Шпаргалка: Психоанализ Фрейда.

ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Психоана́лиз— психологическая теория, разработанная в конце 19 го начале 20 века австрийским психотерапевтом Зигмундом Фрейдом (Фройдом), ставшая одним из чрезвычайно влиятельных методов лечения психических расстройств, основанных на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами и учениками Фрейда, такими как А. Адлер и К.Г. Юнг, развившими впоследствии свои школы аналитической и индивидуальной психологии, которые вместе с психоанализом составили так называемую Глубинную Психологию. Позднее идеи ПА развивались нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан. Огромный вклад в ПА сделали работы В. Райха, Анны Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникота, Х. Кохута и др. психоаналитиков.

ПА существует уже более ста лет. За это время он претерпел огромную эволюцию как в теории, так и в практике. Классическая теория, выдвинутая 3. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология X. Кохута (психология Самости). Очень многое изменилось во взглядах на процесс развития. С одной стороны, большее внимание стало уделяться ранним этапам развития: акцент сместился с эдипова на доэдипов период. С другой стороны, в отличие от классической теории, которая уделяла большое внимание влечениям, современные психоаналитические теории стали учитывать и другие факторы: развитие объектных отношений, развитие Я и др. Кроме того, модель внутрипсихического конфликта была дополнена и обогащена моделью дефицита. Теперь считается общепринятым, что неудачное, травматическое прохождение ранних этапов развития, нарушение объектных отношений в диаде “мать — дитя” приводит к формированию дефицита в душевной жизни.

Изменение взглядов на процесс развития психики повлекло за собой пересмотр психоаналитической техники. Так, например, благодаря работам Эго-психологов, разрабатывавших теорию защитных механизмов, был сформулирован важный технический принцип анализа от поверхности в глубину. Смещение интерпретативной активности с полюса влечений к защитному полюсу внутрипсихического конфликта позволило сделать психоаналитическую технику работы с сопротивлением более гибкой и менее болезненной для пациентов. В результате развития теории объектных отношений и пересмотра теории нарциссизма Я-психологией возникли большие изменения в понимании переноса и контрпереноса, что позволило значительно расширить круг пациентов, которым теперь может помочь психоаналитическое лечение.

ПА давно уже стал неотъемлемой частью современной культуры. Он является не только методом психотерапии, но и довольно богатой теоретической и литературной традицией, с которой русскоязычный читатель, интересующийся проблемами глубинной психологии и психотерапии, пока еще мало знаком. В течение нескольких десятков лет мы были оторваны от мировой психоаналитической мысли, несмотря на то, что в начале века психоанализ в нашей стране имел большие перспективы (об этом свидетельствовал тот факт, что почти треть членов Международной Психоаналитической Ассоциации разговаривала на русском языке). У русского ПА был достаточно большой потенциал как в клинической, так и в теоретической области. В России в то время существовала развитая психиатрия, которая могла стать базой для клинического психоанализа. Если говорить о теории, то вклад русских психоаналитиков можно проиллюстрировать тем, что во многом благодаря работе Сабины Шпильрейн “Деструкция как причина становления” 3 Фрейдом был предложен новый взгляд на теорию влечений.

Но, получив стремительное развитие в 10-20-е годы 20 в, ПА в нашей стране затем был уничтожен. Только в последние двадцать лет он вышел из подполья и начался медленный процесс восстановления. В начале 90-х годов огромными тиражами были вновь переизданы основные работы 3 Фрейда. Позднее отечественный читатель смог познакомиться и с другими, более современными психоаналитическими текстами. Но в нашей стране все еще мало знают о том, что произошло с ПА за последнее столетие, Книги, которые переводятся и издаются на русском языке,— всего лишь осколки зеркала, в котором отражается история психоаналитической мысли. К сожалению, пока, все еще ждут своего издания работы многих выдающихся теоретиков и практиков психоанализа, таких, как Р.Фейерберн, М. Балинт, В. Бион, М. Маллер, Фоукс и многих других.

Основные положения Современного ПА по прежнему базируются на классическом ПА:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлениюв форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Основным методом ПА является метод свободных ассоциаций, основной предмет изучения - бессознательное.

