Аффективная эмпатия. Что такое эмпатия и можно ли без нее жить

Внутренняя вселенная каждого человека неповторима. Мы приходим в этот мир со своим типом темперамента и проходим через уникальный жизненный опыт, который влияет на наши привычки, мировоззрение и способ восприятия окружающего мира. Глядя на снегопад, один человек восхищенно заметит: «Идут белые снега!». Другой нервно бросит: «Гадость в лицо лезет». И не смотря на это, нам иногда все же удается постичь внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.

Происхождение эмпатии

Эмпатия – это слово греческого происхождения, оно означает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.

Разбирая, что же означает слово «эмпатия», многие путают его с состраданием, хотя на деле этот термин означает способность сопереживать любым эмоциям, не только отрицательным, но и положительным. На сегодняшний день сложилось несколько трактовок термина «эмпатия».

В медицине ему отводится роль понимания и демонстрации понимания эмоционального состояния другого человека. На первый план здесь выходит эмпатическое слушание, имеющее цель дать пациенту выговориться, поощрить его к откровенному выражению своих чувств и ощущений.

В психологии эмоциональная эмпатия считается нормой, существуют даже специальные методики выявления у людей способности к этой форме психической деятельности, которые разнятся от легкого отклика до полного погружения в чувства собеседника. Но не стоит путать с идентификацией, во время которой человек не просто понимает чувства другого, как это происходит с эмпатией, но и в некотором роде не различает их со своими.

В художественной литературе термин "эмпат" обрел новое значение, которое больше напоминает эмоциональную телепатию и считается экстрасенсорной способностью. Однако в реальности подобные эксперименты с эмпатией повторить не удалось.

Виды эмпатии

В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную.

Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.

Когнитивная эмпатия базируется на таких интеллектуальных процессах, как аналогия и сравнение. Она имеет место в научных дискуссиях и полемиках.

Предикативная эмпатия представляет собой способность предсказывать чувства другого человека в определенных ситуациях. И хотя этот термин вряд ли кто-то использует в быту, на деле умение поставить себя на место другого и спрогнозировать, какие чувства он при этом испытает, может большинство людей.

Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника.

Развитие эмпатии

Эмоциональная эмпатия у разных людей имеет свои особые степени выражения. Самый низкий уровень характеризуется сосредоточенностью на себе и равнодушием к мыслям и чувствам других людей. Представители этого вида, казалось, не испытывают эмоциональной эмпатии в принципе. Они редко понимают окружающих, чувствуют дискомфорт в незнакомых компаниях, а потому стараются жить уединенно. Как правило, у людей с низким уровнем эмоциональной эмпатии мало друзей, а те, что есть – скорее коллеги.

Второй уровень эмпатии наиболее распространенный. Его представители равнодушны к мыслям и чувствам других, но в редких случаях могут проявить сопереживание. Они способны выразить эмоции, но предпочитают держать их под контролем. Характерное для этого уровня развития эмпатии проявление – человек любит фильмы и художественные книги, но предпочитает действие, а не описание переживаний.

Третий уровень эмпатии – высокий и одновременно редкий. Его представители понимают и чувствуют эмоции других лучше, чем свои собственные. Это преданные и великодушные друзья, люди, неравнодушные к проблемам окружающих. Они контактны, отзывчивы, общительны, душевны, доверяют чувствам и интуиции. Обратная сторона медали заключается в том, что представители этого уровня эмоциональной эмпатии ждут социального одобрения своих действий и легко выходят из равновесия.

Помимо уровней эмпатии существует еще и классификация людей по этому признаку. Они подразделяются на «не эмпатов», «слабых эмпатов», «функциональных эмпатов» и «профессиональных эмпатов». Первая категория – те, кому чувство сопереживания не знакомо. Вторая категория хорошо знает об эмпатии, только испытывает постоянный стресс от переживания тяжести мира. Третья категория легко адаптируется к эмоциям и не пропускает их через себя. Профессиональные эмпаты легко распознают эмоции, даже те, которые собеседник предпочитает скрывать, но главное, они обладают способностью управлять чужими психическими переживаниями. И это довольно полезный навык для психологов и педагогов. Если вы хотите научиться понимать других людей, последовательное развитие эмпатии поможет обрести эту способность.

