1 статьи 12.2 коап рф. Грязные нечитаемые номера

Довольно часто встречается ситуация, когда за рулём находится не один водитель, а двое, которые заменяют друг друга. Благодаря этому можно ехать на более дальние пути маршрута. Но необходимо регулировать корректную смену водителей для достижения наиболее безопасного перемещения.

Каждый из водителей обязан иметь свою личную водительскую карту. При единовременном вождении на одном маршруте они меняются местами. В это время необходимо также заменять карту водителя, иначе тахограф зафиксирует нарушение режима труда и отдыха.

Если у одного из водителей отсутствует личная карта, и они вдвоем пользуются одной. То ответственное лицо, отвечающего за данный транспорт, ждёт штраф за отсутствие карты тахографа в размере от 1 до 3 тысяч рублей.

Ситуации, в которых штрафа можно избежать

Ещё год назад существовало правило, по которому нельзя было выписывать штрафы на тахографы старого образца, выпущенных до 2014 года. Их необходимо было заменить до начала 2018 года на более новую версию. Сейчас же это правило не действует, и если вы не успели вовремя заменить старые тахографы на новые, то вам будет выписан штраф.

Рассмотрим также вариант, по которому можно избежать получение штрафных санкций при использовании недействительной тахографической карты водителя:

  • Если карта была повреждена или сломана, необходимо доказать, что ваша карта находится на переоформлении, срок действия карты - до 15 дней с момента ее подачи. Чаще всего это документ, который выдается при оформлении заявки на оформление карты.
  • Если тахограф был поврежден или неисправен во время поездки на длинные расстояния, необходимо предъявить соответствующие документы, подтверждающие, что устройство будет подвержено ремонту или замене.

В таких случаях водитель обязан вести все записи о показателях своего движения в ручном режиме. Чаще всего они записываются на обратной стороне термобумаги для тахографа. Именно эти данные необходимо будет предоставить сотрудникам дорожной полиции по первому их требованию.

Главная Тахограф регистрирует информацию о маршруте и скорости движения непрерывно, контролируя режим труда и отдыха шофера. Применение прибора повышает безопасность на дороге, исключая ДТП, вызванные усталостью водителя. Установка тахографа обязательна для большинства автобусов, почти всех видов грузовиков весом более 3,5 тонн и обходится чуть более 30 тысяч рублей. Штрафы за отсутствие тахографа За отсутствие тахографа с 01.04.2014 штраф взимается не только при международных, но и при внутрироссийских перевозках. Наказание равнозначно штрафам за неисправный, отключенный или самостоятельно модифицированный тахограф и согласно ст.

Каков штраф за отсутствие карточки водителя для тахографа в 2018 году

Штраф за езду без карты водителя на тахограф в 2018 году будет взиматься в аналогичном порядке. Сумма будет приравнена к взысканию, установленному в 2016 году.


Инфо

Не во всех случаях водители получают штраф. От наказания освобождаются при утере карты или в случае ее поломки. При корректном обосновании и предоставлении сотрудникам ДПС доказательств, водитель может продолжать маршрут на протяжении 15 дней без карточки.


При этом все записи ведутся вручную. Штраф за неисправный и аналоговый тахограф Водитель может быть оштрафован при поломке тахографа или при использовании аналогового прибора. Если неисправность возникает без посторонней помощи сразу после того, как водитель выходит в рейс, то он должен вернуться в гараж и воспользоваться услугами компаний, которые осуществляют ремонтные работы.
Штраф за неработающий тахограф взыскивается в размере 500 руб.

Штраф за отсутствие карточки водителя для тахографа в 2018 году

  • на спецтехнику – автокраны, «скорые», эвакуаторы и т. д.;
  • на грузовики сельхозпроизводителей, которые используются лишь для перевозок внутри района или же в соседние районы;
  • на технику, зарегистрированную военной автоинспекцией;
  • на старую технику возрастом более 30 лет, которая или сохранила оригинальную комплектацию или была отреставрирована до оригинального состояния;
  • на автомобили полиции, ФСБ и других организаций, имеющих право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия;
  • на учебные автомобили, если они не используются для коммерческих перевозок;
  • на машины, находящиеся на ходовых испытаниях.

Кроме того, надо помнить про статью 20 указанного выше федерального закона. Она гласит, что нормы о тахографах касаются лишь организаций и предпринимателей.

Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа

К числу административных наказаний, применяемых за связанные с транспортом нарушения, относится и штраф за тахограф. Наказывается как полное отсутствие этого прибора, так и зафиксированные с его помощью нарушения режима работы на автомобиле.
Разберёмся, кому может угрожать такой штраф, и как водитель или владелец машины может его избежать. Что такое тахограф Прежде всего посмотрим, что именно представляет собой такой прибор, как тахограф.
Он является автомобильным аналогом знаменитых «чёрных ящиков» авиации и регистрирует:

  • время движения машины;
  • скорость, с которой шла езда;
  • километраж пройденного пути;
  • периоды работы водителя.

Сейчас многие новые грузовики или автобусы оснащаются тахографами ещё на стадии производства.

