Проект «Аварийно-спасательные формирования МЧС. История создания мчс россии Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №117»

г. Воронеж

Конспект НОД старшей группы

«ОБЖ.Служба МЧС.Профессия спасатель»

воспитателя

Постниковой Е. И.

Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», “Физическое развитие”.

Цель: познакомить с деятельностью МЧС России. Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные:

    знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;

    формировать умения устанавливать элементарные причинно - следственные связи;

    расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

    способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;

    развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

    формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;

Воспитательные:

    воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;

    воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь;

    воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Практические :

    прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Методические приёмы:

Материал и оборудование :

плакат по ОБЖ, иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России, карточки с изображением опасных ситуаций, видеофильм «Визитная карточка МЧС России»,аудиозаписи, телевизор, телефон, два пластмассовых ведёрка, «кошкин дом» из фанеры, мягкие модули, счётные палочки, цифры, мяч, схема для конструирования из модулей, костюм Незнайки, манка, спирт, краски, клей, кисточки, одноразовые тарелки, влажные салфетки, распечатанные изображения символа МЧС.

Методы обучения:

    Словесные: беседа, высказывание предположений, составление рассказа.

    Наглядные: рассматривание схематических картинок, просмотр видеофильма.

    Практические: аппликация нетрадиционным способом - манкой.

Словарь: спасатель, чрезвычайные ситуации.

Предварительная работа:

    Просмотр развивающих мульфильмов: «Смешарики.Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы.Азбука Безопасности», Видеоролики с сюжетами о аботе спасателей.

    Беседы о правилах безопасного поведения на улице и дома.

    Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»; Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; К. Чуковский «Айболит».К . Чуковский «Телефон».

    Прослушивание аудио записей: «Марш пожарных», «Гимн парням МЧС», «МЧС России», сл. О. Абакумовой, муз. Л. Смараковой

Ход занятия:

Вбегает Незнайка:

Незнайка: - Ребята, ребята! Ой,Ой,Ой! Помогите! В Цветочном городе беда!

Воспитатель: - Незнайка, что случилось?

Незнайка: - Не знаю. Я забыл!

Воспитатель: - Как же мы тебе поможем? Ребята, подойдём к столу и выберем карточки с опасными ситуациями. Может быть Незнайка вспомнит, что случилось в Цветочном городе.

Дидактическая игра «Опасные ситуации».

Ход игры: дети выбирают карточки на которых изображены опасные ситуации. Рассказывают в чём состоит опасность. Какие службы необходимо вызвать. Выбирают циры и составляют номера телефонов: 01- пожарная служба, 02-полилиция, 03-скорая помощь, 04-служба газа.

Воспитатель: -Незнайка, ты вспомнил,что произошло в Цветочном городе?

Незнайка: - Нет! Ой,Ой, Ой! Что же делать?

Воспитатель: - Ребята, у Незнайки случилась «чрезвычайная» ситуация. Как вы думаете, что означает слово «чрезвычайные»?

Ответы детей. (необычные, опасные, страшные).

Воспитатель : - В таких случаях необхоимо вызывать Единую службу спасения. Есть целое Министерство чрезвычайных ситуаций. Сейчас мы посмотрим видеофильм о службе МЧС и о профессии спасатель.

Просмотр видеоролика «Визитная карточка» службы МЧС России».

Воспитатель: - Профессия спасатель - это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя -уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки..

Воспитатель : -Каким должен быть спасатель?

Словесная игра «Скажи наоборот».

Ход игры: дети называют качества какими должен обладать спасатель и называют противоположные значения (какими качествами обладать не должен):

сильный, выносливый - слабый;

смелый,мужественный,безстрашный,отважный - трусливый;

быстрый - медленный;

умнымый,знающий - глупый;

ответственный- безответственный;

уверенный-неуверенный.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас хотел бы стать спасателем когда вырастет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда давайте тренироваться.

Подвижная игра-эстафета.

