Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе. Конспект открытого занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Пожарная безопасность

Марина Денисова

Цель : Научить детей правильно вести себя в чрезвычайной ситуации - пожаре .

Задачи : Учить правильно и адекватно реагировать при пожаре , уметь защититься самому и защитить окружающих , знать элементарные правила поведения при пожаре , учить находить причинно-следственные связи.

Развивать коммуникативные навыки, мышление, внимание, сообразительность, бдительность.

Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Предварительная работа :

заучивание пословиц и стихотворений о пожаре ;

работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности » ;

игры с пожарной машиной .

Материалы к занятию :

демонстрационные картинки : не разводи костёр вблизи деревянных построек, не оставляй электроприборы без присмотра, не оставляй непотушенный костёр в лесу, не суши вещи над открытым огнём , не балуйтесь спичками, при пожаре звонить 01 ; для опыта (3 листа бумаги, 3 блюдца, вода, песок, свеча, банка) ; разные машины, в том числе пожарная .

Ход занятия:

Звучит звук пожарной машины , с включенной сиреной едущей на пожар .

Воспитатель : Ребята вы слышите этот звук, как вы думаете, что это? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно это похоже на едущую пожарную машину . А как вы думаете : куда спешит пожарная машина ? (ответы детей) .

Воспитатель : Да ребята, пожарная машина может спешить на пожар . А кто знает, как выглядит пожарная машина (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, она красного цвета и на боку машины есть цифры 01. А почему она красного цвета? (ответы детей)

Воспитатель : Совершенно правильно, она цвета огня , чтобы все её видели из далека (перед детьми стоят разные модели машин в том числе и пожарная , ребёнку предлагается среди стоявших машин найти пожарную машину )

Воспитатель : Молодец … правильно нашёл, все согласны с … (ответы детей)

Воспитатель : А кто знает как называется профессия людей которые едут в этой машине на пожар ? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно пожарные (входит пожарный ) .

Пожарный : Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл главный специалист отдела НД по Подольскому району капитан внутренней службы Донских Александр Сергеевич.

(Показывает или картинку или в натуре одежду пожарного ) . Давайте посмотрим, как одет пожарный какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, что у пожарного на голове . (Рассказ пожарного про одежду ) .

Воспитатель : Мы с вами выяснили, что пожарная машина едет на пожар , а скажите, как вы думаете, от чего же случается пожар ? (ответы детей)

Воспитатель :

Да, наверно кто- то неправильно обращался с огнём и произошёл пожар .

Пожарный : А вы знаете правила, которые надо соблюдать, чтобы не было пожара ? (ответы детей) .

Воспитатель : Вы многое сказали правильно. Давайте ещё раз скажем эти правила и запомним.

1. Не играй со спичками, опасно!

2. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг,обогреватель, чайник, микроволновую печь) .

3. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.

4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.

5. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.

Воспитатель : Я вижу, что вы все хорошо запомнили правила и теперь сможете сыграть со мной в игру.

(Дети встают полукругом) .

Игра называется . Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши, если вы согласны или промолчать, если предлагаемые действия неправильные.

Кто, учуяв запах гари, сообщает о пожаре ?

Кто из вас, заметив дым, закричит : «Пожар ! Горим!» ?

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто, увидев, дым в квартире позвонит по 04?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том!

Пожарный : Молодцы.

А кто знает, что же надо делать, если вдруг произошёл пожар ? (ответы детей) .

1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине) .

2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщи свой точный адрес и что горит.

3. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там.

4. Когда в доме горит, быстрей выбегайте на улицу. Ни за что не задерживайтесь из-за игрушек, собаки или кошки.

5. Если в квартире дым, лягте на пол (там меньше дыма, и постарайтесь добраться до выхода из горящего помещения.

6. Рот и нос закройте влажной тряпкой или любой тряпичной вещью.

7. Не открывайте окно , (это усилит горение) .

8. Если горит ваша одежда, надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.

10. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.

И самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ.

Воспитатель : Ребята, скажите, а чем можно тушить огонь? (ответы детей)

Воспитатель : А я вам сейчас покажу и вы всё увидите сами.

Демонстрация опытов с огнём.