Диагностика эмпатии

Для того чтобы определить, способны ли вы понимать эмоциональное состояние окружающих людей, существуют наработанные методики. К примеру, диагностику эмпатии можно проводить при помощи шкалы эмоционального отклика, разработанной профессором психологии Альбертом Меграбяном. Этот ученый предложил простой и эффективный опросник, который выявляет уровень способностей к эмоциональному сопереживанию на чувства собеседника и степень его соответствия реальности субъекта.

Тест на диагностику эмпатии состоит из 25 вопросов, которые подводят к одному из пяти уровней сопереживания от очень высокого к очень низкому. И хотя вам может показаться, что наивысший уровень эмпатии одновременно является и наилучшим, на самом деле гипертрофированная чувствительность приводит к эмоциональной зависимости, ранимости и даже психосоматическим заболеваниям. Безусловно, стоит развивать в себе умение слушать другого, перефразировать и отражать его эмоции. Но при этом необходимо выбирать эффективные поведенческие стратегии, которые позволят вам соблюсти баланс между рациональным трезвым умом и чуткой отзывчивой эмоциональностью.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком понятии, как эмпатия, что это такое простыми словами. Вы узнаете, какие проявления характеризуют его. Выясните разнообразие видов эмпатии, степени ее проявления. Поговорим о том, что нужно делать, чтобы ее развить, как избавиться от излишней эмпатии. Также рассмотрим положительные стороны и недостатки данного состояния.

Определение, классификация и уровни

Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.

В психологии различают пять видов эмпатии.

  1. Эмоциональная. Характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне.
  2. Когнитивная. Происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели.
  3. Предикативная. Способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание. Происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния.
  5. Сочувствие. Социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.

Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени. Так выделяют четыре основных уровня.

  1. Низкий. Присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций. Такие индивиды не понимают чувств других людей, смотрят на все проблемы только с собственной позиции, не задумываясь о том, что для кого-то они могут быть более значимыми. Данным индивидам крайне сложно уживаться с другими, они стараются избегать компаний, с соседями и коллегами общаются в редких случаях, друзей у них очень мало. Среди мужчин неимпаты встречается в четыре раза чаще, чем среди женщин.
  2. Нормальный. Такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Характерен для 80 процентов людей. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.
  3. Высокий. Такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей. Благодаря умению общаться с людьми, добиваются больших достижений в личной и социальной жизни, карьерном росте. Человек, который находится на данном уровне, сопереживает другим, при этом не испытывает дискомфорт, эмоциональное восприятие чувств других людей не вызывает беспокойство или страдание.
  4. Повышенный. Таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями:
  • излишняя впечатлительность;
  • сильная ранимость;
  • острое переживание чувств и эмоций других людей;
  • возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие;
  • беспокойство и страдания за проблемы окружающих.

Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний. В такой ситуации важно заняться психотерапией, чтобы скорректировать гиперэмпатию.

Проявления эмпатии могут быть различными. Стоит учитывать то, что, например, психологическая и педагогическая эмпатии не похожи друг на друга, однако, обе являются подвидами одной и той же способности. Давайте рассмотрим примеры, которые проявляются в разных ситуациях.

  1. Педагогическая. Проявляется, когда ученик общается с учителем. Педагог, обладающий эмпатическими способностями, сумеет легко наладить контакт с ребенком, он распознает его потребности, чувства, учтет склонности и личные особенности, не станет оспаривать его точку зрения и ненавязчиво направит в нужное русло.
  2. Психологическая. Проявляется, когда происходит общение психолога с пациентом. Специалист внимательно слушает его, распознает эмоциональное состояние, выражает истинное сопереживание.
  3. Творческая. Характерна для актера, вживающегося в роль. Для того, чтобы качественно сыграть, ему необходимо примерить на себя образ персонажа, проникнуться его эмоциями, чувствами, разобраться в причинах его действий. В итоге, когда зритель будет лицезреть выступление данного человека, он убедиться в его профессионализме.

Характерные проявления

На то, что у личности развита эмпатия, могут указывать такие признаки:

  • умение распознавать чувства другого человека на интуитивном уровне;
  • способность ощущать на себе чью-то роль;
  • умение оценивать ситуацию глазами другого индивида;
  • переживание эмоций, которые в данный момент испытывает другой человек;
  • умение соглашаться с чужой точкой зрения.

Многие люди хотят развить в себе данную способность или стремятся к тому, чтоб у их детей она была развита. Однако, нужно учитывать, что эмпатия имеет не только плюсы. Она нередко приводит к возникновению сильных страданий. Для того, чтобы противостоять чужому негативу, необходимо иметь зрелый разум и твердый характер. Если человек хочет развить в себе данную способность, он должен учитывать все достоинства и недостатки.

К положительным моментам относят:

  • перспективы профессионального развития;
  • оказание помощи своему близкому окружению;
  • невозможность оказаться обманутым;
  • умение устранять конфликты и препятствовать их развитию.

К отрицательным моментам относят:

  • риск возникновения психического расстройства;
  • проблемы при общении с окружающими;
  • вероятность нанесения моральной боли и умение ей противостоять.

Диагностика

Если посмотреть на дошкольников, то у них уже можно заметить первые проявления эмпатии. К моменту посещения школы, умение сопереживать формируется окончательно. Для определения того, насколько сильно проявляется эмпатия у человека, могут применяться психометрические диагностики:

  • тест Бойко на эмпатическое сопереживание;
  • диагностический опросник Юсупова;
  • опросника Косоногова на уровень сопереживания.

Может применяться, как один тип тестирования, так и все вместе. Кроме опросников и тестов, также можно задействовать психотерапевта, который сможет распознать, насколько хорошо конкретная личность умеет разбираться в чувствах других людей.

Я прошла тест Бойко. По его результатам имею высокий уровень эмпатии, эмоциональный вид. Думаю, каждому человеку будет интересно узнать, насколько в нем развиты данные способности.

Развитие эмпатии

Не нужно думать, что эмпатия является даром свыше или какой-то суперспособностью. В том или ином проявлении к ней имеют предрасположенность практически все люди. Несмотря на то, что данное качество носит врожденный характер, его также можно развить в себе. Для этого можно прибегать к различным групповым упражнениям.

  1. «Обезьяна и зеркало». Группу разбивают на пары. Так в каждой паре один становится «зеркалом», другой становится «обезьяной». Тот, кто в роли обезьянки должен при помощи мимики продемонстрировать определенные чувства. Человек, играющий роль зеркала, должен их скопировать. После этого партнеры меняются ролями.
  2. «Угадай чувства». Группе раздают карточки, на которых указано наименование чувств. В порядке очереди участники демонстрируют то, что им выпало, используя только свою мимику. Другие люди стараются угадать, что именно он показывает.
  3. «Телефон». Каждый участник получает карточку с указанным на ней воображаемым собеседником. Это может быть какой-то родственник, любимый человек, начальник. Люди по очереди имитируют разговор по телефону, другие участники пытаются понять, с кем именно ведется беседа.

Также могут применяться упражнения, в которых необходимо копировать жесты, голос, речевые особенности. Когда человек в группе выполняет такие упражнения вместе с другими людьми, он осваивает навык сопереживания, попадает на общую волну эмоций.

Как контролировать

Людям, которые слишком много думают о других, переживают за них, иногда очень тяжело с этим жить. Это нередко приводит к эмоциональным срывам и проблемам с психическим здоровьем.

Чтобы научиться корректировать данное состояние, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Когда приходит ощущение того, что сердце переполняют проблемы другого человека, нужно попытаться сконцентрироваться на чем-то другом или прекратить беседу и удалиться, или просто помолчать какое-то время, чтобы пришло внутреннее успокоение. Если не хотите разворачиваться и уходить, чтобы не обидеть собеседника, лучше подумайте о чем-то другом или посчитайте до ста. Важно, чтоб пришло ощущение того, что имеются только свои эмоции, других нет.
  2. Нужно задуматься над тем, кому Вы сопереживаете. Данный механизм всегда возникает при помощи других людей. Важно понять, кто в Вашем конкретном случае вызывает сочувствие, почему так происходит.
  3. Научитесь сочувствовать осознанно. Не нужно отрекаться от своего умения распознавать чувства другого человека, нужно научиться не подпускать к себе чужие негативные эмоции. Необходимо отключать свое сопереживание на подсознательном уровне. С этой целью можно освоить медитацию или дыхательную гимнастику. Поначалу будет сложно, но через какое-то время Вы научитесь отключаться, оказывать кому-то поддержку, при этом не наносить вред самому себе.

Если задумываетесь над тем, как защититься от негатива, нужно прибегнуть к таким способам:

  • визуализировать защиту, например, можно представить, что перед Вами стоит реальный щит или Вы находитесь в каком-то коконе, не пропускающем никакой поток информации;
  • прекратить волноваться по поводу того, что Вам придется отказать человеку даже в разговоре — если при общении с кем-то, Вы начинаете испытывать слишком негативные эмоции, лучше сразу прекратить эту беседу и удалиться;
  • важно научиться отсеивать чужие эмоции, не позволять им проникать в Ваше сознание;
  • избегать людей, которые имеют негативный настрой и желают вывалить свой энергетический мусор.

Если самостоятельно справиться не получается, необходимо обратиться за помощью к специалисту, который научит, как абстрагироваться от влияния других людей.

Я давно знаю о своей способности к эмпатии. Раньше, пока я не научилась это контролировать, она доставляла мне дискомфорт. Очень тяжело при общении с людьми ощущать их боль. Всегда слишком близко к сердцу принимала чужие проблемы, пропускала их через себя. Если Вы тоже сталкиваетесь с подобными сложностями, обязательно займитесь собой, научитесь защищаться от негативного воздействия, выставляя воображаемый щит.

Теперь Вы знаете, что такое эмпатия, каковы ее проявления. Как видите, далеко не всегда данное качество является уместным в жизни человека. Иногда она может негативно воздействовать на психику человека. Но не стоит забывать и о необходимости оказывать сочувствие людям, попавшим в беду, сопереживать им. Именно это и делает нас людьми.

" статьёй Эмпатия — что это? Где рассмотрим, что это за зверь такой — эмпатия. И с чем её едят. А также как эмпатия соотносится с апатией, телепатией, психопатией, симпатией и так далее.

Эмпатия — что это? Всё очень просто. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

Термин "эмпатия" создан для обозначения особой чувствительности, способности индивида представить себя на месте другого человека, прочувствовать его эмоциональное состояние, в обыденном смысле — симпатия. В более широком значении — эстетическое переживание, отклик души, искренность чувства.

Другими словами, эмпатия — это «умение сопереживать», осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Для полноты картины определимся:

  • существует эмпатия эмоциональная — основанная на подражании внешних проявлений эмоций другого человека;
  • бывает эмпатия сознательная, когда человек рассчитывает чувства другого человека на основе анализа ситуации;
  • третий вид эмпатии — это эмпатия предсказательная, которая проявляется как спосообность предсказывать эмоциональную реакцию другого человека на основе опыта.

Естественно, во всех случаях предполагается, что эмпат не только вычислил тем или иным вышеописанным образом эмоциональное состояние человека, но и сам смог его ощутить (не теряя собственной целостности личности при этом). Потому что предсказать радость другого — это одно. А понять, как именно и насколько рад другой человек на собственном опыте — это другое (и оно уже достаточно близко к эмпатии).

Как говорят:

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

В связи с этим можно выделить две основные формы эмпатии:

  • сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
  • сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Соответственно, развить эмпатию можно с помощью трёх областей:

  1. Наблюдать за эмоциями других людей и их проявлениями (подробнее про это можно прочесть в статье "Шкала эмоциональных тонов ")
  2. Учиться анализировать ситуацию и проявляющиеся в тех или иных случаях эмоции
  3. Тренироваться предсказывать, какой вид чувств будет проявляться в тех или иных случаях.

Естественно, без основного компонента эмпатии — прочувствования на себе — эти три элемента сами по себе эмпатию не натренируют. Соответственно, помимо анализа и наблюдения необходимо и самостоятельно пройтись по всем эмоциям человека. Чтобы знать, что с чем соотнести, так сказать. Именно поэтому способность к эмпатии возрастает с возрастом: во-первых, накапливается фактический и аналитический материал, а во-вторых, растёт эмоциональный опыт собственно эмпата.

Считается, что эмпатии помогает не только личный эмоциональный опыт и анализ, но и некая способность прочувствовать другого человека в реальном времени, даже если чувства этого человека эмпату не были доступны. Вполне возможно, такое тоже бывает. Однако мы не сомневаемся: без вышеописанных тренировок эта способность не разовьётся.

Кстати, мы обещали помочь разобраться в том, чем эмпатия отличается от симпатии, телепатии и так далее. Помогаем:

В чём отличия между эмпатией и телепатией?..

