Упражнения для постановки голоса в домашних условиях. Учимся петь или как развить голос

Содержание:

Своему успеху многие люди обязаны собственному голосу. Его тембр важен для нас так же как внешний вид, имидж и манеры поведения. Развитию голоса следует уделять достаточно времени, ведь это тот инструмент, при помощи которого мы доносим свои мысли до окружающих. От наших голосовых и речевых данных зависит взаимопонимание между нами и людьми. Хорошо поставленный голос делает речь ясной и приятной для окружающих, помогает произвести первое впечатление, может помочь убедить человека в нашей правоте, перетянуть его на нашу сторону.

Вам нравится свой голос?

Давно установлено, впечатления людей от общения друг с другом основано на языке тела (54 процента), 37 процентов уделяется тембру голоса и дикции речи и лишь 6 процентов словам, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет около 35 процентов его успеха в жизни.

Другими словами, ваш голос должен содействовать судьбе и карьере, а не портить их. Не важно, кто вы: политик или актер. Каждому из нас приходится разговаривать с людьми с целью получения от них той реакции, которая нам нужна. Мы заинтересованы в том, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека. А в случае произнесения позитивных утверждений или аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам, и только вы можете им воспользоваться. По возможности, запишите свой голос на диктофон и прослушайте записанное. Понравилось ли вам? Устраивает ли вас ? Или вы воскликнули: «Неужели этот голос — мой?». После того, как вы поймете, что участвует в образовании голоса, вы сможете выработать свои способы его улучшения.

Он создается в глубине нашего организма, а не только в области голосовых связок. Диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань выталкивает воздух сквозь резонаторы, а органы артикуляции позволяют нам произносить звуки и слова. Этими процессами управляет подсознание, отражая голосом всю вашу сущность и то состояние, в котором вы в данный момент находитесь.

К примеру:

Из-за волнения вы теряете контроль над собой – у вас повышается тон голоса

Ускоренный темп речи говорит о вашей неуверенности в себе

Вы отвечаете раньше заданного вопроса – вы оправдываетесь или чем-то раздражены

Взяв трубку телефона, бесцельно начинаете ходить по комнате – вы волнуетесь или смущены

Если вы устраиваетесь поудобнее в кресле или делаете паузу перед ответом на звонок, то вы спокойны и уверенны в себе.

Существуют гласные звуки, оказывающие воздействие на разные органы человека.

Вот, например:

а-а-а, и-и-и — вызывают колебания в голове

э-э-э — в железах и в мозг

у-у-у — в глотке, гортани

м-м-м — в легких

о-о-о — в средней части груди

су-су-су — в нижней части легких

о-о-о — в диафрагме

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием голоса? Вот некоторые сигналы, свидетельствующие об этом:

Часто люди просят вас повторить то, что вы им сказали

У вас есть страх публичных выступлений

У вас заметный акцент

Чувствуете, как устает ваше горло после двенадцатиминутного разговора

Вам приходится объяснять слушателям, что вы занимаете высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют

Забудьте нижеперечисленные прилагательные, которые будут мешать вам в жизни из-за неприятного голоса:

Монотонный

Скрипучий

Гнусавый

Картавый

Писклявый

Дрожащий

Плаксивый

Неуверенный

Саркастический

Слишком громкий

С одышкой

Замените их следующими, хорошо подходящими для аффирмаций:

Уверенный

Приятный

Красивый

Спокойный

Доверительный

Дружеский

Выразительный

Мелодичный

Властный

Естественный

Заботливый

Прослушав свой голос на диктофоне, вы поймете для себя: стоит ли вам работать над своим голосом. Если ответ положительный, то в каком направлении? Вспоминая о том, что процесс формирования голоса управляется на подсознательном уровне, становится очевидно: плохой голос — это прежде всего ваша ситуация, которую можно «лечить» перепрограммированием подсознания. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто: «У меня скучный голос (монотонный, скрипучий, гнусавый и т.д)». При этом подсознание укажет вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос. Чаще всего возникают мысли по поводу заносчивости или гордыни (громкий и резкий голос – «нечего общаться с шутами!») или из-за низкой самооценки (тихий, слабый голос – «я недостойный, больной, слабый, ничтожный и т.д.). Но вполне возможны и другие варианты. После перепрограммирования подсознания вы узнаете позитивное намерение, которое обычно бывает весьма одобрительным. Что-то вроде «не тратить время и силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для заносчивости и гордыни) или «уберечь себя от ненужных проблем» (в других случаях).

После процесса «перепрошивки» подсознания, ваш голос может настолько измениться, что не потребуется никаких совершенствований. Но если вы хотите придать определенный тембр, увеличить его силу или что-то еще, то вам следует выполнять упражнения для развития голоса. Лучше всего начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит оптимальное звукообразование и мелодичность речи.

