Проект по развитию речи (средняя группа) на тему: Проект по развитию связной речи детей среднего возраста. Проект по развитию речи (старшая группа) на тему: Проект по развитию связной речи для детей старшего возраста "Времена года"

Тип проекта : обучающий, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Продолжительность проекта: пол года.

Цель проекта: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования составления описательных рассказов.

Задачи проекта:

Проанализировать научную литературу;

Формирование грамматического строя речи.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Результаты апроекта:

1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.

2. Консультация для родителей «Речевые игры дома».

3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

4. Создание «Чудо-дерева» совместно с родителями.

5. Создание альбома «Красивые слова».

Актуальность проекта:

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как, а почему, а смогу ли я? И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

Монологическая речь-это организованный и развернутый вид речи, который более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев,Л. В.,В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский,Е. И., О. И. Соловьева др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

Рассказывание по картине;

Пересказ литературных произведений;

Составление описательных рассказов об игрушках;

Составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание);

Составление рассказов из личного опыта;

Рассказывание по серии сюжетных картин;

Составление рассказов по мнемотаблицам, картинно-графическому плану.

Исследования последних лет (О. С. Ушаковой, А. А. Зрожевской) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность монологической речи.

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемый результат : При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.

Этапы реализации:

I.Этап проектирования :

Выдвижение гипотезы;

Определение цели и задач проекта;

Цель данного этапа: повышение компетентности по теме:”Развитие связной монологической речи средствами описательного рассказа у детей среднего дошкольного возраста”.

Систематизация материала (конспекты, памятки, рекомендации).

Создание предметно-развивающей среды.

II.Творчески-продуктивный этап (практический).

Цель данного этапа: поиск эффективных форм работы с детьми.

Отбор материала;

Анализ методов и приемов (открытые занятия, дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации и т. д.);

Планирование, распределение материала;

Работа с родителями (консультации).

Выступление на педсовете с докладом «Современные формы и методы по развитию речи в детском саду»

2.1Овладение связной монологической речью зависит от многих условий:

Речевая среда;

Социальное окружение;

Семейное благополучие;

Индивидуальные особенности личности;

Познавательная активность ребенка и т. п.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов,специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется). 2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (какой? Какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать). 3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем?).

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

Сюжетные (образные):куклы,машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

Наборы, составленные воспитателем или детьми- мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка, заяц и собака и т. д.

Составление загадок.

Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.

Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяю реже т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).Среди словесных методов выделяют в основном те, которые связаны с художественным словом. Хотя на некоторых занятиях используют метод рассказа воспитателя и метод беседы.

Каждый метод представляет совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач. В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии я широко применяю разнообразные приемы развития речи:

Речевой образец (использую как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаю такими приемами как пояснение и указание;

Повторение (практикую повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);

Объяснение, указание (применяю при уточнении структуры описательных рассказов);

Словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов);

Вопрос (использую в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие).

2.2. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

Воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве: воспитание, развитие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

Доступность материала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

Системность обучения.

Сентябрь: Рассматривание игрушек . Формировать умение рассматривать игрушки, учить детей выделять признаки, качества и свойства игрушки. Развивать сосредоточенность внимания, закреплять правила обращения с игрушками.

Октябрь: Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в сказку». Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи

1.Образовательные:

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивающие:

развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, память.

3.Воспитательные:

воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к книгам.

Ноябрь : Работа с «Чудо-деревом». Выполнение различных заданий по формированию связной монологической речи, составление и разгадывание загадок, разучивание потешек, прибауток.

Работа с дидактическими играми:

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки, фасоль) применяются в таких играх, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из листьев?», «Кто скорее сделает узор из фасоли?»и др.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по видам:

предметные картинки, парные картинки, лото, домино.

В ходе таких игр развивается память

Декабрь Составление рассказов, используя мнемотаблицы, картинно-графические планы и др. современные формы и методы по формированию связной речи.

Формирование умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, свойства, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание, речь.

Январь. Открытое занятие по развитию речи. «В мире профессий».

Цели:

1) закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т.д.), об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы.

2) Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом.

3) Воспитывать интерес к различным профессиям.