Опыт № 1. Стоит тазик с водой, бумага. Поджигается бумага и бросается в воду. Бумага гаснет. Какой вывод можно сделать – что огонь можно потушить водой.

Опыт № 2. Стоит пустая тарелка, тарелка с песком, бумага. Скомканный комок бумаги кладётся на тарелку и поджигается. Горящая бумага засыпается песком. Огонь гаснет. Какой вывод можно сделать – огонь можно потушить песком.

Опыт № 3. Стоит свечка и банка. Свечка зажигается и на горящую свечку надевается банка. Свеча горит какое- то время и гаснет. Какой можно сделать вывод – что огонь горит пока есть воздух, как только он не получает воздух он гаснет.

Воспитатель : Ребята скажите, что интересного сегодня вы узнали на занятии ? (ответы детей) .

Пожарный : Теперь вы многое узнали об огне и способах тушения. Я надеюсь, что вы всегда будете внимательными и никогда не будете играть с огнём. У меня для вас есть подарок.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Александром Сергеевичем, пожелаем ему ещё больше силы, смелости, выдержки и отваги. Спасибо Вам за спасение стольких жизней, за оперативность и за доброту! Удачи Вам, счастья, благополучия!


Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Не играй с огнем» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Цель: Воспитание у детей чувства.

I. Цель – закрепление знаний правил пожарной безопасности. II. Материал: - носовые платочки, - сигнальные карточки красного и зеленого цветов,.

Занятие по правилам пожарной безопасности на тему «Спички детям не игрушка» в старшей группе дошкольного блока МКОУ «СОШ №6» г. п. Нарткала.

Цель: формирование у старших дошкольников компетенций в области пожарной безопасности. Задачи: уточнить и закрепить у детей представления.

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы ДОУ Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы Цель: Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости.

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе Конспект занятия

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе "Служба - 01"

Программное содержание:
Сформировать у детей понятие «Пожарная безопасность, закреплять знания о причинах возникновения пожара; умение осознанно действовать в экстремальных ситуациях, связанных с возникновением пожара, закреплять знания о труде пожарных, воспитывать уважение и интерес к этой профессии; развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение, делать умозаключения, развивать логическое мышление.
Оборудование:
Разные виды журналов, журнал «Служба-01» (созданная детьми и воспитателем); листы бумаги, простой и красный карандаш (на каждого ребенка); фонограмма музыки для разминки («Марш» Корвет); для исполнения песни «Пожарные».
Примечание:
Нескольким детям заранее дается задание по подготовке «Устных страниц» журнала.
Ход занятия:
Дети стоят около стола, на нем лежат разные журналы.
Воспитатель: Существует много разных журналов: и детских и взрослых (показывает разные журналы). А наш журнал не похож на эти. Картинки этого журнала мы увидели, а вот читать его не будем – будем рассказывать, поэтому он и называется устным журналом.
(показывает журнал)
Воспитатель:Посмотрите на обложку этого журнала и придумайте для него название (дети предлагают разные названия для журнала).
Воспитатель:Я предлагаю назвать этот журнал «Служба- 01». Вы согласны?
(ответ детей)