Упражнения для постановки речевого дыхания

1. Выберите удобную для вас позу, положите одну руку на живот, другую – на нижнюю часть грудной клетки сбоку. Глубоко вдохните через нос (живот при этом должен выпятиться вперед, а нижняя часть грудной клетки должна расшириться). Сразу же после вдоха сделайте плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают исходное положение).

2. Сделайте короткий и спокойный вдох через нос, задержав воздух в легких на 3-4 секунды. После этого произведите плавный и протяжный выдох через рот.

3. Произведите короткий вдох (рот при этом открыт) и на плавном продолжительном выдохе произнесите один из гласных звуков (у, а, о, ы, и, э).

4. Плавно произнесите на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaуууууу

аaaaaыыыыы

5. Гудение

Встаньте и громко «прогудите» гласные 3 раза: «А», «Э», «И», «О», «У». При этом обратите внимание:

  1. Замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас.
  2. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 20-22% от объема легких. Так вам будет легко набрать дыхание.
  3. Старайтесь посочувствовать вибрации, которые возникает в грудной клетке при гудении.
  4. Максимально расслабьте свое тело: плечи, шея, спина, руки, ноги, живот…

Если гудеть вслух не получается, то попробуйте сделать это беззвучно. Вы заметите, что когда вы слегка приоткрываете рот и начинаете гудеть без звука, то на 85% напрягаются те же самые мышцы, которые работают, когда вы гудите в полный голос.

7. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки на одном выдохе. Обязательно обращая внимания на указания в первом упражнении.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Правой рукой строят – левой ломают.

Живи не как хочется, а как Бог велит.

Есть время плакать, есть и веселиться

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Психологические упражнения для развития голоса, отработка благозвучности

Развить свой голос вы можете также как, например, развить мускулатуру при занятии спортом. Как результат, ваш тембр измениться, голос станет благозвучным, его диапазон расшириться, а произношение станет более отчетливым. Рекомендуем выполнять эти упражнения ежедневно, по утрам. Это зарядит вас бодростью на весь последующий день. Помимо красивого и приятного голоса, вы будете чувствовать себя значительно лучше.

1. Сделайте выдох, затем вдохните и произносите каждый звук насколько вам хватит дыхания. Вдохните и начинайте:

ииииииииии

эээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Звуки даны в такой последовательности не случайно. Вы начинаете со звука «и» — он имеет самую высокую частоту. Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию. Это свидетельствует о более интенсивном кровообращении.

При звуке «э» активизируется область горла и шеи. Вы также это можете почувствовать – приложите руки к этим областям.

Произнесение звука «а» благоприятно воздействует на область грудной клетки.

Произнося звук «о», вы усиливаете кровоснабжение сердца.

А упражнение со звуком «у» оказывает полезное воздействие на нижнюю часть живота.

Медленно произносите все звуки один за другим четыре раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса стал более низким, а голос более выразительным и глубоким, то в течение дня многократно произносите звук «у».

2. Теперь следует активизировать область груди и живота. Для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три-четыре раза. В первый раз очень тихо, второй раз – погромче, в третий и четвертый раз — как можно громче. Если вы положите ладонь на живот, ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», так как он способствует улучшению произношения и придает голосу силу. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как тигр. Итак, выдохните, потом вдохните и начинайте «рычать». После этого выразительно и громко произнесите следующие слова:

Радио, рулет, ракетка, роль, рояль, рысь, ковер, напор, тропа, тростник и т.д.

3. Произнесите протяжно и плавно слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

4. Упражнение «Тарзан»

Итак, Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Помните, как Тарзан колотил себя кулаками по груди? Громко произносите звуки «ииииииииии» и одновременно сделайте то же самое.

Теперь продолжите выполнять это упражнение со звуками:

аааааааааа

оооооооооо

ууууууууууу

эээээээээээ

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится естественным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Следует выполнять это упражнение для развития голоса только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким и красивым голосом, который достигается с помощью одного простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч. Выполните несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем наберите воздух в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком «Ха-а». Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно. При этом можете чуть наклонить корпус вперед.

Работа над дикцией

Дикцией — ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией. Четкое произношение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука и умения широко открывать рот. Поскольку если вы недостаточно широко открываете рот, то речь у вас будет «цедиться сквозь зубы».

Артикуляция также управляется на уровне подсознания. Поэтому следует понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными приёмами.

