Трагедия Родиона Раскольникова в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание. “В чем трагедия Раскольникова” сочинение В чем трагедия и наказание раскольникова

Большинство творений Федора Достоевского - необычайно сложные произведения русской литературы, в которых автор проводит скрупулезные психологические изыскания. Достоевский глубоко убежден, что исключительно нравственное перерождение человека сможет изменить мир. В романе остро ставится проблема ответственности человека за содеянное преступление не только перед законом, но и, что самое главное, перед собой, перед своей совестью. Достоевский заставляет своего героя, Родиона Раскольникова, мучиться, страдать этими вопросами

Вопросов.

Молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, не способный оплатить учебу, - таков наш главный герой. Его тесная коморка похожа на гриб или шкаф, из ее окон он имеет возможность постоянно наблюдать за жизнью петербургской бедноты. Раскольников страдает от голода, его угнетают унижения, которым подвергаются мать и сестра. Раскольников умен, горд, он полон сознания собственной исключительности. Но его личные невзгоды и тягости его близких - не основная причина чудовищного преступления, «Если бы я из-за того убил, что голоден был, то я бы теперь…

Счастлив был», - искренне говорит Раскольников после содеянного. А ведь незадолго до убийства он пишет статью, в которой исследует «психологическое состояние человека после преступления». Совершенно разумно он объясняет это состояние - помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Это, по его мнению, похоже на болезнь. Не обошел вниманием в статье Родион и «преступление по совести» , Существуют два разряда людей: одни никогда не нарушают установленный порядок, другие - дерзко непокорны общепринятым нормам морали. Таковы «властелины судьбы», которые достигают своих желанных целей через зло, насилие и преступления. Это Магометы и Наполеоны, герои истории. Из этой теории логически следуют вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Непосредственно перед убийством Раскольников встречается с трагедиями жизни и убеждается в справедливости «убийства по совести». Он слушает рассказ Мармеладова о жертве семнадцатилетней дочери во имя спасения семьи. А письмо матери о сестре Дуне ужасает его тем, что и в их семье может повториться судьба Сонечки Мармеладовой.

И Раскольников совершает «справедливое убийство», чтобы деньгами старухи-процентщицы спасти тысячи униженных и оскорбленных. А еще ему важно определить, к какому разряду людей относится он сам.

Итак, план удался. Но результат получился неожиданный. Героя Достоевского не покидает чувство, будто он отрезал от себя других людей. Ведь топор другого Раскольникова может обрушиться на головы Сони, Дуни, матери - «обыкновенных людей». Лопнула теория Раскольникова: жизнь всегда богаче любой теории о «Двух разрядах», «вшах», сверхлюдях. Преступную идею Раскольникова опровергает сама жизнь.

И носителями красоты и нравственности для него становятся люди, отрицающие зло, насилие и преступление; люди, которые при любых обстоятельствах верят в человека и торжество жизни.

Кто же поможет им? Всю жизнь писатель пытался найти пути к свободе людей. Однако, увы, безуспешно, но надеялся, что Раскольников облегчит другим поиски в «царстве света и мысли». Он предостерегает нас от ошибок. Достоевский глубоко убежден, что «мир спасет Красота». Не правда ли, эта мысль интересна и актуальна и сегодня. Нравственный человек найдет выход из любого жизненного угла. И когда люди будут любить друг друга, наступит «золотой век».

«Две вещи не перестанут занимать меня всю жизнь: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», - сказал немецкий философ Кант. И действительно, нет ничего поразительнее человеческой души! В ней от великодушных порывов до зверских поступков всего один шаг. Да что шаг! Полшага… И страшно, если на путь насилия становится человек благородный, с высокими помыслами и стремлениями…

…В нищенском районе Петербурга, в каморке, «более похожей на шкаф, чем на каморку», зреет у бывшего студента юридического факультета Родиона Раскольникова фантастически жестокая и нелепая мысль - совершить убийство и облагодетельствовать им человечество. Сначала это была «мечта», постепенно принимавшая все более и более конкретные формы. Тут и начинается страшная борьба Раскольникова с самым собою. Он чувствует в душе «силы необъятные», но куда их применить? Методично и хладнокровно Раскольников готовится к убийству старухи-процентщицы, обдумывает детали, уничтожает малейшие улики. Он идет совершать «пробу». И вдруг его охватывает ужас, отвращение к самому себе: «Да разве ж это может быть?». Входя к старухе, он испытывает сильнейшее волнение, голос прерывается, руки дрожат. Он проклинает себя и свою затею. В эту минуту Раскольников чувствует: он не сможет совершить убийство. В смятении и растерянности Родин возвращается в свою каморку. И здесь его настигает письмо матери. Она пишет «дорогому Роде», что дома все благополучно, но за мягкими, нежными строками любящее сердце сына угадывает истинное положение вещей: полунищенское существование матери и сестры Дуни, продающей себя Лужину для того, чтобы дать средства к существованию ему, Раскольникову. По дороге домой он встретил бывшего чиновника Мармеладова, рассказавшего ему о судьбе своей семьи, о судьбе дочери Сони, «живущей по желтому билету», чтобы прокормить семью» Гнев и растерянность овладевают Раскольниковым. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Такая жертва искупается только кровью…