Воспитатель: Если нас журнал называется «служба-01», как вы думаете, о чем он? (ответ детей: - о пожарных; о пожаре; о правилах пожарной безопасности)
Воспитатель:Правильно. А теперь садитесь, и начнем рассматривать наш журнал.
Воспитатель:Сегодня на занятии журнал я открываю,
Про «Службу-01» рассказ я начинаю,
Тема актуальная и важная – безопасность пожарная.
Будьте уверены друзья:
С огнем шутить нельзя! (воспитатель открывает первую станицу журнала «Пожар»).
Воспитатель:Огонь так трудно потушить –
Он может все кругом спалить!
И вот уже в огне – весь дом …
Опасны шалости с огнем!
Воспитатель:Назовите пословицы поговорки, где встречаются слова: огонь, пожар. (дети называют пословицы и поговорки)
Воспитатель:Вы назвали много пословиц и поговорок и все они говорят нам о том, что огонь – очень опасен, а пожар очень страшен. (рассказ ребенка о пожаре) см. приложения
Воспитатель:Назовите причины возникновения пожара. (дети перечисляют причины: если баловаться со спичками;
если забыть выключить электроприборы, или сушить белье над газом, если зажигать дома бенгальские огни и наряжать елку свечами: непотушенная сигареты и т.д.).
Воспитатель:Верно, вы знаете отчего может возникнуть пожар. Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, невнимая, из-за невыполнения правил пожарной безопасности.
А вы знаете правила пожарной безопасности? (ответ детей)
А вы выполняете, соблюдаете их? (ответ детей)
Воспитатель:Хорошо, сейчас проверим. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если не согласны, молчите. (проводится игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель:Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
Воспитатель:Перед тем, как открыть следующую страницу журнала, я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы должны отгадать о какой профессии говорится в отрывке.
Воспитатель:Миг – и рассыпались
Медные каски,
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке
Люди в брезенте –
Один за другим
Лезут по лестнице
В пламя и дым.(ответ детей)
Воспитатель:Правильно, это пожарные.
(открывает страницу «Пожарные»)
А в чем заключается работа пожарных?
(ответ детей: они тушат пожары, спасают людей из огня, животных, если горят леса и т.д.)
Воспитатель: Это очень трудная, опасная, но почетная профессия – спасать людей и их дома от огня.
Затем проводит логометрическое упражнение «Мы пожарные»
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (ответы детей: сильный, смелый, ловкий, находчивый и т.д.)
Воспитатель:Для того, что бы быть пожарным нужно много знать и уметь, быть отличным спортсменом как вы говорили и ловким и сильным, и быстрым.
А что для этого делают пожарные.
(ответы детей: занимаются спортом, делают зарядку, тренируются).
Воспитатель: А вы хотите быть похожими на пожарных, быть такими же сильными, ловкими, дружными.
(ответ детей)
Воспитатель открывает следующую страницу журнала «Пожарные учения».
Проводится разминка.
«Пожарные учения»
(музыка «Марш» Корвет).
После разминки дети садятся на свои места.
Воспитатель:Молодцы, вы были, как настоящие пожарные.
Воспитатель:Дети, а вы любите разгадывать сканворды? В нашем журнале тоже есть сканворд.
(загадки к сканворду см. приложения)
Воспитатель:Молодцы, ребята, сканворд мы разгадали. И огонь сможем потушить.
Воспитатель:В жизни, надо уметь
Опасность предвидеть, на помощь поспеть. Пожаров, ожогов лучше не допускать.
Но если придется действия верно выполнять.
(воспитатель открывает пятую страницу журнала «Моделирование проблемных ситуаций»)
Воспитатель:Если в комнате у вас
Слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется,
И огонь жует палас,
Нужно мужество найти
К телефону подойти
Смело трубку в руки взять
0-1 суметь набрать.
Воспитатель:Вам необходимо срочно вызвать пожарных. (несколько детей по очереди моделируют эту ситуацию.
Воспитатель:Неосторожное с огнем обращение
Ведет к ожогам, к сожалению,
На всякий случай надо знать, как при ожогах помощь оказать.
(мальчик обжог руку, помогите ему).
Воспитатель:Молодцы! Знаете, что делать в таких ситуациях.
Сколько гибнет людей в огне
По своей чужой вине, чтобы этого избежать
Надо правила выполнять.
(воспитатель открывает шестую страницу журнала «Знаки по правилам П.Б.»)
Воспитатель дает детям задание нарисовать по одному знаку на любое правило пожарной безопасности.
После выполнения задания, дети читают стихи к знакам (см. приложения)
Воспитатель открывает последнюю странницу журнала.
Воспитатель: Дети, что здесь нарисовано?
Дети:Ноты.
Воспитатель:Как вы думаете, как называется эта страница журнала? (дети: музыкальная песенная)
Воспитатель:Сейчас мы споем песню о пожарных.
(дети исполняют песню стоя, под фонограмму)
Воспитатель:Этой веселой песни, мы заканчиваем просмотр нашего журнала.
Вот журнал мы закрываем
Но ничего не забываем
Под ведем друзья итог
Что вам дал безопасности урок.
Как пожара избежать?
Можно ли с огнем играть?
Дети:Это всем должно быть ясно
Что с огнем играть опасно.
Воспитатель:И другим ребятам
Можем мы журнал
Свой показать!
Ведь должны все дети
И в саду, и на все планете
Об огне все знать, как мы,
Чтобы не было беды.