Именно З. Фрейд вывел две модели (топики) психики, которые стали базовыми для всех видов психотерапии. Первая топика - сознание- предсознательное-бессознательное.

Вторая топика - Сверх Я - Я - Оно или Супер Эго - Эго- Ид

Первая топика З. Фрейда

Историки психоанализа, будь то психоаналитики или иные психологи, указывают, что в течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели психологии личности, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд, как психолог и психотерапевт, использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли, сны, фантазии и раскрыть суть таких феноменов, как невроз, депрессия, страх - результатов стресса или отклонений в развитии, требующих психологической помощи - профессиональной консультации психолога и психотерапии.

Вторая топика З.Фрейда

Позднее З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно , Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычном ПА используются латинские эквиваленты этих терминов - Ид, Эго и Суперэго). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно. Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что Оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь". Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Оно подчинено принципу удовольствия. В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Сверх-Я. Фрейд подразделял Сверх Я на две подсистемы - Я-идеал и Совесть.

В настоящее время теория психоанализа используется в двух аспектах КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ и ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ.

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ- использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей. Принято проводить различие между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

Однако следует иметь в виду, что сам З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Клинический ПА относится к психодинамическому подходу в терапии и на практике изначально применялся для лечения истерии. ПА со времен Фрейда значительно изменился, поэтому в дальнейшем будем называть его СОВРЕМЕННЫМ ПСИХОАНАЛИЗОМ или просто ПА.
По определению З. Фрейда, «любое лечение, основывающееся на понимании и применении концепций переноса и сопротивления, может быть названо психоаналитическим» . Современное определение психоанализа сходно. Психоаналитической называется такая терапия, которая признает существование бессознательных психических процессов, которая изучает мотивы человеческого поведения и развития, которая использует понятия сопротивление и перенос. Изменился и сам сеттинг проведения терапии. Во времена Фрейда ПА проводился 5-6 раз в неделю. Сейчас принято называть ПА именно терапию с такой частотой встреч, если сеттинг составляет одну-две встречи в течении недели, то данный вид психической помощи называют психоаналитически направленной терапией или психоаналитически ориентированной терапией, что, однако, не умоляет ее терапевтическое действие.
Ключевые понятия клинического психоанализа (например, терапевтические отношения, перенос, контрперенос, сопротивление, инсайт, механизмы защиты) и правила игры (такие, как приглашение пациенту давать свободные ассоциации и рассказывать материал сновидений, сосредоточенность на взаимодействии «здесь и сейчас», предложение аналитика клиенту - лечь на кушетку, все это применяется современным психоанализом со времен Фрейда.

ПОКАЗАНИЯ К ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

Различные формы истерии;-неврозы тревоги;-фобии;-невротическая депрессия;-психосоматические расстройства;-дистимия;-обсессивно-компульсивные расстройства;-конверсионные расстройства;-аффективные расстройства;-расстройства личности от слабой до средней степени тяжести;-автономные функциональные расстройства с установленной психической этиологией;-психические расстройства, вызванные эмоциональным дефицитом в раннем детстве;-психические расстройства, являющиеся следствием экстремальных ситуаций.

КОМУ ПСИХОАНАЛИЗ ПРОТИВОПОКАЗАН.

Психоанализ не может помочь человеку, который не хочет меняться.

"Меня все обижают!"

Даже когда нас действительно окружают плохие люди и они доставляют нам страдания, зачастую мы неосознанно вносим свой вклад в то, чтобы продолжать оставаться в этой ситуации, или даже ее провоцировать. Когда человек уверен, что причины всех его бед лежат в ком-то другом, помочь ему очень сложно. Ведь если от тебя ничего не зависит, значит ты и изменить ничего не можешь.

Механизм изменений в процессе психоаналитической терапии таков: человек начинает лучше осознавать свои чувства и видеть, как они влияют на его поведение, принимаемые решения, как они определяют его жизненные стратегии. Тогда он может поменять свое поведение в определенных ситуациях или отношение к отдельным людям или вещам. Чтобы получить пользу от психоанализа или психоаналитической терапии, недостаточно хотеть, чтобы изменились другие. Измениться можешь только ты сам.

"Тебе лечиться надо!"