Например: «У меня плохая дикция», «Я говорю нечетко», «Я не могу произнести звук «Р». Причинами плохой дикции чаще всего являются отрицательные мысли типа «Моё дело молчать» или «В моём роду нет «.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, заметно улучшается. А для последующего развития подвижности органов артикуляции и умения широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Развитие подвижности нижней челюсти

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в один большой палец.

2. Беззвучно и протяжно, на одном выдохе, произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии (рот приоткрыт)

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ууууууууууууу

иииииииииииии

ёёёёёёёёёёёёё

яяяяяяяяяяяяяя

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааооооо

ааааауууууу

аааааиииии

оооооааааа

оооооууууу

ааааауууууооооо

иииииээээээаааааа

аааааиииииэээээооооооуууууу

При произнесении следите за своим ртом: он должен быть широко открытым.

5. Произнесите скороговорки, поговорки, пословицы, в которых присутствуют несколько гласных звуков, требующими широкого раскрытия рта.

Например:

Щипцы да клещи, вот наши вещи.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Два сапога — пара.

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, о, я:

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

А.С. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки произносите, слегка подчеркивая их.

Упражнения для развития подвижности губ

При недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих звуков. Так, для произнесения звуков «у» и «ю» требуется вытянуть губы вперед трубочкой. Для «о», «ё» — округлить губы, а для звуков «с» и «з» — растянуть губы в улыбке.

Используйте следующие упражнения для развития губ:

1. Растяните губы в улыбке, не обнажая зубы.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов. Рот при этом закрыт.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Чередуйте «трубочку» и «улыбку».

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Медленно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но тщательно звуки, затем с ним):

оооооо (губы овалом)

уууууу (губы трубочкой)

ииииии (губы растянуты в улыбке)

8. Произнесите согласные (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке)

шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед)

9. Теперь, Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки)

оооуууииии (округлены, «трубочка», «улыбка»)

ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки)

ааааииииууууыыыы

ссссссшшшшш (при произнесении звука «с» губы растянуты, при произнесении «ш» вытянуты вперед)

ззззззжжжжж (при произнесении «з» растянуть губы, при произнесении «ж» вытянуть вперед)

10. При плотно сомкнутых губах произносить взрывные звуки «п» и «б» (поп, бобы, бобер, крупа, барабан, полет).

11. Закрепите ясность и четкость произношения звуков в словах:

Ева, игра, утка, курок, стиль, овес, ослик, юла, юнга, юг, ёжик, Ира, институт, инкубатор, укрытие, улитка, ощущение, окулист, оборудование, сок, колесо, шапка, шторы, жук, живот, Саша, солнышко, железо, палка, веник, велосипед, фартук, фуфайка, куртка.

Следите за положением губ перед зеркалом при произношении слов.

12. Прочтите скороговорки, пословицы, и поговорки. Не забывайте следить за правильным положением губ и за четкостью произнесения слов.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У ёлки иголки колки.

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

От умного научишься, от глупого разучишься.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Весна

На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, - суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еше не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков;

Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, - все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еше веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Толстой Алексей Николаевич

Развитие мышц языка

Язык активно участвует в образовании большинства звуков. От его работы во многом зависит четкость речи. Особые трудности возникают, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности, следует четко отработать следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и двигайте им влево, вправо, вверх, вниз несколько раз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким (кончик и боковые края приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка «почистите» верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Вы поможете использовать зеркало при необходимости. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись свободно и естественно.

Развиваем силу голоса

1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Гром грохочет - бух! Трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге - ах! -
Затыкает уши.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово, словно гром!
Я сижу и слушаю, не дыша,
Шорох шуршащего камыша.
Камышинки шепчутся:
- Ши, ши, ши!
- Что вы тихо шепчете, камыши?
Разве так шушукаться хорошо?
А в ответ шуршание:
- Шо, шо, шо!
- С вами я шушукаться не хочу!
Я спою над речкой и спляшу,
Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!
Камышинки шепчутся:
- Ша, ша, ша…
Словно просят шепотом:
- Не пляши!..
До чего пугливые камыши!

Иду вперед (топ-топ-топ) -
И снег идет (тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (топ-топ-топ)
Скажите, от - (тирлим-бом-бом),
Скажите, от - чего так зябнут ноги?

Упражнения на изменение высоты голоса и расширение его диапазона

1. «Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая его тон.

«Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

3. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,
Я становлюсь аквалангистом.
Все ниже опускаюсь, ниже!
А дно морское ближе, ближе!..
И вот уж в царстве я подводном!
Хоть погрузился глубоко,
Но голосом грудным, свободным
Распоряжаюсь я легко.
Чтоб овладеть грудным регистром,
Полезно стать аквалангистом.

Отработка полетности голоса

1. Для выполнения этого упражнения нужны два человека. Между ними должно быть достаточно большое расстояние (7-10 метров). Говорить нужно тихо, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы).