Размер штрафа за езду без тахографа в 2018 году

Закон о требованиях к тахографам Требования к тахографам, правила их использования и контроля, а также виды ТС, для которых этот прибор обязателен, утверждены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (Приложение №1). Среди обязательных требований, помимо защищенного от взлома и опломбированного блока прибора, предусматривается наличие:

  • карты тахографа и датчика движения; средств визуального, звукового предупреждения и т.
  • антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (если в бортовое устройство включен связной модуль) и для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.
  • необходимого программного и криптографического обеспечения.

Тахограф оснащен печатающим устройством и клавиатурой для ввода информации. В зависимости от режима работает с четырьмя типами карт: водителя, контролера, мастерской и предприятия.

Кого оштрафуют за езду без тахографа

В данном и случае речь идёт о карточке тахографа, так как все данные об установленной скорости, маршруте, времени труда и отдыха считываются именно с неё.

  • Самостоятельная настройка и калибровка устройства приравнивается к нарушению.
  • Водитель, нарушивший режим труда и отдыха, а также все вышеперечисленные условия будет оштрафован.

За осуществление перевозки без карты водителя тахографа предусмотрены следующие штрафы:

  • Для транспортных компаний и организаций, владеющих маршрутом перевозки – от 5000 до 10000 тысяч рублей.
  • Для водителей – от 1000 до 3000 тысяч рублей.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь! Когда водитель может быть освобождён от штрафа за отсутствие карточки тахографа? Конечно же, есть случаи, когда водитель может быть освобождён от наказания.

Какой штраф за езду без тахографа

При условии, что экипаж транспортного средства состоит более чем из одного человека, второй водитель обязан произвести активацию сразу же после первого (следуя инструкциям).

  • Ввести в прибор следующие данные: род деятельности водителя, место начала и окончания маршрута, временные рамки, километраж, контактную информацию. Всё вышеперечисленное так же необходимо для второго водителя.

    Информация вводится вручную или автоматически.

  • Карта должна быть изъята сразу же после окончания рабочего дня, предварительно необходимо сообщить прибору о месте окончания маршрута.

Езда без тахографа в 2018 году

  • Отсутствие, полная неисправность бортового самописца (без обоснований причины), а также отказ в доступе к данным тоже расценивается как серьёзное нарушение.

Для чего необходима карта тахографа:

  • Для выгрузки информации о ходе осуществления маршрута в целях доказательства нарушения или подтверждения соблюдения режима труда, отдыха, скоростного трафика и маршрута.
  • Идентификации водителя в сфере коммерческих грузоперевозок.
  • Регистрации информации об условиях работы водителя.

Полный список документов, необходимых для оформления карты Внешне карта представляет собой микрочип с необходимой информацией, который в содействии с бортовым самописцем (тахографом) позволяет отслеживать действия водителя на предмет нарушения условий работы и передвижения.

Месяц назад больше 20 водителей получили наказание за езду без тахографа в Московской области. Чтобы не попасть в такую ситуацию, читайте какие правила нужно соблюдать в 2020 году.

С моим клиентов Владимиром случилась недавно история. Он зарегистрировал свое ИП и решил заняться грузоперевозками. Возит он продукты между магазинами по городу. Иногда берет заказы на перевозку мебели из квартир и офисов.

И вот недавно он получил наказание за то, что он ездил без установленного тахографа. До этого момента он даже не знал что это и зачем оно нужно. Он думал, что такие устройства устанавливают только водители автобусов и дальнобойщики.

Это устройство создано, чтобы контролировать время, в течение которого вы что-то перевозите и время, в которое вы отдыхаете. Он может собирать и дополнительные показатели. К примеру, расстояние, которое вы проехали.

Такая мера должна обезопасить водителей и пассажиров, которые пользуются услугами перевозчика.

На самом деле по новому закону тахограф должны ставить все водители, которые занимаются коммерческой деятельностью. Даже если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, он вам тоже нужен. В крупных компаниях за установку отвечают специальные работники.

Помните, что подделать показания тахографа практически невозможно. Все данные хранятся в зашифрованном виде. Если вы попытаетесь самостоятельно эти данные переписать, это будет зафиксировано автоматически. При очередной проверке это будет обнаружено, и вы получите штраф.

Сумма штрафа

Один клиент занимается перевозками грузов между городами. Однажды он обратился ко мне за помощью. Ему нужно было успеть перевезти груз, и он решил отключить устройство. В итоге информация не записывалась.

Когда это обнаружилось, сотрудники ГИБДД составили протокол о правонарушении. Так как этот дальнобойщик работает к фирме, штраф ему выписали в размере 10 тысяч рублей. Сейчас он хочет подавать в суд на обжалование.

Для наших читателей сообщаем размер штрафа. Если вы являетесь физическим лицом, то за отсутствие тахографа штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Для юридических лиц сумма штрафа от 5000 до 10000 рублей.

Если устройство поломано или находится в неисправном состоянии, штраф будет таким же.

Кстати, эти же правила распространяются на водителей автобусов. Устанавливать тахограф имеют право только определенные организации в вашем городе. Кроме того, все устройства должны пройти предварительную проверку.

Без карты водителя

Если в грузовике или автобусе едет несколько водителей, то у каждого из них должна быть своя карточка. Ехать по чужой карточке категорически запрещается.

После того, как один из водителей проехал свой маршрут и пошел отдыхать, второй водитель должен установить свою личную карточку в тахограф.