Также нельзя кого-то насильно заставить проходить психоанализ. Большой терапевтический потенциал этого метода состоит в сотрудничестве между аналитиком и клиентом, основанном на доверии и уважении. Но невозможно доверять, уважать и сотрудничать в отношениях, к которым тебя принудили.

Если Вы считаете, что кому-то из Ваших близких нужна помощь психоаналитика, Вы можете ему предложить специалиста, показать возможности, поддержать его решение. Но не заставлять. Человек, которого заставили ходить к психоаналитику, будет сопротивляться сотрудничеству, и скорее убедится, что ему тут не помогут, чем получит пользу.

В психоанализе невозможно получить все и сразу.

Изменения: Быстро! Эффективно! На всю жизнь! Выберите любые ДВА варианта

Если Ваш основной приоритет - это очень быстрое изменение, а его глубина и устойчивость для Вас второстепенны, то, вероятно, психоанализ - не самый эффективный метод для достижения Ваших целей.

Некоторые психоаналитики могут предложить Вам фокусную краткосрочную терапию, которая может решить определенные задачи. Это имеет смысл, когда проблемы не очень серьезные и существуют в какой-то одной определенной области. Если же существует ряд проблем, затрагивающих разные области жизни, либо если одна из Ваших целей - лучше узнать себя, то эффективна более долгосрочная работа.

Психоанализ является глубинно-психологическим методом, т.е. имеет дело с бессознательными пластами человеческой психики. Его преимущество состоит в возможности менять жизнь человека на очень глубоком уровне, помогая ему осознать то, что скрыто не только от посторонних глаз, но даже от самого себя.

Психоаналитическая терапия подобна погружению в глубины океана. Этот процесс не должен быть бесконечно долгим, но он должен иметь такой темп, чтобы организм адаптировался к происходящему и не травмировался. В психоанализе темп продвижения также в большой степени зависит от возможностей и потребностей психики клиента.

Наряду с желанием избавиться от страданий и достигать позитивных изменений, психике любого человека присуще сопротивление к изменениям. Нетравматичное преодоление этого сопротивления требует времени.

Психоанализ труден для людей, не способных говорить о своих чувствах.

"Когда не знаешь слов, нечем познавать людей." (Конфуций).

Психоанализ является разговорным методом психотерапии, т.е. терапия происходит в разговоре. Для маленького ребенка научиться понимать речь и говорить - возможность перехода на качественно новый уровень понимания себя, отношений с окружающими людьми и миром. Для взрослого человека разговор о своих чувствах и нахождение названий для своих состояний - это возможность гораздо большего выражения и понимания себя.

Поэтому в психоанализе важно, чтобы клиент говорил о том, что приходит ему в голову. Известный французский психоаналитик Ж.Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык. Таким образом, разговор открывает в психоанализе дорогу к пониманию бессознательному.

Если разговор по каким-либо причинам невозможен, или человек испытывает сильные негативные чувства при необходимости говорить о себе, имеет смысл обратиться к другим методам психотерапии (например, арт-терапия, танцевальная терапия, психодрама и т.п.)

Иногда нужен не психоанализ

Существуют жизненные ситуации, в которых человеку по-настоящему нужна помощь, но это не психоанализ. Какие это ситуации?

  • Только что произошедшие психические и физические травмы, а также ситуации острого горя.

Здесь больше всего необходима психологическая поддержка близких. В случае, если этого недостаточно, можно подключить специалиста, который окажет кризисную помощь. Иногда имеет смысл также не отказываться от кратковременной фармакологической помощи, позволяющей облегчить чрезмерную нагрузку на психику.

  • Наркотическая или сильная алкогольная зависимости

В этих случаях человек, безусловно, имеет психологические проблемы и нуждается в помощи. Но в этих состояниях также играет существенную роль ощутимая химическая зависимость. Это надо понимать и предпринимать адекватные меры борьбы с ней. На этом специализируются наркологи.

Наиболее эффективным методом справляться с этими зависимостями признаны программы, построенные по принципам "Анонимных алкоголиков" (12 шагов).

  • серьезные психические заболевания (психозы, шизофрения)

Людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, возможность находиться в ремиссии предоставляет современная фармакология. Очень важно, чтобы человек, имеющий психиатрический диагноз, был в постоянном контакте с опытным психиатром, который сможет подобрать адекватную состоянию фармакологическую терапию.

Психологическая помощь в данном случае тоже очень важна, но только такой помощи недостаточно.

Хороший психоаналитик заинтересован в том, чтобы обратившийся к нему клиент получил наиболее эффективную помощь. Специалист подберет наиболее подходящий именно Вам подход или порекомендует соответствующего специалиста.

Если же у Вас есть колебания и сомнения насчет психоанализа, Вы можете обратиться за консультацией психоаналитика, которая может помочь принять решение "за" или "против".

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо , являющееся энергией жизни
  • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

  • Оно (Ид)
  • Я (Эго)
  • Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

  • Функция совести
  • Функция самонаблюдения
  • Функция, формирующая идеалы

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

  • Сновидения
  • Сублимация
  • Компенсация
  • Блокировка механизмами защиты

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Краткий обзор классического психоанализа Зигмунда Фрейда: методы, технические приёмы, область применения и критика со стороны научного сообщества.

Предпосылки возникновения теории

Теория психоанализа была разработана в конце 19 века. Есть два важных момента, предшествующих этому по мнению самого Зигмунда Фрейда, которые он «взял на вооружение», создавая свою теорию. Речь идёт о методе венского врача Йозефа Брейера и методе психиатра Ипполита Бернхейма. С первым Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.

Метод доктора Брейера .
Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания.
Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни (1, с. 165–170).
Историю её болезни Брейер и Фрейд впоследствии опубликовали совместно в работе «Исследования истерии» (1895). Аффективные переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть психическими травмами. Было определено направление движения: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний (1, с. 170–177).

Метод доктора Бернхейма .
Ипполит Бернхейм, психиатр, применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.

Впоследствии Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного (1, с. 180–185).

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда

Основную идею теории можно кратко охарактеризовать следующей цитатой: «Расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеванию, и это так для обоих полов...
Почему другие душевные волнения не могут дать повода к описанным явлениям вытеснения и замещения. Я могу на это ответить: я не знаю, почему другие, несексуальные, душевные волнения не должны вести к тем же результатам, и я ничего не имел бы против этого; но опыт показывает, что они подобного значения не имеют, и самое большее – они помогают действию сексуальных моментов, но никогда не могут заменить последних», – писал Фрейд (1, гл. «О психоанализе», с. 199).

Необходимая аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. «Только переживания детства дают объяснение чувствительности к будущим травмам, и только раскрытием и доведением до сознания этих следов воспоминаний, обычно почти всегда позабытых, мы приобретаем силу для устранения симптомов» (1, с. 201).
Для обоснования теории Зигмунд Фрейд ввёл понятие Эдипова комплекса и последовательных фаз в психосексуальном развитии человека (оральной, анальной, фаллической и генитальной).

Методы классического психоанализа

Средствами распознавания скрытого в психоанализе являются: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и использование случайных оговорок и ошибочных действий пациента.
Основное правило гласит: пациент должен говорить всё. «Он должен всё говорить, совершенно отказавшись от любого критического выбора, всё, что приходит ему в голову, даже если он считает это неправильным, не относящимся к делу, бессмысленным… Следуя этому правилу, мы обеспечиваем себя материалом, который наведёт нас на след вытесненных комплексов» (1, с. 190).

Метод свободных ассоциаций лежит в основе психоанализа и является одним из основных. Закон образования ассоциаций гласит, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них может повлечь за собой осознание другого.
«Больной иногда замолкает, запинается и начинает утверждать, что он не знает, что сказать, что ему вообще ничего не приходит на ум... Однако более тонкое наблюдение показывает, что подобного отказа со стороны мыслей никогда не бывает на самом деле» (1, с.190).
Случайные оговорки и ошибочные действия проявляют скрытые, вытесненные намерения, желания или страхи, которые по различным причинам человек показать не может.

Толкование сновидений .
Сновидения – есть зашифрованные сообщения бессознательного, а не бессмысленный набор образов. «Представим себе, что мы хотим заменить газетную статью рядом иллюстраций. Сделать это будет непросто... ещё сложнее будет проделать это с абстрактными словами и всеми частями речи, выражающими логические отношения».
«В предисловии к третьему английскому изданию в 1931 году семидесятипятилетний Зигмунд Фрейд писал: «Эта книга (*Толкование сновидений) в полном соответствии с моими нынешними представлениями содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни» (5).

Своеобразное психосексуальное направление теории классического психоанализа подразумевает прохождение аналитиком и анализируемым определённых психических процессов.
Процесс перенесения .
«Тот, чья потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, вынужден обращать на всякое новое лицо свои либидозные надежды... Поэтому вполне естественно, что активная сила либидо обращается также и на личность врача», – писал Зигмунд Фрейд (1, с. 293).
«Врач должен признать, что влюблённость пациентки вынуждена аналитическим положением и не может быть приписана превосходству его особы и что у него нет никакого основания гордиться таким «завоеванием», как это назвали бы вне анализа» (1, с. 303).
Процесс контрпереноса .
Контрперенос – это ответные бессознательные чувства аналитика к пациенту. «Это явление представляет собой одну из главных опасностей для психоаналитика, оно может привести к психическому заражению обоих».

Процесс переработки сопротивлений .
«Преодоление сопротивлений начинается с того, что врач открывает никогда не узнаваемое анализируемым сопротивление и указывает на него... за указанием на сопротивление не следует непосредственно его прекращение. Нужно дать больному время углубиться в неизвестное ему сопротивление, переработать его, преодолеть его…» (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 284).
Сопротивления пациента – это бессознательный защитный механизм, он препятствует осознанию им своих неприемлемых вытесненных мыслей и желаний.
«Эта переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает самое большое изменяющее влияние на пациента, и ею аналитическое лечение отличается от всякого воздействия путём внушения» (1, с. 285).
Процесс катарсиса .
Катарсис – это эмоциональная разрядка, в результате которой человек освобождается от вытесненных, травмирующих переживаний. Это разрешение невротического конфликта за счёт воспоминания и переживания когда-то «застрявших» в психике негативных эмоций.

Техника классического психоанализа

Общее представление о технических приёмах можно получить из следующих разъяснений Зигмунда Фрейда:
1. «Я настаиваю на совете укладывать больного на диван, между тем как врач должен занять место позади его так, чтобы больной его не видел... Так как во время слушания я сам отдаюсь течению моих бессознательных мыслей, то не хочу, чтобы выражение моего лица давало пациенту материал для толкования или оказывало влияние на то, что он говорит» (1, гл. «Психоанализ и характер», с. 259).
2. Не следует указывать пациенту, о чём он должен говорить. «В общем безразлично, с какого материала начинать лечение, с истории ли жизни, истории болезни или детских воспоминаний… больному говорят: «Прежде чем я смогу вам что-нибудь сказать, мне нужно многое о вас знать, будьте добры рассказать мне о себе всё, что вы о себе знаете». (1, с. 259).
3. Надо говорить всё. Не существует тайн и нескромности по отношению к третьим лицам. Нельзя скрывать ни имена, ни даты, ничего. Этому требованию «вы должны подчиниться» (1, с. 260).
4. «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие на свою способность запоминать и всецело отдаться «бессознательной памяти» или, выражаясь технически, нужно слушать и не заботиться о том, запоминаешь ли что-либо… Анализируемый часто утверждает, что сделал уже раньше какое-нибудь сообщение, между тем как спокойно, сознавая своё превосходство, можно его уверить, что это сообщение сделано теперь впервые» (1, с. 317).
5. Работа со сновидениями относится к одному из основных методов теории. «После того как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём?» (5, «Толкование сновидений»). В понимании бессознательных потребностей, выраженных в сновидениях, по мнению Зигмунда Фрейда, лежит ключ к пониманию самой проблемы.
6. Когда можно начать давать пациенту необходимые сведения, когда наступает время раскрыть ему тайное значение появляющихся у него мыслей? Не раньше, чем тогда, когда начнёт развиваться процесс перенесения. «Первой целью лечения остаётся привязать больного к лечению и к личности врача. А для этого нужно сделать только одно – дать больному достаточно времени» (1, с. 265).

