Порядок предоставления жилья военнослужащим в случае увольнения. Право на предоставление жилья

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

М. ВАКИЛОВ, И. ФАРШАТОВ

М. Вакилов, председатель Верховного суда Республики Башкортостан.

И. Фаршатов, доктор юридических наук.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" довольно подробно регламентирует жилищные права военнослужащих и членов их семей. Он является кодификационным актом, объединяющим и систематизирующим основные положения ранее принятых законодательных и подзаконных актов (в частности, Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г. "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан").

Вместе с тем предшествующие акты по данному вопросу не отменены и продолжают действовать в части, не противоречащей нормам названного Закона. Количество их довольно значительно. На 1 июня 1999 г. насчитывалось 36 законодательных и подзаконных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы строительства и предоставления жилья военнослужащим, установления для них жилищно - коммунальных льгот.

Закон от 27 мая 1998 г. в зависимости от категории военнослужащих предусматривает различные варианты обеспечения их жильем. Это, прежде всего, предоставление жилья на общих основаниях за счет государственного или муниципального фонда, с учетом общих положений жилищного законодательства. На наш взгляд, здесь применимы нормы о первоочередном ( Жилищного кодекса РСФСР) и внеочередном (на основе специальных постановлений и распоряжений Правительства РФ) удовлетворении жилищных потребностей. Другие варианты - выделение служебных жилых помещений, участие в программе "Государственные жилищные сертификаты", членство в жилищно - строительных, жилищных кооперативах (с правом на получение безвозмездной финансовой помощи), индивидуальное жилищное строительство (также с правом на получение финансовой помощи).

Законодательством предусматриваются (или могут быть предусмотрены) и иные способы обеспечения жильем. В частности, воинские части могут арендовать жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (по смыслу Закона, надо полагать, после 1 января 1998 г.), и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ или иными органами, где предусматривается военная служба (МВД, ФСБ и т.д.).

Что означает закрепление жилья за этими ведомствами? Очевидно, что по правовому режиму оно будет считаться ведомственным ( ЖК РСФСР), т.е. находящимся в их оперативном управлении и относящимся к федеральной государственной собственности. Но право на приобретение так называемого "постоянного" (социально гарантированного) жилья военнослужащие получают, как правило, при достижении "выслуги лет", а также при наступлении некоторых иных обстоятельств, предусмотренных законодательством (в частности, при вынужденном оставлении военной службы по состоянию здоровья).

До возникновения права на "постоянное" жилье военнослужащие при досрочном прекращении службы (по неуважительным причинам) могут быть выселены из занимаемого ведомственного жилья, но с предоставлением другого помещения, соответствующего санитарно - техническим требованиям ( ЖК РСФСР), если это жилье не отнесено к категории служебного.

При заключении договора (в данном случае, как представляется, договора социального найма) должны быть реализованы права военнослужащих на дополнительную жилую площадь. В этой части продолжает действовать Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью", согласно которому таким правом пользуются военнослужащие начальствующего состава. Это положение конкретизируется в п. 8 ст. 15 Закона от 27 мая 1998 г., согласно которому право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 кв. м имеют офицеры в воинских званиях полковник, ему равном (к примеру, капитан 1-го ранга - в ВМФ), и выше, проходящие военную службу либо уволенные по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, по нашему мнению, также с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба) жилищный договор, определяющий порядок предоставления такого жилого помещения, права и обязанности сторон, основания освобождения (выселения). Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. утверждено положение "Об условиях и порядке заключения договора жилищного найма между военнослужащим и Министерством обороны РФ или иным органом исполнительной власти".

При продолжении военной службы сверх пятилетнего срока жилые помещения предоставляются на общих основаниях.
Возникает вопрос: какое жилье имеется в виду - ведомственное или обычное, т.е. государственное либо муниципальное?

Все зависит от того, закреплена ли жилая площадь за Минобороны или иными ведомствами. Во всяком случае, должно применяться правило: военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей безвозмездно получают в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами или иными нормативными актами.

Можно ли в данном случае говорить о праве военнослужащих на приватизацию жилья? Закон от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 28 марта 1998 г.) не содержит каких-либо исключений относительно нанимателей - военнослужащих. Поэтому он в принципе применим и к случаям приватизации военнослужащими государственного, муниципального жилья.