Ход игры: дети делятся на две команды.

Первое задание: участники должны «потушить Кошкин дом» (с ведёрком добежать, не задевая кегли, до импровизированного домика. «потушить его», вернуться к своей команде и передать ведёрко следующему игроку.

Второе задание: команды должны собрать «разрушенный Теремок»(по образцу построить конструкцию из мягких модулей.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Все справились с заданием. Трудная работа у спасателей и очень ответственная. Нужно не только быть быстрым и ловким, но и уметь работать в команде.

Воспитатель: - Кто из вас знает как вызвать службу спасения? Какой номер нужно набрать? Что сказать? Сначала надо набрать номер 112, рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия. Потом надо назвать свое имя, фамилию, отчество.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: - Чтобы запомнить этот номер, вам надо выложить цифры 112 из счётных палочек. Зная этот номер вы можете спасти жизнь, но никогда не балуйтесь этим номером, ведь пока диспетчер занят вашим звонком, кто-то другой, попавший в беду, не сможет дозвониться.

Дидактическая игра «Выложи цифры».

Ход игры: дети выкладывают из счётных палочек цифры 112.

Воспитатель: - Но беду, ребята, легче предупредить, чем потом исправить. Одним из направлений работы службы МЧС является предупреждение чрезвычайных ситуаций. Каждый должен знать основы безопасности жизнедеятельности. Сейчас я проверю ваши знания.

Дидактическая игра «Да-Нет»(с мячом.)

Ход игры: на вопрос с ответом «да» дети мяч ловят, на вопрос с ответом «нет»-мяч отбивают.

-Можно п ользоваться повреждёнными розетками?

-Нужно к ричать и звать на помощь взрослых, если вы чуствуете опасность?

-Можно о ставлять без присмотра включённые электроприборы?

-Можно и грать спичками?

-Нужно д вигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено?

-Можно о ставлять не затушенные костры в лесу?

-Можно п оджигать сухую траву, тополиный пух?

- Нужно в случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану?

-Можно детям есть грибы?

-Нужно в ывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр?

-Можно убегать, если на вас бросилась собака?

Можно, тушить электроприборы водой?

Воспитатель: - Ребята, а у спасателей есть сивол Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны-голубой треугольник в круге оранжевого цвета. Большая эмблема представляет собой изображение двухглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Давайте подойдём к столу и сделаем аппликацию из окрашенной манки «Эмблема МЧС».

Ход аппликации:

1.Дети добавляют в первую ёмкость с манкой небольшое колличество спирта и гуаши синего цвета, перемешивают, чтобы манка равномерно окрасилась.

2.В отдельной палитре смешивают краску красного и жёлтого цвета, перемешивают, чтобы добиться оранжевого оттенка.

3.Добавляют во вторую ёмкость с манкой спирт и оранжевую краску, хорошо перемешивают.

4.Намазывают клеем распечатку эмблемы и посыпают манкой соответствующего цвета. Белую Звезду посыпают неокрашенной манкой.

Незнайка: - Ребята, я вспомнил! Знайка потерял ключи и мы не можем попасть домой.

Воспитатель: - Незнайка,тогда вам надо вызывать МЧС. Даже в таких ситуациях спасатели придут на помощь.

И запомни:

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам костра не разжигай

И другим не позволяй. Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор и утюг

Пусть включает только взрослый

Наш надёжный старший друг. Быть нельзя огню вблизи

Там, где смазка, газ, бензин

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно»!

Если же стряслась беда

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда

Действовать умело!

Если близко телефон

И тебе доступен он

Нужно 01 набрать

И пожарников позвать! Если слаб огонь, скорей Кружкою воды залей

Сыпь песок, брось одеяло

Чтобы всё не запылало

Победить огонь сумей

Докажи, что ты сильней!

Если же большой огонь

Дымом всё объято

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам

И на помощь поскорей Ты зови, зови людей

Твёрдо запомните правила эти.

