Конституция РФ о праве граждан на жилище; юридические гарантии осуществления права на жилище. Кто имеет право на бесплатное жилье? Каждый имеет право на жилье

Статья 40 Конституции РФ, действительно закрепляет право на жилище, но делает это следующим образом:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Первая часть статьи 40 Конституции РФ регулирует право граждан иметь в собственности, на иных основаниях жилые помещения, владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению с соблюдением законодательных предписаний (не нарушая права соседей, сособственников и т.п.). В этой норме речь не идет о том, что государство обязано предоставить каждому гражданину жилое помещение для проживания. Право на жилище является в данном контексте лишь разновидностью права собственности, которое особо подчеркивается и выделяется в силу значимости и специфики объекта. Конституция в том числе, специально гарантирует и право наследования, как разновидность правомочия собственности.

А вот часть третья статьи 40 Конституции как раз связана с обязанностью публичной власти предоставить жилое помещение. Однако, как Вы видите, такое право Конституция закрепляет не за всеми, а только за малоимущими и иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище.

Право на жилище принадлежит каждому физическому лицу, находящемуся на территории РФ. Государство признает это право как естественное, абсолютное и гарантирует его защиту. Право же на получение жилища (обратите внимание, но не право на жилище) является социальным правом. Как и основная масса других социальных прав право на получение жилища рассматривается как право относительное или как «квазиюридическое». Оно не предоставляется на основе принципа равенства всех граждан, а только какой-то группе, категории граждан. Социальные права зачастую закрепляются за лицами, нуждающимися в особой защите (инвалиды, женщины, малоимущие, пожилые, дети и иные), то есть теми, кто в силу своего физического, интеллектуального или иного положения не может на равных условиях «конкурировать» на рынке труда, зарабатывать на свое обеспечение и достойное существование. Социальная справедливость создает формальное неравенство граждан, поскольку тот, кто отчисляет бо льшие по суммам платежи в государственную казну (то есть не малоимущий), не может претендовать на получение таких же субсидий и оплачиваемых бюджетом социальных услуг, что и малоимущие. Сущность социальных субъективных прав противоречит самой природе права как института, закрепляющего равную меру притязаний и обязанностей для каждого. Объем притязаемого социального блага зависит от возможностей государства, экономического состояния общества, в отличие от естественных прав, которые носят абсолютный характер и принадлежат каждому в силу рождения человеческим существом. И в Международном Пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» декларируется обязанность государства принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление права на труд, отдых, социальное обеспечение и страхование, право на достаточный уровень жизни (питание, одежду и жилище), охрану семьи, здоровья, создание условий для получения образования.

Соответственно, степень гарантированности «квазиюридических» прав меньше абсолютных. Понижение выражается в невозможности оспаривания воли законодателя относительно объема, средств и способов социальной поддержки. Пожалуй, наоборот, правовой защите подлежат интересы налогоплательщиков на справедливые и обоснованные параметры «изымаемого» у них в пользу малоимущих. Увеличение размеров бесплатных социальных услуг (а, точнее, проплачиваемых за счет общего государственного бюджета) означает соответствующее уменьшение бюджетных расходов на иные нужды, например, функционирование правоохранительной системы, строительство дорог, экологию, оборону и т.д.

Жилищный кодекс РФ в полном соответствии со статьей 40 Конституции РФ закрепляет право на получение жилых помещений на условиях договора социального найма за малоимущими гражданами, а также некоторыми другими категориями граждан (например, учителя, работающие в сельской местности, военнослужащие, судьи, участковые милиционеры и т.д.). Основания, порядок, условия признания малоимущим регулируются помимо ЖК РФ, также законами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления ведут реестр граждан, которые имеют право по какому-либо основанию на получение жилого помещения. Предоставления жилых помещений в порядке очереди таким гражданам, вставшим на учет как малоимущие, нуждающиеся в получении жилых помещений, осуществляется органами поселений и городских округов.

Таким образом, суд будет защищать Ваше право быть признанным малоимущим, быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения, быть поставленным на учет для получения в порядке очереди жилого помещения (как малоимущего или как учителя, работающего в сельской местности и т.д.), Ваше право получить жилое помещение в порядке своей очереди (а не после тех, кто встал на учет после Вас).

