Вводим для водителей суммированный учет рабочего времени. Соблюдение режима труда и отдыха водителей

К лицам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся как профессиональной подготовки, так и состояния здоровья, эти требования вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств, предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Кроме того, необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ). Такой учет может быть ежедневным, еженедельным и суммированным.

Ежедневный учет рабочего времени осуществляется при равной продолжительности ежедневной работы. Если продолжительность ежедневной работы определяется графиком в пределах нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), применяется еженедельный учет рабочего времени.

В тех организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная в ТК РФ для данной категории работников ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с целью контроля за соблюдением установленной трудовым законодательством нормы рабочего времени. При этом такой учет ведется не в течение недели, а в течение более длительного периода - месяца, квартала и др. Такой период именуется учетным и не может превышать одного года (ст. 104 ТК РФ).

Суммированный учет рабочего времени может использоваться в тех организациях, где применяется вахтовый метод организации работ, в организациях с непрерывным производственным циклом, а также на транспорте. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Такие правила установлены для отдельных категорий работников водного транспорта, связи, авиации, железнодорожного транспорта, водителей автомобилей.

Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). Положение вступило в силу 20 ноября 2004 года. Этот документ адресован водителям и работодателям, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Положением установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам. Данные особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Положение не распространяется на труд водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Положением установлено, что рабочее время водителя (за которое он имеет право на получение заработка) состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Норма рабочего времени. Норма рабочего времени для водителей, как и для всех других категорий работников, не может превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Суммированный учет рабочего времени устанавливается водителям в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена 40-часовая рабочая неделя либо нормальная продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей неделе. Положением предусмотрено, что при наличии в организации представительного органа работников (первичной профсоюзной организации и т.п.) суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения такого органа.

При этом продолжительность учетного периода составляет один месяц, то есть продолжительность рабочего времени в течение месяца не должна превышать нормального числа рабочих часов при 40-часовой пятидневной рабочей неделе. Статьей 152 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Положением предусмотрено (п. 8), что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Положение содержит императивную норму (п. 4) о том, что работодатель обязан (!) ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее чем за 1 месяц до введения в действие.

Графики работы (сменности) регламентируют время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, если он создан в организации.

Как правило, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Положением предусмотрен ряд исключений из этого правила. Так, на междугородных перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. В Положении предусмотрено (п. 10), что при этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Сверхурочные работы (при суммированном учете рабочего времени) в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должны превышать 12 часов (п. 23). Исключение предусмотрено для работ, выполнение которых необходимо для обороны страны, предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия, а также если необходимо закончить начатую работу, незавершение которой может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. 99 ТК РФ продолжительность сверхурочных работ не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Таким образом, ТК РФ допускает привлечение водителей к сверхурочным работам более чем на 2 часа в день. Например, в один день продолжительность сверхурочных работ может составлять 3 часа 30 минут, а на следующий день - не более 30 минут.

При этом привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.

Перерывы, выходные. При суммированном учете рабочего времени и при продолжительности рабочей смены более 8 часов водителю по усмотрению работодателя могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Конкретное время предоставления таких перерывов и их конкретная продолжительность устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п. 24).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (то есть междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25). Так, если смена у водителя закончилась в 20.00, то на следующий день его смена может начаться не ранее 8 часов утра.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены (п. 25).

К примеру, если продолжительность смены у водителя составляет 10 часов, то и междусменный отдых не может быть менее 10 часов. Если смена у него закончилась в 20.00, то на следующий день смена не может начаться ранее 6 часов утра.

Если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых должен составлять не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Так, если у водителя, которому установлена продолжительность рабочей смены 10 часов, смена завершилась в 17.00, то следующая его смена может начаться не ранее чем в 22.00. В данном случае по возвращении из рейса к времени еженедельного отдыха (выходным дням) должно быть обязательно добавлено еще 5 часов.

Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27).

В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Если смена накануне выходных дней завершилась в 20.00 субботы, то следующая смена может начаться не ранее 14.00 понедельника. При этом на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращен, но не менее чем до 29 часов (п. 28).

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода. В соответствии со ст. 153 ТК РФ работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, работа в праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.

Таким образом, в случае если при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) у водителей превышает 8 часов, для того чтобы в течение месяца (учетного периода) не превысить норму рабочего времени, при составлении графиков сменности следует увеличивать продолжительность междусменного и еженедельного отдыха (выходных дней).

Организация учета рабочего времени водителей. Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе табеля, путевых листов и других первичных учетных документов.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно в путевых листах и табелях учета использования рабочего времени (формы N Т-12, Т-13), формы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.

Формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, и к ним относятся:

Путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);

Путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);

Путевой лист легкового такси (форма N 4);

Путевые листы грузового автомобиля (формы N 4-с, 4-п);

Путевой лист автобуса (форма N 6);

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.).

Для учета путевых листов предназначен журнал учета движения путевых листов.


Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические . Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего . Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

  • момента, когда выполнение обязанностей начинается
  • конечного пункта и времени
  • смены в зависимости от ее длительности
  • перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются
  • отдыха за каждый день и каждую неделю

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О рабочем времени водителей

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

  1. Присутствие в автомобиле, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
  2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
  3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
  4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
  5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
  6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
  7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
  8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, . Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

  • Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.
  • Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О времени отдыха

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей . При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный , и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О ненормированных рабочих днях

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О порядке ведения суммированного учета

Основание для применения именно – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О других особенностях оформления суммированного учета

Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

  1. Норма рабочих часов в учетном периоде.
  2. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

Информация о медицинских осмотрах

И проверках руководители требуют от водителей не только личные удостоверения. Необходима медицинская справка, подтверждающая пригодность того или иного человека для выполнения конкретной разновидности работ.

Периодические медицинские осмотры проводятся и в дальнейшем, когда водители уже приступают к работе. Здесь есть несколько основных рекомендаций:

  • Подрейсовые осмотры проводятся, чтобы выявить лиц, которые вообще не могут управлять транспортом, и не способны обеспечить безопасность во время движения на дороге.
  • Проведение предрейсовых мероприятий доступно только врачам, у которых есть соответствующая лицензия.

Штампы обычно ставятся на путевых листах.

Раз в пять лет водители автобуса проходят обследование у психиатра, поскольку управляют техникой, способной нанести серьезный вред окружающим. Предварительные и периодические исследования организуются за счет работодателей. Руководители не только организуют процесс, при необходимости они сами участвуют в мероприятиях для совершенствования навыков оказания первой помощи на дорогах.

О ежедневном учете и разделении

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Тахографы – специальные устройства, которые нужны, чтобы контролировать отдых вместе с работой. Нарушение режимов приводит к административным штрафам, от 1 до 3 тысяч рублей.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Напишите свой вопрос в форму ниже

График сменности водителей - образец его составления приводится ниже - важный документ, используемый для учета рабочего времени сотрудников организации. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот график.

Что такой сменный график работы водителей?

График сменности для водителей представляет собой документ, который отражает учет времени работы водителей. Речь идет о сменном труде. Главное правило, которое законодатель предъявляет к составлению этой бумаги, — время работы водителей, которое измеряется в часах, не должно превышать максимально допустимой продолжительности смены; при этом общее количество смен (если ведется суммированный учет рабочего времени) должно обеспечивать соблюдение норм рабочего времени за учетный период.

Общее правило гласит: в течение одной смены без перерыва водитель может управлять автомобилем не более 9 часов. Однако если в организации введен суммированный учет рабочего времени, то управлять машиной без перерыва водитель может до 10 часов в смену, но не более 2 раз за одну неделю.

