Суффиксы рос раст. Корни -раст-, -ращ-, -рос-: правило употребления

Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое предлагается в курсе школьной орфографии, направлено в большей степени на заучивание информации, чем на её логическое и этимологическое объяснение. Дело усложняется, если правило содержит в себе исключения - слова без объяснений для запоминания. Ростовщик Ростислав из Ростова в пальто на вырост - это практически полный перечень слов-исключений из рассматриваемого ниже правила.

Формальное правило. Корни -раст-, -ращ-, -рос-

Правило лаконично дает понять, что орфограмма -о- используется при конечной -с- в корне, в то время как выбор орфограммы -а- отвечает за два варианта: - ст и - щ. Правильный выбор гласной в данном случае - основа для успешного освоения русского языка, поскольку вопрос затрагивает морфему первостепенной важности - корень. На него опирается слово - первый строительный элемент языка.

Почему возникает затруднение в выборе нужной орфограммы? Причина в том, что изменяемая гласная находится в безударном положении, поэтому и возникает необходимость сформулировать для корней (-раст-, -ращ-, -рос-) правило. Однако простое заучивание норм языка не всегда будет успешным, в отличие от логического объяснения, запоминающегося легче.

Исторические особенности

Дело в том, что чередование корней явилось следствием смешения двух языков: древнерусского, дописьменного языка Руси, и старославянского - языка церковных книг. К первому относятся слова с корнем с -о- (подросток, рослый, недоросль), ко второму - с -а (растение, отращивать, произрастать).

В современном языкознании наблюдается тенденция к унификации корня посредством создания общего семантического гнезда с главной орфограммой -а-. В данном случае опорой для усвоения орфограммы будет являться формальное правило. Однако существует предположение, что слова с разными орфограммами в корне являются производными от различных, хотя и однокоренных слов.

Слова с корнем -рос- наиболее близки к форме прошедшего времени глагола “расти”, например “он рос”. Если внимательно посмотреть на всё семантическое гнездо данных слов, то в глаза бросается обилие деепричастий прошедшего времени и существительных со значением уже свершившегося действия (взрослый - кто уже вырос, поросль - уже поросла).

Для корней с фонемой -а- словом-производителем будет являться глагол “расти”: возраст, растение.

Исключения

Однако не всё так просто с корнями -раст-, -ращ-, -рос-: правило затрагивает не все слова с безударной орфограммой в корне, поскольку существуют исключения. Они не очень сложны для запоминания, если разобраться в них более детально. Ростов и Ростислав относятся к категории имен собственных, которые не подчиняются общим законам для имен нарицательных.

Ещё исключения на -рост-, которые можно объяснить логически и через взаимосвязь со словом “рост”: ростовщик (тот, кто дает деньги под процент, то есть "в рост"), на вырост (то есть на будущий больший рост) и росток (молодое растение, которое только начало рост).

Стоит помнить при заучивании не только правописание -раст-, -ращ-, -рос-: правило подходит с формальной стороны. Лишь более детальное и развернутое исследование проблемы даст шанс к нахождению адекватного объяснения интересующего правила. При условии, что запоминаемый материал логически и исторически обоснован, он будет легче восприниматься и закладываться в память.

    Вообще-то, по правилу в этом корне с чередующимися безударными гласными а пишется перед -ст- и -щ-: растение, вырасти, прирастать, отрастать. Исключения: росток, Ростов, Ростислав.

    Буква о пишется, если нет -ст- и -щ-: вырос, оброс, заросли.Исключение: отрасль.

    Правописание гласных А и О в корнях РАСТ - РАЩ и РОС.

    Букву А нужно писать перед согласными СТ и Щ, а перед согласным С пишем букву О.

    Например,

    выращенный - выращенная - выращенное - выращенные, выращивали - выращиваем и т. п. (пишем букву А, потому что перед Щ),

    растение, растили, вырастили, прорастили, возрастной, возраст, подрасти и т. п. (пишем букву А, потому что перед СТ),

    выросли, переросли, заросли, поросль, недоросль и т. п. (пишем букву О, потому что перед С).

    Есть и слова-исключения, правописание гласных в которых нужно просто запомнить, так как они не подчиняются правилу выше (см. картинку ниже):

    Как вариант: растение, возраст

    проросли, выросли

    пророщенный.