Предварительная работа :

Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,

Игра «Кому что нужно»,

Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,

Работа с мнемотаблицами

Рассматривание схемы «Профессии», с/р игры «Шоферы», «Магазин». Продолжать учить детей выстраивать свое высказывание по определенному плану. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

2.3. Взаимодействие с семьей по вопросам речевого развития детей.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие.

Игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;

Пальчиковые игры и упражнения;

Игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

Дидактические игры на развитие связного высказывания.

Проводились консультации по развитию речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендую родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”,”Снежинки”,”Листопад”,” Чей листок улетит дальше?”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаю родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.

III. Заключительный этап.

Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.

Результативность работы.

Обследование связной речи проводилось по методике,разработанной в лаборатории развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и соотносящейся с выполнением программы по развитию речи.

Выявление умения описывать предмет (игрушку, составлять описание проводилось по следующим критериям:

1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1)Ребенок самостоятельно описывает игрушку;

2)рассказывает по вопросам педагога;

3)называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1)Ребенок описывает мяч;

2)перечисляет признаки;

3)называет отдельные слова.

3. Опиши собаку, какая она, или придумай про неё рассказ.

1)Ребенок составляет описание (рассказ);

2)перечисляет качества и действия;

3)называет 2-слова.

Оценка ответов производилась следующим образом. За каждое соответствие ответов под № 1,ребенок получает три балла; если ответы соответствуют № 2,то ребенок получает два балла; если ответы подходят под № 3-один балл. Таким образом, были выявлены уровни речевого развития:

9 и более баллов - высокий уровень;

6-8 баллов - средний уровень;

3-5 баллов - уровень ниже среднего;

менее 3 баллов - низкий уровень.

В обследовании принимала участие группа детей в количестве 32 человек.

Исследовав результаты обследования было выявлено следующее:

С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);

Со средним уровнем речевого развития- детей не выявлено(0%);

Уровнем ниже среднего обладают 21 детей, что соответствует 66%;

Низкий уровень у 11 детей, составляющих 34%.

По результатам обследования была начата систематическая работа по обучению описательной речи детей посредством занятий, дидактических игр.

Анализируя полученные данные, было выявлено следующее:

С высоким уровнем речевого развития- детей не выявлено;

Со средним уровнем выявлено 4 детей, что соответствует 12%;

Уровнем ниже среднего обладают 20 детей, составляющих 63%;

Низкий уровень у 8 детей, т. е. 25%.

Таким образом, сравнивая полученные результаты обследования следует вывод: дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, т. е. ,называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. Хотя часть детей называют лишь отдельные слова, не связывая их в предложение, с трудом выделяют признаки и качества, односложно отвечают на вопросы педагога. Также следует отметить, что 25% детей находятся на низком уровне речевого развития.

Проект по развитию связной речи детей.

ТЕМА «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ»

Актуальность темы :

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития- мышления, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимы условием воспитания и обучения.Развитие связной речи в дошкльном детствезакладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонетической, лексической, граматической.Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи- решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприеленых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание,состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально-смысловоу типу на описание, повествование, рассуждение.Форирование связной речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом,актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.Связная речь неотделима от мира ыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

ПРОБЛЕМЫ

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. ------- Неспособность граматически правильно построить распространённое предложение.

Бедность речи.Недостаточный словарный запас.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без неё.

Задачи проекта:

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.

Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.

Учить детей подбирать к предмету слова- эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет(иллюстрацию)

Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.

Ожидаемый результат:

Проведение диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.

Продолжительность:

Место реализации:

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ТРЕТИЙ ЭТАП

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

ВТОРОЙ ЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ.РЕАЛИЗАЦИЯ НАМЕЧЕННЫХ ПЛАНОВ

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ

1 РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ПЛАНУ ПРОЕКТА

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА
ИЗУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОДБОР МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ
ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ

ФЕВРАЛЬ МАРТ, АПРЕЛЬ МАЙ

ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ВКЛЮЧАЕМЫХ В ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАССКАЗЫВАНИЯ

Цель занятия

Виды занятия

    Обучение пересказу

    Игры инсценировки на сюжет пересказываемого произведения

    Упражнения на моделирование сюжета(наглядные схемы)

    Рисование на тему с последующим составлением рассказа по выполненым рисункам

    Обучение рассказыванию по картинкам

    Придумывание названия к картине или серии картин

    Игры, упражнения на воспроизведение содержания

Картины

    Обучение описанию предметов

    Игра упражнение « Угадайка»

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Создание условий для активного использования рассказывания в речевой деятельности; научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий.

