут всё равно подвезти)
4. Если останавливается обычная машина, фура, скорая помощь, пожарная, почтовая машина или бензовоз, говорю: «Здравствуйте, подвезёте, сколько Вам будет по пути в сторону…» (если водитель сам заговорит об оплате проезда, говорите то, что было в предыдущем пункте).
5. Если водитель пригласил Вас в машину (это происходит в 99% случаях, если Вы находитесь в стране, где достаточно распространено такое явление, как автостоп), познакомьтесь с ним и, когда машина тронется, обязательно расскажите, что вы путешествуете на попутках, откуда и куда едете. Как попробовали автостоп, о его особенностях. Вот и всё, деньги обычно не просят. Есть страны где все таксисты, но это отдельная тема, там свои нюансы.

С какой стати водитель будет бесплатно кого-то везти?

По нескольким причинам. Возможно водитель хочет спать или ему скучно. Тогда Вам нужно будет рассказывать ему что-нибудь, или слушать его рассказы.

Среди тех кто подвозит автостопщиков, немало таких, кто сам раньше ездил на попутках. К тому же человеку может быть просто приятно сделать доброе дело.

О чём говорить с водителем?

Хорошим тоном будет, для начала, представиться и рассказать откуда, куда и зачем вы едете. Если после вашего рассказа, водитель не стал вас ни о чём спрашивать и о себе ничего не поведал, просто замолчите и смотрите в окно. Может, он просто не любитель поговорить.

А как же маньяки, убийцы и насильники?

Их на земле крайне мало и скорее всего они проедут мимо Вас. Можете, садясь в машину, запоминать её номер, на всякий случай. Особенно если куда-то отлучаетесь, оставляя в ней вещи. Главное не будьте жертвой! Ведите себя уверенно.

Одна моя знакомая, просто была хорошим психологом в критических случаях. За 20 лет автостопа, её 2 раза пытались изнасиловать. Одному чистюле она сказала, что и сама хочет, но ей стыдно ведь она не мылась неделю и у неё там уже запах. А другому, что она не против, но нужен обязательно презерватив, так как месяц назад у неё был триппер, подцепила от какого-то дальнобойщика. В общем, в случае опасности, нужно ориентироваться по ситуации.

Если Вы — девушка, желательно найти напарника и ездить с ним. Одного человека гораздо охотнее подвозят дальнобойщики, но вдвоём всё таки безопаснее. Ездить группой более двух человек — сложно. Вы не поместитесь с вещами в обычное автотранспортное средство, особенно если уже есть пассажир.

Где ночуют автостопщики?

Лучше всего и найдите хотя бы две вписки в каждом городе, по пути следования (одну запасную, на всякий случай) Но обязательно предупреждайте того, у кого не будете останавливаться. Лучше планировать маршрут и отсылать запросы заранее.

Есть мнение, что можно переночевать в церкви или монастыре. Однажды мы с девушкой попали под дождь, было холодно и я решил, ради эксперимента, попробовать договориться о ночёвке в православном храме. Меня высмеяли и сказали, чтоб я перестал дурью маяться и шёл в гостиницу. Так, что в православных церквях часто обитают не очень доброжелательные люди. Эту ночь мы спали в палатке. Что касается мусульманских мечетей, вероятно Вам дадут приют. В исламе принято считать путешественников наравне с паломниками. Правоверные мусульмане путников обычно уважают и стараются всячески помочь. Также, по словам моих друзей, легко можно устроиться на ночлег в буддистских храмах, даже если не знаешь местного языка. Друг так ночевал в монастырях Непала, Таиланда и Мьянмы.

Идеально иметь с собой палатку, тогда Вы всегда сможете лечь спать в лесу, в поле или на пляже. Один раз тёмной ночью, я думал, что устроился на ночлег в посадке на краю города, а проснулся на кладбище:) Когда ложитесь спать в палатке, обязательно вставляйте в уши кусочки ваты или мятой туалетной бумаги, чтобы избежать заползания насекомых.

Если едете в фуре, вероятно водитель пустит Вас на вторую полку в кабине. Там можно даже вдвоём уместиться.

Можно ездить на фурах вдвоём?

По закону там только одно пассажирское место, но многие водители подвозят и двоих. За сиденьями обычно есть лежанка. Второму желательно прятаться от гаишников, чтобы не создавать лишних проблем водителю.