В рабочее время водителей будет включаться не только промежуток, в течение которого они управляют автомобилем, но и тот временной отрезок, когда они отдыхают, подготавливают транспорт к выезду, проходят медосмотр, ожидают погрузку и т. д.

Как правило, график утверждается руководителем организации. Его составлением занимается специалист отдела кадров или непосредственный руководитель водителей. График составляется 1 раз в месяц (может быть как чаще, так и реже) и после утверждения руководителем компании передается в бухгалтерию для расчета зарплаты.

Законодатель не допускает возможности работы водителя в течение 2 и более смен подряд без перерывов.

Ниже мы рассмотрим образец составления документа и укажем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при оформлении графика.

График сменности водителей: образец

Законодатель не предъявляет никаких требований к форме и содержанию графика сменности. Именно поэтому работодатель вправе в локальных актах утвердить свои требования к составлению документа. Для того чтобы сформировать график, руководитель организации вправе воспользоваться унифицированной формой, которая применяется для табеля учета рабочего времени (Т-12 или Т-13).

С учетом этого желательно в графике сменности отразить следующую информацию:

  1. Табельный номер работника согласно сведениям из отдела кадров. Этот номер указывается в личной карточке.
  2. Ф. И. О. сотрудника.
  3. Должность в соответствии с трудовым договором.
  4. Календарные дни, в которые он работал.
  5. Подсчет рабочих дней и часов в отчетном периоде.
  6. При наличии считаются также выходные дни и дни отпуска.

В графике сменности должны быть разъяснения о том, сколько:

  • рабочих смен было в месяце;
  • составляет продолжительность одной смены;
  • длится перерыв для отдыха;
  • имеется работающих водителей;
  • составляет норма рабочего времени.
  • указание на смены (1, 2, 3 и т. д.);
  • время выезда на маршрут;
  • время окончания смены;
  • перерыв, который используется для отдыха или питания;
  • время возвращения с маршрута;
  • окончание смены.

С графиком в обязательном порядке должны быть ознакомлены сотрудники, сведения о работе которых включены в документ. В отличие от табеля учета рабочего времени, который также может использоваться в организации, когда подписи не требуется, для графика законодатель ввел это правило в качестве обязательного. В противном случае работник не будет знать свой график трудовой деятельности, время отдыха, начала и конца смены и т. д.

Найти образец графика сменности для водителей можно на нашем сайте.

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 2

Водители автомобилей выходят на работу в соответствии с установленным работодателем графиком работы (сменности), о котором они узнают не позднее чем за месяц до его введения. Причем при составлении этого графика работодателю в обязательном порядке следует соблюдать требования специализированного Положения <1>. Данное Положение разработано в соответствии со ст. 329 ТК РФ и устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей <2>, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории России.

<1> Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Приказу Минтранса России от 20.08.2004 N 15).
<2> Требования Положения не распространяются на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Как правило, графики работы (сменности) составляются работодателем для водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени (СУРВ). Необходимость введения СУРВ обусловлена тем, что время нахождения в поездке порой превышает допустимую продолжительность ежедневной (еженедельной) работы. Такой учет рабочего времени позволяет по итогам работы за учетный период выйти на нормальную продолжительность рабочего времени. В статье рассмотрены особенности расчета заработной платы водителей, которым установлен СУРВ.

В первую очередь разберемся, в каких случаях правилами внутреннего трудового распорядка организация или индивидуальный предприниматель может ввести СУРВ. Сразу оговоримся, что установление СУРВ - дело добровольное, за исключением ситуации, когда трудовой процесс осуществляется вне места постоянного проживания работников и отсутствует возможность организации ежедневного их возвращения к месту постоянного проживания (вахтовый метод работы). Согласно ст. 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается только СУРВ.

Итак, СУРВ можно ввести, если по условиям производства (работы) у ИП, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 104 ТК РФ). Нормальная продолжительность рабочего времени для водителей не может превышать 40 часов в неделю, а нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) - 8 часов (если водитель работает по календарю 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями) или 7 часов (при работе по календарю 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем) (п. 7 Положения).