Но, по смыслу Закона "О статусе военнослужащих", ведомственное жилье до истечения 20 лет (и в некоторых других случаях) и возникновения права "постоянного" жилья не подлежит приватизации. Иные суждения и толкования (в смысле - "все-таки подлежит приватизации") приводят к разрушению самих основ юридической конструкции этого Закона. Ведь можно представить ситуацию: офицер, начав службу и вселившись в ведомственную квартиру, тут же начнет ее приватизировать со ссылкой на положения о приватизации жилья.

Это довольно серьезное противоречие и непродуманность юридической конструкции Закона приведут к сложностям при рассмотрении конкретных дел. Видимо, в Законе следовало сделать специальную оговорку об особенностях приватизации жилья, закрепленного за военнослужащими.

Как определено в комментируемом Законе, служебные жилые помещения могут быть предоставлены военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей и на весь срок военной службы. Это военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г.

Жилищные права перечисленных четырех категорий военнослужащих необходимо уточнить и конкретизировать, особенно в сравнении с исходным п. 1 Закона от 27 мая 1998 г. об обеспечении жильем "...не позднее трехмесячного срока за счет государственного или муниципального жилья". Военнослужащие первых двух категорий обеспечиваются служебными жилыми помещениями независимо от заключения специального контракта о прохождении военной службы, а последних двух категорий - при наличии контракта, заключенного после 1 января 1998 г.

Но положение о предоставлении последним двум категориям лиц служебного жилого помещения противоречит п. 1 ст. 15 Закона, поскольку военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Возможно, законодатель здесь имел в виду необходимость заключения последующих контрактов - второго, третьего и т.д., чтобы возникло право получения жилья на общих основаниях. В явном противоречии находятся и положения абз. 8, 9 п. 1 ст. 15 с нормами исходных абз. 1, 2 п. 1 ст. 15 ("Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями...").

Закон от 27 мая 1998 г., как уже говорилось, предусматривает предоставление жилья военнослужащим и членам их семей, во-первых, на общих основаниях, т.е. путем предоставления жилья за счет государственного, муниципального жилья, не являющегося по правовому режиму служебным (это помещение, подчеркнем еще раз, может быть ведомственным или относящимся к государственному или муниципальному жилищному фонду). Как разъяснено в Постановлении N 9 Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления. Указанным военнослужащим и гражданам жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления в течение трех месяцев после их прибытия на избранное место жительства. Вместе с тем требования военнослужащих о предоставлении им помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. Во-вторых, возможно получение служебного жилого помещения в вышеизложенных случаях. При этом военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными актами.

Служебные жилые помещения предоставляются в закрытых военных городках на весь срок службы. Бытует мнение, что вся находящаяся в них жилая площадь всегда является служебной. Это ошибочное суждение. Жилые помещения в них могут принадлежать различным ведомствам и фондам. Вся жилая площадь в закрытых военных городках, как известно, не подлежит приватизации. Однако дело тут не в характере жилья, а в особом правовом режиме таких городков.

Попытки истолковать положения Закона от 27 мая 1998 г. в том смысле, что предоставляемое военнослужащим жилье по правовому режиму должно быть квалифицировано всегда как служебное, не вытекают из содержания этого акта. В нем четко сказано, что при продолжении военной службы свыше указанных сроков (5 лет) военнослужащим предоставляются жилые помещения на общих основаниях. По смыслу Закона от 27 мая 1998 г. в таком же порядке военнослужащим и членам их семей должно предоставляться жилое помещение и при переездах к новому месту службы, изменении места жительства.

Подполковник Л., будучи не обеспеченным по месту новой службы (после перевода) в г. Томск, перед увольнением с военной службы по достижении предельного возраста обратился к командованию с рапортом, в котором поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в г. Томске или в г. Новосибирске в обмен на квартиру, выделенную ему по прежнему месту службы в п. Шилово Новосибирской области. В данной просьбе Л. было отказано, и он был уволен с военной службы как достигший предельного возраста. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Л. о предоставлении жилья.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений. Коллегия удовлетворила протест, относящийся к вопросу о предоставлении жилья. Как указано в определении, решение суда первой инстанции противоречит закону и ущемляет права военнослужащего на получение жилья по месту службы. Надзорная инстанция обязала командира части восстановить нарушенное право офицера Л. на жилье путем предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по последнему месту службы по нормам и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С. 9 - 10).

