Анализ стихотворения «Пороша» (С. Есенин)

Открытый урок по литературе в 6 классе

на тему: «Сравнительный анализ стихотворений С.А.Есенина «Пороша»

и А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

    Учить находить важнейшие основания для сравнения художественных произведений, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы; готовить к экзамену по литературе в форме ГИА.

    Развивать логическое и образное мышление.

    Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через любовь к природе

    Объяснение темы и постановка целей урока.

Сегодня у нас необычный урок – урок-консультация по подготовке к ГИА по литературе. В 9 классе вы, возможно, выберете экзамен по литературе, поэтому готовиться к нему нужно уже сейчас.

Одно из заданий – сопоставительный анализ 2-ух произведений. Сегодня мы будем учиться сравнивать произведения разных авторов. Мы сопоставим произведения двух поэтов – С.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога». На первый взгляд, это совершенно разные поэты. Жили они в разные эпохи: Пушкин (1799 – 1837) в начале 19 в., Есенин (1895 – 1925) – в начале 20 в. Пушкин – дворянский сын, в детстве в доме отца имел обширную библиотеку, получил хорошее образование, учился в Царскосельском Лицее. Есенин – крестьянский сын, в детстве из книг у него была только одна Библия. Окончил Константиновское земское четырехгодичное училище и Спас-Клепиковскую школу. В Москве полтора года слушал лекции в народном университете Шанявского, всю жизнь занимался самообразованием. Но было в их жизни общее – корневая связь со стихией национального языка, с красотой и мудростью народного слова. Есенин любил творчество Пушкина, учился у него. Он унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом, правдивом описании родной природы. Оба они беззаветно любили родину, того и другого можно назвать певцами родной природы.

Зачем сравнивать произведения? (В сравнении лучше выявляется своеобразие).

2. Повторение теоретического материала.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Композиция произведения – построение художественного произведение,

расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Лирическое произведение – произведение, в котором автор выражает свое

душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.

Лирический герой – художественный образ человека в художественном произ-

ведении.

Эпитет - художественное определение предмета или явления.

Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном смысле,

вместо другого слова, т.к. между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение- изображение неживых предметов в виде живых существ.

Инверсия – необычный порядок слов.

Аллитерация- повторение однородных согласных.

Ассонанс- повторение одинаковых гласных звуков.

Ямб- двусложный размер стиха. В строке ударные слоги четные, безударные –

нечетные.

Хорей - двусложный размер стиха. В строке ударные слоги нечетные, безудар-

ные – четные.

    История создания стихотворения Есенина «Пороша» (сообщение уч-ся) и его выразительное чтение. Выяснение значения слова «пороша».

С 1912 года Есенин жил и работал в Москве. Часто ездил по окрестностям Москвы, где его поразили великолепные пейзажи. В январе 1914 года в московском журнале для детского чтения «Мирок» под псевдонимом «Аристон» напечатано стихотворение Есенина «Береза». В следующем февральском номере уже под его собственным именем появилось стихотворение «Пороша», в мартовском – «Село». Это первые известные выступления Есенина в печати.

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (Словарь С.И.Ожегова).

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

По нагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

    Анализ стихотворения Есенина «Пороша».

- О чем стихотворение?

- (1.2.1.) Какой предстает в стихотворении природа, преображенная порошей?

- Какую картину вы представляете, читая 1 строфу? (Зимний заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник, большая заснеженная поляна, перелетают и каркают вороны. Картина реальная).

-Что нарушает тишину леса? (Звоны под копытами, шум ворон)

-Какие образно-выразительные средства использует поэт? (Аллитерация)

- Какое настроение у лирического героя? (Тихое, умиротворенное, он с интересом разглядывает пейзаж).

-Как меняется настроение ЛГ во 2 строфе ? (Меняется, становится сказочным. ЛГ восхищен. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. ЛГ любуется сказочной картиной).