Цель введения СУРВ - не допустить, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) превышала нормального числа рабочих часов. Трудовым кодексом установлено, что учетный период можно установить равным месяцу, кварталу или иному периоду, но не более года. В п. 8 Положения уточняется: в отношении водителей продолжительность учетного периода - один месяц, правда, при осуществлении перевозок пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и других перевозок, связанных с сезонными работами, учетный период можно установить продолжительностью до 6 месяцев.

В общем случае нормальное число рабочих часов за учетный период определяется на основании установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для водителей, как и для других категорий работников, это 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ, п. 7 Положения).

Отметим, что при СУРВ продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10, а в отдельных случаях <3> 12 часов. Следовательно, при сменном графике работы время работы водителей должно быть установлено таким образом, чтобы их ежедневная смена не превышала 10 (12) часов, а время работы за месяц - нормального числа рабочих часов, которые определяются, как правило, исходя из 40-часовой рабочей недели. При этом при составлении графика практически невозможно избежать ситуаций, когда водители вынуждены работать в условиях, отличающихся от нормальных, например сверхурочно, в ночное время или в праздничные дни. В этих случаях работникам производятся соответствующие дополнительные выплаты (ст. 149 ТК РФ).

<3> Об этих случаях рассказано в статье Ю.А. Локтевой "Составляем график труда и отдыха водителей" (N 4, 2007, с. 23).

Работаем сверхурочно

Бухгалтеры достаточно часто сталкиваются с тем, что работники работают сверхурочно. Какая работа при СУРВ признается сверхурочной? В соответствии со ст. 99 ТК РФ при СУРВ таковой признается работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Поскольку при формировании работодателем графика работы (сменности) должна быть выдержана нормальная продолжительность рабочего времени, на основании которой определяется нормальное число рабочих часов за учетный период, то для определения количества часов, отработанных сверхурочно, можно воспользоваться графиком работы. Хотя в некоторых случаях работодатели уже при составлении графика закладывают сверхурочные часы. Однако это является нарушением требований трудового законодательства. Во-первых, при составлении графиков работы (сменности) в обязательном порядке должны быть соблюдены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением. Во-вторых, сверхурочные работы возможны в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ. За исключением отдельных случаев, работника можно привлечь к сверхурочной работе только с его письменного согласия, чего не требуется для разработки графика работы. При СУРВ сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов. Продолжительность самой сверхурочной работы для каждого водителя не должна быть больше 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (п. 14 Положения, ст. 99 ТК РФ). За нарушение указанных ограничений КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27).

Обратите внимание: работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

О том, как оплачивается сверхурочная работа, изложено в ст. 152 ТК РФ. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы можно предусмотреть коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором, но в любом случае они не должны быть ниже минимального размера, установленного Трудовым кодексом: первые два часа работы оплачиваются как минимум в полуторном размере, последующие - в двойном. В Трудовом кодексе не уточняется, какая именно величина подлежит увеличению и за какой период работы берутся первые два часа. Если ориентироваться на порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, то каждый час сверхурочной работы должен оплачиваться в размере не менее чем полуторной (двойной) часовой тарифной ставки. Подчеркнем, что оплата сверхурочной работы производится в повышенном размере и в том случае, если работник привлечен к работе сверх максимально допустимого числа часов сверхурочной работы. В этом случае нарушение работодателем требований ТК РФ не должно отразиться на реализации права работника на оплату труда за сверхурочную работу (Письма Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/278, ФНС России от 23.09.2005 N 02-1-08/195@). У транспортных организаций, которые привлекают водителей к сверхурочной работе с нарушением ограничений, установленных ст. 99 ТК РФ, возникает вопрос: можно ли в этом случае оплату за сверхурочную работу включать в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль. В соответствии с п. 3 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего и (или) компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ. Получается, что трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя оплатить в повышенном размере сверхурочный труд работника, в том числе в случае его привлечения к сверхурочной работе более 120 часов в год, а законодательством о налогах сборах установлено, что оплата сверхурочной работы является налоговым расходом. По мнению Минфина, данные расходы экономически обоснованны, поэтому они включаются в расходы на оплату труда, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в полном объеме, но только при условии, если это предусмотрено трудовым или коллективным договором (Письма от 22.05.2007 N 03-03-06/1/278, от 07.11.2006 N 03-03-04/1/724, от 02.02.2006 N 03-03-04/4/22). Как правило, такого же мнения придерживаются и судьи (см., например, Постановления ФАС ЗСО от 06.06.2007 N Ф04-3799/2007(35134-А27-34), ФАС ПО от 28.08.2007 N А55-17548/06, от 08.09.2006 N А55-28161/05).

