Кто преподавал в царскосельском лицее. Обучение А.С

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали ».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин.

Когда-то в древних Афинах существовала легендарная школа, основанная философом Аристотелем, называвшаяся Ликеем или Лицеем. Русский Царскосельский Лицей – это элитное учебное заведение, стремившееся быть подобным образцу высокой античности, проникнутое духом романтизма и свободной мысли. Лицей дал России множество великих имен. Он был основан в 1810 году в Царском Селе и открыт 19 октября 1811 года. Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин.

"Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной", - гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания Лицея М.М.Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы Лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России - вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницы говорил об обязанностях гражданина и война, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: "Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями".

В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 - 4 класса по полтора года) в Лицее изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам "нравственным", под которыми, как гласил лицейский устав, "...разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих". Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го - 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться богу и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа. В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда - три часа занятий. В шестом - прогулка и гимнастические упражнения. Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников - это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой - катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию - рисование, чистописание, музыка, пение - и сейчас есть в программе средней школы.

В первые годы существования (1811-1817) в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы "Лицейский мудрец", "Вестник", "Для удовольствия и пользы" и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы ("Вестник Европы", "Российский музеум", "Сын отечества"). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.

Воспитанники много читали. "Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов", - вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой Совета Лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до Лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: "Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? спрашиваешь ты меня; можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности...". Своих современников - русских писателей и поэтов - лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: "...до самого вступления в Лицей я не видел ни одного писателя - но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова". Порфессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, - вспоминал позднее Иван Пущин, - когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами".

Лицей помещался в Царском Селе во флигеле Екатерининского дворца. Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль, необычный и по своему композиционному построению и своеобразной красоте. Строил здание при Екатерине II архитектор Илья Неелов. Главный фасад здания, обращенный в сторону дворца, имеет портик из четырех колонн коринфского ордера, над окнами третьего этажа находится декоративный фриз. Лицейский и церковный флигели соединяет узкий переход, стены которого, прорезанные внизу арками, как бы пропускают сквозь себя улицу. По сторонам средней арки находились ниши для декоративных статуй, над которыми помещались круглые барельефы, исполненные царскосельским лепщиком Григорием Макаровым. Восточный фасад Лицея с его парадным крыльцом наиболее эффектен. С этой стороны трехпролетная арка, связывающая лицейский корпус с церковным, гармонично замыкает перспективу набережной канала, отделяющего Екатерининский парк от городских кварталов. Сквозь арку видны поворот улицы и Александровский парк. С западной стороны Лицея из-под арок открывается перспектива на спускающуюся под гору улицу и Екатерининский парк.

Лицей был наиболее современным учебным заведением своего времени, в силу чего многие его воспитанники разделяли радикальные политические взгляды, участвовали в движении декабристов. После попытки восстания 1825 года правительство пошло на реорганизацию Лицея, установив в нем ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 года Лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведен в Петербург. В 1917 года лицей был закрыт в связи с отменой сословных привилегий.

За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи, становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (князь Горчаков, будущий министр иностранных дел, Н. Корсаков и другие). Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 - А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Великий русский поэт Александр Пушкин в подлинном смысле прославил Лицей на весь мир.

Попечителями Лицея были император Александр I, великие русские поэты Державин и Жуковский, выдающийся русский историк Карамзин, М.М. Сперанский, министр народного просвещения А.К. Разумовский, директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов.

Первым директором лицея был Василий Федорович Малиновский (1765 - 23.III.1814) - выпускник Московского университета, дипломат, литератор, руководивший заведением с момента открытия до 1814 года. Василий Федорович был автором одного из первых проектов отмены крепостного права (1802), являлся сторонником, государственных преобразований М.М. Сперанского. В семье директора лицея лицеисты первого курса проводили "часы досуга". В конце марта 1814 лицеисты присутствовали на похоронах В.Ф. Малиновского на Охтинском кладбище. В "Программе автобиографии" Пушкина среди лиц, оказавших влияние на его воспитание будущего поэта, упомянут и В. Ф. Малиновский. Малиновского сменил Федор Матвеевич фон Гауеншильд (1780 - 18.XI.1830) - профессор немецкого языка и словесности в Царскосельском лицее, австрийский подданный, живший в России в 1809 - 1829 гг. Благодаря протекции С.С. Уварова был не только профессором, но с января 1814 г. был назначен директором Благородного пансиона при лицее. Кроме того, в 1814-1816 гг. исправлял должность директора лицея. Гауеншильд, человек образованный, быстро изучил русский язык и перевел с рукописи на немецкий язык "Историю" Карамзина. Третьим директором был Егор Антонович Энгельгардт (1775-1862) - педагог и администратор. В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 - директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.

