Особенности регулирования труда гражданских служащих рк сочинения и курсовые работы. Правовое регулирование аттестации административных государственных служащих Правовое регулирование труда государственных служащих в рк

Проблема повышения профессионализма и компетентности государственной службы и качества оказываемых ею услуг актуальна для большинства стран мира. Сегодня в Казахстане, в стране с переходной экономикой, наряду с изменениями, происходящими в общественных и экономических отношениях, идет сложный процесс трансформации роли самого государства. Именно поэтому и сложилась ситуация, при которой реформирование государственной службы является приоритетным направлением реформ.
Для суверенного Казахстана становится актуальной способность государственного аппарата адекватно реагировать на потребности населения и общества с учетом изменяющихся функций государства. Повышение эффективности государственной службы должно происходить в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, обеспечения открытости и регламентации деятельности государственных органов и государственных служащих, создания положительного имиджа государственной службы в обществе. Эффективность деятельности государственного аппарата прежде всего зависит от профессионализма государственных служащих.

После распада СССР в 1991 г. и провозглашения государственной независимости в Казахстане, впервые на постсоветском пространстве, было разработано совершенно новое законодательство о государственной службе, создан уполномоченный орган по делам государственной службы - Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы (далее - Агентство).

В целях создания единой системы обучения государственной службы, на базе Национальной Высшей Школы Государственного Управления при Президенте Республики Казахстан и Института повышения квалификации государственных служащих при Правительстве Республики Казахстан, в 1998 г. была создана Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан.

Правовой массив, регулирующий деятельность системы государственного управления и государственной службы, требует к себе постоянного внимания, так как он изменяется и дополняется в соответствии с современными требованиями.

Советская власть не ставила перед собой задачи принятия закона о государственной службе, напротив, она сыграла негативную роль в законодательном регулировании и научной разработке данной проблемы. В тексте Программы КПСС, принятой XXI съездом партии (1962 г.), говорилось следующее: «Необходимо вести к тому, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией» 1 . В то время коммунистическая система ставила целью увеличение количества государственных служащих при одновременном сокращении так называемой «элиты».

Сегодня в Казахстане государственные служащие относятся к властвующей элите, которая в свою очередь складывается из экономической, военной, бюрократической, идеологической и политической элит. Иными словами, государственные служащие Республики Казахстан - это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы 2 . Имея такую власть, каждый чиновник должен стремиться к овладению такими качествами, как профессионализм, компетентность, культура общения и справедливость.

Наряду с профессионализмом нельзя забывать о высокой нравственности. К сожалению, сегодня, как замечает академик НАН РК, д.ю.н., профессор М.Т. Баймаханов, кризис морали и нравственности дополняется и усугубляется кризисом в правовой сфере жизни общества 3 .

Кадры всегда и везде решали все. Так, выступая в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Борис Ельцин сказал: «Центральное звено проблем государственного управления - кадры. Они - лицо власти. И Россия нуждается в новом грамотном поколении кадров, особенно государственных чиновников…» 4

Казахстану также необходимы компетентные кадры, обладающие знаниями, умениями и навыками, которые будут использованы в их профессиональной деятельности. Не случайно в своем «Послании Президента страны к народу Казахстана. Казахстан - 2030» Глава государства Нурсултан Назарбаев пишет о том, что «чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный. Создание и поддержка высокой репутации госслужбы - наша стратегическая задача, которую мы должны решить в ближайшие годы» 5 .

Стоит также заметить, что правовое регулирование государственной службы является многоотраслевым, поэтому вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права.

Институт государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих. В настоящее время проводится работа по изменению сложившейся ситуации и созданию единой государственной службы, переходу к конкурсной системе и использованию положительного опыта законодательства о государственной службе в правоохранительных и силовых государственных органах.

К сожалению, данный вопрос пока еще не нашел своего нормативного закрепления в действующем законодательстве. Тем не менее, Закон «О государственной службе» оговаривает, что его действие не распространяется на государственных служащих с иным правовым статусом (судьи, военнослужащие, работники правоохранительных органов и т.п.). Существование такой оговорки вполне объяснимо. В силу специфики деятельности прием на такую службу, продвижение, повышение квалификации, ответственность, а также особый порядок присвоения специальных званий требуют отдельного самостоятельного правового регулирования.

Например, в США служба в органах, играющих особо важную роль в обеспечении интересов государства (ЦРУ, ФБР, Агентство по национальной безопасности, Агент­ство по атомной энергии, представительства США в различных международных организациях), не подпадает под действие закона о гражданской службе 1978 г. 6

Некоторые подходы, реализованные в системе государственной службы, успешно адаптируются в системе «особых видов государственной службы». Примечателен опыт внедрения в этих службах новых Реестров должностей и методик по исчислению оплаты труда, основанных на коэффициентах. В Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы считают, что такая тенденция должна продолжаться и способствовать в конечном итоге созданию единых основ и принципов всех видов государственной службы и повышению качества предоставляемых услуг населению.

В этой связи Агентство продолжает работу по совершенствованию Реестра должностей государственных служащих. Так, предполагается, что часть служащих (гражданских) Министерства обороны, МВД и других государственных органов будет включена в Реестр должностей административных государственных служащих.

В целях обеспечения единства системы государственной службы и совершенствования кадровой работы в силовых и правоохранительных органах, Агентство считает целесообразным осуществлять прием сотрудников на вакантные должности в данных органах также на конкурсной основе в соответствии с квалификационными требованиями к должностям. Кроме того, в связи с принятием в будущем Закона «О гражданской службе», который будет регулировать отношения работников бюджетной сферы - учителей, врачей и т.д. - предполагается внедрить принципы меритократии в государственном секторе в целом. Это обеспечило бы реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и предоставило бы возможность отобрать в равных условиях самых лучших специалистов.

Сегодня в Казахстане государственная служба является особым видом трудовой деятельности, осуществляемой за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.

Закон «О государственной службе» трактует понятие «государственного служащего» в узком смысле, т.е. таковыми являются только граждане Республики Казахстан, занимающие в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального Банка РК должность в государственном органе и осуществляющие должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

В свою очередь государственные служащие подразделяются на политических и административных. Данная классификация позволила снизить влияние политических процессов на государственный аппарат и обеспечить правовую защиту административных государственных служащих при смене политических назначенцев. Об этом говорил и Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, выступая в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: «После внимательного изучения международного опыта реформирования государственной службы мы пришли к пониманию того, что в интересах общества необходимо, во-первых, уменьшить влияние политических процессов на аппарат государства и, во-вторых, осуществлять его профессионализацию» 7 .

Хотелось бы подчеркнуть, что такое разделение закреплено законодательством многих зарубежных стран. Еще Вудро Вильсон, предлагая свою модель «административной эффективности», говорил, что смена политических руководителей не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата. Государственная администрация должна выполнять задачи оперативного компетентного проведения в жизнь решений любой группы политических лидеров - «избранников наций» 8 . Политическим (4 % от общего количества) является государственный служащий, назначение (избрание), освобождение от должности и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач 9 .

Так, в США победившая партия может заменить 500–700 политических должностей, иначе называемыми должностями партийной добычи. Остальные чиновники не могут быть уволены по усмотрению новых политических руководителей. То есть сам профессиональный корпус государственных служащих остается без каких-либо изменений в интересах его профессиональной квалифицированности. В настоящее время институт защиты от произвольного увольнения государственных служащих развился до такой степени, что даже в случае грубых дисциплинарных нарушений со стороны государственного служащего процедура его увольнения растягивается до одного года 10 .

Законодательством Германии, кроме указанных двух основных групп государственных служащих, дополнительно предусмотрен институт почетных чиновников. Почетными чиновниками являются лица, имеющие гражданскую профессию и назначаемые на почетную должность без оплаты труда и права претендовать на особое социальное обеспечение 11 .Тем не менее само звание почетного чиновника является в глазах германских сограждан статусным отличием получившего его человека, что, учитывая высокий престиж чиновника в обществе, дает ему определенные моральные преимущества. К таковым относятся присяжные, выборные консулы.