Вернемся к размеру оплаты сверхурочной работы. Для оплаты в полуторном размере необходимо брать первые два часа работы каждого случая, когда работник привлекался к сверхурочной работе, или за какой-то определенный период? В поисках ответа вновь обратимся к определению сверхурочной работы. При СУРВ это работа, выполненная сотрудником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Таким образом, количество часов, отработанных сверхурочно, определяется только по итогам работы за учетный период, отсюда в полуторном размере оплачиваются первые два часа сверхурочной работы за учетный период.

К сведению: вместо повышенной оплаты работнику по его желанию может быть предоставлено дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Пример 1 . ООО "Транспортник" для водителей ввело СУРВ. Учетный период - месяц. По графику работы водителю Смирнову В.С. установлена продолжительность рабочего времени в феврале 2008 г. 159 часов. Она соответствует 40-часовой рабочей неделе. Фактически Смирнов В.С. отработал 167 часов, в том числе 8 часов сверхурочно. Оклад водителей ООО составляет 20 000 руб. Сверхурочная работа оплачивается в полуторном размере за первые два часа и в двойном - за последующие.

Среднечасовой заработок водителя за февраль 2008 г. составляет 125,79 руб. (20 000 руб. / 159 ч). За сверхурочную работу в этом же месяце Смирнову В.С. причитается сумма 1886,85 руб. (125,79 руб. x 2 ч x 1,5 + 125,79 руб. x 6 ч x 2).

Как мы выяснили, сверхурочная работа оплачивается только по окончании учетного периода. Если четко следовать Трудовому кодексу и нашим рассуждениям, то расчеты надо проводить следующим образом.

Пример 2 . Изменим условия примера 1. Учетный период - квартал. Оплата труда водителей ООО производится исходя из часовой тарифной ставки 165 руб.

Часы, отработанные сверх продолжительности работы по графику, являются сверхурочными.

Поскольку водителям установлена почасовая оплата труда, Смирнову В.С. будет начислено:

  • в январе - 20 625 руб. (165 руб. x 125 ч);
  • в феврале - 27 555 руб. (165 руб. x 167 ч);
  • в марте - 26 730 руб. (165 руб. x 162 ч).

Кроме того, в состав зарплаты за март войдет оплата сверхурочной работы за I квартал в размере 7095 руб. (165 руб. x 2 ч x 1,5 + 165 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 2). Общая заработная плата, начисленная за I квартал, составляет 82 005 руб. (20 625 + 27 555 + 26 730 + 7095).

Обратите внимание на то, что в вышеприведенных расчетах ежемесячная заработная плата начислена исходя из часовой тарифной ставки и количества часов, отработанных водителем в соответствии с графиком. Однако некоторые специалисты рекомендуют начислять ежемесячную заработную плату исходя из фактически отработанного времени. В этом случае Смирнову В.С. следует начислить:

  • в январе - 21 615 руб. (165 руб. x 131 ч);
  • в феврале - 29 700 руб. (165 руб. x 180 ч);
  • в марте - 27 225 руб. (165 руб. x 165 ч).

