В каких странах требуются международные водительские права. Вождение автомобиля в Италии и других странах ЕС: что нужно знать об иностранных водительских правах Могут ли россияне использовать национальное удостоверение в Европе

Наличие водительского удостоверения подтверждает, что его обладатель имеет право на управление транспортным средством. Для передвижения на машине в некоторых зарубежных странах действительно национальное водительское удостоверение. Однако ряд стран может потребовать предъявления международных водительских прав. Поэтому, прежде чем отправляться в путешествие куда-либо, необходимо выяснить, в каких странах нужны международные водительские права.

Много дискуссий вызывает тема, нужно ли международное водительское удостоверение в Италии. Согласно таблице, данная страна разрешает своим гостям использовать национальные права, однако на практике возникает множество недоразумений с местными полицейскими. Поэтому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не испортить отдых, лучше уточнить информацию заблаговременно, какие права нужны и .

Зачастую современные путешественники предпочитают арендовать авто в Греции для самостоятельного перемещения по стране. Нужны ли международные водительские права в Греции, можно выяснить до начала путешествия в отделении полиции своей страны. Однако, как показывает практика и опыт некоторых водителей, все же надежнее получить и взять с собой права международного образца. Имея такой документ, вы сможете ездить без ограничений и не бояться полицейского патруля.

Пожалуйста, пройдите социологический опрос!

Какой стимул к изучению иностранного языка самый сильный?

    И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Путешествуя за границей на собственном авто или планируя взять в аренду транспортное средство уже на месте, стоит не только изучить особенности дорожного движения в конкретной стране, но еще и выяснить какие документы на право управления транспортными средствами там необходимы. До сих пор ведутся ожесточенные споры о том, так ли необходимо оформлять международное водительское удостоверение (МВУ), и в каких странах оно действует.

Существует всего два вида прав – национальное водительское удостоверение и международное. И то, и другое, можно свободно оформить на территории России, но вот чем они отличаются?

Национальные права – обычные права, которые выдаются на территории конкретной страны, в нашем случае, России, и дают право на управление транспортными средствами на основании открытой категории. Не так давно в России стали выдавать водительские права нового образца, они представляют собой пластиковую карточку, отличающуюся от старого варианта приятным розовым цветом. Выдаются такие права сроком на 10 лет. Согласно уверениям наших законодателей, они полностью соответствуют всем международным стандартам и подходят для управления транспортными средствами на территории всех стран, подписавших Венскую конвенцию. А вот что это такое – расскажем ниже.

Международное водительское удостоверение (МВУ)

В некоторых странах управление автомобилем возможно только при наличии МВУ. Этот документ также можно оформить в ГИБДД без проблем, уплатив государственную пошлину и предоставив нужный комплект документов. Эти права представляют из себя многостраничную книжечку формата А6, в которой на нескольких международных языках описаны все характеристики ваших национальных прав. Выдается МВУ сроком на три года.

Важно, что МВУ является действительным только в комплекте с национальными правами, то есть при предъявлении МВУ необходимо также предоставлять и национальные права, да и выдается МВУ только если имеются действующие национальные права. На основании МВУ можно управлять автомобилем в тех странах, которые подписали Женевскую конвенцию, о которой будет рассказано чуть ниже.

В каких странах какие права нужны

Итак, все страны можно поделить на три категории:

  • Страны, подписавшие Венскую конвенцию, в которых можно управлять автомобилем на основании национальных прав любой страны, МВУ не нужно.
  • Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, здесь для управления обязательно необходимо МВУ (в комплекте с национальным водительским удостоверением).
  • Страны, не подписавшие ни одну из конвенций, в них для управления транспортным средством необходимы их местные права, которые оформляются непосредственно на месте.

Страны, где принимают национальные права

В 1968 году была создана Венская конвенция дорожного движения, согласно которой страны-участницы обязаны принимать в качестве документа, допускающего к управлению транспортными средствами на своей территории, национальные права любой стран, которые являются действующими. Напомним, наша страна также является участницей Венской конвенции, поэтому наше национальное водительское удостоверение в странах участницах Венской конвенции должно котироваться без проблем, МВУ в этом случае не требуется.

Список стран, где можно ездить по российским правам:

Австрия, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика, Корея, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР.