Кроме того, обратите внимание, на то факт, что лицо признается нуждающимся в получении жилого помещения, если у него нет никакого иного помещения, где он имеет право проживать. При наличии жилого дома, жилого помещения, квартиры и др. по нормативу, установленному ЖК РФ, не только на праве собственности, но и на праве социального найма, гражданин не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, право на жилище не является абсолютным, и, что примечательно, право на жилище, как специфическая разновидность права собственности, также может быть ограничено. Так, одним из решений Европейского суда по правам человека, было признано законным ограничение права на жилище граждан Великобритании законом о запрете вселения в собственные дома на островной территории, в целях соблюдения экологического равновесия, этнокультурной автономии образованной на небольшом острове резервации.

  • Понятие жилищного права
    • Система жилищного права
      • Принципы жилищного права
      • Взаимосвязь жилищного права с другими отраслями права
    • Объекты жилищного права
    • Формы собственности
  • Жилищное законодательство (источники жилищного права)
    • Конституционные основы жилищного права
    • Понятие жилищного законодательства
    • Структура жилищного законодательства
    • Действие жилищного законодательства во времени
  • Жилищные фонды
    • Понятие жилищного фонда
    • Классификация жилищных фондов
    • Государственные меры по содействию развитию жилищного строительства
  • Специализированный жилищный фонд
  • Жилищные отношения
  • Субъекты жилищных отношений
    • Стороны в жилищных отношениях
    • Члены семьи пользователя жилым помещением
    • Временные жильцы
  • Возникновение жилищных отношений
  • Жилищные накопительные кооперативы
    • Понятие жилищного накопительного кооператива
    • Члены жилищного накопительного кооператива: права, обязанности, ответственность
    • Источники финансирования деятельности жилищного накопительного кооператива
    • Управление жилищным накопительным кооперативом
      • Правление жилищного накопительного кооператива
    • Обеспечение устойчивой финансовой деятельности жилищного накопительного кооператива и контроль за его деятельностью
      • Контроль за деятельностью жилищного накопительного кооператива
    • Создание, реорганизация и ликвидация жилищного накопительного кооператива
  • Ипотека (залог недвижимости)
    • Договор об ипотеке (залоге недвижимости)
    • Обеспечение прав по договору об ипотеке
    • Особенности ипотеки для военнослужащих
      • Организация накопительно-ипотечной системы
      • Участие военнослужащих в накопительно-ипотечной системе
      • Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения
    • Особенности предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья
    • Ответственность за нарушение договорных обязательств и норм жилищного законодательства
  • Товарищество собственников жилья
    • Создание и деятельность товарищества собственников жилья
    • Правовое положение членов товарищества собственников жилья
    • Средства товарищества собственников жилья
  • Изменение жилищных отношений
    • Изменение жилищных отношений
    • Вселение в жилое помещение других членов семьи. Выбытие из жилого помещения
    • Раздел жилого помещения. Объединение пользователей жилого помещения в одну семью
    • Замена нанимателя жилого помещения или члена кооператива. Отказ пользователя от части жилого помещения
    • Перевод жилого помещения на другой правовой режим
  • Переустройство и перепланирование жилого помещения
    • Понятие и виды переустройства и перепланирования
    • Основания проведения переустройства и перепланировки
    • Ответственность за незаконное переустройство и перепланирование жилья
  • Распоряжение жилыми помещениями
    • Договор купли-продажи жилого помещения
    • Договор мены жилыми помещениями
    • Договор ренты. Пожизненное содержание с иждивением
    • Договор дарения жилого помещения
    • Договор аренды жилого помещения
    • Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу
    • Договор безвозмездного пользования жилым помещением
  • Охрана жилищных отношений
    • Сохранение жилой площади за временно отсутствующими гражданами
    • Переселение на время капитального ремонта
    • Принудительный обмен
  • Прекращение жилищных отношений
    • Основания для прекращения жилищных отношений
      • Выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения
      • Выселение с предоставлением другого жилого помещения
      • Выселение без предоставления другого жилого помещения
    • Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
    • Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
    • Организация предоставления коммунальных услуг
    • Работа с неплательщиками
      • Мероприятия по предупреждению задолженности
      • Мероприятия по снижению задолженности
    • Взыскание задолженности по обязательным платежам
      • Исполнение решения суда
    • Государственная политика в области доступности жилья населению. Новый Жилищный кодекс Российской Федерации и право на жилище
    • Управление многоквартирными домами
    • Договор управления многоквартирным домом
    • Проблемы на этапах создания и деятельности товариществ собственников жилья и рекомендации по их устранению
    • Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
      • Органы управления фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
  • Жилищное страхование
    • Общие понятия и роль жилищного страхования
    • Страхование жилищного фонда как важнейшая часть жилищного страхования
    • Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
    • Региональные особенности жилищного страхования
    • Страхование жилых помещений в г. Москве
    • Перспективы развития жилищного страхования
    • Правовое обеспечение жилищного страхования
    • Государственное регулирование жилищного страхования
  • Судебная защита жилищных прав
    • Жилищные права как объекты судебной защиты
    • Основные процессуальные условия осуществления права на судебную защиту жилищных прав
    • Способы судебной защиты жилищных прав (по материалам судебной практики)
      • Иски о присуждении
      • Иски о признании
      • Преобразовательные иски
    • Защита права выбора места жительства, права на регистрацию по месту жительства и по месту пребывания
    • Правовое регулирование жилищных правоотношений в условиях подготовки к Олимпиаде 2014 года