    Слов с чередующимися гласными на правило раст - рос - ращ достаточно много в русском языке. Известны слова

    растение и возраст, но росточек.

    Правило простое, при внимательном прочтении и выполнении нескольких упражнений определить, какую гласную писать не составит труда.

    Примеры слов с корнем РАСТ:

    Растаем, прирастаем, вырастать, растение, возраст, вырастить, подрастающий, разрастись, нарастание, растительность, возрастной.

    Примеры слов с корнем РОС:

    Заросли, росла, выросла, выросший, срослось, недоросль, перерос, приросли.

    Примеры слов с корнем РАЩ:

    Сращивание, отращивать, выращивать, наращивание, заращивать, выращенный.

    Что бы не путаться какую нужно писать гласную в корне, запоминаем правило:

    Гласную А - пишем перед СТ, Щ

    Гласную О - пишем в остальных случаях

    Есть слова исключения, которые нужно запомнить: ростовщик, отрасль, росток, Ростов, Ростислав.

    Корень -раст- в таких словах: растение, возраст, возрастание, вырастить, нарастить, растущий, дикорастущий, разрастись, возрастающий, возрастной, растительность, взрастить..

    Корень -рос- в таких словах: заросли, выросли, поросль, недоросль, рос, подрос, выросший, переросший...

    Корень -ращ- в таких словах: наращивание, проращивать, сращивать, выращивать, ращу, взращенный...

    Корень -раст-

    Раст-ет, -раст-ение, -раст-ить, -раст-ил, вы-раст-ил - все слова происходят от слова растение.

    Корень -рос-

    Рос-ток, по-рос-ль, вы-рос-, -рос-товщик, -Рос-тов, -рос-а, с-рос-лись.

    Корень -ращ-

    вы-ращ-ивать, с-ращ-ивать, на-ращ-вивать - все слова происходят от слова ращу.

    Корни -раст- и -рощ- относятся к правилу чередования гласных с -а-а на -о- и наоборот. Правило гласит: буква -о- пишется в корне слова перед всеми согласными, кроме -ст- и -щ-щ. Перед -ст-, -щ- пишется буква -а-. Из этого правила и происходит два схожих корня, несущих один смысл -рас-, -раст-, -рощ-. Пример: вырАщивать, вырОс.

    Раст: вырастили, растение, возраст, растить, растущий

    Рос: рослый, росток, подросток, вырос, заросли, зарос

    Ращ: выращу, выращивание, взращу, приращивание, наращивание

    Вот только некоторые примеры слов с этими корнями. Остальные слова можно найти в интернете

    Не всегда можно проверить безударный гласный в корне слова. Это нельзя сделать в случае чередования гласных о//а, как, например, в корне раст-/ращ-/рос- .

    Примеры слов с корнем раст-/ращ- :

    растение, расти, растет, растущий, прирастет, растениеводство, пышная растительность, растительное масло, отрасти, отращнная борода, зарасти, правильно заращенный, вовремя прорасти, прорастать, проращенное зерно, подрастать, подрасти, подрастающее поколение, взрастить, взращнный, нарасти, нарастить, нарастающий, прирасти, прирастить, приращнный, срастаться, дорасти до полки, выращивать, выращенный.

    Примеры слов с корнем рос-:

    водоросли, водорослевый, поросль, порослевый, росла, подросли, наросла, приросла, проросла, отросли, срослись, доросла до крыши, выросла быстро.

    Запомним написание слов-исключений : росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик и производных слов - отраслевой, ростковый, заросток, проросток, подростковый, ростовщица, ростовский и пр.

    В корне с орфограммой Чередующиеся гласные в корне раст-// -рос-//-ращ- перед ст пишется буква а, перед с - буква о, перед щ - буква а.

    Примеры слов с корнем -раст -

    • раст ение,
    • расти,
    • подрастать,
    • взрастить,
    • возрастать
    • возраст.

    Примеры слов с корнем -рос -

    • выросли,
    • поросль,
    • подрос,
    • заросли.

    Примеры слов с корнем -ращ -

    • наращивать,
    • выращивать,
    • взращивать.

    Необходимо помнить об исключениях : росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

    раст - возраст,

    раст - возрастание,

    раст - вырастить,

    раст - растущий.

    рос - заросли,

    рос - выросли,

    рос - поросль,

    рос - подрос,

    рос - выросший.