Среди первых учителей лицея - Александр Иванович Галич (1783 - 9.IX.1848) - профессор российской и латинской словесности, впоследствии профессор Петербургского университета (1819 - 1837); Иван Кузьмич Кайданов (2.II.1782 - 9.IX.1845) - заслуженный профессор истории Царскосельского лицея, члена-корреспондента Академии наук, в 1814 - 1816 гг. конференц-секретарь лицея: автор ряда учебников по всеобщей и русской истории и нескольких исторических исследований по древней и всеобщей истории; Александр Петрович Куницын (1783 - 1.VIII.1840) - адъюнкт-профессор (1811 - 1816), преподаватель нравственных и политических наук в 1814-1820 гг. в Царскосельском лицее. Закончил свое образование в Гейдельберге, был одним из лучших преподавателей своего времени: самостоятельным теоретиком права. В 1838 г. Куницын был председателем Комитета для надзора за печатанием полного собрания законов и избран почетным членом университета. В 1840 г. он был назначен директором Департамента иностранных исповеданий.

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Пожалуй, самой яркой характеристикой Лицея был его девиз - «Для Общей Пользы».

Русская Цивилизация

МБОУ "СОШ №25"


Исследовательская работа

Императорский Царскосельский лицей


РостовцеваЮлиана

Императорский Царскосельский лицей


Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе. Открыт 19 октября 1811 года недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министру юстиции М.М. Сперанскому. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 - военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832). Изначально в здании Лицея находились дворцовые помещения, построенные в конце XVIII века по проекту И.В. Неелова. А в 1811 году выдающийся русский архитектор Стасов перестроил дворцовые помещения флигеля и приспособил их к нуждам школы.


Директор лицея


Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором Царскосельского Лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, русский просветитель и дипломат. Малиновский старался воспитать своих питомцев полезными Отечеству


Василий Федорович Малиновский


Преподаватели

Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовывали директор, семь профессоров, два адъюнкта, один священник - преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера.

Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.

Особое внимание уделялось подбору профессоров, которые заведовали кафедрами.

Среди первых профессоров были известные отечественные и зарубежные педагоги.

Учащиеся лицея

Принципиальное значение имело комплектование Лицея, куда принимались лучшие представители дворянского происхождения. В августе 1811 года 38 претендентов были отобраны 30 юношей, составивших первый курс.

Первый выпуск славен именами великих русских общественных деятелей и будущих декабристов Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера, Антона Дельвига, Александра Горчакова, Федора Матюшкина, Владимира Вольховского и, конечно же, Александра Пушкина.


Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.


Случаи из жизни лицеистов


Лицейские годы Пушкина и его товарищей - это годы серьезной учебы. Достаточно сказать, что выпускные экзамены в 1817 году включали 15 предметов.

Жизнь мальчиков была строго определена порядком, даже во время каникул, которые длились всего один месяц в году, они не могли покидать стены Лицея.

Как и все мальчишки, они шалили, подшучивали друг над другом, ссорились, мирились. Бывали различные забавные случаи.

"Да, мосье"

В день открытия Лицея 19 октября 1811 года после торжественной церемонии, императрица-мать пришла в столовую посмотреть, как кормят мальчиков.

Она была немкой по происхождению и по-русски говорила не очень правильно. Подойдя к самому маленькому - Корнилову, она спросила: "Карош суп?"

Мальчик от растерянности ответил по-французски: "Oui, monsieur" (да, мосье). Кое-кто из лицеистов фыркнул, а царица, улыбнувшись, пошла дальше.

А за Корниловым на годы сохранилась кличка - "Мосье".

Прозвища

Они начали появляться с первых дней, так было не только с Корниловым.

Пушкина, например, сразу стали звать "Француз", ведь еще до прихода в Лицей он уже прекрасно знал этот язык. Позже из-за его живости и непоседливости появилось еще одно прозвище - "Егоза".

Князь Горчаков много внимания уделял тому, как он выглядит, за что был наречен Франтом. Смелый, отчаянный и драчливый Иван Малиновский получил кличку Казак, а крупный и ленивый Данзас - Медведь. За мечты о море будущего адмирала Федора Матюшкина звали "Плыть хочется". Ласково, но с ехидцей - Олосенькой называли Алексея Илличевского.

Прозвища были у всех. Некоторые даже не нуждались в пояснениях: Иван Пущин - Большой Жанно или Иван Великий, Антон Дельвиг - Тося, Тосенька, Кюхельбекер - Кюхля, Мясоедов - Мясожоров или Мясин.


Лицейская словесность


В Лицее увлекались сочинительством. Писали стихи, прозу, так называемые "национальные", то есть лицейские песни, басни, эпиграммы.

"И изумленные народы Не знают, что им предпринять:

Ложиться спать или вставать".