Будьте с огнём осторожны,

Все дети!

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какие правила безопасности будете соблюдать? Что никогда не будете делать?

Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

До свидания Незнайка. Беги скорее в Цветочный город и звони по номеру 112.

Незнайка: - До свидания ребята.

Проект в подготовительной группе

«МЧС – России»

Актуальность.

Нам хотелось донести до детей значимость работы, которую выполняют спасатели, расширить кругозор детей. Познакомить с тем, что профессия спасателя включает в себя много специальностей и люди этой профессии обладают важными качествами: дисциплинированность, смелость, самоотверженность, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, чувство товарищества. Наша задача в дошкольном возрасте заложить основы нравственного воспитания: чувство ответственности и сопереживания, чувство товарищества и взаимовыручки. Сформировать у детей желание физически совершенствоваться, знать правила безопасного поведения, уметь соблюдать и применять их в жизни.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы № 3 и воспитатели группы.

Цель : познакомить детей с особенностями профессии – спасатель МЧС.

Задачи:

1. Познакомить детей со специальностями профессии – спасатель МЧС. С содержанием их работы, необходимости и важности труда спасателя МЧС.

2. Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, воспитывать навыки личной безопасности.

3. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

4. Развивать познавательную и речевую активность, мышление, коммуникативные навыки, интерес к профессии спасателя МЧС.

5. Воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

6.Спобствовать формированию мужества, смелости, любви к Родине.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обогащение знаний детей о работе МЧС.

2. Понимание детьми необходимости и важности труда спасателя МЧС.

3.Знание правил безопасного поведения и умение правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.

4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Службы спасения».

5. Развитие у детей познавательной и речевой активности, мышления, коммуникативных навыков, обогащение словаря.

План реализации проекта

1этап – подготовительный:

Подбор литературы, иллюстраций по данной теме;

Подбор форм образовательной организованной деятельности с детьми, родителями;

Составление перспективного плана;

Создание развивающей среды;

2 этап – практический (реализация проекта):

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о работе спасателей;

ООД, беседы, экскурсии, спортивные соревнования;

Детское творчество, чтение художественной литературы;

Взаимодействие с родителями.

3 этап – завершающий:

Обобщение результатов работы, их анализ;

Презентация «МЧС»;

Фото отчет.

Взаимодействие с родителями:

Реализация проекта

Познавательное развитие

Просмотр презентации для детей «Профессия - Спасатель»; «Самая трудная и загадочная профессия- спасатель МЧС»

Беседа с элементами проблемных ситуаций «Огонь – наш друг или враг? »

Встреча с интересным человеком - выступление сотрудника МЧС Ушаков Виктор Сергеевич «Наша служба и опасна и трудна».

Экскурсия по детскому саду « Противопожарная безопасность детского сада»;

Речевое развитие

Составление рассказов «Все профессии нужны, все профессии важны» (с использованием схем);

Беседы: «Важные телефонные номера», «Пожароопасные предметы».

Художественно- эстетическое развитие

Лепка сюжетная коллективная «Пожарные спешат на помощь»;

Аппликация «Пожарный»;

Рисование сюжетное « Один день из жизни спасателя»;

Чтение художественной литературы: С.Маршак «Пожар», С.Маршак «Кошкин дом».

Вечер загадок «Предметы бывают разные: опасные и безопасные».

Физическое развитие

Спортивные соревнования «Юные спасатели» с детьми подготовительной группы №3.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Наглядная информация « Правила безопасного поведения дошкольников».

Предварительный просмотр:

Очередная встреча работника МЧС

с воспитанниками ДОУ

Встречи работников МЧС с детьми детского сада уже стали традиционными. Сотрудник пожарной охраны проводит мероприятия, главная цель которых обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации и научить их осторожности.