Как указано в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г., п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жильем по установленным нормам, распространяется на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Арбитражные, Гражданские, Уголовные Дела

Изучение и глубокий анализ всех обстоятельств дела

Разработка перспективной юридической защиты

Пантюшов & Партнеры

Эффективные юридические решения

Адвокаты Пантюшов & Партнеры надежно защитят Ваши интересы в суде

В судах общей юрисдикции и в арбитражных судах желательно участие адвоката в деле, т.к. суд не вправе оказывать юридическую помощь участникам процесса, поэтому, приглашение адвоката позволит обеспечить квалифицированную юридическую поддержку в судебной тяжбе. В исковом заявлении (отзыве на иск) адвокат, опираясь на доказательства и закон, просит суд удовлетворить или отказать в удовлетворении исковых требований, причем, в арбитражном суде юридическая квалификация требований является обязательной в силу закона, т.е. участник спора должен указать нормы права, которые были нарушены другой стороной и нормы права, на основании которых испрашивается судебная защита.

Свыше 20 лет юридической практики

Участие адвоката в процессе оказания юридической помощи имеет определенные преимущества, т.к. репутация адвоката является гарантией добросовестности исполнения адвокатом своих обязательств перед Доверителем. Каждый адвокат дорожит своей репутацией, которая складывается в процессе адвокатской деятельности. Наша задача – бороться за права наших Доверителей. Юридические проблемы могут появиться в жизни каждого, тем более в процессе осуществления предпринимательской деятельности организации. Приглашение адвоката гарантирует возможность выяснить правовые последствия совершения тех или иных действий.

Представление интересов в арбитражных судах и в судах обшей юрисдикции

Состязательность судебного процесса обуславливает важность участия в судебном разбирательстве адвоката. В арбитражных делах, которые рассматриваются в арбитражных судах, представительством участников спора занимаются профессиональные юристы – штатные сотрудники компаний, юристы от юридических фирм и, конечно, адвокаты, специализирующиеся на арбитражных спорах (арбитражные адвокаты).

Арбитражные споры вытекают из предпринимательских отношений, что предопределяет обязательное участие адвоката (юриста) в деле, который составляет правовую позицию, обосновывая ее нормами материального права. Между тем, арбитражный суд вправе дать самостоятельную юридическую квалификацию обстоятельств спора и принять решение, которое будет мотивировано иными нормами законодательства, нежели теми, которые были указаны в исковом заявлении или в отзыве на исковое заявление.

Адвокатская группа Пантюшов & Партнеры – это коллектив московских адвокатов, имеющих адвокатский стаж от 15 лет и значительный опыт по представлению интересов в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах по спорам, вытекающим из гражданских и предпринимательских отношений. Защита по уголовным и административным делам также является областью нашей специализации и составляет достаточно весомый объем нашей адвокатской практики.

Глубокий анализ мельчайших обстоятельств каждого дела обеспечивает высокий уровень юридической защиты и позволяет найти оптимальное и юридически верное решение возникших разногласий в интересах доверителя. Возбуждение гражданского дела в суде (арбитражном) суде, а также возбуждение уголовного дела требует участие адвоката в качестве представителя (защитника). В процессе реализации своих полномочий адвокат разрабатывает юридическую позицию по делу, консультирует доверителя по различным вопросам, возникающим в рамках соответствующего производства, будь то уголовный (административный) процесс, спор в суде общей юрисдикции или разбирательство в арбитражном суде, а также составляет необходимые процессуальные документы.

Высокая квалификация адвокатов группы Пантюшов & Партнеры обеспечена отличным образованием (МГЮА им. Кутафина О.Е., МГУ им. М.В. Ломоносова, Университет МВД РФ). Адвокаты при оказании юридических услуг руководствуются законом и кодексом профессиональной этики адвокатов. Разумная и гибкая гонорарная политика Полная конфиденциальность отношений в рамках участия адвокатов в процессе реализации своих полномочий. Все сведения, полученные адвокатом при исполнении поручения доверителя, защищены законом и составляют адвокатскую тайну. Это важная гарантия сохранения всех сведений, полученных при оказании квалифицированной юридической помощи

Когда необходимо обращаться за услугами адвоката

Адвокаты представляют собой отдельное сословие юристов, представляющее собой независимую корпорацию, действующую с целью оказания квалифицированной юридической помощи всем заинтересованным лицам. Адвокат – это независимый советник в области права, оказывающий юридические услуги в форме консультаций, посредством составления документов юридического характера, а также путем представления интересов в суде. Необходимость обращения к адвокатам с целью получения разъяснений юридических вопросов или в целях приглашения адвоката для представления интересов в суде, арбитражном суде или для защиты по уголовному делу может возникнуть в различных ситуациях, возникающих из гражданских отношений между гражданами, так при спорах в процессе ведения предпринимательской деятельности между организациями.