Конституционные основы жилищного права

К конституционным основам жилищного права кроме норм, напрямую регулирующих положения жилищного права, можно отнести большое количество норм, которые не касаются жилищного права вплотную, однако косвенно затрагивают данную сферу или имеют применение по аналогии. Жилищным кодексом прямо предусмотрено применение аналогичных норм.

В ст. 7 ЖК РФ сказано, что в тех случаях, когда жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Так, согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Равным образом это положение применимо к жилищным правам. Жилищные права человека защищаются всеми предусмотренными законом способами (административным, судебным, самозащитой и др.).

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Любой человек при нарушении его жилищных прав может обратиться к прокурору. В рамках предоставленных законом полномочий прокурор приносит протест, представление, предостережение.

Прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

При наличии в описанных в заявлении или жалобе гражданина нарушениях закона содержащих признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, прокурор имеет право возбудить уголовное дало. С жилищным правом связаны составы таких преступлений, как незаконное проникновение в жилище, приобретение квартиры путем вымогательства, мошенничества, использования поддельных документов и др.

Статья 46 Конституции РФ даст общее представление о судебном способе защиты. Суд рассматривает споры в жилищной сфере как между физическими лицами (нанимателем и членами его семьи, собственником и арендатором), так и между гражданами, с одной стороны, и жилищными, коммунальными, регистрационными службами (ЖКХ, МУ ДЕЗ, БТИ) - с другой.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц также могут быть обжалованы в суд.

Не получив необходимой судебной и административной защиты, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Имеется в виду, прежде всего Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Часть 2 ст. 8 Конституции РФ закрепляет равное признание и защиту на территории Российской Федерации частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Указанные формы собственности применяются и для жилищных объектов. Закрепление частной собственности на первом месте в перечне видов собственности необходимо, чтобы подчеркнуть важность ее признания. Сложно сказать, сколько и какие еще формы собственности допускались при принятии Конституции, однако список форм собственности оставлен открытым.

В развитие положений ст. 8 Конституции РФ действует и ст. 35, нормы которой направлены на конкретизацию регламентации и охраны правомочий частного собственника. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Именно на данной норме основана приватизация жилых помещений или приобретение их в собственность по гражданско-правовым договорам. Кроме того, данная норма закрепляет триаду правомочий, входящих в понятие собственности как в гражданском, так вив жилищном праве.