В некоторых устройствах предусмотрена функция автоматического отключения мотора. Если один из водителей за день управлял дольше, чем полагается, устройство может выключить двигатель.

Нормы

Есть определенные правила по длительности перевозок. За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю. Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

На новые грузовики или автобусы тахограф ставят на заводе. Установка этого устройства не роскошь и не российская выдумка. В большинстве стран водители уже давно так ездят.

Кстати, по статистике, после введения данного закона, снизилось количество аварий с участием грузовиков на 20%. Также уменьшилось количество аварий с автобусами на 5%.

Вопросы и ответы

Алексей
Сейчас у меня не установлен тахограф. Уже получал за это штраф. Если остановят еще раз, какое мне грозит наказание?

Ответ
На обычных водителей штраф составляет от 1000 до 3000 рублей. Если вы должностное лицо, то сумма возрастет до 10000 рублей.


Анатолий
Могут ли по нашим законам меня лишить водительских прав, если у меня не установлен тахограф?

Ответ
Нет, могут только выписать штраф.

Сергей
Я индивидуальный предприниматель. У меня есть самосвал. Можно ли ездить без покупки данного устройства?

Ответ
Вам обязательно нужно произвести установку.

Евгений
У меня есть грузовик на 14 тонн. В каких случаях можно ездить без тахографа?

Ответ
Нужно ставить обязательно

Вячеслав
У нас фура на 19 тонн. Занимаемся грузоперевозками. Машина находится в собственности у физического лица. Можно не устанавливать тахограф?

Ответ
Если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, то нужно ставить обязательно.

Владимир
У меня пассажирский автобус в собственности. Масса около 6 тонн, 24 места. Часто вожу родственников на нем. Иногда жителей деревень на свадьбах. Нужно ли ставить тахограф?

Ответ
Обязательно нужно ставить. Вы никак не сможете доказать сотрудникам ГИБДД, что ваш рейс не коммерческий. Если вас поймают, то придется платить штраф в размере нескольких тысяч рублей.

Тахограф - обязательная часть большинства автомобилей, выполняющих коммерческие перевозки. Это техническое устройство используется для контроля различных параметров автомобилей, среди которых скорость, маршрут, рабочее время. Если прибора нет (если он предусмотрен видом ТС и деятельностью, осуществляемой на нем) или он неисправен, тогда полагается штраф за административное нарушение.

Особенности штрафов по тахографам в 2018 году

О том, кому полагается штраф за тахограф, карты водителя для тахографа и сколько требуется платить за отдельные виды нарушений, говорится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тахограф

Нарушения по тахографу могут быть связаны не только с его наличием, использованием, но и с настройкой, участием ответственных лиц, которые допускают ТС к эксплуатации, заведомо зная о неисправности.

Штраф за отсутствие тахографа

Если фиксатора цифровой информации нет. Согласно части 1 КоАП РФ ст. 11.23 виновными считаются: водитель, в том числе частник, должностное лицо.

Стоимость взыскания в таком случае равна:

Возможности тахографов

Если субъект - юридическое лицо, ответственность не предусмотрена. Кроме водителя, штраф может получить должностное лицо, на которое возложена ответственность за контроль состояния и наличия устройства. Им может быть главный механик организации, ответственный по гаражу, другое лицо, назначенное приказом компании (это зависит от особенностей конкретной организации).

Для индивидуальных предпринимателей ответственность согласно ч. 1 ст 20 ФЗ предполагается для водителей, сотрудников, обслуживающих прибор или разрешающих работу с ним. Если у ИП нет тахографа или он не соответствует требованиям, наказание не предусматривается.

Штраф за неисправные тахографы

Если прибор сломан или работает плохо. По ч. 1 ст 11.23 КоАП РФ данная ситуация приравнивается к отсутствию прибора, что предусматривает ответственность, аналогичную описанной выше.

К неисправностям также относятся:

  • умышленная блокировка, изменения в настройках или оборудовании;
  • фальсификация фиксируемой информации и др.

Важно! Штраф за неработающие тахографы не полагается, если поломка была обнаружена в течение рабочего дня. От ответственности освобождается и водитель, и должностное лицо.

Нарушения в калибровке

Согласно Разделу 2 п. 4 Приказа РФ № 273 выполнять какие-либо действия с тахографами, включая калибровку, имеют право только специальные мастерские, которые допускаются к данному виду работ посредством получения специального разрешения. Периодичность проведения процедуры - каждые 3 года (п. 12 Приказа РФ № 273).

Калибровка тахографа

Обратите внимание! Некоторые модификации приборов не предусматривают выполнение калибровки.

Несоблюдение временных рамок

Если водитель транспортного средства нарушил установленный график по режиму работы или отдыха, штраф по ч. 2 ст. 11.23 составит 1–3 тыс. руб на 2018 г. На должностное лицо в этом случае он не распространяется.

Штраф за езду без карты водителя также определяется ст. 11.23, поэтому сумма та же - 1–3 тыс. руб., однако наказание предусмотрено и для должностного лица, допустившего водителя к работе без карточки.

Максимальная сумма взыскания полагается при повторных нарушениях.

Если оплату произвести в течение 20 дней после предписания, скидка составит 20 процентов.

Важно! На прохождение оплаты требуется около 3 дней, поэтому погашение штрафа лучше не откладывать до последнего.