- Какой прием использует при создании образа леса, сосны? (метафора, сравнение, олицетворение, повязалася – суффикс –ся придает слову народно-поэтическую окраску).

- Какие образы возникают в 3 строфе, какие образно-выразительные средства использованы автором? (ЛГ продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха. А слово “по нагнулась” – ласковое, тёплое, это значит – наклонилась, клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе. Приставка по- - из народной речи.

Сравнения, метафора. Сказка сопрягается с реальностью.)

- Какую картину представляете в 4 строфе. Какие приемы использованы? (ЛГ доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”. Приемы: олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль - снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности).

-(1.2.2.) Сделайте вывод, какую роль в стихотворении играют сравнения?

(Создание яркого сказочного образа, одухотворенность природы, выражение отношения ЛГ к природе).

Образ дороги в поэзии – символ жизненного пути. ЛГ молод, счастлив, находится в начале жизненного пути, поэтому в стихотворении – «бесконечная дорога», значит, длинная, несущая новые открытия)

-Определите размер стихотворения. (Хорей)

    1.2.4. Что сближает стихотворение С.А.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Пороша»?

    История создания стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и его выразительное чтение уч-ся

Сообщение уч-ся:

В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьёзную ссору с отцом (осень 1824), Пушкин остаётся в имении со старой няней - и спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал - обретение Дома, защищённости и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога») и позже - в «Бесах» (1830).

В своей скитальческой, полной поисков жизни Пушкину случалось много ездить. Путь свой он совершал на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной или зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Пушкин любил быть в дороге: можно вдоволь налюбоваться пейзажем родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, увидеть, как живёт народ, а главное, можно было спокойно думать свои думы. Особенно милы его душе были зимние пути.

Пушкин любил народную песню, т.к. они история человеческого сердца, русского сердца, душа народа. Русская песня – это раздумья народа о жизни. Пушкин любил русского человека, его душу.

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

    Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и С.А.Есенина «Пороша» (самостоятельная работа в парах). Заполнение таблицы.

Сопоставление стихотворений

С.А.Есенин «Пороша»

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

    Тема произведений.

Преобладающее Настроение

Красота зимнего сказочного леса. Ощущение счастья ЛГ от общения с природой.

Зимний пейзаж. Одиночество, грусть путника, затерявшегося в снежных просторах.

    Образная система

«Серые вороны»

«Заколдован невидимкой…лес»

«Сосна… как старушка»

«Дятел на суку»

«Скачет конь»

«Валит снег и стелет шаль»

«Бесконечная дорога»

«Волнистые туманы»

«Луна…льет печально свет»

«Печальные поляны»

«По дороге зимней, скучной»

«Тройка борзая»

«Колокольчик однозвучный»

«Что-то…родное в долгих песнях ямщика…»

«Глушь и снег»

«Версты полосаты»

    Образы лирических героев

Молод, счастлив, испытывает чувство восхищения от красоты зимнего леса, ждет от жизни новых открытий.

Одинокий грустный путник, утомленный скучной дорогой, печальным пейзажем. Слушает песни ямщика, размышляет о жизни.

    Изобразительные средства

Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитет, аллитерация,

инверсии

Эпитеты, метафоры, олицетворение, ассонансы, инверсии

Хорей (наиболее удачный размер для передачи движения)

    Идея произведений

Каждый человек в обычном пейзаже может увидеть сказку, если его сердце открыто миру, если он любит природу. Жизнь наполнена удивительными открытиями.

Путешествие по зимней дороге дает возможность остаться наедине с собой, поразмышлять о России, о ее пути, трудной судьбе

    Заполнение таблицы (самостоятельная работа в парах).

Черты сходства стихотворений С.А.Есенина «Пороша» и

А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Основания для сравнения художественных произведения

Черты сходства

    Тема произведений

Описание зимнего пейзажа

    Образная система

Снег, дорога

    Образы лирических героев

ЛГ – путники, едущие по зимней дороге. Мировосприятие близко народному.