В Республике Казахстан к политическим относят государственных служащих (ст. 7 Закона):

1) назначаемых Президентом РК, их заместителей;

2) назначаемых и избираемых палатами Парламента РК и Председателями Палат Парламента, их заместителей;

3) возглавляющего аппарат Верховного Суда РК, его заместителей;

4) являющихся представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией;

5) возглавляющих (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместителей;

6) иные должности, определяемые Президентом РК.

На основании общего анализа Закона «О государственной службе» считаем, что по причине фактической незащищенности Законом политических государственных служащих целесообразно принятие специального закона «О политических государственных служащих». Необходимость принятия такого правового акта вызвана значительным различием в правовом статусе, порядке назначения и освобождения от должности, прохождения государственной службы и т.д. Ряд принципиальных вопросов, касающихся механизма отбора политических государственных служащих и прохождения ими службы, остаются неурегулированными.

Разработка принципов механизма отбора политических служащих с целью создания целостной и открытой системы рекрутирования, мобилизации грамотных административных служащих в ряды политических как одного из основных аспектов кадровой политики государства, создания т.н. «политического кадрового резерва» не терпит отлагательства. При этом наиболее важными критериями отбора должны стать патриотизм, профессиональные и деловые качества, компетентность, служебная этика, законопослушность, преданность государственной службе, образование, достижения по работе.

Такой Закон о политических государственных служащих может положительно повлиять на повышение их ответственности за результаты своей работы, создание профессиональной государственной службы.

Состав политических и административных служащих зависит от решения Президента, так как и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Главой государства по представлению уполномоченного органа по делам государственной службы.

Закон «О государственной службе», двигаясь в направлении развития профессиональной государственной службы, опирается на принципы законности, казахстанского патриотизма, равного доступа к государственной службе, меритократии, лояльности, внепартийности, компетентности государственных служащих и соблюдения ими профессиональной этики.

Основным ядром кадров государственной службы являются административные государственные служащие (96% от общего количества) - это государственные служащие, не входящие в состав политических государственных служащих, осуществляющие должностные полномочия на профессиональной основе в государственном органе.

Административные служащие подразделяются на следующие категории:

А - Администрация Президента;

В - аппараты конституционных государственных органов, представляющих все ветви власти;

С - государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, центральные исполнительные органы;

D - аппараты маслихатов и акимов;

Е - местные исполнительные органы.

Прохождение административной государственной службы представляет собой динамику служебного статуса лица, процесс пребывания в должности и его служебную карьеру в целом.

Отличающим моментом административного государственного служащего от политического является содержание функций, круг полномочий и способ назначения и замещения должности.

На административную государственную службу можно поступить только после прохождения обязательного конкурсного отбора на вакантную административную должность и при соответствии кандидата квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности. С момента прохождения необходимых процедур административный служащий становится носителем определенных прав и обязанностей, установленных и гарантированных государством, оговоренных в Законе и должностных инструкциях. И хотя любой конкурс не может полностью исключить влияние субъективных факторов, однако в мире пока не придумали другого механизма подбора наиболее подготовленных кадров 12 .

Например, во Франции замещение должностей осуществляется на конкурсной основе, путем сдачи письменных и устных экзаменов 13 . В Великобритании кандидаты на занятие вакантных должностей проходят письменный экзамен, основанный на программах ведущих университетов - Оксфорда и Кембриджа. В США 90% должностей замещаются на конкурсной основе. Из-под действия конкурсной системы выведены должности, известные как «реестры А и В»:

1) «реестр А» объединяет должности, для занятия которых проведение экзаменов считается некорректным (служащие Федеральной резервной системы, юристы, священники и т.д.);

2) «реестр В» включает должности, для занятия которых необходима сдача экзаменов, не носящих характера конкурса (гражданские должности в системе разведки, инспектора банков в системе Министерства финансов и т.д.) 14 .

Также внеконкурсное назначение возможно для замещения должностей, носящих временный характер на срок до 120 дней, и в случаях, когда дальнейшее продвижение при успешном выполнении своих обязанностей предусматривалось при приеме на предыдущую должность (для стажеров, учеников и т.п.). Исключения могут быть сделаны и для служащих, попавших под сокращение штатов и переведенных в другие учреждения 15 .

В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в законодательство о государственной службе, при сохранении конкурсной системы при поступлении на государственную службу занятие административной государственной должности административным служащим может осуществляться в порядке перевода, т.е. казахстанская государственная служба перешла к позиционно-карьерной модели. Перевод возможен только в случае соответствия государственного служащего предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности и только с согласия административного государственного служащего, а также уполномоченного органа по делам государственной службы или его территориальных подразделений. Кроме того, внеконкурсный отбор разрешен для политических государственных служащих, депутатов Парламента и маслихатов.

В казахстанской модели государственной службы большое внимание уделено вопросам квалификационной подготовки государственных служащих (образовательный уровень, повышение квалификации). Поэтому введение пакета новых документов по государственной службе послужит мотивацией для государственных служащих заниматься своим профессиональным ростом, а также будет условием совершенствования деятельности государственных органов по вопросам развития персонала (поиск возможностей для повышения квалификации государственных служащих, стимулирование наиболее отличившихся).

Также регламентирован порядок формирования и функционирования резерва кадров государственной службы. Кадровый резерв формируется уполномоченным органом и его территориальными подразделениями из граждан:

1) принявших участие в конкурсном отборе и рекомендованных конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;

2) прошедших обучение по государственным программам подготовки и переподготовки государственных служащих на основании государственного заказа;

3) направленных государственными органами на работу в международные организации или другие государства в целях повышения профессионального уровня;

Особенностью формирования резерва является то, что он создается в соответствии с Реестром должностей административных государственных служащих для каждой категории административных государственных должностей.

Зачисление в кадровый резерв осуществляется на основе принципа добровольного волеизъявления граждан. Данные о резервисте вносятся уполномоченным органом в систематизированный список и на него заполняются соответствующие формы регистрации, утвержденные уполномоченным органом.

Необходимость в формировании кадрового резерва, особенно в условиях переходного периода, резко возрастает, так как государственная служба испытывает потребность в обновлении кадров, приеме людей, мыслящих по-современному, не обремененных грузом прежней управленческой культуры и идеологии. Планирование кадров является одной из основ современного менеджмента и гарантом будущего любой организации. Для государственной службы независимого Казахстана это вопрос будущих реформ и качественного обновления. Подготовка преемников представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий постоянного внимания, как со стороны высшего руководства, так и специалистов кадровых служб, руководителей структурных подразделений государственных органов.

Далеко не все государственные органы эффективно управляют этим процессом, многие до сих пор решают эту проблему в оперативном порядке, в момент освобождения той или иной должности. Резерв кадров должен стать гарантом стабильности государственной службы и повышения профессиональной и деловой активности государственных служащих.

Внесение изменений и дополнений в Закон усилило правовую и социальную защиту государственных служащих. Так, ранее в случае ликвидации или реорганизации государственного органа только государственные служащие, имеющие трехлетний стаж государственной службы, обеспечивались работой. Теперь же работой обеспечиваются все служащие, независимо от стажа. Что касается стажа, то указом Главы государства внесены дополнения, согласно которым период работы исполняющим обязанности до момента получения результатов специальной проверки будет включаться в стаж государственной службы и, соответственно, повлияет на уровень заработной платы.

Кроме того, при переводе административного государственного служащего либо в связи с назначением политического служащего на другую должность, если ими не был использован отпуск по прежнему месту работы, на новом месте ему может быть предоставлен отпуск до истечения срока, предусмотренного Законом о труде.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в Казахстане продолжается реформа государственной службы. Переход казахстанского общества к демократии и новым социальным ценностям выдвинул ряд новых приоритетных задач, достичь которых возможно лишь при наличии компактного и профессионального корпуса государственных служащих.

1 Петягин А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. С. 1. www.ovsem.com

2 Курс лекций. Социальные субъекты политической власти. Тема 11: Политическая элита. С. 1. www.cfin.ru

3 Хасенов Е.М. Проблемные вопросы духовно-нравственного воспитания госслужащих: вопросы теории и практики // Право и государство. 2001. №3.

4 Киселев А.Г. Нужны ли профессиональные государственные служащие: взгляд в XXI век // Менеджмент в России и за рубежом. № 6. М., 1999. С. 1.

