Структура и функции философии. Философия, ее предмет, структура и функции

Является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит, кто мы такие,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия.

Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.

Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия , немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение.

Философия как система имеет соответствующую структуру .

Обычно принято выделять следующие элементы этой системы:

Учение о деятельности - праксиологию;

В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др.

Философия выполняет в обществе разнообразные функции .

Важнейшие из них следующие:

1. Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

2. Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели.

3. Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины.

4. Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.

Философия - это совокупность взглядов на жизнь, природу, мир и место в них человека. Философия основывается на логике и знании, опирается на четкие понятия и термины. Этим она отличается и религиозного мировоззрения.

Мировоззрение - это взгляд человека на мир и его место в нем. Философское рациональностью, логичностью и теоретической подоплекой. Философия возникла из-за нужды людей в обосновании их существования и существования мира в целом.

Философия зародилась еще во времена Древней Греции, где великие ученые и мыслители задумались о том, кто мы такие и зачем существуем. Платон, например, считал, что истинна доступна только философам, по рождению наделенным чистой душой и широким умом. Аристотель же полагал, что философия должна изучать причины бытия. Таким образом, каждый видел в философии свое, но суть не менялась - знание получают ради самого знания. Предмет философии развивался вместе с миром, развитием науки и техники, изменением духовной жизни. С течением времени образовалось множество научных течений философии, которые охватывают широкий спектр знаний, временные периоды и этапы развития человечества.

Структура философии

Общую структуру философии составляют четыре предметных раздела ее изучения.

1. Теория ценностей (аксиология). Аксиология занимается изучением ценностей как основы человеческого бытия, мотивирующих человека на лучшую жизнь.

2. Бытие (онтология). Онтология объясняет взаимосвязь между миром и человеком, рассматривает структуру и принципы бытия. Структура познания в онтологии меняется в зависимости от времени и эпохи, тенденций в развитии философии, окружающего мира. Является одной из основ метафизики.

3. Познание (гносеология). Гносеология направлена на изучение теории познания, занимается исследованиями и критикой. Рассматривает отношение субъекта познания к объекту познания. Субъект должен обладать разумом и волей, а объект должен быть неподвластным его воле явлением природы или мира.

4. Логика - наука о правильном мышлении. Логика развивается , например, как теория множеств, применяется в математических обоснованиях теорий, описывает термины и понятия (в модальной логике).

5. Этика. Наука о нравственности и морали человека, связывающая поведение человека и окружающий мир. Она изучает саму сущность морали, ее причины и следствия, что ведет к обоснованию нравственной культуры общества.

6. Эстетика - изучает прекрасное, совершенное. Как философская наука она изучает взаимосвязь прекрасного и формирования вкуса у человечества, отношения между человеком и искусством.

Онтология (учение о бытии);

Человек;

Общество.

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

Онтология (учение о бытии);

Гносеология (учение о познании);

Человек;

Общество.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность», etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.(Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уро-вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис-темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко-торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

В состав философии входят:

  • теоретическая философия (систематическая философия);
  • социальная философия;
  • этика;
  • эстетика;
  • логика;
  • история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

  • онтология - учение о бытии;
  • гносеология - учение о познании;
  • диалектика - учение о развитии
  • аксиология (теория ценностей);
  • герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. ()

  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
  • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
  • Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
  • Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
  • Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
  • Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
  • Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:

  • что изучает;
  • как сочетает разум и чувства;
  • каковы средства выражения;
  • что источник;
  • сколь критична;

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.

Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости.

Философия - это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Предмет философии - все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Функции философии:

Мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

Методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

Прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

Критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

Аксиологическая функция (от греч. axios - ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

Социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

Онтологической; гносеологической; аксиологической; праксеологической; антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология - философское учение о бытии и сущем. Гносеология - философское учение о познании. Аксиология - философское учение о ценностях. Праксеология - философское учение о действии. Антропология - философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания - онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.