    Изобразительные средства

Метафоры, эпитеты, олицетворения

    Идея произведений

Размышления о жизни

    Составление развернутого ответа на вопрос: 1.2.4. Что сближает стихотворение С.А.Есенина «Пороша» со стихотворением А.С.Пушкина «Зимняя дорога»?

Шаблон ответа (5 – 8 предложений)

Тема стихотворений С.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога» … Есенин описывает…, Пушкин повествует о … . В образной системе стихотворений мало сходства, так как …, но в том и другом произведении главным становится образ дороги… . ЛГ стихотворений - … . Поэты использую изобразительные средства языка…, но олицетворений больше у … , потому что… . Стихи написаны одним стихотворным размером … , что помогает … . Идея произведений … .

    класс № Раздел Тема ... 78 Анализ стихотворения М.Цветаевой...
  1. Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень)

    Рабочая программа

    ... сравнительную характеристику героев, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения, выразительно читать стихотворения ... поурочные разработки по литературе : 9 класс . М.: ВАКО, 2011. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке : Книга для...

  2. Рабочая программа педагога лавровой Л. Г., учителя первой квалификационной категории, по литературе в 6 классе Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа

    Материал по литературе : 5 класс . - М.: Просвещение, 2008. Литература : 6 класс : Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD- ... Степь да дали», «Пороша стихотворениях С.Есенина . Близость поэзии к...

  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по литературе в 6 классе Разваловой Татьяны Александровны

    Рабочая программа

    ... по литературе в 6 классе Разваловой Татьяны Александровны, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории Рассмотрено на ... Степь да дали», «Пороша » Пушкинские и лермонтовские традиции в стихотворениях С.Есенина . Близость поэзии к...

– поэт, который умело изображал красоту родного края, красоту природы в своих стихах, о чем свидетельствует замечательное стихотворение «Пороша» Есенина, которому нам нужно сделать анализ.

Есенин Пороша анализ стихотворения

В своем анализе стиха Есенина «Пороша» хочется отметить простоту произведения, его легкость. Оно читается на одном дыхании, быстро запоминается и вызывает только приятные яркие чувства. Читаешь стих, а в голове возникают образы и вырисовываются картины. Даже хочется оказаться на месте лирического героя. Хочется сесть в сани и прокатиться по той самой запорошенной бесконечной дороге, что «убегает лентой вдаль». Читаешь произведение и понимаешь, а ведь и зима может быть прекрасной, сказочной и загадочной. Мы видим, как любуется герой зимним временем. Он зиму называет невидимкой, которая укрыла всю землю белым покрывалом и принарядила все в лесу. И под этим покрывалом лес спит «под сказку сна». Вот и сосна вся стоит в снегу, будто косынку надела и теперь «понагнулась, как старушка».

Делая анализ стихотворения Есенина «Пороша», хочется написать о тишине, которую автор вспоминает вначале своей работы, но, дальше мы видим, что природа продолжает жить и в зимнюю пору. Здесь и вороны расшумелись, и дятел долбит на суку сосны, да и сами сани издают звуки, ведь слышны звоны под копытами. Эти звуки и нарушают первоначальную тишину.

Есенин в стихотворении использует сравнения, просторечные формы, метафоры, эпитеты, парцелляцию.

Благодаря Есенину, мы смогли в обычной картине, где изображена природа в зимнюю пору, увидеть волшебство, интересные загадочные вещи. Поэт, как бы, предлагает посмотреть на зиму своими глазами и полюбить зиму так же, как мы любим лето и другое время года.

История создания Пороша Есенина

Стихотворение Есенина «Пороша» — это одно из ранних произведений поэта. Если говорить об истории создания «Пороша» Есенина, то его автор написал в 1914 году, наверное, с целью показать нам какой красивой и сказочной бывает природа в зимнюю пору и это автору удалось без сомненья.