Упражнение на выработку подвижности голоса

1. Сначала медленно произносите слова, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:

«Быстро мчались, быстро мчались, быстро мчались… быстро мчались… быстро мчались».

2. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

3. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — -(медленный темп)
Завертелись карусели. — — -(медленный темп)
А потом, потом, потом — — -(средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — -(быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — -(очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — -(очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — -(средний темп)
Карусель остановите. — — -(средний темп)
Раз, два, раз, два — — -(медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — -(медленный темп)

Мы идем по кругу,
Посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге,
Меняем часто ноги.
Поскакали, поскакали:
Скок-скок-скок!
А потом как аист встали -
и молчок!

5. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило трех котят,
Разогрелось - и назад:
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело?
- Закипело!

6. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Отрабатываем тон речи

1. Произнесите фразу «Ах, какая женщина» так, чтобы выразить:

  • вопрос
  • удивление
  • восхищение
  • презрение
  • сочувствие
  • пренебрежение
  • зависть
  • вопрос-переспрос

2. Прочитайте текст в соответствии с примечаниями:

Пришла?! Мне страшно за тебя! — — -(со страхом)
Во всем вини саму себя! — — -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? — — -(с осуждением)
За ним как верный пес везде! — — -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! — — -(с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — — -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! — — -(с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — — -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — -(радостно)
Нам друг без друга не прожить! — — -(радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка. — — -(с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — — -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — -(с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — — -(с облегчением)

«Миша, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»

«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?»

«Я на тебя нисколько не сержусь. Честное слово.»

«Я ни в чем не виновата!»

«Да-а-а, с тобой каши не сваришь…»

Сказала она тихо, но решительно.

С сожалением протянула она.

Кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

4. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

5. Расскажите об опоздании работника на работу от лица начальника и самого сотрудника.

6. Придумайте сами речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
7. Подберите отрывок из детского произведения с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают правильно выбрать тон речи?

Упражнения для четкого произношения согласных звуков в слогах

Прочтите следующие слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе,

та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те,

са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се,

жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт,

ас, ос, ус, ыс, эс,

аш, ош, уш, ыш, эш

Отработка слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков:

Вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, ястреб, канадцы, мгновение, плотва, штамп, прыщ, чванливый, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Четкое произношение звуков и слов в речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков полезно использовать скороговорки, построенные на сочетании согласных звуков. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Купи кипу пик.

Водовоз вез воду из водопровода.

Галка села на палку, палка ударила галку.

У быка бела губа была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

У боярина бобра нет богатства, нет добра – два бобренка у бобра лучше всякого добра.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Короткие и небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте слитность их произнесения.

Заключение

Для дальнейшего закрепления хорошей дикции вы можете читать вслух поэтические тексты. При этом следует также следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных и согласных звуков, не допуская при этом подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и естественно.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. А при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их смысл и содержание, уместно делать паузы, своевременно набирать воздух.

Проводите занятия по отработке хорошей дикции речи ежедневно, уделяя минимум 12-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Красивый голос, мелодично выводящий удивительную мелодию, и слушатели, затаившие дыхания от восторга – кто не мечтал об этом? Но сделать так, чтобы мечта стала реальностью, удается далеко не всем, при том что ученые утверждают, что певческий талант в той или иной степени есть у каждого человека, просто не каждый его развивает. Как сделать голос более сильным и мелодичным? Тут, пожалуй, пригодятся советы преподавателей вокала.

Как улучшить голос для пения? Самое простое и очевидное решение – заниматься с преподавателем вокала. Даже если вы планируете учиться петь самостоятельно – одно-два вводных занятия не помешают, по крайней мере, специалист услышит ваш голос, обозначит ошибки и слабые стороны, и вы уже будете понимать, куда нужно двигаться.
Но, как показывает практика, прекрасно поющих самородков и самоучек встречается огромное количество, следовательно, можно научиться петь самому.

Что для этого нужно делать? Чтобы улучшить голос, нужно петь. Это очевидно.

Начинайте с самого простого: подпевайте любимому исполнителю, ставьте запись – и вперед! Для начала выбирайте из числа любимых исполнителей, как минимум, того, что с вами одного пола, и желательно, со схожим тембром голоса. Такое «совместное» пение, если заниматься им регулярно, способно значительно улучшить голос.

Следующим этапом будет караоке – к счастью, это развлечение сейчас совершенно доступно: все необходимое оборудование стоит недорого, а найти «минуса» можно практически к любой песне. Начинайте с тех композиций, которые вы любите и хорошо знаете, и не беритесь для начала за слишком сложные.