Моральные правила автостопа:

1. По возможности, ничего не просите.
2. Не наглейте, если вам что-то предлагают. Старайтесь от всего отказываться. Если водитель хочет дать Вам деньги, скажите, что у Вас есть и Вам не нужно. Если продолжает настаивать, скажите ему большое спасибо и возьмите.
3. Подготовьтесь к путешествию основательно. Имейте запас денег и еды. Позаботьтесь о ночлеге заранее.
4. Просто будьте хорошим человеком и у Вас не будет проблем.

Путешествие автостопом — это нечто большее, чем просто возможность съездить куда-то с минимальными затратами, это целая культура, которая позволяет по-новому взглянуть на мир, расширить свой пространственный диапазон, ощутить всю красочность и полноту жизни, завести неожиданные знакомства и испытать собственную выносливость и изобретательность.

Интересно, когда люди додумались до такого способа передвижения?

Ломоносов и автостоп

Говорят, что путешествие автостопом по России имеет историю длиной в 300 лет. Первым счастье на этом поприще испытал Михаил Ломоносов, которого в шутку называют первым автостопщиком. Ведь, действительно, чтобы получить образование, он преодолел расстояние почти в 1000 километров, добираясь из Холмогор (Архангельская область) до Москвы то пешком, то на чьей-то телеге. Вот какая сильная у человека была жажда знаний.

Автостоп: зачем это нужно

Современную же традицию таких путешествий тоже завели студенты — народ взбалмошный и готовый на всякого рода экстрим. Но это было продиктовано не так безденежьем (хотя невысокие стипендии — тоже двигатель всяких безумных идей), как желанием "оторваться по полной" с помощью массы новых впечатлений.

Ни к чему отрицать, денежный аспект все равно является одним из стимулов в таких поездках. Кто же откажется от экстремального отдыха, который возможен не вопреки, а именно благодаря такому дешевому способу передвижения?

Хотя крайне неразумно начинать без какой-либо подготовки собственное путешествие автостопом; плюсы и минусы следует все же обдумать заранее. На одном энтузиазме далеко не уедешь и в прямом, и в переносном смысле.

Также навыки автостопа пригодятся, когда нет билетов до нужного пункта в разгар сезона, когда расписание транспорта крайне неудобное, когда хочется исследовать какую-то местность или страну и погрузиться в реальность происходящего. Кажется, что каждый человек хотя бы раз в жизни должен вкусить этот запах пыльных дорог, чтобы прочувствовать, что это такое. А для кого-то он может стать и стилем жизни.

Плюсы путешествия автостопом: экономия средств

Когда слышим, что кто-то умудрился объехать полмира со 100 долларами в кармане, то сразу возникает мыслишка: "А мне слабо?"

Это правда, что водители денег с автостопщиков в основном не берут. Если учесть немалую стоимость проезда в то это существенный плюс. Своеобразной платой за услугу является простое человеческое общение. Обычно попутчиков берут к себе в кабину дальнобойщики, которые много часов просиживают за баранкой, и им попросту хочется выключить радио и послушать живого человека. Вот такая взаимовыручка.

Это не значит, что денег в поездку брать не надо, ведь в дороге все что угодно может случится (к примеру, придется обратиться в больницу), просто нужно хорошо экономить. Крупные купюры лучше разменять на более мелкие.

Эмоциональный аспект

Итак, из всего вышесказанного понятно, что отсутствие средств и уйма свободного времени — отнюдь не основная причина того, что заставляет человека тормозить незнакомые машины. Настоящим автостопщиком руководит желание увидеть страну как бы изнутри, познакомиться с местными жителями, послушать байки разговорчивых дальнобойщиков.

Конечно же, есть негласные правила путешествия автостопом относительно того, каким собеседником надо быть. Водитель в основном берет попутчика для собственной потехи, и если он начинает разговор, то лучше его поддерживать и отвечать не односложно, а давая больше подробностей.

Зависеть от своего везения или чужого произвола не всегда удобно, потому что никогда не знаешь, сколько придется ждать следующую попутку, застанет ли дождь в дороге, найдется ли ночлег в новом городе или вообще нужно будет ночевать в поле под кустом.

Но именно этот, на первый взгляд, недостаток путешествий автостопом так манит своих приверженцев. Если утрировать суть таких поездок, то можно сказать, что человек сам создает себе экстремальную ситуацию, сам героически находит из нее выход, одновременно повышая чувство собственного достоинства, — и вуаля: потом есть чем похвастаться друзьям.