Страны, где обязательно необходимо МВУ

Существует и другая конвенция, Женевская 1949 года, согласно которой в странах ее подписавших можно ездить только при наличии международного водительского удостоверения, национальные права других стран здесь в качестве отдельного документа не принимаются. Напоминаем, что для того, чтобы МВУ в этих странах было действительным, необходимо иметь при себе и МВУ, и национальные права, которые имеют силу только в комплекте.

Список, стран, где необходимо международное водительское удостоверение:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Киргизия, Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Свазиленд, Сингапур, Сирия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Люция, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

Страны, где действуют только местные права

Если в предыдущих списках вы не нашли нужную страну, значит она принадлежит к списку тех, которые ни одну из конвенций не подписали. Это автоматически подразумевает, что в этих государствах управлять транспортными средствами можно только на основании тех прав, которые выдаются непосредственно на месте властями данной страны. В этом случае ни национальное водительское удостоверение, ни МВУ действовать не будут.

Не зря вокруг МВУ ходит столько слухов, а споры не стихают. Связано это, как ни странно, с личным опытом путешественников. У кого-то «прокатили» национальные права в тех странах, где должны требовать международные, а у кого-то, наоборот, требовали МВУ в странах, которые подписали Венскую конвенцию.

Действительно, такое случается, ведь на дорогах автомобилистов останавливают не высококвалифицированные юристы, а сотрудники полиции, которые могут не разбираться во всех тонкостях. В случае если от вас требуют МВУ, когда оно не нужно для управления, стоит настаивать на том, чтобы вас доставили в участок, где нерадивому полицейскому расскажут, что к чему. Если же свои нервы и время тратить не хочется, проще сделать МВУ, поскольку услуга эта доступная, времени и денег для ее получения много не требуется. Например, в Италии в 2017 году прокатчик Goldcar интересовался МВУ, хотя и оформил машину без них.

А вот ездить в страны, где МВУ необходимо, без них не рекомендуется, поскольку штрафы за управление автомобилем без прав, а именно так будет рассматриваться ситуация, поскольку национальные права в таком случае просто ничего не значащая бумажка, довольно высокие, а отстоять свою правоту не удастся.

Отправившись в путешествие за границу, обладатели российских водительских прав розового цвета рискуют получить серьезные штрафы за управление транспортным средством без соответствующих документов.

Водительское удостоверение нового образца соответствует требованиям международной Венской конвенции о дорожном движении, принятой в 1968 году и установившей единые для всех подписантов стандарты дорожных знаков и правил дорожного движения. Конвенция утверждена во многих странах, включая почти все европейские.

Но все чаще обладатели новых пластиковых водительских удостоверений сталкиваются за рубежом с непониманием со стороны полицейских. Дело в том, что из них исчез перевод словосочетания «Водительское удостоверение». На «старых» правах такой перевод, хоть и на французский язык, но был — документ назывался «Permis de conduire».

В итоге многие россияне, планирующие путешествие за границей на автомобиле, столкнулись с дилеммой: нужно или нет в дополнение к обычным водительским правам оформлять в еще и международное водительское удостоверение?

Соответствуют ли российские права международным?

«Международное водительское удостоверение (МВУ) — приложение к наш российскому национальному документу, — объяснил «Газете.Ru» президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор . — Отдельно от него МВУ недействительно, и у водителя все равно потребуют предъявить национальные водительские права.

Наше удостоверение соответствует Венской конвенции, которую подписали более 100 стран, и принимается на ура во всех странах, в том числе при оформлении ДТП.

На новых розовых правах ничего не должно дублироваться на латинице, они полностью соответствуют приложению №6 к Венской конвенции . Единственное, что некоторые прокатные компании, которые предоставляют машины в аренду, просят представить им международное удостоверение, но это происходит редко.

Международные водительские права необходимы только в том случае, если вы едете в ту страну, которая не ратифицировала международную Венскую конвенцию».

На вопрос о том, что делать, если полицейский все равно отказывается признавать действительность российских водительских прав, Травин советует иметь при себе распечатанную Венскую конвенцию на английском языке или на языке той страны, куда вы отправились в путешествие.

«Во всех странах бывают бестолковые полицейские, предъявляете им распечатанный документ либо отправляйтесь разбираться в полицейский участок», -— говорит Травин.