Освоив пение под фонограмму, можно перейти к еще более сложному этапу - пению а капелла (без музыкального сопровождения), так вы услышите все свои ошибки и недочеты, сможете работать над звучанием. Не перенапрягайте связки, когда поете, вам должно быть удобно и легко брать каждую ноту, и ни в коем случае не кричите, такие «упражнения» неизбежно приведут вас к хрипоте и потере голоса. Пойте так, как позволяют возможности голоса – не спешите, от раза к разу они будут увеличиваться. Каждую репетицию начинайте с тихого пения, постепенно увеличивая громкость и диапазон.

  • не простужаться;
  • не «давать концерты» на холоде;
  • не кричать (совмещать вокальную карьеру и стиль жизни футбольного болельщика довольно сложно);
  • не курить;
  • не разговаривать много. Голосу необходим отдых, хотя бы по часу дважды в день нужно побыть в полной тишине.
Не стоит так же и петь, приняв порцию алкоголя – под его воздействием связки разогреваются и голос звучит лучше, но в последствии алкоголь сушит связки, что в долгосрочной перспективе ухудшит голос. Не лучший друг для вашего голоса и кофе, его лучше вовсе исключить.
  • семечки, чипсы и сухарики;
  • шоколад;
  • холодное мороженое;
  • острые и горячие блюда (слишком высокие и низкие температуры снижают эластичность голосовых связок);
  • продукты с красителями;
  • жирная и сладкая пища (сахар и жир осядут на связках).
А вот воду пить можно и даже много. Также на пользу пойдут сочные фрукты с большим содержанием воды – персики, виноград, арбузы, груши и т.д.

Перед тем как начать петь, обязательно сделайте дыхательную гимнастику. Но когда поете – не думайте о дыхании.

Не нужно тянуть или напрягать шею во время пения, напряжение передастся на гортань, и звук получится сдавленным. Совершенно свободными должны быть и плечи – только так получатся глубокие и объемные низкие ноты.

Чтобы слышать, как вы поете - записывайте голос и прослушивайте запись, так вы сможете работать над ошибками.

Попробуйте делать упражнения, чтобы улучшить голос для пения.

  1. Сделайте вдох, а на выдохе произносите каждый из звуков – пока хватает дыхания «и», «э», «а», «о», «у» - именно в этом порядке. Последовательность важна – начинаем со звука самой высокой частоты. Достаточно сделать упражнение три раза – три глубоких выдоха на каждый звук.
  2. Чтобы активизировать область груди и живота, трижды произносим звук «м» (так же долго – насколько это возможно). Первый раз – довольно тихо, второй – уже громче, третий – громко, насколько это возможно.
Для развития музыкальности и слуха важно не только, что вы поете, но и то, что вы слушаете. Старайтесь слушать как можно больше музыки. Чтобы улавливать оттенки и полутона, довольно простенькую (хоть и симпатичную) попсу в плеере лучше заменить классическими произведениями.

Многие люди любят петь и хотели бы разработать свой голос. Существует бесконечное количество разнообразных методов тренировки вокала, здесь представлены самые эффективные и безопасные из них. Учтите, что это займет какое-то время, и при этом вы столкнетесь с трудностями. Будьте настроены с энтузиазмом. Вы можете практиковаться в свое свободное время для творческого саморазвития или в качестве подготовки к будущим профессиональным занятиям. Используйте данные методики как инструмент для нахождения своего индивидуального подхода. Все наши голоса уникальны и прекрасны по-своему, поэтому цените этот дар. Получайте удовольствие, тренируя свой голос!

Шаги

    Ознакомьтесь с «Советами», представленными ниже, прежде чем приступать к следующим шагам. «Советы» содержат определенные указания к правильному пению, затрагивая такие аспекты, как поднятие мягкого неба, правильное дыхание и осанка, положение челюсти и др. «Шаги» содержат распевки, которыми можно дополнить вокальные занятия.

    Начните с основной распевки "до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до", одновременно проигрывая и повторяя голосом соответствующие ноты на клавиатуре пианино. Вернитесь к исходной ноте «до», пропев все в обратном порядке: "до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до."

    Распевка нот "до ре ми фа соль фа ми ре до". Начните со звука «а» на ноты "до ре ми фа". Продолжите звуком "я" на ноты "соль фа ми ре до". Нота "соль" выше "фа" на одну ступень. Следовательно, нужно пропеть "я" на ступень выше, прежде чем спуститься обратно по гамме. Старайтесь применять плавный переход между нотами. Это называется легато.

    Пропойте гласную «а» нотами "до ми соль ми до". Разделите их на два слога: «до ми соль» и «ми до». Попробуйте выполнить эту распевку в стаккато, то есть отрывисто, отделяя каждую ноту. Желательно положить руку на живот, чтобы убедиться в правильности выполнения упражнения. Каждый слог должен вызывать слабую вибрацию в животе, так как воздух отталкивается от диафрагмы.