    ращ - наращивание,

    ращ - проращивать,

    ращ - сращивать,

    • запомнить чередование гласных в корнях – раст-ращ-рос;
    • распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях – раст-ращ-рос;
    • уметь обосновывать выбор гласных в этих корнях.

    Ход урока

    1. Слово учителя . Сегодня мы с вами знакомимся с необычными корнями. Почему необычными? Потому что, во-первых, они связаны с жизнью, а во-вторых, гласные в этих корнях все время меняются, и называются они чередующимися. Предоставляю вашему вниманию 3 предложения:

    А) «Выро сла моя девочка!»– ласково сказала мама.
    Б) Из доброго семечка выра стает добрая яблонька.
    В) Выра щенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.

    – Назовите, пожалуйста, корни в словах выросла, вырастает, выращенные. Да, это и есть корни жизни!

    2. Познакомимся с правилом их написания в учебнике, рассмотрим таблицу (параграф 85, стр.178)

    3. А теперь я хочу предложить вам еще несколько интересных словосочетаний:

    А) ро сток розы
    Б) город Ро стов
    В) мальчик по имени Ро стислав
    Г) жадный ро стовщик (объяснить лексическое значение слова ростовщик – человек, который дает деньги под проценты, то есть в «рост»)
    Д) отра сли промышленности (отрасль – это отдельная область науки, производства)

    – Что необычного вы заметили? Да, почему же в словах росток, Ростов, Ростислав пишется в корне буква О? А в слове отрасль буква А? Ведь мы же говорили о корнях – раст-ращ-рос-? Да потому что это слова-исключения. Давайте запишем их и постараемся запомнить!

    4. А теперь небольшая тренировка (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне):

    Листья ра стения, молодая поро сль, ро сток розы, разра стаются розы. Отра сль промышленности, морские водоро сли, выра щивание молодняка, заро сли камыша, город Ро стов.

    5. Тренировку мы с вами провели, немного устали, и нам нужно отдохнуть. Я называю слова, и если в корне слова будет буква А, то вы поднимаете руки вверх, а если буква О, то опускаете голову вниз:

    Расти, растительность, волосы отросли, растения, росточек, взрастить, заросли, подрастать, отрасль, водоросли, произрастать, выращенный.

    6. А теперь сосредоточимся – нам предстоит решить грамматическую задачу.

    Задание: найдите «лишнее» слово. Объясните правописание всех слов.

    Выр…сли, ор…сили, отр…сль.
    Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.

    7. – Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня.

    – Я знаю, что скоро растаю.

    Лишь только увижу веселую стаю,

    Растаю, по камням звеня.

    Вопрос: каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю– растаю?

    8. И заключительный этап нашего урока – самостоятельная работа. Запишем одно интересное предложение:

    Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю, и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное деревце.

    9. Подытожим урок! Вот вы и познакомились с «корнями жизни». Назовите их еще раз! А самое главное – не ошибайтесь в их написании и помните про слова-исключения!

    10. Домашнее задание (самостоятельный выбор учащихся)

    Вариант 1: упр.441(учебник)
    Вариант 2:
    придумать предложения со всеми словами-исключениями.
    Вариант 3: сочинение-миниатюра на тему «Морская жизнь» с использованием «корней жизни»!

    Цели и задачи:

    • закрепить правило правописания корней –раст-, -ращ-, -рос-; повторить правописание корней –лаг-, -лож-; правописание корней с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой, навык по написанию слов с указанными корнями;
    • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
    • воспитывать любовь к природе, интерес к русскому языку.

    Оборудование:

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Скоро растает снег, реки освободятся ото льда, можно будет пускать кораблики. Сегодня мы снова отправимся в страну Слов в гости к известной нам Совунье и вместе с ней совершим речное путешествие. Во время путешествия повторим корни с чередующейся гласной и правописание корней с безударной гласной. (слайд 1)

    2. Проверка домашнего задания.

    Прежде чем отправиться в путь, проверим, всё ли мы выполнили дома.

    Проводится разноуровневая проверка домашнего задания.

    • 1 группа учащихся выполняет самостоятельную работу на карточке по словам из домашней работы: выписать в колонки слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне.
    • 2 группа учащихся на карточке вставляет пропущенные гласные в тех же корнях.