Никто не может быть лишен своего имущества и соответственно высален из принадлежащего ему на праве собственности помещения иначе как по решению суда. В случае же административного выселения с санкции прокурора лиц из домов, грозивших обвалом, а также самоуправно занявших помещение, санкция может быть обжалована в судебном порядке. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция РФ также гарантирует право наследования. Думается, данное положение применимо только к жилым помещениям, принадлежащим гражданам на праве собственности.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Во исполнение данной нормы Конституционный Суд вносит в жилищное законодательство различные изменения и поправки.

Аналогично норме ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Жилищный кодекс РФ признает примат норм ратифицированных международных договоров в случае противоречия с нормами отечественного жилищного законодательства. В ст. 9 ЖК РФ сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора

Статья 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Может возникнуть вопрос: почему приведена данная норма? В сфере жилищных правоотношений кроме государства муниципальных образований и соответствующих органов, юридических лиц, владеющих имуществом на правах собственника, хозяйственного ведения или оперативного управления, действуют также товарищества собственников жилья - некоммерческие организации, форма объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом товарищества (ст. 135 ЖК РФ). Объединение в товарищество собственников жилья является делом добровольным.

Во многих статьях Жилищного кодекса используется термин «совершеннолетний» (например, совершеннолетний член семьи нанимателя). Статья 60 Конституции РФ возраст, с которого гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности, т.е. считается совершеннолетним, устанавливает в 18 лет.

Когда участником жилищного правоотношения является иностранный гражданин, применяется норма, закрепленная в ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Однако, в отличие от российских граждан, зарегистрированных по месту жительства бессрочно, иностранные граждане получают вид на жительство на строго определенное время.

Статьи 71 и 72 Конституции РФ, определяя предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, разделяют гражданское и жилищное законодательство, тем самым подчеркивая их самостоятельное значение. Пункт «к» ст. 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к предмету совместного ведения. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьи 25, 27, 40 Конституции РФ имеют к жилищному праву непосредственное отношение. Закрепляя в ст. 40 право на жилище. Конституция относит его к числу основных прав, неотъемлемо принадлежащих каждому гражданину от рождения. Конституция определяет многоаспектность права на жилище:

  1. каждый имеет право на уже имеющееся у него жилище;
  2. каждый имеет право на получение жилища;
  3. существует запрет произвольного лишения права на жилище;
  4. обеспечение права на жилище вменяется в обязанности государства и муниципальных образований;
  5. существуют различные виды жилых фондов;
  6. осуществляются поддержка жилищных прав малоимущих граждан и предоставление им жилья бесплатно или за доступную плату.

Первый аспект права на жилье обеспечивает возможность гражданам стабильно пользоваться имеющимся жильем, защищает их субъективное право на жилище. Однако его не следует понимать как полную свободу действий с жилищем. На совершение отдельных действий (перепланировку, перенос капитальной стены) необходимо разрешение уполномоченных органов. Кроме того, не стоит забывать о том, что свобода действий одного человека всегда ограничивается недопущением нарушений прав другого.

Граждане должны нести соответствующие обязанности: пользоваться жилым помещением по его назначению, соблюдать правила пользования, оплачивать коммунальные услуги, не разрушать помещение. Таким образом, как указано в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Второй аспект права на жилье характеризует возможность гражданина приобрести жилое помещение, т.е. улучшить свои жилищные условия. Жилое помещение может приобретаться различными не запрещенными законом способами: путем совершения гражданско-правовых сделок (купля-продажа, дарение, наследование, рента и т.п.), приватизации, предоставления служебных жилых помещений или помещений в общежитиях, участия в ЖСК, найма жилого помещения и др.

Третий аспект означает, что никто не может быть лишен права на жилище и произвольно выселен из него. Жилищный кодекс определяет основания выселения. По большинству оснований гражданин не может быть выселен без предоставления ему другого помещения. Собственнику жилого помещения при отчуждении земли, на которой стоит дом, для иных целей должно быть предоставлено адекватное возмещение.

Для собственников индивидуального дома с надворными постройками или плодоносящим участком должны быть предусмотрены или денежное возмещение за дом, постройки и урожай, или возможность перенести дом и постройки. Перенос дома и денежное возмещение осуществляются за счет средств организации, для целей которой предоставляется участок. Любое выселение может быть оспорено в судебном порядке. Данные положения препятствуют произволу выселения в любых целях (например, снос жилого дома в центре города с целью строительства на его месте торгового комплекса).