5 Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Алматы, 1997. С. 159.

6 Тарасова Н.И. Государственные работники США. М., 1992. С. 121–122.

7 www. gosslugba.kz

8 Wilson W. The Study of Administration // Political Science Quarterly 2. 1887. P. 197.

9 Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 июля 1999 года № 453-I ЗРК, с изменениями и дополнениями от 11 марта 2003 года № 393-II ЗРК.

10 Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999. С. 105.

11 Гришковец А.А. Правовое обеспечение государственной службы. М., 1998. С. 40.

12 Байменов А.М. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов. Астана: 2000. С. 11.

13 Франция. Подготовка высших административных кадров // 12-й международный конгресс.-М.,1993. С.182–183.

14 Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2001. С.192.

15 Организация управления и требование к гражданской службе в США // Вестник государственной службы. 1999. С. 57.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 1.1 Понятие субъекта административного права 1.2 Административно-правовой статус граждан РК , административная правоспособность и дееспособность граждан 1.3 Государственные служащие как субъекты административного права 2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН 2.1 Административные-правовые гарантии охраны прав и граждан 2.2 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

6680 Слова | 27 Стр.

  • Административное право РК

    СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Предмет Административного Права Характерные Черты Государственного Управления Республики Казахстан 3. Система Административного Права 4. Методы Административного Регулирования 5. Административно-Правовые Нормы 6. Источники Административного Права Республики Казахстан 7. Субъекты Административного Права Президент Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан Исполнительная Власть Республики Казахстан...

    4696 Слова | 19 Стр.

  • Администротивное право РК

    Характерные Черты Государственного Управления Республики Казахстан............................................................... 3 3. Система Административного Права............................................ 4 4. Методы Административного Регулирования .............................. 4 5. Административно-Правовые Нормы........................................... 5 6. Источники Административного Права Республики Казахстан.. 5 7. Субъекты Административного Права.......................

    5063 Слова | 21 Стр.

  • Административное право РК

    1. Введение 2 2. Предмет Административного Права 3 Характерные Черты Государственного Управления Республики Казахстан 3 3. Система Административного Права 4 4. Методы Административного Регулирования 4 5. Административно-Правовые Нормы 5 6. Источники Административного Права Республики Казахстан 5 7. Субъекты Административного Права 6 Президент Республики Казахстан 7 Правительство Республики...

    5095 Слова | 21 Стр.

  • Трудовое право рк

    Сторон 12 Отстранение от работы 13 Особенности труда сезонных, домашних работников, лиц работающих вахтовым методом 14 Заключение Введение: Одним из основных институтов трудового законодательства является трудовой договор...

    8043 Слова | 33 Стр.

  • Правовой статус гос служащих в РК

    ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РК ” ВЫПОЛНИЛ: ПРОВЕРИЛ: АКТАУ 2007Г.   ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ  ПОНЯТИЕ ГОС.СЛУЖБЫ В РК .  ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОСЙ СЛУЖБЫ. 2. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ДОЛЖНОСТЕЙ.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО .  ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО .  ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО . ...

    3222 Слова | 13 Стр.

  • Трудовое право Рк

    средних специальных учебных заведний. Пользование учебником позволит студентам получить знание на уровне требований государственного стандарта Министерства образования Республики Казахстан, самостоятельно ориентироваться в правовых ситуациях в сфере труда . С целью оказания помощи в изучении трудового законодательства и применение его на практике в учебнике приводятся цитаты соответствующих статей, законов при изучении того или иного вопроса, а в приложении помещены наиболее важные законы и другие нормативно-правовой...

    107442 Слова | 430 Стр.

  • Коррупция и правовое регулирования

    Содержание Введение…………………………………………………………………………2 I. Понятие коррупции и правовое регулирование …………………………….5 1.1 Сущность понятия коррупции. ………………………………………….....5 1.2 Правовое регулирование коррупции…………….………………………...7 II. Законные методы борьбы с коррупцией…………………………………..10 2.1 Правовые механизмы борьбы с коррупцией в Казахстане…………...…10 2.2 Законодательная база Республики Казахстан…………………….............11 2.3 Антикоррупционная программа…………………………………………..19 Заключение…………………………………………………………………...

    6528 Слова | 27 Стр.

  • Правовой статус государственных служащих РК

    Министерство образования и науки РК Евразийский Национальный Университет им. Л. Н. Гумилева РЕФЕРАТ По предмету административное право НА ТЕМУ: “ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РК ” ВЫПОЛНИЛ: студент 2 курса юридического факультета группы Мпр-24 Сапаров Айдар АСТАНА 2011 ВВЕДЕНИЕ 2 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. 4 ❖ ПОНЯТИЕ ГОС.СЛУЖБЫ В РК . ...

    3307 Слова | 14 Стр.

  • Понятие, предмет трудового права РК

    Лекция № 1. ТЕМА: Понятие, предмет трудового права РК и его место в системе национального права. План лекции: 1.Понятие и предмет трудового права. 2.Понятие и система правоотношений по трудовому праву. 3.Трудовые правоотношения и их элементы. 4.Иные, тесно связанные с трудовыми правоотношения. 1.Понятие и предмет трудового права. Трудовое право является самостоятельной материальной отраслью права. Трудовое право как отрасль права, включающая в себя совокупность правовых...

    4713 Слова | 19 Стр.

  • Государственно-правовое регулирование занятости и трудоустройства.

    Государственно-правовое регулирование занятости и трудоустройства. АО «Медицинский Университет Астана» Кафедра: Судебной медицины с основами права СРС Тема: Государственно-правовое регулирование занятости и трудоустройства. Подготовила: Мухаметжанова А. Группа: 143 ОМ Проверила: Какимжанова...

    4155 Слова | 17 Стр.

  • Местные исполнительные органы рк

    Казахская академия труда и социальных отношений Факультет социальных наук и права Кафедра уголовно-правовых дисциплин «Допущена к защите» Зав. кафедрой УПД КазАТиСО к.ю.н., профессор Амерханов Р.А. __________2013 г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Местные исполнительные органы государства, организация и формы деятельности (на примере РК )» по специальности 5B030100 – «Юриспруденция» ...

    28871 Слова | 116 Стр.

  • Правовой статус государственных служащих

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РЕФЕРАТ на тему: «Правовой статус государственных служащих » по специальности «Государственная служба и управление» выполнил: студент группы 5B030100 Юриспруденция, вечерняя дистанционная, на базе ВО, 1 триместр, 2012-2013 учебный год Кубанцева Виктория Сергеевна Проверил:...

    3356 Слова | 14 Стр.

  • Учет затрат на оплату труда

    будет мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом. Заработная плата, как форма цены рабочей силы, занятой в производственной сфере, - это основная часть жизненных средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда , реальным трудовым вкладом каждого и зависящая от конечных результатов работы предприятия. Данная формулировка в большей мере характерна для производительного труда . Заработная плата есть элемент дохода наемного...

    7056 Слова | 29 Стр.

  • Семейное право РК

    ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.12.2007 г.) В оглавление внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.12.07 г. № 9-IV (введены в действие с 01.01.2008 г.) (см. стар. ред.) Оглавление ОБЩАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе Статья 2. Трудовое законодательство Республики Казахстан Статья 3. Цель и задачи трудового законодательства...

    41773 Слова | 168 Стр.

  • Курс лекций по трудовому праву РК

    Содержание Трудовое право РК ВВЕДЕНИЕ Трудовое право РК Тема 1. Предмет, метод и система трудового права. 1.1. Понятие труда , его общественной организации и предмет трудового права. 1.2. Метод трудового права. 1.3. Система трудового права. 1.4. Принципы трудового права. Тема 2. Источники трудового права. 2.1. Понятие и признаки источников трудового права. 2.2. Классификация источников трудового права. Тема 3. Трудовые правоотношения. 3.1. Понятие трудового правоотношения. 3...

    29600 Слова | 119 Стр.

  • Кадровая политика в местных и муниципальных органах власти РК

    функциональной структуры государственного управления в рк 23 Заключение 26 Список использованной литературы 29 Введение Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих . Государство приобретает реальность и силу именно...