Ирина Горохова
Конспект занятия «Пожарная безопасность» в подготовительной группе

Цель :

1. Обучающая задача :

Закрепить у детей понятие пожарная безопасность , убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности .

2. Развивающие задачи :

Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице ; развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать выразительность речи.

3. Воспитательные задачи :

Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, игровой.

Материал : Иллюстрации по пожарной безопасности , карточка с номером телефона 01, телефон, 2 шлема, 2 ведра, 2 конуса – ориентира, 2 обруча, памятки – картинки.

Предварительная работа :

Поход в пожарную часть , беседы, чтение рассказов о правилах пожарной безопасности ; игра «Вызови пожарных » .

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в группу , встают в круг.

Воспитатель : - Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (психогимнастика) .

Введение игрового момента.

Воспитатель : - Отгадайте, из какого произведения данный отрывок?

(показ иллюстрации)

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит :

"Эй, пожарные , бегите!

Помогите, помогите!" (К. Чуковский «Путаница» )

Воспитатель : - Алеша, скажи, пожалуйста , как ты считаешь, правильно ли поступили лисички? (ответ ребенка) .- Правильно! Со спичками играть нельзя и очень опасно!

Ну а чтобы с лисичками не случилось беды, давайте расскажем им историю о пожарной службе ? А вы хотите ее узнать? (Да) . Присаживайтесь на стулья. Дети садятся на стулья напротив интерактивной доски.

1 часть :

Воспитатель : - Ребята, слово «огонь» известно человеку с давних времен. А вот огонь, человеку друг или враг? (ответы детей) . Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором мы поближе познакомимся с огнем, друг он нам или враг, узнаем историю пожарной службы . (показ презентации) . Почти два века, как в нашей стране появились пожарные .

Посмотрите, каким было житьё - бытиё первых пожарных . Высокая башня – это каланча. Из неё виден пожар : где огонь, там и дым. На втором этаже жили пожарные с семьями . На первом – повозки с водой, багры, лестницы, лошади. Лошади – самые лучшие, самые резвые! (показ слайда) . Необыкновенной удалью и геройством славились пожарные . За это и любил их народ, а особенно детишки. (показ слайдов) .

А вот так выглядит пожарная часть в наши дни . (показ слайда) . По тревоге пожарные спускаются , как и раньше : в полу устроено отверстие, а в нём гладкий столб. Это чтоб по тревоге быстрее вниз соскальзывать. Но не к лошадям, а к машинам. (показ слайда) . Вот такие пожарные машины были раньше . (показ слайда) .

А это современные машины. Они отличаются от машин прошлых лет? Конечно, ребята, это уже совсем другая техника.

Степа, скажи, как ты думаешь, помогают ли такие машины пожарным ? (ответ ребенка, – Правильно! Ведь с помощью машин, пожарные быстро приезжают на место, где происходит пожар . (показ слайда) .

Воспитатель : - Есть у пожарных и поезда . В одном вагоне - насосная станция, в другом – пожарный автомобиль . В таком поезде есть всё, что нужно для схватки с огнём. К горящей станции или составу его домчит дежурный локомотив. (показ слайда) .

Настя, скажи, пожалуйста , а ты знаешь, что такое локомотив? (ответ ребенка) .

Воспитатель : - Есть и пожарные самолёты и вертолёты. (показ слайда) . Бывают и пожарные суда .

Саша, а как ты думаешь, опасен ли пожар на море ? (ответ ребенка) . – Правильно! Да, ребята, пожар на воде не так- то просто потушить. Только профессионалы могут справиться с огнем на воде. (показ слайда) . Чтобы тушить пожары , пожарные тренируются в скорости, силе, ловкости. Пожарные проводят тренировочные занятия - учения . И, когда вызывают тушить пожар , сильные, смелые пожарные приступают к работе ! (показ слайда) .