Все отличия между этими словами касаются простого перевода слов. Так, общий корень для всех этих слов — это корень pathos, который обозначает "чувство" на древнегреческом языке. Ну а дальше оттенки и отношения корня различают приставки.

Так, эмпатия = en + pathos = в-чувствование (аналог на русском языке корявый, потому что в таком смысле это слово употребляется разве что в специфических книгах).

Симпатия = syn + pathos = со-чувствие. Так что сочувствие — это прямая аналогия симпатии.

Соответственно, теперь отличить симпатию от эмпатии очень просто: симпатия — это совместное чувствование, а эмпатия — это вчувствование в состояние другого человека. Как видите, симпатия — это всего-навсего обоюдная эмпатия. Правда, в нашем языке слово "симпатия" соотносится лишь с положительными эмоциями. Однако, если всматриваться в основы, то симпатия — это двухсторонняя эмпатия.

Телепатия = tele + pathos, расстояние + чувство = чувство на расстоянии. Кстати, с частью "tele" мы уже сталкивались в статье "Телегония. Обратная сторона, которую скрывали ". Ну а с телепатией мы ещё не сталкивались. Но, вполне возможно, вскоре столкнёмся.

Интересно с этой точки зрения слово "психопатия". Так, если рассматривать его происхождение, то психопатия = душа + чувство, чувство души или душевное чувство. Как это слово проиобрело негативный оттенок? Всё очень просто: виноваты во всём психологи и психиатры, которые официально и в большинстве своём отрицают существование души. Так и пошло, что чувство души, душевное чувство — это нечто несуществующее. А местами и вредное. Ну а от вреда и до психопатов недалеко.

И напоследок апатия = a + pathos = без-чувствие. Что вполне логично, ибо когда человек находится в апатии, то особых чувств он не испытывает.

Так что эмпатия — это весьма полезное качество, которое может здорово помочь в жизни.

← Предыдущая Следующая →

Уровни эмпатии

Уровни способностей и осознанности эмпатов

Эмпатия — однозначно одно из направлений и проявлений экстрасенсорики . То что в психологии называют спонтанным сопереживанием, это ещё не эмпатия, а просто эмпатичные люди, уровень близкий к эмпатии, но не эмпатия в полном понимании слова. Первые признаки проявления эмпатии – это способность намеренно , хоть и с большим трудом, но прочитать чувства, эмоции другого человека.

Обучение эмпатии

Эмпатические способности можно условно разделить на несколько уровней.

Способность основана на силе души или ума, хотя не редкость, когда это просто перевозбуждённая чакра Анахата. Вот как минимум 3 источника эмпатичности людей. Но более серьёзные результаты, эмпатия даёт в варианте когда у человека то, что в эзотерике называют «древняя душа». Да именно Души, Души как проявление жизни, как личность. Экстрасенсы — эмпаты могут видеть — чувствовать эту силу Души , идентифицировать и описывать её параметры. С душой можно так же общаться на языке чувств, эмоций, стремлений, желаний, намерений если есть предрасположенность к подобному общению и определённые навыки. Язык общения Души намного сложней и информативней обычной словесной формы общения. Ведь словами мы только пытаемся описать то что переживаем.

Эмпатия бывает 2х основных типов.

  1. Эмпаты, читающие Душой Душевная Эмпатия
  2. Эмпатия с помощью ментального луча внимания —Личностноя эмпатия
  3. Так же стоит упомянуть Чакральную эмпатию , это не является полноценным видом эмпатии, но часто присутствует при общении людей, и даёт возможность взаимодействовать на уровне чувств, эмоций.

Ниже приведены уровни эмпатов, использующих ментальный луч внимания для считывания чувственно-эмоциональной информации.

Не эмпаты – люди с трудом определяющие собственные эмоции. Собственные чувства для них почти не доступны. Эмоциональные состояния других людей они определяют по косвенным признакам, внешним проявлениям, поведению, поступкам только иногда, если обратить их внимание на эти проявления. Для таких людей чувства — что-то странное, непонятное, чаще мешающее жить.

Эмпатичные люди – люди такого типа определяют собственные чувства и эмоции. Иногда могут слышать чувства и эмоции других людей, обычно спонтанно, не осознавая этого. Эмпатичные люди знают о чувствах, но очень редко намеренно обращают своё внимание в эту область человеческих проявлений.