Организацией, уполномоченной проверять транспортные средства с тахографами, является ДПС (ГИБДД) или Ространснадзор (транспортная инспекция). Они имеют право обязать водителя распечатать информацию с прибора, проверить карту, а если определены нарушения, то могут оформить и штраф.

Проверка ГБДД

Что делать, если пришел штраф

Выписывается постановление об административном правонарушении сотрудником Госавтоинспекции при остановке и после обнаружения нарушения на основании составленного штрафного протокола.

Оповещение нарушителя может прийти:

Документ, отправленный в электронном виде, подкрепляется электронной цифровой подписью, имеющей такую же юридическую силу, как и обычная мокрая печать.

Многие водители сталкиваются с тем, что письмо не приходит. В таком случае сведения можно отследить самостоятельно через интернет, воспользовавшись системами автоматического поиска (требуется ввести номер водительского удостоверения, номер автомобиля). Также водитель может проверить наличие штрафа по своему авто, если:

  • зарегистрируется на портале Госуслуги;
  • приедет в ГИБДД;
  • воспользуется СМС-функцией, отправив запрос на номер 7377 с сообщением «сервисрег» или «servicereg»;
  • позвонит по телефону в ближайшее отделение.

Можно также периодически заходить на почтовое отделение по месту прописки и проверять наличие нужного письма.

Важно! Если штраф не оплачен, сумма взыскания может удвоиться.

Способов перечисления средств для оплаты штрафа за отсутствие или неисправность тахографов в 2018 году много. Главное условие - платежная система должна быть подключена к Госсистеме государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) для того, чтобы деньги перешли к нужному адресату. Чтобы произвести оплату, нужна квитанция, в которой указывается номер постановления. Основные методы оплаты:

  • Банк. Минус в том, что не все банки производят нужные перечисления для ГИБДД, это нужно уточнять в отделении.
  • Сайт ГИБДД.
  • Официальный сайт Госуслуг.
  • Интернет-сервисы - WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI-кошелек, Деньги@mail.ru.

Электронный перевод можно выполнить через ПК или смартфон, имеющий выход в интернет, или терминалы, установленные во многих общественных местах. Плюсы - скорость, отсутствие очереди, доступность; минусы - комиссия и отсутствие ответной информации о прохождении средств.

Чтобы предотвратить начисление пени и удостовериться в покрытии задолженности, спустя несколько дней после оплаты следует обратиться в ГИБДД для проверки перевода по платежу.

После получения уведомления у оштрафованного физического лица есть 10 дней на обжалование. Затем в течение 60 дней штраф должен быть оплачен.

Оформление протокола

Если указанный период просрочили и после вынесения постановления прошло 90 суток, а оплата не произведена, материал переходит судебным приставам, которые должны решать вопрос принудительного взыскания.

Срок давности по административному правонарушению составляет 2 года. По его истечению, как правило, взыскание аннулируется.

Если гражданин не согласен с предписанием, в выделенный для обжалования срок он должен обратиться в:

  • подразделение ГИБДД, которое выносило предписание;
  • прокуратуру;

Важно! Запись о несогласии с нарушением в протоколе нужно оставить до того, как поставить в нем свою подпись.

Куда обращаться при выявлении нарушения

Если заинтересованный в соблюдении законов гражданин определил, что транспортное средство не имеет тахографа или он неисправен, обнаружен факт фальсификации данных, он имеет право сообщить о нарушении с целью устранения нарушения. Так как службами, контролирующими тахографы и все, что с ними связано, является Госавтоинспекция и Ространснадзор, то обращаться следует к ним в отделение, находящееся по месту определения нарушения.

Доступные способы обращения:

  • лично;
  • заказным письмом;
  • в электронном виде.

Если заявление пишется на бумаге, тогда можно использовать образцы, где указана примерная последовательность изложения информации, подсказки по данным, которые обязательны. Если обращение было устным, заявителю могут перезвонить для возможного уточнения информации по делу. К такой информации относится:

  • дата, время определения нарушения;
  • место;
  • сведения по автомобилю (госномер, марка и модель);
  • нарушенный пункт ПДД;
  • статья по КоАП РФ, по которой положено наказание.

При обращении полезной будет информация о факте нарушения: видеозапись на диске, распечатка с прибора.

При онлайн-обращении следует зайти на страницу официального сайта ГИБДД - www.gibdd.ru/letter/. Необходимо заполнить анкету с личной информацией: регион, Ф. И. О. заявителя, контактный номер телефона, адрес электронной почты и сам текст обращения.

Обратите внимание! Заявить анонимно о нарушении не получится. В некоторых случаях придется давать и показания в качестве свидетеля.

Изменения в законодательстве

В 2018 году появились новые требования, что отражено в Приложении 2 Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 г. с изм. 2017 г. Цель нововведений - повышение уровня безопасности на дорогах, бдительности водителей и стимуляции к осторожному вождению. По Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. с изм. 2018 г. новым стало следующее:

  • С января 2018 г. аналоговые тахографы должны быть заменены на цифровые, с блоком цифровой криптозащиты информации (ЦКЗИ). Заменяться прибор должен через 3 года.
  • Обязывают устанавливать приборы на автобусы, задействованные в коммерческих пассажирских перевозках при наличии более 8 мест для сидения. Для тех автобусов, которые выполняют рейсы по пригороду, крайний срок - 01.07.2018 г., а через год должны быть оснащены и пассажирские городские ТС.
  • Установка требуется для грузовиков грузоподъемностью более 3,5 т.
  • Требования по цифровым тахографам не касаются перевозчиков, задействованных в международных перевозках (если у них на борту стоит устройство аналогового типа, соответствующее стандартам ЕСТР).