Нам доверяют

Отзывы клиентов

От лица своей компании выражаю огромную благодарность адвокатской группе Пантюшов & Партнеры за отлично проделанную работу и великолепный результат! Моя фирма снова на плаву! Спасибо!
Обратился в адвокатскую компанию Пантюшов & Партнеры по поводу возврата долга от поставщика. Суд выиграли. Деньги взыскали. Благодарю!
Сердечно благодарна сотрудникам адвокатской группы Пантюшов & Партнеры за Ваше внимательное отношение к моей проблеме. За выигранный арбитражный суд! Что бы я без Вас делала!
По воле судеб пришлось обратиться к адвокатам. Очень рад, что попал именно в Вашу адвокатскую группу. Дело выиграно. Благодарю.
Очень счастлива, что так вовремя узнала про Вашу организацию. Дело уже дошло до суда, но Вы успели подхватить мое дело и правильно расставить все приоритеты. Спасибо Вашей прекрасной адвокатской группе Пантюшов & Партнеры. Желаю Вам процветания!
Обратился в адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры для расторжения договора аренды через суд. Прекрасные мастера своего дела, добротно отработали. Примите мою благодарность!
В связи с невыполнением заказчиком условий договора подряда мне пришлось обратиться в суд. Порекомендовали адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. Я обратился и не прогадал. Очень грамотно и квалифицированно отработали по моему вопросу. Суд выиграли. Договор с заказчиком расторгли, неустойку взыскали. Спасибо. Буду Вас рекомендовать всем знакомым!
Сердечно благодарна адвокатской группе Пантюшов & Партнеры за проделанную работу по делу о назначении досрочной пенсии как педагогическому работнику. Спасибо, за то, что Вы есть и помогаете нам! Долгих лет жизни и процветания!
Я очень рада сотрудничать с компанией Пантюшов & Партнеры. Очень приятные и доброжелательные сотрудники, очень хороший сервис. Выиграли арбитражный суд и теперь я могу жить и спать спокойно. Спасибо и удачи!
По рекомендации обратился в данную компанию Пантюшов & Партнеры. Очень понравился профессиональный подход сотрудников. Желаю жить и работать в том же духе!
Второй раз обращаюсь в адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. И второй раз Вы на высоте. С удовольствием рекомендую Вас всем, особенно кто связан с бизнесом. Молодцы и удачи!
Я случайно зашла в данную организацию, но Ваш сервис и профессиональное отношение сделали нас друзьями. Суд выигран, обидчик платит, я счастлива. Огромное спасибо сотрудникам адвокатской группы Пантюшов & Партнеры!
Отличная компания! Процветания Вам и Вашим клиентам! Благодарю за профессионализм!
Рекомендую всем, кто столкнулся с проблемами по договорам сделки, эту великолепную адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. Быстро и легко решают все Ваша проблемы. Здорово! Спасибо!
В интернете увидела Вашу страничку и позвонила. Очень рада, что судьба свела меня с адвокатской группой Пантюшов & Партнеры. Решили все мои проблемы с заказчиками, выиграли два суда. Спасибо Вам! Буду рекомендовать всем друзьям и знакомым!
Счастлива, что Вы есть. Спасибо за Вашу работу, подход, профессионализм сотрудников! Буду рекомендовать Вашу компанию всем друзьям.
Очень профессионально провели дело и выиграли суд. Я в восторге! Желаю побольше клиентов и интересных дел!
Порекомендовал друг адвокатскую группу Пантюшов & Партнеры. Я обратился. Могу сказать только хорошее. Долго и упорно, но мы выиграли все суды. Я благодарю всех за участие в моем деле.
