В чем значение эпилога романа. Анализ эпилога преступление и наказание

Эпилог романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» завершает идейное содержание произведения и является ключевым эпизодом в понимании цели его написания. Более того, именно в этой части романа окончательно разрешаются все проблемы, указанные автором еще в начальных главах.

В начале эпилога читатель узнаёт о полном и чистосердечном признании Раскольникова. Молодой человек не скрыл ни единой подробности совершения преступления, благодаря чему суд принял благосклонное решение - приговорил Родиона к восьмилетней ссылке на каторгу в Сибирь.

Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, после расставания с сыном заболела и, не выдержав разлуки и фактически лишившись цели в жизни, умерла. Незадолго до этого, Дуня вышла замуж за Разумихина. Молодожены всяческим образом содействовали смягчению наказания Раскольникова. Информацию о состоянии заключённого им передавала Соня. Девушка нашла работу в городе близ места ссылки Родиона. Однако все вышеперечисленные факты не играют роль в раскрытии проблем романа. Они служат лишь логическим завершением сюжетных линий произведения. А вот истинный смысл эпилога заложен в описании поведения Родиона Раскольникова, его внутренних переживаний и противоречий. Стоит также обратить внимание на композиционную особенность эпилога. Он разделён на две главы. Первая, «поверхностная» служит лишь для рассказа дальнейших судеб главных героев, а вторая глава целиком посвящена Родиону Раскольникову, состоянию его внутреннего мира. Таким образом, Достоевский акцентирует внимание читателя на ключевой и важнейший эпизод всего произведения. И, безусловно, наиболее значимой деталью эпилога является сон Родиона Романовича о моровой язве. Невиданная болезнь поражает миллионы людей. У зараженного человека пропадает чувство самоконтроля, он становится сумасшедшим и уже не может в полной мере отвечать за свои действия. Человечество уничтожает само себя под влиянием «духов, одарённых умом и волей». Смысл этого сна становится ясен, если провести аналогию с теорией Раскольникова. «Необыкновенный» человек, способный и имеющий право убивать других ради якобы благих целей, утрачивает внутреннюю границу между добром и злом и, что еще страшнее, осознание ценности человеческой жизни. Сон о моровой язве дает понять его автору, что если подобные идеи начнут распространяться в обществе, это приведет только к негативным и разрушительным последствиям. Пребывая на каторге, Раскольников коренным образом пересматривать свое мировоззрение. Всё это время в душе молодого человека было противоречие: или его теория невозможна к применению на практике, или сам Родион не способен и не имеет право убивать. Однако сон Раскольникова и постоянное присутствие Сони, которая выступает неким «ориентиром» главного героя на пути к изменению, заставляет Родиона Романовича поверить в несостоятельность своей теории, невозможность ее осуществления. И уже на последних страницах романа читатель видит совсем другого человека. Родион смотрит на окружающий мир другими глазами. И, что еще важнее, начинает верить в Бога («Под подушкой его лежало Евангелие»). Именно религия была для Раскольникова, да и для всех людей той эпохи, единственным способом не потерять контроль над своим разумом в суровых условиях окружающего мира.

Таким образом, эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это воскрешение главного героя, признание им отсутствия положительных последствий в убийстве других людей. Одновременно с этим, данный эпилог - это призыв автора населению Российской империи отречься от каких-либо похожих мыслей и идей, аргументируя это тем, что такие побуждения приведут только к разрушению государства, нашей Родины изнутри.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.

Основу романа составляет борьба двух контрастирующих идей – христианского добра и любви, главным носителем которой является Сонечка Мармеладова, и идеи индивидуализма, бесчеловечной по своей сути, носителем которой и становится Раскольников. Каждую из этих идей уточняют дополнительные линии, которые связаны с «двойниками» этих двух основных героев. Для христианской идеи – это Дуня и Лизавета, для идеи индивидуализма – Лужин и Свидригайлов.

Сложное переплетение и взаимодействие всех этих линий происходит в основной части романа, где рассказана история преступления Раскольникова, совершенного под влиянием захватившей его идеи индивидуализма. Наиболее полно она проявилась в его теории, согласно которой все люди делятся на два разряда – «тварей дрожащих», которые должны покоряться тем, кто во имя высоких целей имеет право даже проливать кровь. Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужасного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помогает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться от мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Казалось бы, история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим последствиям все человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольников, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Ничуть не раскаивается в своей «экономической» теории Лужин, а Свидригайлову уже нет пути назад – потому он и кончает жизнь самоубийством. Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человечество от «моровой язвы» индивидуализма?

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармеладовых) и дополняется новыми сведениями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Раскольниковым на каторгу, ее сострадание ко всем несчастным каторжанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идеи, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга, Раскольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пораженных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге окончательного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен его главный смысл: показав историю Раскольникова, писатель предлагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над поставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Духовное вырождение или духовное возрождение - что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор - 8 лет каторжных работ.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Каторжники и Соня

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что - то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека - Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня - это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Истоки преступления

Теория в «Преступлении и наказании» высказана Раскольниковым посредством статьи, которую он написал под влиянием окружающей его среды.

Являясь по сути своей настоящим гуманистом, чувствительным к любой несправедливости, он тяжело переживает по поводу всего того, чему является свидетелем.

Крайняя бедность, жалкая мрачная каморка, в которой он чувствует себя похороненным заживо, отсутствие дружеской поддержки и работы, которая бы как-то поддерживала его существование. Всё это постепенно погружает его в тёмный мир собственных иллюзий и представлений.