В состав зарплаты за март необходимо включить оплату сверхурочной работы за I квартал в размере 3465 руб. (165 руб. x 2 ч x 0,5 + 165 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 1). Размер общей заработной платы такой же, как и в предыдущем расчете, - 82 005 руб. (21 615 + 29 700 + 27 225 + 3465).

Поскольку сверхурочная работа ежемесячно оплачивается в одинарном размере, по итогам работы за учетный период для ее оплаты используются коэффициенты 0,5 и 1, а не 1,5 и 2. Кстати, именно такой способ расчета вынуждены выбрать те, кто в "обход" трудового законодательства часы сверхурочной работы предусматривает уже при составлении графика работы (сменности).

Пример 3 . Изменим условия примера 2. Водителям установлен оклад в размере 25 000 руб.

В данном случае также возможно применение двух вариантов расчетов. Первый вариант - водитель ежемесячно получает только заработную плату, исчисленную исходя из оклада. Часы сверхурочной работы будут выявлены по окончании учетного периода и тогда же оплачены. Следовательно, водителю не производится ежемесячное начисление заработной платы за сверхурочную работу.

Смирнову В.С. в I квартале ежемесячно начисляется оклад в размере 25 000 руб. Часовая тарифная ставка составляет 165,20 руб. (25 000 руб. x 3 мес. / 454 ч). За сверхурочную работу по окончании учетного периода (квартала) будет начислено 7103,60 руб. (165,20 руб. x 2 ч x 1,5 + 165,20 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 2). Общая заработная плата за I квартал составляет 82 103,60 руб. (25 000 руб. x 3 мес. + 7103,60 руб.).

Второй вариант расчета: ежемесячная оплата исчисляется исходя из фактически отработанных часов. Тогда заработная плата на основании оклада и фактически отработанных часов составит:

  • в январе - 24 080,88 руб. (25 000 руб. / 136 ч x 131 ч);
  • в феврале - 28 301,89 руб. (25 000 руб. / 159 ч x 180 ч);
  • в марте - 25 943,40 руб. (25 000 руб. / 159 ч x 165 ч).

За сверхурочную работу будет начислено 3469,20 руб. (165,20 руб. x 2 ч x 0,5 + 165,20 руб. x (476 - 454 - 2) ч x 1). Общая зарплата за 1 квартал - 81 795,37 руб. (24 080,88 + 28 301,89 + 25 943,40 + 3469,20).

Из приведенных расчетов видно, что сумма заработной платы за I квартал, рассчитанная во втором варианте, ниже такой же суммы, определенной по первому варианту.

Многообразие приведенных вариантов расчета говорит о том, что транспортная организация должна определиться с выбором и закрепить его в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Работаем в выходные и праздничные дни

В соответствии с п. п. 28, 29 Положения привлечь водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или нерабочий праздничный день <4> можно только в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ. Так, заручившись письменным согласием работника, работодатель вправе привлечь его к работе в указанные дни в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. В других случаях письменного согласия работника будет недостаточно, придется еще учитывать мнение представительного органа работников.

<4> В ст. 112 ТК РФ перечислены нерабочие праздничные дни - это 1 - 5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября (всего 12 дней).

Порядок оплаты работы в выходные и нерабочие праздничные дни одинаков и установлен ст. 153 ТК РФ. Как и в случае со сверхурочной работой, в отношении оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни Трудовым кодексом установлены минимальные размеры. Конкретные размеры оплаты за работу в эти дни можно установить коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Итак, если работнику установлена почасовая оплата труда, то его привлечение к работе в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в размере двойной часовой тарифной ставки, если оплата производится исходя из дневной тарифной ставки, то последняя также удваивается.

Пример 4 . Водитель Крылов С.В. в марте 2008 г. отработал 18 ежедневных смен, одна из них пришлась на 8 марта. Продолжительность ежедневной смены - 9 часов. Работнику установлена дневная тарифная ставка - 1300 руб. Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере.

Крылову С.В. начисляется заработная плата за март 2008 г. в размере 24 700 руб. (17 смен x 1300 руб. + 1 смена x 1300 руб. x 2).

Теперь рассмотрим, какой минимальный предел можно установить для оплаты труда в выходные и праздничные дни работников, получающих оклад. Он зависит от того, производилась ли работа в пределах или сверх месячной нормы рабочего времени (при введении СУРВ - нормы рабочего времени учетного периода, другими словами, продолжительности работы по графику работы, если в нем соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени). При СУРВ работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода (п. 30 Положения). При этом дни (часы) работы оплачиваются в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. Если работа производилась сверх нормы рабочего времени учетного периода, праздничные дни оплачиваются в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада. В случае если на праздничный день приходится часть рабочей смены, в двойном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в праздничный день (от 0 до 24 часов) (п. 2 Разъяснений N 13/П-21 <5>).

<5> Разъяснения Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 N 13/П-21 "О компенсации за работу в праздничные дни".

Пример 5 . Изменим условия примера 4. Крылову С.В. установлен оклад в размере 24 000 руб. Оплата за работу в праздничные дни производится по минимальным ставкам, предусмотренным Трудовым кодексом.

Если работа в праздничный день (8 марта) предусмотрена графиком работы, то за март 2008 г. водителю будет начислено 25 333,33 руб. (24 000 руб. + 24 000 руб. / 18 смен). Если Крылов С.В. был привлечен к работе в свой выходной день, который оказался праздничным, ему будет начислено за март 26 823,53 руб. (24 000 руб. + 24 000 руб. / 17 смен x 2).

К сведению: по желанию работника за работу в выходной или нерабочий праздничный (не предусмотренный графиком) день ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в этот день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Обратите внимание на то, что при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в повышенном размере (п. 4 Разъяснений N 13/П-21).

Пример 6 . Изменим условия примера 2. Смирнов В.С. отработал 23 февраля сверх графика 10 часов, в пределах графика 8 марта - 2 часа. Сверхурочная работа оплачивается по итогам работы за учетный период. Работа в праздничные дни и сверхурочно оплачивается по минимальным ставкам, предусмотренным Трудовым кодексом.

За работу в январе Смирнову В.С. начислено 20 625 руб., в феврале - 30 855 руб. (27 555 руб. + 165 руб. x 10 ч x 2), в марте - 27 060 руб. (26 730 руб. + 165 руб. x 2 ч). За сверхурочную работу ему будет начислено 3795 руб. (165 руб. x 2 ч x 1,5 + 165 руб. x (476 - 454 - 2 - 10) ч x 2).

Работаем в ночное время

Возможна ситуация, когда водитель работает в ночное время - с 22 до 6 часов (ст. 96 ТК РФ). Каждый час работы в ночное время, в соответствии с требованиями ст. 154 ТК РФ, должен быть оплачен в повышенном размере, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, предприятия транспорта при установлении размеров оплаты работы в ночное время сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, могут руководствоваться Постановлением N 194 <6>. Данный нормативный акт применяется в том случае, если графиками работы четко определена многосменность режима (работа в течение суток в две и более смены) (Письмо Минсвязи СССР от 08.09.1989 N 185-Д). Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

<6> Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства".

Пример 7 . Водитель Коробов О.С. отработал в марте 2008 г. 180 часов, в том числе в ночное время - 5 часов. Учетный период - месяц. Нормальное число рабочих часов за учетный период - 159. Водителю установлена часовая тарифная ставка в размере 200 руб. За каждый час работы в ночное время водителю доплачивается 40% часовой тарифной ставки. Оплата сверхурочных часов производится по минимальным ставкам, установленным Трудовым кодексом.

Заработная плата Коробова О.С. будет включать:

  • оплату труда за фактически отработанное время - 36 000 руб. (180 ч x 200 руб.);
  • доплату за работу в ночное время - 400 руб. (200 руб. x 40% x 5 ч);
  • оплату сверхурочной работы - 4000 руб. (200 руб. x 2 ч x 0,5 + 200 руб. x (180 - 159 - 2) ч x 1).

Общая заработная плата за март составит 40 400 руб. (36 000 + 400 + 4000).

Рассчитаем средний заработок

Трудовым кодексом установлены случаи, когда за работником сохраняется средний заработок, например при предоставлении оплачиваемого отпуска, направлении в служебную командировку, выплате выходных пособий, переводе на другую нижеоплачиваемую работу. Во всех этих случаях для расчета размера средней заработной платы используется единый порядок, который определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Еще в прошлом году применялись правила исчисления среднего заработка, установленные Постановлением Правительства РФ N 213 <7> (далее - Положение N 213). Однако с 06.01.2008 правила изменились - вступило в силу Постановление Правительства РФ N 922 <8>, которым утверждено новое Положение (далее - Положение N 922) и признано утратившим силу Положение N 213. Новый порядок исчисления средней заработной платы приведен в соответствие с трудовым законодательством, он предусматривает особенности исчисления среднего заработка, отличающиеся от ранее действовавших. Мы, естественно, остановимся на том, как рассчитывается средний заработок работников, которым установлен СУРВ.

<7> Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
<8> Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Если работнику установлен СУРВ, то для определения среднего заработка используется средний часовой заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска) (п. 13 Положения N 922). Средний заработок рассчитывается путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника (добавлено) в периоде, подлежащем оплате. В свою очередь, средний часовой заработок получается в результате деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы (добавлено) в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения (добавлено), на количество часов, фактически отработанных в этот период. Расчетным признается период, равный 12 месяцам, предшествующим периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска средний заработок рассчитывается иначе. Причем порядок расчета одинаков для всех работников, в том числе для тех, кому установлен СУРВ, и зависит от того, в каких днях предоставляется отпуск - календарных или рабочих. Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных или рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска получится путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 (ранее - 3) и среднемесячное число календарных дней - 29,4 (ранее - 29,6) (п. 10 Положения N 922).

Как и прежде, средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (п. 11 Положения N 922).

К сведению: отпуск предоставляется в рабочих днях работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, а также занятым на сезонных работах. Им положены два рабочих дня за каждый месяц работы (ст. ст. 291, 295 ТК РФ).

Напомним, что ранее в соответствии с абз. 4 п. 13 Положения N 213 средний заработок для оплаты отпуска работника, которому установлен СУРВ, определялся следующим образом: средний часовой заработок умножался на количество рабочего времени (в часах) в неделю и количество календарных недель отпуска. Между тем данный порядок расчета приводил к снижению размера среднего заработка работника, которому установлен СУРВ, выполнявшему по инициативе работодателя сверхурочную работу, оплачиваемую в повышенном размере: средний заработок определялся без учета оплаты сверхурочных работ, которые работник выполнял в учетном периоде. Это рассмотрел Верховный Суд и вынес Решение от 13.07.2006 N ГКПИ06-637 о признании недействительным абз. 4 п. 13 Положения N 213. Правительство РФ учло данный момент и установило, что размер среднего заработка для оплаты отпуска во всех случаях зависит от среднего дневного заработка.

О.В.Давыдова

Эксперт журнала

"Транспортные услуги:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Путевые расходы в разъяснениях министерств и ведомств

I. Общие положения

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее - водители) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам.

3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.

4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.

II. Рабочее время

1. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

3. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

4. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

6. В состав рабочего времени водителя включается:

а) время управления автомобилем;

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии - с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

8. После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.

9. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

10. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

11. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

III. Время отдыха

1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный отдых;

в) еженедельный отдых;

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

4. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

5. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

6. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

7. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.