    Распевка "и-я" на ноты "до ре ми фа соль ми до". "И" вы должны пропевать нотами "до ре ми фа" в легато, то есть плавно соединяя ноты. "Я" нужно петь в стаккато нотами "соль ми до". Для выполнения этого упражнения требуется практика, так как при этом происходит переключение между двумя манерами исполнения. Пропевая «и», старайтесь сохранять челюсть расслабленной и не открывайте рот слишком широко, оставив небольшое округлое отверстие. Так вы добьетесь теплого, объемного звука. Пропевая «я», также не расширяйте ротовую полость. Чтобы проконтролировать правильность выполнения упражнения, лучше держать руку на животе в районе диафрагмы.

    Если вы замечали, нота «до» встречается несколько раз на клавиатуре пианино. Весь интервал от одной «до» до следующей называется октавой. Когда диапазон вашего голоса расширится, вы сможете петь несколько октав. Пианино будет очень полезно для практики. Нажмите клавишу «до». В зависимости от типа вашего голоса, она может находиться в любой части клавиатуры. При выборе исходной точки учитывайте, что в этом упражнении ваш голос будет подниматься вверх. Начните с октавы, которую вам удобно петь. Если вы не знаете свой тип вокала, испробуйте различные варианты и определите, что вам подходит больше. Нажмите клавишу «до» и повторите звучащую ноту своим голосом. Протяните ее подольше. Потом нажмите клавишу «до» на октаву выше и также постарайтесь попасть в нее и протянуть. Если она окажется слишком высокой для вас, попробуйте начать с более низкой октавы или вместо этого поднимайтесь на пол-октавы: от «до» до «соль». После верхней «до» вернитесь к нижней и протяните ее как можно дольше. Для начинающих этого может быть достаточно для первого дня упражнений с октавами. Если вы захотите продолжить, попробуйте то же самое с нотой «ре» и с другими нотами в зависимости от диапазона. Это упражнение поможет развить ваши вокальные возможности. Старайтесь не перенапрягать свой голос.

    В сольфеджио используются ручные знаки для каждой ноты. Они легко запоминаются, помогая соединить зрительный образ с мышечно-моторным чувством. Нота "до" обозначается кулаком, нота "ре" - ладонью, смотрящей немного налево и вниз, при этом большой палец указывает в вашу сторону. Обозначение ноты "ми" – ладонь внутренней стороной вниз, кончики пальцев указывают налево, а большой палец в вашу сторону. Нота "фа" – наполовину сжатая ладонь, кончики пальцев указывают вниз. Нота "соль" – прямая раскрытая ладонь внутренней стороной, направленная к вам, кончики пальцев устремлены налево. Обозначение ноты "ля" – ладонь в форме чашки, смотрящей вниз. Нота "си" – кулак с указательным пальцем, направленным вверх и немного влево. После прохождения всех ступеней звукоряда сожмите кулак снова, обозначив этим возврат к исходной ноте "до". Вы освоите систему ручных знаков, повторяя эти обозначения снова и снова. Это может оказаться очень интересным и полезным занятием, и вы сможете обозначать ноты во время их исполнения.

    Начните с ноты "до", используя при ее исполнении ручное обозначение. Протяните ее подольше, потом спойте ноту "ре", также обозначив ее при этом рукой. Затем вернитесь к ноте "до". Ваша задача – продвигаться с каждым разом все дальше и петь сначала "до" и "ми", потом "до" и "фа", "до" и "соль", "до" и "ля", "до" и "си", "до" и "до" октавой выше и так далее, насколько пожелаете.

  1. Если ничего из этого не сработало, попробуйте походить на занятия. Вы можете найти преподавателя по вокалу в интернете или в газете. (Скорее всего, это будет не бесплатно!)