Методы работы преподавателей


Профессорско-преподавательский состав был свободен в выборе методов своей работы.

Однако при этом строго соблюдался главный принцип обучения - лицеисты не должны были находиться в праздном состоянии.

По каждому разделу программы обучения устанавливались определенные методические правила, которым строго следовали. В Лицее учили сознательно мыслить, рассуждать, спорить об истине. Из стен Лицея не выходили ученые, юристы, филологи; выпускники получали энциклопедическое образование; приобретали гуманистическое мировоззрение, уважение к личности независимо от сословия человека.

Число занятий зависело от знаний учеников. Оно не определялось строго по какому-то документу, а устанавливалось после набора воспитанников, когда уже был известен их уровень подготовки. У каждого нового курса число занятий было своим.

императорский царскосельский лицей пушкин

Педагоги помогали воспитанникам достигать своих целей. Так, Александр Горчаков еще в Лицее решил посвятить себя дипломатической деятельности, именно поэтому учителя доставали для него подлинные дипломатические материалы из Иностранной коллегии. А Федор Матюшкин мечтал стать мореплавателем. Выпускники Лицея не попадали на флот, но директор Энгельгардт помог своему воспитаннику Матюшкину добиться определения на шлюп "Камчатка", которым командовал В.М. Головин. Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: "У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Лицеисты воспитывались в атмосфере невозможности посягнуть на достоинство другого человека. В Лицее любой человек, независимо от своего социального положения, имел право на уважение. Лицеистам запрещалось ругать служителей, даже если они были крепостными людьми. В Лицее не было телесных наказаний.

Каждый воспитанник имел свою небольшую комнату, где мог уединиться. Лицей содержался в чистоте, температура воздуха соблюдалась вплоть до градуса. Помещения проветривались, и для того чтобы воздух правильно циркулировал, перегородки в комнатах лицеистов не доходили до потолка. Классы были красивы и просторны.

Вся жизнь в Лицее была направлена на то, чтобы воспитанники правильно развивались, успешно овладевали знаниями и не предавались лени. Шесть дней в неделю делались учебными. Обучение длилось целый год, за исключением августа - месяца каникул. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

Между лицеистами и преподавателями царила свобода общения. Вместе они были семьей. Об особых отношениях между лицеистами и педагогами говорит тот факт, что сохранилось достаточно много карикатур на учителей. Ученики не боялись своих наставников и считали возможным подшутить над ними. Такого не было в других учебных заведениях того времени. Чаще всего здания учебных заведений были плохи и с трудом вмещали воспитанников, аудитории тесны, спальни плохо проветривались. В массе своей другие учебные заведения отличались изнурительной дисциплиной, постоянной зубрежкой.

В Лицее все было по-другому. Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, где говорилось, что "все воспитанники равны, …воспитанники должны жить между собой мирно и дружелюбно". Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее царил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившегося, если тот сам не признавался в содеянном.


Распорядок дня лицеистов


Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

6.00 - подъём, молитва

7.00 - 9.00 - учебные занятия

9.00 - чай с белой булкой

9.00 - 10.00 - прогулка

10.00 - 12.00 - занятия

12.00 - 13.00 - прогулка

13.00 - обед

14.00 - 15.00 - чистописание и рисование

15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий

17.00 - чай и прогулка

20.30 - ужин


Форма в лицее


Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.


Первый выпуск и императорский


В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.


Лицей при Николае I


После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.

Переезд Лицея из Царского Села


В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.

После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.


200-летие Царскосельского лицея


19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.

Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.

Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Царскосельский Лицей

Царскосельский Лицей был основан в 1811 году, в раннюю либеральную пору александровского царствования. Лицей предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». Курс обучения длился 6 лет: 3 года на начальном отделении, 3 – на окончательном. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов.

Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом.

В нижнем этаже находилось хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернёров и некоторых других чиновников, служащих при Лицее. На втором – столовая, больница с аптекой и конференц-зал с канцелярией. На третьем – классы (два с кафедрами, один для занятий воспитанников после лекций), физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека в арке, соединяющей Лицей с дворцом через хоры придворной церкви. На третьем же этаже располагался и актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здеcь же, три года спустя, пятнадцатилетний Пушкин читал на публичном экзамене свои "Воспоминания в Царском Селе" перед старым Державиным. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14".

Первый "пушкинский" лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это Дельвиг , Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин , Кюхельбекер , Вальховский…

Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин ("№ 13", сосед по "келье") – справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша, Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля", Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.

В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу" . Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина.

С начала 1820-х годов правительство сделало многое, чтобы вытравить вольный "лицейский дух", заменив его "духом казармы". В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений.

Пушкина волновала и огорчала участь Лицея: