20.29 кодекса об административных правонарушениях. Медведевский районный суд Республики Марий Эл п


Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Комментарии к ст. 20.29 КОАП РФ


1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.

В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.

Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).

2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.

5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.

6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Полный текст ст. 20.29 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 20.29 КОАП РФ.

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 мая 2015 года Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 116-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 12 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 211-ФЗ)

Комментарий к статье 20.29 КоАП РФ

1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.

В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.

Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).

2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.

5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.

6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 20.29 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 20.29 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Иван ДЕМИДОВ


Многих интересует вопрос, возможно ли хранить дома публикации, которые признаны были «экстремистскими» и находятся в Федеральном списке экстремистских материалов (далее – ФСЭМ). Например, в суде по делу Калистратова, допрошенные свидетели (как со стороны прокурора, так и стороны защиты) сказали, что публикации Свидетелей Иеговы, которые сейчас находятся в списке, сказали, что они помогли им изменить свою жизнь к лучшему. Благодаря этим публикациям они избавились от пагубных привычек, стали добропорядочными гражданами. Понятны чувства этих людей и нетрудно догадаться, почему вопрос хранения этих полезных для публикаций может интересовать – их и многих других людей, а также организации, чьи публикации были признанны экстремистскими.

Согласно ст. 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" запрещаются 1) распространение, 2) производство или 3) хранение в целях распространения экстремистских материалов.

Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за:

1) массовое распространение,

2) производство либо

3) хранение в целях массового распространения экстремистских материалов.

Однако, закон не содержит каких-либо запретов в отношении владения и использования «экстремисткой» публикации в личных целях, за что ответственности также не предусмотрена. Вместе с тем, закон допускает изъятие даже одной единственной запрещенной публикации в случае ее обнаружения, как предмета изъятого из гражданского оборота.

При определении в действиях гражданина состава административного правонарушения, необходимо учитывать также сущность и значение слова «МАССОВОЕ», которое толкуется и понимается следующим образом:

«МАССОВОЕ» ― Охватывая большое количество кого-либо или чего-либо, проявляясь в большом масштабе (Большой современный толковый словарь русского языка. © 2006, Ефремова Т.Ф. 180 тыс. статей).

«ХРАНИТЬ» -ню, -нишь, ― сохранить, 1) (что) Содержать что-л. где-л., сохраняя от порчи, ущерба, урона. Хранить молоко в холодильнике. Синонимы: беречь, сберегать, сохранять; 2) (что) Помещать что-л. в каком-л. безопасном месте, чтобы осталось целым, не было потеряно, не утратилось (Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. © «Русский язык-Медиа», 2003, Гуськова А.П., Сотин Б.В. 5 тыс. статей.).

«ЦЕЛЬ» II 1. То, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; поставленная задача. 2. Определенное намерение, желание, смысл предпринимаемого (Большой современный толковый словарь русского языка. © 2006, Ефремова Т.Ф. 180 тыс. статей).

Кроме того, следует учитывать разъяснение, данное в Федеральном научно-практическом журнале "Мировой судья", 2009г., №6 (12.05.2009). Вопрос: Что понимается под массовым распространением экстремистских материалов?

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, не раскрывает, что означает понятие "массовое распространение".

Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неограниченного круга лиц, в том числе через компьютерные сети либо иные электронные издания. Массовое распространение экстремистских материалов должно быть рассчитано на неопределенный круг потребителей.

Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для ознакомления без цели последующего массового распространения».

Таким образом, объективная сторона правонарушения может иметь место только в том случае, если в материалах дела содержатся бесспорные доказательства того, что гражданин осуществил распространение, т.е. передачу гражданам экстремистских материалов в МАССОВОМ количестве, а также имел определенное намерение (желание) массово распространять экстремистские материалы, и соответственно осуществлял данную цель.

Статья 20.29. КоАП РФ предусматривает ответственность только в случае МАССОВОГО распространения запрещенных публикации, и не предусматривает наказания за передачу одного экземпляра по просьбе человека с целью последующего ознакомления.

То обстоятельство, что изъятая религиозная литература хранится у гражданина в квартире, объясняется следующим.

Гражданин периодически заказывает у своих соверующих необходимые для личного использования печатные публикации. Часть изъятой религиозной литературы гражданин заказывал и получил до декабря 2009г., т.е. до вступления в силу решения Ростовского областного суда, которым данные публикации были признаны «экстремистскими».

После внесения некоторых публикаций Свидетелей Иеговы в федеральный список, никакой закон не обязывал гражданина уничтожить или каким-то иным образом отказаться от владения указанными публикациями, которые в течение многих лет были для него только богослужебными изданиями. При этом в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за их хранение или распространение без цели массового распространения.


Пошелов П.В.,
ЧОУ ВО «ОмЮА»
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Пестерева Ю.С.

В соответствии со «Стратегией противодействия экстремизму в РФ до 2025 года», экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности РФ. Сложности возникают как в теории противодействия экстремизму, так и в правоприменении. По сути одни и те же деяния квалифицируются по-разному: где-то обнаружен состав преступления, где-то - состав административного правонарушения, где-то - никакого противоправного поведения не обнаружено. В своей статье мы предлагаем рассмотреть проблемы, которые сегодня возникают в теории и на практике при разграничении статей 282 УК РФ и 20.29 КоАП РФ.

Большинство лиц, осужденных по статье 282 УК РФ (согласно данным сайта Росправосудие.ком), были привлечены к ответственности за публикацию в различных социальных сетях (или на других интернет-сайтах) материалов, признанных экстремистскими. Помимо ст. 282 УК РФ, существует также статья 20.29 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Производство либо хранение экстремистских материалов в целях массового распространения можно было бы считать приготовлением к преступлению, предусмотренному статьей 282 УК РФ. Однако уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению. Деяние же, предусмотренное статьей 282 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести.

Определённые проблемы возникают с отграничением ст. 282 УК РФ от ст. 20.29 КоАП РФ (массовое распространение экстремистских материалов). По сути одни и те же деяния (размещение на странице в социальной сети экстремистских материалов) в судебной практике оцениваются по-разному: кто-то вменяет статью 20.29 КоАП РФ, кто-то - статью 282 УК РФ.

В первую очередь проведем разграничение по основным терминам, являющимися конструктивными признаками исследуемых статей. Это понятия массовость (в статье 20.29 КоАП РФ) и публичность (в статье 282 УК РФ). Эти термины по сути схожи, но имеют и различия. Оба термина указывают на возможную доступность информации неопределенному кругу лиц. Однако при публичности требуется, чтобы лица, присутствующие при раздаче экстремистских материалов, осознавали то, что данная информация является экстремистской. При этом публичность должна выражаться не только в распространении экстремистских материалов, но и в распространении информации, содержащихся в этих материалах. Например, раздача листовок на улице без комментариев их содержания, с точки зрения уголовного закона, не должна считаться преступлением, так как признак публичности имеет отношение к информации, а не к способу распространения её носителя.

Во-вторых, большое значение имеет отношение лица к таким материалам и выражение вовне этого отношения. Если экстремистские материалы были размещены на интернет-сайте, и лицо, выложившее их, не прокомментировало свое отношение к содержанию данных материалов, данное деяние следует квалифицировать по статье 20.29 КоАП РФ. Если же была дана положительная оценка содержанию материалов - здесь уже присутствует состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ.

В-третьих, значение имеет правильное установление умысла. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" указано, что вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, или административным правонарушением, должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. На практике часто умысел обнаруживают исходя из особенностей личности виновного, разместившего экстремистские материалы. Даже если лицом не была дана оценка выложенным материалам, но оно выражало свои экстремистские взгляды не относительно этих материалов, а в общем, в разговорах с друзьями, знакомыми и т.д., из этого может следовать присутствие умысла на возбуждение ненависти и вражды, т.е. на совершение уголовно наказуемого деяния. По этому пути пошла судебная практика, например, в Томской области. Лицо выложило на свою страницу «Вконтакте» несколько материалов, внесенных в ФСЭМ. Никаких комментариев относительно этих материалов дано не было. При этом с помощью свидетелей было установлено, что он «примерно с 14-летнего возраста увлекся идеями национализма, читал книгу Гитлера, поставил в комнате портрет последнего, повесил фашистский флаг, рисовал свастики в подъезде и на их неоднократные замечания не реагировал». В итоге суд признал данное лицо виновным в возбуждении ненависти и вражды.

Производство и распространение экстремистских материалов

Комментарий к статье 20.29 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.

В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.

Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).

2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.

5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.

6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).