Пожарный приготовил для воспитанников детского сада интересное и познавательное мероприятие по основам безопасности. С детьми состоялась увлекательная беседа, в которой сотрудник МЧС рассказал им правила пожарной безопасности. Ребятам объяснили, почему "спички - детям не игрушка", что игра с огнем опасна, и огонь без присмотра может превратиться в жестокого врага человека, принося беды и несчастья.

Рассказал о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы предотвратить возникновение пожара, и как следует себя вести, если случился пожар. Также напомнил детям номера экстренных служб.

Сотрудник МЧС задавал ребятам различные вопросы: "В каких домашних предметах таится могучий Огонь? А что же такое огонь? Кто он для людей - друг или враг? И почему? После ответов ребят сотрудник отдела надзорной деятельности привел трагические примеры пожаров из-за беспечного и халатного отношения людей к требованиям пожарной безопасности.

В ходе встречи были задействованы различные объекты предметно-пространственной среды ДОУ: это и стенд "Безопасности", и уголки безопасности групп, и настоящие объекты и средства пожаротушения. Наглядные пособия, возможность прикоснуться к настоящим предметам, которыми тушат пожар, способствовали более глубокому осознанию детьми норм и правил безопасности.

В конце мероприятия воспитанники детского сада без особого труда уже сами рассказывали пожарному все основные правила пожарной безопасности.

Партнёрские отношения со службой МЧС - гарантия безопасности жизнедеятельности ДОУ.


Бытовой травматизм - самый распространенный, и причина его в большинстве случаев - невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т.п. Оставляя ребенка одного дома, нужно учить его самостоятельно определять степень опасности. Расскажите детям, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом - порезаться, а кипятком - ошпариться.

Из всевозможных травм улично-транспортная одна из самых опасных. Ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения. Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению. Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок был заметен на дороге в тёмное время суток. Чтобы сделать ребёнка заметным на дороге, необходимо использовать светоотражающие элементы на одежде. Для этих целей подходят светоотражающие элементы: стикеры, фликеры-подсветки, фликеры-браслеты. Наиболее заметными являются фликеры белого или лимонно-жёлтого сета. Чтобы ребёнок был заметен даже издалека, рекомендуется размещать светоотражающие элементы на верхней одежде со всех сторон, в том числе на рукавах.

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Кроме того, ребенок должен знать и основные правила пожарной безопасности. О том, что нельзя играть со спичками и зажигалками, нельзя оставлять без присмотра электроприборы и т.д.

Нельзя забывать и о безопасности на воде. Уважаемые родители, не отпускайте детей к водоёмам без сопровождения взрослых.

Также очень важно для взрослых самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.

Обязательно расскажите ребенку о телефонах экстренных служб, позвонив по которым ребенок, попавший в сложную ситуацию, будет сориентирован специалистом службы спасения о дальнейших правильных действиях. Такой список телефонов должен лежать в доме на видном месте. А еще лучше выучить наизусть телефоны – служба спасения - «01» «101 », а с сотового телефона существует единый для всех абонентов сотовой связи номер - «112» .

Полезную информацию в понятной и адаптированной для ребенка и подростка форме Вы можете получить на сайте

«Обучение населения в области ГО» - Практическая разработка основных документов по подготовке. Организация и проведение учений и тренировок. Виды и периодичность учений. Учетные документы. Состояние обучения населения. Подготовка и проведение учений. Нормативно-правовое регулирование по обучению населения. Нормативно-правовое регулирование.

«Функционирование РСЧС» - Принципы защиты населения. Подготовка населения. Уровни РСЧС. Создание специального механизма. Законодательство РФ в области защиты населения. Обстоятельства, послужившие основанием для введения режима. Задачи РСЧС. ФЗ «О безопасности». Законодательство РФ. Полномочия органов власти. О защите населения и территорий.

«Задачи гражданской обороны» - Совет Народных Комиссаров. Гражданская оборона. Система мер. История создания гражданской обороны. Государственный комитет по делам гражданской обороны. Зенитная установка. Землетрясение в Армении. Жизни многих миллионов граждан. Военное время. Проблемы защиты населения. Авария на Чернобыльской АЭС.