Петербург со своей духотой, пылью и вонью душит его как мешок, накинутый на голову. На улицах города он сталкивается с социальным «дном» общества: нищие, пьяницы, психически нездоровые люди, задавленные нищетой родители, несчастные обездоленные дети.

Мысль о несправедливом мироустройстве не даёт ему покоя, сводит с ума, порождает в душе отчаяние и непонимание. Глубочайшая грань, которая пролегает между бедными и богатыми, настолько непреодолима, что Раскольников не может смириться с этими ужасными реалиями. Он готов помочь всему человечеству перестать страдать даже ценой собственного благополучия.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога "Преступления и наказания" заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это - нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь - сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание - проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» - история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание - проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок - смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь - святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья - каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог - источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Достоевский."Преступление и наказание": эпилог

Преступление и наказание - смысл произведения. Никогда не бывает одного без другого. И Достоевский хотел донести до читателей ту мысль, что никто не осудит тебя за твоё преступление суровее и беспощаднее, чем твоя совесть. Даже если ты избежишь наказания от людей, то от наказания совести тебя не скроет ни один самый отдалённый закоулок Вселенной.

Смысл эпилога «Преступление и наказание» заключается в том, что ни один злой поступок не может быть совершён во имя добра. Соня, олицетворяющая христианское смирение, беззаветную и к людям противопоставляется Раскольникову с его идеей о неподсудности «необыкновенной» личности.

Опровергается его теория о том, что великая цель, направленная на благое дело, может быть осуществлена недостойными средствами.

Преступление - это не самое страшное. Самое страшное - наказание. Если выразиться точнее - самонаказание, саморазрушение после того, как человек преступит и законы общества, и законы собственной совести. Человек, преступление и наказание - это три основных ключа романа. Самый главный ключ - именно наказание.

Поэтому в романе лишь первая часть посвящена самому преступлению. Все последующие - это описания наказания, которое ждёт преступника не столько от людей, сколько от суда собственной совести.

Спасает же героя не его идея о разделении людей на «две группы», а любовь Сони, которая «заражает» его своей и в то, что каждый человек достоин божественной любви.

Эпилог романа «Преступление и наказание» говорит о том, что Соня и Раскольников теперь - одно целое и неделимое ядро. И вместе они осилят трудную дорогу к обновлению и к счастью. «Преступление и наказание» - история человека, который потерял себя из-за собственной гордыни и обрёл заново благодаря любви.

"Преступление и наказание"

Чтение романа Достоевского «Преступление и наказание» - процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольникова обретает философский смысл. Описание мироощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей - все это заставляет читать книгу на одном дыхании. Однако, после того как Порфирий окончательно «уличает» Раскольникова и тот признается в убийстве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпилог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпилога роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.

«чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физической невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот... Порфирий». Это похоже на новое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть - почему? Он не знал этого».

разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», - инстинктивно чувствовали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.

Но все изменилось, когда он молча отрекся от своей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее... Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого...».

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ивановна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с резней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней странице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

Молчаливое коленопреклонение Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый...

«дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Соотнесение этой фразы с законами раскольниковской «арифметики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение - это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию...» - слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».

«Это человек-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спорит с ним, не разоблачает его. она просто его не понимает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».

«облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольников, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убийства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как будто все, что потом происходит с Раскольниковым, происходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий говорит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

«Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью...», - эта заключительная фраза оставляет финал открытым, давая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

Некоторые считают, что эпилог - это послесловие. Технически, если переводить с греческого языка, это так. Но в русской терминологии эти понятия различаются. Об этом и поговорим ниже.

Вместо нудных объяснений - метафора

Представьте, что у человеческой судьбы есть автор (ну, кроме самого индивида, разумеется). И вот жизнь прошла. И нашему автору нужно написать эпилог (это нечто такое, что не столько подведет итог, сколько расскажет о дальнейших приключениях после смерти).

Например, если посчитать, что мифы Средневековья об аде и рае - не сказка, а быль, то они вполне могли сойти за некоторое продолжение основной части человеческой судьбы. Прожил хорошо - стал святым - добро пожаловать в рай. Жил не по совести - тебе уготован ад. Вообще, средневековые мифы - достаточно мрачные произведения. Иначе говоря, эпилог - это то, что непосредственно касается основной части произведения и в некотором смысле венчает ее. Он может логически завершать повествование либо быть частью излишней и необязательной.

Если перед тем же автором человеческой жизни стоит задача написать послесловие, а не эпилог, то здесь уже будет совсем другая история. Писатель может пуститься в пространные рассуждения о том, как появился, зачем и почему. При этом все рассуждения могут не касаться непосредственно истории человека как таковой.

Другими словами, предисловие и эпилог (это мы уже знаем что) отличаются причастностью к художественному произведению. Послесловие рассказывает о причинах возникновения творения как социального артефакта (когда возник замысел написать книгу, почему и т.д.). Эпилог непосредственно продолжает художественное повествование, венчает его. Думаем, с этим ясно.

Достоевский и возрождение Раскольникова

Теперь осталось ответить на один конкретный вопрос, зачем нужен эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского? История замечательная, законченная. Родион Романыч признался и упал в обморок в полиции - блестящий финал.

Но Достоевскому не хотелось оставлять героя в пучине отчаяния, поэтому он своей авторской волей обратил Раскольникова к Богу, тем самым насытив существование последнего не отчаянием, а надеждой.

Эрнест Хемингуэй говорил, что жизнь - трагичная штука с известным финалом. Дополняя американского классика, хочется сказать, что при всем этом в ней все-таки должно быть место надежде.