Игра-эстафета : «01» спешит на помощь»

Воспитатель : - А сейчас проведем игру - Эстафету "01” спешит на помощь”. Итак, вам необходимо разделиться на две команды и выполнить следующие задания. Но для начала, нам необходимо разделиться на две команды. И так ребята, построились! На первый – второй рассчитайся. (далее дети делятся на две команды с помощью расчета на первый – второй. Когда готовы команды воспитатель объясняет задание).

Воспитатель : - Итак, перед вами не простая задача, преодолеть полосу препятствия, а именно :

1. Надеть шлем

2. Взять ведро

3. Бег "змейкой” между конусами

4. Пролезть в обруч

5. "Вылить” воду, потушить огонь

6. Обратно - бег по прямой, передаем ведро следующему участнику.

На старт! Внимание! Марш! (По сигналу дети выполняют задание) .

Воспитатель : - Молодцы ребята, хорошо справились с поставленной задачей! Я надеюсь, из вас получились бы хорошие пожарные .

Воспитатель : - Ну а сегодня мы с вами будем говорить о тех опасностях, которые могут приключиться с каждым из нас. И поэтому мы должны знать, как правильно вести себя, если нам угрожает опасность.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом» .

Словечко за словечком -

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье -

И лёгкий огонёк

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл.

Кирилл, скажи, что случилось в этом доме? (Пожар )

Софья, а чем опасен пожар ? (При пожаре могут сгореть вещи , квартира, но главное могут погибнуть люди). – Правильно!

Лиза, скажи, пожалуйста , отчего может возникнуть пожар ? (игры со спичками, свеча, керосин, бензин) . - Правильно (показываю иллюстрации, располагаю на доску) .

Дидактическая игра : «А ну-ка, отгадай»

Воспитатель : - А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай» :

1. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его… (водой)

2. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут… (пожарный )

3. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Тоненькими … (спичками)

4. Висит - молчит,

а перевернешь, шипит, и пена летит… (огнетушитель)

5. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки)

6. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички… (отобрать)

7. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им … . (сообщить)

8. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?. (проверь)

Воспитатель : - Молодцы.

Дидактическая игра : «Вызови пожарных »

Воспитатель : - А сейчас проверим, знаете ли вы, по какому номеру телефона необходимо позвонить и сообщить о том, что случился пожар ?

Игра называется «Вызови пожарных » Вы должны разделиться на две команды. (дети делятся на две команды с помощью считалки на выбор детей) . Далее воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит телефон.

Воспитатель : - Перед вами стоит телефон. Ваша задача : добежать до телефона, набрать номер «01» , сообщить свою фамилию, свой домашний адрес, место возгорания и вернуться. (Дети выполняют задание) .

Воспитатель : - Знает каждый гражданин

Этот номер 01

Если к вам пришла беда

Позвони скорей туда (воспитатель показывает карточку с номером 01) .

А если звонишь с мобильного телефона, набирай 010 или 112.

Воспитатель : - И опять поиграем, игра : . Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором : «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

Кто, из вас завидев дым, набирает 0-1 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я… .)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички? (молчат)

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький . (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром ? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я) . – Молодцы! Справились с заданием!

4 часть :

Итог занятия :

Воспитатель : - А теперь подведем итог :

Женя, скажи, о чем мы сегодня говорили? пожаре ) .

Снежана, а почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

Костя, скажи, пожалуйста , что мы должны делать, если случился пожар ? (ответы детей)

Воспитатель : - А я ребята надеюсь, что вы будете очень внимательны и осторожны в обращении с огнем. И чтобы ничего не забыть, я вручаю вам вот такие памятки – картинки о правилах пожарной безопасности . Будьте внимательны!

Дорогие ребята! Давайте поговорим о том, почему не стоит затевать игры на кухне.

Кухня — это место, где мама или бабушка готовят пищу. На кухне есть электрическая или газовая плита. На ней варят каши и супы, жарят мясо и пирожки, готовят рагу из овощей. На плите стоят кастрюли с горячими супами, бульонами, кипят чайники, на раскаленной сковороде жарят котлеты.