    Затем осуществляется совместная проверка.

    Устный опрос:

    От чего зависит написание гласных в корнях –лаг-, -лож-? В корнях –раст-, -ращ-, -рос-?

    Как проверить безударную гласную в корне слова?

    Можно ли проверять корни с чередующейся гласной ударением? Почему?

    3. Закрепление.

    1) -Мы отправляемся в путешествие по реке Грамматике. Обратите внимание, какая прозрачная вода. Какие растения можно увидеть на дне? (слайд 2)

    (водоросли)

    Какие корни встречаются в этом слове?

    Вставьте буквы и объясните их написание (на интерактивной доске).

    чистой воде можно увидеть заросли водорослей.)

    Что растет по берегам реки? (слайд 3)

    (камыш, рогоз)

    Обратите внимание, как пишется слово рогоз . Объясните орфограмму в слове камыш.

    Составьте и запишите предложение с этим словом.

    (У берега растет высокий камыш.)

    Какой корень с чередующейся гласной нам встретился? Объясните его правописание.

    2) - После того как мы заглянули в глубину реки, осмотрели берега, теперь оглянемся вокруг.

    Что растет на берегу? (слайд 4)

    (яблонька)

    Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька” (слайд 5).

    Учащийся читает стихотворение.

    Р_сти, р_сти яблонька
    Подр_стай!
    Цв_ти, цв_ти яблонька
    Расцв_тай!
    З_лотое солнышко,
    Жарче грей!
    Выр_стайте яблоки
    Поскорей!
    Р_сла, р_сла яблонька
    Подр_сла.
    Цв_ла, цв_ла яблонька
    Отцв_ла.
    Отр_хнула яблонька
    Свой наряд,
    И поспели яблоки
    Для ребят.

    Вставьте пропущенные буквы и запятые, объясните орфограммы.

    Над какими орфограммами работали?

    Спишите только те предложения, где встречаются корни с чередующейся гласной. Выделите их, обозначьте орфограмму.

    3) - Полюбовались мы на яблоньку, теперь можно плыть дальше. Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах? (слайд 6)

    (бутылка)

    А в бутылке спрятано письмо. Интересно, что же в этом письме? (слайд 7)

    Это письмо от ребят. Прочитаем его.

    Сад вырос.

    У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.

    Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.

    Действительно, чтобы вырастить хороший сад, надо много трудиться. А чтобы запомнить, как это делать, мы поработаем с текстом.

    Где находился садик? Кто его вырастил?

    Как двор выглядел сначала?

    Что предприняли ребята, чтобы двор изменился?

    Как разрастался сад?

    Найдите слова, в которых встречаются корни с чередующейся гласной. Назовите корни.

    (вырастили, росла, выращивать, ростки, растение, росли, подрастали, растет)

    Ещё раз прочитаем текст и перескажем, запоминая, где какое слово стоит.

    Но это не простые камни, а грамматические. Под каждым камнем скрывается слово.

    Распределите эти слова в 2 колонки: корни с чередующейся гласной и корни с безударной гласной.

    (бережок, положил, течение, река, растет, располагаться, садовый, вырос)

    Проверим, правильно ли мы распределили слова.

    5) Камни убраны, можно отправляться домой. Посмотрите, нас встречает Совунья. (слайд 9). Она что-то хочет спросить.

    4. Итог урока.

    С какими преградами-орфограммами вы сегодня встретились? Можно ли проверять чередующуюся гласную в корне слова ударением?

    Вы хорошо сегодня поработали.

    5. Домашнее задание.

    Выполнить работу на карточке. (слайд 10)

    МОУ Саранинская СОШ

    Урок русского языка в 5классе

    с использованием ИКТ

    на тему «Правописание корней раст/ ращ/ рос».

    Цели урока :

    1. Научить учащихся применять способ действия при выборе гласных

    о – а в корнях раст/ращ/рос.

    2. Формировать познавательный интерес учащихся через разнообразные формы учебной деятельности .

    Ход урока.

    I. Организационный этап .

    II. Повторение.

    На доске (можно на интерактивной) записаны слова с пропущенными гласными на правописание корней лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить.

    Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

    Вывод: в каких корнях пищется гласная а, в каких – о?

    Рассказать правило по таблице.