Прекрасная компания! Великолепные результаты! Очень счастлива и горжусь за себя и Вас, что это все прошло и мы победили! Адвокатской группе Пантюшов & Партнеры – большое спасибо!
Хочу выразить огромную признательность адвокатской группе ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, которая спасла моего мужа от уголовного дела, а меня от разрыва сердца. Хорошо, что мне подруга вовремя дала совет обратиться именно к ним, которые просто спасли супруга от риска попасть в тюрьму. Большая благодарность и проф. успехов!
Я раньше никогда бы и подумать не могла, что с работой у меня возникнут такие проблемы, мне месяцами не выплачивали зарплату, а также было еще очень много нюансов, которые требовали идти за помощью к компетентному специалисту. Обратилась к адвокатской группе ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, они мне очень помогли, благодарна.
Мой бывший муж очень наглый и бессовестный человек, но при деньгах, и хотел при разводе забрать детей и оставить меня ни с чем, хотя, когда выходила за него замуж, не было ни гроша у него. В общем, мне требовался хороший адвокат, чтобы оставить детей, о имуществе особо разговора не было, пусть забирает, лишь бы дети остались со мной. Его адвокаты хорошо поработали и я очень переживала, что мой не справится. Но адвокаты ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ очень помогли!
Адвокатская группа ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ защищала моего супруга по с. 1 ст.105 УК РФ, они добились переквалификации на причинение смерти по неосторожности, вы просто спасли моего мужа. Дай Бог вам здоровья и профессиональных успехов.
Хорошие адвокаты по уголовным делам ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, помогли мне избежать наказания за преступление, которого я реально не совершал
После проверки работы компании контролирующим органом, вскрылись косяки, за которые работодатель не захотел сам отвечать, и решил ответственность скинуть на меня. Попросили написать покаянное письмо, под предлогом, что это надо только для отмазки, и, что типа меня прикроют. А по факту это покаянное письмо оказалось в ОБЭП и хотели впаять 165 ч.2. За день до этого я проконсультировался с адвокатом Пантюшовым О.В. на всякий случай, но тем не менее, все произошло так быстро, что в самый момент, я все же растерялся, настолько это было коварно. Благодаря грамотному подходу адвоката, все удалось остановить уже на стадии доследственной проверки. На допросе он мне очень помог, словами это не выразить. Спасибо.
У меня очень сложная работа. Буквально минуты свободной не найдётся, а вопрос по наследству сам по себе, конечно, не решится. Хорошо, что узнал о адвокатской группе ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ. Не думал, что сейчас есть адвокаты, которые смогут в любое время работать. Встретились вечером в воскресенье, обо всем договорились. В итоге они решили все практически без моего участия. Очень доволен ими.
Адвокат Пантюшов помог мне разобраться с арбитражным делом! Дело выиграли! Мой адвокат - настоящий профессионал.
Искала хорошего адвоката по арбитражным делам, и именно тогда узнала об адвокате Пантюшове О.В.. Мне тогда казалось, что мы не справимся, но дело выиграли. Мы ему очень благодарны. Замечательный адвокат и просто хороший человек.
Обратилась к адвокату из конторы ПАНТЮШОВ & ПАРТНЕРЫ, так как моего сына задержал за распространение наркотиков, грозило от 10 до 20 лет. Они доказали, что фактически сбыта не было, а только хранение, дали условно. Спасибо вам большое, что не дали сломать жизнь моему сыну.