Установка тахографа

Таким образом, если нет цифрового прибора, соответствующего установленным требованиям, выписывается штраф (стоимость описана выше). Если нарушение повторное, он увеличивается.

В будущем планируется только ужесточение мер. Вот некоторые из поправок, которые переданы на рассмотрение:

  • Введение дополнительных санкций для ИП и юр. лиц по нарушениям ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ за эксплуатацию, которая не соответствует законам РФ, что подразумевает оформление штрафа без нужного тахографа в размере 50– 100 тыс. руб.
  • Уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 5 лет для руководителя организации в случае допуска в рейс машины с тахографом, который не соответствует требованиям.
  • Уголовная ответственность для руководителей тахографических мастерских, которые продают и устанавливают несоответствующие требованиям устройства.

Следует ждать более жестких мер для коммерческих перевозок, осуществляющихся без использования средств фиксации и контроля данных.

Как избежать штрафа и не попасть под него

Ответственность не может быть предписана, если ее нет. Это простое требование, которое должны усвоить лица, использующие в работе цифровые фиксаторы данных по контролю авто в рабочее время. Перечень требований состоит из следующих пунктов:

  1. Установить цифровой тахограф. С 1 января 2018 года штрафы ГИБДД применяются при наличии аналоговых приборов, которые теперь решили заменить на цифровые. Если стоит вариант международного образца и есть соответствующая лицензия, переустановка не требуется. Главное, чтобы он был занесен в реестр ФБУ «Росавтотранс».
  2. Начинать работу при исправном устройстве, до этого ввести его в эксплуатацию должна уполномоченная на данный вид работ мастерская.
  3. Выполнять плановые проверки, а при обнаружении сбоев - внеплановые.
  4. Соблюдать установленное время для труда и отдыха.
  5. Соблюдать правила пользования водительскими картами, рекомендованными производителями: не допускать сгибов, загрязнения, других факторов, которые могут привести к некорректной работе.
  6. Отслеживать изменения в законе относительно тахографов, проверять таблицы штрафов на изменения.

Карта водителя

Важно! Российские тахографы за пределами страны использовать запрещено законом.

Данные требования простые. Главное - быть внимательным к устройству и нормам к нему, и тогда у ГИБДД или транспортной испекиции не будет повода штрафовать водителя или физ. лицо.

Рост уровня потребления улучшает качество жизни среднестатистического человека, но несёт в себе немало и отрицательных моментов. В частности, одной из самых болезненных проблем считается рост количества ДТП, являющийся следствием интенсификации дорожного движения. Пропорционального роста числа сотрудников дорожной полиции, как показала практика, для улучшения ситуации недостаточно. В связи с этим во всех развитых странах продолжаются поиски альтернативных решений, направленных на снижение зашкаливающего уровня аварийности на дорогах.

В числе факторов, оказывающих наибольшее влияние на безопасность ДД, являются такие субъективные показатели, как дисциплинированность водителя, а также его физическое состояние (усталость, сонливость, снижение внимательности). До недавних пор контролировать эти показатели было практически невозможно, но с появлением тахографов ситуация изменилась к лучшему. Но чтобы эффект от их использования был максимальным, его присутствие на автотранспортном средстве должно стать обязательным. Во многих развитых государствах, включая Россию, использование этого прибора регламентируется законом. Штраф за тахограф и прилагаемую карту водителя является жизненно необходимой мерой их обязательного использования. В большей степени это касается большегрузных ТС, последствия лобовых столкновений с которыми в большинстве случаев являются просто катастрофическими. Сегодня мы поговорим о том, каковы особенности отечественного законодательства в сфере практического использования этих приборов.

Для чего нужен тахограф и водительская карта

Тахограф – цифровое устройство, основное предназначение которого – следить за наиболее важными параметрами, оказывающими влияние на безопасность ДД в наибольшей степени. В Старом Свете использование тахографов регламентируется директивой №03821/85, именуемой «Соглашением по контролю над состоянием водителей ТС, осуществляющих международные перевозки». Чтобы сделать эти электронные гаджеты интернациональными, вместо языковых сокращений и слов здесь используются только пиктограммы – графические изображения, назначение которых должно быть интуитивно понятно. Тахографы обязательны к использованию во всех государствах, подписавших соглашение ЕСТР. Россия ратифицировала европейский документ в 2013 году. Устройства постоянно модифицируются, и последнее поколение обладает очень высокой степенью защиты от любых манипуляций, направленных на искажение информации, которая записывается во внутреннюю память прибора. Если тахограф сертифицирован, его показания могут восприниматься как доказательство виновности/невиновности водителя ТС при авариях.