Область применения теории .
Классический психоанализ не рассчитан на людей старше 50 лет: «Лица в возрасте за 50 лет утратили пластичность душевных процессов, на которые рассчитывает терапия».
Методика неприменима также для лиц, «не обладающим известным образованием и относительно внушающим доверие характером», – писал Фрейд (1, гл. «Методика и техника психоанализа», с. 224). «У меня выработалось правило только условно на срок в одну-две недели принимать больных, которых я мало знаю» (1, с. 248).
Не следует использовать анализ для близких и родных людей: «Что касается обращения с «родственниками», то в этом отношении я сознаюсь в своей полной растерянности и питаю вообще мало доверия к индивидуальному воздействию на них» (1, с. 325).
При неврозах опасно подталкивать человека быть сильнее, чем он на то способен. «Изрядное количество тех, кто теперь спасается в болезни, не выдержит при предполагаемых условиях конфликта, а быстро погибнет или наделает худших бед, чем их собственное невротическое заболевание» (1, с. 238).

Гарантии .
Некоторые пациенты просят освободить их от какого-то одного конкретного симптома, «но они переоценивают при этом избирательную силу анализа. Разумеется, врач-аналитик может многого достичь, но он не в состоянии точно определить, что он сможет сделать» (1, с. 255).
Классический психоанализ является длительным, речь идёт о годах. На вопрос, сколько может продлиться лечение, Фрейд отвечал словами Эзопа: «Чтобы ответить о длине дороги, нужно знать шаг путешественника и скорость его движения» (1, с. 252).
«Я разрешаю каждому оборвать лечение, когда ему заблагорассудится, но не скрываю от него, что прекращение лечения после непродолжительной работы не даст никакого успеха и, как незаконченная операция, легко приведёт его в неудовлетворительное состояние» (1, с. 254).

Критика теории психоанализа

Для многих положений психоанализа не существует способа опровержения в принципе, а стало быть, их нельзя считать научными. «Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки» (Bloom P. Introduction to Psychology) (5).
Философ Лесли Стивенсон, разбирая концепцию Зигмунда Фрейда в книге «Десять теорий о природе человека» (англ. Ten Theories of Human Nature, 1974), обратил внимание на ряд моментов, характерных более для секты, чьи представители «могут без труда в уничижительном ключе проанализировать мотивацию критиков – то есть списать на бессознательное сопротивление любые попытки усомниться в истинности разделяемой ими концепции. По сути, фрейдизм представляет собой замкнутую систему, нейтрализующую любые свидетельства, говорящие о фальсификациях, и может быть воспринят как идеология, принятие которой обязательно для каждого психоаналитика» (3, 5).
«Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» (5).
Если говорить о наиболее известных учениках и сподвижниках Зигмунда Фрейда, таких как , Эрих Фромм, Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, то все они впоследствии отошли от ключевого постулата теории (сексуального фактора как основного мотива для возникновения психических расстройств). Исследование душевного и психического состояния человека было смещено в сторону социально-культурных элементов общества и среды.

Литература:
1. Фрейд, З. По ту сторону удовольствия / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, 2004. – 432с.
2. Берн, Э. Люди, которые играют в игры.
3. Jose, Brunner. Freud and politics of psychoalanysis. – N.J.: Transaction Publishing, 2001.
4. Стивенсон, Лесли. Критическое обсуждение / Десять теорий о природе человека. – СЛОВО/SLOVO, 2004.
5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Фрейд, Зигмунд.
6. Фрейд, З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

Каждому из нас снились необычные, удивительные грезы, которые наутро мы могли припомнить в деталях. Первое, что приходит на ум после пробуждения любому человеку, – посмотреть в толкователе значение увиденного сна.

Один из самых известных сонников разработал основоположник теории психоанализа, австрийский ученый . Психоанализ Фрейд считал единственным инструментом, способным выявить скрытые переживания, тревоги, страхи, находящие выражение в наших сновидениях в довольно причудливых формах.