Адвокаты

Адвокат в судебном процессе разрабатывает позицию, анализируя и исследуя все обстоятельства дела. Адвокат оценивает совокупность доказательств, которые положены противной стороной в основу своей позиции, адвокат вправе самостоятельно собирать доказательства по делу, хотя приобщать к делу доказательства имеет право только суд по ходатайству адвоката.

Особое значение в судебном процессе имеет заключительная речь адвоката в прениях сторон после окончания разбирательства по существу. Прения состоят из речей сторон по делу, в прениях дается анализ доказательств по делу, на которые ссылаются стороны, и в конце делаются выводы по сути дела.

Страница 1 из 5

Глава 10. Особенности жилищного обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей
2. Право военнослужащих на получение жилых помещений в жилищном фонде социального использования
3. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих
4. Особенности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Жилищный договор
5. Формы реализации права на жилище лиц, увольняемых и уволенных с военной службы

1. Сущность и гарантии жилищных прав военнослужащих и членов их семей

Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого являются Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.
Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством. Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:
- во-первых, обладание военнослужащим гражданством своего государства и общим правовым статусом личности, включающим в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам, в том числе и в жилищной сфере (указанное правило не изменилось в связи с предоставлением с 2004 г. возможности прохождения в России военной службы иностранным гражданам, так как указанные лица имеют жилищные права на территории государства, гражданами которого они являются, а также в определенных формах и на территории России);
- во-вторых, исполнение военнослужащим обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, т.е. наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. Последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, т.е. они должны быть "совмещены" с интересами военного дела или иной области общественных отношений, в которой федеральным законодательством предусмотрено прохождение военной службы в целях реализации функций государства.
Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, что может повлечь за собой некоторые ограничения военнослужащих в конституционных правах и свободах. В целях компенсации указанных ограничений государство предоставляет военнослужащим определенные права. Права военнослужащих, связанные с прохождением ими военной службы, призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов.
Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита, обеспечение военной безопасности Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением социальных гарантий и компенсаций.
Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности приобретения жилья при желании и в других установленных законом формах.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы.
Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.
Закон закрепляет комплекс социальных гарантий и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище.
Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 15 закрепляет следующие социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
- регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3);
- предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4);
- обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем за счет государственных жилищных сертификатов. Документы о сдаче жилья по месту службы представляются только при получении постоянных жилых помещений (п. 14);
- предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8);
- бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9);
- безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6);
- предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12);
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (п. 3);
- обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений (абз. 2 п. 1 ст. 23).
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания Российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вышеназванные социальные гарантии и компенсации военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов права в жилищных отношениях.
Военнослужащие - иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). Они также регистрируются по адресам воинских частей.
С принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - новый Закон), который вступил в силу с 1 января 2005 г., система обеспечения военнослужащих жилыми помещениями претерпела существенные изменения, которые заключаются в следующем.
1. Как и прежде, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Однако кардинально меняются формы и порядок реализации права военнослужащих на жилище.
2. В то же время, по мнению автора, конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, под таковым понималось жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма в бессрочное пользование или в иной форме (например, оформляемое в собственность военнослужащих).
Новым Законом предусматривается, что для всех указанных категорий военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания подлежат в обязательном порядке освобождению, или на определенный срок - на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Таким образом, можно сделать вывод, что государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих).
Необходимо также иметь в виду, что ранее Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ были внесены изменения в абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым жилые помещения предоставляются военнослужащим в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих пунктах. Существенным недостатком нововведения является отсутствие каких-либо критериев, позволяющих определить понятие "близлежащие населенные пункты", т.е. данный вопрос отнесен на рассмотрение командования и жилищных комиссий. Однако в любом случае прежде всего должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Новым Законом (новая редакция п. 2 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") конкретизировано, что жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения при этом могут быть различные: как предоставление жилого помещения по договору социального найма, так и предоставление жилья в собственность.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
3. С 1 января 2005 г. признан утратившим силу п. 7 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором был предусмотрен институт субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья или его строительство. Указанная форма решения жилищного вопроса военнослужащих зарекомендовала себя с наихудшей стороны, поскольку, с одной стороны, при недостаточности бюджетного финансирования, а с другой - при наличии внебюджетных средств, а также из-за большого количества дискреционных (усмотренческих) полномочий командования, как форма реализации права на жилище не была доступна для широкого круга военнослужащих.
4. С органов местного самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). С 1 января 2005 г. такая форма реализации права на жилище является правом органов местного самоуправления. Соответственно этому с них снимается обязанность по включению органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов (п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
5. Изменена редакция п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", касающаяся вопросов обеспечения жильем лиц, увольняемых с военной службы.
Обеспечение жильем военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, произошли следующие изменения: во-первых, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы в настоящее время лежит только на федеральных органах исполнительной власти, т.е. возложенная ранее на органы местного самоуправления указанная обязанность с них снимается; во-вторых, провозглашается, что на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем.
В то же время лица, уволенные до 1 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им будет ежемесячно выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
6. Новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является накопительно-ипотечная система, которая вступила в действие с 1 января 2005 г. Порядок функционирования данной системы определен Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. Более подробно накопительно-ипотечная система будет рассмотрена ниже.

Один из наиболее приоритетных государственных вопросов - это обеспечение жильем военнослужащих. Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей. По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.

Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность. По действующему законодательству увольнение в запас без выделения квартиры или дома не допускается, при этом вместо предоставления недвижимости возможна выплата эквивалентной денежной суммы. Также доступно участие в программе военного ипотечного кредитования, позволяющего стать собственником недвижимости на выгодных условиях и без очереди.

В размещенной ниже статье будет подробно рассмотрен общий порядок военного жилищного обеспечения, нормы выделяемой площади, необходимые условия для получения и другие особенности данной процедуры.

Регулирование вопроса на законодательном уровне

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в . Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы. Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.

Для постановки в очередь необходимо признание военнослужащего остро нуждающимся в жилье. Для этого ему нужно представить соответствующие доказательства.

Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяются Постановлением. Основанием для подобного заключения является учетная норма жилплощади, установленная российским законодательством для места прохождения им воинской службы либо постоянного адреса регистрации. По этой причине первый шаг, который необходимо сделать контрактнику, ему следует подать заявление на постановку в очередь на выделение жилья.

Нормы жилья для военнослужащих

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством - это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером. С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов .

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Общая инструкция по обеспечению жильем

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Как получить жилье военному пенсионеру

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение. Далее процедура проводится в стандартном порядке: заявитель становится в очередь, через определенное количество времени ему предоставляется жилплощадь либо денежная сумма на ее приобретение.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.

» Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основная гарантия для военнослужащих – невозможность увольнения без обеспечения жилыми помещениями, если военнослужащий прослужил более 10 лет, а само увольнение по так называемым «льготным основаниям» - достижение предельного возраста, состояние здоровья и организационно штатные мероприятия.

Для реализации жилищных прав, военнослужащий в обязательном порядке должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, причём, это важно, такое признание должно быть в установленном законом порядке, и обязательно ДО увольнения. При этом военнослужащий и члены его семьи признаются нуждающимися независимо от имущественного положения (признания малоимущими не требуется).

При признании нуждающимся в получении жилого помещения учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или по договору соцнайма как у самого военнослужащего, так и у членов его семьи.

Как правило, наиболее часто жилищные права военнослужащих нарушаются из-за безграмотных действий чиновников региональных управлений жилищного обеспечения: неправильное определение состава семьи, соответственно, неправильный расчёт нормы жилой площади, приходящейся на одного члена семьи, попытка любое действие признать «намеренным ухудшением жилищных условий» и др.

Увольнение – только после обеспечения жильём

В публикации адвоката Малого О.И. , Верховный суд РФ, в очередной раз напомнил, что военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены по достижению предельного возраста, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, без предоставления жилого помещения по нормам, установленным законодательством.

Нормы предоставления жилых помещений

Возможно ли военнослужащему получить два (и более) жилых помещения по договору соцнайма? Можно ли уволить военнослужащего, если перед увольнением жилая площадь предоставлена, но установленные законом нормы предоставления не выполнены? Законно ли снятие военнослужащего с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, если нормы предоставления не соблюдены?
Ответы на эти вопросы можно найти в статье адвоката Паншева С.Л. а так же в деле о .

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Подробнее об этом в ответе на посетителя сайта.

Служебное жильё не является местом для постоянного проживания, поэтому его наличие не является основанием для увольнения

К., будучи обеспеченный служебным жилым помещением (а значит – НЕ обеспеченный жильём), был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям; к тому же вопрос об оставлении в списках очередников так же оказался «зависшим» - расформирование части совпало с реорганизацией и расформированием бывших КЭЧ с организацией жилищных департаментов, так что К. остался с носом со служебной квартирой в закрытом военном городке. Поэтому вопрос выселения его и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения – это был только вопрос времени. Подробный анализ ситуации сделан в деле адвоката Паншева С.Л. .

В этой серии публикаций, даны ответы на следующие вопросы:
Наличие служебного жилья: возможно ли увольнение?

После 1 января 2011 г. порядок предоставления очередникам жилья принципиально изменился: теперь жилье предоставляется за счет средств федерального бюджета. В статье адвоката Ромашко Е.А. « » рассказано о судебной практике, где автор доказал: обязанность предоставить жилье у Мэрии существует с 2002 года (строго говоря, даже намного раньше - с момента гибели военнослужащего), и принятие нового порядка финансирования не должно автоматически избавлять Мэрию от ранее неисполненных обязанностей.