Случайно узнав о том, что Лизаветы один вечер не будет дома, Раскольников берет топор и «заклад», приготовленный заранее, и идет на убийство…

Искупление всех страданий человеческих… Но чужой кровью! Кровь по совести… Но именно потому и не может быть никакой «крови по совести», что кровь потом «заедает» и совесть не спит Кровь, пролитая во имя идеи — страшна. Совесть человеческая не может себе такого позволить, потому что она, Совесть, высший, нравственный закон. И не «вошь» та старушонка, не «паук», а именно человек, убить которого значит - убить себя. Но в расчеты Раскольникова это не входило… Не мог он себе представить, к каким страшным последствиям это приведет.

Достоевский подчеркивает, что Раскольников выдерживает бесконечную нравственную пытку. Все восемьдесят дней после убийства он отчаянно пытается бороться со своей совестью, с вопросом, выросшим в исступленном сознании до гигантских размеров. Этот вопрос: быть или не быть человеком? Сам-то Раскольников считает себя «тварью дрожащей», вздумавшей, что имеет право на убийства, бесчинства, подлости во имя цели, оправдывающей любые средства, во имя своего «назначения высокого», идя на убийство, он.думал не теорию проверить (в ее непогрешимости он не сомневался), но самого себя: имеет ли право убивать. И вышло, что не имеет он нравственного права, потому что его мучают вопросы «человека и гражданина». Тот, кто эту черту преступил, не может оставаться человеком, он опустошен, хоть многое еще может сделать. Таков крах любого «властелина». Раскольников же выбирает жизнь. Человек в нем побеждает бесчеловечную теорию. Но несмотря на победу совести, он терпит глубокую внутреннюю трагедию. Эта трагедия - крах всего, во что он верил. Крушение теории для Раскольникова равносильно смерти. Но не только в этом его трагедия. Не в самом преступлении, не в восьми годах каторги…

«Ничто на земле не стоит цены крови человеческой», - сказал великий гуманист-просветитель Жан-Жак Руссо. Трагедия Раскольникова в том, что он слишком поздно понял эту

истину. Понял, когда уже ничего невозможно было исправить, когда была убита невинная Лизавета «с добрыми глазами»…

«Высшее правосудие - это совесть». И совесть Раскольникова все-таки победила, осудив его на нравственные мучения. Он «воскрес для новой жизни», во что я так верила, когда читала роман.

(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский

Наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”.

В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова.

Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа – Разумихин, Соня, Дуня –

Любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние.

Как, почему это могло случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свид-ригайловьш.

Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”.

Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как все права защищены 2001-2005 всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.

Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношениик Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы­сказывает и отстаивает...
  2. Достоевский вводит в роман “Преступление и наказание” двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его...
  3. Родион Раскольников является главным героем бессмертного романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Весь сюжет произведения завязан фактически на его трагедии,...
  4. Роман Достоевского “Преступление и Наказание”- это повествование о том, ” как продолжительно и трудно сомневалась, колебалась, билась, металась суть человеческая...
  5. Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение “Преступление и наказание” реалистично...
  6. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”,...
  7. С творчеством Федора Михайловича Достоевского я познакомился где – то год назад. В его книгах меня привлекает социальность, разговор о...

Произведения Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно вы­сказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия.

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея наполеонизма - идея превосходст­ва одних людей над другими, права сильной лич­ности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемо­го романа - Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников - главный герой рома­на, живет в мрачной, угнетающей обстановке Пе­тербурга. Бедный студент. Раскольников чувству­ет себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подав­ленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщи­цы Алены Ивановны. Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить пре­ступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновен­ных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступ­лением, как, например. Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и зако­нодатель... Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он - «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу. Рас­кольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не при­несло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести. Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает со­стояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение ста­новится расплатой за совершенное преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь - без­условная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Тра­гизм Раскольникова - в ложности теории «напо­леонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

В плену этой же ложной теории находится и Аркадий Иванович Свидригайлов, уже давно осво­бодившийся от угрызений совести (этим он отли­чается от Раскольникова). Он совершенно спокой­но и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в этом никакой траге­дии. Ему удивительны беспокойные метания и во­просы Родиона, ему кажется, что все это лишне и просто глупо: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы все еще гражданин и че­ловек? А коли так, так и соваться не надо было, нечего не за свое дело браться». Свидригайлов по-своему грубо и резко выговаривает то, что, в сущ­ности, давно уже стало ясно самому Раскольникову, - «не переступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин и человек». А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него рав­нодушный цинизм, а главное - точность, с кото­рой он формулирует самую суть раскольниковской идеи. Он освободил себя от «вопросов человека и гражданина», от вопросов, перед кото­рыми в смятении остановился Раскольников. Одно осталось у Свидригайлова - безграничное сладострастие. Но однажды натолкнувшись на препятствие, столь привязанный к жизни Арка­дий Иванович, так боявшийся смерти, кончает жизнь самоубийством. Окончательное опустоше­ние, смерть - вот результат освобождения от всех преград, от «вопросов человека и гражданина», таков результат идеи, в достоверности которой хотел убедиться Раскольников.