В ГИБДД «Газету.Ru» также уверили в том, что в странах, которые подписали Венскую конвенцию, у российских водителей не могут требовать международные водительские права.

«Наше водительское удостоверение полностью соответствует требованиям Венской конвенции, — сказал замглавы ГИБДД РФ .

— Если у кого-то есть опасения, что в заграничной поездке с национальным водительским удостоверением могут возникнуть проблемы, то можно получить международные права. Но инспекторы дорожной полиции должны прекрасно знать законодательство, в том числе и международное, поэтому необоснованных претензий к российским водителям у них быть не может».

И действительно, если заглянуть в приложение №6 к Венской конвенции , то можно прочесть следующую формулировку:

«На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и (или) отличительный знак страны, выдавшей удостоверение».

Между тем некоторые россияне, чтобы избежать проблем с полицейскими, готовы прибегнуть и к нестандартным ходам. Так, читатель «Газеты.Ru» прислал фотографию «российских прав», которые он изготовил из своего гражданского паспорта. Заламинированный «документ» не выдержит любой более-менее детальной проверки, но, по утверждению обладателя удостоверения, в шести европейских странах, где он побывал, эти «права» не вызвали подозрений у местной полиции. При этом «розовые» права его спутницы постоянно вызывали подозрения у местных полицейских.

В свою очередь, автомобильные эксперты советуют для того, чтобы избежать проблем при встрече с полицией, иметь при себе международное водительское удостоверение.

Так, главный редактор портала AM.ru Антон Ширяев уверен, что новые российские водительские права представляют собой не более чем ничего не значащую карточку.

«До того как у нас появились водительские права нового образца, за границу спокойно можно было ездить и по старым, — говорит Ширяев. — Конечно, это не относилось к тем странам, которые не подписали Венскую конвенцию, так, например, они нужны в Америке, ОАЭ. Но даже там, где формально были нужны международные права, на это смотрели сквозь пальцы. К примеру, в Австралии в одной из прокатных контор была большая книга с фотографиями всех водительских удостоверений разных стран. С нынешними правами получилось так, что в них нет никаких надписей на других языках, кроме русского.

Получается, что за границей полицейский формально понимает, что это водительские права, но он даже не может прочитать вашего имени. Поэтому сейчас международные права действительно становятся обязательными».

Ширяев обращает внимание на то, что в общении с полицейским доказать свою правоту у россиянина может не получиться и ему придется идти в суд.

«Сделать в такой ситуации практически ничего невозможно, — говорит Ширяев. — В некоторых странах штраф за езду без прав составляет около €300. Можно попытаться оспорить это решение в суде и не подписать штраф. Но если суд окажется на стороне полиции, то вам придется еще и оплатить судебные издержки».

Главный продюсер Сева Кущинский считает, что проще дополнительно оформить международные водительские права, чем доказывать полицейскому его неправоту.

«Я сделал себе международные права, в том числе чтобы ездить по Украине, — говорит Кущинский. — За рубежом у меня никогда не спрашивали водительских прав, но я знаю страшные истории из Греции, Италии, где полицейские действительно не могли понять, что это за документ.

Ведь на новом образце все написано без перевода, и иностранец не поймет, что это такое, может, какой-то проездной. Поэтому я советую оформить международный документ — все это делается быстро и без проблем».

Как оформить международные права?

Для того чтобы оформить международные права, необходимы паспорт, национальное водительское удостоверение, фотография и «свежая» медицинская справка. Госпошлина за услугу составит 1 тыс. руб. Международные права можно оформить через портал госуслуг либо обратиться в отделение ГИБДД, где их выдадут в день обращения.

Для многих россиян, которые собираются выезжать за границу, актуальным становится вопрос возможности там управлять машиной по российскому водительскому удостоверению и не нужно ли получать для этого какой-либо другой документ?

По российским правам, которые получены раньше, чем 1 марта 2011 года ездить за границей однозначно нельзя. Это правило распространяется даже на страны, которые подписали Венскую Конвенцию (информацию о том, что собой представляет эта конвенция, и какие страны являются подписантами, мы писали здесь).

Начиная с 28 марта 2011 года все государства, включая Россию, согласно с новыми поправками к Венской Конвенции 1968г., должны привести к единому стандарту национальные водительские удостоверения (ВУ) своей страны.