Эмпаты 1-й уровень – эмпаты определяют собственные чувства и эмоции. Им доступны оттенки чувств, их несложные букеты. Слышат чувства и эмоции других людей, находясь рядом с ними, но не осознают, что эти чувства и эмоции не принадлежат им.

Эмпаты 2-й уровень – эмпаты 2-го уровня хорошо знают, что такое чувства и эмоции. Они могут намеренно читать чужие чувства и эмоции, например, глядя в глаза человека. Но они еще не осознают экстрасенсорную природу этого явления.

Эмпаты 3-й уровень – эмпаты, осознавшие себя эмпатами. Они могут намеренно читать чувства и эмоции других людей, просто настраиваясь на них, даже не находясь рядом с человеком, к примеру, по фотографии. Они уже умеют отличать свои чувства и эмоции от чужих, но ещё не умеют чётко идентифицировать, чьи это чувства.

Эмпаты 4-й уровень – эмпаты этого уровня прекрасно читают весь диапазон и наполнение чувственно-эмоционального диапазона. Эмпатам этого уровня доступно чтение с любых источников — сам человек, фотография, образ в сознании другого человека, просто любой след на тонком уровне. Эти эмпаты уже профессионалы, могут не только чувствовать, но и «видеть» энергетическое наполнение потока, им доступны не только чувства – эмоции других людей, но так же направление этих чувств – эмоций, отношения, намерения. Они видят силу чувств, влияющую на человека, готовность человека к поступку. Они прекрасно могут отличать свои чувства от чувств других людей, а так же могут идентифицировать человека, чьи чувства они принимают. В состоянии держать в эмпатическом внимании несколько объёктов. Могут управлять собственными чувствами – эмоциями. Эмпаты этого уровня уже в совершенстве владеют эмпатическим чтением, могут самостоятельно, осознанно развивать и тренировать свой дар, могут обучать этому более слабых эмпатов. Так же на этом уровне эмпат прекрасно осознаёт экстрасенсорную природу своих возможностей и понимает, что эмпатическое считывание и общение возможно не только с людьми, но и со всем живым -животными, растениями и даже с душами, сущностями, не имеющими физического тела.

Эмпаты 5-й уровень – эмпаты 5-го уровня отличаются от эмпатов 4-го уровня тем, что умеют хорошо управлять собственными чувствами и эмоциями, а так же в разной степени управлять чувствами и эмоциями других людей.

Обычно эмпаты 4го — 5го уровней прекрасно пользуются другими различного рода направлениями экстрасенсорики, такие как предвидение, предчувствование, контактёрство, видение энергетических потоков — полей, а так же управление ими.

Онлайн занятия в «Школе эмпатии для жизни»: — https://vk.com/empathy72

Для того что бы понять механизмы эмпатии вы можете посмотреть в записи «БАЗОВЫЙ СЕМИНАР ПО ЭМПАТИИ» Который проходил в Тюмени, в клубе развития человека «Пелынь» 21.11.2016.

Для приобретения доступа к видеозаписи свяжитесь с автором;

  • E-mail: [email protected]
  • Моя страница в контакте — https://vk.com/vaganov_igor
  • САЙТ ЭМПАТИЯ
  • ВСЕ СТАТЬИ
  • ЭМПАТИЯ
  • ЭКСТРАСЕНСОРИКА
  • НОВОСТИ
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ПАРАПСИХОЛОГА

Запись опубликована автором Игорь Ваганов в рубрике Словарь , Статьи по эмпатии , с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку .

Уровни эмпатии : 86 комментариев

Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

Знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

Переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

Активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;

Огорчение в ответ на страдания другого человека;

Ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого .

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений. Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.

Наиболее яркий пример эмпатии - поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия - не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слов «вы должны думать и чувствовать то-то» .

В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный характер, способность понимать и предвидеть, аффективный - способность эмоционально реагировать и активно-деятельностный - способность к соучастию .

По мнению А. Валлона ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как внеинтеллектуальное созвучие, потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей .

Маркус рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции.

Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин - эмпатии и социальной ответственности.

Различают несколько механизмов эмпатии:

    эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

    эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия;

    эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм можно выделить:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрализации является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта 10].

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам .

М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие .

Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный - мыслительные операции, фактическое знание об объекте или другом лице; аффективный - эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания; конативный - моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки. Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.

Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование всех компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего .

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.