Но, в отличие от Свидригайлова, Родион оста­ется жить, хотя и был на грани самоуничтожения. В далекой Сибири, на каторге, происходит мучи­тельное для Родиона Раскольникова освобождение от идеи «сверхчеловека»; это, к счастью, проис­ходит, и появляется надежда на нравственное и моральное очищение, на восстановление «погиб­шего» человека, задавленного несправедливым гнетом обстоятельств.

Творчество великого драматурга Федора Михайловича Достоевского высоко ценится не только в русской, но и в мировой литературе. Оно имеет огромное значение для всестороннего развития личности человека, познавшего богатство и многогранность художественного мира писателя. В своих произведениях великий мыслитель пытается проникнуть в самые потайные уголки человеческой души, раскрыть светлые и темные лабиринты. Являясь глубоким психологом, Достоевский размышляет о вечных проблемах бытия, вместе с главными героями переживает и проживает трагичные события мироздания. Тем самым, приобщает читателей к переживаниям персонажей, не оставляя их равнодушным к судьбе героев.

Одним из таких нравственных романов, в котором остро встает проблема ответственности человека за совершенное преступление не только перед нормами закона, но и перед собой, своей совестью, является произведение «Преступление и наказание». Роман занимает особое место в творчестве мастера, является ее вершиной. В своем произведении автор с удивительной тонкостью проникает в душу своих персонажей, разбирает каждый порыв, каждое чувство, обличает мысли и желания. Ф.М. Достоевский склонен считать, что изменить жестокий мир сможет лишь нравственное перерождение человека. Эта мысль гложет и не дает покоя центральному герою - Роде Раскольникову.

Родион Романович Раскольников - это бывший студент юридического факультета, которого жизнь обрекла на нищенское существование в своей мрачной петербургской комнатушке. Он чувствует себя угнетенным, никому не нужным, отверженным состоятельными дворянами с «карманами, набитыми золотом». Несправедливость и беднота подтолкнули Раскольникова на совершение убийства старухи-процентщицы. Ведь Родя был одержим одной очень важной теорией, что можно убить человека ради общего дела, совершить преступление «по совести».

Для этого нужно пожертвовать одной глупой, ничтожной, злой, вредной старушонкой, забрать ее имущество, и залатать это «маленькое преступленьице» хорошими поступками. Ведь Алена Ивановна вела нечестный, обманный образ, она зарабатывала отвратительным путем, наживалась на трагедии и горе несчастных бедняков, которых жизнь заставила закладывать свое имущество под проценты. Главный персонаж вынашивает эту идею, живет с ней, так как, по его мнению, человечество издавна разделяется на две категории: на людей низших, «тварей дрожащих», то есть материал, который служит для зарождения себе подобных и сверхлюдей, «право имеющих», то есть людей необыкновенных, не обделенных талантом замолвить в среде новое слово.

Им доступно все, они не остановятся ни перед чем, даже перед совершением преступления, каким был Наполеон. Поверив в свою обманчивую теорию, центральный персонаж стремится испытать себя: так кем же является он - «тварью дрожащей», либо «властелином судьбы»? Также герой книги стремится решить моральную проблему: можно ли прийти к счастью, переступив при этом враждебные законы человечества? Поэтому он идет на опасный и рискованный поступок - совершает убийство Алены Ивановны «по теории», но после, горько раскаивается в этом, мучается, ведь оказывается, что он не относится к разряду «существ высшего порядка», грех не осчастливил его. Главный герой осознает, что с убийством старухи умирает все человеческое, что было в нем: «Я себя убил, а не старушонку». Он пытается изменить в себе человеческую натуру. Но результатом становится лишь трагичное раздвоение личности персонажа.

Я считаю, что трагедия Родиона состоит в ошибочности теории «наполеонизма». Он осознал, что совершил непоправимый грех, ведь абсолютно все люди взаимосвязаны друг с другом, и жизнь отдельной личности представляет собой уникальную значимость, поэтому никто, даже он, не имеют права лишать существованию другого человека. Его трагизм еще больше усиливается тем, что теория «сверхчеловека» завела его в самый беспросветный тупик, он осознал несостоятельность идеи «сильного человека». После убийства, Родя не может прийти в себя, становится отрешенным от мира, что является расплатой за его грех, но вернуться к миру нормальных людей он уже не может и отбывает свое наказание в Далекой Сибири.

Таким образом, в сочинении раскрыты противоречивые мысли героя, его осознание, что с идеями шутить нельзя, иначе они могут привести к необратимым последствиям.