Вы можете нечаянно прикоснуться к горячим предметам и обжечься. Еще хуже, если вы прольете на себя горячий суп или чай. Пробегая возле окна, вы можете случайно задеть занавеску, а если та коснется горящего газа, то вспыхнет, и на кухне может возникнуть пожар!

На кухне много предметов, служащих источником огня. Расскажите о них. Верно! Чтобы зажечь конфорку газовой плиты, чиркают спичками, зажигалкой. Кстати, продукты сгорания бытового газа очень вредны! Лучше их не вдыхать, а готовить пищу нужно, держа форточку открытой.

Какие горячие предметы есть на кухне? Правильно! Чайники, кастрюли, сковороды. Если на сильно разогретую сковороду налить масло, то оно может вспыхнуть.

На кухне, ребята, вас подстерегает немало опасностей. Поэтому лучше играть с любимыми игрушками в детской комнате, а в подвижные игры с друзьями — на свежем воздухе, детской площадке.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные горячие предметы, которые есть на кухне.

2. Составьте короткий рассказ со словами: занавеска, ветер, горящий газ, огонь, дым, пожарные.

3. Почему дети не должны играть на кухне?

4. Где нужно играть в игрушки?

5. Почему в квартире не стоит играть в подвижные игры?

А теперь послушайте сказку.

Пир мышей

Жил-был кот Федот. Он любил мурлыкать и тереться о бабушкины ноги в мягких вязаных носках, дремать в теплом уголке на диване и ловить мышей.

Всех мышей Федот в доме давно переловил и только одну мышку Хитрушу никак поймать не мог. Уж он и подкрадывался к ней совершенно неслышно, и часами сторожил, притаившись возле ее норки в кладовке, и кусочком свежего сыра приманивал. Все напрасно! Хитруша всегда улучала минутку, когда Федот уходил прогуляться по крышам или был занят другими делами, неслышно подбиралась к буфету и добывала себе и детям-мышатам кусочек печенья или корочку хлеба, а то и шоколадную конфетку.

Однажды жарким летним днем все домашние отправились на дачу и Федота с собой взяли. То-то обрадовалась веселая семейка мышей! Мыши тут же решили устроить самый настоящий пир.

— Надоело по углам прятаться! — воскликнул самый смелый мышонок Дик. — Давайте приготовим что-нибудь вкусное, например пожарим яичницу или испечем пирожки. А то все всухомятку да всухомятку!

— Давайте, — обрадовались его сестры и братья.

— Замечательная идея! — подхватила Хитруша.

Мыши все вместе быстро достали небольшую сковородку с длинной ручкой и поставили ее на плиту.

— Но плита совсем холодная! — заметила малышка Микки.

— Не беда! — воскликнул Дик. — Я много раз видел, как хозяйка ее зажигает, и, думаю, сумею это сделать сам.

— А я тебе помогу, — предложила Хитруша.

Вдвоем они ловко зажгли плиту. Конфорка под стеклом загорелась красным огоньком.

— Замечательно! — заметил мышонок Микки. — Но как делают яичницу, вот в чем вопрос?

— Я знаю, я знаю! — воскликнул Дик. — Сначала нужно хорошенько нагреть сковороду, потом налить в нее немного масла, а потом разбить в сковороду несколько яичек и обжарить их. Ничего сложного!

— Правильно! Умница! — похвалила сынка Хитруша. — Но пусть сковорода сначала хорошенько прогреется.

Прошло несколько минут, и Дик заметил:

— Что ж, пожалуй, пора лить на сковороду масло.

Мыши вытащили из буфета бутылочку с подсолнечным маслом и стали лить масло на сковороду. Но что это? Масло вдруг зашипело и вспыхнуло высокими ярко-красными языками. Раскаленные искры посыпались во все стороны. Испуганные мыши в ужасе отпрянули от горящей сковороды.

— Ужас! Горит сковорода! Пожар! Горим! — заверещала самая маленькая мышка по имени Крошка.

Да и сама Хитруша испугалась не на шутку: ветерок, влетевший в раскрытое окно, шевелил прозрачные занавески, и они вот-вот могли коснуться огня и вспыхнуть. Тогда пожара не миновать.