Использование устройства требует наличия идентификационной карточки водителя, представляющей собой пластиковый идентификатор личности наподобие ВУ или . Наличие такой карты позволяет точно идентифицировать личность, находящуюся за рулём в конкретный момент времени (при осуществлении дальних грузоперевозок управлять автотранспортным средством могут посменно несколько (2-3) водителей). Все данные о действиях водителей записываются на внутреннюю память карточки водителя, поэтому транспортные компании оформляют их на весь водительский персонал.

Кто имеет право на получение ИКВ:

  • водители с отметкой в ВУ C/D/E;
  • лица, достигшие 21 лет, допущенные к управлению ТС массой от 7500 кг., 18-летние водители, управляющие автотранспортом с меньшей массой;
  • лица, допущенные к пассажирским автоперевозкам при условии достижения ими 21 года и наличия определённого стажа безаварийной езды;
  • водители, у которых ранее не было идентификационной карты для тахографа.

Самый надёжный способ избежать несовместимости самого прибора и водительских карт – заказывать все компоненты в одном месте. Но такое возможно не всегда, особенно для крупных автотранспортных компаний, поэтому при получении новых карточек их обязательно нужно проверять на работоспособность с конкретными моделями тахографов.

В одном ТС не может использоваться два и более контролирующих устройства – эта законодательная норма прописана в ЕСТР. ИКВ является таким же обязательным документом, как и ВУ, и его отсутствие в кабине, как и тахографа, считается административным правонарушением.

Лица, уполномоченные наказывать за подобные нарушения

Все нарушения, квалифицируемые как относящиеся к использованию тахографов и ИКВ, наказываются штрафами, вне зависимости от статуса автовладельца (частное лицо или фирма, специализирующаяся на грузоперевозках).

Кроме штрафа за езду без тахографа и Smart-карты водителя, работники Госавтоинспекции могут привлечь к административной ответственности за следующие правонарушения:

  • неработающий тахограф, отсутствие контролирующего комплекса на АС без уважительной причины;
  • отсутствие в машине сертификата соответствия тахографа техрегламенту;
  • отсутствие в АС сертификата соответствия контролирующего устройства нормативам электромагнитной совместимости;
  • непредставление водителем инспектору распечатки показаний контролирующего тахографического комплекса;
  • отсутствие подтверждающих документов о проведении верификационных манипуляций (калибровка, монтаж прибора, его пломбирование аккредитованным специалистом-установщиком);
  • отказ водителя в предоставлении и доступа сотруднику ДПС к контролирующему прибору.

Требования и нормы отечественного законодательства

Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:

  • занимающихся перевозками опасных грузов;
  • ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
  • ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
  • ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
  • ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).

Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.

Положения ст. 11.023 КоАП РФ

Условия и порядок наложения административных наказаний в отношении использования контролирующих тахографических устройств регламентируется ст. 11.023 Админкодекса РФ.

В документе указываются случаи, когда сотрудник ДПС вправе :

  • при выпуске АС на маршрут или управлении АС, которое должно быть укомплектовано тахографическим прибором, осуществляющим запись в РРВ на встроенный носитель информации (маршрут/скорость движения АС, учёт времени, проведённого экипажем за рулём);
  • неработающее тахографическое оборудование (вне зависимости от причин);
  • прибор имеет следы постороннего вмешательства;
  • в ТС установлено устройство, не отвечающее нормативным требованиям.

Рассмотрим конкретные случаи более подробно.

Неисправность оборудования

Если автотранспортное средство подпадает под категорию, обязывающую использовать тахограф, первое, что наверняка сделает инспектор ДПС, остановивший машину – проверит его наличие и работоспособность. Если обнаружится, что прибор неисправен, отвечать за это будет владелец автотранспорта. Чтобы избежать наказания за движение на машине с неисправным тахографическим оборудованием, необходимо проверять его работоспособность до выезда из гаража. Водитель перед поездкой вправе задать вопрос об исправности тахографа – это предотвратит возникновение неприятных моментов в пути.

Отсутствие тахографа или ИКВ

Штраф отсутствие ИКВ тахографа является нарушением, относящимся к разукомплектации тахографического оборудования. Это снижает функциональность устройства: фиксироваться будут только ездовые параметры – маршрут, скорость движения машины, а информация, касающаяся режима труда водителя, останется неучтённой. Поскольку это противоречит режиму правильного использования тахографа, виновным в нарушении будет признан водитель, выехавший на маршрут без наличия ИКВ. В ст. 11.023 отмечается, что штраф за отсутствие ИКВ (карточки водителя для тахографа) оформляется не на автовладельца, а именно на водителя, хотя в некоторых случаях это одно и то же лицо.

Самостоятельное изменение данных

У некоторых водителей может появиться соблазн изменить данные, касающиеся маршрута движения автотранспортного средства или собственного режима работы. Подобные попытки наказуемы посредством наложения штрафа. Не следует полагать, что инспектор не сможет обнаружить попытки вмешательства при проверке работоспособности прибора – для опытного сотрудника ПТС не составит труда найти несоответствия в показаниях прибора, что может стать причиной изъятия тахографа для проведения более тщательной проверки на специализированном ПАК (программно-аппаратном комплексе). Если факт изменения данных будет доказан, правонарушение может быть интерпретировано не только в соответствии со статьёй КоАП.