Так что такое психоанализ? В своей книге «Введение в психоанализ» Фрейд написал о том, что метод направлен на выявление скрытых, подавленных переживаний индивида, которые могут привести к росту внутреннего напряжения, углублению конфликта между составляющими личности, а как следствие – к различного рода психическим расстройствам. Современная психология считает несомненным преимуществом метода психоанализа то, что человек рассматривается как единство противоположностей, находящихся в постоянной борьбе друг с другом.

Немного истории

Судьба Зигмунда Фрейда была довольно непростой. Он родился 6 мая 1856 года в городе Фрайберге, в еврейской семье. Мальчик был амбициозен, мечтал стать министром или генералом. Однако в те времена в Австрийской империи для евреев выбор специальностей был невелик: юриспруденция или врачевание.

Будущий основатель психоанализа поступил в Венский университет и перескакивал с факультета на факультет. Метания Фрейда продлились недолго, вскоре он окончательно выбрал медицину. Фрейд был неординарной личностью: доподлинно известно, что он свободно говорил на восьми языках, состоял в престижных научных сообществах, обладал феноменальной памятью. Фрейд является автором огромного количества научных работ, помимо этого он ввел в медицину термин ДЦП, стал известен как автор революционного подхода к лечению разного рода психических расстройств.

Несмотря на все достижения Фрейда, представители научного сообщества того времени подвергли психоанализ жесткой критике, а многие не стесняясь называли автора метода шарлатаном и сексуально помешанным маньяком.

В биографии психоаналитика есть другие интересные моменты: некоторое время он изучал полезные свойства кокаина, лечил от наркотической зависимости этим веществом, призывал пить небольшое количество порошка, растворенного в воде, для улучшения самочувствия. Известно и то, что Фрейд страдал весьма забавными фобиями: он боялся цифр 6 и 2, папоротников и пистолетов, не смотрел в глаза собеседнику, никогда не дискутировал, считая, что его мнение единственно верное.

Умер Фрейд в возрасте 83 лет от летальной дозы морфия. Он страдал тяжелым недугом, причиной которого было чрезмерное увлечение курением. Многие считают, что психоаналитик прибег к эвтаназии, чтобы избежать сильных болей, сопутствующих этому заболеванию.

Теоретические основы метода

История психоанализа столь же необычна, как и биография ученого, разработавшего этот метод. Работая в Париже под руководством видного психиатра Жана Шарко, Фрейд занимался исследованиями и выявлением причин возникновения неврозов.

Ученый обнаружил, что поведение и поступки человека контролируются не только его сознанием, но и еще некой бессознательной составляющей, вступающей в конфронтацию с установленными обществом нормами и правилами. По мнению Фрейда, это противостояние и приводило к возникновению различного рода расстройств.

Для разработки нового подхода к лечению психических заболеваний Фрейд проводил собственные исследования, а также использовал данные других ученых. Теория психоанализа уникальна, она отлична от остальных направлений тем, что не рассматривает отдельные проблемы человека, а анализирует его как целостную личность. Кратко рассмотрим основные положения психоанализа.

1. Классический психоанализ зиждется на детерминизме биологической составляющей, а именно на постулате о том, что физиологические и сексуальные потребности превалируют над остальными. Современная психология уже не уделяет такой существенной роли этим составляющим.

2. Психический детерминизм говорит о непрерывности душевной жизни человека. Каждый поступок человека имеет скрытый или явный мотив и определяется предшествующими событиями.

3. Выделение трех компонент психической жизни: сознательного, предсознательной составляющей и . Первая компонента – то, что человек переживает, чувствует и думает; предсознательное – средоточие фантазий и желаний; третья – то, что вытесняется из сознания, подавляется внутренним цензором личности. Психология с точки зрения Фрейда должна уделять особое внимание именно этому сложному механизму.

Психоанализ личности – одна из самых интересных разработок ученого. Фрейд выделил три составляющих в структуре личности: Ид, Эго и супер-Эго. Первая составляющая – Ид – есть совокупность уникальных характеристик, заложенных при рождении, это источник энергии и бессознательная часть личности. Вторая часть – Эго – сознательная, постоянно контактирующая с внешней средой. Третья является контролером, вместилищем моральных норм, правил, ограничений, диктуемых цивилизованным обществом.