Основные разделы философии

Основные разделы философии:

1) онтология - мир вцелом, его происхождение и первоосновы

2) гносеология - наука о средствах и методах познаниях.

3) этика - наука о морали, нравственности и должном поведении.

4) эстетика - наука о красоте и искусстве.

5) антропология - наука о развитии, происхождении, природе человека.:

Основные разделы философии

Онтология как раздел философии

Типы логик, определяющих построение онтологии:

1) формальная логика

Tertium non datum - третьего не дано

2) диалектическая логика

Логика диалектическая допускает и А, и неА одновременно

Низкий курс рубля: хорошо или плохо?

3) многозначная (релятивистская логика) - оценивает степень или вероятность от 0 до 1. Зависит от системы отсчета.

4) отрицательная логика - восточная логика (буддизм) - ни то, ни другое.

Эпохе - воздержание осуждения, недвойственность.

Не(А и не А)

Автомобильная авария. Две стратегии объяснить для себя, как это произошло. 1) винят обстоятельства 2) винят себя

Метафизика - считает, что есть в мире что-то абсолютное и неизменное, что не зависит от времени, обстоятельств и субъекта восприятия. Использует формальную логику, считает, что есть абсолютная истина.

Законы математики универсальны. Принципы морали считаются универсальны. Бог. Нирвана.

Causa sui - причина себя.

Корабль Тесея (парадокс)

Релятивизм - все изменяется, все относительно, зависит от времени, места, субъекта восприятия.

Понятие морали - относительно.

Диалектика - мир состоит из противоположностей их борьбы и единства.

Конфуцианство считало, что человек от природы нейтрален - tabula rasa. Воспитание определяет.

Лао Цзы все люди от природы добрые.

Как происходят события в мире? Чему подчиняются, как управляются?

Детерминизм - все обусловлено естественными причинами. Отвечает на вопросы Почему.

Индетерминизм - большинство процессов происходят случайно.

Инверсия магнитного поля земли. Нелинейные уравнения, описывающие нелинейные процессы.

Телеология - телеос - цель, логос - учение - все процессы в мире подчинены высшей цели.

Arbitrium liberum - свобода воли

1) ближе к телеологии: фатализм - учение о том, что все уже предопределено

Стоики: Марк Аврелий и Эпипиктет, Amor fati - любовь к судьбе

Маркс: бытие определяет сознание

2) волюнтаризм (Ницше, американская философия XX века) - все в наших руках и мы самим создаем свою судьбу

3) Макиавелли, Фортуна

Этика как раздел философии

Фильм Конфуций

Золотые правила этика:

2) нравственность

3) должное поведение

Золотое правило этики: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Конфуций

Фалес: что раздражает тебя в других, того не делай сам

Библия: какой мерой меряешь, такой отмерено будет.

Парадокс толерантности:

"у нас обычай - не навязывать своих обычаев"

Правило золотой середины:

Фалес: Ничего сверх меры (храм Аполлона в Дельфах)

Конфуций: имей две крайности, но выбирай середину: альтруист и эгоист, аскет и гедонист, притча ни твердый, ни мягкий.

Онтология

Откуда произошел и из чего состоит мир.

Монизм - все состоит только из одной субстанции. Множественность иллюзорна.

Дуализм - мир состоит из двух первоначал. Материя + форма или идея.

Плюрализм - больше чем две первоосновы.

Гносеология как раздел философии

Основной вопрос гносеологии: Соотношение действительности и восприятия и мышления действительности. Совпадает восприятие и мир.

Агностики - объективная действительность не познаваема

Релятивисты - познание относительно времени и субъекта восприятия

Источники знания

Эмпиризм - Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта.

Априоризм - все знания существуют до опыта. Кант.

Средства познания:

Сенсуализм - все знания от органов чувств. Индукция.

Рационализм - разум - главный источник знаний. Дедукция.

Иррационализм - есть иные источники познания: интуиция, откровение.

Топор пила бревно вилка

Латуральное мышление

4) Основные вопросы философии. Способы их решений

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга;

существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.