Предлагаем послушать стихотворение Пороша Есенина

/ / / Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика С. Есенина – трогательное признание в любви к природе. Поэт умел искренне восхищаться окружающим миом и запечатлевать его в насыщенных пейзажных зарисовках. Это подтверждает стихотворение «Пороша», созданное в 1914 г. В это время Сергей Александрович жил в Москве, часто вспоминая о родной деревне. Видимо, эти воспоминания вдохновили его и на создание анализируемого произведения.

Тема стихотворения – поездка по зимнему лесу, красота зимней природы. Автор показывает, что холодное время года обладает особенной прелестью, умеет дарить человеку сказку, наполнять человеческую душу ощущением свободы. Жанр стихотворения – элегия, так как оно созерцательного характера.

В центре стихотворения лирический герой, который едет по зимнему лесу. Написаны строки от первого лица, поэтому читатель видит зимнюю сказку глазами героя. Сначала мужчина прислушивается к звону, раздающемуся из-под копыт. Кони пугают ворон и те шумят на лугу. Карканье этих птиц несколько угнетает, однако ненадолго.

Лирический герой обращает внимание на лес, который будто заколдован кем-то невидимым. Лес дремлет, наслаждаясь сказочным сном. Сосне зима подарила белую косынку. Теперь дерево похоже на старушку, опершуюся на клюку. Путник слышит стук дятла. Птица совсем не боится разбудить дремлющую природу.

В последнем катрене мысли лирического героя возвращаются к коню. Тот радуется широким просторам, скачет по бесконечной дороге. Зима же заботливо «стелет шаль» на землю. Путник замечает, что снег не просто сыпется, а валит. Тем не менее, мужчина не переживает, что заметет дорогу, ведь его тревога затмевается прекрасными зимними картинами.

Стихотворение С. Есенина «Пороша» условно делится на смысловые части: описание езды, лесной пейзаж, рассказ о бесконечной дороге. Формально произведение состоит из четырех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Для объединения строк Сергей Александрович использовал перекрестную рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

Сказочная зимняя природа и атмосфера передаются при помощи языковых средств. Тропы позволяют автору оригинально раскрыть традиционную для литературы зимнюю тему. Ключевую роль в стихотворении играют метафоры: «дремлет лес под сказку сна», «валит снег и стелет шаль», «дорога убегает лентой вдаль». Они служат каркасом для создания образов. Детализировать пейзажную зарисовку помогают эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога». Ассоциации, которые вызывает сосна, передаются посредством сравнений: «словно белой косынкой повязалася сосна», «принагнулась, как старушка».

Плавный интонационный рисунок стихотворения С. Есенина не прерывается ни восклицаниями, ни вопросами. Кажется, автор не хочет прерывать зимнюю задумчивость. В первом катрене привлекает внимание синтаксическое строение. Автор использует два предложения, состоящих из одного слова. Такой прием подчеркивает настроение лирического героя.

«Пороша» Сергей Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства . Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.

«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота . Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.

Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.

Литературный анализ текста

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша»


Выполнила: Пастухова Н.О.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Скачет конь. Простору много.

Сыплет снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества - тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.

1. Звуковой уровень текста


1 Метр и ритм


Проанализируем соотношение метра и ритма в первой строфе стихотворения.

(1) Еду. Тихо. Слышны звоны

(2) Под копытом на снегу.

(3) Словно серые вороны

(4) Раскричались на лугу.