— Что же делать? — испуганно запищали все мыши разом.

— Эх вы, несмышленыши! — важно сказал большой мохнатый паук, который спокойно покачивался в паутинном гамаке в углу кухни. — Нужно просто-напросто закрыть сковороду крышкой. Тогда масло погаснет. Я много раз видел, что так делала бабушка.

Мыши послушались совета паука и прикрыли сковороду. Скоро огонь погас, а Хитруша и Дик сумели выключить плиту.

— Вот что, ребята, — сказала умная Хитруша, — лучше нам поискать себе другой дом, а то скоро вернутся хозяева, тогда нам всем несдобровать! Они везде мышеловок понаставят, да и Федот снова станет охотиться за нами. Не понравится хозяевам, какой мы беспорядок на кухне устроили.

Мышата согласились с матерью. А что им еще оставалось?

— Жалко, конечно, что пир не удался, но зато и пожара не случилось! — благоразумно заметила мышка Крошка.

Мышата вслед за Хитрушей проскользнули в приоткрытую дверь и ушли из дома в поисках нового жилья.

Напрасно Федот, вернувшись с дачи, стерег всю ночь Хитрушу у входа в ее норку. В норке было совсем тихо: никто не шуршал и не пищал.

«Видно, теперь и ловить некого», — грустно подумал кот.

Вопросы к сказке

1. Как звали кота, который любил ловить мышей?

2. Как вы думаете, почему Федоту никак не удавалось поймать мышку Хитрушу?

3. Куда уехали все домашние?

4. Что решили устроить на кухне мыши?

5. Что из этого вышло?

6. Почему на кухне мог вспыхнуть пожар?

7. Почему мыши ушли из дома?

8. Почему в сковороде вспыхнуло масло?

9. Можно ли детям шалить на кухне? Объясните свой ответ.

Мартиросян Ирина Алексеевна

Воспитатель, МБОУ "Никольская ООШ" дошкольные группы, с. Никольское Ленинградская область

Мартиросян И.А. Конспект открытого занятия-путешествия в старшей группе "Школа юных пожарных" // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Конспект открытого подгруппового занятия-путешествия в старшей группе.

Тема : «Школа юных пожарных»

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о пожарной безопасности

Задачи :

Образовательные:

  • Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • Знакомить детей со свойствами огня;

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развитие связной речи;

Воспитательные:

Продолжать формировать умение работать в коллективе

Оборудование:

Автомобиль из стульчиков, телефон, деревянная спичка, рисунки детей о «пользе и вреде огня», магнитная доска, картинки по правилам поведения по пожарной безопасности для афиш, карточки для игр «Огнеопасные предметы» и «Что пригодиться на пожаре». Для игры «Потуши пожар»: макет горящего дома; картинки с изображением - песка, воды, земли, снега, огнетушителя, сухих листьев, пластиковых бутылок, бумаги (в 2-х экземплярах). Медальки для награждения «Отважный пожарный». Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, землей, песком, стеклянная колба. Аудио запись «Песенка пожарных».

Ход занятия :

Организационный момент : Воспитатель с детьми заходят в группу и в это время звонит телефон.

В-ль: Здравствуйте, кто это?

А.П.: Здравствуйте, это Аркадий Паровозов. Я дозвонился в Никольский детский сад, в группу «Умняши»?

В- ль: Правильно. А что вы хотели?

А.П.: Ребята, я хочу вам предложить стать юными пожарными. Для этого вам необходимо пройти небольшие испытания. А потом сдать экзамен и по итогам этого экзамена вам будет присвоено звание «юный пожарный». Вы согласны?

Ответы детей: (ДА, согласны.)

А.П.: Тогда до встречи, жду вас.

Познавательная деятельность

Задачи:

  • Повторить правила поведения при пожаре
  • Изучить свойства огня
  • Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

В-ль: Ребята, как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.

Ответы детей (Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку).

В-ль: Я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь. Я вас приглашаю в машину, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.

Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (ответы детей- чтобы ее было видно издалека другим машинам и уступали место на проезжей части).

Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01)

В-ль: Молодцы. Вот мы и приехали. Ребята, а что это мы видим на первой остановке?