Техники психоанализа состоят из нескольких этапов: продуцирование, анализ, рабочий альянс. На этапе продуцирования можно выделить такие методы психоанализа, как свободная ассоциация, сопротивление, . Каждый из этих методов имеет свои особенности и область применения.

Первый метод психоанализа использует ассоциации для постижения глубинных бессознательных процессов человеческой психики. Полученные данные анализируются и используются для терапевтического воздействия с целью коррекции поведения человека. Метод предполагает совместную работу пациента и врача над снижением внутренней напряженности.

Процесс постижения причинно-следственных связей, изменение личностных установок, формирование нетипичного вида поведения часто у пациентов встречает негативную реакцию – сопротивление. Этот феномен является общепризнанным и выражается в стремлении не дать установить настоящие источники возникновения проблемы. По мнению Фрейда, такое сопротивление является неосознанным, это следствие попыток воссоздания вытесненных переживаний в сознании.

Третий метод психоанализа предполагает проведение сеансов, в ходе которых пациент озвучивает любые приходящие в голову мысли. Беседуя с психотерапевтом, пациент подсознательно переносит свойства своих родителей на доктора. Успешность работы в этом случае во многом зависит от того, насколько доверительные отношения сложились между лечащим врачом и его подопечным.

Аналитический этап подразделяется на четыре шага: конфронтация, интерпретация, прояснение, проработка. Рабочий альянс предполагает существование между пациентом и психотерапевтом конструктивных и продуктивных отношений, направленных на целенаправленное решение проблем на аналитической стадии. Стоит упомянуть и о методе толкования сновидений, направленном на поиск истины, скрытой за деформированными образами.

Философия психоанализа такова, что этот метод не только является строго научной концепцией, но и используется в терапевтической практике для исцеления душевных недугов пациентов. Фрейд считал, что разработанные им основы психоанализа должны стать бесспорной истиной для всех практикующих специалистов. Анализ бессознательных процессов, протекающих в психике человека, концепция сопротивления и подавления, Эдипова комплекса, полового развития, – вот настоящий предмет исследования любого психотерапевта.

Стоит упомянуть о трудах других авторов, также внесших весомый вклад в развитие теории. Свой аналитический психоанализ разработал, взяв за основу выкладки Фрейда. Второе направление – индивидуальный психоанализ – основал и развил австрийский психолог . Оба ученых сходились во мнении, что превалирование сексуальных побуждений над остальными безосновательно преувеличено, но теория бессознательного действительно имеет серьезную научную основу.

Юнгианский подход наиболее интересен и в качестве движущего мотива рассматривает стремление к власти как способу компенсировать чувство неполноценности. Юнгианский метод рассматривает два типа бессознательного – коллективное и личное. Широко известно деление людей на два типа: экстраверт (направлен вовне) и (сосредоточен в себе).

Современный взгляд на теорию

На современном этапе развития психология имеет довольно разнообразный инструментарий для исследования проблем человеческой психики. Однако несомненным авторитетом пользуется именно психоанализ, основные положения которого претерпели некоторые изменения под влиянием таких видных ученых, как Адлер, Юнг, . Так, меньшее значение стало придаваться побуждениям сексуального характера, было признано безусловное влияние бессознательного на психику человека, появилось понятие коллективного бессознательного.

Современный психоанализ развивается по трем направлениям:

  • Прикладной психоанализ – направлен на решение глобальных социальных задач.
  • Клинический – используется для помощи людям, имеющим психологические проблемы.
  • Теоретический – психология должна развиваться, а для этого нужно вырабатывать новые подходы к решению стоящих перед наукой задач.

Понятие «психоанализ» в психологии неразрывно связано с именем Фрейда, который внес значительный вклад в развитие науки, несмотря на все нападки со стороны приверженцев традиционного подхода того времени. Во многом благодаря трудам этого ученого современная психология вышла далеко за рамки лечения неврозов. Развитие психоанализа привело к появлению многочисленных разновидностей метода, подтвердивших справедливость главного утверждения Фрейда о существовании бессознательного в человеческой психике. Автор: Наталья Кузнецова

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда в краткой форме.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент должен во время сеанса лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, должен находится позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений и уж тем более не оказывало влияние на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.