Составим схему чередования ударных и безударных слогов в строфе:

(1)- U - U - U - U

(2)- U - U - U -

(3)- U - U U U - U

(4)- U U U - U -

Определим метр и размер. Подсчитаем количество безударных слогов между ударными. Число колеблется: в первых двух строках - один слог, в третьей и четвертой - то три слога, то один. Значит, перед нами двусложный метр. Для наглядности сразу же разберем схему на двусложные стопы:

(1)- U | - U | - U | - U |

(2)- U | - U | - U | -

(3)- U | - U | U U | - U |

(4)- U | U U | - U | -

Нетрудно увидеть, что сильные места падают на нечетные слоги, следовательно, это хорей. Подсчитав количество сильных мест в строке, можно с точностью сказать, что это четырехстопный хорей. Но лишь строки (1) и (2) реализуют «идеальную схему: на всех сильных местах находятся ударные слоги. В строке (2) последний безударный слог кажется лишним, хотя вся остальная схема точно соответствует метру, такой же «лишний» конечный слог есть в строке (4). В строке (3) третья стопа не имеет ударений, в строке (4) не имеет ударений вторая стопа. Третья и вторая стопа, не имеющая ударений - это пиррихии.


2 Семантический анализ метра и ритма


Как мы уже выяснили выше, данное стихотворение написано четырехстопным хореем, но в «идеальной схеме» присутствуют стопы, не имеющие ударений. Исходя из этого, мы можем задаться вопросом, случайно ли, что автор делает акцент именно на этих словах? Чтобы это выяснить, давайте найдем эти слова:

(3) Словно серые вороны - U - UUU - U

(4) Раскричались на лугу. - UUU - U -

(1) Заколдован невидимкой - UUU - UUU

(3) Словно белою косынкой - U - UUU - U

(4) Повязалася сосна - UUUUU - U

(1) Принагнулась, как старушка - UUU - U - U

(2) Оперлася на клюку - UUU - U -

(3) Бесконечная дорога - UUU - UU

(4) Убегает лентой вдаль - UUU - U -

Обозначив пиррихии, мы можем условно разделить их на две группы: 1) имена прилагательные и 2) глаголы. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Первая группа имен прилагательных: серые (вороны), белою (косынкой), бесконечная. Первые два прилагательных относятся к цветовому признаку, она противопоставлены друг другу - серый и белый. Но главная их особенность в том, что они являются метафорам: снег под копытами лошадей звучит как крик серых ворон, который резко, четко, ярко запечатлевается в памяти лирического героя; белая косынка сосны, напротив, рождает в памяти воспоминания о белой пуховой косынке, на который похож выпавший снег на ветках сосны. Третье прилагательное бесконечная (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним - простор, свобода, неизведанное и впереди бесконечная дорога будущего, которое так же прекрасно как то, что его окружает в зимнем лесу. Автор выделяет эти прилагательные для того, чтобы ярко, живо, ассоциативно показать нам изображаемую природную зарисовку.

Вторая группа глаголов: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает. Все эти глаголы обозначают действие неживых предметов. Большинство из них относится к такому тропу, как олицетворение. Но тот, кто наблюдает описываемые в стихотворении предметы, наделяет их живыми человеческими признаками, и, соответственно, действиями. Они оживают перед нами, и цель автора - показать предметы в их развитии, движении, росте, чтобы картина живо представилась читателю.

Таким образом, мы можем сказать о том, что использование автором пиррихия не случайно. Акцент именно на имена прилагательные и глаголы позволяет представить себе описываемый пейзаж не только в красках, но и в движении.


3 Фонетический уровень текста


В данном стихотворении четко прослеживается ассонанс - звук [о] в следующих словах: звоны, словно, вороны, заколдован, долбит, простору, много, дорога. Все, что видит лирический герой, описывается плавно, последовательно благодаря этому звуку. Так же часто повторяется звук [а] в словах: тихо, копытом, на, словно, вороны, раскричались, заколдован, невидимкой, сказку, сна, белою, косынкой повязалася сосна, принагнулась, как старушка, оперлася на, а под самою макушкой, скачет, простору много, шаль, бесконечная, убегает лентой вдаль. Все эти слова, наоборот, ускоряют процесс затянутого описания. Картины, предстающие перед лирическим героем, сменяют друг за другом, и именно этот звук помогает усилить движение изображаемого.