Четвертый аспект осуществления права граждан на жилье означает поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище, принятие необходимого нормативного обеспечения, защиту государством жилищных прав граждан, разработку и реализацию целевых жилищных программ и др.

В соответствии с пятым аспектам на настоящий момент можно выделились следующие вилы жилищных фондов: государственный, муниципальный, частный. Несколько особняком стоит фонд социального использования, формирующийся из строений государственного и муниципального фондов.

Шестой аспект права на жилище предполагает, что малоимущие или иные установленные законом граждане (участники Великой Отечественной войны, военнослужащие и некоторые другие категории) имеют право на предоставление жилья бесплатно или за доступную плату. Жилье предоставляется из государственного и муниципального фондов. Площадь жилья должна быть не менее установленной законом нормы. Большое значение также имеет выделение специального жилищного фонда социального использования. Малоимущим гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг государство предоставляет субсидии.

Таким образом, как верно отмстил П.И. Седугин, по своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений: пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Очень близко с правом на жилище связаны и другие статьи Конституции РФ. Так, ст. 25 Конституции закрепляет неприкосновенность жилища. Никто не имеет права проникать в помещение вопреки желанию его хозяев. В данной статье имеется в виду не только постоянное жилое помещение, но и временное (номер в гостинице). Уголовный кодекс предусматривает незаконное проникновение в жилище в качестве не только самостоятельного состава преступления, но и элемента, отягчающего другие преступления (такие, как кража грабеж, разбой и др.).

Примечание к ст. 139 УК РФ подразумевает под жилищем индивидуальный жилой дом со всеми жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Из вышеизложенного правила имеются исключения. Так, не будет противоправным проникновение в жилое помещение для предупреждения пожара или пресечения преступления. Следователь с санкции судьи может проникнуть в жилое помещение для проведения его осмотра обыска или выемки. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут проникать в жилое помещение только с санкции судьи.

Однако в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 26.12.2008 № 293-ФЭ) в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, посягающих на неприкосновенность жилища, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч.

В течение 48 ч с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан подучить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 № 265-ФЗ) сотрудники милиции имеют право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных налагать, что гам совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Неприкосновенность жилища при наличии постановления суда может также нарушать судебный пристав-исполнитель при наложении ареста на имущество должника.

Не является преступлением и проникновение в жилище, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Также не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения, лицо не могло руководить своими действиями или бездействием (ст. 40 УК РФ). Однако правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, законно проживающие в помещении. Лица, самовольно вселившиеся в помещение, не подпадают под конституционную охрану данной нормы, а в некоторых случаях даже совершают уголовно наказуемое преступление (например, самоуправство).

Немаловажное значение имеет и право на свободу передвижения и выбора места жительства, закрепленное ч. 1 ст. 27 Конституции. С этим правом связана замена института прописки на институт регистрации по месту жительства. Необходимо отметить, что в указанной норме Конституция имеет в виду не только место постоянного проживания лица, законно находящегося на территории Российской Федерации, но и место преимущественного проживания.

Место постоянного проживания представляет собой помещение в местности, где гражданин проживает постоянно. Место преимущественного проживания - место, где гражданин проживает большую часть времени. Однако Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закрепил исчерпывающий перечень ситуаций, когда право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

  1. в пограничной полосе;
  2. в закрытых военных городках;
  3. в закрытых административно-территориальных образованиях;
  4. в зонах экологического бедствия;
  5. на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  6. на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан. Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства. Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены , более детально эти правила разработаны в . гласит: "Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами".

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям ( Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 " ").

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 " ").

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений ().

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

  • 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
  • 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим возможностям, хотя норма ст.40 Конституции конкретно не содержит такой юридической формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех разновидностей жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм международного права). Приватизация жилья: права граждан до и после приватизации / П. В. Крашенниников Москва: Статут, 2006 - 158,

В действующей Конституции Российской Федерации содержится отказ монополии государства на собственность и экономическую деятельность, утверждение равенства всех форм собственности, частной собственности на жилье и землю. Государственный жилищный фонд утратил господствующее положение, возникли частная собственность граждан и юридических лиц на жилищный фонд, частные проектные и строительные организации, банки, образовался ранок жилья, земли и т.п.