В связи с этим в марте 2011 года на территории России начали выдавать ВУ нового образца. Внешний вид этого документа, а также его содержание находятся в полном соответствии с последними поправками к Конвенции о дорожном движении. По этой причине (согласно п.2 ст.41 данного документа) российские права нового образца действительны во всех странах, подписавших Венскую Конвенцию. Следовательно, МВУ (международное водительское удостоверение) в дополнение к новым правам получать не обязательно.

Эти нововведения кажутся вполне логичными, однако в реальной жизни наши соотечественники сталкиваются с некоторыми моментами, которые стоит рассмотреть подробно.

Нужно ли к российским правам для поездки за границу дополнительно получать Международные?

Как показывает практика, такие вопросы оказались довольно актуальными. Даже некоторые из сотрудников МРЭО говорят, что в случае, когда срок действия старого ВУ еще не истек, можно ехать за границу с этим документом.

Кроме того есть мнение, что для выезда за пределы России (имея ВУ нового образца) обязательным будет дополнительно оформить и получить международное удостоверение для беспрепятственного управления автомобилем за границей. Причина в этом случае, например – отсутствие на ВУ нового образца французского перевода их названия, а именно: «Permis de conduire».

Как поступить целесообразнее?

Обязательно ли нужен перевод названия документа «Водительское удостоверение»?

Согласно международным требованиям к оформлению ВУ (приложение 6 последних поправок к Венской конвенции 1968г.) вполне достаточно наличия на документе надписи на русском языке «Водительское удостоверение».

Считаются ли сейчас за границей действительными наши старые российские права?

Для полной ясности следует отметить, что полного соответствия с требованиями международных стандартов ВУ старого образца никогда не имели. В соответствии с приложением 6 последних поправок к Венской конвенции 1968г. нормой считается обозначение в ВУ цифрами, а не словами таких сведений о владельце, как дата выдачи, место рождения и пр.

Именно это несоответствие стало причиной того, что в некоторых странах Европы наши соотечественники не могли взять авто в аренду.

Нельзя сказать, что сейчас ситуация в корне поменялась. В итоге в тех странах, где к вопросу наличия у водителя старого ВУ подходили снисходительно, и сегодня особо придираться не станут. А там, где особого доверия не было – рисковать не рекомендуется. Лучше получить ВУ нового образца либо международные права (можно для надежности получить оба документа).

Нужно ли получать Международные права?

Для поездки в страны, которые подписали Женевскую конвенцию обязательным условием для водителей является наличие Международного ВУ (список этих стран не изменился).

В каких случаях понадобиться оформлять международное водительское удостоверение

Рекомендуется получить международное ВУ во всех случаях, когда в ходе заграничной поездки вы планируете управлять авто на территории других стран. Это касается даже водителей, имеющих российские права нового образца.

Для чего оформлять МВУ, если российские права нового образца соответствуют требованиям?

Единый стандарт документов на право управления транспортным средством (ТС) определен Венской Конвенцией, которая подписана 8 октября 1968г. Если подходить формально, то водитель, который имеет ВУ, соответствующее требованиям этой конвенции, может передвигаться на ТС по территории всех стран-подписантов (при этом МВУ не требуется).

Однако, нельзя сказать, что на практике ситуация полностью соответствует этому правилу, поскольку:

  1. Многие страны имеют законодательство, которым определяется возможность проката авто для иностранцев исключительно при наличии у них международных прав. Кроме того наличие МВУ является обязательным пунктом при подписании договора страхования;
  2. Наличие российских прав у водителя может стать причиной проблем при разбирательстве с полицией. К примеру, в Италии иностранцу за управление ТС без международных прав может быть выписан штраф 300€;
  3. Для выезда за границу РФ на собственном авто от водителя (при оформлении визы) могут потребовать копию МВУ.

Из приведенной выше информации можно сделать вывод, что наличие международных прав является необходимым даже в случае управления ТС на территории стран-подписантов Венской Конвенции. При этом стоит учитывать, что данную конвенцию подписали далеко не все страны. Некоторые государства, при определении собственных требований к водительским документам, руководствуются Женевской конвенцией, которая была подписана значительно ранее (19 сентября 1949г.). В этих государствах управление ТС предполагает наличие у водителя, как российских прав, так и международных.