    • Во время громкого или тихого пения должно использоваться одинаковое количество воздуха, и в обоих случаях голос не должен напрягаться. Использование диафрагмы во время дыхания помогает контролировать этот процесс. Также можно попробовать вытягивать вперед поочередно правую и левую руки. Эта техника помогает научиться добавлять громкость голосу во время пения форте или фортиссимо.
    • Мягкое нёбо должно быть всегда приподнято. В ротовой полости должно образоваться достаточно пространства, чтобы голос звучал объемно. Опускайте язык как можно ниже, губы должны принять округлую форму, создавая маленькое отверстие. Не раскрывайте челюсть слишком сильно, чтобы не нарушать оптимальной формы ротовой полости.
    • Выбирайте подходящие вам по диапазону песни (которые вам комфортно исполнять).
    • Пейте больше воды.
    • Вкладывайте эмоции в пение и выражайте их на лице.
    • Вдохните воздух, потом зажмите нос рукой. Такое же ощущение должно быть у вас во время пения. Учитесь не выдыхать воздух через нос, когда поете.
    • Начинайте с предполагаемой высоты ноты, чтобы подстроиться под нужный тон. Увеличивайте или уменьшайте высоту ноты голосом наподобие сирены, пока не попадете в искомую ноту. Вы услышите и почувствуете, когда это произойдет.
    • Расставьте ноги по ширине плеч. Не блокируйте колени, так как длительное пребывание в таком положении может привести к потере сознания. Выпрямите спину, шея должна быть её продолжением. Не наклоняйте голову в сторону. Повернитесь вперёд и сохраняйте расслабленное положение.
    • При пении грудным вокалом в нижнем отрезке диапазона голос обычно имеет глубокий оттенок. При пении в головном регистре голос звучит мягче и нежнее. Пение микстом является смешением обеих техник, и при этом вы чувствуете вибрацию в скуловых костях. Регистры определяют, какие части вашего тела резонируют во время пения. Вы поймете, в каком регистре поете, определив границу между двумя регистрами. Спойте ноту из нижнего отрезка вашего диапазона. Постепенно увеличивайте высоту ноты, двигаясь вверх на одном дыхании. На определенной высоте ваш голос оборвется, это и является естественной границей. Ноты в отрезке до границы вы поёте в грудном регистре. Все, что выше границы, вы поете более мягким голосом (фальцетом) в головном регистре. Микст, находящийся где-то между этих двух различных принципов пения, используется при исполнении пограничных нот, то есть в пределах вашего грудного диапазона ближе к границе между регистрами.
    • Положите на живот обе руки одна на другую. Дышите через нос глубоко и размеренно, при этом живот должен расширяться. При выдохе мышцы живота должны слегка сокращаться. Вдыхать нужно как можно глубже, чтобы воздуха хватило на пропевание длинных нот и фраз, а также для возможности исполнения легато. Выдох должен быть медленным и постепенным, чтобы сохранить как можно больше оставшегося воздуха до следующего вдоха.
    • Четко произносите согласные звуки в песне. Также можно акцентировать определенные слова.
    • Настройка голоса предполагает исполнение точной ноты, не перетягивая или не недотягивая ее. Вы должны петь в тон аккомпанирующему инструменту, к примеру, пианино, и воспроизводить соответствующие ноты, не допуская отклонений от камертона ниже или выше. Спойте определенную ноту, при этом мягко надавливая указательным пальцем в центр лба. Это производит психологический эффект, помогающий многим певцам в дальнейшем попадать в ноты.

    Предупреждения

    • Давайте отдохнуть своим голосовым связкам, пейте больше жидкости.
    • Старайтесь не перенапрячь голос.
    • Если вы испытываете физическое напряжение или даже боль во время пения, прекратите занятия. Это может быть вызвано использованием неправильной техники. Проконсультируйтесь с репетитором по вокалу, руководителем хора или со специалистом по голосовым связкам. Вам покажут, что вы делаете неправильно, и как исправить свою технику.
    • Стоит избегать совершения следующих распространенных ошибок: пение на улыбке, пение с сипотцой, зажатое солнечное сплетение, нагнетание слишком большого количества воздуха, форсирование голоса в попытках превысить границы своего естественного диапазона. Это основные причины поражения голосовых связок.

Человеческое обаяние во многом зависит от красоты и силы голоса. Его красивый тембр и благозвучность действуют порой просто завораживающе.

Несложные упражнения для красоты голоса

Человеческое обаяние во многом зависит от красоты и силы голоса. Его красивый тембр и благозвучность действуют порой просто завораживающе. Развить такие качества собственного голоса может каждый, регулярно выполняя несложные упражнения.

Упражнение 1

Сделайте глубокий вдох и начинайте тянуть, на сколько хватит дыхания:

– И-и-иииииииии…

Если в этот момент вы приложите ладонь к своей голове, то ощутите легкие вибрации. Затем снова глубоко вдохните и продолжайте по той же схеме работать именно в такой последовательности со звуками:

– Э-э-ээээээээээ…
– А-а-ааааааааа…
– О-о-ооооооооо…
– У-у-уууууууууу…

Так, постепенно переходя от более высоких частот к низким, вы последовательно улучшаете кровоснабжение голосовых связок, активизируете область шеи и горла , разрабатываете возможности своей грудной клетки и работаете с нижней частью туловища.

Повторяйте такой цикл трижды, чтобы вскоре отметить отличные результаты: ваш голос станет более глубоким.