    5717 Слова | 23 Стр.

  • Организация оплаты труда

    основы и функции организации оплаты труда ……...... | 5 | 1.1 | Понятие, сущность и функции заработной платы…………………...... | 5 | 1.2 | Основные функции и принципы организации оплаты труда ………… | 9 | 1.3 | Формы и системы заработной платы ………………………………...... | 13 | 2. | Анализ современного уровня оплаты труда в РК ……………………... | 25 | 2.1 | Особенности оплаты труда в рыночной экономике…………………... | 25 | 2.2 | Нормативно-правовая база РК в области оплаты труда ………………. | 26 | 2.3 | Оценка основных...

    16243 Слова | 65 Стр.

  • Правовое регулирование договора возмездного оказания образовательных услуг

    Министерство образования и науки Республики Казахстан Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова Кафедра гражданского права и процесса Курсовая работа На тему: «Правовое регулирование договора возмездного оказания образовательных услуг» Дисциплина Гражданское право РК Специальность 5В030100 – Юриспруденция Выполнила: Тураева М.Б.,студентка 2 курса...

    7172 Слова | 29 Стр.

  • Административное право РК

    КАСПИЙСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра частно-правовых дисциплин Мусина Б.Б. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РК Курс лекций Алматы 2007 Обсужден на заседании кафедры частно-правовых дисциплин Рекомендован к изданию учебно-методическим советом Мусина Б.Б. Административное право РК : Курс лекций. – Алматы: НИЦ КОУ, 2007. – 100 с. © Мусина...

    20120 Слова | 81 Стр.

  • Трудовое право рк

    нормы трудового права должны быть пронизаны принципами, что объясняет важность изучения принципов. "Принцип" с латинского означает начало, основу. Отсюда следует, что принципы трудового права являются основополагающими, руководящими началами в регулировании общественных отношений, имеющих нормативно-правовой характер. Принципы должны носить устойчивый характер, несмотря на то, что нормы трудового законодательства находятся в постоянном движении. Но следует обратить внимание на то, что принципы в зависимости...

    4332 Слова | 18 Стр.

  • Конституция РК

    уметь высказать собственные суждения, отстаивать свое мнение. Динамизм трудового права РК , обусловленный переходом к рыночной экономике, активизацией издания казахстанских законов по ряду вопросов труда требует оперативного переосмысления новейшего трудового законодательства и практики его применения, а также достижений науки трудового права и опыта международно-правового регулирования труда . Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание трудовых отношений и в правовое...

    3477 Слова | 14 Стр.

  • 1400 пост об оплате труда

    оплаты труда гражданских служащих , работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.09.2011 г.) Преамбула изложена в редакции постановления Правительства РК от 30.09.11 г. № 1122 (см. стар. ред.) В соответствии со статьями 15 и 238 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Установить, что системой оплаты труда гражданских...

    17157 Слова | 69 Стр.

  • Охрана труда

    ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА Организацией и управлением охраной труда занимается руководитель предприятия. Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда . Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия или по поручению одному из его заместителей. Служба охраны труда , как правило, существует в форме самостоятельного структурного подразделения предприятия, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем...

    1646 Слова | 7 Стр.

  • 1. Оплата труда 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 3. Трудоустройство 4. Гарантии и компенсационные

    Выполнила: Курманбаева АА СЕМЕЙ 2012 г. Темы: 1. Оплата труда 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 3. Трудоустройство 4. Гарантии и компенсационные выплаты 5. Государственное управление в области безопасности и охраны труда План: 1. Оплата труда . 1. Cистема оплаты труда . 2. Государственные социальные гарантии в сфере оплаты труда . 2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 2.1. Профессиональная...

    9068 Слова | 37 Стр.

  • Понятие и особенности государственной службы в Республике Казахстан

    Тема 2. Понятие и особенности государственной службы в Республике Казахстан 1. Понятие, цель и задачи государственной службы в Республике Казахстан. Государственная служба - это деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. Государственная служба в РК – это совокупность деятельностей государственных служащих , а также субъектов РК , закрепленных в в нормативных и законодательных...

    867 Слова | 4 Стр.

  • Охрана труда

    за нарушение правил и норм по охране труда ……………………..4 1.1 Охрана труда …………………………………………………………………………4-7 1.2 Охрана труда на производстве……………………………………………………..7-11 1.3 Ответственность за нарушение требований охраны труда ………………………11-20 Заключение ……………………………………………………………………………………….21 Список литературы……………………………………………………………………………….22 Введение Закон Республики Казахстан «ОБ ОХРАНЕ ТРУДА ». Настоящий Закон направлен на обеспечение права работников на охрану труда , устанавливает основные принципы национальной...

    4175 Слова | 17 Стр.

  • Учет затрат и оплата труда

    материалы и оплату труда » Выполнила: Проверил: Караганда – 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ 5 2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 7 2.1 Классификация материалов 7 2.2 Документальное оформление и учет материалов на производстве 7 2.2 Учет затрат на основные и вспомогательные материалы 11 3 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСНОВНУЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОПЛАТУ ТРУДА 14 3.1 Оплата...

    8011 Слова | 33 Стр.

  • Нормирование труда служащих

    По дисциплине «Экономика труда » на тему: «Нормирование труда служащих » Выполнила: студентка 2 курса очного отделения Специальность: «5В051900-Организация и нормирование труда » Изтелеуова Акерке Научный руководитель: Елшибекова К.Ж. Алматы – 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение..............................................................................................................3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ подходы к проблеме нормирования труда СЛУЖАЩИХ на предприятии……………………………………………...

    9642 Слова | 39 Стр.

  • Представительство и доверенность РК

    Введение Гражданское право Республики Казахстан занимает одно из центральных мест в системе права, которое на данном этапе переживает свое качественное обновление. Принятый 27 декабря 1994 года Гражданский кодекс Республики Казахстан первая часть и вступивший в действие с 1 марта 1995 года, является кодифицированным системообразующим законом, служащим правовой основой регулирования всей массы имущественных и личных не имущественных отношений, развивающихся в условиях рыночной экономики. Впервые...

    10503 Слова | 43 Стр.

  • Учет труда и его оплата

    Оплата труда представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. Законодательство рассматривает оплату труда как систему отношений, в процессе которой определяются и формируются выплаты за использование труда работников. Отношения работников и работодателей – это взаимодействие внутри предприятия. Чтобы способности...

    2797 Слова | 12 Стр.

  • Лекции гражданско процессуального права РК

    ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (Курс лекций) Алматы 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ стр. Лекция 1....………………………………………………… ..........4 Лекция 2....………………………… ................... …… ........ ……...13 Лекция 3...... ……………………………………………..… ........18 Лекция 4...………………….…………………………………....21 Лекция 5.....…………………………………………… ...... ….....26 Лекция 6....…………………………………………………...…..28 Лекция 7....………………………………………………...……..30 Лекция 8..... ………………………………………………………32 Лекция 9...

    28845 Слова | 116 Стр.

  • Рынок труда в рк

    ……………………………………………………………………………..2 ГлаваI. РЫНОК ТРУДА , ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА…………….…………..4 1.1 Рынок труда и его субъекты …………….…..………………….………...…4 1.2. Занятость……………………………………………………………....……..8 1.3. Безработица ………………………………..……………………..…..….….11 1.4 Рынок труда в Казахстане…..…………………………..…………………..19 1.5 Гендерные аспекты состояния рынка труда ………………...……….……28 Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА в РК ………32 2.1. Основные принципы...

    6957 Слова | 28 Стр.

  • Лекции по экологическому праву рк

    Общая и Особенная части. Правовой режим институтов экологического права. Место экологического права в современной системе права РК . Соотношение экологического права с другими отраслями права. Тема 2 История развития и источники экологического права Возникновение, современное состояние и пперспективы развитие экологического права. Основные этапы развития республиканского законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Понятие, особенности и классификация...

    24276 Слова | 98 Стр.

  • Бюджетная система РК

    75 Введение Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование , осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование , является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы...

    18084 Слова | 73 Стр.

  • Трудовое право РК

    размера заработной платы D профсоюзом и может быть ниже установленного законодательством минимального размера заработной платы E положениями вышестоящей инстанции 3 Забастовкой считается: A разногласия между работодателем и профсоюзами по поводу оплаты труда B мера борьбы трудового коллектива за удовлетворение своих социально - экономических и профессиональных требований в коллективном трудовом споре между трудовым коллективом и работодателем, выражающаяся в полном или частичном прекращении работы (невыходе...

    12829 Слова | 52 Стр.

  • Характеристика трудового кодекса РК

    Амиржанов Ч.Е. Алматы 2007 Содержание Введение 1. Сущность и типы инфляции 1.1.Сущность инфляции 1.2.Типы инфляции 2. Теоретические аспекты антиинфляционной политики 3. Особенности инфляции и антиинфляционной политики Республики Казахстан 3.1.Особености инфляции и антиинфляционной политики 3.2.Прогнозы и ожидания от антиинфляционной политики, проводимой в Республике Казахстан Заключение Список используемой литературы...

    6282 Слова | 26 Стр.

  • Особенности регулирования труда государственных служащих

    По окончании периода распада СССР в 1991 году и провозглашения Казахстаном государственной независимости впервые на постсоветском пространстве было разработано абсолютно новое законодательство о государственной службе и создан уполномоченный орган по делам государственной службы – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы.

    «Основными недочетами работы советской государственной службы являлись:

    Отсутствие должной специализации, профессионализма;

    Корпус служащих представлял аморфную массу работников;

    Вопросы кадровой политики решались в контексте политических пристрастий и при отсутствии специального органа, способного осуществлять научно-методическое руководство» .

    Для суверенного Казахстана становится все более актуальной способность государственного аппарата адекватно реагировать на потребности общества с учетом изменяющихся функций государства. Повышение эффективности государственной службы должно служить интересам народа и государства в целом, а также обеспечивать открытость и регламентацию деятельности государственных органов и государственных служащих, создавать положительный имидж государственной службы в обществе. В целях создания единой системы обучения государственной службы на базе Национальной высшей школы государственного управления при Президенте РК и Института повышения квалификации государственных служащих при Правительстве РК в 1998 году была создана Академия государственной службы при Президенте РК.

    На сегодняшний день в Казахстане государственные служащие относятся к властвующей элите, которая складывается из политической, бюрократической, экономической, идеологической и военной элиты. Следовательно, государственные служащие Республики Казахстан – это группа общества, которая не только концентрирует в своих руках государственную власть, но и отвечает за выработку стратегии развития всей системы . Имея в руках такую власть, каждый чиновник должен стремиться к овладению такими качествами, как профессионализм, компетентность и культура общения.

    Казахстану также необходимы компетентные кадры, обладающие знаниями, умениями и навыками, которые будут использованы в профессиональной деятельности. Не случайно в своем послании народу Казахстана «Казахстан-2030» Президент страны Нурсултан Назарбаев пишет о том, что «чиновник новой генерации - это слуга нации, патриотичный и справедливый, преданный своему делу и профессиональный» .

    При переходе к рыночным отношениям, который сопровождается не только социально-экономическими кризисными явлениями, но и когда поведение людей трудно поддается правовому и нравственному регулированию, не подлежит никакому сомнению особая значимость духовно-нравственного и правового воспитания государственных служащих. «Кризис морали и нравственности,- отмечает академик НАН РК, доктор юридических наук, профессор М.Т. Баймаханов,- дополняется и усугубляется кризисом в правовой сфере общества» .

    Государственные служащие должны осознавать, что служба в государственных органах – это выражение особого к ним доверия со стороны общества, что нашло отражение в тексте Присяги административного государственного служащего Республики Казахстан .

    Долг государственного служащего как представителя государства, его профессиональная честь и личное достоинство особо значимы. «Вы все – представители высшей власти, вы - часть государства, и именно вы должны быть образцом конкретных дел и действий», - сказал Н.А. Назарбаев 31 марта 1999 года на совместном заседании палат Парламента, обращаясь к членам Правительства и депутатам .

    Необходимо также отметить, что правовое регулирование государственной службы является многоотраслевым, поэтому вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права. Институт государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих. Проводится работа по изменению сложившейся ситуации и созданию единой государственной службы, переходу к конкурсной системе и использованию опыта, заложенного в законодательстве о государственной службе, в деятельности правоохранительных и силовых государственных органов.

    В настоящее время данный вопрос не нашел своего нормативного закрепления в действующем законодательстве. Тем не менее, Закон «О государственной службе» от 23.07.99 года предусматривает, что его действие не распространяется на государственных служащих с иным правовым статусом (судьи, военнослужащие, работники правоохранительных органов и т.п.). Существование такой оговорки объяснимо. В силу специфики деятельности, прием на такую службу, продвижение, повышение квалификации, ответственность, а также особый порядок присвоения специальных званий требуют отдельного самостоятельного правового регулирования.

    Методы, реализованные в системе государственной службы, успешно адаптируются в системе «особых видов государственной службы». Примечателен опыт внедрения новых реестров должностей и методик исчисления оплаты труда, основанных на коэффициентах. В Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы считают, что такая тенденция должна существовать и далее, способствуя, в конечном итоге, созданию единых основ и принципов всех видов государственной службы и повышению качества предоставляемых услуг населению. В связи с этим, агентство продолжает работу по совершенствованию реестра должностей государственных служащих. Например, предполагается, что часть гражданских служащих МВД, Министерства обороны и других государственных органов будет включена в Реестр должностей государственных служащих.

    В целях обеспечения единства системы государственной службы и совершенствования кадровой работы в силовых и правоохранительных органах, Агентство считает целесообразным осуществлять прием сотрудников на вакантные должности в данных органах также на конкурсной основе, в соответствии с квалификационными требованиями к должностям. Кроме того, в связи с принятием в будущем закона о гражданской службе, который будет регулировать отношения работников бюджетной сферы – учителей, врачей и т.д., предполагается внедрить принципы меритократии в государственном секторе в целом. Это обеспечило бы реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и предоставило бы возможность отобрать в равных условиях самых лучших специалистов.

    На сегодняшний день в Казахстане государственная служба является особым видом трудовой деятельности, осуществляемой за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления функций государства.

    Трактовка понятия «государственный служащий» в Законе «О государственной службе» узка и определяет данную категорию, как граждан Республики Казахстан, занимающих в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального банка РК, должность в государственном органе и осуществляющих должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства.

    Закон, восприняв модельные характеристики государственной службы других стран, подразделил государственных служащих на политических и административных. Кроме названных категорий государственных служащих, выделены должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функцию представителя власти либо административно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах . Данная классификация позволила снизить влияние политических процессов на государственный аппарат и обеспечить правовую защиту административных государственных служащих при смене политических назначенцев. Об этом говорил и Н.А. Назарбаев, выступая в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: «После внимательного изучения международного опыта реформирования государственной службы мы пришли к пониманию того, что в интересах общества необходимо, во-первых, уменьшить влияние политических процессов на аппарат государства и, во-вторых, осуществлять его профессионализацию».

    «Механизм и источники формирования государственных служащих, бесспорно, дают возможность классифицировать их на политических и административных. Но специалисты в области государственной службы отмечают, что казахстанская модель является смешанной и не позволяет предельно ясно их разграничить. Позиционные и карьерные аспекты имеют место как в деятельности политических, так и административных государственных служащих» .

    В Республике Казахстан к политическим государственным служащим относят:

    1) назначаемых Президентом РК, их заместителей;

    2) назначаемых и избираемых палатами Парламента РК и председателями палат Парламента, их заместителей;

    3) возглавляющих аппарат Верховного суда РК, их заместителей;

    4) являющихся представителями Президента и Правительства, в соответствии с Конституцией;

    5) возглавляющих (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместителей;

    6) иные должности, определяемые Президентом РК.

    В результате анализа Закона «О государственной службе» можно сделать вывод о том, что по причине фактической незащищенности законом политических государственных служащих целесообразно принятие специального закона о политических государственных служащих. Необходимость принятия такого правового акта вызвана значительным различием в правовом статусе, порядке назначения и освобождения от должности, прохождения государственной службы и т.д. Ряд принципиальных вопросов, касающихся механизма отбора политических государственных служащих и прохождения ими службы, остается неурегулированным.

    «Разработка принципов механизма отбора политических служащих с целью создания целостной и открытой системы рекрутирования, мобилизации грамотных административных служащих в ряды политических, как одного из основных аспектов кадровой политики государства, создания так называемого политического кадрового резерва, не терпит отлагательства. При этом наиболее важными критериями отбора должны стать патриотизм, профессиональные и деловые качества, компетентность, служебная этика, законопослушность, преданность государственной службе, образование, достижения по работе» . «Повышение квалификации кадрового состава является требованием времени, когда во всем нужно соответствовать высоким стандартам» .

    Такого рода закон о политических государственных служащих, несомненно, положительно повлиял бы на повышение их ответственности за результаты своей работы.

    На первый взгляд, Законом РК «О государственной службе» могут быть установлены границы влияния политических процессов, но именно политические государственные служащие несут ответственность за реализацию политических целей и задач, а административные – за надлежащее исполнение своих должностных полномочий. В этой связи, делается еще одно неверное предположение: унификация государственных должностей является условием улучшения системы управления. Реестр и унификация должностей проведены, а улучшения работы органов государственного управления не наблюдается. Бесспорно, что важное место среди мер, направленных на повышение компетентности и профессионализма государственных служащих, занимают формы обучения и уровень подготовки.

    Проблема кризиса образования и профессионализма связана с обществом. Профессионализм служащего, его этическое поведение зависят не только от образования и культуры. Последние имеют ценность в собственном назначении, а не только в их носителях.

    Состав административных и политических служащих зависит от решения Президента, так же, как и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Главой государства по представлению уполномоченного органа по делам государственной службы.

    Ядром кадров государственной службы являются административные государственные служащие (96% от общего количества) – это государственные служащие, не входящие в состав политических государственных служащих, осуществляющие должностные полномочия на профессиональной основе в государственном органе.

    В Республике Казахстан административные служащие подразделяются на следующие категории:

    a)администрация Президента;

    b)аппараты конституционных государственных органов, представляющих все ветви власти;

    c)государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту РК, центральные исполнительные органы;

    d)аппараты маслихатов и акимов;

    e)местные исполнительные органы.

    Процесс прохождения административной государственной службы представляет собой динамику служебного статуса лица и его служебную карьеру в целом. Чертой, отличающей административного государственного служащего от политического, является содержание функций, полномочий и способ назначения и замещения должности.

    Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2990; 1999, № 8, ст. 974) установлено, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными этим Федеральным законом.
    Особенности касаются различных вопросов регламентации трудовых отношений государственных служащих, в том числе связанных с приемом на государственную службу, прохождением службы и её прекращением. Суть этих особенностей состоит в том, что с одной стороны они закрепляют более жесткие требования к государственным служащим, а с другой - устанавливают для них дополнительные по сравнению с другими работниками льготы и социальные гарантии.
    Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ) конкретно не определил, какие именно нормы законодательства о труде не должны применяться для труда государственных служащих. В связи с этим на практике, в том числе и при рассмотрении трудовых споров государственных служащих в судах, достаточно часто возникают ситуации, когда аналогичные вопросы правоприменителями решаются то со ссылкой на законодательство о государственной службе, то со ссылкой на законодательство о труде.
    В ходе проведения работы по сопоставлению законодательства Российской Федерации о труде с Федеральным законом " Об основах государственной службы Российской Федерации" возникают многочисленные вопросы, на которые и хотелось бы по возможности ответить, рассмотрев подробно порядок и условия поступления на федеральную государственную службу, ее прохождения и прекращения. В настоящей статье не рассматриваются вопросы регулирования труда государственных служащих в отдельных государственных органах, для которых особенности государственной службы установлены специальными федеральными законами.
    К сожалению, с момента вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в дальнейшем - Закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ) не было принято ни одного необходимого для его реализации федерального закона. Медлительность в формировании федеральной законодательной базы компенсируется принятием подзаконных нормативных правовых актов, а также не всегда соответствующих федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
    Попробуем провести некоторую систематизацию федерального законодательства, регулирующего трудовые отношения государственных служащих, на основе анализа законодательства о труде и законодательства о государственной службе, а также сравнение законодательства, регулирующего труд федеральных государственных служащих, с законодательством некоторых субъектов Российской Федерации о государственной службе.

    Согласно Закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Под государственными органами в этом Законе (ст. 1) понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные государственные органы, образуемые в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
    В отличие от этого некоторые субъекты Российской Федерации толкуют понятие государственного органа совсем иначе. К примеру, согласно ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993 г. № 1417-XII "О государственной службе" государственный орган - это "учреждение (организация) либо избираемое должностное лицо, исполняющее государственные функции, финансируемое из республиканского или местного бюджетов, наделенное властными полномочиями, как правило, с правом юридического лица".
    Законом Кемеровской области от 13 февраля 1998 г. № 6-03 установлено, что государственный орган - это "учреждение либо избираемое должностное лицо, исполняющее от имени государства его функции, финансируемое из областного бюджета и наделенное властными полномочиями".
    Законом Республики Алтай от 10 апреля 1997 года № 20-17 "О государственной службе Республики Алтай" установлен уровень государственной службы, определяемый принадлежностью к республиканским, местным и федеральным государственным органам. При этом почему-то названы государственными органами местные (муниципальные) выборные органы и местные администрации.
    По Закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственными служащими признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Некоторые исключения из этих правил могут быть установлены отдельными федеральными законами (например, в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года № 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, cm. 128) федеральным государственным служащим территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения денежное содержание выплачивается не за счет средств федерального бюджета, а за счет средств государственного фонда занятости).
    В связи с тем, что государственная служба субъектов Российской Федерации находится в их ведении, предполагается, что за счет средств федерального бюджета выплачивается денежное содержание только федеральным государственным служащим. Однако ряд законов субъектов Российской Федерации о государственной службе (например, закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1997 г. № 19-РЗ и закон Чувашской Республики от 14 декабря 1996 г. № 19) предусматривают, что государственными служащими их субъектов Российской Федерации могут являться и лица, получающие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета.
    Государственная должность определяет границы деятельности государственного служащего, то есть круг его обязанностей, права и ответственность, связанные с обеспечением полномочий государственного органа.
    К государственным должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В", включенные в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
    Перечни государственных должностей федеральной государственной службы, считающиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждены Указами Президента Российской Федерации: от 12 апреля 1996 г. № 529 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 16, ст. 1833; № 26, ст. 3064; № 34, ст. 4080), от 12 апреля 1996 г. № 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 16, ст. 1834), от 15 апреля 1996 г. № 551 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 16, ст. 1844), от 14 августа 1996 г. № 1174 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4080), от 4 ноября 1996 г. № 1533 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 47, ст. 5309), от 16 мая 1997 г. № 493 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 20, ст. 2244), от 3 сентября 1997 г. № 981 (Собрание законодательства российской Федерации, 1997, № 36, ст. 4129; 1998, № 5, ст. 571).
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 174; № 25, ст. 2378; № 33, ст. 3358; 1996, № 16, ст. 1833 и ст. 1834; № 26, ст. 3064; № 34, ст. 4080) Реестры государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации утверждаются соответствующими субъектами Российской Федерации.
    Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) вместо Реестра утверждается Табель о рангах (Закон Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993 года № 1417-XII.

    Поступление на государственную службу.
    Закрепляя право каждого гражданина Российской Федерации на государственную службу, п. 1 ст. 21 Закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливает ряд условий, необходимых для реализации этого права.
    Чтобы поступить на государственную службу, гражданин должен:
    - достичь возраста 18 лет;
    - владеть государственным языком;
    - иметь профессиональное образование;
    - отвечать другим требованиям, установленным Законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.
    Повышение возраста приема на государственную службу по сравнению с общими требованиями, установленными законодательством о труде для приема на работу (15 лет), обусловлено спецификой трудовой деятельности государственных служащих, повышенной ответственностью за исполнение возложенных на них функций, а также дополнительными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. К числу таких требований относится, в частности, требование о наличии профессионального образования (не ниже среднего), опыта и стажа работы по специальности.
    В отличие от законодательства о труде, законодательство о государственной службе предусматривает предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы. По общему правилу, установленному ст. 25 Закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ, этот возраст составляет 60 лет. Учитывая это, прием на государственную должность государственной службы лиц старше 60 будет неправомерным.
    В соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, поэтому гражданин, поступающий на государственную службу, должен владеть русским языком. Представляется, что лица, поступающие на государственную службу в органы государственной власти республики в составе Российской Федерации, наряду с русским, должны владеть языком, признанным государственным в этой республике, однако подобные требования законы республик содержат не всегда.
    Закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (п. 2 ст. 21) запрещает установление каких-либо ограничений или преимуществ для лиц, поступающих на государственную службу, в зависимости от наличия или отсутствия у них гражданства субъектов Российской Федерации. Вместе с тем этот запрет субъектами Российской Федерации не всегда исполняется. Например, Законом Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1997 года № 19-РЗ (ст. 24) установлено, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Кабардино-Балкарской Республики. До недавнего времени аналогичные условия были предусмотрены в Республике Марий Эл и в Республике Дагестан. Конечно же, подобного рода требования не обеспечивают заложенного в федеральном законодательстве принципа равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

    Квалификационные требования к государственным служащим.
    Необходимый уровень профессионального образования кандидата на государственную должность согласно п. 4 ст. 6 Закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ зависит от той государственной должности, на которую он претендует:
    - для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;
    - для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности "государственное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
    - для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
    Помимо требований к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы, в квалификационные требования к государственным служащим включаются требования к стажу и опыту работы по специальности, а также уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
    По федеральным государственным должностям Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. № 123 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 533) установлены следующие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности:
    высшие государственные должности - стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
    главные государственные должности - стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
    ведущие государственные должности - стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
    старшие государственные должности - стаж работы по специальности не менее трех лет;
    младшие государственные должности - без предъявления требований к стажу.
    Тем же Указом установлено, что другие квалификационные требования по соответствующим государственным должностям могут устанавливаться нормативными актами соответствующих федеральных государственных органов с учетом особенностей предмета их ведения.
    Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные к установленным Законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ требования к соответствующим государственным должностям государственной службы. К примеру. Законом Кемеровской области от 13 февраля 1998 г. № 6-03 (п. 2 ст. 7 и подпункт "г" п. З ст. 26) предусмотрено, что квалификационными требованиями к служащим, замещающим государственные должности государственной службы Кемеровской области, может предусматриваться наличие не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости. В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1997 года № 19-РЗ в квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к знанию обычаев и традиций народов Кабардино-Балкарской Республики.
    Не соответствуют Закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ классификация государственных должностей в Республике Саха (Якутия), а также предъявляемые к этим должностям квалификационные требования. Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993 года № 1417-XII предусмотрены вместо высших, главных, ведущих, старших и младших государственных должностей высшие, ведущие, средние и младшие государственные должности, причем для замещения младшей государственной должности требуется всего лишь общее среднее образование.

    Ограничения при поступлении гражданина на государственную службу.
    При поступлении гражданина на государственную службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
    Эти общие положения о равенстве прав на доступ к государственной службе не исключают некоторых ограничений, которые касаются особых случаев. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях:
    - признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    - лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
    - наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей;
    - отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, ±вязано с использованием таких сведений;
    - близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Следует заметить, что это ограничение несколько шире установленного ст. 20 КЗоТ Российской Федерации, поскольку касается совместной службы лиц, состоящих в родстве (свойстве), не только в одном и том же государственном органе, но и в разных;
    - наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
    - отказа от представления сведений о являющихся объектами налогообложения доходах и имуществе, принадлежащих ему на праве собственности. Обязанность кандидата представлять такие сведения определена ст. 12 Закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ.
    Лица, претендующие на выполнение государственных функций, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем совместном с супругой (супругом) имуществе, о вкладах в банках и о ценных бумагах, в том числе за пределами России, с указанием банков и номеров счетов в них; о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца офшорных, других компаний, фондов, с указанием процента собственности; о получении в пользование имущества и его стоимости.
    Закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень ограничений при поступлении гражданина на государственную службу, однако некоторыми субъектами Российской Федерации этот перечень неправомерно расширяется.
    Так, в соответствии со ст. 49 Закона Республики Алтай от 10 апреля 1997 года № 20-17 "О государственной службе Республики Алтай" гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае освобождения его ранее от занимаемой должности в связи с нарушением трудовой и финансовой дисциплины, а также в случае прекращения уголовного дела за совершение умышленного преступления в связи с актом амнистии или по другим не реабилитирующим основаниям. Статья 9(6) Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 и ст. 18 Закона Республики Татарстан от 8 февраля 1994 г. № 2101-XII и вовсе предполагают неограниченную возможность расширения перечня таких ограничений законодательством соответствующих республик.
    Согласно Закону Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993 года № 1417-XII лицо не может замещать должности на государственной службе в случае наличия у него не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости.

    Документы, предъявляемые при поступлении на государственную службу.
    Перечень документов, которые гражданин предъявляет при поступлении на государственную службу, в основном совпадает с перечнем документов, требуемых в соответствии с законодательством о труде. Однако помимо документов, которые любой работник предъявляет работодателю при поступлении на работу (паспорт, трудовая книжка, документ об образовании и другие), гражданин, поступающий на государственную службу, представляет:
    - личное заявление;
    - справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
    - медицинское заключение о состоянии здоровья.
    Согласно Закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ все сведения, представленные гражданином при поступлении на государственную службу, подлежат обязательной проверке в порядке, установленном федеральным законом. Впредь до принятия соответствующего федерального закона порядок и условия проведения проверки сведений, сообщенных гражданином о себе при поступлении на федеральную государственную службу, определяются Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 641 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 23, ст. 2502).
    Если в процессе проверки будут установлены обстоятельства, препятствующие поступлению гражданина на государственную службу, указанный гражданин должен быть уведомлен в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу. В случае его несогласия с решением об отказе в приеме на государственную службу, он вправе обжаловать это решение в соответствующий государственный орган или суд.

    Порядок назначения на государственную должность.
    По Закону от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ государственные должности государственной службы подразделяются на группы: высшие (5-я группа); главные (4-я группа); ведущие (3-я группа); старшие (2-я группа) и младшие (1-я группа).
    В зависимости от группы должности, на которую претендует гражданин, различается и порядок его назначения на должность. В одном случае назначение производится соответствующим должностным лицом непосредственно, в другом - только по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности.
    Назначение на государственные должности государственной службы категории "Б" производится по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц или государственных органов.
    Назначение на государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В" производится непосредственно соответствующим должностным лицом.
    На государственные должности государственной службы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп категории "В" назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется только по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности.
    Конкурс может производиться в форме конкурса документов (по 2-й группе государственных должностей государственной службы) или конкурса - испытания (по 3-й, 4-й и 5-й группам государственных должностей государственной службы).
    Конкурс призван реализовать право граждан на равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции Российской Федерации), а также отобрать для нее таких граждан, которые обладают необходимыми качествами и способностями.
    Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантных государственных должностей государственной службы регулируется принятыми в соответствии с Законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
    Порядок проведения конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы определяется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 604 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2115). Положениями этого Указа было рекомендовано руководствоваться и органам государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конкурса на замещение вакантных государственных должностей субъектов Российской Федерации.

    Трудовой договор (контракт), заключаемый с государственным служащим.
    Трудовой договор (контракт) - это соглашение между государственным служащим и государственным органом, по которому государственный служащий обязуется выполнять обязанности по определенной государственной должности государственной службы с подчинением действующим в государственном органе правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать установленные законодательством о государственной службе требования и ограничения, а государственный орган обязуется выплачивать ему денежное содержание и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством и соглашением сторон.
    Трудовой договор (контракт) с государственным служащим, как и с любым работником, заключается в письменной форме.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Правовое регулирование аттестации административных государственных служащих

    Аттестация государственного служащего - это важный этап в процессе прохождении государственной службы, «периодически осуществляемая процедура по определению уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры и способности работать с гражданами». Аттестация - это комплексное понятие, которое нужно рассматривать в различных аспектах. А именно:

    1. Аттестация - это специальная процедура, являющаяся обязательным условием работы государственных служащих и иных работников государственных ведомств и учреждении, как, например: судьи (Постановление Центрального Совета судей от 13 мая 2003 г. №13); гражданские служащие (Правила проведения и условия аттестации гражданских служащих Утверждены приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 июля 2007 года № 168-п); военнослужащие (Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан Президента Республики Казахстан от 25 мая 2006 года № 124) и др. В некоторых случаях результаты сдачи аттестации могут влиять на установление квалификационных категории (разрядов), и соответственно на должностной оклад.

    2. Аттестацию можно рассматривать как правовой институт, то есть совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с аттестацией. Зачастую эти отношения носят скорее характер трудовых, где служащий и аттестационная комиссия выступают субъектами трудовых правоотношении. Так отрицательные результаты аттестации являются основанием для прекращения служебных отношении.

    Аттестация - это система процессуальных действий, строго отрегулированных специальными нормативно-правовыми актами, которая включает в себя ряд взаимовытекающих и взаимосвязанных действий. Эта система процессуальных действий имеет свои цели, задачи, сроки, то есть процедуру. Так в соответствии с п.5-1 Правил аттестация состоит из следующих этапов - процедур:

    1) подготовка к проведению аттестации;

    2) тестирование служащего, подлежащего аттестации в порядке, установленном уполномоченным органом по делам государственной службы;

    3) собеседование со служащим, проводимое аттестационной комиссией;

    4) вынесение решения аттестационной комиссии.

    1. При этом нужно учитывать, что аттестация - это правоотношение. Участники, которых имеют свои правовой статус, то есть права, обязанности и гарантии, которые также регулируются специальными нормативными актами. Инициатором возникновения таких правоотношений является государственный орган.

    2. Прохождение аттестации есть юридической обязанностью для государственного служащего, тогда как проведение аттестации является обязанностью государственного органа (аттестационной комиссии). Это своего рода проверка деятельности как служащего, так и государственного органа - работодателя, пользующегося услугами и предоставившего работу данному лицу (служащему).

    3. Аттестация есть государственный контроль за уровнем квалификации служащих, а также качеством оказываемых ими государственных услуг.

    В соответствии со всем выше сказанным, можно сделать вывод, что аттестация государственного служащего есть сложное, комплексное понятие, представляющая собой специальную процедуру реализации взаимной обязанности работодателя и служащего на определение уровня его профессиональной подготовки, правовой культуры и способности работать с гражданами.

    Действующие правила прохождения аттестации государственных служащих устанавливают цели, задачи, порядок и процедуры проведения аттестации, а также закрепляют права, обязанности и гарантии участников, аттестационных правоотношении.

    Казахстанским законодательством аттестация есть обязательная процедура, позволяющая лишь оценить уровень квалификации служащего и проверить его на соответствие занимаемой должности. Положительные результаты аттестации не влияют ни на повышение квалификационного разряда или увеличение заработной платы и пр. Так как это делается в ряде стран, таких как Россия, Франция, Германия, США и некоторых других. Но по результатам аттестации казахстанские служащие могут быть рекомендованы для зачисления в кадровый резерв для занятия должности вышестоящей категории. Это является дополнительным стимулом и позволяет проводить качественный отбор кадров, в том числе и для назначения на политические должности.

    Формой сдачи аттестации является тестирование, что регулируется Правилами проведения тестирования государственных служащих и граждан, претендующих на занятие вакантной административной государственной должности утвержденных Приказом Председателя Агентства по делам государственной службы от 21 января 2001 г. Именно эти правила устанавливают программы тестирования госслужащих, представляющие собой логический тест, тесты на знание государственного языка и перечень необходимых нормативно-правовых актов, а также пороговые уровни для отдельно взятых групп и категории. В число таких актов относятся Закон «О государственной службе», Кодекс чести, Закон РК «О борьбе с коррупцией», а также «нормативно- правовых актов с учетом специфики работы государственного органа, тестовые вопросы, на знание которого разрабатываются (и предоставляются) данным государственным органом».

    Еще одним важным этапом прохождения аттестации является собеседование, на которое допускаются только служащие прошедшие пороговый уровень. На наш взгляд следует определить срок в течений какого времени должно быть проведено собеседование после проведения процедуры тестирования. Учитывая то, что решения аттестационной комиссии в месячный срок утверждаются руководителем государственного органа и их копии направляются в уполномоченный орган по делам государственной службы или его территориальное подразделение, то сроки собеседования могут быть растянуты что называется «до последнего». Думается необходимая более четкая процессуальная регламентация.

    Служащий должен быть ознакомлен с результатами аттестации - это его процессуальное право (п.31 Правил). Однако Правила не устанавливают сроки ознакомления. Это может быть осуществлено незамедлительно после заседания комиссии или в течении иного времени, а может быть после издания приказа о результатах аттестации. Тем более, что служащий имеет право обжаловать именно приказ, после того как он уже вступит в законную силу. В связи с этим есть необходимость в конкретизации сроков. Кроме того, если быть точным и во избежание претензии со стороны служащего и последствии указанных в п.38 Правил, то есть обнаружения нарушений Правил проведения аттестации, влекущих за собой отмену приказа. Думается логичным обязать секретаря аттестационной комиссии проводить ознакомление госслужащего под роспись, тем самым иметь при себе доказательства о не нарушении п.31 Правил.

    Подытоживая все выше сказанное нужно отметить, что аттестация является важным инструментом государственного контроля за уровнем квалификации и профессионализма госслужащих и соответственно качества оказываемых ими услуг населению. Кроме того, аттестация позволяет выделить из большого числа служащих наиболее прогрессивные и подающие надежды кадры, способные на карьерный рост и стратегическое мышление.

    процессуальный нормативный административный

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Характеристика порядка проведения аттестации государственных и муниципальных служащих. Особенность совершенствования деятельности органов местного самоуправления. Создание кадрового резерва для замещения вакантных должностей службы муниципалитета.

      дипломная работа , добавлен 24.01.2018

      Значение аттестации муниципальных служащих. Порядок проведения аттестации муниципальных служащих. Анализ проведения аттестации муниципальных служащих и ее результатов в Старощербиновском сельском поселении Щербиновского района Краснодарского края.

      дипломная работа , добавлен 25.02.2008

      Оценка соответствия уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям. Процедура организации и порядок проведения аттестации государственных служащих. Принципы, цели и функции. Состав аттестационной комиссии.

      курсовая работа , добавлен 26.07.2009

      Принципы, цели и функции аттестации госслужащих в РФ. Предметы оценки при проведении аттестации. Необходимость разработки профессионально-квалификационных моделей, включающих перечень качеств, знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник.

      курсовая работа , добавлен 27.08.2012

      Процедура проведения аттестации муниципальных служащих и порядок ее подготовки, принятия решений по результатам аттестации. Общая характеристика управления образования Центрального района г. Челябинска, совершенствование методики проведения аттестации.

      курсовая работа , добавлен 10.03.2012

      Сущность, цель, задачи и принципы аттестации и квалификационного экзамена, их место в системе кадровой политики. Процедуры организации и порядок проведения аттестации и квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга.

      дипломная работа , добавлен 16.11.2012

      Категория аттестации в трудовом законодательстве. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Правовое регулирование аттестации работников в трудовом праве России. Результаты аттестации как основание для принятия решения работодателем.

      дипломная работа , добавлен 12.02.2011

      Анализ нормативно-правового регулирования понятия и административно-правового статуса государственных служащих. Выявление проблем законодательства об обязанностях, ограничениях, правах и гарантиях, юридической ответственности государственных служащих.

      курсовая работа , добавлен 13.04.2012

      Сущность и содержание кадровой политики в отношении государственных служащих МЧС России. Анализ сложившийся практики аттестации государственных служащих в специальном управлении ФПС №7 МЧС России и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

      дипломная работа , добавлен 26.08.2012

      Исследование система должностей и классных чинов государственной гражданской службы в Российской Федерации. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих. Характеристика основных проблем при проведении аттестации государственных служащих.