Нарушение режима со стороны водителя

Не стоит объяснять важность состояния водителя: согласно статистике, значительная часть аварий является прямым следствием усталости и потери концентрации за рулём. В последнее время водители борются с этим явлением с помощью энергетических напитков, которые, действительно, являются мощными нейростимуляторами, однако их негативное влияние на здоровье уже доказано.

Работодателям тоже невыгодно, когда уставшие водители попадают в ДТП, поэтому техническое средство, позволяющее контролировать водителей, многими было воспринято положительно. Но не всеми.

Сами водители чаще всего против применения таких приборов по вполне понятным причинам: больше за рулём – больше заработал. Поэтому с их стороны чаще всего и происходят попытки изменения записанных на носитель данных. Но помните – такие действия наказуемы, а повторное нарушение грозит . Наконец, стремление больше заработать (для семьи, родителей, себя) чревато риском утраты здоровья – и в этом случае ваше рвение обернётся прямо противоположным результатом – вы и ваша семья могут оказаться без средств к существованию.

Штрафы за нарушения правил использования ИКВ и тахографа

Как и в случае со многими другими нарушениями, размеры штрафов за неправомерное использование тахографов физическими и юрлицами сильно различаются. Второй важный момент, о котором обязаны знать все водители ТС, на которых используется контролирующее оборудование – что компетенцией осуществлять их проверку обладают исключительно сотрудники ДПС. Но если проверку их работоспособности они могут осуществлять беспрепятственно, то для снятия показаний приборов им нужно предъявить карту контроллёра – при её отсутствии водитель вправе отказать в доступе к тахографу.

Перечислим разновидности штрафов в сфере использования тахографических комплексов:

  • за отсутствие на автотранспортном средстве данного прибора, если его наличие регламентировано приказом Минтранса. Отметим, что этот документ может подвергаться корректировкам, так что советуем всем заинтересованным лицам отслеживать возможность внесения в документ таких изменений. Нужно также знать, что штраф за отсутствие тахографического комплекса может быть оформлен только по результатам составления акта его проверки;
  • за нарушения режима нахождения за рулём одним из водителей АС. Именно это наказание применяется к дальнобойщикам чаще всего;
  • за выполненную самостоятельную калибровку тахографического прибора;
  • за нарушение целостности прибора, попытки внесения конструктивных изменений, за манипуляции с показаниями или попытки подобных действий, за несоблюдение правил эксплуатации ТК;
  • штраф за отсутствие в кабине АС карты тахографа, а также использование чужой идентификационной карты.

Отсутствие тахографа

Чтобы иметь представление, какой штраф полагается за отсутствие в кабине АС тахографа, если его категория входит в перечень, предусматривающий обязательную установку этого контролирующего устройства, нужно дифференцировать нарушение: размер санкций зависит от того, является владелец автомобиля физическим лицом или оно принадлежит компании, занимающейся грузоперевозками. Вилки штрафов различаются и для всех других нарушений, касающихся использования тахографических комплексов.

Штрафы для юридических лиц

Если обратиться к статье 11.023, то здесь мы не найдём наказаний, предусмотренных для юрлиц – просто потому, что термин «юридическое лицо» здесь отсутствует. Но руководители автотранспортных фирм обязаны знать, что увильнуть от ответственности не удастся: в ст. 2.10 (ч. 2) Админкодекса говорится, что если нормы ответственности за совершённые правонарушения в равной мере относятся к , то и наказание за их совершение будут нести те, и другие. Впрочем, имеются и исключения. В нашем случае не оснащения транспортного средства контролирующим прибором карается штрафом в размере 5 000-10 000 рублей, который налагается не на водителя, а на главу компании-перевозчика. И оплачивать его он должен личными средствами, без использования средств фирмы.

В планах правительства – существенное увеличение указанного штрафа для юридических лиц за неиспользование тахографа (как минимум – кратное).

Штраф для физлиц

Описанный выше случай является частным. Если автомобиль не оснащён тахографическим прибором, а его владельцем является частник, ответственность за правонарушение будет нести именно он. Штраф за отсутствие в кабине АС тахографа для физических лиц – 1000-3000 рублей.

Штраф для ИП

В соответствии со ст. 023 ГК РФ, ответственность за совершение административных правонарушений может нести как юридическое лицо, так и частный предприниматель. В нашем случае можно утверждать, что если перевозчик зарегистрирован не как транспортная компания, то его следует классифицировать как индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся грузоперевозками (зарегистрированный как ИП), автоматически относится к категории физлиц. А значит, в отношении предпринимателей действует такой же размер штрафных санкций, как и для физлиц.

Штраф за неисправный тахограф

Здесь имеется правовая коллизия, вокруг которой и будет строиться обвинение. Речь идёт о том, когда именно оборудование вышло из строя – если во время движения автотранспорта, (что, собственно, и случается чаще всего, ведь тахограф включается только во время движения, вероятность поломки в выключенном состоянии очень низка), то в этом случае санкций за неисправный тахограф не будет. Водителю нужно только доказать этот факт.

При этом если пломбы не повреждены, ему следует по прибытии в гараж доложить руководству о возникновении поломки, а если он и является автовладельцем, то предпринять меры, направленные на устранение неисправности. Здесь важно учесть, что правом проводить ремонтные работы тахографического оборудования обладают уполномоченные организации, имеющие допуск к осуществлению таких работ.