Упражнение 2

Снова после глубокого вдоха начините тянуть звук «М-м-мммммм» с закрытым ртом. Это позволяет проработать грудную клетку.

Выполнять упражнение нужно также в три подхода: первый раз совсем тихо, затем погромче, а третий – уже во всю силу, чтобы почувствовать напряжение голосовых связок.

Упражнение 3

Чтобы «прокачать» энергичность своей речи, тренируем произношение звука «Р-р-ррррр». Сначала поставьте кончик языка за верхними зубами и потарахтите, будто трактор. А затем на полном вдохе прорычите, на сколько хватит дыхания. Затем максимально громко и выразительно продекламируйте следующие слова:

роль
забор
руль
сыр
ринг
товар
рубль
рыло
ритм
сирень
риск
мороз
повар
рысь

Упражнение 4

И заключающее упражнение, которое помогает очистить бронхи и наполнить вашу грудную клетку энергией.

Встаньте, выпрямившись, сожмите кулаки, наберите побольше воздуха и начинайте тянуть звуки по списку из упражнения 1, при этом поколачивая себя по груди кулаками на манер Тарзана. Это упражнение обладает выраженным тонизирующим эффектом, поэтому делать его на ночь не рекомендуется, лучше посвятить этому первую половину дня.

Через две-три недели таких тренировок нельзя будет не заметить, что ваш голос стал более гибким и сильным, а речь – более спокойной и уверенной . Наглядно убедиться в этом помогут аудиозаписи, которые стоит сделать перед началом занятий и повторять каждые 10 дней. опубликовано

Существует несколько вещей, которые помогут улучшить ваш голос, независимо от того, в каком стиле вы поете. Вопреки популярному высказыванию, практика не всегда ведет к совершенству, хоть и помогает стать лучше! Существует множество практических способов улучшить качество своего голоса. Для этого вы должны научиться правильно дышать, избегать некоторых продуктов, а также выполнять специальные разогревающие упражнения, до того как начнете петь или произносить речь. За ночь успеха не добиться, но приложив максимум усилий и потратив на это некоторое время, вы несомненно сможете улучшить качество своего голоса.

Шаги

Часть 1

Как правильно дышать и стоять

    Научитесь правильно дышать. Чтобы иметь сильный голос, вы просто обязаны уметь правильно дышать. Суть состоит в том, чтобы дышать глубоко:

    Используйте мышцы пресса. При правильном дыхании нижние мышцы (диафрагма) над вашим желудком должны двигаться вперед, освобождая место для еще большего объема воздуха. Во время пения (речи или просто для выдоха) используйте эти мышцы, чтобы выдавить воздух.

    • Используйте мышцы над поясницей (вокруг почек) точно таким же способом, чтобы контролировать свои вдохи и выдохи.
  1. Научитесь правильно стоять. Следите за положением своих ног, коленей, бедер, живота, груди, плеч, рук и головы:

    Расслабьтесь. Когда вы встанете в правильную позу, убедитесь, что вы больше не напряжены. Вы не должны ощущать напряжения от того, что выпячиваете грудь или держите спину ровно. Не забудьте расслабить мышцы лица и шеи.

    • Если ваше тело или лицо будут напряжены, то во время пения или речи вам будет трудно издать звук высокого качества.
  2. Ешьте здоровую пищу. Употребление цельных злаков, фруктов и овощей помогает слизистой оболочке вашего горла оставаться здоровой, а значит, здоровым будет и ваш голос.

    Расслабляйтесь. Стресс на все влияет негативно. Ежедневно уделяйте время, чтобы заняться чем-то, что поможет вам расслабиться. Можете заняться йогой, медитацией, сходить на прогулку, посмотреть любимый сериал, почитать хорошую книгу или поиграть на музыкальном инструменте.

    Старайтесь не кричать. Это особенно важно, если у вас скоро выступление. Крик может навредит вашему голосу и ухудшить его качество на следующие несколько дней.

    Обратитесь за помощью. Если качество вашего голоса недавно ухудшилось, например, голос стал более скрипучий, глубокий или натянутый, это может указывать на наличие проблемы со здоровьем. На всякий случай обратитесь к врачу, чтобы исключить вероятность заболевания.

  3. Будьте терпеливы. На то, чтобы улучшить качество своего голоса, может потребоваться некоторое время. Вы не получите значительного улучшения за ночь, но после того, как разогреетесь и научитесь правильно дышать и держать осанку, вы сразу почувствуете, как в вас что-то изменилось.

    • Нет ничего плохого в том, чтобы делать все постепенно. Сперва научитесь глубоко дышать и правильно стоять. Когда вы это усвоите, поработайте над положением рта и выполните несколько разминочных упражнений.