Свобода передвижения

Приятно ощущать, что не зависишь от наличия билетов, расписания автобусов и т. д. Это состояние называется "сам себе хозяин". Путешествие автостопом дает возможность следовать своим неожиданным импульсам, к примеру, увидев интересную картину за окном, можно без зазрения совести поддаться внутреннему порыву и выйти, чтобы рассмотреть все вблизи. А можно спонтанно изменить маршрут или даже задержаться где-то на денек-другой.

Безопасность

Нельзя отрицать, что путешествие автостопом несет в собе немалую долю риска. Это самый существенный недостаток такого вида передвижения. Что касается девушек и женщин, то им в одиночку делать это крайне опасно. Лицам сильного пола попроще, но им тоже надо быть предельно внимательными и не садиться в подозрительные машины. При возможности никогда не нужно брать в дорогу дорогие мобильные или планшеты, не держать на виду кошелек.

Конечно же, есть еще опасность попасть в ДТП. Печально, но факт, что автостопщик становится жертвой аварии в среднем один раз на 100 тысяч километров. Хотя такая опасность равным образом касается и тех, кто ездит за деньги. Но береженого Бог бережет, поэтому бывалый автостопщик не тормозит те машины, которые несутся на бешеной скорости.

Знание языка

Без этого никак. Пантомима и жесты выручат не всегда. Пообщаться по существу с водителем точно не получится, а ведь это сводит на нет почти весь смысл автостопа. Конечно же, не значит, что нужно знать язык в совершенстве, достаточно разговорного уровня. Нелишним будет прихватить разговорник или гаджет с онлайн-переводчиком, а также карту местности на языке той страны, по которой планируется ездить.

Польза от этого существенная: местные жители могут дать очень дельные рекомендации относительно того, где лучше остановится, где недорого можно поесть, чего такого еще посмотреть и прочее.

Табличка

Известный почти во всех странах жест автостопа — это вытянутая рука с поднятым вверх большим пальцем.

Как правило, если водитель берет такого пассажира, это подразумевает, что он согласен на бесплатный проезд и готов подкинуть новоиспеченного попутчика по своему маршруту. Правда, в отдельных странах (Россия, Украина) лучше уточнить этот щекотливый момент, а то можно оказаться в неловкой ситуации, если шофер ни сном ни духом не знает ни про какой автостоп или знает, но хочет денежное вознаграждение за свою услугу.

Плюс ко всему желательно иметь в руках табличку. Это главный помощник на дороге для путешествия автостопом по миру. Одно дело стоять с поднятой рукой (особенно на разветвленных международных трасах, ведущих во многих направлениях: водителям бывает просто лень остановиться, чтобы уточнять), а совсем другое — с конкретным указателем пункта назначения.

На всякий случай можно писать две-три таблички (одну с конечным пунктом назначения, куда надо попасть, а другие — с промежуточными), ведь не всегда машина едет прямо до нужного нам места, иногда приходится делать пересадки. Маркер и то, на чем писать (картон, листы бумаги), лучше взять из дома, а то где-то посреди поля на дороге они не появятся сами собой.

Изучение маршрута

Это залог успеха. Надо собрать как можно больше информации про возможные места ночлега, рассчитать километраж, прикинуть, какое расстояние реально преодолевать в день, перелопатить кучу отзывов от себе подобных про конкретный участок дороги (ведь везде есть такие точки, где можно застрять на целый день, и это лучше учесть заранее).

Навигатор будет хорошим подспорьем во всей этой затее. Также желательно узнать прогноз погоды или поинтересоваться о средних температурных показателях для конкретного времени года, от этого зависит, что взять в путешествие автостопом, а что будет лишним.


Если оценивать возможности для автостопа в Европе, то говорят, что самые отзывчивые водители — в Германии, а самые равнодушные — в Испании. Так что если планируется турне по странам Запада, то лучше добраться поездом до Берлина, а уже там начинать ловить попутки.

Намного больше шансов словить машину у автостопщиков возрастом до 25 лет (так сказать, социально приемлемый возраст; считается, что людям постарше останавливать машины несолидно).

Одеваться надо всегда аккуратно, чисто, но желательно с учетом некоторых особенностей: нужно иметь яркие элементы гардероба, чтобы настроить водителей доброжелательно и подходить по внешнему виду под образ чудака-студента, а ни в коем случае не напоминать потенциального террориста.

В компании ловить машину веселее, да и надежней, но это весьма утрудняет все мероприятие; автостопщик-одиночка в любую точку доберется быстрее, чем парочка влюбленных (хотя они вряд ли сильно огорчатся).

И если некоторые недостатки такого вида туризма не стали преградой и принято решение все-таки попробовать путешествие автостопом, что нужно в первую очередь — так это дух авантюризма.