    VI. Проверочная работа с помощью матриц. Слова записаны на доске.

    Задание: прописать под соответствующими номерами только букву а

    1. р…стительность

    2. взр…щенный

    3. выр…сла

    4. подр…стает

    6. вр…сли

    7. прор…сти

    8. пор…сль

    9. р…сток

    10. выр…стим

    VII. Подведение итогов урока .

    Что нового мы узнали на уроке?

    Чему научились?

    Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

    Что можем сказать принцессе Орфографии?

    VIII. Домашнее задание:

    1. Выучить правило стр.178 (орфограмма № 13)

    2. Выполнить упражнение 441.

    учитель русского языка

    МОУ Саранинская СОШ

    с использованием ИКТ

    на тему: «Буквы о - е после шипящих на конце наречий».

    Тип урока: изучение новой темы.

    Цели урока:

    1. Изучить способ действия при выборе написания о-е после шипящих на конце наречий.

    2. Работать над развитием коммуникативных навыков учащихся.

    3. Формировать познавательный интерес учащихся через активные формы учебной деятельности.

    Ход урока.

    I. Организационный этап.

    II . Повторение.

    1. На доске текст (можно на интерактивной):

    Люблю май и терпеливо жду его в январскую стужу, в февральские метели, в апрельское половодье. Но май всегда приходит неожиданно. Звонко зажурчат ручьи, буйно зацветет сирень в моем саду. Май весь в цвету!

    Задания учащимся:

    Прочитайте текст.

    Изменилось ваше настроение? Почему?

    Назовите наречия, которые встречаются в тексте.

    По каким признакам вы определили, что это наречия?

    2. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее» (на интерактивной доске). Способ действия: вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, найди лишнее слово, расскажи правило.

    · Солнц…м, встреч…й, ландыш…м, луч…м.

    · Свинц…вый, ландыш…вый, парч…вое, камыш…вые.

    Сформулируйте общее правило.

    Таким образом, мы определили основные условия выбора этой орфограммы: часть речи , морфема, ударение.

    III . Определение цели урока.

    Как вы думаете, почему для игры использовались слова именно с этими орфограммами?

    Какую тему мы должны изучить на уроке?

    Какая проблема стоит теперь перед нами?

    IV. Изучение новой темы.

    1.Начнем с наблюдения. Но доске примеры:

    ГОРЯЧ…

    ПЕВУЧ…

    Вопросы и задания учащимся:

    К каким частям речи относятся слова?

    В каких морфемах пропущены буквы?

    Какие гласные нужно написать на конце наречий?

    После каких согласных пишутся гласные о и е?

    Сформулируйте правило.

    2. Чтение правила по учебнику.

    Что показалось знакомым?

    Что нового появилось в правиле правописания наречий?

    3. Вывешивается таблица.

    Расскажите правило по таблице.

    V. Тренировочные упражнения.

    1. Упражнение 212 самостоятельно

    В каких наречиях вы написали букву о после шипящих? По какому правилу?

    Что нужно запомнить о наречии ещё ?

    Какое правило мы изучили на сегодняшнем уроке?

    Сформулируйте общее правило правописания существительных, прилагательных, наречий.

    VI. Проверочная работа.

    На доске слова (можно на интерактивной).

    О или е?

    1. больш…й

    2. пейзаж…м

    3. похож…

    4. манящ…

    5. хорош…

    6. сердц…м

    7. свеж…

    8. ещ…

    9. роднич…к

    10. свеч..й

    11. общ…

    12. о лучш…м

    13. зайч…нок

    14. скрипуч…

    Заполняются перфокарты и сдаются учителю на проверку.

    Ответы: О – 1, 5, 7, 9,10,11, 13

    Каким правилом пользовались, выполняя задание?

    Какое слово является исключением?

    VII . Домашнее задание.

    1. Выучить правило.

    VIII . Работа по развитию речи.

    Вспомним еще раз цветущий май. Рассмотрите картины «Сирень» и саранинской художницы Н. Наумовой.

    Выберите одну из картин и сочините миниатюру, используя наречия (на доске):свежо, ещё, хорошо, благоухающе, кипуче. волнующе, маняще, освежающе, зовуще.

    А музыка поможет создать весеннее настроение.

    Звучит пьеса «Белые ночи».

    Учащиеся читают миниатюры.

    Какую роль выполняют наречия в тексте?

    Какое правило правописания наречий использовали в творческой работе?