Задачи проекта:

Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к общению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Научить отражать содержание собственного опыта в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
5. Воспитание чуткого отношения к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии на речь ребенка таких приемов развития связной речи как указания, анализ и оценка детских рассказов, совместный рассказ родителя и ребенка.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Достигнутые результаты:

Для детей:
1. Развилась духовно-богатая личность ребенка, как активного участника проекта;
2. В процессе ознакомления с окружающим миром, НОД по связной речи активизировался словарь, развилась грамматически правильная речь, отрабатывалось чистое произношение. Дети хорошо придумывают рассказы из собственного опыта, по сюжетной картине, серии картин; пересказывают тексты, рассказывают стихи;

Для родителей:
1. Осуществилось совместное творчество родителей и детей.
2. Появилась заинтересованность родителей в совместной деятельности с учителем – логопедом использование методик, позволяющих улучшить речь ребенка.
3. Развилась у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
4. Заинтересованность родителей жизнью группы, вызывание желания участвовать в ней.

Социальная значимость проекта:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

НОД по разным видам продуктивной деятельности (конструированию, лепке, рисованию; аппликации) по лексическим темам;
НОД по связной речи с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц, схем рассказов цепной структуры; коллажей; лэпбука;
рассказывание стихов;
пересказ текстов;
консультации для родителей;
Итоговое мероприятие – комплексная НОД «Как я провел лето» с фотовыставкой;
Оформление отчетной документации, фотоотчет на персональном сайте учителя – логопеда МДОУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения. Апет Оксаны Чеславовны Воспитателя высшей квалификационной категории ГУО «Ясли – сад 91 г. Гродно»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи.


Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления.


Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д. Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д.


Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность. Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность.


Цель проекта: Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности. Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности.


Содержание проекта. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.ОРГАНИЗАЦИ- ОНЫЙ ЭТАП (август-сентябрь 2010г.) -Подобрать, изучить и создать научно- методическое обеспечение по проблеме. -Разработать теоретическую модель организации новых форм обучения детей. -Анализ, изучение, систематизация методической литературы. -Тестирование педагогов на степень осведомленности по проблеме.


Разработать структуру предметно- развивающей среды по видам изодеятельности. -Организация оснащения творческого центра средствами изодеятельности. -Создание и пополнение коллекции моделей- заместителей, графических изображений, коллажей. -Заинтересовать родителей в процессе обучения детей связной речи. -Творческая презентация проекта. -Проведение анкетирования родителей по проблеме.


Создать материально- технических, морально- психологических и эстетических условия для успешного взаимодействия участников проекта. - Организация и проведение тренингов и консультаций по проблеме. 2. РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь апрель 2011г.) -Внедрить алгоритмы обучения всем видам связного высказывания. -Обобщить и систематизировать информацию по использованию видов моделирования в системе обучения связной речи. -Дидактические тренинги. -Клуб новых встреч. -Создание альбомов, демонстрирующих основные техники нетрадиционных видов изодеятельности.


Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. -Консультации с целью создания библиотеки книжек-малышек с творческими рассказами. -Выставки детских работ. 3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (май 2011) -Выявить уровень эффективности внедрения образовательной модели. -Методы педагогической диагностики. -Создать детскую творческую студию «Искусство говорить». -Распространить опыт среди педагогов. -Мастер-класс. -Выпуск сборника творческих рассказов «Красочная речь». -Совместные конкурсы родителей и детей.


Алгоритм обучения рассказыванию посредством моделирования сказки. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно.





Алгоритм обучения составлению описательных рассказов. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Составление описательного рассказа. Составление описательного рассказа. Рефлексия. Рефлексия.


Алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок. Предоставление макета на определенную тему. Предоставление макета на определенную тему. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Рефлексия. Рефлексия.



Алгоритм обучения детей творческому рассказыванию. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Рефлексия. Рефлексия.