В стихотворении так же присутствует аллитерация - звуки [л, м, н] в следующих словах: слышны, звон, копытом на снегу, словно вороны раскричались на лугу, заколдован, невидимкой, дремлет лес, сна, белою косынкой повязалася, принагнулась, оперлася на клюку, самою макушкой, долбит дятел, конь, много, сыплет снег, стелет шаль, бесконечная, лентой вдаль. Благодаря этому создается прекраснейшая выразительная мелодия звучащего стиха. Так же часто встречаются звуки [з, р, д] в словах: еду, звоны, серые вороны раскричались, заколдован невидимкой, дремлет, повязалася, долбит дятел, дорога, вдаль. Эти слова в большей степени передают звуковую составляющую описываемой картины - здесь и хруст снега под копытами лошади, и звуки обитателей леса. Лирический герой своим присутствием нарушает тишину заколдованного леса и сам становится участником описываемых событий.

Проанализировав фонетический уровень текста, мы можем сказать о том, что, благодаря фонетической наполненности определенных строчек стихотворения, картина, описываемая лирическим героем, предстает живее, необычнее, начинаешь слышать звуки леса, врываясь в дремлющую сказку.



Данное стихотворение состоит из 4 строф. Каждая из строф представляется перекрестной рифмой (абаб):


Еду. Тихо. Слышны звоны (а)

Под копытом на снегу. (б)

Словно серые вороны (а)

Раскричались на лугу. (б)


Стихотворение написано мужской (снегу, лугу, сна, сосна, клюку, суку, шаль, вдаль) рифмой и женской (звоны, вороны, невидимкой, косынкой, старушка, макушкой, много, дорога) рифмой. По звуковому составу рифма в стихотворении точная:


Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Словно серые вороны

Раскричались на лугу.


В третьей строфе присутствует приблизительная рифма:


Принагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.


Таким образом, анализируя рифму, мы можем сказать, что язык автора настолько богат, что ему не составило трудов подобрать нужную рифму и с точностью передать изображение описываемого пейзажа.

2. Лексический уровень текста


1 Словарь лирического стихотворения


Доминирующие части речи.

В стихотворении преобладают следующие части речи:

Имя существительное (22 слова): звоны, копытом, снегу, вороны, лугу, невидимкой, лес, сказку, сна, косынкой, сосна, старушка, клюку, макушкой, дятел, суку, конь, простору, снег, шаль, дорога, лентой.

Имя прилагательное (3 слова): серые, белою, бесконечная.

Глагол (13 слов): еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Наречие (4 слова): тихо, словно, много, вдаль.

Местоимение (1 слово): мною.

Рассмотрев доминирующие части речи, можно сделать вывод о том, что лирический герой конкретно не говорит о себе и о своих чувствах. Он с помощью большого количества имен существительных говорит о предметах, которые встречает на своем пути, но, описывая их, не прибегает к использованию имен прилагательных, а употребляет глаголы, которые помогают воссоздать в сознании читателя образ природы.

Тематические (семантические) поля.

В словаре стихотворения выделяются следующие тематические поля:

Существительные: звоны, (на) снегу, лес, сказка сна, сосна - старушка, дятел на суку, конь, простор, снег, шаль, дорога.

Для словаря выбраны не все имена существительные, а лишь те, которые более полно отражают картину. Благодаря перечисленным словам можно воспроизвести увиденное в определенной последовательности.

Глаголы: еду, слышны, раскричались, заколдован, дремлет, повязалася, принагнулась, оперлася, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает.

Глаголы, представленные в словаре, идут последовательно, описывая не только действия лирического героя, но и действия неодушевленных предметов (сосны, снега), которые благодаря точным глаголам оживают в сознании читателя.

Прилагательные: серые, белою, бесконечная.