Ответы детей (Спички.)

В-ль: Я хочу вам рассказать «Сказку о непослушной спичке»

«Сказка о непослушной спичке».

В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девочкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцую, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросили его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть - это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

Воспитатель задает вопросы детям по сказке:

Понравилась вам сказка?(ответы детей)

Что вы узнали из прочитанного?(ответы детей)

От огня есть польза для человека. Какая? (ответы детей). Но есть и вред.Какой? (ответы детей)

Посмотрите на доску, она поделена две части польза « +» и вред « -»огня. Сейчас вы возьмете свои рисунки и по очереди прикрепите их в нужную часть доски.

Расскажите что вы изобразили на своих рисунках? (Дети рассказывают о своих рисунках.)

В: - Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в машине.

Появляется слайд с изображением ППБ

В-ль: - Обратите внимание направо - вы видите картинки, на которых изображены правила пожарной безопасности. Сейчас мы с вами их рассмотрим. Какое правило спряталось на первой картинке.

Дети рассматривают каждое изображение, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:

- Правило первое кается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь, в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Правило третье : Не оставляйте горящим газ, за газом нужен глаз да глаз.

- Правило четвертое : Новый год все люди ждут, елку наряжают. Только свечками, мой друг, ее не украшают.

Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды. Вы очень хорошо поработали, а теперь пора немного отдохнуть.

Динамическая пауза

А теперь насос включаем

Воду из реки качаем

Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьем вода

1,2,3,4 Хорошо мы потушили.

В-ль: на этой остановке вас ждет новое задание: вам предлагают отправиться в учебный класс пожарных и поиграть в игру «Огнеопасные предметы»

На столе находятся коробочки с карточками. В одной коробочке карточки с изображением: предметов (ножницы, иголка, спички, зажигалка, фен, плита, утюг и т.д.) Вам нужно из всех опасных предметов выбрать только огнеопасные.

В-ль: -Молодцы вы справились и с этим заданием. Продолжаем наше путешествие.

Поисково-исследовательская деятельность

В-ль : - Наше путешествие продолжается, садимся в машину, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория ». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем.

Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

В-ль: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей. Но стоило оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. И часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. Но сначала я вам расскажу о правилах безопасного поведения в лаборатории.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (ответы детей- Огонек)

Какой он? (ответы детей- Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание). -- --Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (ответы детей- нет).

Объясните, почему? (ответы детей - Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).

Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В-ль: Если огонь становиться опасным, как человек может с ним справиться? (ответы детей- его нужно потушить).

Чего же боится огонь? (ответы детей- воды, песка, земли).

А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (ответы детей - да)

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.

(Ребенок выполняет указания воспитателя).

Что происходит и почему? (ответы детей- Огонь погас, потому что он боится воды)

Эксперимент третий, четвертый, пятый (аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.)

Эксперимент шестой:

В-ль: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой.

Что происходит с огнем? (ответы детей -он гаснет.)

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

В-ль: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Нас ждет последняя остановка, садимся в машину. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет Аркадий Паровозов

А.П: - Здравствуйте ребята! Я Аркадий Паровозов!. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен .

Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (ответы детей - 01)

Вопрос второй: Я слышал можно огонь тушить бумагой?(ответы детей-нет)

А чем еще можно тушить огонь?(ответы детей-вода, земля, снег)

А.П: -Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города загорелся дом, его необходимо потушить. Вам нужно самостоятельно выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар»

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «горящему дому», тушат пожар: первый ребенок тушит картинкой с изображением песка, второй с изображением земли, третий - снега, четвертый - воды, пятый - огнетушителя.

А.П: Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

А какие материалы остались не использованы? (ответы детей-картинки с изображением бумаги, сухих листьев, пластиковых бутылок).

Почему? (ответы детей-если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее).

А.П: Вы все справились с экзаменом и вам присваивается звание «Юный пожарный».Поздравляю вас. А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните, о том,

Что нельзя шутить с огнем!

А.П прощается с детьми и уходит.

Подведение итогов:

В-ль: Ребята понравилось вам такое необычное путешествие? Я хочу сказать, что вы большие молодцы. Спасибо за вашу активную работу.