Часть 3 ст.40 отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства, любых форм собственности, юридическому регулированию отношений, связанных с удовлетворением жилищных потребностей общества, определению состава жилищного фонда социального использования для социально незащищенных слоев населения и других лиц.

В новой системе каждый самостоятельно вкладывает средства в покупку и строительство жилья как в городе, так и в деревне, не рассчитывая решить возникшую у него жилищную проблему за счет государственного, муниципального и общественного жилищного фондов, а полагаясь на систему компенсаций (субсидий), кредиты для приобретения жилья.

Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, названные в законах, будут обеспечиваться исходя из принципов прежней системы: сохраниться режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленным законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Пользоваться предоставленной площадью они смогут на условиях найма жилого помещения, либо за доступную квартирную плату, либо бесплатно. Предоставление жилых помещений по договору найма в домах государственных или муниципальных жилищных фондов, как и прежде, будет осуществляться без оплаты их строительной стоимости. При этом обеспечение указанных жильем на таких условиях возможно неоднократно.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования. Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим. Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40, проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от органов государственного управления и местной администрации.

Создание правовой базы жилищной реформы углубит принципиальные перемены в этой сфере. Помимо приведенных выше законов действуют правительственное постановление РФ о переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг. Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Ковалев С.А. "Права человека в современной России". Издательство "Человек", 2005 год.

Никто не может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним проживающими лицами; ни иными гражданами.

Основания и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника жилого помещения.

Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд (по ст.46).

Вопрос: Конституцией РФ гарантировано право на жилище. Если у гражданина РФ нет никакого жилья, может ли он через суд потребовать от властей предоставления ему жилья?

Ответ: О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». В российском законодательстве понятие «жилище» определено в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ. Жилищный кодекс РФ устанавливает, что жилище — это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, пригодное для постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным условиям, техническим правилам и нормам, требованиям закона. Видами жилища являются: жилой дом или его часть; квартира, ее часть; комната.

В ст. 40 Конституции РФ закреплено, что:

— каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;

— малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Так, конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. В этой норме речь не идет о том, что государство обязано предоставить каждому гражданину жилое помещение для проживания. Право на жилище является в данном контексте лишь разновидностью права собственности, которое особо подчеркивается и выделяется в силу значимости и специфики объекта.

Между тем в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ содержится обязанность публичной власти предоставить жилое помещение. Однако такое право Конституция РФ закрепляет не за всеми, а только за малоимущими и иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — по договорам из государственного или муниципального жилищного фонда.

Да, право на жилище принадлежит каждому физическому лицу, находящемуся на территории РФ, и государство признает это право как абсолютное и гарантирует его защиту. Однако право на получение жилища является социальным правом. Социальные права закрепляются за лицами, нуждающимися в особой защите, такими как инвалиды, малоимущие, пожилые, дети.

В ст. 49 ЖК РФ закреплено право на получение жилых помещений на условиях договора социального найма за малоимущими гражданами, а также некоторыми другими категориями граждан. Основания, порядок, условия признания малоимущим регулируются, помимо ЖК РФ, также законами субъекта РФ и муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления ведут реестр граждан, которые имеют право по какому-либо основанию на получение жилого помещения. Предоставление жилых помещений в порядке очереди таким гражданам, вставшим на учет как малоимущие, нуждающиеся в получении жилых помещений, осуществляется органами поселений и городских округов.

Таким образом, суд будет защищать ваше право быть признанным малоимущим, быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения, быть поставленным на учет для получения в порядке очереди жилого помещения и право получить жилое помещение в порядке своей очереди.

Однако следует иметь в виду, что лицо признается нуждающимся в получении жилого помещения, если у него нет никакого иного помещения, где он имеет право проживать. При наличии жилого дома, жилого помещения, квартиры по нормативу, установленному ЖК РФ, не только на праве собственности, но и на праве социального найма, гражданин не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.