Поэт в своем стихотворении использует небольшое количество имен прилагательных, но при прочтении произведения это незаметно, картина при помощи изобразительно-выразительных средств предстает ярко и полно. Поэтому говорить о небольшом количестве прилагательных, как о недостатке, не имеет оснований.

Наречия: тихо, словно - 2, много, вдаль.

Особое внимание хотелось бы обратить на наречия, которые не только говорят о состоянии природы (тихо), но и помогают использовать такой троп, как сравнение (словно), и, наконец, последние два наречия отображают завершенность и в то же время неопределенность пути.

Тематические (семантические) поля стихотворения помогают проследить внутреннее состояние лирического героя, психологическую точку зрения субъекта, внешнее воздействие предметов на наблюдателя.

3. Семантика грамматических категорий


Обратимся к глагольной грамматической модели стихотворения. Как мы уже говорили выше, в произведении присутствуют 13 глаголов. Глаголы, стоящие в настоящем времени: еду, слышны, заколдован, дремлет, долбит, скачет, сыплет, стелет, убегает. Именно эти глаголы изображают то, что происходит с лирическим героем и вокруг него в спящем лесу. Мы видим, что это не воспоминания, не мечты наблюдателя о предстоящей картине в будущем, а реальное описание ситуации.

Остальные 4 глагола употреблены в прошедшем времени. Глагол раскричались метафоричен, он является сравнением хруста снега под копытами лошади. Глаголы, относящиеся к сосне - повязалася, принагнулась, оперлася, стоят именно в этом времени, так как наблюдатель зимнего леса не видел, как произошли эти изменения с деревом.

4. Композиционно - речевое единство текста


Стихотворение «Пороша» состоит из 4 строф, объединенных определенной тематикой - образа природы. Но каждая строфа имеет свою микро тему, попробуем разобраться с каждой из них:

строфа: в первой строфе перед нами предстает лирический герой, он не называет себя (об этом можно судить по отсутствию личных местоимений), но описывает свои действия - он едет верхом. Тут же предстает образ природа со своей необычайной тишиной, в которой даже слышен хруст снега;

строфа: лирический герой становится наблюдателем заколдованного леса, который, как ему кажется, дремлет; тут же мы видим сосну, покрытую снегом. Лирический герой настолько наблюдателен и романтичен, что сравнивает снег с косынкой на ветках сосны.

строфа: перед нами все тот же образ старушки, подразумевающий одинокое дерево, которому фантазией наблюдателя присвоена клюка. Тишину леса нарушает лишь стук дятла, но он не резок - он один из составляющих этой красоты.

строфа: эта строфа передает уже не красоту дремлющего леса, а внутреннее состояние героя - перед ним простор, а значит свобода, неизведанная, бесконечная дорога, и, судя по настроению, можно сказать, что будущее впереди такое же светлое и загадочное, как зимний лес.

5. Изобразительно-выразительные средства

стихотворение есенин пороша текст

В данном стихотворении употреблены следующие тропы:

Олицетворение: вороны раскричались, дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась сосна, оперлася на клюку, дорога убегает.

Сравнение: звоны…словно серые вороны, словно белою косынкой повязалася сосна, сосна… как старушка.

Метафора: заколдован невидимкой, под сказку сна, на клюку, стелет шаль, дорога убегает лентой.

Поэт использует в данном стихотворении эти приемы для того, чтобы читатель смог воспроизвести в своем воображении наглядный облик описываемой природы, тем самым повлиять на чувственно-эмоциональное восприятие.

Стихотворение С.А. Есенина «Пороша» относится к теме природы и родины. Оно наполнено любовью ко всему, что окружает поэта: бесконечные дороги, раскинувшиеся просторы, необычные деревьями, лесные жители. Все это у Есенина оживает. Он наделяет предметы необыкновенными свойствами и признаками, подбирает такое описание, которое в представлении обывателя загадочно, но в то же время реалистично. Именно эта особенность повествования Сергея Есенина дает понять, насколько это ему все дорого и небезразлично.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.