В противном случае сотрудник ДПС вправе считать, что поломка произошла до выезда на маршрут, и тогда, в соответствии со ст. 12.05, п. 01, придётся уплатить штраф за неработающий тахограф в размере 500 рублей. Если на этот счет у сотрудника Госавтоинспекции возникли сомнения, он может ограничиться предупреждением, с требованием устранить неисправность по прибытии в гараж.

Штраф за калибровку

Тахограф принадлежит к семейству контрольно-измерительных приборов, точность показаний которых со временем может ухудшаться. Поэтому они должны регулярно проходить процедуру калибровки, во время которой показания прибора сверяются с эталонными, и в случае наличия рассогласования выполняется точная настройка тахографа. Эта процедура производится и в случае проведения ремонтных работ, при обнаружении повреждения пломб, при истечении регламентного периода между освидетельствованиями прибора, при изменении характеристик транспортного средства, которые должно отслеживать тахографическое устройство.

Инспектор не сможет проверить, производилась ли калибровка тахографа, поскольку для этого потребуется специализированный программно-аппаратный комплекс (и наличие соответствующих полномочий).

Организация, последний раз проводившая калибровку прибора, должна выдать автовладельцу документы, удостоверяющие факт легальности такой процедуры:

  • копию лицензии, удостоверяющей полномочия организации на выполнения работ подобного рода;
  • документ, удостоверяющий факт выполнения указанной процедуры в отношении прибора, установленного в транспортное средство;
  • стикер, установленный на видном месте в кабине автотранспортного средства, где должны быть проставлены основные показания тахографа, зафиксированные до начала процедуры калибровки.

Если любой из перечисленных документов отсутствует (включая стикер), сотрудника ДПС вправе применить штрафные санкции, предусмотренные ст. 11.023 – они квалифицируются точно так же, как и при выезде на маршрут без тахографа.

Штраф за превышение времени нахождения за рулём

До внедрения тахографов компания, занимающаяся грузовыми/пассажирскими перевозками, практически не имела возможности отслеживать, в каком режиме работают водители, сколько времени проводят за рулём и не превышает ли оно установленные нормы.

С появлением тахографического оборудования и в результате внесения в законодательство соответствующих изменений проблема оказалась решаемой. В России режим работы/отдыха водителей, занятых в дальних грузоперевозках, регулируется Приказом Минтранса №015 от 20.08.04. В соответствии с этим документом, водитель не должен управлять автотранспортным средством более 40 часов/неделю, а общее время отдыха должно превышать рабочее вдвое.

Регламентируются также количество и длительность перерывов, касающихся длительного нахождения за рулём, что позволяет уменьшить нагрузку на органы и системы водителя. Благодаря использованию идентификационной карты все эти действия фиксируются в режиме реального времени и могут быть отслежены, при наличии подходящих условий – в том числе удалённо.

Если при проверке показаний тахографа инспектор выявил явные нарушения режима работы/отдыха, он вправе (не автовладельца!) на 1-3 тысячи рублей.

Наказание за отсутствие идентификационной карты

Тахографический комплекс позволяет записывать данные как на собственно тахограф, так и на карту водителя. В последнем случае записывается информация о действиях водителя. Требования к пластиковой идентификационной карте изложены в Приказе Минтранса №036. Согласно этому документу, нормальная работа тахографического комплекса невозможна без карты контроллёра, а в случае, когда транспортное средство является собственностью транспортной компании, потребуется карта фирмы и карта организации, выдавшей устройство. Отсутствие любой из перечисленных компонент при проверке сотрудником ДПС грозит штрафом, предусмотренным частью 1 ст. 11.023 КоАП – 1-3 тысячи рублей для физлиц, 5-10 тысяч рублей для автотранспортных предприятий.

Все случаи, когда предусмотрен штраф за водительскую карту тахографа

Отсутствие идентификационной карты является нарушением, если водитель не может объяснить этот факт объективными причинами. Однако к штрафу могут привести и другие нарушения, связанные с этим идентификационным средством:

  • невозможность показать проверочные документы, отсутствие сертификатов соответствия;
  • наличие в тахографическом комплексе несовместимых компонентов (некорректная работа карты с конкретной моделью тахографа);
  • когда водитель не имеет возможности предоставить инспектору распечатку показаний, зафиксированных в памяти идентификационной карты;
  • если самописец имеет признаки умышленного повреждения.

Все вышеописанные санкции, включая штраф за отсутствие идентификационной карты водителя для тахографа, как показывает практика, являются действенным инструментом в борьбе за снижение аварийности на дорогах.

Случаи, когда водитель не несёт ответственности за отсутствие карточки

Отсутствие идентификационной карты не является безусловным поводом наложить на водителя штраф. Если последний сможет привести неопровержимые факты, доказывающие, что карточка утеряна в пути, или повреждения, не позволяющие производить запись информации, были получены после выезда из гаража, административной ответственности можно будет избежать.

Разумеется, ваши доводы, изложенные в устной форме и/или с предоставлением видеоматериалов, должны быть убедительными – только в этом случае инспектор может с ними согласиться. Тогда у вас, согласно законодательству, будет 15 дней, чтобы завершить маршрут без наличия карты тахографа, однако о режиме работы/отдыха нужно будет вести записи вручную.