«Гражданская оборона РФ» - Задачи ГО. Гражданская оборона. Положение о противовоздушной обороне. Территория. Служба ГО. МПВО была преобразована в гражданскую оборону. Система мероприятий. Закон «О гражданской обороне». Гражданская оборона в ОУ. Определение ГО. Руководство гражданской обороной. Силы ГО.

«Гражданская оборона России» - Действия населения. Система защиты населения. 4 октября. Подразделения противовоздушной обороны. Сигналы оповещения ГО. Гражданской обороне России 81 год. Эвакуация детей. Обучение населения способам защиты. Должность министра Российской Федерации. Гарантия. Гражданская оборона. Министр Российской Федерации по делам ГО.

«Организация гражданской обороны» - Принципы организации. Организационная структура гражданской обороны. Силы и средства. Реализация мероприятий по защите населения. Режимы функционирования РСЧС. Задачи гражданской обороны. Роль и место гражданской обороны. Правое регулирование. Степени готовности гражданской обороны. Этапы развития гражданской обороны.

Всего в теме 21 презентация

Федеральное агентство по образованию

Воркутинский филиал

Сыктывкарского государственного университета

Финансово – экономический факультет

Реферат

по дисциплине: «Безопасность Жизнедеятельности»

Тема: «МЧС России»

Выполнил: студент 1 курса

Финансово-экономического факультета

д/о группа № 4159

Рябова М. И.

Проверил: преподаватель

Катаева С.А.

Введение 3

1.МЧС и его история создания 4

2.Структура МЧС России 5

3.Роль и задачи МЧС России 9

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Из года в год в Российской Федерации происходит достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера: страдают, гибнут люди, наносится большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов - социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов не принесла. И только создание Госкомитета РФ а затем и МЧС РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения - для участия в подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во Владивосток - для ликвидации последствий подобного происшествия на складах боеприпасов Тихоокеанского флота.

Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в Мордовии, Иркутской области и Республике Коми, наводнениями в Бурятии, Приморском крае, землетрясениями на Курильских островах и острове Сахалин. Особого упоминания заслуживает практическая деятельность МЧС России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной помощи.

1.МЧС и его история создания

Для начала расшифруем аббревиатуру МЧС. МЧС это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На международной арене известно как EMERCOM of Russia (Emergency Control Ministry of Russia)

Многие люди не знают даже историю создания МЧС, а ведь официальной датой создания является 27 декабря 1990 года. Тогда был образован Российский корпус спасателей (РКС). Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС)

Позже, 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

30 сентября 1992 года, Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

И 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его возглавил новое министр Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время.

2.Структура МЧС России

Деятельность МЧС России – МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов.

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

    создание единой нормативно-правовой базы системы;

    развитие системы управления и укрепление ее органов;

    усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;

    укрепление сил системы;

    совершенствование материальной базы системы;

    повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

    расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Основные элементы структуры РСЧС – состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

    Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.

    Региональный . Охватывает территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС

    Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Местный . Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления.

    Объектовый . Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика ни была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

3.Роль и задачи МЧС России

Возложенные на МЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

    предупреждение возникновения ЧС;

    снижение потерь и ущерба от ЧС;

    ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. В общем, МЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Основные задачи МЧС России

    разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения.

    руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;

    обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях(РСЧС);

    организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;

    руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

    координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

    организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;

    координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

    организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;

    организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;

    осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

    координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;

    организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;

    организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;

    организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;

    определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;

    рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;

    организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;

    координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;

    осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

    осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

Заключение

Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.

Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других населенных пунктов.

На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области.

Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться.

Список литературы

    Электронная энциклопедия «Википендия», изд. Фонд Викимедиа – 2009г.

    «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М, 2009 г.

    Официальный сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru)